В принятом в 1807 году «Народном условии» разрешалось «на будущее время всякое дело в народе решать по шариату, за исключением претензий князя с узденями, узденей с их крепостными» . Шариатское движение в Кабарде усилило процесс исламизации балкарцев, повлияло на их правовую систему. Постановления, принятые кабардинцами по " Народному условию " в 1807 году, распространялись и на балкарцев. В период " духовного правления " (1807-1822), когда в Кабарде действовали шариатские суды, ислам приобрел новое качество. Религия глубже проникла в народное сознание и одновременно политизировалась. Однако кабардинцы не стали ортодоксальными мусульманами, поскольку они восприняли ислам в наиболее либеральном его виде - в рамках ханафитского мазхаба, который допускал широкое применение норм обычного права. Благодаря этому обстоятельству у кабардинцев продолжал действовать адыгэ хабзэ (неписаный свод морально-правовых норм адыгов). Происходил процесс адаптации мусульманского права к традиционным национальным юридическим нормам (адат). В результате возник вариант права, который включал положения и шариата и адата. Видимо, этому способствовало и структурное сходство шариата с адыгэ хабзэ: и в той и в др. системе в нерасчлененном виде содержатся и правовые нормы, и нравственные принципы, и этикетные предписания. После учреждения в 1822 году Кабардинского временного суда (с 1858 Окружной суд, затем Горский словесный суд), что ознаменовало подчинение Кабарды России, юрисдикция шариата была значительно сужена. Согласно " Наставлению Временному суду " ген. Ермолова, в ведении духовного суда оставались " дела, до веры и совести касающиеся; дела по несогласию между мужем и женой; дела между родителями и детьми; вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств " . Стремясь ослабить антирусские и антихристианские настроения в Кабарде и пытаясь оградить местные знать и духовенство от влияния мусульманских государств, ген. Ермолов в 1822 году предложил запретить поездки паломников в Мекку.

http://drevo-info.ru/articles/13678780.h...

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. - 2-е изд., испр. и доп. - Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. - СПб. Изд. И.Л. Тузова, 1886.- С.453-455. (Репринт)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название - составителя (в издании 1886 г. письмо помещено под номером 11). "/> Ниже ко дню памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807- 30 апреля/13 мая 1867) мы публикуем одно из его писем. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. - 2-е изд., испр. и доп. - Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. - СПб. Изд. И.Л. Тузова, 1886.- С.453-455. (Репринт)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название - составителя (в издании 1886 г. письмо помещено под номером 11). "/> Ниже ко дню памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807- 30 апреля/13 мая 1867) мы публикуем одно из его писем. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. - 2-е изд., испр. и доп. - Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. - СПб. Изд. И.Л. Тузова, 1886.- С.453-455. (Репринт)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название - составителя (в издании 1886 г. письмо помещено под номером 11). "/> Закрыть itemscope itemtype="" > «Приучайтесь... различать добро от замаскированного зла» 13 мая - день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) 13.05.2022 6795   Ниже ко дню памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807- 30 апреля/13 мая 1867) мы публикуем одно из его писем. Публикация (приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. - 2-е изд., испр. и доп. - Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. - СПб. Изд. И.Л. Тузова, 1886.- С.453-455. (Репринт)). Название - редакции РНЛ (в издании 1886 г. письмо помещено под номером 11).

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/13/...

Низложение Г. произошло по следующим причинам. Во-первых, он считал долговременное пребывание архиереев в столице вредным для их паствы и приказал многим из них выехать из К-поля, чем нажил себе врагов среди архиереев и их светских друзей. Во-вторых, в 1798 г. был казнен покровитель Г. господарь Валахии Константин Ханджери. В-третьих, Порта признавала недостаточными меры патриарха, принятые с целью водворить среди греков спокойствие во время франц. похода в Египет. Он был насильственно устранен от власти и сослан в Халкидон, затем в Драму и наконец на Афон, где жил в Иверском мон-ре и в Великой Лавре. Во второе Патриаршество (10 окт. 1806 - 10 сент. 1808) Г. по-прежнему призывал народ к повиновению правительству и исполнению гражданских законов, боролся с финансовым кризисом в Патриархии. 10 нояб. 1806 г. он издал синодальный томос, согласно к-рому запрещалось посвящать во пресвитера ранее 30-летнего возраста, во диакона моложе 25 лет и во иподиакона ранее 20 лет (14-е и 15-е правила Трулльского Собора). Архиереям, иереям, иеродиаконам и монахам не позволялось быть восприемниками при крещении, посажеными отцами и шаферами при браке. В янв. 1807 г. Г. опубликовал грамоту о совершении таинств Крещения и Покаяния ввиду замеченных злоупотреблений. Крещение должно совершаться в поместительной купели с достаточным количеством воды посредством троекратного погружения. Все христиане обязаны в течение постов исповедоваться и причащаться, начиная говение и молитвы не в конце поста, а в начале его. В 1807 г. рус. старообрядцы-некрасовцы обратились к патриарху через Дристрского митр. Кирилла с просьбой разрешить им рукоположение священников и диаконов из лиц, к-рых они сами наметили для посвящения. Г. ответил, что своих кандидатов они должны прислать в Патриархию для предварительного испытания; после такого ответа некрасовцы больше не обращались к нему с просьбой. 20 сент. 1807 г. он издал окружное послание к духовенству и народу о просвещении и школах, в к-ром призывал учреждать и возобновлять общие школы и назначать в них достойных учителей.

http://pravenc.ru/text/166699.html

Политика континентальной блокады, предполагавшая разрыв многовековых экономических связей, вызвала непонимание не только у союзников Французской империи, но даже у ее чиновников. Родной брат Наполеона Луи, которого он сделал королем Голландии, в 1810 году из-за нарушения блокады (которое король позволял в интересах своих новых подданных) лишился престола. Жан Тюлар, французский историк: «Любое государство, не участвующее в континентальной блокаде, превращалось во врага: невозможно было сохранять нейтралитет в том противостоянии, которое Наполеон навязал “океанократам”». Однако французский император продолжал настойчиво внедрять свою систему, несмотря на повальное взяточничество и саботаж таможенников своей империи. Он открыто объявил врагами всех, кто поддерживает торговые связи с англичанами. Претензии Наполеона на гегемонию исключали ситуацию, когда хотя бы одно государство континента может не соблюдать блокады. Поэтому Наполеон предпринял в 1807 году вторжение в Португалию, впоследствии лишил выхода к Адриатическому морю Австрийскую империю, присоединил к своей империи Ганзейские города в Северной Германии.Россия в начале XIX beka пыталась найти дипломатическое решение и не ввязываться в европейский конфликт. Но непомерное расширение империи Наполеона и его растущие амбиции, с российской точки зрения, становилось опасными для нашей страны. В 1805–1807 годах Россия приняла активное участие в антифранцузских коалициях. Мир и союзный договор с Наполеоном были заключены не в результате переосознания российских государственных интересов, а вынужденно, после крупных поражений в 1805 и 1807 годах и разгрома союзников — Австрии и Пруссии. Которые на время союзниками быть перестали. Россия подписывала договор, чтобы получить передышку перед очередным столкновением (параллельно она воевала с Турцией и Персией, причем война с Турцией, которая шла с 1806 по 1812 год, была спровоцирована французской дипломатией). Исполнение требований Наполеона, которое уже обернулось большими экономическими потерями, в перспективе вело к изоляции страны. Это означало лишь отсрочку столкновения с Французской империей и её союзниками, но в ещё более тяжелых условиях. Один на один с гигантской  армией, которая больше не отвлекалась на борьбу с англичанами в Испании и обеспечение континентальной блокады. А сверх того Наполеон мог пригласить в коалицию шведов и турок. То есть возникла ситуация, когда жизненные интересы России и Англии совпали.

http://foma.ru/byla-li-vojna-s-napoleono...

  Не забудем, что и сам Державин принадлежал не к последним из подданных империи, был и «властителем» и «судией» в своих занятиях государственными административными делами. Важно сопоставить эту державинскую оду с переложением отрывка из 145-го Псалма, выполненным одним из ведущих литераторов эпохи — А.Сумароковым (в 1773 г.):   Земля родит, земля пожрет; Рожденный всяк, рожден умрет, Богат и нищ, презрен и славен. Лишатся гордостей своих, Погибнут помышленья их, И пышны титла все сокроются во гробе.   Тот же мотив, та же истина. Случайно ли обращение столь разных поэтов к одной и той же идее? Всего Державину принадлежит переложение более двадцати псалмов. Примечательны названия, которые он дал своим переложениям, например: «Праведный судия» (1789, Пс.100), «Истинное счастье» (1789, Пс.1), «Помощь Божия» (1793, Пс.120), «На тщету земной славы» (1796, Пс.48), «Желание в горняя» (1797, Пс.83), «Братское согласие» (1799, Пс.132), «Утешение добрым» (1804, Пс.71), «На безбожников» (1804, Пс.52), «Надежда на Бога» (1807, Пс.45), «Благодарность» (1807, Пс.137), «Умиление» (1807, Пс.70), «Воцарение правды» (1809, Пс.96), «Упование на защиту Божию» (1811, Пс.58), «Сострадание» (1813, Пс.41). Источником поэтического вдохновения стали для Державина и некоторые иные тексты Писания. В переложении 74-го Псалма, в оде «Радость о правосудии» (1794), Державин, вслед за Псалмопевцем, утверждает Божию благую волю как единственное основание, на коем только и может покоиться праведность земных властителей. Мысль драгоценная для всех времён. Но времена-то меняются... И мучительное размышление об этом становится одним из важнейших в творчестве Державина. Времена меняются и всё меняется вместе с ними. Державин соприкоснулся поэтической мыслью с одной из трагических проблем бытия земного, с той, какая неизменно тяготеет над сознанием едва ли не каждого поэта. Это вообще та проблема, с которою столкнулся человек эвдемонического типа культуры, тот человек, что обратился к поискам земного человеческого счастья, пренебрегая мыслью о спасении, обратился ко времени, презрев внутренне присущее каждому стремление к вечности. И вдруг этот обращённый к счастью человек обнаружил странное противоречие: оказалось, что счастье и время находятся в какой-то странной взаимозависимости. Счастье и время — они как бы несовместимы, они противоречат друг другу. Человек средних веков категориями времени не мыслил, в быстротекущем времени как бы и не жил. Он был обращен к вечности. При смене типа культуры время очень скоро начало ощущаться как проклятье. Ощущение времени не есть ли всего лишь обостренное ощущение падшести мира? И что оказалось необходимым для счастья прежде всего? Остановленное время. Не станем тревожить тень Гёте с его Фаустом, обратимся к отечественной поэзии. Ведь не кто-нибудь, а мудрец Тютчев воскликнул, переживая мгновение счастья:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В 1807 году, во время бунта янычар, султан Селим III был свергнут с престола и заключён в тюрьму. Престол турецкой империи занял султан Мустафа IV, возведённый в достоинство неограниченного повелителя правоверных прямо из заключения. Но Мустафа состоял султаном менее года и ничем не успел заявить себя во внешней истории константинопольской церкви. Преемником его был султан Махмуд II (1807–1839 г.). В начале своего царствования Махмуд держался традиционной политики турецкого правительства и заявил себя ревностным поборником преимуществ правоверных своих подданных, в ущерб и к унижению подданных христианского исповедания. Различными мероприятиями административного порядка Махмуд неоднократно возбуждал фанатизм мусульман против христиан, а сам открыто выражал свою ненависть к гяурам и готов был воздвигнуть против них настоящее гонение со всеми его ужасами. Скоро политические обстоятельства вызвали в Турции период кровавых событий, во время коего во всей силе проявился зверский фанатизм и самоуправство турецкого правительства, а с другой стороны, выяснилось жалкое, беспомощное состояние православного греческого народа. В 1821 году вспыхнуло восстание греков против турок, направленное к свержению мусульманского ига и к восстановлению самостоятельного греческого государства. Это восстание подготовлялось постепенно и создалось как в силу вполне естественного стремления греков освободиться от жестокости и произвола их поработителей – турок, так и вследствие прогрессивного движения среди греческого народа, возникшего в первой половине XVIII столетия и выразившегося в учёно-литературной деятельности и в развитии греческой торговли, причём в конце XVIII столетия на духовный прогресс греков оказали сильное влияние французская революция и общеевропейское преобразовательное движение. Под воздействием национального возрождения греки опять стали называть себя эллинами, мечтали о временах процветания и политической свободы в эпохи классическую и византийскую, рисовали пред собою идеал счастливой гражданской и общественной жизни вне турецкой зависимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

2 . Суздальский и Тарусский. 3 . Смоленский и Брянский. 4 . Рязанский и Муромский. 5 . Тверской и Кашинский. 6 . Астраханский и Терский. 7 . Псковский и Изборгский. 8 . Сибирский и Тобольский. 9 . Архангельский в Москве. Епископы: 1 . Коломенский и Каширский. 2 . Карельский и Орешецкий. Статья IV. Степени Архиереев, бывшие после 1700 года Митрополиты: 1 . Киевский, Галицкий и всея Малой России. 2 . Великоновоградский и Великолуцкий. 3 . Казанский и Свияжский. 4 . Астраханский и Терский. 5 . Ростовский и Ярославский. 6 . Псковский в Изборгский. 7 . Смоленский и Дорогобужский. 8 . Сибирский и Тобольский. 9 . Крутицкий. 10 . Нижегородский и Алатырский. 11 . Рязанский и Муромский. 12 . Белгородский и Обоянский. 13 . Суздальский и Юрьевский. Архиепископы: 1 . Черниговский и Новгород-Северский. 2 . Вологодский и Белоезерский. 3 . Тверской и Кашинский. 4 . Коломенский и Каширский. 5 . Вятский и Велико-Пермский. 6 . Холмогорский и Важский. 7 . Устюжский и Тотемский. Епископы: 1 . Звенигородский. 2 . Тамбовский. 3 . Воронежский. Статья V. Степени Архиереев Великороссийских местных и Викарных по штату, в 1764 году состоявшемуся А) Местные: 1 Класса 1 . Новгородский. 2 . Московский. 3 . Санкт-Петербургский. 2 Класса 1 . Казанский. 2 . Астраханский. 3 . Тобольский. 4 . Ростовский. 5 . Крутицкий. 6 . Псковский. 7 . Рязанский. 8 . Тверской. 3 Класса 1 . Смоленский. 2 . Нижегородский. 3 . Белоградский. 4 . Суздальский. 5 . Вологодский. 6 . Коломенский. 7 . Вятский. 8 . Архангелогородский. 9 . Устюжский. 10 . Воронежский. 11 . Иркутский. 12 . Переславский. 13 . Костромской. 14 . Владимирский. 15 . Тамбовский. Б) Викарные: 1 . Новгородский-Олонецкий. 2 . Московский-Севский. Статья VI. Степени всех Архиереев Великороссийских и Малороссийских, местных и Викарных по штату, в 1799 состоявшемуся А) Местные: 1 Класса 1 . Киевский. 2 . Новгородский. 3 . Московский. 4 . Санкт-Петербургский. 2 Класса 1 . Казанский. 2 . Астраханский. 3 . Тобольский. 4 . Ярославский. 5 . Псковский. 6 . Рязанский. 7 . Тверской. 8 . Екатеринославский. 9 . Могилёвский. 10 . Черниговский. 11 . Минский. 12 . Подольский. 3 Класса 1 . Калужский. 2 . Смоленский. 3 . Нижегородский. 4 . Курский. 5 . Владимирский. 6 . Вологодский. 7 . Тульский. 8 . Вятский. 9 . Архангельский. 10 . Воронежский. 11 . Иркутский. 12 . Костромской. 13 . Тамбовский. 14 . Орловский. 15 . Полтавский. 16 . Волынский-Житомирский. 17 . Пермский. 18 . Пензенский. 19 . Слободский-Украинский. 20 . Оренбургский. Б) Викарные: 1 . Киевский Чигиринский. 2 . Новгородский Старорусский. 3 . Московский Дмитровский. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 1. - 1807. - XI, 643, X, V, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По предположению комитета 1807 г., семинарии и училища, по разности цен в разных епархиях, разделены на три разряда, с окладами высшими, средними и низшими. Но петербургская епархия, по причине возвышеных цен на все предметы, сравнительно с прочими епархиями, заняла особое положение. Тогда как на семинарии высшего разряда назначено было по 17 000 руб. каждой, на с. -петербургскую семинарию положено 19 900 р. и на уездное училище в столице (александроневское) 2,750 р., 103 помимо единовременных издержек на открытие этих заведений. В числе профессоров и учителей, равно как и в окладах их, комитетом 1807 г. предположено намеренное уменьшение против гражданских училищ, в том расчете, что в плане образования дух. училищ предположено было соединять наставническую должность с другими духовными должностями, приносящими доход. Но как Комиссия, для первоначального образования академии и семинарий, признала нужным, к преподаванию некоторых учебных предметов, пригласить ученых людей светского звания: то те оклады, которые по указанному соображению предполагались достаточными для духовных, оказались для профессоров и учителей светского звания недостаточными и требующими добавления. Для покрытия этих расходов, вместе с единовременными издержками на открытие академии, семинарии и училищ, Комиссия не нашла нужными просить новых пособий от казны, имея в виду остатки от суммы, предназначенной на устройство училищ с. -петербургского округа, происшедшие от уменьшения количества уездных и приходских училищ против примерного назначения, сделанного комитетом; так же от постепенного их устроения и наконец от неполного, на первых порах, комплекта казенных воспитанников академии и семинарии. Как видно из расписаний жалованья служащим, выдававшегося обыкновенно, по представлению эконома, за два месяца 104 , – первоначально не все преподаватели получали одинаковый оклад, и вообще в первые годы, до 1814-го, оклады часто изменялись. Сравнив расписания жалованья с начала 1810 года и следующих годов, до 1820-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В них поражал не один лишь военный успех, и даже не последствия этого успеха, всегда менявшие на новый лад политическую карту Европы. Поразительным было, прежде всего, их огромное, прямо головокружительное воздействие на умы и души современников: то помрачение, тот подлинный паралич всякой воли, которые неизменно настигали побежденных. До сих пор невозможно понять, что произошло, скажем, у баварского города Ульма, где полнокровная армия австрийцев после недолгого сопротивления положила оружие к ногам Бонапарта. И почему пруссаки, даже и разбитые наголову под Йеной и Ауэрштедтом, так легко, а бывало, что и по собственному почину, сдавали ему свои неприступные крепости... В конце 1805 года в Моравии возле селения Аустерлиц русская армия тоже испытала весь ужас «свидания с Бонапартом». «Это было колдовство, это было наваждение», - писал из Петербурга по горячим следам событий Жозеф де Местр. «Действие Аустерлицкой баталии на общественное мнение, - делился он своими наблюдениями, - подобно волшебству: все генералы просят об отставке, и кажется, будто поражение в одной битве парализовало целую Империю» . Поздней осенью 1806 года, нанеся пруссакам непоправимый урон, Наполеон, его «большие батальоны» приближались к русской границе. Говорят, на этот раз он не собирался воевать с Россией. Кто знает? В ту пору для его гения не было ничего невозможного. И разве Пруссия оставалась в конечном итоге главной целью его завоеваний? Уже готовились встать под ружье те, чья пора понюхать пороху еще не пришла: Бонапарт издал указ о досрочном призыве новобранцев следующего 1807 года. К его услугам были богатства едва ли не всей Европы. Мощь его боевых полков еще никогда не казалась настолько грозной. Сам он верил, что его звезда только взошла. Будущая кампания обещала России немалые трудности, однако реальность превзошла даже самые мрачные ожидания. Долго не могли найти достойного командующего. Прибывший к армии в этом качестве М.Ф.Каменский - прославленный полководец времен Императрицы Екатерины II, уже с открытием боевых действий почувствовал себя нездоровым, отдавал сумасбродные приказы, и наконец, самовольно покинул войска.

http://ruskline.ru/analitika/2014/05/23/...

И. Каподистрия. Портрет. Сер. XIX в. (?) (Национальный исторический музей, Афины) пришлось на то время, когда под натиском наполеоновских войск Венецианская республика, к-рой принадлежал о-в Корфу, прекратила существование. По Кампоформийскому мирному договору 1797 г. ее владения были поделены между Францией и Австрией. Ионические о-ва достались французам, чья политика вызвала недовольство населения. В кон. 1798 - нач. 1799 г. франц. оккупанты были изгнаны с островов соединенной эскадрой Феодора Ушакова и Кадыр-бея, действовавшей в соответствии с русско-тур. договоренностями. К. был назначен главным врачом военного госпиталя на о-ве Корфу. В соответствии с русско-тур. К-польской конвенцией 1800 г. на островах создавалась автономная Республика Семи Соединённых Островов под верховным суверенитетом Османской империи и под покровительством России. Это было 1-е греч. гос. образование Нового времени. В 1801 г. оно получило т. н. византийскую конституцию, составленную ионическими дворянами и одобренную царем и султаном. Однако население островов осталось ею недовольно по причине сохранявшегося господства аристократии. В результате пересмотра в 1803 г. была принята новая конституция. На о-ве Кефалиния ситуация осложнялась борьбой за власть между дворянскими фамилиями. К. был командирован туда для наведения порядка и успешно справился с этой задачей, активно сотрудничал с полномочным представителем России Г. Мочениго. Вскоре ионический Сенат назначил К. гос. секретарем по иностранным делам. В этой должности он оставался до 1806 г. Затем был директором основанной им же гос. школы и секретарем Сената и занимал этот пост вплоть до упразднения Республики в соответствии с Тильзитским договором (1807). Весной 1807 г. К. отличился в подготовке к обороне о-ва Лефкада, которому угрожал захватом албанский сепаратист Али-паша Янинский. После возвращения островов под власть Франции ген. А. Бертье предложил К. остаться на гос. службе, но тот отказался, ожидая более выгодного предложения от России.

http://pravenc.ru/text/1470345.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010