Мышление, эта абсолютная сила и власть, изменяет Понятию, отпавшему в инобытие. Эта измена наносит жизни Понятия и его строю тяжелый удар: Идея лишается своей спекулятивной власти. Новый «элемент» овладевает положением дел; он преодолевает силу Понятия, вовлекает его в вихрь своей дискретной жизни и попирает его стальной ритм. С нескрываемой растерянностью и беспомощностью говорит нередко Гегель о той беспомощности и растерянности, в которой внезапно оказывается Понятие. Вступив во «внешнее существование», 1727 опустившись в «чувственный элемент», 1728 Понятие «облекает свое зерно пестрою корою» 1729 и оказывается в её власти. Жизнь его утрачивает свое высшее, стройное единство: воцаряется множество; множество получает значение положительное и преобладающее. 1730 Обнаруживается «лишенное Понятия, слепое многобразие», 1731 «бесконечное богатство форм, явлений и образований». 1732 Понятие действительно «выходит из себя» 1733 и разбредается; 1734 оно распространяется, 1735 рассеивается, 1736 разбегается. 1737 «Природе, так как она есть бытие Понятия вне себя, предоставлено разойтись в этом различии», 1738 разбросаться 1739 в потоке перепутавшихся 1740 единичностей. 1741 Естественно, что при такой «бесконечной дифференциации», 1742 природа оказывается «бессильной удержать и изобразить строгость Понятия», 1743 а Понятие оказывается слишком слабым 1744 для того, чтобы сдержать множество природных явлений и подчинить их своему строю. Но именно поэтому в эмпирическом мире воцаряется «равнодушная случайность» и «неопределенная беспорядочность». 1745 Природа есть «утрата Понятия», 1746 «отпадение идеи от себя самой». 1747 В том виде, как «она есть, её бытие не соответствует её Понятию». 1748 Идея остается в ней несогласованною с собой, несоразмерною себе, 1749 ибо «природные вещи изображают разумность лишь совершенно внешним и единичным образом». 1750 Это несоответствие Понятию превращает природу в сферу конечного, 1751 в «неистинный, дурной предмет», 1752 в «неразрешенное противоречие», 1753 в нечто «противоположное Понятию». 1754 В природе обнаруживается прямое сопротивление Понятию и его спекулятивно-сдерживающему единству 1755 и поэтому происшествие её и фрагменты её бывают нередко лишены спекулятивного значения. Многообразные «роды и виды», создаваемые ею, следует рассматривать как произвольные выдумки и причудливые представления, встречающиеся и в жизни души, 1756 и Натурфилософия совсем не должна 1757 считаться со всеми, нередко совершенно непонятными, 1758 явлениями природы. В этом мире даже не все имеет жизнь; но то, что не скрывает в себе жизни, то не есть Понятие, 1759 то имеет на себе только «видимость бытия»; 1760 это есть «лишь труп жизненного процесса», 1761 не более, чем «реальная возможность». 1762

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Далее было: а. их вдруг уже необделанные б. дорогие камни в. взгляд ювелира 1731 Далее начато: в них 1732 Далее было: до времени полной встречи 1733 Далее было: тому всемогущему 1734 Далее было: потому 1735 Вырвано. 1736 Вырвано. 1737 не хотели 1738 сделал 1739 потому что он от друга. 1740 Далее начато: др 1741 что на 1742 которой заражена добрая 1743 привязан 1744 строгие, истинные ли. Далее начато: Что нашли во мне вы похожее 1745 Далее было: человеке, испытавшем мног 1746 Далее приписано: стало быть 1747 это 1748 Далее было: такой мысли. Но если бы и не было глубокой мысли, для которой вызвано мое существованье в мир, то и тогда разве нет причины 1749 Вместо этой фразы начато на полях: И если такой человек, который уже от рожден более спокойного и размышляющего характера, чем пылкий, который [уже] сколько-нибудь умудрен жизнью и опытом и знанием людей, если такой человек предпринимает [это] подобное путешествие, то это верное следствие не , верно и разум, и душа его соединились, чтобы послужить 1750 вызвано всё 1751 Далее начато: И если скажу, что вы не знали моей душевной радости, то как же вы хотите 1752 Но если бы положим в этом не было никакой высокой, благодетельной для 1753 для братьев 1754 а. В жизни моей много прекрасного. Чтобы не возродилось благодарности б. Разве жизнь моя, полная таких многих [ 1. радо 2. торжественных], такой высокой радости не стоит благодарности? в. Разве мои г. Разве те небесные радостные минуты и радости, которыми озаряется жизнь моя, не стоят благодарности? 1755 Далее было: Подумайте, сколько наслаждений высоких представляет нам созданье поэта! 1756 увеличивается 1757 Далее было: а. Разве для меня не существует благодарности за встречу тех душ, к которым несется полная любви душа, [за минуты] за жизнь их среди мира? [Творя молитвы за жизнь]. [Эта] б. Разве не воскуряется во мне вечный гимн за жизнь тех прекрасных душ, с которыми встретилась моя душа? 1758 с прекрасными 1759 Далее было: встречает 1760 Далее было: неся , несравненного] чудесного блаженства б. того, кто низвел небеса на землю, подарил [бесценные, неизображаемые минуты] неизображаемые человеком 1796

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

В эпоху Просвещения (конец XVII–XVIII) было высказано мнение, что для человечества существует только один путь развития, который называется прогрессом. Идея социального прогресса заключается в усилении власти человека над природой с помощью науки и техники, наиболее полном удовлетворении материальных потребностей, смягчении нравов, гуманизации и демократизации общества, отмене деспотических режимов, отмене смертной казни. Иными словами, в усилении власти человека над природой и смягчении нравов. Всем народам определялось развиваться по пути прогресса. И если французский экономист АннРобер-Жак Тюрго (1727–1781) в «Рассуждениях о последовательном прогрессе человеческого разума» (1750) еще придерживался веры в провидение Божье как источник общего хода истории, то французский философ Николя де Кондорсе (1743–1794) в «Очерках исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) указывал на естественную суть закона прогресса. Предполагалось, что в результате развития прогресса все народы станут однородными независимо от расы, подданства, конфессии. Установление этой модели устройства общественной жизни на земле непременно приведет к счастливой жизни всех. Но так как не все нации успешно приближаются в прогрессе к цели, то те народы, которые идут впереди других, приглашают идти за собой остальные. Впереди шли, естественно, страны протестантские: Нидерланды, Англия, Германия и – впоследствии – Северная Америка. Остальным странам полагалось равняться на лидеров. Идеология развития мира стала однополярной, а страны Европы назвались мировым полюсом. Эта точка зрения стала господствующей на столетия. Последовавшая после Реформации эпоха Просвещения отвергала всякое Божественное откровение как источник знаний. Человеку следовало опираться в рассуждении лишь на собственный разум. Вселенная стала рассматриваться как машина, часовой механизм, а человек после смерти не будет ни осужден, ни вознагражден. Великая французская революция в «Декларации прав человека и гражданина» (1789) закрепила свободу личности, свободу слова и печати, свободу вероисповедания как естественные права человека. Свобода определялась Декларацией как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Границы свободы ограничиваются только законом. Собственность в Декларации объявлялась неприкосновенной и… священной.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

1738 Тот самый Бурхард, который, согласно Ламперту Херсфельдскому, был послом короля Генриха IV к киевскому князю Святославу Ярославичу в 1075 г. (см. 21 и примеч. 1745). Вопреки Альберту, Бурхард никогда не был архиепископом. 1742 Хотя Руси касается только одно звено этой генеалогии, она дана in extenso, как пример удивительной подробности и глубины, которых достигали порой родословные изыскания средневековых историографов. 1743 Т. е. в первой четверти XI в., но правильнее было бы говорить о середине – третьей четверти X столетия – времени правления Отгонов I и II. 1747 Еще один пример (ср. выше случай с Одой, будущей женой Святослава Ярославича: примеч. 1428) того, как младшие представители рода, поначалу предназначавшиеся для духовной карьеры, при изменении семейной или династической ситуации могли выкупаться из монашеского звания. 1748 Это звено родословия Штаденов представлено Альбертом с ошибками. У графа Генриха Доброго был единственный сын – Зигфрид (только его анналист и знает по имени), но он не выжил после истязания пиратами в 994 г. Его спасшийся брат был на самом деле дядей – братом Генриха Доброго графом Лютаром (Людером)-Удоном, тогда как пиратов разбил другой брат Генриха – граф Зигфрид, который и женился на Аделе. 1750 Антикороль Рудольф Райнфельденский, выдвинутый во время саксонского восстания в последней четверти XI в. против германского короля Генриха IV. 1751 Т. е. на самом деле Удона II; маркграфом Саксонской северной марки успел побывать уже Удон I. 1756 Лотарь III передал должность тюрингенских ландграфов Людвигу I в 1131 г. Счет Людвигов у Альберта отличается от принятого в научной генеалогии, когда первым считается именно первый из Людвигов в череде ландграфов. 1758 Тюрингенский ландграф Людвиг II Железный женился на Юдите (Ютте), сестре германского императора Фридриха I Барбароссы. Из презенса сказуемого, вроде бы, следует, что генеалогический экскурс о Штаденах взят из источника, написанного до 1190 г., когда умер ландграф тюрингенский Людвиг III Благочестивый, один из руководителей немецких войск в Третьем крестовом походе в 1188–1190 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нынешнем, государь, во 183 (1675)-м году февраля в д день пожаловали 1727 вы 1728 , великий государь, меня, богомолца своего и прислали 1729 стряпчего своего Козьму Лопухина, и велели 1730 про свое, государское 1731 , многолетное здравие сказать и меня,//(л. 155) убогово 1732 старца, о житии спросить. И я милостию Божиею и вашым 1733 , государским 1734 , жалованьем жыв 9 . Да ты же, великий государь, с ним, Козьмою, прислал ко мне, богомольцу своему, сосуды – потир и дискоси, и святое копие, лжицу и звезду, с ними же и 1735 святые покрывала 1736 И я твое, великого государя, жалованье приял 1737 радостною душею с лобзанием 1738 . Да освятит Господь Бог твое предложение, якоже иногда исходе Израилеве принесеныя сосуды от князей израилевых в сень освятит Господь, и сподобит тя Господь Бог от подобообразных таковым во царствии мира сего причастника быти пречистаго своего тела под образом хлеба, и святыя крове под образом 1739 вина лознаго. А по многолетном и святом вашем царствии сподоби вас Господь Бог истиннаго хлеба будущаго века в чювствии Бога Слова, зане бо той тамо предпежыт 1740 доволен, во всяку сладость достоиными ядомы 1741 , ни закалаем же, ни изъедаем 1742 никогда же. же и дискоси, с ними же и и губа – спасеных страстей же есть звезда, возвестившая волхвом великий свет И по добродетели и действу да наставит Господь Бог и вас, государей, к свету богоразумия. же суть знаменуют на Младенцы пелены и добродетели образования и покров ими же да покрыет и ваше благородие Господь Бог от всех навет вражиих. Да ты же, великий государь 1743 , прислал свяшенныя то есть фелонь белообразен – знамение же честных 1744 и светлых, и световидных, и от страстей свободных вашых 1745 святых С ними же ты,//(Л. 156) великий государь, прислал и святый стихарь. же являет чистоту и световидную 1746 действительную доброту 1747 вашу К сим же ты, великий государь, прислал епитрахель. 1748 же есть, по единому повести 1749 образу, ужыще 1750 , ниже связаша злодеи Владыку яко да ваши греси разрешит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ввиду важности указанного пункта в нравственной системе св. отца, мы остановимся на нём несколько дольше, начав с изложения учения св. Амвросия о диаволе и его царстве. Св. Амвросий двояко объясняет причину падения демонов: иногда он говорит, что они пали чрез невоздержание, «возлюбив дочерей человеческих» ( Быт. 4; 2 ), 1741 но чаще указывает на гордость, 1742 как на причину отпадения их от Бога. Последнее мнение у него преимуществует. 1743 За свой грех падшие ангелы были низвержены вниз, причём это «вниз» иногда обозначается, как ад, иногда, – как воздух, а иногда, – как земля. «Место диавола, – пишет св. отец, – во аде, притом в нижней его части, в нижней части того горящего озера, 1744 где «огонь и сера, где огонь не угасает и наказание вместе с тем никогда не прекращается». 1745 В других местах своих творений св. Амвросий говорит о демонах, как властях воздушных, 1746 или даже как пребывающих на небе (spiritalis nequitia in caelo 1747 ). Нужно заметить, что св. отец различает два неба: в собственном и несобственном смысле – caelum verum u coelum appellativum, причём под вторым разумеет воздушное пространство (locus aerius), которое находится между землёй и истинным небом, 1748 или облачное небо над нами. 1749 Как звёздное небо служит местом пребывания добрых ангелов, созерцающих, между прочим, распростёртое пред их глазами (на земле), 1750 а также наблюдающих за воротами рая и испытывающих тех, которые стремятся в него, 1751 так и воздушное небо является местом обитания злых духов, которые стараются помешать людям в их добрых намерениях и направить их ко греху. 1752 Иногда, наконец, св. Амвросий говорит о свержении согрешивших ангелов с неба на землю, в мир, 1753 утверждая, между прочим, что грех начал развиваться на земле именно со времени этого свержения туда диавола. 1754 Указанное противоречие в учении св. Амвросия о демонах примиряется тем утверждением св. отца, что в настоящее время диавол ещё не подвергся окончательному наказанию и потому не находится ещё в определённом месте, 1755 что лишь перед концом мира он взят будет с земли 1756  и свергнут в ад, 1757 в самую глубину земли. 1758

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Сенат определил просить конфирмации ее величества на прежде поданные доклады о изысканных способах к пополнению государственных доходов, ибо, кроме того, Сенат никаких других способов к удовлетворению означенных расходов изыскать не может. Эти не конфирмованные с 1747 года доклады заключали в себе известное мнение графа Петра Ив. Шувалова о продаже соли и вина везде ровною ценою, которая должна быть увеличена. Теперь вследствие повторенной просьбы императрица согласилась употребить представленные способы умножения доходов, и в начале 1750 года наложено на ведро вина по 50 копеек во всем государстве ровно, кроме остзейских губерний, Малороссии, слободских полков и Сибири. Также и соль положено продавать по 35 копеек пуд, кроме Астрахани и Черного Яра, где цена определена вполовину; в Соляной конторе оставлять от этой продажи миллион рублей и употреблять их в расход по особливым указам императрицы, а что будет лишку в сборе, то отсылать в зачет подушных денег в Главный комиссариат. Сначала встретились затруднения: Главный магистрат донес, что в Казани винная продажа началась по новому положению с 1 марта и против прежнего сбор очень уменьшился: явилось 1229 рублей, а в 1749 году, в марте месяце, собрано было 2622 рубля; то же случилось и в Вятке. Комиссариат доносил также, что тамбовские откупщики под видом выемки корчемного вина, приезжая многолюдством, забирают уездных обывателей и хотя вина не вынимают, однако бьют их смертно и разоряют, отчего эти обыватели могут прийти в несостояние платить подушный сбор и прочие подати. Такие же жалобы приходили из Псковской провинции. Сенат решил принять самые деятельные меры против того, чтоб изысканный способ увеличения доходов не оказался недействительным. Он заподозрил Казанский и Вятский магистраты в нерадении и послал освидетельствовать тамошние сборы; а в конце года во все губернии отправлены были особые чиновники для наблюдения за правильною продажею соли и вина по новому положению. А между тем Сенат все еще не имел подробных ведомостей приходам и расходам: 13 апреля 1749 года Сенат рассуждал, что он велел наикрепчайшим образом взыскивать на Камер-коллегии, чтоб немедленно сочинены были ведомости о доходах и расходах с 1743 по 1747 год, а, до тех пор пока они не будут поданы в Сенатскую контору, президента коллегии и членов, секретарей и приказных служителей держать в коллегии без выпуску, и смотреть за этим экзекутору; несмотря на то, ведомостей до сих пор не подано, и потому приставить сенатской роты унтер-офицера с солдатами, чтоб не выпускать президента и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Миртова (сборник «Мысль и слово» под редакцией Г. Г. Шпета. Вып. II, Москва, 1918—1921), также брошюру Радлова «Каринский. Творец русской критической философии», Петроград 1917. См. также статью П.В. Тихомирова о Каринском в «Богословской Энциклопедии», т. VIII. Во всех указанных статьях дается и изложение построений Карийского. 1734 См. новейшую работу Та в а не ц. Классификация умозаключений (Философские записки, т. I, Москва, 1946), где есть некоторы-> (хотя и не исчерпывающие) указания на русские сочинения по логике. 1735 Библиографические указания о ней см. у Μ и ρ τ о в а «Мысль и слово » (под ред. Шцета), m.II, 1, стр. 57. 1736 Православное обозрение, 1878 г., 4. 1737 См. вводный очерк в большой книге А. Введенского «Религиозное сознание язычества». В этом очерке Алексей Введенский дает обзор русской религиозной философии. 1738 См., напр., статью «О задачах современной философии» (Вопр. фил. и псих., 20, 1893 г.), стр. 155—156. 1739 Типична в этом отношении статья Алексея Введенского о Фулье (Вопр. фил. и псих., 1891 г.). 1740 Высокая оценка философской деятельности Алексея Введенского у его ученика Φ. Андреева (см. Богословский вестник, 1914, Χ—XI) в статье, посвященной А. Введенскому, свидетельствует только о личном отношении Андреева к своему учителю. 1741 Архиеп. Антоний (Храповицкий). Сочинения, т. III. К оценке философских и богословских идей митр. Антония см. Φ л о ρ о в с к и й. Op. cit, сгр. 426—439. 1742 Сочинения, т. III, стр. 104. 1743 Ibid., стр. 105. 1744 Ibid., стр. 112. 1745 Ibid., стр. 111. 1746 Сочинения, т. II, стр. 22. 1747 Ibid., стр. 240. 1748 Соч., т. II, стр. 233. 1749 Ibid., стр. 487. 1750 Ibid., стр. 20. 1751 Ibid., стр. 65—67. 1752 Флоровскии. Пути русского богословия, стр. 327. 1753 Кн. Е. Трубецкой отрицает влияние Федорова на Соловьева (кн. Е. Тр у б е ц к о й. Миросозерцание В. Соловьева, т. I, стр. 79 слл.); на самом деле влияние было вне всякого сомнения. Флоровскии справедливо связывает, например, учение Соловьева о любви с идеями Федорова (Op.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

1739 Мысль павлиниан была та, что они готовы к миру, мелетиане же противятся ему и являются, таким образом, виновниками общественны нестроений. 1740 Epist. 214. Migne, gr. s„ t. 32, p. 785 sqq. Мелетий тогда находился в ссылке. Без всякого сомнения это ходатайство Василия имело полный успех у Теренция. Василий издавна находился с ним в дружеских отношениях: см. ер. 64 ad Hesych.: давняя наша дружба с Теренцием (Migne, gr. s., ibid., p. 420; ср. еще ер. 99; Migne, ibid. p. 696). 1743 Migne, gr. s., ibid., р. 789. Возможно, что в последних словах заключается намек на отношение Павлина к Дамасу. 1748 Epist. 243. «и всего более домогаемся, чтобы чрез ваше благоговение сделалось известным наше затруднительное положение и самому Властвующему ( τ χρατο ντι) в ваших странах (т. е. императору Валентиниану). Migne, ibid., p. 901 sqq. 1749 В письмах Василия (253. 254. 255. 256) раздатчиком писем называется только Санктиссим, но это не значить, что Дорофей не участвовал в посольстве. Послание папы прямо называет его и Василия в письме 263 ясно выражается, что оно было прислано с «возлюбленнейшими сопресвитерами нашими». 1750 Это видно из упомянутых выше писем, в которых Василий всех извещает о полученных известях с Запада. Странно, что Loofs (cit. op., s. 48; ann.) все эти письма датирует весной 375 г. на том основании, что в них ничего не говорится о письмах, принесенных Санктиссимом с Запада, а между тем здесь именно и идет о них речь, и если термин «письмо» не встречается, то ведь это одна придирка, Garnier (Vita Bas, с. 34) и за ним Rade (s. 109) правильнее помещают это письмо на осень 376 г. 1751 См. Mansi, t. III, pp. 460. Отрывок из «декрета» папы, начинающийся словами «еа gratia». Принадлежность отрывка именно этому посольству ясно отмечается в самом декрете указанием на пресвитера Дорофея: в этом сане Дорофей мог быть в Риме не ранее 376 г. Фрагмент последовательно осуждает все заблуждения маркеллиан, фотиниан, аномэев (с которыми смешивали в Риме омиев), пневматомахов и аполлинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В декабре 1749 года, императрица, после годового пребывания в Москве, возвратилась в Петербург. Тогда же графине Лесток, все время содержавшейся в крепости, но розно с мужем, велено уговаривать графа сознаться во всем, за что, от имени государыни, обещать ему возвращение чинов, званий и пр. Но этот судейский маневр, учиненный, конечно, без ведома самой государыни, не удался. Лесток отвечал жене: «я был в катских руках и мне ничего не нужно» 481 . Однако, раны, не зажившие со времени второго допроса, отбивали у изнеженного француза охоту подвергнутся новым истязаниям. Лесток сказал все, что хотели 482 – и явился виновным: в намерении перепиской своей смутить доброе согласие между союзными России государствами и в противозаконных сделках с чужестранцами, которые могли быть гибельны для России 483 . Торжествующий Бестужев явился к императрице с смертным приговором бывшему лейб-медику, и доказывал ее величеству необходимость наказания государственного преступника, по крайней мере кнутом, публично. Императрица никак на это не согласилась 484 . Лесток, лишенный прав и имущества, розданного разным придворным лицам, сослан на житие в Углич 485 , с разрешением взять с собой свои книги и инструменты 486 , а жена его отправлена куда-то в другое место. Этот приговор состоялся в 1750 г., но не был опубликован. Да и все вообще обстоятельства преступлений и суд Лестока были, в свое время, тщательно скрываемы – только не от венского и лондонского дворов, которым посылались экстракты заседаний следственной комиссии над Лестоком 487 · Итак, Иоганн-Герман Лесток, всю жизнь хлопотавший о благоприобретениях, обладавший, наконец, ими с избытком, разом потерял все и, на склоне жизни, обратился в прежнее ничтожество. Судьба справедливо возмещала судье 1743 года слезы и истязания обвиненных по доносу Бергера. Сбылись и собственный слова Лестока, сказанные императрице в 1731 г., исполнилось и предсказание самой императрицы – о пуке розог. В Угличе Лесток содержался около 3 лет, и, разлученный с любимой женой, страдал много, потому что, при живости своего характера, не мог терпеливо выносить положения, в котором находился.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010