Див не разумеет сих И, трава как, увядает В мрачных помыслах своих; Но я верю в Промысл чудной: Был моим Он ввек щитом, – И Ему от арфы сладкострунной Мой да раздается гром. Все враги мои погибнут, – Господи! Твои враги. Злы дела их в ров низринут, Вознесутся же благи. В старости маститой, мудрой Правда возблестит челом, – И Тебе от арфы сладкострунной Мой да раздается гром. Я взгляну презренным оком На противников моих. Как в лукавствии глубоком, Во глумленьи скажут их: «Феникс, праведник подспудной, Кедр из праха взрос вновь холм». И Тебе от арфы сладкострунной Мой да раздается гром. Насаждены в дому Бога Доблести из тли взойдут: Честность, мудрость, вера строга В царстве русском процветут, И промчится глас повсюдной: Прав Бог ! нет неправды в Нем! И Тебе от арфы сладкострунной Мой да раздается гром. 29 сентября 1807 Переложение псалма 91 Благодарность Исповемся я душою, Сердцем всем Тебе моим: Средь поющих Ангел строю Цитрой благодарный гимн Взбрячу, что Ты глаголу Господи внял уст моих. Храму Твоему святому В умиленье поклонюсь, Богу кроткому, благому Слез реками пролиюсь, Что вознес меня от долу На чреду высот Своих. Бог и впредь меня услышит, Как Его я призову; Ум и сердце мне возвысит, Крепость даст, подобно льву, И своей мне силой душу Расширит, наполнит грудь. И услышат и познают Власти и цари земны, Что те ввек не погибают, Кто Творцом охранены. Я все ужасы разрушу, Правды, славы в путь пойду. Издалече Бог надменных Угнетает бед ярмом, А с высот на униженных Призирает благ лучом; Тех низводит, сих возводит, Манием весь правит свет. О Всесильный! если скорбью Я и впредь сражусь, стеня, – Оживляй Твоей любовью, Провождай в слезах меня, И как гром на злых снисходит, Дух Тебя мой да поет. 30 сентября 1807 Переложение псалма 137 Умиление Не Богу ль повинится Во всем душа моя? Не от Него ль струится Спасение ея? Так Он один хранитель, Защитник, покровитель, Броня моя и шлем: Не двигнуся я в Нем. Доколе человеки Подобных им гнетут, Кровавые льют реки, Зорят жилища, жгут;

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

И он то у меня пред окнами. Я часто, развертывая, глядя на него, новгородскую летопись, писанную точным старинным языком новгородцев, возобновляю в сердце моем при оригинальных их фразах оригинальные их чувствования, и сам себе кажуся существующим за несколько веков пред сим. Вот мои упражнения на досуге, которого, однакож, у меня не много к сожалению моему (ср. письмо от 17 февр. 1804 г.). Иначе я бы мог открыть здесь многое сокровенное от русских историописателей» 210 . Но и тот досуг, которым Евгений располагала дал ему желанную возможность сделать не только несколько открытий, пригодившихся для Истории российской иерархии и Словаря духовных писателей, но и составить «Исторические разговоры о древностях великого Новагорода». «Посылаю книгу мою, для новгородцев написанную, шутя, в ребяческих разговорах, сообщал преосвященный Македонцу от 25 мая 1808 г. Пусть новгородцы помянуть, что Евгений, бывший у них, не оставил без внимания их древнюю славу, которую и сами они забыли и почти ничего ныне не знают» 211 . «Разговоры» здесь названы ребяческими в том смысле, что они (публично) велись семинаристами, на их школьном празднике, велись не так, однако, полно, как изложены в брошюре (второй разговор веден в дек. 1807 г). Написанные Евгением, они прежде печатания отправлены были им для прочтения новгор. митрополиту Амвросию (Подобедову) , как непосредственному начальнику семинарии и самого преосв. автора. Тот с первых же пор прищел в восторг от «Исторических разговоров» и в декабре 1807 г. сообщал тогдашнему оберъпрокурору св. Синода, кн. А. П. Голицыну: «Упоминаемый разговор в письме (моем к вам?) содержит всю древность Новагорода: все было забыто или по крайней мере рассеяно, a Евгений собрал в одну кучу прекурьезную и любопытную» 212 . А самому Евгению Амвросий писал (тогда же): «О Новегороде вы так написали, что как бы с начала его сами живете доселе. Благодарю вас из глубины сердца». Но одною простою благодарностию дело не ограничилось, – Амвросий хотел, чтобы «Разговоры» были опубликованы печатно, и для этой благородной дели пожертвовал своими собственными средствами (897 руб).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Приближенный российской императрицы Екатерины II граф Алексей Орлов прославился в Русско-турецкой войне/1768-74 гг./. В Чесменском сражении в июне 1770 года его эскадра блокировала у побережья Малой Азии турецкий флот и уничтожила его, что привело к установлению русского военного господства в восточной части Средиземноморья. Прославленный русский флотоводец Дмитрий Сенявин действовал со своей эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях в 1806-1807 годах против французского и турецкого флота. Он нанес поражение турецкому флоту в Дарданелльском и Афонском сражениях/1807 год/. Действия эскадры Сенявина в Эгейском море предвосхитили восстание греков против турецкого владычества в 1821 году, которое привело к созданию современного греческого государства. Были возложены букеты и венки также к памятнику казненных турками святых мучеников митрополита Иоакима и учителя Козьмы. Они были замучены османскими турками в 1770 году за поддержку эскадры прославленного русского флотоводца графа Алексея Орлова, который способствовал обретению Грецией независимости. На церемонии у памятника директор Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенант Леонид Решетников отметил, что когда эскадра графа Орлова пришла на Лемнос, митрополит Иоаким и монах Козьма оказали ей большую помощь. " Они стали инициаторами создания греческих добровольческих отрядов, которые бились вместе с нашими моряками против османских турок, - сказал Решетников. - После ухода нашей эскадры, несмотря на все договоры, турки казнили митрополита Иоакима и монаха Козьму, сожгли их храм и уничтожили десятки греческих патриотов. Сегодня мы отдаем им дань памяти, возлагая цветы к их могилам " . После этого состоялась лития и возложение венков к мемориальной стене, установленной в 2009 году на русском кладбище в местечке Калоераки на мысе Пунда в память о казаках и членах их семей, нашедших здесь последний приют в 1920-х годах. Для жителей острова был дан концерт российских артистов и впервые в Греции продемонстрирован фильм «Остров Лемнос. Русская Голгофа» с греческими субтитрами.

http://pravoslavie.ru/49217.html

Такие поздравительные произведения епархиальным преосвященным подносились наставниками и воспитанниками семинарий и в прошлом и в текущем столетии и весьма еще недавно этот обычай существовал в наших духовно-учебных заведениях. Платон без сомнения каждый год получал от своей семинарии подобного рода изящно-переплетенные «сборники». О сборнике 1807 года священник Ильинский сообщает в Тульских епархиальных ведомостях следующая сведения: «В селе М.. московского уезда, где я состоял учителем, у одного их членов причта попалась мне эта книга в длину и толщину полудести писчей бумаги, в роскошном с золотым обрезом переплете, наполненная рукописными сочинениями разных форм и украшенная красивыми виньетками. Так, например, вверху стихотворения под заглавием «Старость» изображен старец, обнимающий дитя пред всевидящим оком. В начале книги помещены речи на разных языках – небольшая, далее – сочинения разных форм логики, риторики и поэзий, подписанные их авторами; в конце же книги помещено стихотворение «Старость», подписанное учителем поэзия Василием Дроздовым... о том, как перешла эта книга в руки причетника, мы ничего не можем сказать. Но предполагать, что она попала в частные руки в недавнее время, когда библиотека вифанской семинарии была уже в руках ученых исследователей, нельзя; так как она в доме причетника давно 8 и об ней не знают ни собиратели сочинений митрополита Филарета, ни известные ученые московской академии, которые не оставили бы ее без внимания, если бы видели». Из приведенного описания видно, что сборник этот не копия, а тот подлинный парадный экземпляр, который троицко-сергиева семинария в 1807 г. 18 ноября поднесла митрополиту Платону, но из описания не видно, собственноручно ли авторы вписывали в книгу свои произведения (что относительно по крайней мере произведения В. Дроздова придало бы сборнику еще большую цену) или вносила их в сборник рука какого-нибудь тогдашнего каллиграфа. В виду малой и только местной распространенности наших епархиальных ведомостей журнал, издаваемый при с.-петербургской духовной академия, считает своей приятною обязанностию воспроизвести 9 на своих страницах одно из наиболее ранних произведений своего знаменитого ректора, не ручаясь однако за полную точность, так как по-видимому в стихотворении встречаются описки списывателя и опечатки типографские.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

В гос-вах Рейнского союза с целью создания новой организации управления были проведены реформы, в т. ч. церковные, к-рые объяснялись конфессиональной гетерогенностью новых гос-в. Были провозглашены религ. веротерпимость, равноправие конфессий, введен гос. контроль над Церковью. Осуществлялась секуляризация монастырских и церковных земель. Наиболее радикальной она была на левобережье Рейна и в Баварии, где монастырские земли объявлялись государственными и распродавались. Создание враждебного Пруссии Рейнского союза, ослабление Австрии и России дали возможность Франции разгромить Пруссию. Наполеон вторгся в Саксонию (8 окт. 1806). Уже 14 окт. 1806 г. Прусское гос-во было полностью разгромлено в сражениях под Йеной и Ауэрштедтом. Окончательно судьбу Пруссии решил мир в Тильзите (1807), где были подписаны договоры между Францией и Россией (7 июля) и Францией и Пруссией (9 июля) после победы наполеоновских войск в русско-прусско-франц. войне (1806-1807). Первоначально предполагалось полное уничтожение Прусского королевства, к-рое сохранилось на карте Европы только благодаря настоянию рус. имп. Александра I . Пруссия потеряла почти половину территории, сохранив за собой только Вост. Пруссию, Померанию, Бранденбург и Силезию. Земли по левому берегу Эльбы, а также Гессен-Кассель и Ганновер вошли в состав нового Вестфальского королевства, округ Котбус отошел Саксонии, Данциг стал вольным городом, Белостокский окр. передавался России. Земли, присоединенные к Пруссии в результате разделов Польши, были объединены в герц-ство Варшавское. Наполеон согласился на восстановление герц-ств Ольденбург, Мекленбург-Шверин и Саксен-Кобург, а также на выплату субсидий нек-рым нем. князьям. В подписанном секретном трактате участники договора обязывались совместно вести войну против любой державы. По Франко-прусскому миру Пруссия обязывалась сократить армию, уплатить контрибуцию и вступить в систему континентальной блокады. Тильзитский мир привел к росту национально-освободительного движения в Г. В 1808-1809 гг. по разным землям Г. прокатилась волна народных восстаний против франц. оккупации.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Школа классическая Князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов , в монашестве Аникита (1783–1837), последователь Шишкова и член Российской Академии, написал поэму в трех песнях: «Пожарский, Минин и Гермоген, или спасенная Россия» (Спб. 1807) и лирическое песнопение в 8 – ми песнях – «Петр Великий» (Спб. 1810), – в подражание Юнгу: «Ночь на гробах» (Спб. 1812), «Ночь на размышления» (Спб. 1814) и др. стихотворения. Батюшков о поэме «Петр Великий» сказал: Какое хочешь имя дай Твоей поэме полудикой: Петр длинный, Петр большой, но только «Петр Великий» Ея не называй 93 Семен Сергеевич Бобров (1760–1810), воспитанник духовной семинарии, а потом Московского университета, был ученик и последователь Хераскова, усвоивший от него мистико-масонское направление. При императоре Павле, будучи на службе в Черноморских портах, Бобров посетил Крым и написал поэму: «Таврида, или мой летний день в Таврическом Херсонисе» 94 и другую мистико-аллегорическую поэму: «Древняя ночь вселенной, или Странствующий Слепец» (Спб. 1807–1809), в которой он подражал поэме Хераскова: «Владимир». Известна эпиграмма на эти поэмы князя Вяземского: Нет спора, что Бибрис богов языком пел: Из смертных бо никто его не разумел! 95 Александр Петрович Беницкий (1780–1809) был воспитанник пансиона Шадена, где изучил немецкий и французский языки. Батюшков в письмах к Гнедичу вспоминает о нем, как о человеке с пылкою, благородною душею, с большим умом и литературным талантом. Действительно, он обладал несомненными дарованиями, как показывают его сказки и восточные повести: «Ибрагим или Великодушный», «Параллели: женщина и дама; умный и дурак»; «Бедуин»; они отличаются живым, интересным рассказом, остроумием и хорошим языком. Вместе с А. Е. Измайловым в 1809 г. он издавал ежемесячный журнал «Цветник», в котором сотрудниками были главным образом писатели Карамзинского направления. В журнале он помещал переводы, писал рецензии на разные сочинения и разные стихотворения 96 . Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) воспитывался в Горном Кадетском Корпусе. Получив еще в корпусе расположение к литературе, он постоянно занимался ею и в то время, когда состоял на службе в разных местах. Им был основан журнал «Благонамеренный», который продолжался 10 лет (с 1818 по 1827). Журнал этот имел сатирический характер; он отличался веселостью и остроумием, довольно грубоватым и не всегда скромным и приличным. Специальностью, вполне соответствующею таланту Измайлова, были басни и сказки, которых он написал очень много. Они не заключают в себе ничего особенного, но очень нравились современникам своим сатирическим элементом. Первым объемистым произведением Измайлова была повесть: «Евгений или пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (Спб. 1799) 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

См. об этом: Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997. См. об этом: Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX века. М., 1991. С. 58–69, 76–85. См. об этом: Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX века. М., 1991. С. 58–69, 76–85. Чуковский К. Некрасов как художник. Пг., 1922. С. 59. Чуковский К. Некрасов как художник. Пг., 1922. С. 59. Чуковский К. Некрасов как художник. Пг., 1922. С. 59–60. Чуковский К. Некрасов как художник. Пг., 1922. С. 59–60. Аксаков И. С. Письма к родным. 1849–1856. М., 1994. С. 112. Курсив наш. Аксаков И. С. Письма к родным. 1849–1856. М., 1994. С. 112. Курсив наш. См.: Ключевский В. О. Курс русской истории: Лекции XVI и XVII//Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. С. 275–317. См.: Ключевский В. О. Курс русской истории: Лекции XVI и XVII//Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. С. 275–317. Аксаков И. С. Указ. соч. С. 171–172. Аксаков И. С. Указ. соч. С. 171–172. Там же. С. 20. Там же. С. 20. Рус. вестник. 1877. С. 325, 332. Рус. вестник. 1877. С. 325, 332. См.: Смирнов Я. Жизнь и приключения ярославцев в обеих столицах Российской империи. Ярославль, 2002. См.: Смирнов Я. Жизнь и приключения ярославцев в обеих столицах Российской империи. Ярославль, 2002. Аксаков И. С. Указ. соч. С. 39, 154. Аксаков И. С. Указ. соч. С. 39, 154. См.: Сокращенная жизнь покойного санкт-петербургского купца первой гильдии Александра Петровича Березина, писанная по его воле незадолго до кончины сего Богом благословенного мужа и наконец согласно образу его жизни и деяний вновь сочиненная Н.Н., в память потомства его, по соизволению любезнейшей его дочери и зятя с. — петербургского второй гильдии купца Петра Яковлевича и супруги его Пелагеи Александровны Туфановых, урожденной Березиной, в 1807 году, января _ дня//Рус. архив. 1879. С. 226–235. Далее цитируется по этому тексту. См.: Сокращенная жизнь покойного санкт-петербургского купца первой гильдии Александра Петровича Березина, писанная по его воле незадолго до кончины сего Богом благословенного мужа и наконец согласно образу его жизни и деяний вновь сочиненная Н.Н., в память потомства его, по соизволению любезнейшей его дочери и зятя с. — петербургского второй гильдии купца Петра Яковлевича и супруги его Пелагеи Александровны Туфановых, урожденной Березиной, в 1807 году, января _ дня//Рус. архив. 1879. С. 226–235. Далее цитируется по этому тексту.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В то время Аристотель управлял всеми умами. Ему верили, что кометы суть массы испарений, поднявшихся в высшие слои воздуха и зажженных противным действием ветра. Люди весьма ученые, как то: Бакон, Галилей, Кеплер, Кассини, Лагир — разделяли это мнение, которое еще более подкреплялось тем, что кометы очень часто казались не имеющими в себе плотности, и многие полагали возможным видеть звезды сквозь их состав . Особенно медики стояли за мнение Аристотеля и завладели кометами, как вещию им принадлежащею, по их вредным и болезнетворным качествам: из их вида они выводили даже наблюдения физиологические и патогномонические. Бледность кометы предвещала летаргию, плерезию, перипневмонию; краснота, цветистость были знаками горячек, кори, просовид-ной сыпи; голубоватость означала чуму, антонов огонь, золотуху, чесотку; наконец, золотистый цвет был предвестником желтухи, сплина, меланхолии, черной желчи, мании и пр. Явилось новое поколение медиков и астрономов, и все эти идеи изменились. Кометы признаны были твердыми и самыми безвредными телами; расстояния» их были вычислены, афелии и перигелии определены, описываемые ими обширные эллипсы и обращение около общего центра обозначены; даже дошли до предсказания их возвращения. Комета 1607 года была наиболее известна. Несмотря на авторитет некоторых ученых, очевидно, что она не имеет ничего общего с бывшею в сентябре 1807 года. Семьдесят пять или семьдесят шесть лет составляют ее периодический курс. Она появилась в 1531 году и была видима с 6 августа по 3 сентября; потом возвратилась 26 сентября 1607 года и скрылась 26 октября. 26 августа 1682 года она снова явилась над Близнецами и для простого глаза казалась звездою второй величины; хвост ее имел почти 30 градусов. Галлей узнал эту комету и предсказал ее возвращение в 1758 или 1759 году что действительно и случилось. В 1835 году она опять появилась. Следовательно, эта комета не имеет ничего общего с кометою 1807 года, и ученые, утверждавшие в то время противное, очевидно, были очень жалкие ученые.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Завершил проект специально созданный 29 ноября 1807 г. Комитет о усовершении духовных училищ, которым фактически руководил статс-секретарь М. М. Сперанский. Результатом стал доклад 26 июня 1808 г. В соответствии с ним и появилась система духовных учебных заведений, повторяющая иерархическую схему светских: 1. Приходские училища (одно на благочиние) – для элементарного образования. 2. Уездные училища – для начального образования. 3. Семинарии, дававшие среднее образование и право поступления в академии. 4. Академии. По подобию строилось и управление. Оно поручалось Комиссии духовных училищ при Синоде (по типу Главного правления училищ при Министерстве народного просвещения), а надзор осуществлялся через духовные академии. По их числу империю разделили на 4 учебных округа, расписав между ними епархии. В ходе реформы предполагалось, что в каждом епархиальном центре откроется своя семинария. Поскольку в 1808 г. епархий насчитывалось 36, то реформаторы предложили открыть 36 семинарий, 360 уездных и 1080 приходских училищ. К уже действующим Киевской и Московской духовным академиям добавились Петербургская (с 1809 г.), а затем и Казанская (с 1842 г.). Образование духовного сословия перестало быть делом епархиальных властей и превратилось в один из приоритетов Церкви. Все учебные заведения получили штатные расписания и соответствующее централизованное материальное обеспечение. Уже в 1807 г. их бюджет увеличился вдвое (до 181 тыс. руб.), а с введением новых уставов в 1814 г. – в 9 раз (до 1 669 000 руб.). Реформа требовала больших средств, да и в перспективе затраты могли возрастать в связи с расширением сети учебных заведений, укреплением их материальной базы и совершенствованием учебного процесса. Вот почему правительство, Синод и Комиссия духовных училищ с самого начала озаботились воплощением идеи Анастасия Братановского. Как уже упоминалось, все средства от продажи церковных свечей, а с 1810г. – и от продажи венчиков и листов разрешительной молитвы – начали стекаться в распоряжение Комиссии духовных училищ. Они ежегодно пополняли неприкосновенный капитал, а бюджет Комиссии формировался только из процентов на него да пожертвований частных лиц. Замысел архиепископа Анастасия заключался в том, что с годами неприкосновенный капитал достигнет такой суммы, проценты с которой позволят полностью обеспечивать все учебные заведения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1827 . Rexine J. E. St. John Climacus, St. Nectarius and the most Holy Theotokos//Diakonia. [USA] 1981. 16. 67–70. 1828 . Rigo A. Giovanni Climaco a Bisanzio//GC 4 .1807). 195–205. 1829 . Saudreau A. Doctrine spirituelle de St. Jean Climaque//La vie spirituelle. 1924. 9. 353–370. 1830 . Van Parys M. L’interpretazione delle Scritture nella «Scala»//GC 4 .1807). 135–159. 1831 . Völker W. Scala paradisi; eine Studie zu Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem Neuen Theologen. Wiesbaden 1968. XIII, 327. [Beilagë Christi Verklärung auf dem Tabor in der Deutung des Maximus Confessor und des Gregorius Palamas. 315–327]. [Библ. XI-XIII]. 1832 . Wedemikov A. Der heilige Johannes Klimakos als Lehrer des Gebetes//Stimme der Orthodoxie. 1964. 4. 43–49; 1964. 5. 46–52. 1833 . Weitzmann K. Islamische und koptische Einflüsse in einer Sinai-Handschrift des Johannes Klimacus//Festschrift Ernst Kühnel. B. 1959. 267–274. 1834 . Yannaras Ch. Eros divin et éros humain selon St Jean Climaque//Contacts. 1969. 21(67). 190–204. 1835 . Yannaras Ch. μεταφυσικ το σματος. Σπουδ στν ωννη τς Κλμακος. θναι 1971. См. также 13 .182, 254, 271, 343. Исихий Синаит CPGS 7862; DHGE 1991, fasc. 139–140; DS 1908. 7. 408–410; Beck 453. Принадлежащие этому отцу главы «О трезвении и святости» (в рус. «Добротолюбии» – «О трезвении и молитве», лат. назв. «О воздержании и добродетели» наиб. неточно) – классич. исихастский трактат, дающий глубокое аналитич. описание практики Умного Делания, ее духовных целей и психология, средств. «Если Лествичник лишь бегло упоминает Иисусову молитву, то Исихий делает ее своей сквозной и центральной темой» (еп. Каллист (Уэр)) . Когда была снята ложная атрибуция глав отцу V в. преп. Исихию Иерусалимскому (долго державшаяся и принятая в «Добротолюбии»), трактат Исихия Синаита встал рядом с «Лествицей» и «Сорока главами» Филофея Синаита 4 .1854) – и вкупе этот корпус стал веским основанием для выделения в истории исихастской традиции особого этапа «синайского исихазма», представившего зрелое, отчетливое оформление и осмысление исихастской аскезы (в особ., дисциплины трезвения) и подготовившего Исихастское Возрождение XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010