В нынешнем, государь, во 183 (1675)-м году февраля в д день пожаловали 1727 вы 1728 , великий государь, меня, богомолца своего и прислали 1729 стряпчего своего Козьму Лопухина, и велели 1730 про свое, государское 1731 , многолетное здравие сказать и меня,//(л. 155) убогово 1732 старца, о житии спросить. И я милостию Божиею и вашым 1733 , государским 1734 , жалованьем жыв 9 . Да ты же, великий государь, с ним, Козьмою, прислал ко мне, богомольцу своему, сосуды – потир и дискоси, и святое копие, лжицу и звезду, с ними же и 1735 святые покрывала 1736 И я твое, великого государя, жалованье приял 1737 радостною душею с лобзанием 1738 . Да освятит Господь Бог твое предложение, якоже иногда исходе Израилеве принесеныя сосуды от князей израилевых в сень освятит Господь, и сподобит тя Господь Бог от подобообразных таковым во царствии мира сего причастника быти пречистаго своего тела под образом хлеба, и святыя крове под образом 1739 вина лознаго. А по многолетном и святом вашем царствии сподоби вас Господь Бог истиннаго хлеба будущаго века в чювствии Бога Слова, зане бо той тамо предпежыт 1740 доволен, во всяку сладость достоиными ядомы 1741 , ни закалаем же, ни изъедаем 1742 никогда же. же и дискоси, с ними же и и губа – спасеных страстей же есть звезда, возвестившая волхвом великий свет И по добродетели и действу да наставит Господь Бог и вас, государей, к свету богоразумия. же суть знаменуют на Младенцы пелены и добродетели образования и покров ими же да покрыет и ваше благородие Господь Бог от всех навет вражиих. Да ты же, великий государь 1743 , прислал свяшенныя то есть фелонь белообразен – знамение же честных 1744 и светлых, и световидных, и от страстей свободных вашых 1745 святых С ними же ты,//(Л. 156) великий государь, прислал и святый стихарь. же являет чистоту и световидную 1746 действительную доброту 1747 вашу К сим же ты, великий государь, прислал епитрахель. 1748 же есть, по единому повести 1749 образу, ужыще 1750 , ниже связаша злодеи Владыку яко да ваши греси разрешит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иннокентий Дубравицкий, из учителей Новгородской семинарии, в 1783 г. взят на класс риторики; но через два года опять переведен в Новгород, пострижен в монашество и сделан префектом семинарии. Епифаний (Елпидифор) Легонин, обучался в Новгородской семинарии и с 1774 г. в Московской академии, где с 1783 г. сам был учителем латинского класса; в 1784 г. вытребован в здешнюю семинарию на класс риторики; в 1786 г. пострижен в монашество; в 1788 определен префектом семинарии. Воспитанники Число их, прием, выпуск из семинарии и последующая судьба Число воспитанников семинарии в разные времена было не одинаково: в 1735 г.–35 человек; в 1739 г.–88; в 1741 г.– 108; в 1744 г.–74: в том числе в богословском классе 10, в философском 6, в риторическом 19, в пиитическом 18, в грамматическом 21; в 1762 г.–73, именно–в богословском классе 7, в философском 8, в риторическом 13, в пиитическом 12, в грамматическом 14, в фаре 20. В этот счет входят 1) дети священно- и церковнослужителей здешней епархии, 2) разночинцев и монастырских служителей, 3) временно обучавшиеся здесь Новгородские и 4) Псковские семинаристы. 1) Число первых с 1736 года становится значительнее числа служительских детей. С наступлением каждого приемного срока в семинарии, консистория окружным указом предписывала всем закащикам и духовным правлениям, чтобы они высылали в школу священнических, дьяконских и церковнических мужского пола детей своего округа с семилетнего возраста и выше. Однако же до позднего времени сохранялся обычай, что священники городских и сельских приходов, обучив сыновей грамоте, оставляли их пономарями при тех же церквах, где сами находились; а дьяконы и дьячки, надеясь скорее иметь в детях помощников своему хозяйству, выключали их, еще смолоду, из духовного звания и определяли в крестьянство. 2) Из детей разночинцев и монастырских служителей не многие оканчивали полный курс, но большей частью выходили из низших классов обучившись чтению, письму и арифметике в такой степени, какая необходима для писца в присутственном месте, управителя в небольшом имении и купеческого приказчика в торговых заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Совершенно необходимо признать, что и произволение (προαρεσιν) является соответствующим и подобающим природе; и если [вещи] неподобны по природе, то и воли (τ θελματα) у них всегда неподобны. Если же силы у обоих достаточно, то ни одна [природа] не будет неспособна исполнить свою волю (θελματος) 1738 . Итак, если мы видим, что энергии, осуществляемые (νεργουμνας) Отцом и Святым Духом, отличаются одна от другой, то мы, исходя из различия (τερτητος) энергий, предполагаем, что различаются и действующие (νεργοσας) природы. Невозможно, чтобы [вещи], отстоящие одна от другой по природному логосу, сводились бы к [одному] виду энергий – ни огонь не охлаждает, ни лед не греет; но, по причине различия природ, разграничиваются и [исходящие] от них энергии 1739 – 1740 . Кирилла [Александрийского] [Вещи], получившие в удел одну и ту же природу, и действовать будут подобным образом (νεργσει… μοως). У каковых же [вещей] различается логос как-бытия (το πς εναι), у таковых и логос любой энергии – не один и тот же 1741 . Если [вещи] имеют одну и ту же энергию и располагают одними и теми же природными силами, то совершенно необходимо, чтобы у них была одна и та же сущность. Ведь ни одна из сущих [вещей] не будет с [вещью] инородной и иносущной облечена одними и теми же, непреложно (παραλλκτως), силами и энергиями, ибо общепризнано: у каковых [вещей] одна и та же энергия, у таких и сущность одна и та же 1742 . Ни один благоразумный [человек] не мог бы допустить, будто [вещи] различные по природе и роду (τεροφυ κα τερογεν) имеют одну и ту же энергию. Огонь не мог бы действовать тем же самым образом, что и вода; но, поскольку они четко разграничены по логосу сущности и качества, постольку и энергию они обнаружат различную 1743 . Ибо у каковых [вещей] энергия и сила одна и та же, без отличий, у таких, по необходимости, сохраняется и общность вида 1744 . [Вещам], имеющим одну и ту же энергию, присуще иметь одну и ту же сущность, а различие по природе (τ τεροφυς) у таковых [вещей] невероятно 1745 . Мы никоим образом не станем допускать, будто у Бога и творения одна природная энергия, чтобы не [получилось, что] мы сотворенное возводим к Божественной сущности, а исключительность Божественной природы низводим к тропосу, подобающему рожденным 1746 . Вещи, имеющие одну энергию, облечены одним и тем же логосом как-бытия 1747 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Ввиду важности указанного пункта в нравственной системе св. отца, мы остановимся на нём несколько дольше, начав с изложения учения св. Амвросия о диаволе и его царстве. Св. Амвросий двояко объясняет причину падения демонов: иногда он говорит, что они пали чрез невоздержание, «возлюбив дочерей человеческих» ( Быт. 4; 2 ), 1741 но чаще указывает на гордость, 1742 как на причину отпадения их от Бога. Последнее мнение у него преимуществует. 1743 За свой грех падшие ангелы были низвержены вниз, причём это «вниз» иногда обозначается, как ад, иногда, – как воздух, а иногда, – как земля. «Место диавола, – пишет св. отец, – во аде, притом в нижней его части, в нижней части того горящего озера, 1744 где «огонь и сера, где огонь не угасает и наказание вместе с тем никогда не прекращается». 1745 В других местах своих творений св. Амвросий говорит о демонах, как властях воздушных, 1746 или даже как пребывающих на небе (spiritalis nequitia in caelo 1747 ). Нужно заметить, что св. отец различает два неба: в собственном и несобственном смысле – caelum verum u coelum appellativum, причём под вторым разумеет воздушное пространство (locus aerius), которое находится между землёй и истинным небом, 1748 или облачное небо над нами. 1749 Как звёздное небо служит местом пребывания добрых ангелов, созерцающих, между прочим, распростёртое пред их глазами (на земле), 1750 а также наблюдающих за воротами рая и испытывающих тех, которые стремятся в него, 1751 так и воздушное небо является местом обитания злых духов, которые стараются помешать людям в их добрых намерениях и направить их ко греху. 1752 Иногда, наконец, св. Амвросий говорит о свержении согрешивших ангелов с неба на землю, в мир, 1753 утверждая, между прочим, что грех начал развиваться на земле именно со времени этого свержения туда диавола. 1754 Указанное противоречие в учении св. Амвросия о демонах примиряется тем утверждением св. отца, что в настоящее время диавол ещё не подвергся окончательному наказанию и потому не находится ещё в определённом месте, 1755 что лишь перед концом мира он взят будет с земли 1756  и свергнут в ад, 1757 в самую глубину земли. 1758

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Когда казацкие и военные отряды, а также купеческие обозы продвигались по Сибири, в стратегически важных местах они ставили остроги (укрепленные пункты). Колонизация Сибири расширялась на юг до Амура, на юго-восток до Владивостока и на восток, пока не достигла Тихого океана. По Амуру одной из первых к Тихому океану вышла экспедиция Ерофея Хабарова. На северо-востоке уже в середине XVII в. Семен Дежнев обогнул Чукотский полуостров, пройдя из Ледовитого океана в Тихий. Осваивалось побережье Тихого океана, г. Охотск стал местом активной торговли и отправной точкой дальнейшего освоения новых земель. Обживалась Камчатка. Еще в XVII в. северо-восточные земли были известны промысловым людям, оттуда шли в Россию дорогие меха песцов, котиков и выдр-каланов, а также моржовый клык. Посланные из Санкт-Петербурга экспедиции капитана-командора Витуса Беринга (1728, 1729, 1741) собрали достоверные сведения об Алеутских островах и Аляске. В 1743 г. А. Толстых открыл западную группу Алеутских островов, а в 1759 г. соратник Беринга Иван Глотов достиг восточной части Алеутских островов. В 1766 г. императрица Екатерина II повелела сибирскому генерал-губернатору принять шесть островов Алеутского архипелага в российское владение и проживающих там туземцев сделать российскими подданными, а в 1769 г. она направила в Сенат указ об освоении ближайшего к Алеутским островам берега Северной Америки. Когда первые большие партии пушнины, шкур котиков и клыков моржей стали поступать в Иркутск, то в Охотск и далее на острова устремились промысловики, в одиночку и партиями. Даже сегодня ближайший к Чукотке остров Беринга славится огромным лежбищем котиков и моржей. Первая же промысловая экспедиция на остров Беринга на шитике «Св. Петр» возвратилась на Камчатку в 1744 г. с богатой добычей. В 1747 г. уже четыре компании на четырех кораблях вели промыслы. Опасные и требующие значительных средств промысловые экспедиции объединили наиболее смелых и предприимчивых купцов г. Иркутска. Эти промысловые экспедиции освоили острова Алеутского архипелага и наконец в 1761 г. достигли Аляски. С середины 50-х гг. XVIII в. иркутские губернаторы поддерживали купцов даже материально и поощряли их объединения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

3690 . – 15 мая. Об освобождении духовенства от хождения к рогаткам на караулы и на пожары По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав учинённый в Санкт-Петербургском Духовном Правлении по поданным С.-Петербургских, Московских и прочих городов священно и церковнослужителей от рогаточного караула, и хождения на пожары, и от прочей полицейской несённой с светскими обывателями уравнительно должности выписки, в которой между прочим показано, что определённые в полицейских командах офицеры попов и дьяконов принуждают, оставя церковную службу, ходить к рогаткам на караулы самих, а убогих церковников на те караулы берут сильно, да к тем же рогаткам спрашивают с них, священнослужителей, против знатных дворов десятских, убогих же церковников берут самих сильно и посылают дневать и ночевать на съезжие дворы, и офицеры в свои дома для работ и посылок, и для караулу к колодникам, и во время розысков берут в застенки, и ночные дозоры, и на пожары, и ко очищению улиц, и на прочие полицейские работы, а московские же церковники и кроме оной работы по указам в Дикастерии днюют и ночуют для рассылки указов, и для повестки в сороки о крестном хождении, и для смотрения благовестов, а наипаче бывают в церковной службе и мирских требах и для охранения церквей на караулах непременно, и за такими-де непрестанными церковными службами в полицейских командах десятскими за неимуществом служителей быть им невозможно, а в полиции-де их, священнослужителей, по приказам полицейских офицеров таскают на съезжие дворы беспрестанно с поруганием, а особливо священников и дьяконов, готовящихся ко святой литургии, не допускают и бьют, а церковников, во время божественной службы взяв, держат под караулом, отчего церкви Божии стали без охранения, а в священнослужении и в мирских требах происходит остановка; и в прошлом 1738 г. апреля 20 дня в Кабинет Его Императорского Величества из Святейшего Синода о тех священному чину тягчайших обидах с требованием обороны и о увольнении их от того с представлением нужных резонов подавано сообщение, которое в Святейший Синод возвращено того ж 1738 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Резолюция: Хотя по вышеобъявленной грамоте об оставших по смерти духовных персон пожитках ясно и не изображено, но только подтверждены древние их права, вольности и обыкновения, и для того и о таких пожитках надлежит оставить на прежних их обыкновениях, токмо с таким подтверждением, дабы оные пожитки конечно употребляемы были по монастырям и церквам, как то и прежде чинено, а светских чинов людям отнюдь никому ничего из них не давать. 3646 . – 19 февраля. О назначении жалованья присутствующему в Московской синодального правления Канцелярии епископу По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по сообщённому Московской синодального правления Канцелярии ведению и по учинённой в Синодальной Канцелярии выписке приказали : синодальному члену преосвященному Митрофану, епископу Тверскому и Кашинскому, с состояния блаженной и вечнодостойной памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы Всероссийской, о присутствии его преосвященству в Москву для управления синодальных дел октября 3 дня 1740 года указа Его Императорского Величества жалованье производить в дачу по указам против обретающихся в С.-Петербурге в присутствии Святейшего Синода членов преосвященных архиереев половинное, по семисот по пятидесяти рублёв в год, и для надлежащей его преосвященству во оный оклад заслуженного Его Императорского Величества жалованья выдачи потребного по нынешний 741 год денег числа требовать от Коллегии Экономии непродолжительною присылкою в Московскую синодального правления Канцелярию, и как оная сумма прислана будет, то по внесении их в приход за надлежащим на лазарет вычетом выдать его преосвященству, записав в расход по указу с распискою, и впредь о произведении его преосвященству по вышепоказанному окладу жалованья по третям года от Коллегии Экономии требовать Московской синодального правления Канцелярии, и о том в Коллегию Экономии послать указ, а в Московскую синодального правления Канцелярию ведение. 3647 . – 23 февраля. По вопросу о сочинении священнослужителями исповедных ведомостей

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, рассуждая, что по посланным из Святейшего Правительствующего Синода в епархии о повсегодной, колико где в славяно-греко-латинских школах в коем году порознь по степеням школ будет во обучении студентов, ведомостей присылке к преосвященным архиереям в прошлом 1738 году марта от 3 дня при указах формам, таких ведомостей из многих мест в присылке в Святейший Синод не имеется, а из коих в присылке и суть, и то не о всех с того 738 года, из некиих же, не различа студентов порознь по школам, те ж ведомости из некиих домов архиерейских присланы за секретарскими токмо руками, без надлежащего подписания настоящих тех школ учителей, что всё, как видно, ни от чего иного происходит, точию из единой домовых их преосвященства приказных служителей на звании своём слабости, нерачения же и несмотрения, того ради приказали : по силе помянутых прежде посланных указов и форм о вышепоказанном ведомости за руками учителей – каждого кто которую школу обучает – по формам исправя, вновь из тех мест и из коих не прислано прислать в Святейший Синод немедленно, и впредь из всех епархий повсегодно присылать непременно под опасением за упущение немалого штрафа, а понеже и по другим из Святейшего Синода отправленным указам, яко о исповедавшихся и неисповедавшихся, також о колодниках, и метрических и других ведомостей из разных мест не присылают, того ради во всех архиерейских домах и в духовных Московской Дикастерии и в С.-Петербургском Правлении как прежде присланные Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода в те места указы, по которым о чём повелено в Святейший Синод рапортовать, и разные ведомости присылать на указные термины, и без терминов повсегодно велеть выписать, так и впредь присылаемые тому подобные вносить в реестры, и те реестры для незабвенной памяти и повсегодно неотменного по оным исполнения в архиерейских канцеляриях и приказах и в помянутых правлениях, о чём в коем месте надлежит, наклеив на таблицы, иметь в приличных местах неотложно, и по оным указам откуда чего поныне не отправлено, то исправя, прислать в Святейший Синод немедленно, и впредь указом термины без всякого упущения, и во исполнение того у приказных и секретарей и кто где правит вместо секретарей взять надлежащие под опасением за неисполнение неизбежного немалого штрафа подписки, и о том к синодальным членам, к которым надлежит, и в епархии к архиереям, и в помянутые духовные правления послать указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того ради приказали : от Правительствующего Сената вторично требовать, дабы соблаговолено было определить Штатс-Конторе на все определённые в городах ружные дачи генеральные ассигнации в губернии, и провинции, и в города, разослать по которым бы тем ружникам определённые дачи без всякого продолжения и напрасных волокит, производились на наличное тех ружников число ежегодно, а по исполнении того когда, где и сколько произведено будет, из тех губерний, провинций и городов велеть в Штатс-Контору рапортовать, и для того требуемую городовым ружникам, кроме Москвы и той провинции городов, ведомость, списав, за закрепою секретарскою отослать из Святейшего Синода во оную Штатс-Контору при указе; что же во оной ружной ведомости против положения в монастырях монахов и монахинь, а при церквах священно и церковнослужителей числом налицо ныне меньше есть, а Правительствующий Сенат определил ругу производить на наличных, в чём и Святейшего Синода согласен, и то число разуметь должно не о таковых только, кои ныне в ружной ведомости показаны налицо, но и о тех, которые отныне в показанное во оной ведомости указное по руге число к церквам священно и церковнослужителей на упалые места, а в монастыри монахи и монахини вновь пострижением (понеже всемилостивейшими Его Императорского Величества указами ныне в монашество пострижение позволено) укомплектуются, коим потому ж со вступлением их ругу производить в Москве и Московской провинции от Коллегии Экономии, а в городах от губерний и провинций неотложно долженствует, а удержанное и неассигнованное на 739 и 740 годы от Штатс-Конторы ружникам жалованье повелено б было беспрепятственно откуда возможно произвесть в непродолжительном времени, понеже бедные ружники в том виною не состоят, а Штатс-Конторе долговых денег вместо произведённых в дачу ружникам требовать от Коллегии Экономии, и что учинено будет, Святейшему Синоду сообщено б было известие, и о том Правительствующему Сенату сообщить ведение, а о прочем в вышеобъявленном сенатском ведении показанном для ведома в Московскую синодального правления Канцелярию послать ведение, а в Коллегию Экономии о том, також и о присылке требуемых по прежде посланным из Святейшего Синода и из Правительствующего Сената указам ко окончанию ружного штата ведомостей указ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3663 . – 10 апреля. в Кабинет Его Императорского Величества письменно, дабы о выключении оных Новодевича монастыря служителей по силе прописанной Кабинета Его Императорского Величества на подаванном от Сената сообщении 1739 года в январе месяце резолюции (которой 3-м пунктом повелено – кои из монастырских служителей после состоявшейся в 1738-м году марта 9 числа в Кабинете Его Императорского Величества резолюции поныне в службу взяты, а в армию ещё не отправлены, тех по силе оной и нынешней (то есть, что в январе) резолюции из службы выключить и отпустить по-прежнему в домы со взятьем с кого надлежит рекрут и штрафа, а отправленных уже не возвращать и зачесть в будущие рекрутские наборы) из военной службы со взятьем с них за небытие у присяг указанного штрафа, помянутые лейб-гвардии полковые канцелярии определены были Его Императорского Величества указом, на котором представлении состоявшеюся в Кабинете Его Императорского Величества за подписанием господ кабинет-министров того ж году июля 15 дня резолюциею определено, когда оные слуги по учинённой резолюции 9 марта 1738 г. Приказали : из Святейшего Синода о том Кабинету Его Императорского Величества сообщить по обыкновению; что же оной Кабинета Его Императорского Величества в январе 1739 году резолюции 3-м пунктом определено таких, кои из монастырских слуг по взятии в военную службу уже в армию отправлены, не возвращать, а помянутые Новодевичья монастыря слуги в армии не были, но обретались в вышепоказанных полках со определения их в те полки при С.-Петербурге. По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению преосвященного Иннокентия, епископа Иркутского, о желающих в епархии его преосвященства при церквах быть за крайнюю скудость и неимущество угодных из тамошних обывателей во священство из пришлых других губерний и провинций разных городов людях, иных во священстве, других же в низшем церковном причте, положенных в тех других губерниях и провинциях в подушный оклад, между коими суть и священноцерковнослужительские из иных епархий дети, требуя о определении таковых решительного указу, представя в резон, что из таковых антецессором его преосвященства, також и бывшим в Тобольской епархии преосвященным Антонием митрополитом многие в священники произведены и в прочий причт определены, но точию некоторые из них от светской команды убеждаются к высылке на прежние жилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010