Коллегиум, со своей стороны, не был неблагодарен св. церкви за ее заботливость о нем. Он не только приготовлял способное духовенство для церквей Украйны и всей (нынешней) Курской епархии, а частию и нынешних епархий – Полтавской, Екатеринославской, Черкасской и Воронежской, не только образовывал в духе веры молодых людей, которые из стен монастыря переходили на гражданские места и были потом весьма полезными слугами царю и отечеству, но из Покровского же монастыря вышли люди, которые с честью и пользою служили св. церкви в звании архимандритов и архипастырей. Таковы были Арсений, в мире Алексей Могилянский, и родной брат его, Епифаний, в мире Евстафий, Могилянский, в 1727 г. перешедшие из Киевской академии в Харьковский коллегиум и здесь докончившие курс образования. Оба они были знаменитыми проповедниками при дворе императрицы Елисаветы, и первый был духовником ее, а потом митрополитом киевским, славным по святости жизни. Последний скончался архимандритом Киевского Николаевского монастыря, долго быв пред тем протоиереем полтавским. Гавриил, в мире Григорий, Кременецкий, митрополит киевский, был также из числа первых питомцев коллегиума; в Украйне еще и поныне остаются его родичи, например богодуховский протоиерей, Кременецкий, уже старец, живущий на покое. Феодосий Янковский в 1737– 1742 гг. архимандрит Ахтырский, 1743–1744 гг. наместник Сергиевой лавры, 1745–1750 гг. архиепископ петербургский; его родственники Янковские также известны в здешнем крае. Кирилл Флоринский – урожденец слободы Ворожбы, наставник коллегиума, и ректор Московской академии, 1768–1772 гг. епископ Севский, известный по некоторым проповедям, скончавшийся на покое в 1795 г. Иакинф Карпинский, сын протоиерея краснокутского, питомец и постриженец Покровского монастыря, для изучения языков, греческого и еврейского, отправлявшийся в Киев, префект коллегиума, первый преподаватель богословия в Коломне, скончавшийся архимандритом Московского Новоспасского монастыря, известен своим кратким Богословием, которого оригинал завещал он библиотеке коллегиума. Сильвестр, в мире Семен, Лебединский, архиепископ астраханский, получил образование в коллегиуме; родственники его еще живы в Тарановке; сочинения его: а) Приточник Евангельский, М., 1796, в 2 ч.; М., 1807; в первом издании – перевод с дополнениями, во втором – сочинение; б) Нетленная пища, М., 1794; в) краткое Богословие. Димитрий Сулима, архиепископ кишиневский, умер 1843г., сын протоиерея Новой Водолаги. Даниил Сулима кончил курс учения в коллегиуме, с 1811 г. был викарным епископом молдавского митрополита Гавриила, в 1823 г. наименован самостоятельным епископом кишиневским; в продолжение долгого служения в Кишиневе переведены им со славянского на молдавский язык псалтырь, общая минея, служебник, требник, краткий катехизис, святительское поучение, инструкция благочинным. Антоний Шокотов, урожденец с. Богородичного, ныне епископ старорусский. Других знаменитых воспитанников коллегиума увидим мы в последующем обозрении епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

http://drevo-info.ru/articles/19419.html#1 Деревянный храм Святой Троицы заложен через четыре с половиной месяца после основания города, 1 октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Два года спустя его расширили приделами и трапезной с колокольней. Когда 30 мая 1714 года в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. В соборе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В нем торжественно отмечалась Полтавская победа (1709), праздновалось заключение Ништадтского мира со Швецией и присвоение Петру I титула императора (1721). На богослужениях в соборе почти повседневно присутствовала царская семья, а сам государь случалось пел на клиросе или выходил читать Апостол. В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкой церкви было разобрано, и к 1746 году возведен новый " безо всякой перемены " храм, освященный в мае того же года. Здание храма всегда сохраняло первоначальный вид. В 1750 году здание сгорело дотла и восстановлено после пожара в 1756 году архитектором С. А. Волковым, который во всем следовал старым планам. При императоре Александре I Троицкий собор дважды капитально ремонтировали: в 1802 и в 1825 годах, после наводнения 1824 года. К 1869 году здание так обветшало, что совершать в нем богослужения стало небезопасно. Император Александр II распорядился выделить необходимую сумму на ремонт храма. Восстановительные работы начались весной 1876 года, и зимой того же года обновленный храм был освящен. " Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового железа " – из описания собора конца XIX века. Около 150 лет здание собора, перекрытое характерным приземистым куполом с луковичной главкой, было одной из главных достопримечательностей всей столицы. В 1913 году огонь вновь повредил купол, крышу и колокольню. В 1924-1928 годах собор был восстановлен как историческая святыня. В соборе хранилось знамя, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов.

http://sobory.ru/article/?object=34865

С 1765-го года строительство в Монастыре заменено архимандрией и архимандритами Ладожскими были ректоры Семинарии, а в 1771-м году обитель упразднена 3182 . Кроме строительства, в Ладожский Монастырь были посылаемы иеромонахи и иеродиаконы и для священнослужения 3183 . В Старорусском Кречевеком Николаевском Монастыре строиителем был с 1750-го года иеромонах Арсений (Людвицкий) 3184 . Вследствие его старости в Монастырь в августе 1758-го года назначен иеромонах Дионисий (Шестак) 3185 . С 1-го ноября 1759-го года строителем назначен строитель Староладожского Монастыря, иеромонах Илларион (Молчановский), а правящим Старорусскими вотчинами иеромонах Иоанникий (Горонескул) 3186 . В декабре 1759-го года, вместо иеромонаха Дионисия (Шостака), назначен иеромонах Иезекииль (Млодзинский) – «подуправителем» – и иеромонах Варлаам (Баранский), – оба для священнослужения 3187 . В Старорусском вотчинном правлении управителем был с  9-го февраля 1751-го года иеромонах Пахомий (Левецкий). В 1752-м году ои отказался допустить эконома, иеромонаха Никона к ревизии, был вытребован в Монастырь, где и испросил прошение 3188 . После него иеромонах Феодосий, уволенный по болезни в 1757-м году 3189 . В 1761-м году иеромонах Иоанникий (Горонескул) 3190 . В 1746-м году Святейший Синод запросил Монастырь, почему в нем не имеется ординарного проповедника, положенного по штату. Монастырь ответил, что штат остался не конфирмованным и «за недополнением против штата доходов проповедник и поныне не определен, а в Господские праздники, в высокоторжественные и викториальные дни проповедь сказывают в Монастыре самоохотно того жо Монастыря Семинарии ректор и префект, без награждения из монастырской казны» 3191 . Упоминается в документах протодиакон Николай (Осипов) 3192 . В 1743-м году преосвященный Никодим проектировал пред Святейшим Синодом, вместо ежегодного вызова в Петербург для священнослужения в Петро-Пакловском соборе двух архимандритов из разных епархий, избрать для той же цели и посвятить во архимандриты двух иеромонахов Александро-Невского Монастыря, с причислением их к приписным Монастырям Николаевскому Староладожскому и Николаевскому Старорусскому Кречевскому, – с тем условием, чтобы «до оных никакой претензии ни под каким видом они не имели», и с назначением им по 500 рублей годового жалованья. Проекту не было дано движения 3193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Строгость А. вызывала недовольство среди дворян и духовенства епархии. Не решаясь обвинить известного своей аскетической жизнью святителя в корысти, жалобщики, как правило, указывали, что А. по своей немощи не занимается делами епархии, а злоупотребления и мздоимство исходят от служителей архиерейского дома и управляющих консисторией. А. проявил себя непреклонным борцом с расколом, неоднократно обращал внимание Синода и властей на опасные последствия проповеди расколоучителей, обвинял светские власти в потакании старообрядцам. Своей властью А. подолгу держал в заточении богатых и влиятельных купцов-раскольников. В авг. и сент. 1750 г. по распоряжению А. в г. Романове были разобраны 3 старообрядческие часовни, находившиеся в них иконы переписаны с троеперстным перстосложением. Вскоре А. пришлось оправдываться перед Синодом по жалобе старообрядца П. Волчкова, обвинившего архиерея в осквернении церквей и поругании образов. 12 февр. 1751 г. А. доносил Синоду, что в приходе Борисоглебской слободы существовала разобранная по его повелению часовня с иконой св. Параскевы Пятницы, весьма почитавшаяся раскольниками. 15 июня 1761 г. А. сообщал Синоду о самосожжении 63 старообрядцев при приближении военной команды Ярославской губернской канцелярии. По благословению А. в 1743 г. был впервые совершен крестный ход из Ростова в Ярославль с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В тот же год в торжественной процессии вокруг Рубленного города были обнесены мощи святых князей Василия и Константина Ярославских. По инициативе А. состоялось открытие и прославление мощей свт. Ростовского Димитрия (Туптало) . 21 окт. 1752 г. А. лично освидетельствовал мощи свт. Димитрия, обретенные в ц. Зачатия Пресв. Богородицы ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря ; для хранения мощей была сооружена каменная гробница. А. распорядился записывать все чудеса, совершавшиеся у гроба святителя, в специальные тетради. 1-я тетрадь с записями 22 чудес от гроба свт. Димитрия была передана духовнику императрицы Елизаветы прот.

http://pravenc.ru/text/76190.html

Покровский храм (Рубцово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский храм построен в 1745 году Н.М. Нащокиным. Первоначально церковь являла собой редкий для Подмосковья образец стиля барокко, но в начале XIX века была перестроена вместе с другими строениями усадьбы в духе позднего классицизма. Содержание История [ править править код ] Усадьба Покровское-Рубцово возникла во второй половине XVIII в. на месте бывшего селения Рубцово, первые сведения о котором относятся к XVI в. По данным писцовых книг 1585–1586 гг. деревня Рубцово входила в вотчину Алексея Федоровича Ябедина. С XVII века Рубцово перешло во владения рода Нащокиных, вплоть до 70-х гг. XVIII в. В 1755 году Никита Иванович Нащокин разделил свое недвижимое имение, находившееся в разных уездах, между своими племянниками, детьми своего брата. По этому разделу Рубцово досталось лейб-гвардии Семеновского полка солдату Николаю Михайловичу Нащокину. В 1743 г. он подал прошение о строительстве на свои средства каменной церкви. После проведенного расследования о необходимости этого строительства разрешение было выдано. Документы за 1749 г. засвидетельствовали, что церковь построена и «книгами, сосудами и ризами и всякой утварью удовольствована и к освящению совсем в готовности». Указ об освящении новопостроенной Покровской церкви был выдан Московской духовной консисторией в 1750 г. и село после этого стало называться Покровское-Рубцово. В это время в сельце Рубцове насчитывалось «мужского и женского полу сто пятьдесят душ». В 1786 г. усадьба Покровское-Рубцово перешла к Павлу Ивановичу Голохвастову, а с 1891 г. ее владельцем стал Савва Тимофеевич Морозов. Первоначально церковь являла собой редкий для Подмосковья образец стиля барокко, но в начале 19 в. была перестроена вместе с остальными постройками усадьбы в духе позднего классицизма. В годы гонений храм не закрывался. В 1920 г. в храме служил священник Сергей Орлов, прославленный в лике новомучеников и исповедников Российских. В 1972–1974 годах в храме проводились реставрационные работы. Сейчас храм восстановлен и действует. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Пока длилась Тридцатилетняя война (1618-1648) Россия и Швеция были союзниками. Однако в 1656 г. Россия попыталась вернуть себе территории, захваченные Швецией, и добиться выхода к Балтийскому м. Война закончилась в 1658 г. подтверждением границ, определенных Столбовским договором, после чего последовала 2-я волна переселения финнов, в основном из-под Выборга (племя савакот). В 1686 г. в Шведском королевстве был введен Устав лютеранской церкви, зафиксировавший весьма жесткое подчинение церкви гос-ву. В 1703 г. в ходе Северной войны в состав Российской империи вошла Ингерманландия, где было 28 приходов, в т. ч. и финско-шведский приход св. Марии в только что основанном С.-Петербурге (возможно, он переместился из Ниеншанца, т. е. с правого берега Невы на левый). Лютеране получили в Российской империи свободу вероисповедания, ограниченную только запретом обращения православных в лютеранство. Управление лютеран. приходами осуществлял Святейший Синод; в 1734 г. была учреждена подчиненная ему Консистория евангелических церквей (к-рая ведала также реформатскими церквами). Для лютеран. приходов продолжал действовать швед. Устав 1686 г., причем в некоторые приходы пасторов назначал монарх, и они получали субсидии из российской казны. В 1745 г. прежде единый шведско-фин. приход С.-Петербурга разделился на фин. приход св. Марии и швед. св. Екатерины (располагавшиеся соответственно на Б. и М. Конюшенных улицах). Возникли приходы в Кронштадте (1750) и Гатчине (1793). В результате присоединения сначала Выборга и небольшой части Финляндии (1743), а затем и всего Великого княжества Финляндского (1809) изменилось соотношение между немецкоязычным и финноязычным лютеранством в пределах Российской империи в пользу финнов. Но и на литургии, и в проповеди чаще использовали швед. язык. В XVIII - нач. XIX в. финноязычных лютеран С.-Петербургской губ. называли «маймисты» (фин. maamies - крестьянин); племенное деление на эвремёйсет и савакот этнографы фиксировали до нач. ХХ в. В 1819 г. имп. Александр I учредил Евангелическую генеральную консисторию для управления всеми евангелическими (т.

http://pravenc.ru/text/186847.html

Кроме подаяний от богомольцев и пожертвований со стороны благотворителей монастырь получал доходы от отдачи в наем принадлежавших ему пустошей пожень, от арендованных им мельниц и рыбных ловлей в соседних реках и от находившегося близ него перевоза через реку Волгу. Братия усердно занималась хлебопашеством и скотоводством. В 1728 году по постановлению Св. Синода Бабаевский монастырь был отрешен от Переяславль-Залесского Николаевского монастыря. В 1739 году, после смерти деятельного и хлопотливого настоятеля настоятеля иеромонаха Галактиона, на «территории монастыря имелись следующие здания: каменная двухэтажная церковь во имя похвалы Пресвятой Богородицы с тремя престолами; две настоятельских кельи о двух апартаментах, и семь келий братских; те и другие каменные, длиной в 24 и шириной в 3,5 сажени; каменные столовая, хлебня, поварня, погреб и два деревянных хлебных амбара; ограда со стороны Волги каменная с пристроенными к ней кельями, а с прочих сторон — деревянная, с тремя деревянными башнями по углам; конюшенный двор с двумя деревянными кельями, столькими же сараями и амбаром. Монастырю, кроме того, принадлежали две часовни: одна — против него на берегу Волги, а вторая в г. Костроме ». До 1742 года монастырь не имел настоятеля и временно находился под управлением казначея, монаха Феодосия, которого сменил до 1743 года назначенный настоятелем игумен Досифей. В настоятельство игумена Гурия, в 1750-х годах, было установлено ежегодное празднование Иверской иконы Божией Матери . Побуждением к установлению этого праздника послужило то обстоятельство, что Гурий, страдавший болезнью ног, получил исцеление после молитвы перед Иверской иконой, пожертвованной в монастырь в 1724 году жителем посада Большие Соли Василием Исаковым. В конце 80-х годов XVIII века князь Григорий Александрович Потемкин принес в дар монастырю часть мощей Святителя Николая, хранящихся в серебряном вызолоченном ковчеге, помещенном на блюде, которое поддерживается головой металлического ангела. Г. А. Потемкин имел вокруг Бабаевского монастыря до 12 тысяч душ крепостных крестьян.

http://drevo-info.ru/articles/4995.html

Лаврентьевская летопись отмечает: «Прежде была в Переяславе митрополия»). Кроме свт. Ефрема, выдающимися епископами Переяслава были Сильвестр (с 1118 г. до кончины в 1123 г.) – бывший игумен Киево-Выдубицкого монастыря, составитель 2-й редакции «Повести временных лет» (после кончины прп. Нестора Летописца в Киево-Печерской Лавре), и сщмч. Симеон (Симеон II), убитый при взятии города монголами. Ряд других Переяславских архиереев упомянуты в летописях как участники важных событий церковной жизни Руси: в 1101 г. епископ Симеон I вел вместе с князем Владимиром Мономахом постройку Успенского храма в Смоленске, в 1115 г. епископ Лазарь участвовал во 2-м перенесении мощей свв. Бориса и Глеба в Вышгороде, в 1146 г. епископ Евфимий постриг в монашество Киевского св. князя-страстотерпца Игоря, а в 1147 г. участвовал в избрании инока Клима Смолятича на Киевскую Митрополию. В XII в. летописи упоминают Свято-Михайловский храм как место княжеских молений и погребений: в 1114, 1142 и 1151 г.г. здесь погребены соответственно сыновья Мономаха Святослав, Андрей и их племянник Ростислав – сын Юрия Долгорукого; в 1149 г. Переяславский князь Изяслав молился здесь перед боем с соперниками по междоусобице. В XVII в. память о древнем монастыре была запечатлена существованием в Переяславе одноименной приходской деревянной церкви: в 1-й пол. столетия упоминается Свято-Михайловский храм без даты постройки; между 1649-1666 г.г. казак Федор Лобода (†1666) – полковник переяславский, а позже генеральный судья при гетмане Украины, – воздвиг новый храм св. Архангела Михаила. В XVIII в. на месте древнего монастыря существовал новый: в 1711-1713 г.г. был выстроен монастырский комплекс – каменный Свято-Михайловский храм и пристроенный к нему каменный теплый храм прмч. Макария, Благовещенский храм, кельи, дом игумена, поварни, кладовые, подвалы; в 1734 г. обитель пострадала от пожара, в 1737 г. трапезную и кельи восстановили; в 1743-1750 г.г. построен новый каменный Свято-Михайловский храм (по иной версии, в начале и середине XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=29718

С кон. XVII в. в Е. м. ссылали для увещевания раскольников (ГА Красноярского края. Ф. 813. Оп. 1. Д. 79), с лета 1828 по сент. 1831 г. в Е. м. на тюремном режиме содержался декабрист Н. С. Бобрищев-Пушкин. В 1764 г. обитель была отнесена к необщежительным мон-рям 3-го класса. В 1907 г. в Е. м. проживали настоятель архим. Савва и 15 насельников. Вероятно, при первом игумене Е. м. Варлааме (1649?) была построена деревянная ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. Согласно карте С. Ремезова 1701 г., храм был шатровым, с колокольней (см.: Ремезов С. У. Чертежная книга Сибири. СПб., 1882. М., 2003). В 1735 г. был заложен, а в 1743 (или 1745) г. построен одноименный каменный собор с трапезной; сев. придел св. Иоанна Крестителя освящен в 1753 г., главный престол храма в честь Нерукотворного образа Спасителя - в 1756 г. (датировки построек монастыря, за исключением оговоренного случая, даются по: Попадюк. 2005. С. 124). Юж. придел в честь Покрова Пресв. Богородицы был освящен, вероятно, ок. 1753 г., поскольку антиминс для него испрошен одновременно с антиминсом для сев. придела в 1750 г. (ГАТОТ. Ф. И-156. Оп. 1. Д. 447. Л. 1). Между 1765 и 1772 гг. была сооружена колокольня, к которой ок. 1787-1788 гг. пристроены каменные «палатки», сделавшие план зап. части собора прямоугольным. Наконец, в 1805-1808 гг. на средства купца И. Волкова был сооружен дополнительный юж. придел во имя прор. Илии.Первоначальные кровли храма были деревянными, в 1775-1776 гг. покрыты железом. Во время городского пожара 1869 г. они сгорели, но вскоре были восстановлены. Собор стал 1-й каменной постройкой в Енисейске и регионе после перерыва, связанного с петровским указом 1714 г. о запрете каменного строительства вне С.-Петербурга. Композиционно собор подобен 1-му каменному храму Енисейска - Богоявленскому собору (1709-1712, 1738-1740, сохр. частично). Спасский собор относится к типу восьмерик на четверике; трапезная 2-столпная, с 2 симметричными приделами. Апсиды полуциркульные. Восьмерик перекрыт высокой кровлей с изломом и световым фонарем в завершении.

http://pravenc.ru/text/189971.html

Упоминается в Апреле 1653 года и в Июле 1655 года. 30 . МАКАРИЙ. Упоминается в 1655 и 1688 годах. Ему и будущим по нём Архимандритам дана привилегия отправлять Божественную службу на коврах с рипидами, со свечами и с каждением. 31 . АНТОНИЙ II. Упоминается в 1691 году и в Январе 1696 года. 32 . ТАРАСИЙ I, с Января 1696 года и упоминается в Декабре 1697 года. 33 . ИОИЛЬ, в 1708 году хиротонисан в Епископа Ладожского Коадъютора Митрополиту Новгородскому. Скончался в 1712 году и погребён в сем монастыре. 34 . ИОАКИМ, с 1711 года, из Келарей, и упоминается в 1719 году. 35 . АВРААМИЙ II. 36 . СЕРАПИОН Аничков. Упоминается в 1721 и 1723 годах. 37 . ИОАСАФ I Маевский, с 1724 года и упоминается в 1726 году. 38 . ДАВИД, прибыл в монастырь 27 Марта 1727 года. 19 Января 1728 года отбыл в Москву на чреду священнослужения. А упоминается ещё в Июле того же года. 39 . АНДРОНИК. Упоминается в Ноябре 1728 года. В 1734 году переведён в Юрьев монастырь. 40 . АРТЕМИЙ, с 1734 год по 14 Июля 1736 года. Потом переведён в Духов монастырь. 41 . АНТОНИЙ III, с 1736 года из Игуменов Старо-Русского Спасского монастыря. В 1740 году переведён в Деревяницкий монастырь. 42 . ИННОКЕНТИЙ I Мигалевич, в 1743 году произведён из Иеромонахов и Префектов Новгородской Семинарии. 2 Апреля 1744 года скончался и погребён в паперти соборной церкви. 43 . ДАМАСКИН Аскаронский, переведён из Деревяницкого монастыря в 1746 году. 11 Января 1748 года переведён в Хутынь монастырь Архимандритом же. Наконец, был Епископом Костромским. 44 . ИОСИФ II Ямницкий, в Январе 1748 года произведён из Иеромонахов и Префектов. 30 Декабря того же года скончался и погребён в паперти соборной церкви. 45 . ИОАСАФ Миткевич, в Сентябре 1750 года произведён из Иеромонахов и Префектов. 10 Февраля 1756 года переведён в Хутынь монастырь. Наконец, был Епископом Белгородским. Он, будучи Хутынским Архимандритом, в 1756 году занимался при Святейшем Синоде с Иеродиаконом Никодимом исправлением Четьих Миней Димитриевых, каковой труд и окончили в Декабре того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010