В конце XVIII в. в Оптиной пустыни подвизалось всего три монаха, один из них — слепой. Однако «сила Моя совершается в немощи», — сказал Господь (2 Кор. 12:9). Именно с этого времени начинается духовный расцвет пустыни, ознаменованный основанием в 1821 г. Иоанно-Предтеченского скита и насаждением старчества. Способствовал возрождению обители митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин; 1737-1812). Имя его незабвенно как для Данилова монастыря, так и для Оптиной пустыни. В историю Даниловой обители митрополит Платон вошел как святитель, тщанием которого напечатана служба князю Даниилу. До этого существовали две службы преподобному, но изданы они не были и распространялись в рукописном виде. Митрополит Платон написал новую, третью службу святому князю Даниилу и присовокупил к ней пространную редакцию его жития. Поистине, благодатию Божией отмечен этот труд святителя: составленная им служба, впервые изданная в 1791 г., сохранилась в церковном обиходе по сей день. Столь же благоплодным было попечение митрополита Платона об Оптиной пустыни. Он учредил в ней общежитие и назначил в 1796 г. нового настоятеля — иеромонаха Пешношского монастыря Авраамия, под управлением которого обитель укрепилась духовно и материально. В одной епархии Данилов и Оптина находились почти 35 лет — с 1765 по 1799 В этот период под омофором сначала архиепископа Амвросия, а затем митрополита Платона началось молитвенное общение обителей. Впоследствии их духовная связь уже не прерывалась. Яркой страницей в ее историю вошла многолетняя дружба оптинского старца иеросхимонаха Макария и даниловского иеромонаха Вассиана. Зародилась она во второй половине 1830-х гг., когда о. Вассиан впервые приехал в Оптину на богомолье. Он пленился местоположением пустыни, чином ее богослужений и той любовью старцев Льва и Макария и всего братства, с которой его приняли в обители. С тех пор о. Вассиан стал ежегодно навещать Оптину. Его слабое здоровье заметно поправлялось в Иоанно- Предтеченском скиту, где ему выделялась особая келлия.

http://patriarchia.ru/db/text/5777577.ht...

От XVII в. было унаследовано деление церквей на кафедральные соборы, городские соборы (в уездных городах), приходские церкви и домовые церкви. Кафедральные соборы в финансовом отношении принадлежали к архиерейским домам, но и городские соборы в большинстве случаев также не имели собственных общин. Городские соборы и некоторые другие городские храмы получали ругу, т. е. государственную субсидию или финансовую поддержку от епархиального епископа, отчислявшего часть своих доходов на содержание клира. Кроме того, ряд городских соборов и церквей владели землями. В XVIII и особенно в XIX в. открывалось много храмов, которые не имели своих приходов, – при учреждениях, учебных заведениях, в войсках. Все они, кроме войсковых, подчинялись епархиальному архиерею, но содержались за свой счет. Наконец, были безалтарные часовни и молитвенные дома, выступавшие в роли временных церквей 908 . Следующая таблица показывает рост числа храмов: В 1722 г. всего 15 751 церковь 1737 около 18 000 1762 19 813 1799 26 196 1825 27 585 (включая часовни) 1855 48 318 1907 71 526 1912 76 394 909 1914 66 908 (учтены не все епархии) Вопрос о строительстве новых церквей в синодальный период решался в зависимости от наличия средств на содержание духовенства. В начале XVIII в. приходы весьма отличались друг от друга по количеству дворов и по численности причта. Бывали приходы в 15 дворов с двумя священниками, но встречались и насчитывавшие 200 дворов и содержавшие 5 священников 910 . В 1711 г. Петр I повелел назначать священников лишь туда, где это крайне необходимо. Указ 1718 г. запретил открывать новые домовые церкви и предписал закрыть уже имевшиеся, за исключением принадлежавших императорскому семейству и некоторым вельможам. В 1722 г. Святейший Синод в особом указе подчеркивал, что строительство новых церквей может производиться только с его разрешения. В 1726 г. Екатерина I предоставила это право епископам. Штаты 1722 г. устанавливали норму в 300 дворов на одну церковь 911 . Новые штаты 1778 г. зафиксировали норму в 150 дворов на церковь . Тогда же выдача разрешений на возведение новых церквей снова стала исключительным правом Святейшего Синода. В 1800 г. Синоду пришлось напомнить епископам об этом указе 912 . Император Николай I издал подробные предписания по церковному строительству 913 . В 1858 г. епархиальные епископы опять получили право давать разрешения на строительство церквей. В 1869 г. мелкие приходы стали объединяться в более крупные, вследствие чего было закрыто 2000 церквей, к 1880 г. их число достигло 4800. Лишь в 1884–1885 гг. Святейший Синод, сообразуясь с желанием прихожан, разрешил снова открыть некоторые из этих церквей. Со времени Александра II на ремонт храмов стали отпускаться государственные средства 914 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

От XVII в. было унаследовано деление церквей на кафедральные соборы, городские соборы (в уездных городах), приходские церкви и домовые церкви. Кафедральные соборы в финансовом отношении принадлежали к архиерейским домам, но и городские соборы в большинстве случаев также не имели собственных общин. Городские соборы и некоторые другие городские храмы получали ругу, т. е. государственную субсидию или финансовую поддержку от епархиального епископа, отчислявшего часть своих доходов на содержание клира. Кроме того, ряд городских соборов и церквей владели землями. В XVIII и особенно в XIX в. открывалось много храмов, которые не имели своих приходов, — при учреждениях, учебных заведениях, в войсках. Все они, кроме войсковых, подчинялись епархиальному архиерею, но содержались за свой счет. Наконец, были безалтарные часовни и молитвенные дома, выступавшие в роли временных церквей  . Следующая таблица показывает рост числа храмов: В 1722 г. всего 15 751 церковь 1737 около 18 000 1762 19 813 1799 26 196 1825 27 585 (включая часовни) 1855 48 318 1907 71 526 1914 66 908 (учтены не все епархии) Вопрос о строительстве новых церквей в синодальный период решался в зависимости от наличия средств на содержание духовенства. В начале XVIII в. приходы весьма отличались друг от друга по количеству дворов и по численности причта. Бывали приходы в 15 дворов с двумя священниками, но встречались и насчитывавшие 200 дворов и содержавшие 5 священников  . В 1711 г. Петр I повелел назначать священников лишь туда, где это крайне необходимо. Указ 1718 г. запретил открывать новые домовые церкви и предписал закрыть уже имевшиеся, за исключением принадлежавших императорскому семейству и некоторым вельможам. В 1722 г. Святейший Синод в особом указе подчеркивал, что строительство новых церквей может производиться только с его разрешения. В 1726 г. Екатерина I предоставила это право епископам. Штаты 1722 г. устанавливали норму в 300 дворов на одну церковь  . Новые штаты 1778 г. зафиксировали норму в 150 дворов на церковь. Тогда же выдача разрешений на возведение новых церквей снова стала исключительным правом Святейшего Синода. В 1800 г. Синоду пришлось напомнить епископам об этом указе  . Император Николай I издал подробные предписания по церковному строительству  . В 1858 г. епархиальные епископы опять получили право давать разрешения на строительство церквей. В 1869 г. мелкие приходы стали объединяться в более крупные, вследствие чего было закрыто 2000 церквей, к 1880 г. их число достигло 4800. Лишь в 1884–1885 гг. Святейший Синод, сообразуясь с желанием прихожан, разрешил снова открыть некоторые из этих церквей. Со времени Александра II на ремонт храмов стали отпускаться государственные средства  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

м. проживали игумен, иеромонах, 6 монахов и служка, в 1664 г. в штате Д. м. находились священник, уставщик-подкеларник, 2 дьяка, пономарь, 2 работника и служка, в 1730 г.- 70 монашествующих; в 1735 г. было 63 насельника. С кон. XVIII в. в Д. м. направляли московских клириков для исправления или «в надежде пострига». Случалось, количество бельцов составляло треть или более всей братии. В 1774 г. в Д. м. проживало 9 иноков и 8 белых священников, хотя должно было находиться, по штатам, 33 чел. (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 2. Л. 6-6 об., 1774 г.). Эта ситуация неблагополучно сказывалась на внутренней жизни обители. Так, свящ. Тимофей Иванов 5 недель Великого поста 1778 г. пьянствовал, а все попытки вразумить его оказались безуспешными. Неск. годами ранее овдовевший псаломщик Иван Алексеев, решив принять постриг в Д. м., также впал в этот грех. Не помогло ни заключение, ни оковы, и в 1779 г. он был изгнан из Д. м. (РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 428, 1779 г.). Согласно перечню блюд, в 1758 г. в мон-ре почти ежедневно каждому насельнику во время трапезы выдавалось по рюмке водки, стакану меду и ушату пива. Если не было водки, то ее заменяла сивуха (РГАДА. Ф. 421. Оп. 1. Д. 4213). В кон. XIX - нач. ХХ в. в Д. м. проживало от 30 до 40 чел., в 1914 г.- 20 иеромонахов, 13 иеродиаконов, 3 инока и 4 послушника (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7211), а также управляющий мон-рем в сане епископа и его наместник в сане архимандрита. В 1898-1918 гг. в мон-ре на покое пребывали еп. Антоний (Флоренсов) , выдающийся духовник, окормлявший мн. представителей рус. интеллигенции, архиеп. Донской Афанасий (Пархомович) и еп. Архангельский Иоанникий (Казанский) . Духовное просвещение, социальное служение В 1737 г., после того как в Заиконоспасском мон-ре сгорело здание Славяно-латинской академии, ее предполагалось перевести в стены Д. м., однако в обители не оказалось свободных помещений, да и кельи были признаны ветхими и небезопасными для новых обитателей. С 1799 по 1827 г. в Д. м. размещался Духовно-цензурный комитет.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Первоначально крест находился в деревянной часовне, построенной на месте смерти Прокопия Устюжского. В 1737 году при архимандрите Пахомии, когда началось строительство каменной ограды, часовня была разрушена, крест перенесен во Введенскую церковь, а позднее в трапезную. С этим не согласен А. Голосов, который считает, что первоначально крест находился в часовне на могиле Киприана, так как до 1651 года упоминается только эта часовня. Крытые переходы между Архангельским собором и Введенской церковью. В 1653 году вместе с холодным собором Архангела Михаила и теплой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы Никифором Ревякиным был построен каменный крытый коридор (переход) соединяющий оба храма. В 1842 году при архимандрите Августине для большего освещения в переходах были сделаны окна и перекрыта крыша. В 1896 году викарный епископ Великоустюжский Антоний сделал в переходах несколько келий. В следующем 1897 году эти кельи были уничтожены. Литература: 1. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 39-40. 2. Августин. Описание Великоутюгскаго Архангельскаго второкласснаго монастыря. – Вологодские губернские ведомости. Часть неофициальная. Суббота, Февраля 22 дня. 1847. Стр. 73. 3. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Марта 1. 5. 1900. Стр. 106. 4. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Марта 1. 5. 1900. Стр. 105-110. 5. Там же. Стр. 110. Комментарии и обсуждение 9 июля 1786 г. был уволен на покой с пенсией епископ Великоустюжский и Тотемский Иоанн (Никитин). До кончины 13 октября 1799 г. он управлял Михаило-Архангельским монастырем Великого Устюга. Очевидно, что " коренная реконструкция " соборного иконостаса в 1791-1792 гг. была произведена по его благословению.

http://sobory.ru/article/?object=06296

Против сей доски отступя четыре вершка погребено тело в Бозе почивающей супруги статского советника и кавалера Адриана Адриановича Лопухина Анны Феодоровны, урожденной дочери покойного тайного советника и кавалера св. Анны – Феодора Авраамовича Лопухина, которая родилась 1737 года октября 9 дня, скончалась 1800 г. мая 5 числа, всего жития ее было 62 года и 7 месяцев, а бытия ее в замужстве 40 лет, 11 месяцев и 10 дней. На сем месте покоится прах раба Божия генерал-маиора Димитрия Николаевича Лопухина, родившегося января 9 дня, а скончавшегося в 1803 году июля 1 дня. Ея превосходительство действительная статская советница, Парасковья Феодоровна Астафьева, урожденная Лопухина, родилась 1754 года июля 19 дня, тезоименитство ее 26 июля, скончалась 12 августа 1810 года. Благонравная в добродетели и в женах Софья Адриановна Лопухина, супруга действительного статского советника Николая Ардалионовича Лопухина, родилась в 1762 году мая 12 числа; тезоименитство ее 17 сентября; прожив в замужстве 23 года, скончалась в 1813 году сентября 29 дня в 6 часов пополудни в городе Туле, а тело ее привезено и положено в Москве в Спасо-Андрониеве монастыре на месте против сей надписи также в 1813 году октября 8 дня; всего жития ее было 51 год и 11 месяцев. Против сей доски погребено тело покойного тайного советника, сенатора и орденов св. Анны 1 степени и св. Владимира большего креста 2 степени кавалера Ивана Ивановича Голохвастова и супруги его Варвары Феодоровны, урожденной Лопухиной, родившейся 1753 года февраля 21 дня, скончавшейся 1811 года июля в 19 день. Жития ее было 61 год, 3 месяца и 28 дней. Против сей доски похоронены тела фамилии гг. Лопухиных: статский советник и кавалер Адриан Адрианович Лопухин; родился 1734 года июня 3 дня, скончался 1816 года августа 28 дня, всего жития его было 82 года, 1 месяц и 28 дней. Супруга его Анна Феодоровна Лопухина родилась в 1737 году октября 9 дня, скончалась в 1800 году мая 5 дня, всего жития ее было 63 года, 6 месяцев и 27 дней (о ней есть особая надпись 20). Сын их бригадир Феодор Адрианович Лопухин родился 1768 года июня 28 дня, скончался 1811 года сентября 18 дня, всего жития его было 43 года, 2 месяца и 20 дней. Малолетние дети Феодора Адриановича: Авраам Феодорович родился в 1798 году июни 8, скончался в 1799 году августа 15 дня, всего жития его было 1 год, 2 месяца и 7 дней (о нем особая надпись 19); Николай Феодорович родился 1800 г. марта 12 дня, скончался 1801 года октября 17 дня; всего жития его было 1 год, 7 месяцев и 5 дней; Анна Феодоровна родилась 1797 года мая 9 дня, скончалась 1810 года марта 9 дня, всего жития ее было 12 лет и 10 месяцев; Анастасия Феодоровна родилась 1804 года января 2 дня, скончалась 1809 года июня 1 дня, всего жития ее было 5 лет и 5 месяцев; Дарья Феодоровна родилась 1809 года июня 18 дня, скончалась 1810 года декабря 27 дня, всего жития ее было 1 год, 5 месяцев и 5 дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С 1744 г. 162 кн. С 1836 г. 219 кн. С 1720 г. ставленичесие. С 1799 г. 189955 д. С 1760 г. 242265 д.19 разрядов. По уездам без годов.С1799 г. по столам.С 1838 г. 12 категорий С 1726 г. 3042 кн. С 1724 г. 2641 кн. С 1728 г. 2065 кн. С 1737 г. 2016 кн. С 1796 г. 3281 вед. С 1789 г. 1331 кн. 35 описей. 3 афавита. С 1769 г. 252 кн. С 1799 г. 238 кн. С 1859 г. 74 кн. С 1811 г. 120 кн. С 1728 г. 52 кн. 103 кн. С 1780 г. 330 кн. Дела Вытегорского и Каргопольского ду.правлений 1767–1815 гг. Просторное но холодное, в 2-х помещениях при К-рии и в особом флигеле Нижегородского Печерского монастыряВ сырой башне догнивает старый архив. В 2-х комнатах бывш. дух. 6училища, от огня безопасно, но сыро и не имеет печей. Богатейшие исторические материалы с XVII ст.; но часть передана в Археограф. Комис. в 1857 г., часть в Архив Св. Синода; часть помещается на хорах Софийского собра и часть в нижнем этаже ариер. дома. В мезонине К-рии, в 2-х комнатах. Епархия открыта в 1672 г.С 29 янв. 1886 г. епарх. церков. дрелехр. при сем., в нем 1155 предм. От 1898 г. осталось 499 р. 22 к.; в 1900 г. от благочинных пожертвовано 8 р. 71 к. и прибыл от свечного зав.С 1889 г. епарх. церк. археологич. комиссия. Средства по усмотрению епарх. преосвященных. Рукописи с 1509 г., старопеч. книги с 1517 г. Дела консистор. архива из Печерск. м-ря и из собора (Дело Арх. Св. син. 1885 г. 405; Нижегор. еп. вед. 1886 г. 14–15 и 1890 г. 21). Епархия открыта в XI веке.Имеется 749 планов; хранит ненужные книги с 1800 г. (237) С 1900 г. приводится в порядок.Епархия открыта в 1828 г.В 1900 г. открыто древлехранилище в Петрозаводске. Омская Оренбургская Орловская Протоколы С 1859 г. 77 кн. С 1840 г. 58 кн. Журналы С 1859 г. 74 кн. С 1840 г. 61 кн. Докладные реестры С 1840 г. 298 кн. С 1895 г. 518 д. С 1800 г. 59522 д. С 1764 г. Распределение дел По городам и уездам Метрические книги С 1722 г. 980 кн. С 1760 г. 4974 кн. С 1753 г. 2530 кн. Исповедные ведом. С 1764 г. 412 кн. С 1760 г. 3179 кн. С 1765 г. 1662 кн. Клировые ведом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

С 1884 г. 82 кн. С 1798 г. Описи делам С 1887 г. Алфавиты С 1887 г. Входящ. и исход. журн. С 1759 г. 127 кн. С 1840 г. 122 кн. Ведомости о суммах Ревизские сказки. С 1785 г. Описи церк. имуществ Дела других учреждений Тобольской Консистории. Помещение архива Малопоместительно и небезопасно от огня в верхнем этаже К-рии. От огня безопасно, сухо, но холодно, тесно и грозит падением. Перестройка в 1904 г. по смете 21973 р., ассигн. – 10000 р. От огня безопасно в верхнем и нижнем этажах К-рии, тесно, грозит печальная участь.Постепенно приводится в порядок. Особые замечания Епархия открыта в 1895 г. Епархия открыта в 1799 г.Есть ненужные книги с 1859 г. (112) Епархия открыта в 1788 г.Разборные ведомости с 1737 г., планы и межевые книги с 1782 г. С 1893 г. при семинарии древлехранилице, с 1899 г. истор.-статистич. Комитет по описан. епарии, с 1900 г. церк. археологичск. комитет (Орлов. епарх. вед.1904 г. 1905 г. 42 и др. 1903 г. 5; 1895 г. 7; 1896 г. 4; 1900 г. 8–9 и 41–42; Церковн. Ведом. 1900 г. 42).Издания: «Сборник» и «Историч. описан. приход., церквей и монаст.», 1905 г. Пензенская Пермска Подольская Полоцкая С 1817 г. 94 кн. С 1801 г. 81 кн. С 1814 г. 219 кн. С 1802 г. 146 кн. С 1801 г. 107 кн. С 1796 г. 1431 кн. С 1798 г. 129 кн. С 1813 г. 277 кн. С 18800 г. 360 кн. С 1773 г. 207 кн. С 1758 г.95449 д. С 1797 г. 113973 д. С 1796 г. 110793 д. С 1776 г. 88854 д. 3 категории. 3 категории. По столам. 4 категории. С 1758 г. 2056 кн. С 1722 г. 2479 кн. С 1701 г. униатская. С 1796 г. правосл. 5198 кн. С 1708 г. 3391 кн. С 1760 г. 1279 кн. С 1749 г. 2485 кн С 1796 г. 3680 кн. С 1778 г. 2433 кн. С 1800 г. 825 кн. С 1800 г. 1587 кн. С 1796 г. 1266 кн. С 1800 г. С 1800 г. С 1818 г. 158 кн. С 1800 г. 212 кн. С 1796 г. С 1775 г. 389 кн. С 1802 г. 1685 кн. С 1778 г. 482 кн. С 1795 г. 41 кн. С 1724 г. 8918. Часть дел Вятской К-рии за 1711–1730 гг. (в 1868 г. назывались уже обгнившими). 12-ти духовных правлений Подольской епархии с 1796 г. 6430 д. и 2400 кн. Весьма тесное безопасно от огня и сырости в 2-х этажах. Товар. Об.– Прокурора Св. Синода предлагал духовенству епархии позаботиться о расширении архива. (Церк. Ведом. 1904 г. ; 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

1166; с 1125 престол в Цовке, с 1147/49 в Ромкле, Киликия); Нерсес IV Клаеци Шнорали (Благодатный) (1166 - 13.08. 1173); Григор IV Тла (Тга) (1173 - 16.05. 1633 - 25.03.1655); Акоб VI Джугаеци (8.04.1655 - 1.08.1680); Егиазар (Елиазар) I Айнтапци (оспаривал престол с 1663, католикос 1682 - 8.08.1691); Нахапет Едесаци (10.08.1691 - 13.06.1705); Александр I Джугаеци (1706 - 22.11.1714); Аствацатур Хамаданци (7.05.1715 - 10.10.1725); Карапет II Улнеци (из Джейтуна) (27.02.1726 - 9.10.1729); Абраам II Хошабеци (1730 - 11.11. 1734); Абраам III Кретаци (25.11.1734 - 18.04.1737); Газар (Лазарь) I Дшахкеци (1737-1751); Минас Акнеци (15.09. 1751 - 12.05.1753); Александр II Каракашьян Бюзандаци (1753-1755); Саак Кехици (Келици) (1755-1759); Акоб VIII Шамахеци (24.11.1759 - 7.1763); Симеон I Ереванци (1763 - 26.07.1780); Гукас (Лука) I Карнеци (2.08.1780 - 27.12.1799); Овсеп Аргутян-Еркайнабазук (Иосиф Аргутинский-Долгорукий) (1800-1801); Давид V Горганян Энегетци (28.04.1801-1804); Даниэл I Сурмареци (1804 - 21.08.1808); Епрем (Ефрем) I Дзорагехци (26.12.1809 - 8.10. 1830); Ованнес VIII Карбеци (20.03.1831 - 26.03.1842); Нерсес V Аштаракеци (8.05.1843 -13.02.1857); Маттеос (Матфей) I Чухачян (18.05.1858 - 22.08. 1865); Геворг IV Керестечян (17.09. 1866 - 6.12.1882); Нерсес К-польский (1884); Макар I Тер-Петросян Тушареци (21.04.1885 - 16.04.1891); Мкртич I Хримян Айрик (5.05.1892 - 29.10.1907); Маттеос II Измирлян (1.11.1908 - 11.12.1910); Геворг V Суренянц (13.12. 1911 - 8/9.05.1930); Хорен I Мурадбекян (10/12.11.1932 - 6.04.1938); вдовство кафедры (1938-1945); Геворг VI Чеорекчян (местоблюститель с 1938, 19.04.1945 - 9.05.1954); Вазген I Палчян (30.09/2.10.1955 - 18.08.1994); Гарегин I Саркисян (4.04.1995 - 29.06.1999); Гарегин II Нерсесян (с 27.10/4.11.1999). Киликия Крикор IX Мусабегянц (1439-1446); Гарабед (1446-1478); Степанос (1478-1488); Ованнес I (1488-1489); Ованнес II (1489-1525); Ованнес III (1525-1539); Симеон I (1539-1545); Газар I (1545-1547); Торос I (1548-1550); Хачадур I (1551-1560); Хачадур II (1560-1584); Азария I (1584-1601); Ованнес IV (1602-1608); Бетрос I, сопредстоятель (1602-1608); Минас I (1621-1632); Симеон II (1633-1648); Нерсес I (1648-1654); Торос II (1654-1657); Хачадур III (1657-1674); Сааг I (1674-1683); Азария II (1683-1686); Крикор II (1686-1693); Аствадзадур I (1693-1696); Маттеос I (1694-1705); Ованнес V (1705-1721); Гугас I (1721-1729); Микаэл I (1737-1758); Каприэл I (1758-1770); Епрем I (1771-1784); Теоторос III (1784-1796); Гирагос I (1797-1822); Епрем II (1823-1831); Микаэл II (1832-1855); Гирагос II (1855-1865); Мекердич I (1871-1894); Сааг II Хапаян (1902-1939; с 1930 в Антильясе); Папкен II, сопредстоятель (1931-1936); Бедрос IV (1940); Карекин I Овсепян (1943-1952); Зарех I Пайаслян (1956-1963); Хорен I Параян (1963-1983); Карекин II Саркисян (1977-1995); Арам I Кешишьян (с 1995).

http://pravenc.ru/text/76124.html

1775 Розена. История Турции от 1826 г. до парижского трактата Ч. I, стр. 66. Перев. с немецк. Петерб. 1872. 1776 См. подробности об этом выше, стр. 96–123. А также Богосл. Вестник, 1891, часть II. стр. 206–245: «взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан греко-восточной церкви». 1777 Проф. Скабалановича. Политика турецкого правительства (точнее: было указано выше), стр. 444–445. 1780 Maurer. Das Griechishe Volk in öffentlichen, kirchlichen Beziehung. В I, S. 419–421. Heidelberg, 1835. 1783 По крайней мере любят ее приводить себе на память люди «ржавые» в среде Греков, т.е. такие, которые не очень-то прельщаются благами западной цивилизации Леонтьева. Из лизни христиан в Турции Том II, стр. 278 Мос. 1876. 1785 Теплова. Представители иностранных держав в прежнем Константинополе. Русс. Вестн., 1890, июнь. стр. 6. 1792 Протоиер. А.В. Горского О греческой церкви от 1463 г. до нач. XVIII столетия «Прибавлен к Творен св. Отцов» т. 32 (1833 г.), стр. 411. 1794 Elssner. Neueste Beschreibung derer Griechischen Christen in der Türkei, S. 272. Berlin, 1737. 1798 Розена История Турции Ч. I, 65, 66. Базили. Очерки Константинополя. Часть II, стр. 158. Петер. 1835. 1799 Палеолога и Сивиниса. Очерк народной войны за независимость Греции. Часть I, стр. 95. Петерб. 1867. 1808 Pichler. Geschichte des Protestantismus in der oriental Kirche im 17 Jahrhundert S. 23. München, 1862. 1809 От редакции. – Помещая эту статью уважаемого А.А. Киреева в целях всестороннего обсуждения вопроса. Редакция «БВ» не берет на себя обязанности защищать все ее частные пункты. 1810 Церковные Ведомости сочли справедливым дать старо-Католикам возможность однажды, ответить на обвинения о. Пр. Мальцева. 1812 Их обвиняли и в «лживости», и в желании обмануть нас; даже в том, что они нас (на люцернском конгрессе) уже и обманули, и печаталось это на страницах богословских журналов. Конечно, все это оказалось полнейшим вымыслом! 1813 В Бонне происходили Конференции в 1874 и 5 годах, но конечно условия воссоединения обсуждались многократно и на предыдущих и на последующих конгрессах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010