(Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705, г. Самбор, Галиция - 4.11.1770, Киев), свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), митрополит Тобольский и Сибирский. Род. в семье богатого мещанина, по документам архива Киево-Печерской лавры его фамилия - Канючкевич ( Титов Ф. И. 1913. С. 9, 107). Учился в Самборском духовном училище, в 1717-1733 гг.- в Киево-Могилянской академии. По окончании полного курса был оставлен при академии и некоторое время состоял учителем, вероятно, в низших классах. В 1733 г. пострижен в монашество с именем Павел архимандритом Киево-Печерской лавры Романом (Копа), 5 дек. 1734 г. рукоположен во диакона архиеп. Киевским Рафаилом (Заборовским) . С нач. авг. 1735 до 26 нояб. 1738 г. нес послушание шафара (казначея) при лаврской типографии, продавца напечатанных в типографии книг (обычно шафарами избирались иноки, «отличавшиеся безукоризненным во всех отношениях поведением» (Там же. С. 14)). С осени 1738 до весны 1740 г. состоял в академии учителем поэтики. 30 дек. 1739 г. по прошению наместника лавры архим. Илариона (Негребецкого) и лаврского духовника иеросхим. Ионы рукоположен во иерея архиеп. Рафаилом (текст ставленой грамоты от 30 дек.: Там же. С. 108). В б-ке Киево-Печерской лавры хранился курс лекций П. по поэтике «Regia regis animorum Apollinis, id est Structura Poeseos» (47 л.), прочитанный в 1739-1740 гг. и записанный, вероятно, одним из учеников ( Вишневский. 1903. С. 139). П. также считали автором школьной пьесы из 3 актов «Образ страстей мира сего образом страждущаго Христа исправися» (опубликована С. Т. Голубевым: ТКДА. 1877. 9. С. 616-665), посвященной архиеп. Рафаилу и написанной в 1739 г. по случаю окончания выполненных по его инициативе надстроек старого академического Мазепинского корпуса ( Титов Ф. И. 1913. С. 16-17). П. сочинил эпитафию на кончину архим. Илариона (Негребецкого; † 8 янв. 1740), в которой прославлял заслуги покойного перед академией и лаврой.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

Игумен Лаврентий скончался 22 ноября 1757 года в возрасте 60 лет, а обителью руководил 14 лет. Это были тяжелые годы частичного восстановления разрушенного пожаром хозяйства. Погребен он под спудом внутри придела Рождества Иоанна Предтечи, у входа, рядом с Моисеем Великосельским . Автор благодарит за помощь Г.А. Романова, А.Л. Бабаеву, Т.П. Понамареву, В.П. Волкова, А.И. Осипову, А.Л. Мущинкина. Иеромонах Иоанн (Лудищев) 22 сентября 2009 г. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1911. Т. XXIII, дело 213/1744 г. С. 305–312. «9 сентября 1734 г. ее императорское величество, именным своим указом повелела бывшего при сибирском караване в Пекине тобольского архиерейского дома иеромонаха Иллариона (Трусова) произвести во архимандрита во обретающийся в Иркутской епархии Посольской, что за морем Байкалом, Преображенский монастырь, и отныне быть в том монастыре архимандрии и, по посвящении, отправить его в оный монастырь, а из него в Китайское государство, вместо тамо обретающегося ныне оного архимандрита Платковского» (см.: Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедения Российской империи. СПб., 1898. Т.8: 1733–1734 гг., 2839. С. 306). Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре в Москве: Историко-биографические очерки священноархимандритов о. Филарета и о. Вениамина. М., 1889. С. 144–145. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. С. 311–312. Николай (Адоратский), иеромонах. Российская духовная миссия в Китае//История Российской духовной миссии в Китае: Сб. статей. М.,1997. С. 158. Русский синодик: Помянник московского Сретенского монастыря: Исторический справочник. М., 1995. С. 181. Скворцов Н.А., протоиерей. Архив Московской Св. Синода конторы: Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. М., 1911. Вып. 1. С. 40–41. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря. М., 1885. С. 13–14.

http://pravoslavie.ru/32021.html

По заключении славного мира с Швецией Петр I прислал в слободские полки с нарочным курьером грамоты. Полковнику Квитке царь писал: «Как к тебе с нашею Вел. Гос. граматою посланный прибудет: вы Всеблагому, в Троице Святой славимому, Богу, за такое миротворение, в пользу верных своих устроившему, достойное благодарение отправили бы празднственное с молебным пением торжество, в разныя времена трекратно. Первое в самый тот день, в которой сию нашу Вел. Гос. грамату получишь и с того по­лучения в знак той преславной государственной радости, по молебном пении седмидневно обычайный при церквах звон, как от дня Пасхи во всю светлую седмицу бывает; второе Скт. 22 д., третие в предбудущем 1722 г. Генв. 28 д. с таким же седмидневным звоном. И объявить о том того полку всяких чинов командующим и прочим людям всенародно». Екатерина I указала собрать из малороссийских казаков 2000 рядовых с их старшинами и 1000 из слободских полков и отправить в корпус, стоявший на границе Персии; с отрядами сло­бодских казаков отправился полковник Квитка, но возвратился с немногими. Польский поход 1733–1734 гг., в котором командовал казаками Иван Григорьевич Квитка, не был отяготителен. Для харьковцев было бедствие, посетившее их в 1733 г.: «Мая 31 го­род Харьков горел; сгорело дворов 300, церкви соборная и Николаевская и лавки все». Полковник Степан Иванович Тевяшев отправлял в турецкий поход харьковские отряды, которыми командовал обозный Харьковского полка Иван Григорьевич Квитка, впоследствии изюмский полковник62. Чума внесена в полки этой войной. По фамильной летописи Квиток она открылась в августе месяце; затем «через Сен­тябрь месяц (1738) в Харькове и в прочих Харьковскаго полку местах продолжалась моровая язва. В Харькове з знатных Иоанн поп Благо­вещенский, Михаил Троецкий и купец Грунен со всеми змерли. Чрез Октябрь месяц весьма сильно грясовала язва в Харькове и многие домы до едной души вымерли, знатных и худородних. Во Сктобрии воздух смрадний, был и в прочих месяцех. Чрез Ноябрь месяц не так сильна моровая язва била.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Осенью 1730 г. Стамбул был охвачен восстанием, закончившимся казнью великого везира Ибрахима Невшехирли и сменой султанов. В такой неустойчивой обстановке католикам было проще «купить» нужное решение османских властей. Православные иерархи несколько раз пытались вернуть Халеб под свое управление. Известна жалоба, поданная султану тремя восточными патриархами между 1730 и 1732 г., с просьбой положить предел католической экспансии в Леванте. В первую очередь речь шла о Халебе, где, по словам патриархов, насчитывалось всего пятьдесят убежденных католиков и около сотни частично примкнувших к ереси. Эта группировка, при поддержке 30–40 франкских священников, держала под своим контролем молчаливое большинство халебских христиан, «в душе сохраняющих верность истинной церкви и своему султану». 1903 Однако униатам и в этот раз удалось склонить Стамбул на свою сторону, ссылаясь на поддержку Максима халебским пашой и кади и подкрепляя свои аргументы новыми денежными подношениями. 1904 Автономия униатского Халеба сохранялась с 1730 по 1746 г. Только один раз, в 1733–1734 гг., Сильвестру удалось на короткое время вернуть Халеб под свое управление. Максим бежал в Ливанские горы, но потом, подкупив кади и пашу, смог вернуться. В эти годы халебцы открыто исповедовали католичество; твердых в православии, по словам Михаила Брейка, «отдавали в руки судебных властей», запугивали ссылками и казнями, бедных подкупали деньгами и подарками. Многие христиане бежали из города. Православные летописи риторически сравнивали деяния Максима с гонениями на веру древних еретиков. 1905 Немногим лучше было положение православия в остальной части Сирии. В начале 30-х годов XVIII века патриарх Сильвестр приехал в Дамаск, и в городе сразу же начались столкновения православных с униатами. В. Григорович-Барский, живший там в 1733 г., писал о приверженцах унии: «...на всяк же день готовы бяху убити и умертвити Святейшего Патриарха Сильвестра, оклеветающе и предающе судьям, сего ради и мы в страсе пребывахом...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате археологических раскопок, предпринятых в 1969-1974 гг. и в 1975 г. разными экспедициями, были установлены основные этапы строительства Н. с. ц. В кон. XIV в. на этом месте находилась деревянная церковь - видимо, именно она упоминается в папской булле 1399 г. Однонефное строение небольших размеров (ок. 5×4 м) в вост. части имело апсиду радиусом 2 м. Деревянная конструкция опиралась на каменные фундамент и цоколь. Ок. 1440-1444 гг. над разобранной деревянной церковью была воздвигнута каменная, более обширная (7,5×5,4 м), в традициях готической архитектуры, также однонефная, с 4-гранной апсидой. Ок. 1450 г. был пристроен асимметричный притвор с контрфорсами, расположенными с юж. и сев. сторон. До 1495 г. при содействии валашского господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) церковь перестроили. Работы были продолжены после 1512 г. (возможно, при содействии валашского господаря св. Нягое Басараба , о чем говорят поздние источники): церковь была расширена за счет величины стен предыдущей, поскольку новое строение фактически огибало по периметру старое, с той лишь разницей, что на 3 углах 4-гранной апсиды появились наклонные контрфорсы, притвор был значительно удлинен в зап. направлении. В притворе возле вост. стены был обнаружен фундамент 2 столбов; это позволило предположить, что в то время над этим местом была сооружена колокольня. Ок. 1584 г. при содействии валашского господаря Петру III Церцела (Серьги) (1583-1585) церковь была вновь значительно удлинена в зап. направлении, она стала 3-нефной, с 2 рядами столбов (по 4 в каждом); также к сев. стене был пристроен небольшой придел ( Moisescu. 2001. Р. 181). На средства молдавского господаря Арона Тирана в 1595 г. над притвором была построена башня-колокольня. В 1651 г. в башне был устроен придел во имя св. Иоанна Предтечи. В данном виде церковь просуществовала до нач. 30-х гг. XVIII в. В 1733-1734 гг. свящ. Раду Темпя II, использовав средства, выделенные Анкуцией, дочерью валашского господаря мч. Константина Брынковяну, пристроил к сев. фасаду Благовещенский придел. В 1740 г. церковь была удлинена в вост. направлении, на месте алтарной апсиды появился дополнительный 3-конховый неф, увенчанный главой, опирающейся на 2-ступенчатые арки. Так же как и боковые, центральная апсида приобрела полукруглое очертание. Между северной и центральной апсидами был пристроен жертвенник. В 1750-1752 гг. стараниями прот. Раду Темпя III к юж. фасаду был пристроен придел в честь Вознесения Господня. В 40-х гг. XX в. в зап. части храма появился балкон для певчих (кафас), установлены новые входные врата и кресла на клиросах - скульптурные работы по дереву выполнил мастер Моисей Шкьопул (Хромой) из Рупя. Настенная живопись

http://pravenc.ru/text/2566146.html

7)    Поликарп Кулчицкий, шляхетский сын из польского с. Кулчиц, род. в 1688 г., был студентом академии (в 1690–1700 гг.), монашество принял в 1719,       иерод. в 1727 г., иером. в 1729 г.; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря 21 .                              8)   Синесий Залуцкий, казачий сын из польск. гор. Трембовля, род. в 1688 г., был студентом Академии (в 1690–1700-х годах), в 1721 г. монах, 1722 г. иеродиакон и иеромонах; 22 мая 1733 г. «безвестно бежал» 22 . 9)  Геннадий Высенский, купеческий сын из г. Гадяча, род. в 1688 г., учился в Академии (в 1690–1700-х г.г.), монашество принял в 1721 г. от архим. Иоаникия Сенютовича, в 1722 г. был рукоположен в иеродиакона Пахомием, епископом романским–волосским, в 1723 г. архиепископом Варлаамом Ванатовичем в иеромонаха 23 ; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря, 3 генв. 1749 г. 24 10)   Матфий Сирачинский, «поповский сын», из польского с. Копцев, род. в 1677 г., был студентом Академии (в 1680–1690х гг.), монашество принял в 1704 г., иеродиаконом сделался в 1706 г., иеромонахом в 1710 г. 10 сентября 1738 г. 25 11)   Вениамин Фальковский, из военного «чина», род. в г. Козельце в 1690 г., учился в Киевской Академии (в 1700х гг.), в 1712 г. принял монашество от архим. Афанасия Миславского и был рукоположен м. Иоасафом Кроковским в иеродиаконы, в 1724 г. сделался иеромонахом (рукоположен великоновгородским архиепископом Феодосием Яновским 26 ), в 1734 г. был назначен на ответственную должность начальника лаврской типографии, в 1738 г. синодальным указом вызывался в С.-Петербург «для производства в суздальского архиерея» 27 , но хиротония почему-то не состоялась, и В. Ф. скончался в звании типографа лавры «28 апреля 1750 г. в 10 ч. 43 м. пред полуднем» 28 . 12)   Сильвестр Глинский, из м. Глинска, мещанский сын, род. в 1691 г., учился в Академии (в 1700 х гг.), монашество принял в Омбышском (приписном к лавре) монастыре, в 1723 г. был сделан иеромонахом 29 . 13)   Иезекииль Зимович, мещанский сын, из г. Прилук, род. в 1692 г., учился в Академии (в 1700 х гг., «отчасти латинского письма»), в 1715 г. принял монашество, в 1720 г. был рукоположен в иеродиакона романским (волосским) епископом Пахомием и в 1732 г. в иеромонаха Киевским архиепископом Рафаилом Заборовским 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

общины, 14 протестант. общин, 5 мусульманских и 35 буддийских общин. С 2004 г. действует Межрелигиозный совет традиц. конфессий К., в к-рый входят представители Православия, ислама и буддизма. Русская Православная Церковь. Первые сведения о крещении калмыков относятся ко 2-й пол. XVII в. 27 февр. 1673 г. тайша Аюка и астраханский воевода кн. Я. Н. Одоевский подписали шерть, в к-рой предусматривалось, что калм. власти не будут требовать у российской стороны возвращения беглых калмыков, принявших христианство. Аналогичная шерть была подписана 15 янв. 1677 г. Кафедральный Казанский собор в Элисте. 1996–1997 гг. Кафедральный Казанский собор в Элисте. 1996–1997 гг. В 1-й четв. XVIII в. началась целенаправленная миссионерская работа среди калмыков. В 1724 г. в С.-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин; в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от Царицына (ныне Волгоград), он увез походную церковь, устроенную по рисунку имп. Петра I Алексеевича . Служить в миссионерском походно-улусном храме был назначен иером. Троице-Сергиева мон-ря Никодим (Ленкевич), владевший калм. языком. Благодаря проповеди иером. Никодима в 1725-1734 гг. было крещено ок. 1700 чел., новообращенных селили в Царицыне, Чугуеве и Астрахани. В 1737 г. для крещеных калмыков-казаков была основана крепость Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти). В 1732 г. по предложению архим. Никодима в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре было открыто училище для крещеных детей-калмыков. В 1733 г., когда архим. Никодим был уволен на покой, школу перевели в астраханский в честь Преображения Господня монастырь , в 50-80-х гг. XIX в. при мон-ре обучалось от 15 до 40 детей. Никодим (Ленкевич) собирал буддийские рукописи, которые отослал в Синод. Миссионер перевел на калм. язык молитву «Отче наш», Символ веры и декалог с комментариями. В 1731 г. Мефодий, архим. астраханского Преображенского мон-ря, с миссионерскими целями основал приписную к мон-рю Высокогорскую Николаевскую пуст., где принимали крещение калмыки. В 50-х гг. XVIII в. иером. Аарон крестил в Николаевской ц. 248 калмыков. Миссионерам предписывалось действовать убеждением, запрещалось применять насильственные методы. Церковь вмч. Георгия Победоносца в Элисте. 1998 г.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

266 Христиан VII (1749–1808) – король Дании с 1766 г., сын короля Фридриха V и принцессы Луизы, дочери английского короля Георга II. В конце жизни сошел с ума, и регентом стал его сын, будущий король Фридрих VI. 267 Линь Шарль Жозеф де (1735–1814) – происходил из семьи бельгийских принцев. С 1752 г. на австрийской службе. В 1782 г. отправлен с миссией к Екатерине II, находился в ее свите во время путешествия по России. В 1788 г. – в армии Г. А. Потемкина, участвовал в русско-турецкой войне. В 1789 г. командовал австрийским корпусом при взятии Белграда. Оставил многочисленные сочинения. 268 Колонн Шарль Александр (1734–1802) – французский государственный деятель. В 1783–1787 гг. генеральный контролер финансов. В период Великой французской революции один из руководителей контрреволюционной эмиграции. Вернулся во Францию в 1802 г. Неккер Жак (1732–1804) – французский государственный деятель, в 1777–1781 и 1788–1790 гг. министр финансов. Сыграл большую роль в подготовке Генеральных штатов 1789 г. 269 Мария Терезия (1717–1780) – после смерти отца – императора Карла VI – на основе т. н. «Прагматической санкции» (1713 г.) вступила в наследование земель Габсбургов. Ее соправителями были – до 1765 г. муж – император Франц I (Франц Стефан Лотарингский), затем сын Иосиф II. Георг III (1738–1820) – английский король с 1760 г. 270 Грибовский Адриан Моисеевич (1766–1833) – учился в Московском университете. С 1795 г. статс-секретарь Екатерины II «у принятия прошений». После смерти Екатерины II выслан, а в 1798–1801 гг. находился в заключении. Его бумаги изданы в 1847 г. под названием «Записки о Екатерине Великой А. М. Грибовского». 271 Нарышкин Лев Александрович – обер-шталмейстер. Строганов Александр Сергеевич (1733–1811) – граф, дипломат и в общественный деятель. С 1761 г. посол в Вене. С 1800 г. президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки. Коллекционер. 272 Порошин Семен Андреевич (1741–1769) – в 1758 г. окончил Сухопутный шляхетский корпус. Воспитатель цесаревича Павла Петровича. В 1764–1765 гг. вел дневник (издан в «Русской старине» в 1881 г.) – ценный источник по истории императорского двора и дворцовых группировок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

154 Леблон Жан Батист Александр (1679–1719 гг.) – французский архитектор, приехал в Россию в 1716 г., участвовал в создании Петергофа, парка в Стрельне, Летнего сада в Петербурге. 155 Татищев Василий Никитич (1686–1750) – русский государственный деятель, историк. Участник Северной войны. В 1720–1722, 1734–1737 гг. управлял казенными заводами на Урале, основал Екатеринбург (ныне Свердловск). В 1741–1745 гг. астраханский губернатор; автор «Истории Российской», первого русского энциклопедического словаря – «Лексикон Российский» и др. 156 Мусин-Пушкин Иван Алексеевич – сын комнатного стольника, окольничий, затем боярин. В 1689 г. воевода в Смоленске, в 1695 г. в Астрахани. Участник Полтавской битвы. С 1710 г. граф. В 1710–1717 гг. начальник Монастырского приказа, с 1711 г. сенатор, в 1726 г. – докладчик Екатерины I, в 1727 г. – заведующий Монетным двором. После вступления на престол Петра II отошел от дел. 157 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк, языковед. Учился в Лейпцигском и Йенском университетах. С 1668 г. на службе у курфюрста Майнцского. В 1672–1676 гг. в Париже с дипломатической миссией. С 1676 г. придворный библиотекарь, затем историограф и тайный советник юстиции герцога Ганноверского. В 1700 г. – первый президент Берлинского научного общества (позднее – Академии наук). В 1711–1712 и 1716 гг. встречался с Петром I, предлагал ему ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. 159 Калитино племя – династия русских великих князей и царей, Рюриковичей, потомков великого князя Ивана Даниловича Калиты, – Иван II, Дмитрий Донской, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор. Прервалась в 1598 г. со смертью Федора. К роду Ивана Калиты принадлежали и другие видные русские князья, родственники правящей династии (Юрий Галицкий, Дмитрий Шемяка, Василий Андреевич Старицкий и др.). 160 Блюментрост Лаврентий Лаврентьевич (1692–1755) – придворный врач Петра I. Учился в Галле, Оксфорде и Лейдене, с 1714 г. лейб-медик царевны Натальи Алексеевны, с 1718 г. лейб-медик Петра I, заведующий императорской библиотекой и кунсткамерой. В 1725–1733 гг. первый президент Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

навсегда сде­лался сельской приходской церковью. Подобный факт нам становится известным впервые. В.В. Кавельмахер, http://shahovskoe-blag.ucoz.ru Кирпичная церковь Николая Чудотворца - первоначально одноглавый четырехстолпный храм крестовокупольного типа в традицияъх соборного зодчества XVI в. с настенной звонницей. Была собором " малого " монастыря, приписанного к Иосифо-Волоцкому и построена на его средства в середине XVI в. (между 1550-1562 гг.). С 1562 г. приходская церковь. В 1842 -1857 гг. церковь реконструирована: перестроен верх храма, устроен новый световой барабан с глухим шатром, пристроена трапезная с приделами Введения во Храм и Илии Пророка и колокольня. Одновременно церковь получила новое декоративное оформление в формах эклектики, сочетая классицистические и древнерусские мотивы. В годы Великой Отечественной войны были утрачены алтарные апсиды (попал снаряд). Около 1943 г. храм был окончательно закрыт и заброшен, сломана колокольня. В интерьере сохранялись остатки росписей XIX в. В 2000 г. зарегистрирована церковная община. Церковь Николая Чудотворца по адресу: Шаховской район, с.Черленково, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Современный адрес: с/п Степаньковское, с.Черленково. Кирилл Аминов, 20 мая 2015 г. В писцовых книгах 1626 г. говорится: «дворцового села Вишенок приселок Черлеников на реке Рузе, а в нем церковь Николы чудотворца, семь мест церковных келейных, поповы пашни 6 десятин в поле…». Село Черленково в 1678 г. принадлежало князю Александру Михайловичу Шаховскому; в 1692 г. оно досталось его дочери княжне Федосье. Она с тем имением в 1700 г. вышла замуж за стольника Семена Гавриловича Наумова. В 1715 г. церковь Николая чудотворца в селе Черленкове была каменная. При ней состояли в 1710 – 15 гг. «поп Гаврила Афанасьев, диакон Андрей Григорьев, дьячок Григорий Иванов». После смерти Семена Гавриловича Наумова селом владели в 1733 г. его дети Александр и Иван, в 1734 и в 1773 гг.

http://sobory.ru/article/?object=01068

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010