Керубини адресовался, как он сам пишет в предисловии к изданию, главным образом к адвокатам церковных судов, так как, по его собственному опыту, они часто впадали в заблуждения, не имея под рукой необходимых «апостолических конституций», знание коих (в особенности – самых последних по времени) является необходимым условием верного правосудия; этот пробел издатель и намеревался ликвидировать: из 922 документов, приведенных Керубини, 800 – «новые», т.е. изданные в течение последних ста лет перед публикацией книги. Публикация Керубини неоднократно переиздавалась: в Риме в 1617 г. в 3–х т.; в 1628 г. при папе Урбане VIII (издание подготовил сын первого публикатора – Анджело Керубини), с дополнительным томом, напечатанным в 1659 г.; при переизданиях содержание публикации расширялось, и пятое издание, подготовленное францисканцами, состояло уже из 6–ти т. (Рим, 1669–1772). Более позднее (хотя менее аккуратное) переиздание в 10–ти т. явилось в Люксембурге (1727–1730), хотя более верятно, что местом печати была все–таки Женева. После 1730 г. были изданы дополнительные тома: 4 тома в 1741 г. (за 1670–1689, 1689–1721, 1721–1730, 1730–1740 гг.), затем тома 15 (в 1748 г.; за период 1734–1740 гг.), 16 (в 1752 г.; за 1740–1745 гг.), 17 (в 1753 г.; за 1746–1749 гг.), 18 (в 1754 г.; за 1748–1752 гг.) и 19 (в 1758 г.; за 1752–1757 гг.); последние четыре тома полностью посвящены буллам Бенедикта XIV. Ряд материалов Люксембургского буллария (в частности, в 9–10 томах) представляет собой результат оригинальных исследований публикаторов. Однако последние тома практически скопированы с Римского буллария, о котором речь пойдет ниже. До 1917 г. Люксембургский булларий – Magnum bullarium готапит (включает буллы пап от Льва Великого до Бенедикта XIII) – использовался как один из основных канонических источников Католической церкви. Римский булларий в 32 томах, надписанный именем Джироламо Майнарди, является изданием наиболее аккуратным и потому практически широко используемым. Майнарди предполагал издать дополнения к Булларию Керубини, в качестве которого он использовал 6 томов, обрывающихся на понтификате Климента X (1670–1676). В 7–м томе (1733 г.), первом томе своего издания, Майнарди перепечатывает все буллы Климента X, от начала понтификата до смерти папы (Bullarium Romanum Тот. 7.), оговаривая в предисловии, что 6 томов Керубини с течением времени должны быть также перепечатаны в исправленном и дополненном виде, с учетом документров Секретного архива Св. Престола. В 1734–1744 гг. вышли еще 7 томов, от Климента X до Бенедикта XIV (за 1670–1740 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом состав и территория Киевской епархии надолго определились еще в самом начале XVIII в., когда из её ведомства выделена была область ведения переяславского коадъютора. Из названий протопопии видно, что территория Киевской епархии, как в первые, так и в 50 годы XVIII в. была очень обширной. В 1757 году она занимала большую часть нынешней Полтавской и Черниговской епархий и была расположена, как раньше преимущественно по левую сторону Днепра; по правой стороне Днепра киевскому митрополиту подчинены протопопии – Нижне и Верхне-Киевская и Трипольская, занимавшие территорию нынешнего Киевского уезда. 909 Пространственной величине её в пределах Русской империи соответствовало число киевских епархиальных церквей и монастырей. В половине 20-х годов XVIII в. в Киевской епархии насчитывалось – 987 церквей. Столько же церквей в ней показано за 1729 год, та же цифра повторяется в половине 30-х годов. Несомненно, что эта цифра, долго обозначавшая число киевских епархиальных церквей, ниже действительной. В 1737 году в Киевской епархии по семи малороссийским и двум гарнизонным полкам значилось 1030 церквей, хотя тогда от нее уже отошла Ивановская протопопия. С киево-печерскими 75 церквами и 2 межигорскими в Киевской епархии насчитывалось 1107 церквей; в 1743 году – 1110 церквей; в 1751 – 1752 гг. – 1130 церквей при 21 городе и местечке; по ведомости 1756 года их было 1141 (в Киеве 22, в епархии 1119). 910 Число церквей по разным протопопиям Киевской епархии было далеко не одинаковое. В то время как в Полтавской протопопии их насчитывалось 115, в Трипольской – только 18 церквей. Это видно из подробных ведомостей о числе церквей в Киевской епархии по отдельным протопопиям за 1757 год. Во всех протопопиях тогда было 39 соборных, 7 ружных и 1097 приходских, 1 праздная и 6 вновь построенных церквей. 911 В 1759 году в Киевской епархии насчитывалось 1157 церквей, из них 1110 приходских и 47 соборных, 912 очевидно ружные церкви причислены к соборным. Что касается числа монастырей Киевской епархии то подробные сведения о них, как о внешних границах и церквах ее, имеются пока только от начала 20-х годов XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

140 Дела Артил. арх. Списки генералитету, штаб и обер офицером 1762 году. Ос. Абр. Ганнибал и старший его брат, Петр, были тогда артиллерии поручиками. 141 Так, например, во время шведской войны, когда все русские, служившие на жалованье, не раз, за недостатком денег, подвергались известным вычетам или, вместо денег, удовлетворялись сибирскими товарами, иностранцы постоянно бывали изъемлемы из этой всеобщей меры и аккуратно получали все чистаганом. 142 При учреждении сената, в 1711 году, не было между сенаторами ни одного иностранца; а при кончине Петра, в 1725 году, оказывается только один, Девиер (впоследствии граф), хотя и португальский жид родом, но женатый на сестре князя Меншикова. 144 Dictionnaire universel d’Histoire et de Geographie, par Μ. N. Bouillet. Paris. 1757 г. c. 1035. 145 Anecdotes interessantes de Russie, tiréés de ses archives. Publiées par un voyageur, qui a séjourné treize ans en Russie. Londres. 1792 r. 148 Сражение Тоннинга тогда же вырезано на медном круге, с надписью: Марс у Тоннинга удивися мужеству Петрову. 1713 г. Точно так же увековечено и взятие Штетина, с надписью: Не стерпя силы Петровы Штетин покорился. 1713 г. Оба медные круга хранятся в кабинете Петра Великого. См. Кабинет Петра Великого. Спб. 1844 г., с. 12. 150 По переписке, сделанной в 1714 году всем домам новой столицы, их оказалось 34550. Там же, с. 118. 151 Именным указом 36-го декабря 1715 г., велено: «Взять из школы адмирала Апраксина таких детей, которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека для науки молодых ребяток из всяких чинов и людей». 152 Die Heutige Historie oder der gegenwärtige Staat von Russland, nach dem Englischen und Holländischen des Hrn. Salmon und Hrn. van Goth ins Deutsche übersetzt von Elias Kaspar Reihard. Altona und Leipzig. 1752 г. c. 397. 153 См. статью: «Госпитальный спорт в 1757 году», помещенную в отделе Смеси июльской книжки журнала «Русское Слово». 1859 г., с. 13. 154 Тогда государь собственноручно выпустил около 20-ти фунтов воды у голландской купчихи Борсте, и больная через несколько дней умерла. Императрица шутя говорила, что за такую операцию императора следовало бы сделать доктором. Нет, не доктором, а хирургом – пожалуй», отвечал император. См. Дневник камер-юнкера Берхгольца, перев. с нем. И. Аммона. 1860 г. Ч. III, с. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Переписка кол. Иностр. дел с учрежденною при дворе следственною коммиссиею об описи имения сосланных при вступлении на престол императрицы Елизаветы I в Сибирь разных чинов. Без Переписка собственной ея величества Вотчинной канцелярии с конторою кол. Иностр. дел. 1753. Без Промемории и запросы из Статс-конторы в кол. Иностр. дел. 1744–1762, 2. Промемории (в отпусках) из кол. Иностр. дел В Статс-контору. 1745–1758, Промемории из канцелярии от строений в кол. Иностр. дел и в ея контору. 1749–1761, Промемории (в отпусках) из кол. Иностр. дел и из ея конторы в канцелярию от строений. 1749–1762, Переписка следственной в Москве о суровских рядах коммиссии с кол. Иностр. дел. 1749. Без Промемории из канцелярии Тайных розыскных дел в кол. Иностр. дел, Промемории (в отпусках) из кол. Иностр. дел в канцелярию Тайных розыскных дел 1742–1762, Доношении С-П-бургской Портовой таможни в кол. Иностр. дел. 1746–1757, Запросы (в отпусках) из кол. Иностр дел в С-П-бургскую Портовую таможню. 1752–1762, Доношении из Камор-конторы в кол. Иностр. дел 1746–1761, Указы (в отпусках) из кол. Иностр. дел в Камор-контору. 1746–1761, Промемории из Ямской канцелярии в кол. Иностр. дел. 1745–1757, Промемории (в отпусках) из кол. Иностр. дел в Ямскую канцелярию. 1742–1758, Доношении в кол. Иностр. дел из конторы Юстиц коллегии 1743–1751, Указы (в отпусках) из кол. Иностр дел в контору Юстиц-коллегии. 1743–1761, Дело по тайной експедиции о конфектурщике италианце Алипрандии. 1745–1748, Переписка коммиссии разбора и описи писем барона Шемберга и купца Меера с кол. Иностр. дел. 1743. Без Переписка Юстиц-коллегии с кол. Иностр. дел. 1754–1760. Без Переписка Камер-Цалмейстерской придворной конторы с кол Иностр. дел. 1759–1762. Без Переписка кол. Иностр. дел с императорским Московским университетом. 1761. Без Доношении из крепости св Анны от обер комендантов в кол. Иностр. дел. 1741–1763, Указы (в отпусках) из кол. Иностр. дел в крепость св. Анны. 1742–1763, 2. Дело о имеющихся на Дону в крепости св. Анны на заграничные расходы деньгах. 1743–1759,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

– Сегодня каждый может помочь нам собственным трудом, – говорит настоятель. – Нужны в первую очередь строительные мастера. В совместном труде созидается община. Глядишь, среди этих людей найдутся и те, кто станет членами нашего прихода. Кстати, сегодня кирха представляет собой зримый пример веротерпимости. Ротонду со стороны Фурштатской улицы лютеранская община уступила католикам. – Они обратились к нам за помощью, поскольку никак не могли найти помещение для своих богослужений, – пояснил о. Александр. – Причем это не обычные католики, а те, которые проводят мессу на латыни. Они подчиняются папе Римскому, но составляют отдельный орден – братство Пия X. Тут единственное место в нашем городе, где они собираются. 577 …В 1517 году Мартин Лютер возглавил Реформацию, в ходе которой произошел разрыв с Римско-Католической Церковью. А 500 лет спустя под сводами Анненкирхе всё возвращается на круги своя… Пасторы Анненкирхе .: И. Л. Шаттнер (1719–37), Ф. Лютке (1737–38), И. Г. Шрайнер (1738–40), К. Э. Рихтер (1740–57), И. А. Эрхардт (1757–62), М. Ф. Гросскрейц (1762–66), И. Б. Лонсерт (1766–78), Т. Ф. Т. Рейнботт (1778–1813), Ф. Т. Рейнботт (1813–37) Ф. Мориц (1838), К. Т. Безе (1838–53), Э. А. Г. Гершельман (1853–54), П. О. А. Зеберг (1855–78), К. Нельтинг (1858–80), Т. У. И. Отто (1867–90), Р. Э. Гессе (1877–87), К. Р. Фрейфельд (1880–1903), Ю. Мютель (1887–1903), А. Мальмгрен (1890–1929), Ф. Лотихиус (1992–95), X. Шмидпот (1995), X. Китцка (с 1995). Патроны евангелическо-лютеранской общины Анненкирхе .: генерал-фельдцейхмейстер граф Я. Д. фон Брюс (1719–20), генерал-лейтенант граф Р. фон Брюс (1720–24), генерал-майор И. Я. фон Гюнтер (1724–34), генерал-майор Б. Э. фон Траутфеттер (1740), генерал-фельдмаршал Г. Р. фон Ливен (1740–46), генерал-аншеф граф В. фон Фермор (1746–52), генерал-майор Я. фон Шульц (1752–57), принц П. А. Ф. фон Гольдейн-Бек (1757–59), обер-камергер К. А. фон Брокторф (1759–76), генерал-аншеф И. фон Мюллер (1776–87), почт-директор Ф. М. фон Бок (1787–91), генерал-майор К. фон Хандвиг (1791–94), камергер граф Г. Г. фон Тизенгаузен (1794–1805), статский советник К. фон Хабарт (1805–1822), военный министр барон П. И. Меллер-Закомельский (1822–23), герцог А. Вюртембергский (1824–33), генерал-адъютант К. фон Толль (1838–42), принц А. Л. X. фон Гессен-Дармштадтский (1842–52), принц Г. А. Э. фон Мекленбург-Стрелицкий (1852–79). С 1881 обязанности патронов Анненкирхе выполняли президенты церковного совета. 578 Лютеранская община св. Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

05.10.1851 09.12.1851 ОДЕССКАЯ 11.06.1857 02.10.1874 ЯРОСЛАВСКАЯ 02.10.1874 26.04.1876 ЖИТОМИРСКАЯ 26.04.1876 20.02.1882 ОДЕССКАЯ, паки 20.02.1882 14.11.1883 Димитрий Поспелов ТЕМНИКОВСКАЯ 25.09(08.10)1923 ВОТКИНСКАЯ 22.09(05.10)1933 ТЕМНИКОВСКАЯ, паки 14(27)06.1934 07(20)02.1936 в/у ЯРАНСКАЯ 14(27)06.1934 07(20)02.1936 СКОПИНСКАЯ 07(20)02.1936 Димитрий Рождественский ЛЕБЕДЯНСКАЯ, обн. 12(25)03.1923 27.04(10.05)1923 ПСКОВСКАЯ, обн. 27.04(10.05)1923 13(26)09.1923 СТАЛИНГРАДСКАЯ, обн. 12(25)06.1924 27.11(10.12)1924 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 27.11(10.12)1924 БАЛАХНИНСКАЯ 04.01.1887 28.10.1887 БАЛТСКАЯ 28.10.1887 13.12.1890 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 13.12.1890 02.11.1896 ТВЕРСКАЯ 02.11.1896 26.03.1905 КАЗАНСКАЯ 26.03.1905 17.03.1908 Димитрий Селезнев БЕЛЬСКАЯ, обн. 16(29)01.1930 04(17)09.1935 Димитрий Сеченов НИЖЕГОРОДСКАЯ 12.09.1742 09.08.1748 РЯЗАНСКАЯ 21.06.1752 22.10.1757 НОВГОРОДСКАЯ 22.10.1757 14.12.1767 Димитрий Сперовский КРЕМЕНЕЦКАЯ 02.02.1903 01.05.1904 ХЕРСОНСКАЯ 01.05.1904 25.01.1907 СУХУМСКАЯ 25.01.1907 25.07.1911 РЯЗАНСКАЯ 25.07.1911 17.06.1917 СТАРОРУССКАЯ Димитрий Сулима БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 16.07.1811 18.06.1821 КИШИНЕВСКАЯ 18.06.1821 04.08.1844 Димитрий Троицкий КАШИРСКАЯ, обн. 07(20)05.1928 ГОРЬКОВСКАЯ, обн. 09.1929 01.1930 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ, обн. " 01.1930 СМОЛЕНСКАЯ, обн. 23.11(06.12)1934 Св. Димитрий Туптало ТОБОЛЬСКАЯ 23.03.1700 04.01.1702 ЯРОСЛАВСКАЯ 04.01.1702 28.10.1709 Димитрий Устимович (Устинович) ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 14.08.1793 01.05.1795 СМОЛЕНСКАЯ 01.05.1795 26.05.1805 Диомид Дзюбан в/у КАМЧАТСКАЯ 10(23)02.1993 13(26)12.1993 АНАДЫРСКАЯ 28.07(10.08)2000 Дионисий БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ (XI–XII вв.) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ XII– XIII вв.) Дионисий ВСЕРОССИЙСКАЯ 02.1581 13.10.1586 Дионисий ПОЛОЦКАЯ 1182(1183?) Св. Дионисий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) ВСЕРОССИЙСКАЯ 15.10.1385 Дионисий ЛУЦКАЯ Дионисий СМОЛЕНСКАЯ Дионисий Балабан-Тукальский ХОЛМСКАЯ 08.1650 ЛУЦКАЯ 28.02.1658 в/у КИЕВСКАЯ 12.1657 28.02.1658 КИЕВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рим стал первым в Европе городом, где серьезно занялись проблемами реставрации и пропаганды памятников культуры. К той эпохе относятся крупные работы: реставрация Аврелиановой стены, строительство Национального музея (Museo Νazionale Romano) в термах Диоклетиана, работы по благоустройству катакомб. Де Росси был членом многих академий, кавалером ордена Почетного легиона, Золотой медали императора Франца Иосифа и многих других наград. Жизнеописания выдающегося исследователя появились уже вскоре после его смерти. Первое из них было панегириком, его издал ο. П.М. Баумгартен по-немецки и по-итальянски 1750 . Более археологический характер носила книга ближайшего ученика де Росси и его продолжателя Орацио Марукки 1751 . Новую биографию де Росси, во многом основанную на архивных материалах, написал о. Антонио Баруффа 1752 . Несколько участников юбилейного XIII Международного конгресса по христианской археологии (1994 г.) посвятили свои доклады деятельности де Росси 1753 , к столетию со дня его смерти была организована выставка материалов и документов. В сентябре 1994 г. прах де Росси был торжественно перенесен в восточную трихору – раннехристианское сооружение на кладбище Сан Каллисто на Аппиевой дороге. Это единственный случай, когда светский археолог покоится в непосредственной близости от захоронений мучеников 1754 . С де Росси были знакомы все русские археологи, приезжавшие в Рим, среди них Никодим Павлович Кондаков и Николай Васильевич Покровский . Кондаков стал членом Общества друзей христианской археологии, председателем которого был о. Луиджи Бруцца, но настоящим вдохновителем – де Росси. Современник так описывает стиль работы Общества: «Заседания были открыты для всех. Максимальная свобода слова... никаких ограничений во времени и пространстве: здесь обсуждали христианскую античность, средневековое искусство, так же как и самые новые открытия» 1755 . He случайно здесь подчеркнута «свобода слова»: она существовала не везде. На одном из заседаний Общества Кондаков сделал доклад об уникальном памятнике христианской античности – деревянных вратах церкви св. Сабины на Авентине с циклом рельефов на библейские и евангельские сюжеты. Русский ученый предложил раннюю дату памятника – V век, и она утвердилась 1756 . Общество любителей христианской археологии почтило память Н.П. Кондакова полвека спустя, на заседании 21 февраля 1926 г. 1757

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ввиду важности указанного пункта в нравственной системе св. отца, мы остановимся на нём несколько дольше, начав с изложения учения св. Амвросия о диаволе и его царстве. Св. Амвросий двояко объясняет причину падения демонов: иногда он говорит, что они пали чрез невоздержание, «возлюбив дочерей человеческих» ( Быт. 4; 2 ), 1741 но чаще указывает на гордость, 1742 как на причину отпадения их от Бога. Последнее мнение у него преимуществует. 1743 За свой грех падшие ангелы были низвержены вниз, причём это «вниз» иногда обозначается, как ад, иногда, – как воздух, а иногда, – как земля. «Место диавола, – пишет св. отец, – во аде, притом в нижней его части, в нижней части того горящего озера, 1744 где «огонь и сера, где огонь не угасает и наказание вместе с тем никогда не прекращается». 1745 В других местах своих творений св. Амвросий говорит о демонах, как властях воздушных, 1746 или даже как пребывающих на небе (spiritalis nequitia in caelo 1747 ). Нужно заметить, что св. отец различает два неба: в собственном и несобственном смысле – caelum verum u coelum appellativum, причём под вторым разумеет воздушное пространство (locus aerius), которое находится между землёй и истинным небом, 1748 или облачное небо над нами. 1749 Как звёздное небо служит местом пребывания добрых ангелов, созерцающих, между прочим, распростёртое пред их глазами (на земле), 1750 а также наблюдающих за воротами рая и испытывающих тех, которые стремятся в него, 1751 так и воздушное небо является местом обитания злых духов, которые стараются помешать людям в их добрых намерениях и направить их ко греху. 1752 Иногда, наконец, св. Амвросий говорит о свержении согрешивших ангелов с неба на землю, в мир, 1753 утверждая, между прочим, что грех начал развиваться на земле именно со времени этого свержения туда диавола. 1754 Указанное противоречие в учении св. Амвросия о демонах примиряется тем утверждением св. отца, что в настоящее время диавол ещё не подвергся окончательному наказанию и потому не находится ещё в определённом месте, 1755 что лишь перед концом мира он взят будет с земли 1756  и свергнут в ад, 1757 в самую глубину земли. 1758

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

296 Председательствующим в МЦК по должности (т. е. попечителем Московского учебного округа) в тот период, с 26 мая 1856 г. по 23 марта 1858 г., был Евграф Петрович Ковалевский (1790–1867). 297 Кугушев Г., кн. Дуняша: Легенда давних времен//РВ. 1857. Т. XII. 23 (Дек.; кн. 1). С. 640–642. В оглавлении, напечатанном на 1-й с. обл.: Легенда давнишних времен. Сюжет баллады, написанной четырехстопным анапестом, таков: барин полюбил свою крепостную, дочь буфетчика Дуняшу, а та уже была помолвлена с коробейником Семеном. Девушку, не пожелавшую стать любовницей помещика, заперли во флигеле. Когда к ней как-то ночью пробрался Семен, влюбленных выдала старуха, приставленная стеречь девушку. Разъяренный барин убил обоих, но потом «не знал ни покоя, ни сна». Кн. Григорий Васильевич Кугушев (1824–1871) – посредственный прозаик, драматург, поэт, комедии которого, однако, пользовались в свое время успехом у публики. 300 Цензор Александр Александрович Берте (18091893), с 1826 г. служил канцелярским чиновником в Департаменте народного просвещения, с 1844 г. – его вице-директор, с 1853 г. – директор, с 1854 г. – директор Канцелярии министра народного просвещения, заведовал цензурой; с 18 января 1860 г. по 10 марта 1861 гг. член ГУЦ. 301 Прохор Иванович Янкевич (1818–?), с 1847 г. служил в Департаменте народного просвещения; с мая 1851 г. был старшим секретарем Канцелярии министра народного просвещения, 25 января 1860 г. занял пост правителя дел ГУЦ. 303 Яков Иванович Прибыль (?–1892), цензор МЦК (с 1859 г.), наблюдал от Комитета за «Современными известиями» в 1873 г. 304 Эта книга немецкого врача Иоганна Фридриха Эрнста Альбрехта (Albrecht; 1752–1814), очевидно, с подачи Гилярова, так и не увидела свет в рассматриваемый период. Альбрехт ради литературной деятельности оставил практику, в 1792 г. стал книгопродавцем в Праге, в 1802 г. – директором театра в Гамбурге. Его жена актриса Софи Альбрехт (ур. Баумер; 1757–1840) первая исполнила роль Луизы в «Коварстве и любви», её пламенным поклонником с 1784 г. некоторой время был Фр. Шиллер. И только в начале XX в. были напечатаны переводы двух небольших книг Альбрехта: 1) Тайны и болезни женщин и девушек: С прил. письма опыт. матери к своей замуж. дочери: Необходимая настол. кн./Пер. с 16-го нем. изд. д-ра мед. А. Б. Андреева. СПб., 1903. 199 с.; на обл. перед загл.: Катехизис женщины; 2) Женские груди: О женской красоте вообще; Женская грудь; Грудь девочки-ребенка; Грудь молодой девушки; Грудь молодой супруги; Грудь матери: О болезнях грудей/Пер. с нем. д-ра А. Б. Головина. СПб., 1904. 145 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

По вырезании на медной доске мастером грыдорованного дела Иваном Соколовым меньшого рисунка, доска была в 1756 году представлена им в Св. Синод, с прошением, какие следует вырезать слова на оставленных для надписи, не отделанных, вверху и внизу местах рисунка. Св. Синод приказал, 1756 г. мая 20-го, в верхнем месте вырезать надпись такую: сей антиминс сиесть трапеза священная на приношение бескровные жертвы в божественной литургии, освятися благодатию Пресвятого и животворящего Духа, сего ради преподается власть священнодействовати на нем во храме; и оставить место наименования храма. А в нижнем месте вырезать туже подпись, какая доселе печаталась, кроме того только, что где, пред речением: «благословлением», поставлен предлог иже, оный исключить, а поставить же, чтобы было вырезано «благословением же» 182 . (Дело арх. Св. Синода 27-го апреля 1752 г., 11). На ускорение работы антиминсных досок и на окончание их повлияло вышеупомянутое дело С.-Петербургского Архиепископа Сильвестра, начавшееся в 1754 году октября 31-го. И первые антиминсы, напечатанные с этим рисунком, были посланы к нему. В 1756 году декабря 9-го, Преосвященный Сильвестр, как видели выше, просил напечатать 20-ть антиминсов вырезаннною в Академии Наук медною доскою. Об этом было из Св. Синода сообщено, 1757 года января 7-го, в канцелярию Академии Наук. А из этой канцелярии, 13-го января того же года, были присланы в Св. Синод требуемые антиминсы, и тогда же отосланы в С.-Петербургскую Духовную Консисторию (Дело арх. Св. Синода 1769, ноября 21, 27, 96). Спустя 8-мь лет после сего, антиминсы оказывались снова неисправно печатными. В 1765 году сентября 7-го Синодальный член Димитрий, Митрополит Новгородский, словесно донес Св. Синоду, что присланные к нему из Московской типографской конторы печатные антиминсы, как видно, от давнего употребления резных досок, коими печатаются антиминсы, оказались весьма неисправными. Св. Синод, вследствие сего, в 1765 году сентября 25-го, указом в Московскую типографию приказал «во всем, что принадлежит до происходящего печатания в Московской типографии, иметь наиприлежнейшее смотрение с крайним радением, дабы как литеры для книжного печатания были отливаны, так и доски для кунштов, употребляемых в книги и для антиминсов, были вырезаны самым исправным и наилучшим мастерством, под опасением штрафа за слабое смотрение (Дело арх. Св. Синод , 1763 г. сент. 7, 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010