Андроник , строит. (sic) 1534 Исаия , 1588. Иродион , 1593.      Эти не Заозерские-ль? Давид , 1599. ??Св. Паисий † 1604. Исаия , 1606–8. Боголеп , 1613–25. Феодорит , 1628–31. Фирс определён 30 мая 1634, 1635, 1637, 1638. Кирилл , 1647–58 окт., в июле 1659, 1660, 62, уволен. Сергий , в февр. 1664, в дек. 1674. Сильвестр , 1677, 79, 1684–89; † … Феодосий , в окт. 1692. Филарет Наумов , 1697–1704, 11 мар. отставлен, за беспорядки. Иоасаф , 1704–8, уволен 23 мар. Боголеп определён 23 мар. 1708–1710. Филарет (паки) 1712–17. Павел , 1719–29. Никодим определён 9 мая 1729; † 5 авг. 1738. Симеон , 1741–47. Андроник 1754 перев. в Костромской Богоявленский. Феофан 1760 перев. из Железноборовского; по 1771. Игумены Тимофей , 1771 и 72, перев. в Спасо-Геннадиев. Иосиф перев. из Спасо-Геннадиева, в 1772–80. Нил 1790 перев. в Луховский Тихонов. Евгений , 1794–96, после архим.; в авг. 1801 перев. в Устюжский Архангельский. Архимандриты Анатолий Ставицкий , из префектов Киевской акад., с 1801, а в 1802 перев. в Борисоглебский на Устье. Август определён 1802, а 1809 перев. в Костромской Богоявленский. Парфений , 1810–14. Гедеон , 1819–26. Амфилохий перев. из Луховского Тихонова, в 1826 и 27. Макарий 1827 перев. из Александровского Свирского; † 1832. Никанор , 1832–37. Дионисий Муравьев перев. из Кривоезерской пустыни, в 1837–39, перев. в Макариев Унженский. Игум. Владимир в 1840 перев. из Чухломского Авраамиева; до … – Серафим , 1846–55. – Феоктист , 1856–60. – Митрофан перев. из Железноборовского, 1860–69. Игумены Вассиан , 1509. Варлаам , 1591–1606. Иродион , в янв. 1614. Дионисий , 1623, 34, 35. Сергий , 1646–48. Паисий (строит.) 1678. Пафнутий (строит.) 1684, 1703–7. Варфоломей (строит.) 1722. Мнтрь был упразднён в февр. 1726. Иона (строит.) 1740. Козма (строит.) 1749. Мнтрь обращён в домовый синодальный. Игумены Афанасий , 1335, 1354, 72.       Оба упом. в баснословном Прохор , в исх. XV века.       Соль-Галицком летописце. Мисаил , 1580. Макарий , 9 февр. 1598. Иоаким , в февр. 1600–1617.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Братские КЕЛЬИ на западной и северной сторонах, каменные в два этажа, длиной на 18 саженях. Как сии, так и Настоятельские кельи построены и покрыты листовым железом около 1780 года. 6) Другие братские КЕЛЬИ, между выше упомянутыми и Настоятельскими, также каменные в два этажа, с воротами; построены и покрыты листовым железом около 1790 года. 7) ОГРАДА со всех сторон кроме западной каменная, с четырьмя наугольными башнями; с западной же стороны ограждают монастырь стены братских и Настоятельских келий. Длина ограды около 180 сажен; в ней двое ворот, одни на северной, а другие со шпицем на южной стороне. В 1808 году на двух наугольных с восточной стороны Башнях, вместо обветшавших деревянных куполов, вновь сложены круглые каменные восьмерики с пролётами готической Архитектуры; на них поставлены шпицы с фонарями и покрыты листовым железом. Здания вне монастыря 1)  ЦЕРКОВЬ каменная во имя Преображения Господня в бывшем Спасском, что на Песках, монастыря, а в 1764 году по Штатам Духовным причисленном к сему Яковлевскому. Около 1808 года церковь сия внутри и с папертью выштукатурена, иконостас и иконы поновлены; пол выстлан лещадью гжельской; главы покрыты листовым железом, большая белым лужёным, а четыре малых и кровля на церкви и алтаре чёрным; главы выкрашены ярью зелёной, кровля мумией. 2) Конюшенный двор каменный в два этажа, построен около 1790 года. 3) Ограда каменная с трёх сторон, длиной около 200 сажен, примыкает к вторым братским кельям (см. выше построена в 1802 году. 4) Ограда каменная же кругом Спасского сада, длиной на 105 саженях с палисадом и тремя воротами, построена в 1808 году. О достопамятных происшествиях Из достопамятных происшествий, случившихся в монастыре сем, наиболее замечательны: 1) Обретение мощей св. Димитрия Митрополита, в 1752 году случившееся, и открытие оных в 1754 году в раке. 2) Преложение мощей в новую великолепнейшую серебряную раку, пожалованную от Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, бывшее в присутствии Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ AЛEKCUEBHЫ II в 1763 году, Мая 23. О достойных замечания вещах и о вкладах

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

с 20.07.1699 28.06.1701 Иларион (Властелинский) митрополит рукоположен с 21.03.1703 по 11.03.1711 митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий (Вадбольский), епископ рукоположен с 25.03.1711 13.08.1712 Алексий (Титов), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 21.01.1714 по 25.01.1719 епископ Вятский и Великопермский Игнатий (Смола), митрополит бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 25.01.1719 по 08.09.1721 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Леонид, архиепископ рукоположен с 18.02.1722 по 01.09.1742 на покое; 18.02.1743 Платон (Малиновский), епископ рукоположен, с 19.09.1742 архиепископ с 16(17).07.1744 по 05.04.1748 с 10.06.1745 управлял Московской епархией архиепископ Московский и Севский Иларион (Григорович), епископ рукоположен 22.05.1748 (14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Московской епархией) 03.12.1760 Амвросий (Зертис-Каменский), епископ бывший епископ Переславль-Залесский и Дмитровский, с 08.03.1761 архиепископ с 07.10.1761 по 06.07.1764 переименован архиепископ Крутицкий и Можайский Крутицкая и Можайская С 6 июля 1764 года Имена Сведения Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ бывший архиепископ Сарский и Подонский с 06.07.1764 по 18.01.1768 архиепископ Московский и Калужский Сильвестр (Страгородский) епископ бывший епископ Переславль-Залесский и Дмитровский с 04.02.1768 по 24.02.1771 на покое; 19.10.1802 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Белгородский и Обоянский с 24.09.1771 по 17.03.1776 епископ Ростовский и Ярославский с 16.09.1771 по 20.01.1775 управлял Московской епархией бывший епископ Севский и Орловский с 25.04.1781 по 27.03.1785 архиепископ Казанский и Свияжский В 1785–88 годах епархия управлялась Московской синодальной конторой, а 29 мая 1788 года кафедра была упразднена и присоединена к Московской епископии. Симбирская Учреждена 10 февраля 1832 года Симбирская и Сызранская Кафедра в Симбирске Имена Сведения Анатолий (Максимович), архиепископ бывший архиепископ Минский и Литовский с 10.02.1832 по 7.08.1842 на покое; 14.02.1844

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия//ПЭ. Т. IX. С. 565.), но местные прокатолические власти были настроены к православным враждебно. Так в 50–60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину православный город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные православные приходы, запретив въезд в город православным священникам. В ответ на протесты епископа Даниила направленные в город представители несколько комиссий докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало. С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял епископ Иосиф (Стоянович, ум. 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти епископа Даниила епископ Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Епископ Петр (Петрович; 1774–1783) организовал епархиальную консисторию, которая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же.). 2 ноября 1783 г. на кафедру был поставлен епископ Иоанна (Йовановича, впоследствии епископ Бачский, ум. 1805), который достроил резиденцию в Плашки. С 1786 г. на кафедре служил епископ Геннадий (Димович, ум. 1796), который добился от местной власти исполнения некоторых законов в отношении к православным: впервые австрийский офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович; 1798–1801) перенес кафедру из Плашки в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: епископ Петр (Йованович Видак; 1801–1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашки, в 1804 г. там же — славяно-сербскую школу. В 1809 г. по Шенбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Горно-Карловацкой епархии перешла к Франции. Новые власти повелели епископу Моисею (Миоковичу; 1807–1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г. после объезда приходов маршал Мармонт рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Епископ Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и административном центре каждой провинции. В том же году в Плашки была открыта богословская школа, которая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на которых служили 317 священников и 27 диаконов. Епископ Лукиан (Мушицкий; 1828–1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашки с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и немецкие школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более трети от общего числа. Были открыты еще 4 сербские школы.

http://pravoslavie.ru/41366.html

Реликварий с мощами прав. Анны (Большой скит св. Анны) Реликварий с мощами прав. Анны (Большой скит св. Анны) По преданию, скит был основан в XIV в. прп. Геронтием , последним игум. мон-ря Вулевтирии ( Πλακογιαννκης. Σ. 65). Древнейшие упоминания о ските относятся к 70-м гг. XIV в. В одной из рукописей В. Л. говорится о том, что «в 1575 году пришел в наше собрание отец кир Феодосий серб, и мы дали ему келлию в Святой Анне» (цит. по: Ελγιος (Κουρλας), γρων. ρδβλθυοτεΑθως. Σ. 522). 25 окт. 1666 г. Матфей, духовник валашского господаря Шербана Кантакузино (1678-1688) и ктитор келлии вмч. Георгия в Провате, подарил скиту святыню - левую ногу прав. Анны, матери Пресв. Богородицы. В 1680 г. был построен кириакон в честь св. Анны (перестраивался в 1754 и 1804) на средства К-польского Патриарха Дионисия III Вардалиса, к-рый в то время жил на покое в В. Л. В 1689 г. К-польский Патриарх Дионисий IV утвердил устав скита. В 1728 г. были сооружены нартекс и трапезная. В 1729 г. на средства митр. Артского и Навпактского Неофита, жившего в В. Л., построен храм-усыпальница во имя Живоносного Источника. В 1757 г. кириакон был расписан художниками из Эпира Константином и Афанасием в манере критской школы. В 1784 г. построена колокольня. В 1843 г. нек-рые монахи предприняли попытку отделиться от В. Л., доказывая, что скит всегда именовался Синайским. Смута прекратилась после вмешательства К-польского Патриарха Анфима VI, как видно из его послания (окт. 1847), хотя разногласия между скитом и В. Л. продолжались вплоть до нач. XX в. ( Μαμαλκης. Σ. 507-514). В нач. XX в. в скиту жили 300 монахов. Крайняя келлия Большого скита св. Анны. Фотография. Кон. ХХ в. Крайняя келлия Большого скита св. Анны. Фотография. Кон. ХХ в. Из скита вышли 7 преподобных: Геронтий (XIV в.), Нифонт Афонский (XIV в.), Герасим Новый Кефалонский († 1579), Дионисий Ритор († 1605), Митрофан (XVII в.), Софроний (ХХ в.) и Савва († 1948) и 9 преподобномучеников: Макарий Киосский († 6 окт. 1590), Никодим Албанский († 11 июля 1722), Косма Агиананит († 3 дек. 1760), Лука Адрианопольский, или Митилинский († 23 марта 1802), Иларион († 20 сент. 1804), Никита († 4 апр. 1808), Нектарий († 11 июля 1820), Давид († 26 июня 1813). Здесь готовился к мученичеству Павел Панайотис Пелопоннесский, постриженик В. Л. († 22 мая 1818).

http://pravenc.ru/text/150059.html

В 1701 г. Мазепа подарил обители Пересопницкое Евангелие, перед которым приносят присягу Президенты Украины (известная своим высоким художественным оформлением, эта рукописная книга содержит 1-й известный историкам перевод канонического Евангелия на украинский язык; книга создавалась на Волыни: одна часть рукописи выполнена в 1556 г. в женском Дворецком монастыре близ г. Изяслава на Хмельниччине, другая – в 1561 г. в мужском Пересопницком монастыре на Ровенщине; работа над книгой велась на средства княгини Анастасии Заславской-Ольшанской, которая, приняв монашество с именем Параскевы, была игуменией Дворецкой обители; в 1830-х гг. книгу нашел в библиотеке Переяславской семинарии филолог Иосиф Бодянский, с публикаций которого начинается научная литература о Пересопницком Евангелии как выдающемся памятнике духовной книжности Украины; с переводом семинарии в Полтаву, книга покинула Переяслав; впоследствии она хранилась в Полтавском историко-краеведческом музее, после Великой Отечественной войны – в музее-заповеднике на территории Киево-Печерской Лавры, откуда передана в Национальную библиотеку Украины им. Владимира Вернадского). С 1738 г. при монастыре действовал Коллегиум – одна из высших школ Украины XVIII в. (его открыл Переяславский епископ Арсений Берло, отчего преподаватели называли Коллегиум Берлианским). Обучение в нем было доступно для выходцев из всех сословий, начиналось в 11 и продолжалось на протяжении 11-12 лет. Около половины учеников были из малоимущих семей: они находились на содержании епархии и жили в бурсе – общежитии при Коллегиуме; в низших классах – фаре, инфиме, грамматике, синтаксиме – поэтапно овладевали церковно-славянским, латинским и греческим языками, изучали катехизис (основы христианской веры), священную историю, арифметику и географию; затем следовали средние классы – поэтика и риторика; в 1773 и 1781 гг. были открыты высшие классы – философия и богословие (а до той поры лучших учеников направляли в высшие классы Киевской Академии и Черниговского Коллегиума), которые существовали до 1785 г.; кроме основного предмета, в средних и высших классах учили общую и отечественную историю; с 1802 г. в Коллегиуме преподавали также основы медицины; факультативно изучались немецкий и французский языки. В 1753-1754 гг. в Коллегиуме преподавал поэтику украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794). В 1776 г. Коллегиум был обращен в духовную семинарию. В нач. XIX в. в ней учился выдающийся филолог Иосиф Бодянский (1808-1877). В 1862 г. семинарию перевели в Полтаву. Изначально Коллегиум размещался в специально выстроенном для него деревянном доме; во время городского пожара 1748 г. постройка сгорела, занятия перенесли в пустующий частный дом близ монастыря; в 1753-1757 гг. в обители построили каменный корпус Коллегиума, существующий доныне. С 1862 г. здесь находилось духовное училище, в 1972 г. – открыт Мемориальный музей Григория Сковороды.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_м...

Монастырь Нэстурелу Монастырь Нэстурелу Церковь свт. Николая Чудотворца мон-ря Комана. 1854 г. На территории епископии действует ряд мон-рей, большей частью новых. Мон-рь Плэвичени в с. Дуду, известный также как Алунишул, был основан господарем Матеем I. Строительство было завершено 2 мая 1648 г. на средства Драгомира Добромиреску, сына вел. бана Крайовы Добромира, и Елены, дочери Раду, ключника из Брынковени, близкого родственника Матея I. Среди игуменов мон-ря известен Иеремия Какавела, учитель молдав. господаря Дмитрия Кантемира. Мон-рь сильно пострадал от землетрясения 1802 г. и через несколько лет был закрыт. В 1820 г. приходская церковь Плэвичени стала метохом церкви Крецулеску (Бухарест). Мон-рь был возобновлен в 2002 г., братию составляют 10 монахов, настоятель - протосинкелл Феоктист (Молдовану). Мон-рь во имя вмч. Пантелеимона в Силиштя-Гумешти расположен в 30 км от г. Рошиори-де-Веде. В 1754 г. боярин Раду Штирбей пожаловал место для основания скита. В 1945 г. скит был уничтожен, на его месте построены казармы воинской части. 18 дек. 1995 г. эти строения были переданы вновь основанному мон-рю. Кафоликон во имя вмч. Пантелеимона находится в стадии строительства, богослужения совершаются в часовне во имя свт. Иоанна Златоуста. Монастырь приобрел известность в 2004 г. благодаря мироточению многочисленных икон и стал местом паломничества. Подвизаются 15 монахов, настоятель - протосинкелл Антоний (Лицэ). Мон-рь Адэмешти в 6 км от Александрии был основан в 1991 г. епископом Арджешским Каллиником (Аргату) и функционировал в качестве жен. мон-ря до 1996 г., когда был закрыт. В 2002 г. еп. Галактион открыл мон-рь как мужской. Церковь мон-ря посвящена Рождеству Пресв. Богородицы, часовня - св. Иоанну Русскому. В мон-ре - 5 монахов, игумен - иером. Фанурий (Бельдиман). Мон-рь Брынчени в 39 км от Александрии был основан в 1998 г. Церковь мон-ря посвящена Рождеству св. Иоанна Предтечи. Мон-рь окружен стенами с высокой колокольней, на его территории находятся кельи и трапезная.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

После него остались ученики, которые, возвращаясь в Россию, разносили весть о «благочестивом и чудном отце Паисии» и по его заветам взращивали в русских монастырях старчество. К числу особенно усердно потрудившихся на поприще старческого руководства учеников великого молдавского подвижника принадлежат архимандрит Феодосий (Маслов) (1720–1802), взрастивший старчество в Молчанской Софрониевой пустыни, старец Клеопа Валаамский († 1817), архимандрит Феофан Новоезерский, схимонах Афанасий (Захаров) († 1825). К сонму избранников Божиих, стяжавших благодатные дары иноческими подвигами, принадлежали и некоторые из монахов, удостоившихся архиерейского сана. Великим иноком-аскетом был святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Соколов). Родился он в 1724 г. в Новгородской епархии в семье бедного сельского дьячка. Его отец умер рано, и на долю мальчика выпало сиротство. Ради куска черного хлеба он нанимался в поденщики к богатым крестьянам-огородникам. Однажды мать едва не отдала его на воспитание соседу-ямщику, и только старший брат-причетник отговорил ее от этого шага. Когда Тимофею исполнилось 13 лет, он определил его на свои последние гроши в Новгородское духовное училище. В училище и затем в семинарии Тимофей был одним из самых нищих студентов. Ему и там приходилось наниматься к огородникам копать грядки и часто лишать себя полпорции казенного хлеба, чтобы, продав ее, купить на вырученные копейки свечку для занятий. Бурсаки смеялись над его истоптанными лаптями, и, словно прообразуя своими шутками будущее прославление смиренного однокашника, они, бывало, размахивали этими лаптями перед его лицом и, потешаясь над ним, припевали: «Величаем тя!». По окончании семинарии в 1754 г. Тимофей Соколов был оставлен преподавателем, а через 4 года принял постриг с именем Тихон и в том же году был назначен префектом семинарии. Потом его возвели в сан архимандрита и назначили ректором Тверской семинарии. Святой Тихон никогда не забывал своей нищей молодости и оставался человеком простым, доступным, сострадательным к бедным простолюдинам, благотворителем нищих, голодных, бездомных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Можга, село. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Строительство храма началось в 1816 году на месте предыдущего обветшавшего деревянного храма. Зимняя половина завершена к 1821 году, а летняя - к 1861. Территория, на которой находится Казанско-Богородицкая Церковь, вошла в состав Вятского наместничества в 1780г., а церковь в состав Вятской епархии в 1791г., по Указу Правительствующего синода от 14 февраля1791 г. В документах государственного архива в архивных фондах Вятского губернского правления, Вятской губернской казенной палаты, Вятской духовной консистории, Вятского губернского статистического комитета выявлены документы по истории села Можги с конца XVIII в. Клировая ведомость Богородицкой церкви села Можги за 1844 г. сообщает, что церковь холодная, деревянная, построена в 1754 г. 16 марта 1780г. указом Казанской духовной консистории по резолюции преосвященного Амвросия, архиепископа Казанского и Свияжского велено было в селе Можга Елабужской округи по неимению там теплой церкви построить деревянную церковь во имя святителя Василия Великого. Церковь была построена в соответствии с указом Вятской духовной консистории, по прошению священнослужителей Богородицкой церкви и приходских людей, и освящена протоиереем Елабужского Спаского собора Иоанном 22 октября 1791 г. Под прошением перечислены фамилии прихожан из села и окрестных 33 деревень на двух листах. Приложена ведомость о церкви и краткая справка о приходе (607 дворов, жителей 2661 мужского и 2746 женского пола) и священно-церковнослужителях. В клировой ведомости Богородицкой церкви села Басурман Можги Елабужского духовного правления за 1802 г. указано, что в селе имеется:  первая церковь Богородицкая холодная, вторая - Василия Великого, обе деревянные. В приходе по последнему разбору состояло 465 дворов, а ныне 776. 18 марта 1806 г. в трапезной отдельно стоящей теплой церкви по неосторожности сторожа новокрещённого Тимофея Фомина произошел пожар, в результате чего обгорели стены и потолок, проломилась крыша, сгорели некоторые вещи, а в самой церкви от дыма и жара были повреждены стены, иконостас и образы местных святых, а престол и жертвенник обнажены. К концу мая 1807 г. иконостас и местные образа были исправлены, в трапезной стены и потолок вытесаны, на жертвенник и престол надеты новые одежды и срачицы, и после освящения воды осенью 1807 г. в церкви вновь началось богослужение.

http://sobory.ru/article/?object=14569

И. старается возможно больше времени посвятить академии: преподает в богословском классе; по воскресным дням занимается толкованием апостольских посланий ученикам риторики, философии и богословия (по синодальному указу от 18 дек. 1798); занимается составлением календарей, пишет сочинения. Изучение богословия в КДА шло по «Православному исповеданию» свт. Петра (Могилы) , которое представляло достаточное руководство для низших классов, но в качестве систематического изложения для высших классов предназначалось богословие Фомы Аквинского . Однако жизнь предлагала такие вопросы, которые не стояли перед Фомой. В совр. И. Киеве проживали представители различных исповеданий: католики, лютеране, кальвинисты, социниане, униаты и др. Понятно, что системой Фомы можно было пользоваться как формой, вкладывая в нее правосл. содержание. Каждый преподаватель стремился предложить студентам собственные лекции по этому предмету, однако они не шли дальше расширения трактатов католич. авторов (таков, напр., курс лекций митр. Иоасафа (Кроковского) , прочитанный им в 1693-1697). Архиеп. Феофан (Прокопович) стремился отойти от средневек. схоластических систем, обращаясь к современным ему протестант. богословам; его метод преподавания был столь обширен, что за 1712-1716 гг. он создал 7 книг догматико-полемического богословия. Затем свт. Георгий (Конисский) расположил богословские предметы в систематическом порядке (в 1751-1754 он читал лекции по богословию в КДА), но и он не уложился в 4-годичный курс. Митр. Арсений (Могилянский) в 1759 г. предписал преподавать богословие в академии по одному учебнику, причем чтобы за 4-годичный курс оно было прочитано. Таким учебником стала богословская система архиеп. Феофана (Прокоповича). Преподаватели что-то добавляли, что-то сокращали, но всегда придерживались его плана. Системой архиеп. Феофана (Прокоповича) пользовался и И. в первые годы преподавания в богословском классе. Однако он сознавал необходимость иметь курс богословия в сокращенном виде. В 1795-1800 гг. И. создает свой 2-томный труд «Христианское православное догматико-полемическое богословие» (Compendium). Сразу после выхода в свет (1802) Compendium И. стал учебником по догматико-полемическому богословию не только в Киевской, но и в др. академиях, а по прошествии нек-рого времени - и в ДС. ( Булашев. С. 136). Прот. Георгий Флоровский отмечал, что в первые десятилетия XIX в. «по богословию «созерцательному» (т. е. теоретическому, или догматическому) все еще оставались книги предыдущего столетия,- Прокопович, чаще всего Ириней Фальковский...» ( Флоровский. Пути русского богословия. 1988. С. 200).

http://pravenc.ru/text/674029.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010