Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕМЛЕР [нем. Semler] Иоганн Заломо (18.12.1725, Зальфельд - 14.03.1791, Галле), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики. В 1743-1750 гг. учился в Галльском ун-те (сначала изучал классическую филологию, историю, логику и математику, с 1744 - в основном теологию). Одним из его учителей был З. Я. Баумгартен (1706-1757). После защиты работы, в к-рой он стремился доказать древность и достоверность текста 1 Ин 5. 7 (Иоаннова запятая), З. получил степень магистра (1750) и был приглашен на должность профессора истории и лат. поэзии в Альтдорфский ун-т (1751). С 1753 г. профессор на богословском фак-те ун-та в Галле. З.- автор более 280 работ по толкованию НЗ, исагогике, критике текста, герменевтике, истории Церкви, истории догматов и апологетике. В рамках учения о принципах богословских суждений З. различал христ. «религию» и научную «теологию». В его работах теология - это прежде всего изменяющаяся и способная к развитию научная рефлексия об истинах религии. Изучение теологии необходимо студентам-богословам, буд. учителям и пастырям. По мнению З., протестант. церковь перед лицом критики религии со стороны радикальных деистов должна стремиться к улучшению методологии и аргументации академической теологии, к-рая призвана выполнять основную апологетическую функцию - защиту христ. религии. Под религией З. понимает в первую очередь хранимые всеми христианами веру и благочестие. Религия - это частное, личное восприятие открытой христианам истины о Боге; она охватывает не все церковное догматическое учение, но лишь положения о самом существенном содержании христ. веры. Различные формы христ. «частной религии» необходимо уважать, даже если они далеки от конфессиональных «религиозных партий». Теология как академическая дисциплина должна основываться только на историческом методе. Поскольку религия есть выражение личного опыта христианина, научная критика авторитетных христ. текстов, в первую очередь текстов Свящ. Писания, не представляет для нее угрозы.

http://pravenc.ru/text/199715.html

Державино. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Село Державино было основано в 1750-е годы отцом великого русского поэта и видного государственного деятеля Гаврилы Державина (1743-1816 гг.) подполковником Оренбургского Ландмилицкого полка Романом Николаевичем Державиным, получившего «на корма» земли на окраине Бузулукского бора у реки Кутулук. Первоначальное название села – Смоленское. Впоследствии, в округе села его основателями были поселены деревни: Феклинка, Гавриловка и Екатериновка (по имени первой жены Г.Р. Державина). После смерти супруга мать поэта выстроила там деревянную церковь во имя иконы Божией Матери «Смоленская». После обветшания деревянного храма, Г.Р. Державин испросил в 1784 году у казанского архиерея благословение на строительство каменного. Строительство началось летом того же года в центре села на крутом берегу р. Кутулук и продолжалось 12 лет. 20 октября 1796 года храм освящен во имя Смоленского образа Богородицы. Два боковых престола были освящены в честь вмц. Екатерины (правый) и во имя иконы Божией Матери «Знамение». Автор проекта храма не установлен, но исследователи полагают, что в числе соавторов данного проекта мог выступить сам Г.Р. Державин, консультации которому мог давать знаменитый архитектор Н.А. Львов. Кроме того, исследователи выдвигают убедительную гипотезу того, что храм воздвигнут «по обету» матери поэта, в благодарность за его рождение Смоленскому образу Богородицы. Сама Ф.А. Державина жертвовала средства на строительство. Следует отметить еще целый ряд выдающихся фактов из истории церкви в селе Державино. Установлено, что проектированием иконостасов для храма занималась и лично Е.Я Державина – первая жена поэта. Более того, вероятно она получила особое благословение на написание икон (в те годы женщины иконописью не занимались), и один из придельных (правый придел) иконостасов был убран работами ее кисти. Престол во имя вмц. Екатерины был устроен Г.Р. Державиным согласно русской благочестивой традиции в честь святой покровительницы своей первой супруги, раннюю смерть которой он тяжело переживал. Достоверно определено, что образа (до десяти икон) в иконостас главного алтаря написал В.Л. Боровиковский – великий русский портретист, академик, автор широко известных портретов Екатерины II, Павла I, особ высшего света и самого Г.Р. Державина.

http://sobory.ru/article/?object=30979

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленский кремль с Успенском собором. Гравюра. Кон. XVIII в. (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 6.12.1717 г., с. Мотовиловка близ Киева - 7.03.1795 г., Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской ДА (однокурсником был буд. свт. Георгий (Конисский) , архиеп. Могилёвский). В списке учеников риторики за 1736/37 г. Сопковский упомянут ближе к концу как «сын мужичий, учения мерного», в доношении архиеп. Рафаила (Заборовского) от 21 февр. 1738 г. уже указан 1-м в списке (67 учеников), а в ведомости 9 дек. 1739 г. отмечен среди учеников «школы философии» ( Петров. 1904. С. 43, 109). По окончании академии, в 1744 г., архиеп. Амвросием (Юшкевичем) был вызван в Новгородскую ДС и 18 нояб. того же года указом Синода назначен учителем синтаксимы, а затем риторики. 24 июня 1749 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года архиеп. Стефаном (Калиновским) рукоположен во диакона, 23 дек.- во иерея и в 1750 г. назначен префектом семинарии, с сент. 1754 г. преподавал в ней философию. В течение 6 лет «толковал катихизис» в Софийском соборе. Весной 1755 г. «ведал» Новгородской ДС во время отпуска и болезни ректора архим. Иоасафа (Миткевича) . 18 февр. 1756 г. П. возведен в сан архимандрита Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря и назначен ректором, 23 апр. 1758 г. перемещен в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с оставлением в должности ректора. Одним из его любимых учеников был Т. С. Соколов (буд. свт. Тихон ). 10 апр. 1758 г. в семинарском храме Антониева мон-ря П. совершил иноческий постриг Соколова с наречением имени в честь свт. Тихона , епископа Амафунтского. Иером. Платон (Левшин) , посетивший в 1759 г. Новгород, познакомился с ректором, впосл. состоял с ним в переписке и вспоминал о П. как о «муже благочестивом, добродетельном» ( Снегирёв. 1891. С. 116). По желанию имп. Елизаветы Петровны указом Синода от 1 окт. 1759 г. П. был определен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) с оставлением в должности настоятеля Хутынской обители. 6 нояб. 1759 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга состоялась его хиротония. 7 марта 1761 г. П. получил назначение на самостоятельную Смоленскую кафедру, «яко весьма к тому способный и достойный». Епископом Кексгольмским по предложению П. утвержден свт. Тихон (Соколов).

http://pravenc.ru/text/2579087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 9(20).11.1717, г. Нежин, ныне Черниговской обл.- 2(13).02.1795, г. Могилёв), свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), архиеп. Могилёвский, богослов. Из западнорус. дворянского рода, род. в семье сотенного урядника. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел лат., польск., греч., древнеевр. и нем. языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). 11 авг. 1744 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг, к-рый совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским) ; в 1747 г. рукоположен в священнический сан, в 1752 г.- в сан архимандрита. С 1745 г. Г.- преподаватель поэтики (теории стихосложения) в академии, с 1747 г. профессор философии и префект, с 1751 г. профессор богословия, настоятель киевского Братского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря , член Киевской духовной консистории, с 1752 г.- ректор академии. В 1750 г. Г. составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов. В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский) , возглавлявший единственную правосл. епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового правосл. епископа предшествовали активные попытки католич. партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию. Однако 20 авг. 1755 г. в Софии Св. соборе в Киеве состоялась хиротония Г. во епископа Могилёвского, к-рую совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий) , Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Кор. Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение Г. декретом от 3 июня 1755 г. Возрождение церковной жизни епархии Г.

http://pravenc.ru/text/162176.html

Москва. Церковь Николая Чудотворца (Спаса Преображения) в Заяицком. Карта и ближайшие объекты Название храма и местности связывают с заяцкими казаками (с реки Яик, ныне Урал), которые построили на этом месте деревянную церковь во имя Николая угодника во времена отражения нашествия польских войск в начале XVII века. Другая версия говорит о том, что в этом месте проживали заяицкие татары, торговавшие в Москве бухарскими товарами. Кроме того, существует предположение, что название храму дала основная икона храма, которая была привезена с Заяицкого острова, принадлежащего Соловецкой обители. Сохранившаяся до наших дней церковь была построена в 1740-1750-х гг. на месте более старого кирпичного храма. Предыдущая, более древняя деревянная церковь, стояла здесь, на низком правом берегу Москвы-реки, напротив устья р. Яузы еще в конце 15 веке. Возведение каменной церкви началось по проекту архитектора И.С. Мергасова на средства купцов Москвиных и Турчаниновых в 1741 г. Но в 1743 г. недостроенное здание рухнуло, а денег на продолжение работ не хватило. Постройка церкви была завершена в 1751-1759 гг., предположительно, по проекту Д.В. Ухтомского. В советские годы храм был закрыт. Колокольня и завершение храма были разобраны, храмовая икона «Преображения Господня» (конец XVb.) была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Богослужения были возобновлены 8 октября 1992 года в помещении дома причта. В храме богослужения возобновлены в 1996 г. в Никольском приделе. В настоящее время ведется реставрация. При храме действуют братство свт. Алексия Московского, книжный магазин, колокольный центр. Церковь святителя Николая, что в Заяицком, расположена в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, в северо-западной части квартала, образованного пересечением проездов Раушской набережной, 2-го Раушского переулка, Садовнической улицы и Устьинского проезда. Весь район, прилегающий к правому берегу реки Москвы, между Каменным и Устьинским мостами, в древности занимали садовнические слободы. Здесь жили садовники, обслуживающие царские сады, устроенные по приказу Ивана III в конце XV столетия и тянувшиеся полосой вдоль берега реки, напротив Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=02395

Санкт-Петербург. Благовещения Пресвятой Богородицы при Лейб-гвардии Конном полку. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка располагалась на Благовещенской площади ( площадь Труда) перед домом 6. Лейб-гвардии Конный полк был основан по повелению императрицы Анны Иоанновны в 1730 г. Первоначально он имел походную церковь, освященную в том же году во имя св. Иоанна Предтечи, хранившуюся в доме В. Ф. Салтыкова на набережной Невы. 12 декабря 1743 года в построенных к этому времени полковых казармах лейб-гвардии Конного полка была освящена церковь; несколько позже полковая Благовещенская церковь и штаб полка были размещены в палатах Кикина, где до этого размещался полковой лазарет (ныне Ставропольский пер., дом 9, недалеко от Смольного собора). При размещении церкви в доме Кикина архитектором Ф. Б. Растрелли была произведена перестройка центральной части здания, и над ней в 1750 г. была возведена колокольня с куполом и крестом. Здесь церковь размещалась до 1799 года, когда по распоряжению императора Павла I полку Конной гвардии был передан Таврический дворец, а в 1801 году — дом Гарновского на Фонтанке. В 1805—1807 гг. для Конногвардейского полка были перестроены Кавалергардские казармы у Поцелуева моста по южному берегу реки Мойки; сюда же была перенесена полковая церковь. В 1844—1849 гг. для церкви в центре площади, устроенной к этому времени южнее строившегося первого каменного Благовещенского моста через Неву (позднее Николаевского моста, переименованного после революции в мост Лейтенанта Шмидта), по проекту архитектора К. А. Тона было возведено каменное здание церкви Благовещения Пресвятой Богородицы для обслуживания личного состава Конногвардейского полка. Проект К. А. Тона, по которому строилась церковь, был одобрен императором Николаем I и рекомендован им как образцовый. Строительство началось в июле 1844 года. 20 марта 1849 года состоялось торжественное освящение церкви. Главный алтарь был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел — во имя Святителя Николая Чудотворца, а левый — во имя Анны Пророчицы. Церковь была почти квадратной в плане, имела пять золоченых куполов и парадный, подчеркнутый ризолитом, главный вход. Очень красив был бледно-коричневый силуэт церкви на фоне выкрашенных в светлые тона зданий Благовещенской площади.

http://sobory.ru/article/?object=34117

Скачать epub pdf Страдание святых 42 мучеников Память 6 марта Греческий император Феофил 1743 , сын императора Михаила, по прозванию Валвос или Травлос и бывшего родом из Аммореи 1744 , вёл частые войны с арабами, иногда побеждая их, а иногда бывая побеждаем ими. Однажды выступив в поход с большим войском против агарян, Феофил осадил город, называемой Созопетра и бывший родиною князя сарацинского Амирмумны, и желал взять сей город. Князь же агарянский Амирмумна (он же Ависак) находился в это время в другом месте; он послал к царю Феофилу послов, усердно прося отступить от города Созопетра и не разорять любимого его родного города. Но Феофил не послушал его просьбы, взял город, совершенно его разорил и с большою добычей вернулся домой. Амирмумна, сильно скорбя о разорении своего родного города, весьма разгневался и начал за большие деньги нанимать повсюду воинов – в Вавилоне, в Финикии, в Палестине. в Келесирии и в дальней Африке. Чрез несколько времени он, собрав все свое войско в Тарсе 1745 , задумал идти на прекрасный город Амморею, во Фригии, каковой город был родиною царя Михаила Травлоса, отца императора Феофила, дабы отомстить за свой родной город Созопетру, разрушенный Феофилом. Услышав о сем, греческий царь Феофил также собрал большое войско с востока, с запада и из Персии, и, отправясь на войну против неприятеля, прибыл в город фригийский Дорилей, отстоящий от города Аммореи на три дня пути. Многие из приближенных царя, узнавши достоверно, что сарацинское войско гораздо многочисленнее греческого, советовали царю не вступать в битву с войском князя агарянского, а жителей Аммореи вывести и поселить в других укреплённых городах. Но Феофил сказал, что стыдно уклоняться от сражения и оставлять пустым прекрасной город Амморею. Он стал готовить войско к битве и часть его послал на защиту Аммореи. Вместе с войском были следующие полководцы: Константин. по прозванию Друнгарий 1746 , имевший сан патриция 1747 , Аеций, также патриций, Феофил, то же патриций, Феодор, по прозванию Кратир 1748 , имевший чин протоспафария 1749 , Милиссен и Каллист, по прозванию Турмарх 1750 , Васой и многие другие полководцы и знатные мужи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Частные вопросы Догматические темы 1742. Никитин В. А. Пасхальный догмат в русском богословии//БТ. 1990. Сб. 30. С. 279–304. См. также 1405, 1434, 1451, 1452, 1865, 1866, 1890, 2258. Апологетические темы 1743. Гумеров А., свящ. Три четверти академического богословия: (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника»)//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 21–39. 1744. Дронов М. , прот. Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI в.//АиО. 1998. 4(18). С. 255–271. 1745. Задорнов А. Академическая школа русского богословия и проблема основания науки//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 39–59. 1746. Осипов А. И. Богословие и «Богословский вестник»//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 7–20. Итоги развития рус. богословия к 1917 г. и отражение их в «БВ». 1747. Панков Г. Д. Вопрос об отношении философии к религии на страницах харьковского журнала «Вера и разум»//BiP. 2000. 1. С. 87–89. См. также 1063, 1680, 1699, 3084. Персоналии (в алфавите имен; см. также ИУ) Булгаков С. Н. – см. также ИУ. 1748. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. О сборнике С. Н. Булгакова «Два града»//ППр. 1996/1997. 5. С. 48–55. К 125-летию со дня рождения прот. Сергия Булгакова . 1749. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. Профессор протоиерей Сергий Булгаков (1871–1944)//БТ. 1986. Сб. 27. С. 107–194. Список трудов прот. С. Н. Булгакова: С. 179–194. 1750. Денисенко И. Н. Взгляды Т. И. Буткевича на сущность и происхождение религии//BiP. 2000. 1. С. 66–70. 1751. Митрофанов Г., прот. Религиозно-философские воззрения К. Леонтьева и их значение для русской религиозной культуры//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 26–29. Лосский В. Н. – см. также ИУ. 1752. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб. 8 «Богословских трудов», посвящ. В. Н. Лосскому ]//БТ. 1972 Сб. 8. С. 5–6. 1753. Асмус В. В., прот. Богословие В. Н. Лосского //ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 249–252. 1754. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Нам его не хватает больше, чем когда-либо: Памяти В. Н. Лосского : Пер. с фр.//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 98–99.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шмаково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь, Богородицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Каменная двухпрестольная церковь с Вознесенским приделом. В советское время закрыта, в здании располагался клуб. Частично разобрана, сохранился ярус первого этажа. Действующий ныне Покровский приход размещается в приспособленном здании. По материалам сайта " Храмы России " В 1727 году епархиальным начальством было велено вместо деревянной церкви в Усть-Суерской слободе возвести каменную, а в д. Шмаковой устроить деревянную. Между 1727 и 1743 годами была срублена деревянная Покровская церковь, сгоревшая в конце 1749 года или в начале 1750 года. В 1751 году построена новая деревянная однопрестольная церковь. Впоследствии здание обветшало и 23 февраля 1827 года были выданы утвержденные план и фасад нового каменного храма. В нем решено было устроить два престола: в главной холодной церкви — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в теплом зимнем приделе — в честь Вознесения Господня. Храм заложен 15 августа 1827 года. В теплом Вознесенском приделе богослужения начали совершаться с 1833 года, главный престол в холодной Покровской церкви из-за неготовности иконостаса был освящен только к 1835 году. К 1850 году храм был обнесен кирпичной с деревянными решетками оградой, на западных углах которой были выстроены каменные училище и лавка для продажи свеч. В 1865 и 1868 гг. ограда пострадала от весенних разливов реки Суери. В храме была икона Божией Матери «Достойно есть», выписанная из Афонского Андреевского скита по почину настоятеля протоиерея Григория Рещикова с разрешения епархиального начальства. Образ был освящен в 1892 году на Святой горе Афон с положением в него по благословению епископа Тобольского и Сибирского Иустина частиц мощей Святого Великомученика Пантелеимона и Преподобного Иоанна Кукузеля. Ежегодно в день празднования иконы, совершаемого 11 июня по старому стилю, проводился крестный ход с ней вокруг села, а потом по дворам всех прихожан. Последняя из членов общины Елизавета Андреевна Рухлова в 2003 году передала образ в Успенский храм пгт Варгаши.

http://sobory.ru/article/?object=39807

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Жены-мироносицы у гроба Господня. Гравюра. 1747 г. Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700-1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта). Впервые его имя упоминается в документах С.-Петербургской типографии в 1719 г. среди младших учеников. После закрытия типографии (1727) переехал в Москву. В 30-х гг. XVIII в. исполнял заказы Синодальной типографии, где числился учеником «грыдорованного дела». В 1736 г. упоминался как «Санкт Петербургской типографии грыдорованного дела ученик». В 1743 г. Н. был привлечен к подготовке гравюр к описанию коронации имп. Елизаветы Петровны, ему было поручено гравирование 4 планов. В 40-х гг. XVIII в. выполнял работы для этой типографии. В 1746 г. принят в Мануфактур-коллегию учеником А. Ф. Зубова (см. ст. Зубовы ), а после его смерти занял должность мастера. Был одним из основателей школы московского медного лубка. Н. исполнил большое количество листовых гравюр на религ. сюжеты. Среди них: «Зерцало грешного» (перегравировка гравюры В. Андреева, включена как иллюстрация в позднее издание Синодика Л. К. Бунина), «Распятие со страстями» (на 2 листах), «Распятие» (копия гравюры воскресенского иеродиак. Петра, 1701), «Отечество», «Страшный Суд», «Образ Богородицы Ильинской» (1749), «Образ Богородицы «Знамение»» (1750), «Прп. Сергий» (1743), «Образ св. и прав. Артемия Веркольского чудотворца», «Св. мч. Димитрий Царевич» (на 4 листах), «Св. вмч. Евстафий Плакида» (на 2 листах), «Житие св. и прп. отца нашего Петра иже во Афонской горе» (на 4 листах) и др. Награвировал неск. видов мон-рей: «Пещера прп. отца нашего Антония Печерского», «Пещера прп. отца нашего Феодосия Печерского», «Вид Кирилло-Белозерского монастыря» (1742, на 4 листах), «Изображение Синайской горы», «Прп. Макарий Калязинский чудотворец с видом мон-ря» (1759, на 2 листах). Помимо листовых гравюр Н. исполнил 5 цельногравированных книг: «Лицевая Библия» (1746, скопирована с Библии Г. П. Тепчегорского), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с И. К. Любецким), «Страсти Христовы и Апокалипсис» (1741-1743, скопированы с иллюстраций Библии Петера Схюта «Historien des Nieuwen Testament», 1659), «Сказание о двенадцати сивиллах» (копия с цельногравированной книги московского мастера 1-й четв. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2565172.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010