Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС (Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии , с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря , составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе. Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф ), А.

http://pravenc.ru/text/75690.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЖЕНОВ Василий Иванович (12.03.1737 или 1738, с. Дольское Малоярославецкого у. Калужской губ.- 13.08.1799, С.-Петербург), рус. архит. Детство провел в стенах Московского Кремля, где отец служил псаломщиком в одной из придворных церквей. С 1751 г. состоял в «архитектурной команде» Д. В. Ухтомского , там же познакомился с М. Ф. Казаковым . В 1755 г. поступил в Московский ун-т, в 1756 г. перевелся в гимназию при С.-Петербургской АН, был учеником С. И. Чевакинского , одновременно участвовал в его архитектурных работах. В 1758-1760 гг. в числе первых слушателей С.-Петербургской АХ учился у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота. В 1760-1762 гг. как пенсионер академии обучался в Парижской АХ у Ш. де Вайи (получил диплом архитектора), в 1762-1764 гг. совершенствовал свои знания в Италии. Являлся профессором Академии св. Луки в Риме, членом АХ во Флоренции и Болонье; с 1765 г. чл. С.-Петербургской АХ, в 1799 г. ее вице-президент. В 1767-1792 гг. работал в Москве, в 1792-1799 гг.- в С.-Петербурге. Б. принадлежат попытки организации художественной школы и общественной картинной галереи в Москве, замысел реформы АХ, участие в публикации полного перевода 10 книг рим. архит. Витрувия (изд. в 1790-1797), подготовка проекта издания свода «Российской архитектуры». Архитектурные проекты Б. отличались грандиозным размахом, решение градостроительных задач сопровождалось поисками нового национального стиля. Большой Кремлевский дворец, построенный в стиле классицизма, по замыслу Б. должен был стать национальным центром страны, своеобразным символом единения народа и самодержавия. Внутреннее пространство Кремля строилось на сочетании системы площадей и перспектив, главная овальная площадь ансамбля предназначалась для народных собраний, от нее вели 3 дороги - в столицу рус. древностей Киев, в столицу Петра Великого С.-Петербург и в столицу правосл. веры Сергиев Посад. Торжественная закладка здания состоялась в 1773 г., однако после Пугачевского бунта строительство дворца было прекращено (1775; деревянная проектная модель 1773 в ГНИМА), разрушенные стены Кремля восстановлены, работы по реконструкции ансамбля переданы Казакову.

http://pravenc.ru/text/77348.html

Архитектор Василий Иванович Баженов Василий Иванович Баженов (1 марта 1737 или 1738, Москва — 2 августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года, вице-президент Академии художеств (с 1799 года). Действительный статский советник (с 1796 г.). Список храмов, которые построил Василий Иванович Баженов (или с его участием) Вологодская область Церковь Иоанна Предтечи Белозерский район, Белозерск Архитектор: В.И. Баженов (?), круг В.И. Баженова Год постройки: 1810 Архитектурный стиль: Классицизм Липецкая область Церковь иконы Божией Матери " Знамение " Липецкий район, Вешаловка Архитектор: В.И. Баженов (?) Год постройки: Между 1784 и 1794 Архитектурный стиль: Псевдоготика Церковь Владимирской иконы Божией Матери Данковский район, Баловнево Архитектор: В.И. Баженов Год постройки: Между 1789 и 1799 Архитектурный стиль: Классицизм Московская область Церковь Владимирской иконы Божией Матери Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский, Быково, село Архитектор: В.И. Баженов (?) Год постройки: 1789. колокольня - 1884 Архитектурный стиль: Псевдоготика Церковь Спаса Преображения в Пехре-Яковлевском Балашихинский городской округ и г. Реутов, Балашиха Архитектор: В.И. Баженов (?) Год постройки: Между 1772 и 1782 Архитектурный стиль: Классицизм Рязанская область Церковь Троицы Живоначальной Касимовский район и г. Касимов, Гусь-Железный Архитектор: В.И. Баженов (?), И.С. Гагин (?) Год постройки: Между 1802 и 1868. Строилась в перерывом в 1825-1847 Архитектурный стиль: Псевдоготика Церковь Казанской иконы Божией Матери Михайловский район, Красная горка, усадьба Архитектор: В.И. Баженов (?) Год постройки: Между 1785 и 1810 Архитектурный стиль: Классицизм Серафимо-Саровский скит Михайловский район, Красная горка, усадьба Архитектор: В.И. Баженов Год постройки: приблизительно не ранее 1790 Тульская область Церковь Михаила Архангела Ясногорский район, Горки

http://sobory.ru/architect/vibazhenov

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Алатырской Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви), в г. Алатырь, основан в 1639 г. игум. Ладинского Прилуцкого мон-ря Елисаветой (Летинской) вместе с 52 монахинями, часть к-рых пришла из Киева, и их духовником игум. Мефодием, «изгнанными ляхами». Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре др. Николаевского жен. мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича А. К.-Н. м. предоставлено место. В 1639 г. были построены 2 деревянные церкви - Никольская и Покровская. В 1671 г., во время восстания Степана Разина, А. К.-Н. м. сгорел; восстановлен в 1673 г. В 1690 г. вновь сгорел до основания. Из Алатырского во имя Святой Троицы монастыря обители была пожертвована деревянная Троицкая ц. К нач. XIX в. в А. К.-Н. м. находилось 3 каменных храма: трехпрестольный Вознесенский (построен в 1753, в 1872-1874 пристроены приделы: левый во имя вмч. Пантелеимона, правый - свт. Тихона Задонского), двухпрестольный Покровский (1767), надвратный однопрестольный Никольский (1737). Среди почитаемых святынь - икона свт. Николая Чудотворца и Казанская икона Божией Матери, пожертвованные в 1639 и 1640 гг. царем Михаилом Феодоровичем, а также икона Нерукотворного Образа Спасителя, принесенная игум. Елисаветой из Ладинского мон-ря. По штатам 1764 г. обители дан статус необщежительного мон-ря 3-го класса. Мон-рь пользовался благоволением царственных особ. В 1767 г., при игум. Александре, обитель посетила императрица Екатерина II , подарившая напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе (за поднесенные ей проживавшей в мон-ре дворянской девицей Анной Алфимовой, ставшей впосл. игум. Анатолией, переводы на рус. язык «Бесед» Ж. Б. Массийона), в 1799 г. имп. Павел I пожертвовал 30 дес. пахотной земли, имп. Александр I - лесную дачу в 150 дес. В ризнице хранились серебряный позолоченный напрестольный крест - подарок императрицы Марии Феодоровны . В 40-х гг. XIX в., при игум. Иларии, К. И. Невоструев составил опись монастырского архива, содержавшего документы начиная c XVII в. В кон. XIX в. в распоряжении А. К.-Н. м. имелось 226 дес. земли, мельница; в мон-ре проживали игумения, 31 монахиня, 237 послушниц.

http://pravenc.ru/text/64016.html

Церковь иконы Божией Матери " Знамение " (Вешаловка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери " Знамение " построен в 1768-1794 гг. по проекту В.И. Баженова, закрыт в 1932 г., вновь открыт в 2003 г. Храм является памятником архитектуры федерального значения XVIII в. Содержание История [ править править код ] Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725—1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским. Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737—1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов. По данным 1876 году Знаменская церковь была главной, а приписной к ней была Казанская деревянная церовь в селе Вешеловке, построенной в 1853 году. Согласно данным 1893 года, уже Знаменская церковь стала приписной к деревянной Казанской церкви села Вешеловка, построенной в 1891 году. По данным 1911 года, Знаменская церковь была возобновлена помещиком Александром Михайловичем Кожиным (1860—1904) в 1896 году, а также имела свой собственный причт, состоявший из священника и псаломщика. После революции 1917 года храм пришёл в запустение, и лишь в 1987—1988 годах начались реставрационные работы. В 1999—2003 годах выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Интерьеры храма подготовлены под роспись, начато благоустройство территории. В настоящее время восстановлен иконостас, на колокольне появились колокола, изготовленные в воронежской колокололитейной мастерской Подорожного, расписана трапезная. Рядом с храмом сохранилась в руинированном виде часовня-усыпальница помещиков Кожиных, а также дом причта.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_иконы_...

Несмотря на эти запреты, почитание П. не прекращалось, поэтому в 1737 г. было проведено еще одно расследование в Пиринемской вол. (его материалы с описанием чудес П. сохранились в документах РГИА). В результате местные священники получили распоряжение постоянно посылать в Архангельскую духовную консисторию «отписки» о почитании П., одну из них представляет собой документ 1855 г. (ИРЛИ. Пинежское собр. 405). В 1792-1799 гг. на месте ветхой Георгиевской часовни поставили ц. во имя Двенадцати апостолов. Во время строительства мощи П. находились в приделе вмц. Параскевы в Георгиевской ц. В 1799 г. мощи перенесли в новый храм Двенадцати апостолов; ежегодно 30 июня, в день обретения мощей П., перед ее гробницей служили панихиду. Почитание П. вызывало вопросы у церковного священноначалия и в XIX в. В 1843 г. еп. Архангельский Георгий высказывал мнение о том, что гроб П. надо «или опустить под церковь или вынести в придел или подобное тому отдельное от церкви место, чтоб не был предметом чествования» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 3. Д. 298). Однако мощи святой по просьбе прихожан остались в церкви, при этом воспрещалось «отправлять ей молебны», но разрешалось «служить только панихиды». В 1889 г. состоялось новое освидетельствование мощей. В 1902 г. «ящик с прахом и гробом» праведной снова вскрыли, начертили «план с показанием частей праха» П., после чего последовала резолюция еп. Архангельского и Холмогорского Иоанникия: «…зарыть при перестройке церкви ящик с находящимися в нем костями под церковию». В 1904 г. под храм был подведен каменный фундамент, мощи П. убрали «под спуд». Рисунок расположения мощей в раке сохранился (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1481. Л. 18-19, 30; Оп. 5. Д. 74). Служба святой не написана, не сохранилось и ее древнего иконописного изображения. В 2014 г. в с. Пиринемь построен новый храм во имя Двенадцати апостолов на месте сгоревшего в 1989 г., где под спудом хранились мощи святой. Ист.: Савельева Н. В. Сказания XVII в. о святынях, святых и подвижниках Русского Севера: Пинега и Мезень. СПб., 2010. С. 369-376, 429-431.

http://pravenc.ru/text/2579012.html

В 1824 г. с санкции англ. властей Захария (Монтесантос), возглавлявший в 1819-1824 гг. епархию в качестве великого протопресвитера, был возведен в сан митрополита. Вскоре после присоединения в 1864 г. Ионических о-вов к Греческому королевству существовавшие на их территории митрополии перешли из юрисдикции К-польского Патриархата в ведение Элладской Православной Церкви. После смерти в 1886 г. Итакийского еп. Гавриила (Каравиаса) Итака была присоединена к Левкадской митрополии. Епархия получила название Левкадская и Итакийская епископия, в 1886-1899 гг. ее кафедра оставалась незамещенной. В визант. период Итака входила в состав Кефалинийской епархии, затем управлялась протопресвитерами и только после принятия Конституции 1817 г. получила своего епископа. В 1922 г. Левкадская и Итакийская епископия была возведена в ранг митрополии. В 2014 г. в Л. и И. м. действовали 66 приходских храмов, 73 парекклисиона, 110 экзокклисионов, 35 кладбищенских храмов, 7 ктиторских церквей, 3 муж. мон-ря (Пресв. Богородицы Фанеромени, св. Иоанна Предтечи на Лефкаде и Пресв. Богородицы «тон Катарон» на Итаке) и 2 жен. мон-ря (свт. Николая Чудотворца и Св. отцов на Лефкаде). Организованы молодежные центры при митрополии и приходах, катехизаторские школы, службы поддержки семьи, школа визант. музыки, летние лагеря близ монастыря Пресв. Богородицы Фанеромени, дом престарелых в Лефкаде, генеральная благотворительная касса, касса взаимопомощи духовенства. Левкадские архиереи Сосион (I в.); Агафарх (упом. в 325); Захария (упом. в 381); Пелагий (упом. в 680/1); Герман (упом. в 879); Антоний (IX в.); Савва (IX-X вв.); Евник (упом. в 968); Иоанн (упом. в 997); Нафанаил; Алипий; Иаков (упом. в 1043); неизвестный по имени (упом. в 1058); неизвестный по имени (упом. в 1144); Андрей (упом. в 1185); неизвестный по имени (упом. в 1235); Матфей (ранее 1367, впосл. митрополит Навпактский); Агапит (упом. в 1429-1431); Иларион (1431-?); Амфилохий (1513-?); Тарасий (упом. в 1522); Епифаний (упом. в 1535); Анфим (упом. в 1544); Филофей; Мефодий; Митрофан (упом. в 1625); Анфим (упом. в 1640); Нафанаил (упом. в 1640/41); Иоанн или Иоасаф (Иоасафат) Спатас (упом. в 1653); Максим (упом. в 1654); Феоклит (упом. в 1662); Парфений (упом. в 1674); Анфим Маринос (1688-?); Феофан Даниас (упом. в 1704); Евгений Маринос (упом. в 1710 и 1720); Мелетий Сервос (1737); Дионисий Конидарис (1737 или 1738-1742); Хрисанф Псомас (1743-1766); Мелетий Конидарис (1766-?); Иоаким Маринос (1779-1799); Парфений Конидарис (1799-1818); Захария (Монтесантос; 1824-1831); Евгений (Фецис; 1831-1851); Григорий (Араванис; 1851 или 1852-1886); Евгений (Пердикарис; 1899-1903); Даниил (Сулидис; 1907-1917, 1923-1927); Димитрий (Евфимиу; 1931-1940); Дорофей (Палладинос; 1940-1968); Никифор (Дедусис; 1968-2008); Феофил (Манолатос; с 2008 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2463329.html

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1722 г. численность церквей (без молитвенных домов и часовен) составляла 15751, в 1737 г. – около 18 тыс., в 1764 г. – 17761, в 1784 г. – 21141, в 1799 г. – 26196 20 ». Более детальными данными мы располагаем за период с 1825 по 1914 гг. (см. Таблицу 2). Таблица 2 Численность соборов, церквей, часовен и молитвенных домов (1825–1914) Годы Церквей Церквей Часовен и приход. молит. домов всех церквей Источники: Преображенский И.Г. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 189/91 гг. – СПб., 1897, С. 29; Смолин И. К. История Русской Церкви. – М., 1996. Ч. I. С. 279; Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. – М., 1996. С. 660. За первое столетие синодального периода (1722–1825) численность православного населения обоего пола увеличилась более чем в три раза (с 10 до 33 млн. человек), а церквей (без молитвенных домов и часовен) менее чем в полтора раза (с 15,8 до 27,6 тыс.). За последующие 90 лет синодального периода (1825–1914) православное население увеличилось также почти в три раза (с 33 до 98 млн. человек), а численность церквей возросла примерно в два раза (с 27,6 до 54,9 тыс.). Также сдерживался и рост численности приходского духовенства. В 1722 г. общая численность белого духовенства (священно- и церковнослужителей без их семей) составляла 61111 человек, в 1764 г. –67111, в 1784 г. –84131 человек. Ниже приводим подробные данные за 1825–1914 гг. о приходском духовенстве с распределением его по рангам (см. Таблицу 3). Из приведенных данных видно, что если численность всего белого духовенства за 1722–1825 гг. возросла в полтора раза, то за последующее столетие она практически оставалась без изменения. Обращает на себя внимание заметное уменьшение белого духовенства в 60–70-е годы XIX в., что было связано с сокращением числа церковных приходов при Александре II, а некоторый рост в последующие годы – с восстановлением многих приходов при Александре III. (Данные учитывают только служащее белое духовенство, без членов их семей.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце XVIII в. в Оптиной пустыни подвизалось всего три монаха, один из них — слепой. Однако «сила Моя совершается в немощи», — сказал Господь (2 Кор. 12:9). Именно с этого времени начинается духовный расцвет пустыни, ознаменованный основанием в 1821 г. Иоанно-Предтеченского скита и насаждением старчества. Способствовал возрождению обители митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин; 1737-1812). Имя его незабвенно как для Данилова монастыря, так и для Оптиной пустыни. В историю Даниловой обители митрополит Платон вошел как святитель, тщанием которого напечатана служба князю Даниилу. До этого существовали две службы преподобному, но изданы они не были и распространялись в рукописном виде. Митрополит Платон написал новую, третью службу святому князю Даниилу и присовокупил к ней пространную редакцию его жития. Поистине, благодатию Божией отмечен этот труд святителя: составленная им служба, впервые изданная в 1791 г., сохранилась в церковном обиходе по сей день. Столь же благоплодным было попечение митрополита Платона об Оптиной пустыни. Он учредил в ней общежитие и назначил в 1796 г. нового настоятеля — иеромонаха Пешношского монастыря Авраамия, под управлением которого обитель укрепилась духовно и материально. В одной епархии Данилов и Оптина находились почти 35 лет — с 1765 по 1799 В этот период под омофором сначала архиепископа Амвросия, а затем митрополита Платона началось молитвенное общение обителей. Впоследствии их духовная связь уже не прерывалась. Яркой страницей в ее историю вошла многолетняя дружба оптинского старца иеросхимонаха Макария и даниловского иеромонаха Вассиана. Зародилась она во второй половине 1830-х гг., когда о. Вассиан впервые приехал в Оптину на богомолье. Он пленился местоположением пустыни, чином ее богослужений и той любовью старцев Льва и Макария и всего братства, с которой его приняли в обители. С тех пор о. Вассиан стал ежегодно навещать Оптину. Его слабое здоровье заметно поправлялось в Иоанно- Предтеченском скиту, где ему выделялась особая келлия.

http://patriarchia.ru/db/text/5777577.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010