Вятская Основана в 1657 г. (местопребывание – в г. Вятка, с 1934 г. – Киров). Выделена по соборному определению в 1657 г. из территории Казанской епархии, с включением в нее Новгородской четверти территории Великой Перми. Прот. Г. Никитников сообщает об утверждении епархии следующее: «В 1658 году, по указу Государя и Великого князя Алексея Михайловича и по благословению Святейшаго Патриарха Никона , учреждена была епархия в Вятке с присоединением к ней Великой Перми; почему и архипастыри ее, до восстановления особой епархии в последней (1799), назывались Вятскими и Великопермскими» (Иерархия Вятской епархии, состав- ленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка, 1863. С. 5). Архиепископия с 12.03.1682 по 1719 (с 1719 г. обычно замещалась епископами). С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Вятская и Великопермская; с 16.10.1799 – Вятская и Слободская; с 23.08(05.09)1918 – Вятская и Глазовская; с 1934 г. – Кировская и Слободская; с 08(21)04.1994 – Вятская и Слободская. Викарные кафедры: Сарапульская, Глазовская, Слободская, Уржумская, Яранская, Котельническая, Нолинская. 05.12.1657 08.01.1674 23.08.1674 08.10.1699 04.08.1700 07.02.1718 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков 07.02.1718 25.01.1719 25.01.1719 26.09.1733 26.09.1733 09.04.1737 31.12.1737 18.05.1739 18.05.1739 02.12.1742 Вениамин Сахновский Серб 27.02.1743 28.02.1748 Варлаам Скамницкий 25.05.1748 16.11.1755 19.06.1758 05.06.1774 06.08.1774 13.03.1796 01.06.1796 29.01.1804 Амвросий Яковлев-Орлин 29.01.1804 07.07.1805 Серафим Глаголевский 15.07.1805 03.05.1817 15.07.1817 28.10.1822 Амвросий II Рождественский-Вещезеров 27.05.1823 19.03.1827 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.03.1827 24.01.1832 Кирилл Богословский-Платонов 03.04.1832 16.11.1835 Иоанникий Образцов 08.12.1835 23.04.1838 Нил Исакович 23.04.1838 29.03.1851 Неофит Соснин 29.03.1851 07.01.1860 Елпидифор Бенедиктов 18.05.1859 25.03.1860 06.02.1860 17.06.1866 Агафангел Соловьев 17.06.1866 05.10.1866

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вятская Учреждена в 1657 году Вятская и Великопермская Кафедра в Вятке Александр епископ, бывший еп. Коломенский с 5.12.1657 по 8.01.1674 на покое; †16.10.1679 Иона (Баранов) епископ, рукоположен, с 23.08.1674 архиепископ с 12.03.1682 †8.10.1699 Дионисий (Ушаков) архиепископ, рукоположен с 4.08.1700 по 1718 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Сарский и Подонский, с 25.01.1719 архиепископ с 15.02.1731 по 26.09.1733 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 26.09.1733 архиеп. Рязанский и Муромский †9.04.1737 Киприан (Скрипицын) епископ, рукоположен с 31.12.1737 по 18.05.1739 еп. Коломенский и Каширский Вениамин (Сахновский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 18.05.1739 по 2.12.1742 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Скамницкий) епископ, рукоположен с 27.02.1743 по 28.02.1748 еп. Устюжский и Тотемский Антоний (Илляшевич) епископ, рукоположен с 25.05.1748 †16.11.1755 Без архиерейства три года Варфоломей (Любарский) епископ, рукоположен с 19.07.1758 †5.06.1776 Лаврентий (Баранович) епископ, рукоположен с 6.08.1774 †13.03.1796 Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, рукоположен с 1.07.1796 по 16.10.1799 переименован еп. Вятский и Слободский Вятская и Слободская С 16 октября 1799 года Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 16.10.1799 по 29.01.1804 еп. Рязанский и Зарайский Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 29.01.1804 по 7.07.1805 еп. Смоленский и Дорогобужский Гедеон (Ильин-Замыцкий) епископ, рукоположен с 20.08.1805 †3.05.1817 Амвросий (Рождественский- Вещезеров), епископ, рукоположен с 15.07.1817 по 28.10.1822 архиеп. Тобольский и Сибирский Павел (Морев-Павлов) епископ, рукоположен с 27.05.1823 по 19.03.1827 еп. Могилевский и Витебский Кирилл (Богословский-Платонов), епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.03.1827 по 24.01.1832 архиеп. Подольский и Брацлавский Иоанникий (Образцов) епископ, рукоположен с 3.04.1832 по 16.11.1835 еп. Оренбургский и Уфимский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большая Качка. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Димитрия Ростовского , Петра и Павла Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1811 и 1826. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Елабужский район, село Большая Качка, улица Школьная, д. 17А. Координаты: 55.816973, 51.960612 Проезд: Со стороны Набережных Челнов: По объездной дороге вокруг Елабуги на автодороге М-7 через 5,7 км после развязки с дорогой на Особую экономическую зону " Алабуга " повернуть направо по указателю " Большая Качка " . Со стороны Казани - налево через 3,2 км после первой развязки на объездной дороге. Далее чер ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Со стороны Набережных Челнов: По объездной дороге вокруг Елабуги на автодороге М-7 через 5,7 км после развязки с дорогой на Особую экономическую зону " Алабуга " повернуть направо по указателю " Большая Качка " . Со стороны Казани - налево через 3,2 км после первой развязки на объездной дороге. Далее через 1,2 км на перекрестке на въезде в Большую Качку налево. Через 100 метров церковь будет справа от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трехпрестольный каменный храм построен в 1811-1826 гг. (приход открыт в 60-е гг. XVIII в.). В 1816г. освящен правый придел во имя Святителя Дмитрия Ростовского, в 1821 г. - центральный престол, в 1826 г. -левый придел во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Крупная сельская церковь построена в стиле классицизма. Колоколь­ня утрачена. Храм возведен на средства Департамента уделов и отчасти на деньги, собранные прихожанами. Подрядчиками были крестьяне князей Урусовых из Нижегородской губернии Иван Кузьмич Калашников и его сын Иван. В 1774-1804 гг. в приходе служил священник Петр Прокопьев (1733-?), выпускник Казанской духовной семинарии, в 1804-1846гг. священник Василий Сперанский (1778-1846), выпускник Вятской духовной семинарии. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. С 1956 года в церкви располагалась сельская электростанция

http://sobory.ru/article/?object=12718

Ровеньки. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты «Никольская церковь слободы Орлово-Ровенецкой построена в 1804 году, тщанием жены генерала-майора Екатерины Дмитриевны Орловой, каменная. Престолов в ней два: главный – во имя Святителя Николая, а с северной стороны – во имя Рождества Богородицы». «Ведомости Новочеркасской епархии и Миусского сыскного начальства» 1829 г. «Церковь в слободе Ровенецкой каменная, однопрестольная, во имя святителя Николая Чудотворца, заложена 23 мая 1798 года, а освящена 21 августа 1804 года, устроена на средства войскового Атамана Василия Петровича Орлова». « Сборник областного Войска Донского» 1907 г. Выписка из Клировых ведомостей за 1902 год: «… церковь построена по усердию и на средства жены генерал-майора Екатерины Дмитриевны Орловой. Она каменная, с таковою же колокольней, покрыта листовым железом, крепка и по числу прихожан поместительна, ограда вокруг ея каменная. В 1900 году расширена приделами, северным и южным, на девять аршин каждый. Престолов в ней два, второй (северный) – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью снабжена достаточно. Притча при ней, по штату, утвержденному в 1869 году, положено: два священника, один диакон и два псаломщика». Первая церковь в Ровеньках — Никольская, деревянная, была построена в конце XVII века. «Воронежские епархиальные ведомости» за 1885 год свидетельствуют о том, что в сентябре 1732 года священник Ровенской слободы Григорий Семенов, а также слободские приходские люди сотник Фома Евстафьев (Астафьев), атаман Титовщенко, титар Наум Вакулов, хорунжий Герасим и другие доносили Преосвященному Иоакиму о своем намерении строить новую церковь во имя Николая Чудотворца: «Такая церковь уже и обложена и на иному месте от полой воды повреждена не будет», — говорилось в донесении. В октябре 1733 года новая церковь была освящена. В 1782 году церковь вновь была перестроена и стала значительно большего размера. Несмотря на то, что церковь несколько раз перестраивалась, название свое в честь Святого Николая Чудотворца она не меняла. Известно, что в 1799 году при Никольской церкви был священник (благочинный) Иван Греков. Позже в его штате были два служителя.

http://sobory.ru/article/?object=43169

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ научные экспедиции с целью выявления и сбора памятников письменности. Одним из первых историков России, предпринимавших А. э., был Г. Ф. Миллер . В ходе поездки в Сибирь в 1733-1743 гг. он выявил более чем в 20 архивах большое количество источников по истории России, в 1782-1783 гг. Миллер совершил поездку для сбора документов в Московскую губ. В 1804 г. еп. Евгений (Болховитинов) собрал ряд памятников в архивах и б-ках мон-рей Новгородской епархии. В 1809 г. комиссия АН под рук. К. М. Бороздина обследовала ряд городов Севера России. Начиная с 1817 г. регулярные А. э. по обследованию монастырских б-к и архивов, а затем и архивов местных гос. учреждений проводились учеными, входившими в кружок гр. Н. П. Румянцева,- П. М. Строевым , К. Ф. Калайдовичем и др. В 1817-1818 гг. Строев и Калайдович посетили ряд мон-рей Московской епархии, в 1820 г. Строев работал в б-ках мон-рей Рязанской епархии. Во время этих поездок было найдено большое количество ценнейших исторических источников: Изборник Святослава 1073 г. , Судебник 1497 г., Софийская I летопись, сочинения свт. Кирилла Туровского и др. Экспедиция АН во главе со Строевым в 1829-1834 гг. обследовала ок. 200 б-к и архивов 14 сев. и центр. губерний России, собрала до 3 тыс. документов и рукописей (в т. ч. уставные, губные и таможенные грамоты, Сийское Евангелие 1339 г.), большая часть материалов была опубликована Археографической комиссией, созданной для этих целей. Эта А. э. носила полуофиц. характер, Строев и присоединившийся к нему в 1830 г. Я. И. Бередников в ходе ее работы собрали также личные коллекции документов, часть к-рых впосл. перешла к гр. А. С. Уварову , гр. Ф. А. Толстому и др. (архив Строева и Археографической комиссии хранится в Архиве С.-Петербургского филиала Ин-та российской истории РАН). Строев и Бередников готовили каталог собранных рукописных и старопечатных книг (частично опубликован в 1832 г. в «С.-Петербургских ведомостях»). В 1853-1854 гг. Н. В. Калачов обследовал архивы учреждений и частных лиц в 11 губерниях.

http://pravenc.ru/text/76464.html

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского при 2-м кадетском корпусе Императора Петра Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь благ. вел. кн. Александра Невского при 2-м кадетском корпусе Императора Петра Великого В 1712 г. Петр I основал в Москве инженерную школу, которая через семь лет была переведена в Петербург и с 1733 г. разместилась на берегу Ждановки. В 1762 г. школа преобразована в корпус, который с 1800 г. назывался 2-м кадетским и выпускал военных инженеров. В нем учились: фельдмаршал М.И. Кутузов, герои войны 1812 г. – генералы П.А. Тучков, А.И. Корсаков, партизаны А.С. Фигнер, И.С. Дорохов. Дальнейшее образование кадеты обычно получали в военных училищах. Переехав на Ждановку, школа сперва пользовалась церковью Ингерманландского полка, а в ноябре 1743 г. епископ Шлиссельбургский Никодим освятил для воспитанников в деревянном здании церковь Воскресения Христова. Через несколько лет она была перенесена ближе к реке, в бывший каменный склад, и 14 июля 1751 г. снова освящена. Около 1762 г. к церкви пристроили деревянный придел св. Екатерины, а в 1777 г. в прилегающей „палате“ освятили придел прпп. Антония и Феодосия Печерских, перенеся в него убранство походной церкви Инженерного полка. После того как арх. Ф.И. Демерцов возвел для корпуса новый огромный комплекс в стиле классицизма, в его флигеле на Ждановке были устроены два храма, которые освятил митрополит Амвросий: 21 ноября 1803 г. – теплый св. Екатерины на первом, 24 мая 1804 г. – холодный св. Александра Невского на втором этаже. В 1819–1821 гг. верхний храм переделали по проекту И. И. Шарлеманя в теплый, при этом деревянный купол заменили каменным, а нижний храм упразднили, отдав его помещение музею корпуса. Войдя со двора, молящийся попадал в церковный зал, разделенный двумя рядами дорических колонн белого искусственного мрамора, поддерживающих сводчатый потолок. Красивый двухъярусный иконостас был перенесен из Корпуса чужестранных единоверцев. Запрестольный образ „Воскресение Христово“, как и изображение св. Екатерины, датировался XVIII веком; веком раньше создана фламандская (?) картина „Тайная вечеря“. В ризнице хранились золоченый серебряный крест с мощами прп. Паисия Печерского, дароносица XVIII века и украшенные драгоценными камнями сосуды из золоченого серебра, изготовленные в конце XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=37597

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Липицы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Липицы выстроен в 1735 году на средства графов Головкиных. Колокольня построена в 1853 году. Храм спроектированный архитектором В. В. Варламовым и возведённый беспримерным трудом строителей воплощает художественный идеал Святой Руси. Содержание История [ править править код ] Самое раннее известие о Липицах содержится в грамоте царя Ивана IV к властям города Серпухова от 20 июня 1560 года — об охране соседствовавших с этим селением лугов Высоцкого монастыря от потравы проезжими людьми. Тогда Липицы были активным пунктом на большой дороге, связывавшей столицу с Тулой и Рязанью, у перевоза через Оку — и числились селом, то есть там, видимо, успела появиться церковь. По местному преданию, вначале приходским центром данной округи было село Саларево, от которого в 1890-х годах сохранялось лишь воспоминание в виде названия леса в нескольких километрах от села Липицы. О бытности в Липицах Благовещенского храма на рубеже XVII-XVIII веках свидетельствует запись на полях старинной богослужебной книги — Триоди. В этой записи говорится о пожертвовании Триоди в данный храм 4 марта 1700 года крестьянами приходской деревни Банино Тимофеем Стефановым и его племянником Иваном Варфоломеевым. В то время приход относился к дворцовой волости, которая вскоре перешла во владение петровского канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. Его старанием в 1733-1735 годах в Липицах был возведён существующий ныне храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Памятной страницею местной истории XVIII века стали прошедшие здесь детские годы видного церковного иерарха митрополита Московского Платона Левшина (1737-1812), в миру Петра — сына липицкого священника Георгия Данилова. При рождении будущего митрополита его отец служил причётником в селе Чашниково (ныне в Солнечногорском районе Московской области), позднее был переведён священником в Липицы. В изданном в 1813 году описании поездки митрополита Платона в Киев (1804 год) отражено посещение им родных мест в Липицах и Серпухове, где он учился грамоте во Владычном монастыре.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Варлаам Зенович-Кащенко в авг. 1840 перев. из Софрониевой пустыни, а в дек. 1843 уволен на покой. Иерофей , 1844–47. Флавиан , 1853–65. Владимир , 1866. Вонифатий , 1869. 6 Волынская Николаевская пустынь, под Рыльском, 3-го класса. [V, 727.] Игумены Мисаил , 1622–29, 1634, 35. Иона , 1643 и 44. Варлаам , 1652–54. Акакий , в мар. 1659. Феодосий , 1661–64. Иоасаф , 1667–73. Иосиф , 1674–82. Роман , 1683–98. Феодосий , 1699–1701. Трифиллий , 1703 и 4. Гавриил , 1709. Филарет , 1713–23 (sic). Филагрий , 1717–24; † … Иринарх , строит., в апр. 1724, 22 авг. 1726. Пафнутий Лукашев , строит., 1726–28, игум. 18 сент. 1726–37, 17 нояб. †... Матфей Лукашев , 1738–49,1763 (sic). Сергий Самойлов , бывший игум. Софрониевой пустыня, 1764–67. Иакинф Карпинский , архим., из Севского Спасского, 1767–71, перев. в Голутвин. Вонифатий Борейко , архим., из Голутвина, 1771–75. Владимир Ковалевский , 1775–77, перев. в Молчанский. Иосиф Компаницкий , 1777 и 78, перев. в Успенский Орловский. Архимандриты Иосиф † 1804 … Иннокентий 6 февр. 1804 перев. из Старицкого Спасского; до 1831. Израиль перев. из Коренной пустыни, 31 мар. 1831–33. Афанасий , 1833 и 34. Сергий , 1834–36. Парфений 1836 перев. из Спасо-Евфимиева, а 1839 – в Пожайский. Гедеон , 1840. Иоасаф , из Молчанского? 1841–1845. Никодим , 1846–50. Феофил , 1851 и 52. Тихон , 1853–58. Иаков , 1859–69. 7 Словенская Рыльская (в Косожской волости, на Словенском городище, на реке Семи да на Словенском озере) в 1661 приписная к Волынской. 190 Строит. Иов Тебекин , 1638. – Герасим , 1661. Строители Вассиан определён 22 окт. 1634; упом. в сент. 1652. Макарий , 1694–97. Герасим , 1709–13; 26 февр. перев. в Молчанский. Протасий определён 26 февр. 1713. Иов † 1721. Арсений определён 13 сент. 1721; упом. 1723. Арсений упом. 1733–35. 9 Льговская Димитриевская пустынь в 1678 приписана к Севскому Спасскому, а в 1698 – к Высокопетровскому; упразднена 1764. [V, 31.] Строители Иов , 1671. Софроний , в дек. 1703. Феодосий , 1704. Арсений , 1720. Лука , 1740. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самое раннее известие о Липицах содержится в грамоте царя Ивана IV к властям города Серпухова от 20 июня 1560 г. — об охране соседствовавших с этим селением лугов Высоцкого монастыря от потравы проезжими людьми. Тогда Липицы были активным пунктом на большой дороге, связывавшей столицу с Тулой и Рязанью, у перевоза через Оку, и числились селом, то есть там, видимо, успела появиться церковь. По местному преданию, вначале приходским центром данной округи было село Саларево, от которого в 1890-х гг. сохранялось лишь воспоминание в виде названия леса в нескольких километрах от с. Липицы. О бытности в Липицах Благовещенского храма на рубеже XVII-XVIII вв. свидетельствует запись на полях старинной богослужебной книги — Триоди. В этой записи говорится о пожертвовании Триоди в данный храм 4 марта 1700 г. крестьянами приходской деревни Банино Тимофеем Стефановым и его племянником Иваном Варфоломеевым. В то время приход относился к дворцовой волости, которая вскоре перешла во владение петровского канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. Его старанием в 1733-1735 гг. в Липицах был возведён существующий ныне храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Памятной страницею местной истории XVIII в. стали прошедшие здесь детские годы видного церковного иерарха митрополита Московского Платона Левшина (1737-1812), вмиру Петра — сына липицкого священника Георгия Данилова. При рождении будущего митрополита его отец служил причётником в селе Чашниково (ныне в Солнечногорском районе Московской обл.), позднее был переведён священником в Липицы. В изданном в 1813 г. описании поездки митрополита Платона в Киев (1804 г.) отражено посещение им родных мест в Липицах и Серпухове, где он учился грамоте во Владычном монастыре. В 1804-1806 гг., на средства помещиков братьев Михаила и Николая Михайловичей Майлевских, в трапезной Благовещенского храма устроен тёплый южный придел во имя Святой Троицы. К 1848 г. в селе имелась богадельня — тогда купец Никифор Афанасьевич Колобов завещал 3000 рублей: по тысяче на содержание этой богадельни, храма и церковного причта.

http://sobory.ru/article/?object=01600

В конце концов по инициативе примаса Венгрии кард. Леопольда Коллонича номинально еп. де Камелиса подчинили на правах викария (суффрагана) римско-католическому епископу Эгерского диоцеза. К кон. XVII в. монастырская община владела землями и виноградниками на территории населенных пунктов Бобовище, Лохово, Скамейки и Росвигово. В обители были построены каменный храм, кельи и ряд хозяйственных помещений. При М. Н. м. велась летопись, благодаря к-рой стали известны интересные факты из истории Закарпатья. Здесь в 1799 г. была написана «Краткая заметка» (1-й т. выходил в 1804-1805) И. Базиловича, в которой рассказывалось об основании кн. Кориатовичем мон-ря. В XVII в. при М. Н. м. была основана б-ка, в к-рой хранились книги, изданные в Остроге, Киеве, во Львове, в Чернигове и др. городах. Среди редких памятников письменности следует выделить т. н. Закарпатское Евангелие (1401), Библию (1581) Ивана Фёдорова, Псалтирь, к-рую И. И. Срезневский относит к кон. XV в. ( Соколов И. И. Мукачевская Псалтырь XV в.//Сб. ст. по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1883. С. 450-468), Триодь Цветную на македонско-болг. языке (Македония, 1563), Устав свт. Василия Великого, напечатанный в Остроге в 1594 г. ( Петров. 1891; Он же. Старопечатные церк. книги. 1906). Последнее издание свидетельствует о возможном использовании монахами правил свт. Василия Великого ( Kiчepa. 2008). В XVIII в. из Мукачевской духовной школы вышли десятки монахов - просветителей Закарпатья. Среди них - историки И. Базилович и А. Кралицкий, филолог А. Коцак. Уже после смерти еп. И. де Камелиса обострилась борьба за кафедру, следствием чего стало даже разъединение должностей: епископом стал Геннадий Бизанц (Византий), архимандритом М. Н. м.- Иоанн Годермарский. И только в 1717 г. произошло примирение в связи с назначением Годермарского викарием. После его кончины в 1729 г. монахи избрали игуменом Бизанция с условием, что он будет руководить обителью не как епископ, а «именем монастыря». В 1733 г., согласно решениям Собора игуменов Мукачевского, Малоберезнянского, Имстичевского и Заречского мон-рей, все мон-ри были подчинены настоятелю М.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010