266 Христиан VII (1749–1808) – король Дании с 1766 г., сын короля Фридриха V и принцессы Луизы, дочери английского короля Георга II. В конце жизни сошел с ума, и регентом стал его сын, будущий король Фридрих VI. 267 Линь Шарль Жозеф де (1735–1814) – происходил из семьи бельгийских принцев. С 1752 г. на австрийской службе. В 1782 г. отправлен с миссией к Екатерине II, находился в ее свите во время путешествия по России. В 1788 г. – в армии Г. А. Потемкина, участвовал в русско-турецкой войне. В 1789 г. командовал австрийским корпусом при взятии Белграда. Оставил многочисленные сочинения. 268 Колонн Шарль Александр (1734–1802) – французский государственный деятель. В 1783–1787 гг. генеральный контролер финансов. В период Великой французской революции один из руководителей контрреволюционной эмиграции. Вернулся во Францию в 1802 г. Неккер Жак (1732–1804) – французский государственный деятель, в 1777–1781 и 1788–1790 гг. министр финансов. Сыграл большую роль в подготовке Генеральных штатов 1789 г. 269 Мария Терезия (1717–1780) – после смерти отца – императора Карла VI – на основе т. н. «Прагматической санкции» (1713 г.) вступила в наследование земель Габсбургов. Ее соправителями были – до 1765 г. муж – император Франц I (Франц Стефан Лотарингский), затем сын Иосиф II. Георг III (1738–1820) – английский король с 1760 г. 270 Грибовский Адриан Моисеевич (1766–1833) – учился в Московском университете. С 1795 г. статс-секретарь Екатерины II «у принятия прошений». После смерти Екатерины II выслан, а в 1798–1801 гг. находился в заключении. Его бумаги изданы в 1847 г. под названием «Записки о Екатерине Великой А. М. Грибовского». 271 Нарышкин Лев Александрович – обер-шталмейстер. Строганов Александр Сергеевич (1733–1811) – граф, дипломат и в общественный деятель. С 1761 г. посол в Вене. С 1800 г. президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки. Коллекционер. 272 Порошин Семен Андреевич (1741–1769) – в 1758 г. окончил Сухопутный шляхетский корпус. Воспитатель цесаревича Павла Петровича. В 1764–1765 гг. вел дневник (издан в «Русской старине» в 1881 г.) – ценный источник по истории императорского двора и дворцовых группировок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

351. Эйлер Леонард (1707-1783) — швейцарский, немецкий и российский математик, механик, физик и астроном. 352. Бернулли Даниил (1700-1782) — швейцарский физик, механик и математик, иностранный почетный академик Петербургской АН (1730). 353. Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) — российский и украинский мыслитель, признанный в России первым самобытным философом. Педагог, поэт, баснописец. 354. Татищев Василий Никитич (1686-1750) — российский историк, географ, экономист и государственный деятель, автор первого капитального труда «История Российская». 355. Щербатов Михаил Михайлович (1733-1790) — российский историк, публицист. Почётный член Петербургской АН (1776), член Российской академии (1783). 356. Новиков Николай Иванович (1744-1818) — российский мыслитель, просветитель и издатель. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» подвергалось критике крепостное право и велась пролемика с императрицей Екатериной II. Новиков публиковал собрание документов по русской истории «Древняя Российская вивлиофика» — издававшиеся ежемесячно памятники русской истории. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в 1773 году. К своим трудам Новиков сумел привлечь выдающихся историков своего времени. 357. respublica doctorum (лат.) — государство ученых. 358. Лобачевский Николай Иванович (1792-1856) — российский математик, создатель неэвклидовой геометрии, выдающийся деятель на ниве университетского образования и народного просвещения. 359. Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855) — российский историк- медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России. Профессор всеобщей истории Московского университета (1839-1855). Идеолог западничества. 360. Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник славянофильства, член- корреспондент Петербургской АН (1856).

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Согласно описанию, сделанному в 1893 г., в храме хранились старинные книги, в частности: Четвероевангелие с предисловием Феофилакта Болгарского, вклад Герасима Едомского, сделанный в 7125 (1616) г., 10 января в Михаило-Архангельский храм; Евангелие воскресное 1629 г.; повседневное Евангелие от Луки и Иоанна 1648 г.; Евангелие Московской печати 1688 г.; Евангелие воскресное 1724 г.; Евангелие 1759 г.; Триодь постная 1696 г.; Триодь цветная 1695 г.; Меч духовный 1666 г.; Обед душевный 1681 г.; Увет духовный 1686 г.; Вечеря душевная 1683 г. В Спасском приделе хранилась икона Нерукотворного Образа Иисуса Христа, написанная, согласно надписи на ней, в 1591 г. Приписные церкви: кладбищенские Сретенская и Воскресенская. Сретенский храм - каменный, двухэтажный. Строительство было начато в 1804 г. на средства купца Ивана Федоровича Подосенова, закончено в 1830 г. Престолы: вверху - во имя св. Иоанна Богослова, освящен в 1830 г., внизу - во имя Сретения Господня, освящен в 1810 г. Воскресенский храм - деревянный, построен в 1869-1870 г.г. Престолы: главный - Воскресенский, южный - Петропавловский, северный - Ильинский. В приходе имелась также домовая тюремная церковь. Две церкви находились в Шенкурском женском монастыре. В 1890-х г.г. началось строительство церкви при Шенкурском духовном училище. Шенкурский собор до 1683 г. назывался Михаило-Архангельским, после - Благовещенским. Протоиереи: Тимофей Иванов 1683-1687 г.г.; Прокопий Анфимов по 1702 г.; Иов Прокопьев по 1723 г.; Алексий Баранкеев по 1732 г.; Андрей Аввакумов по 1733 г.; Михаил Иосифов по 1750 г.; Михаил Подримский по 1753 г.; Василий Иванов Павловский по 1777 г.; Иоанн Федоров Розов по 1808 г., из учителей АДС, первый из всей епархии получивший бархатную фиолетовую скуфью; Григорий Алексиев Заринский по 1830 г.; Николай Жданов по 1856 г., магистр богословия, скончавшийся в должности настоятеля кафедрального собора 6.5.1872; Николай Никифоров Кремлев по 1871 г.; Андрей Васильев Сергиев; Иоанн Михайлов Ивановский до 5.4.1880.

http://sobory.ru/article/?object=21349

206 …Беркли, одновременно с Норрисом и Колльером. – Джордж Беркли (Berkeley; 1685–1753), английский философ, отрицал бытие материи, признавал существование только духовного бытия. Его идеи имеют много общего с идеями кембриджских платоников, в частности Джона Норриса (Norris; 1657–1711) и Артура Кольера (Collier; 1680–1732), последний из которых, независимо от Беркли, сформулировал принципы субъективного идеализма в книге «Универсальный ключ, или новое исследование истины, доказывающее несуществование или невозможность внешнего мира» (1713). Беркли посвящена статья В.Ф. Эрна «Беркли как родоначальник современного имманентизма» (1910). 208 ...в теориях Гертли и Пристли. – Дэвид Гартли (Hartley; 1705–1757), английский философ. Создал теорию вибрации, материалистически объясняющую происхождение психических явлений («Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях», 1749). Последователем Гартли был Джозеф Пристли (Priestley; 1733–1804), английский ученый и священник. Был хорошо известен в России, с 1780 г. почетный член Петербургской академии наук (см. в рус. пер.: Пристли Дж. Избранные сочинения. М., 1934). 209 …Principia Ньютона. – Труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» (издан в 1687 г.) стал основой классической физики. 213 Ср. «Нечто о Логосе, русской философии и научности» и «Культурное непонимание» в «Борьбе за Логос». 214 Печерин Владимир Сергеевич (1807–1885), поэт, мемуарист. Окончил Петербургский университет, готовился к получению профессорского звания, начал в 1835 г. преподавать в Московском университете, но в 1836 г. из протеста против политического режима Николая I навсегда покинул Россию. В 1841 г. принял католичество, в 1843 г. стал священником, жил во Франции, Англии, Ирландии (с 1861 г. капеллан больницы в Дублине). Под ведущей идеей жизни Печерина подразумевается его национальный нигилизм, активное отрицание существующего порядка в России, поиск духовной свободы. Интерес к личности Печерина в начале 1910-х гг. возник в связи с выходом в издательстве «Путь» книги М.О. Гершензона «Жизнь В.С. Печерина» (М., 1910).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского при 2-м кадетском корпусе Императора Петра Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:между приблизительно 1803 и 1821. Архитектор:Ф.И. Демерцов, И.И. Шарлемань Адрес: г. Санкт-Петербург, Ждановская улица, 13, корпус во дворе. Координаты: 59.956037, 30.284832 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь благ. вел. кн. Александра Невского при 2-м кадетском корпусе Императора Петра Великого В 1712 г. Петр I основал в Москве инженерную школу, которая через семь лет была переведена в Петербург и с 1733 г. разместилась на берегу Ждановки. В 1762 г. школа преобразована в корпус, который с 1800 г. назывался 2-м кадетским и выпускал военных инженеров. В нем учились: фельдмаршал М.И. Кутузов, герои войны 1812 г. – генералы П.А. Тучков, А.И. Корсаков, партизаны А.С. Фигнер, И.С. Дорохов. Дальнейшее образование кадеты обычно получали в военных училищах. Переехав на Ждановку, школа сперва пользовалась церковью Ингерманландского полка, а в ноябре 1743 г. епископ Шлиссельбургский Никодим освятил для воспитанников в деревянном здании церковь Воскресения Христова. Через несколько лет она была перенесена ближе к реке, в бывший каменный склад, и 14 июля 1751 г. снова освящена. Около 1762 г. к церкви пристроили деревянный придел св. Екатерины, а в 1777 г. в прилегающей „палате“ освятили придел прпп. Антония и Феодосия Печерских, перенеся в него убранство походной церкви Инженерного полка. После того как арх. Ф.И. Демерцов возвел для корпуса новый огромный комплекс в стиле классицизма, в его флигеле на Ждановке были устроены два храма, которые освятил митрополит Амвросий: 21 ноября 1803 г. – теплый св. Екатерины на первом, 24 мая 1804 г. – холодный св. Александра Невского на втором этаже. В 1819–1821 гг. верхний храм переделали по проекту И. И. Шарлеманя в теплый, при этом деревянный купол заменили каменным, а нижний храм упразднили, отдав его помещение музею корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=37597

В конце концов по инициативе примаса Венгрии кард. Леопольда Коллонича номинально еп. де Камелиса подчинили на правах викария (суффрагана) римско-католическому епископу Эгерского диоцеза. К кон. XVII в. монастырская община владела землями и виноградниками на территории населенных пунктов Бобовище, Лохово, Скамейки и Росвигово. В обители были построены каменный храм, кельи и ряд хозяйственных помещений. При М. Н. м. велась летопись, благодаря к-рой стали известны интересные факты из истории Закарпатья. Здесь в 1799 г. была написана «Краткая заметка» (1-й т. выходил в 1804-1805) И. Базиловича, в которой рассказывалось об основании кн. Кориатовичем мон-ря. В XVII в. при М. Н. м. была основана б-ка, в к-рой хранились книги, изданные в Остроге, Киеве, во Львове, в Чернигове и др. городах. Среди редких памятников письменности следует выделить т. н. Закарпатское Евангелие (1401), Библию (1581) Ивана Фёдорова, Псалтирь, к-рую И. И. Срезневский относит к кон. XV в. ( Соколов И. И. Мукачевская Псалтырь XV в.//Сб. ст. по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1883. С. 450-468), Триодь Цветную на македонско-болг. языке (Македония, 1563), Устав свт. Василия Великого, напечатанный в Остроге в 1594 г. ( Петров. 1891; Он же. Старопечатные церк. книги. 1906). Последнее издание свидетельствует о возможном использовании монахами правил свт. Василия Великого ( Kiчepa. 2008). В XVIII в. из Мукачевской духовной школы вышли десятки монахов - просветителей Закарпатья. Среди них - историки И. Базилович и А. Кралицкий, филолог А. Коцак. Уже после смерти еп. И. де Камелиса обострилась борьба за кафедру, следствием чего стало даже разъединение должностей: епископом стал Геннадий Бизанц (Византий), архимандритом М. Н. м.- Иоанн Годермарский. И только в 1717 г. произошло примирение в связи с назначением Годермарского викарием. После его кончины в 1729 г. монахи избрали игуменом Бизанция с условием, что он будет руководить обителью не как епископ, а «именем монастыря». В 1733 г., согласно решениям Собора игуменов Мукачевского, Малоберезнянского, Имстичевского и Заречского мон-рей, все мон-ри были подчинены настоятелю М.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

1869, I, 259 f. Nickel E. , Geschichte der katholischen Kirchenmusik. Bresl. 1908, 157. 1790 Феодор Ст . Поуч. 18. 1791 Феодор Ст . Завещание. Заповеди игумену 1. 1792 Феодор Ст . Ямб ко вторствующему. Пис. 2. 1793 Феодор Ст . Малый катихизис § 41—48. Пис. 2. 1794 Феодор Ст . Ямб к епистим. Ипотип. § 18. Дмитриевский, Τυπ . 232. 1795 Феодор Ст . Большой катихизис § 77. Ипотип. § 18. 1796 Феодор Ст . Ямб. к надзир. 1797 Ипот. § 18. 1798 Феодор Ст . Ямб 16. 1799 Ипот. § 18. 1800 Феодор Ст . Ямб 12. 13. 1801 Migne , Patrol. s. gr. t. 99 col. 1733—1748. 1802 Pitra , Juris eccles. hist. et mon. II, 327—348. 1803 Свящ. Н. Гроссу Пр. Феодор Ст., 112. 1804 Так у Василия В . Пра. простр. 51. 1805 Насколько осуществлялся этот устав в Афоно-Иверской лавре еще до появления там полного списка его, при св. Евфимии, втором игумене ее († 1012 г.), видно из жизнеописания последнего, составленного его преемником и переводчиком описанного «Синаксаря» Григорием Мтацминдели. По словам жизнеописателя, Евфимий стоял в церкви, не опираясь на посох и не прислоняясь к стене. Братии, стоявшей у стены, также запрещено было прислоняться к ней. Молодые стояли посредине церкви в два или три ряда, благоговейно, с опущенными вниз руками; когда полагалось, они садились на свои скамьи, стоявшие посредине церкви также в два или три ряда. Евфимий назначил двух богобоязненных епитропов-надзирателей, одного старейшего, а другого младшего, подчинявшегося первому. Младший епитроп посылался по кельям и приводил в церковь оставшегося в келье брата. Не пришедшего к шестопсалмию брата Евфимий судил по правилам отца (Феодора) следующим образом: трудящегося днем много и не имеющего времени спать не наказывал, – ему дневные работы вменялись в молитвенный подвиг. Имеющих же досуг или отправляющих мелкие работы, а также священников, диаконов и чтецов подвергал такому наказанию: молодых заставлял делать по 100 поклонов пред алтарем, старых же и немощных лишал в тот день вина и пищи. Во время службы старейший епитроп стоял в дверях и спрашивал выходящего брата о причине выхода: если существенной нужды не оказывалось, он не выпускал его; при действительной же надобности выпускал, только под условием немедленно вернуться назад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Церковь была сооружена, как говорят в народе, «без единого гвоздя» и стояла на крепких дубовых устоях. Во второй половине XIX века назрела потребность расширить храм. В 1871 году церковь превратилась в крещатое здание: с севера и юга до навы достроили боковые рамена, а до бабинца – присенок. Во время строительства стены в интерьере церкви покрыли росписями в классицистическом стиле. Храм был опоясан поддашьем. Все крыши, поддашья и стены над поддашшьем были покрыты гонтами. Однако в начале 1900-ых гг. гонтовое покрытие крыш и верха заменили на жестяное. История церкви села Клекотов требует отдельного исследования. В Центральном Государственном историческом архиве Украины во Львове хранятся документы периода 1733-1804 гг., в которых есть описания недвижимого имущества, сведения об истории и прибыли церкви, а также инвентарные описания церковного имущества 1852-1908 гг. Клекотовская церковь имела статус дочерней, а материнский храм находился в селе Шныров. Община села Клекотов принадлежала к шныровскому приходу. Благодаря шематизмам и записям в метрических книгах удалось установить имена и фамилии священников, служивших в Клекотове во второй половине XIX – первой половине ХХ в. В 1858 году священником в Клекотове был Иосиф Турчинский, 1826 г. р., рукоположенный в 1850; 1866-1868 гг. – о. Иван Орловский; 1868-1906 гг. – о. Иван Леонтович; 1907 г. – администратором был А. Андрей декольский, а после него парохом стал А. Петр Минко; 1908-1916 гг. – А. Петр Минко; 1916-1918 гг. – А. Анатоль Долинский, декан и парох в Бродах, временно заведовал приходом в то время, когда население Шнирева и Клекотова вместе со своим парохом было эвакуировано на Гминд в Австрию; 1918-1926 гг. – о. Петр Минко; 1926 г. – о. Василий Приходько – администратор, впоследствии о. Стефан Гаврилюк – парох; 1927–1936 гг. – о. Стефан Гаврилюк; 1936–1939 гг. – о. Иван Кинаш. Во времена немецкой оккупации священником в Шныреве и Клекотове был отец Максим Панасюк, который, зная немецкий язык, спасал местную молодежь от вывоза на принудительные работы в Германию. В марте 1943 года, когда он возвращался из г. Броды, бричку, которой ехал священник, ударила немецкая военная машина. В результате аварии о. Максим Панасюк погиб. В 1942 году отслужил свою первую службу Божью в селе Клекотов отец Роман Батюк, который впоследствии вступил в ряды украинской дивизии «Галичина».

http://sobory.ru/article/?object=32135

vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери Село Новое. Троицкий храм В Троицкой церкви села Новое сохранился роскошный барочный иконостас и образцы монументальной настенный живописи. Церковь, возведенная в 1776 году, замечательна еще и тем, что даже во времена гонений на веру богослужения в ней не прекращались. Вместе с жителями села и волонтерами Фонд занимается облагораживанием территории храма и заменой ветхой церковной ограды на новую. Также специалисты разрабатывают проект реставрации главного украшения исторической ограды – Святых врат, являющихся образцом раннего классицизма. vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Интерьер Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Иконостас Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области Село Васильевское. Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери Храмовый комплекс села Васильевское состоит из двух церквей. Церковь Всемилостивого Спаса была построена в 1733 году. По преданию, ранее на этом месте находились палаты князя Андрея Курбского. Храм всегда был действующим и не закрывался даже в самые суровые годы гонений. Именно в нем сейчас находится Казанская икона Божией Матери, чудесным образом спасенная во время закрытия церкви в селе Курба. Пятиглавый летний храм Смоленской иконы Божией Матери воздвигнут в 1793–1804 годах. Внутри него сохранился резной барочный иконостас XVIII века, недавно отреставрированный. Стены храма украшают росписи конца XIX столетия, имитирующие лепнину. vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери

http://pravoslavie.ru/141938.html

(строгое и изнуренное лицо, сосредоточенный взгляд) изображался в черной рясе и мантии, иногда в квадратной шапочке священника. Позднее облачение Л. стали представлять изукрашенным золотым шитьем и драгоценными камнями, а на смену сдержанности черт пришло выражение религ. экстаза. Тогда же портрет Л. сопровождали изображениями символических атрибутов святого: пылающее сердце, эмблема Общества Иисуса, девиз AMDG (Ad maiorem Dei gloriam), конституции ордена. Сюжеты изображений Л. сначала представляли собой простые сцены из Жития святого (напр., написание им «Духовных упражнений»). Впосл. в композицию стали включать барочные символические группы, придававшие динамику прежде статичным портретам. Наиболее характерными среди подобных иконографических сюжетов стали изображения победы над ересями, проповеди Евангелия иезуитами, триумфа и прославления святого. Образ Л. привлекал внимание как церковных, так и светских художников. В числе наиболее известных и интересных с художественной т. зр. работ следует упомянуть картины Д. Зегерса (XVII в., Музей изящных искусств в Антверпене), Х. де Роэласа (нач. XVII в., ц. Благовещения в Севилье), Х. де Вальдеса Леаля (XVII в., Музей изящных искусств в Севилье), Х. де Эспиносы (XVII в., Музей Валенсии), Х. де Риберы (XVII в., церковь иезуитов в Неаполе), Ф. Рибальты (XVII в., Национальная галерея, Лондон), К. Виньона (XVII в., Музей Орлеана), Б. Мурильо (картина утрачена в Мадриде в 1936), Ф. Сурбарана (росписи монастырей в Кастельон-де-ла-Плана и Лиме), Рубенса (росписи в церкви иезуитов в Антверпене, ц. св. Амвросия в Генуе). Среди статуй святого наиболее известна работа П. Ле Гро из серебра для алтаря Л. в ц. Иль-Джезу в Риме (XVII в.). Статуя была разрушена и в 1804 г. восстановлена в гипсе, покрытом серебром, под рук. А. Кановы; др. статуя, из мрамора, создана в 1733 г. Дж. Рускони и находится в базилике св. Петра среди статуй основателей орденов. Еще одна серебряная статуя Л. была выполнена Ф. де Вергарой Младшим в XVIII в. для санктуария в Аспейтии.

http://pravenc.ru/text/2110661.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010