В 1725-1736 гг. Новгородскую кафедру возглавлял архиеп. Феофан (Прокопович). Его всевластие во многом основывалось на умении придавать малейшим провинностям политический характер. С особой жестокостью каралось неслужение молебнов при вступлении на престол имп. Анны Иоанновны, в дни ее именин и годовщин коронации, неучастие малолетних сыновей духовенства в присягах 1730 и 1731 гг. Примерами служат сохранившиеся указы о нещадном битье плетьми священника и пономаря Тихвинского посада (1730), священника Мусицкого погоста Новгородского у. (1732; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 291). Многие видные представители новгородского духовенства, не согласные с действиями архиепископа, оказались под следствием. Так, одним из первых, разбиравшихся в учрежденной в марте 1731 г. Канцелярии тайных розыскных дел, стало дело бывш. архим. Юрьева мон-ря Маркелла (Родышевского (Радышевского) ), давнего обличителя Феофана (Прокоповича). Лишились сана и монашества архимандриты Иверского мон-ря Серафим (Саввин) как «потатчик и угодник» арестанта (1733), Кий-Островского Крестного мон-ря Сергий (бит кнутом и в 1736 направлен «в работы» в Хутынский мон-рь); настоятель Юрьева мон-ря архим. Андроник скончался в 1734 г. в тюрьме при Синодальной канцелярии. В 1734-1740 гг. действовала Следственная новгородская о неприсягавших комиссия, к-рая «учинила решения» о 6529 лицах; Синод «согласовался» с предложением Тайной канцелярии от 10 сент. 1734 г. о наказании плетьми родителей и их детей только в случае, когда последним было не менее 8 лет от роду. В 1735-1736 гг. была проведена акция, значительно сократившая количество монахов и монахинь: всех постриженных «без указа» расстригли и определили на прежние места жительства: в Новгородской епархии к расстрижению назначили 494 чел. В февр. 1736 г. архиеп. Феофан начал расследование о «законности» существования Валаамского мон-ря, возрожденного 20 годами ранее; после смерти Феофана (8 сент. 1736) дело было закрыто, а 13 сент. Синод передал мон-рь в непосредственное ведение епархии.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Продолжив миссионерские труды свт. Иннокентия (Кульчицкого), И. особое внимание уделил просвещению коренных жителей Забайкалья, Якутии и Камчатки. Апостольское служение, распространение правосл. веры считал основным своим призванием. Еще в Москве, собираясь к месту своего назначения, И. подготовил и 8 окт. 1733 г. представил в Синод проект, в к-ром наметил основные направления миссионерской деятельности: организация подготовки переводчиков («научить знать Бога и закон Его потребно на языке того народа, которому преподается поучение»), контроль за соблюдением льгот для новокрещеных и устройство инородческих школ для местного населения. Знакомство с епархией И. начал с обозрения обширных территорий и общения с представителями населявших ее народностей - монголами, бурятами, якутами, тунгусами, чукчами, коряками, камчадалами. С нач. 1734 г. совершил миссионерскую поездку в Забайкалье, 10 марта того же года крестил ламу Лапсана (нареченного Лаврентием) со всем семейством и прислугой, а 7 июля - влиятельнейшего представителя знатного монг. рода Цицена Цохниева (нареченного Петром Ивановым Неруновым), усилиями владыки объявленного впосл. независимым тайшею Хатыгинова рода. В июле-нояб. 1735 г. и в 1741-1743 гг. И. ездил в Якутию, совершил много священнических хиротоний, основал неск. храмов, окрестил в общей сложности более 500 чел. Ограждая новых членов церкви от «обид и притеснений со стороны некрещеных сородичей и улусных властей», И. призывал их вести оседлый образ жизни и заниматься хлебопашеством (Иркутские ЕВ. 1870. Приб. 37. С. 462). Нередко на свои средства И. приобретал для новокрещеных одежду и различные подарки. Во время поездок И. отметил недостаточное количество храмов, особенно на северо-востоке епархии, из-за чего епископу приходилось регулярно направлять для объезда этих территорий якут. священников. Архиерей добивался от Синода средств на постройку церквей. На территории епархии при И. было возведено и освящено ок. 30 новых храмов, в т. ч. Спасский в Киренском остроге (ныне г. Киренск), Иоанно-Предтеченский (1743) в Якутске, Покровский и Никольский (1745) в пос. Залари, Никольский в с. Бадайском, Петропавловский (1740) в дер. Б. Разводной, Никольский в Карапчанском остроге, Христорождественский (1736-1738) в пос. Китой, Никольский (1733) в с. Кривая Лука, Петропавловский (1736) в с. Куяда, Свято-Троицкий (1736-1741) в с. Маркове, Никольский (1746) в с. Никола на берегу Байкала, Никольский (1732-1737) в Кежемском погосте, Успенский (1734-1740) в с. Тулуновском, Спасский в с. Усть-Кут, а также церкви на Дальн. Востоке. В Иркутске завершилось возведение каменного Богоявленского собора (1718-1746), строились ц. во имя мч. Харалампия, ц. во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжских.

http://pravenc.ru/text/468739.html

Указом имп. Анны Иоанновны от 19 июля 1733 г. и решением Синода от 28 июля 1733 г. И. был уволен от управления Черниговской епархией в связи с преклонным возрастом и болезнями и определен в Межигорский мон-рь, архимандриту и братии к-рого полагалось «чинить его преосвященству… достодолжное почтение и послушание, яко настоятелю своему». Однако И. не переехал в Межигорский мон-рь и продолжал управлять епархиальными делами. 2 авг. 1734 г. Синод повелел членам Черниговской консистории архиепископа «выслать в самой скорости, не взирая ни на какие его преосвященства отговорки и упрямство и властолюбие, не дая ему ничего тамошнего архиерейского казенного». До прибытия в епархию нового архиерея все епархиальные дела поручалось решать членам консистории. В это время из-под власти крымских ханов в подданство российских императоров вернулись запорожцы. Находясь в Чернигове, 16 июля 1734 г. И. отправил письмо кошевому атаману И. А. Малашевичу с предложением, чтобы Запорожская Сечь вновь стала парафией Межигорского мон-ря. После непродолжительной переписки между запорожцами, И., Киевским архиеп. Рафаилом (Заборовским) и киевским ген.-губернатором И. Вейсбахом дело решилось в пользу Межигорского монастыря, откуда весной 1735 г. в Запорожье отправился иером. Павел (Маркевич), назначенный настоятелем сечевой Покровской ц. В итоге И. удалился на покой в Межигорскую обитель. Ему было указано не брать с собой никакого имущества из Черниговской епархии, «кроме келейного своего скарба» (Там же. Т. 8. С. 120-121, 253-255). Новый Черниговский архиерей, архиеп. Иларион (Рогалевский), обвинил И. в том, что при переселении он «забрал с собою многие катедральные церковные и домовые вещи», в т. ч. облачения из архиерейской ризницы, украшенные золотом, серебром, драгоценными камнями, а также епархиальные деньги. Архиеп. Иларион безуспешно требовал от И. вернуть вывезенное «казенное имение». Перед кончиной И. не составил письменного завещания, но устно повелел передать все свое имущество и часть денег Межигорскому мон-рю, а др. часть раздать на помин души архиереям и настоятелям мон-рей. 100 золотых червонцев он завещал отроку Артемию, воспитывавшемуся при нем сироте. В небольшой б-ке И. имелось 59 книг, в т. ч. 6 рукописных. По поручению имп. Анны Иоанновны уже после кончины И., в 1736-1739 гг., Киевский архиеп. Рафаил (Заборовский) проводил разбирательство о его имуществе, а также о землях, мельницах и дворах, якобы незаконно отнятых архиереем у полковников и прочих лиц. В результате часть имущества (золотую панагию с алмазами, 2 саккоса, омофор, мантию) архиеп. Рафаил вернул Черниговскому архиерейскому дому (ОДДС. Т. 15. С. 537-551).

http://pravenc.ru/text/674103.html

В 1653 г. в К. З. м. была утверждена архимандрития, обитель возглавляли архимандриты Дионисий I, в 1655-1663 гг. и 1667 г.- Иоасаф (Иосиф?), в 1665 г.- Паисий, в 1668, 1676-1681 гг.- Дионисий, в 1683-1690 гг.- Алексий I, в 1693-1704 гг.- Сергий, в 1704-1705 гг.- Феофил I. Шотл. врач и путешественник Джон Белл, посетивший Казань весной 1716 г., оставил запись о К. З. м.: «На берегах Казанки находится монастырь на весьма приятном местоположении. Я ходил с нашим толмачом для посещения игумена сего монастыря, и он нас принял весьма учтивым образом, однако ж отказался благословить толмача и впустить в церковь во время божественной службы, ежели он не скинет парика». С 1720 г. К. З. м. возглавлял архим. Евфимий, при к-ром мон. Геронтий (Варфоломеев) и др. насельники подвергались «крепкому розыску» в Тайной канцелярии по обвинению в «сумасбродстве» и расколе, а «знатный» казначей иером. Иосиф в 1723 г. был направлен на служение в приказ Инквизиторских дел. В 1732 г. архим. Евфимий был отстранен от настоятельства, запрещен в священнослужении и сослан в Трифонов вятский мон-рь . В ходе расследования по делу Казанского митр. Сильвестра (Холмского) архимандриту вменялось в вину «невозношение» во время служения литургии титула Святейшего Синода. Но к 1739 г. о. Евфимий получил разрешение совершать богослужения (ОДДС. Т. 3. Стб. 6-8, 128; Т. 19. Стб. 90). В 1733 г., при настоятеле (1733-1738) архим. Епифании (Адамантском или Адамацком) из казанского во имя Св. Троицы Феодоровского мон-ря в К. З. м. была переведена славяно-лат. школа-училище, именовавшаяся епархиальной семинарией. 121 ученик содержался «на коште и пропитании семинарском». Среди преподавателей были Стефан Гловацкий (впосл. митр. Суздальский Сильвестр ), Василий Пуцек-Григорович (впосл. митр. Казанский Вениамин), направленные в Казань из Киева. В сер. 30-х гг. XVIII в. средства (638 р.) от продажи с публичного торга «пожитков» насельника К. З. м. мон. Иоакима (Судовикова; 1734) поступили на строительство в Казани отдельного каменного корпуса «новозачатой» семинарии. В 1740 г. семинария была переведена из К. З. м. в новый корпус близ Казанского кремля.

http://pravenc.ru/text/1319824.html

www.kharkov.com/news/ Образцом синтеза украинского, нарышкинского и позднего московского барокко является Успенский собор в Харькове, возведённый в 1771-1783 гг. В плане собор имел форму, близкую к квадрату. По своему типу сооружение относится к крестово-купольным церквям. За образец был принят план московского храма Св. Климента папы Римского, построенного в 1762-1770 гг. архитекторами А. Евлашевым и Д. Ухтомским. Центральная главная нава — осевая, наиболее широкая часть храма, отделенная массивными пилонами от северной и южной боковых галерей, — ориентирована согласно православному церковному канону с запада на восток. http://kharkov.vbelous.net/barocco.htm Когда и кем первоначально построена в Харькове церковь Успения Пресвятой Богородицы — праматерь Харьковского Успенского Собора, с точностью неизвестно. Но есть основание предполагать, в 1659 г. в Харькове уже существовала первоначальная деревянная однопрестольная холодная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1658 году воевода Офросимов доносил в Москву: «а в Харьковском, государь, твое царское богомолье построена соборная церковь Успенье Пресвятыя Богородицы краснаго и новаго леса, а лес, государь, на ту соборную церковь возили ратные люди в прошлом во (1657) году при Воине Селифонтову». Этим донесением вполне точно определяются как год постройки церкви, так и материал, из которого она выстроена (Д.И. Багалей, Д.П.Миллер, «История города Харькова...»). Находилась она южнее современного собора, между зданиями университетской библиотеки и университетской церкви. В конце XVIII столетия на том месте, где был престол этой церкви, стояла деревянная каплица. Первый деревянный собор обветшал, поэтому в 1685 году в Харькове был заложен новый каменный крестообразный собор с 5-ю главами внутри городской крепости. В 1688 году было окончено строительство и освящено митрополитом Авраамием новое строение. Отдельно от собора была выстроена каменная колокольня, находившаяся на соборной площади. В колокольне были предусмотрены две коморы или два чулана и погреб, отдававшиеся в наём. 8 июля 1733 года во время ужасного пожара не уцелел и собор: сгорела крыша, все главы, как на храме, так и на колокольне. Внутри храма почти все было уничтожено, остались лишь каменные соборные стены. В следующем, 1734 году, храм был восстановлен и выглядел лучше прежнего. «Главы были отстроены вновь, крыша покрыта былою «аглицкою» жестью, кресты вызлащены». К сожалению, благоустроители храма не обратили внимания на каменные стены собора. Огонь, огромное количество воды, вылитой на них во время пожара, дождливое лето и осень 1733 года подействовали разрушающе на стены. В 1770 году в соборных стенах стали появляться опасные трещины. «Стало ясно, что капитальный ремонт невозможен, что совершать в нем богослужение опасно, и что ничего не оставалось более, как разобрать до основания старый храм и на его месте устроить новый».

http://sobory.ru/article/?object=03885

Центральный объем двусветный. Трехнефная трапезная разделена пилонами, вытянутый по поперечной оси главный четверик напоминает трансепт. Стены и барабан оформлены пилястрами композитного ордера с капителями: лепными в 1-м ярусе и живописными во 2-м. Четырехъярусный иконостас по замыслу архиеп. Феофана (Прокоповича) и рис. З. вырезал К. Ган, лепку исполнил Игнатий Росси, иконы созданы художниками В. И. Василевским, А. М. Матвеевым, А. М. Поспеловым и др. До 1802 г. церковь была придворной. В 1869-1872 гг. архит. Г. И. Винтергальтер перестроил здание, в 1871 г. в надстройке над ризницей был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица» (в наст. время икона находится в Николо-Богоявленском соборе), в ограде сооружена часовня. Внутреннее убранство храма полностью уничтожено после его закрытия в 1938 г. (в 1951-1954 проведены реставрационные работы под рук. архит. В. С. Масленникова, с 1991 в храме возобновились богослужения, завершающий этап реставрационных работ начался в 2003). З., вероятно, участвовал в проектировании и строительстве ц. Рождества Богородицы на Невском проспекте (1733-1737; архит. Бланк, разобрана в 1810-1811). Это здание зального типа с высокой колокольней над притвором, близкое к Петропавловскому собору. Отсутствие живописного сочетания объемов «компенсировалось» барочным усложнением декоративных элементов (форма главки колокольни, наличники, овальные окна, использование коринфского ордера, в частности во внутренней колоннаде). В 1733-1739 гг. руководил постройкой по проекту Д. Трезини корпуса с ц. апостолов Петра и Павла при Военном клиническом госпитале Медико-хирургической академии на Выборгской стороне (Б. Сампсониевский проспект, 1, не сохр.). Возможно участие З. в проектировании и постройке ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе (1734-1746; архит. Бланк). Здание представляет собой небольшую 3-нефную однокупольную базилику, нефы с вост. стороны завершены выступами алтарных апсид. Повышенный средний неф освещается окнами верхнего света.

http://pravenc.ru/text/199723.html

360 В 1775 г., по Высочайшему повелению от 15 янв., Яицкое Казачье войско за деятельное участие в Пугачевском бунте и «для Предания всего случившагося полному забвению» было переименовано в Уральское; река Яик переименована в р. Урал, а Яицкий городок – в Уральск (Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. т. XX, 1775 г. 14.235). 361 В Оренбурге – Спасо-Преображенский собор (1746–1750 г.), Введенский (1755–1758 гг.), Троицкая ц. (1744 г.), Вознесенская (1750–1755 гг. Георгиевская (1756–1761 гг.), в уезде в крепостях: Черноречинской – Казанская (1742 г.), Татищеве – Мих.-Архангельская (1744 г.), Рассыпной – Петропавловская (1730 г., вернее 1742 г.), Пречистенской – Богородицкая (1744 г.), Красногорской – Воскресенская (1741 г.), Орской – Преображенская (1734 г.), Губерлинской – часовня Иоанно- Предтеченская (1747 г.), Ильинской – часовня Ильинская (1744 г.) и др.; В Челябинском уезде, в крепостях: Эткульской – Богоявленская (после 1760 г.), Миасской – Ильинская (1743 г.), Таловской – Никольская (1752 г,); в Верхнеуральске – Богоявленская (1743 г.), в Магнитной – Троицкая (1747 г.), в Авзяно-Петровском заводе – Казанская (1755 г.), в Сакмарском городке (1733 г.), в Калмыковском – Флоро-Лаврская (1754 г.) и др. (Подобн. списки церквей см. «Оренбургская епархия, т. I» Н. Чернявского. Оренбург 1900 г., стр. 272–312). 362 С 1769 г., по приблизительному подсчету Рычкова, в Оренбургском крае инородцев было: в Уфимской провинции: башкир – 86384 чел., мещеряков – 13867 чел., в Исецкой – башкир – 19792 чел., мещеряков – 1683 чел., каракалпаков – 30000 чел.; крещеных калмыков – 8700 чел., мордвы – 880 душ, черемисов – 1000 дворов, чувашей – 500 дворов. 365 Н. Чернавский. Оренбургская епархия... т. I, стр. 147, 155. Ежемесячные сочинения. Спб. изд. Акад. Наук 1757 г. март, стр. 301, ср. январь, стр. 40–45. 368 Ежемесячные сочинения... Спб. 1757 г., январь, 36–37; март, 207, 213. При р. Чусовой, в вотчине Строгановых находилась сплавная пристань Ослянская, ближайшая (54 вер.) к Сибирскому Благодати-Кувшинскому заводу, при р. Кувше, впадающей в Туру; от Верхотурья в 111 вер. (там же, стр. 204, 208). Количество земли, пожалованной русскими царями Строгановым в Пермской губернии, равнялось приблизительно 10,382,047 дес.; с течением времени оно сократилось, но еще в 1715 году Строгановские земли представляли собой огромную территорию в 63897 кв. верст, вдвое больше нынешней Голландии (Д. Смышляев, Пермский край, т. II, стр. 90, Пермь 1893). Тут см. карту Строгановских вотчин 1734 г. с обозначением всех заводов и селений. О первоначальном и постепенном заселении земель Строгановых в Перми Великой см. Памятную книжку Пермской губ. 1889 г. Список сел в пермских владениях Строгановых, числом 53, в Орловском и Чусовском присудах в 1715 г. см. Пермская Старина. А. Дмитриева. Вып. II, стр. 188–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Стефан (Калиновский) должен был «выбрать из учеников человека, достойного для произведения во священство», который пожелал бы войти в состав Оренбургской экспедиции И. К. Кирилова. Ректор, выбрав Л., написал, что он «достоин для произведения во священство». 2 сент. Кирилов после беседы с Л. сообщил, что этим «школьником по произведении его во священство будет он доволен». 4 сент. 1734 г., при допросе в Ставленническом столе канцелярии Московского синодального правления, Л. заявил, что его отец «города Холмогор церкви Введения Пресвятыя Богородицы поп Василий Дорофеев», дав при этом подписку, что, «буде он в сем допросе сказал что ложно, за то священного чина будет лишен и пострижен и сослан в жестокое подначальство в дальний монастырь». В тот же день Л., узнав, что эти сведения будут проверять в Камер-коллегии, сознался, что он крестьянский сын, а обман «учинил с простоты своей» и «желает по-прежнему учиться во оной же Академии». Вероятно, после этого Л. был послан в Киево-Могилянскую академию , где, по недостоверному преданию (в «академической биографии»), встречался с архиеп. Феофаном (Прокоповичем) , обещавшим ему защиту. Факт этой командировки документально не подтвержден, а ее предполагаемые даты находятся в промежутке от авг. 1733 до лета 1735 г. (Я. Штелин, первым в 1765 упомянувший о ней, назвал 1733 г.). В июле 1735 г. Л. сдал очередные экзамены, перешел в 1-й высший класс («философия») и начал слушать лекции Антония (Кувечинского) по логике. В том же году из С.-Петербурга затребовали 20 учеников Славяно-латинской академии для обучения в Академическом ун-те. В нояб. Л. подал прошение и в дек. 1735 г. в числе 12 лучших учеников отправился в столицу. Здесь с янв. 1736 г. занимался нем. языком, математикой и физикой. В сент. того же года вместе со студентами Д. И. Виноградовым и Г. У. Райзером был отправлен на учебу в Германию. В 1736-1739 гг. Л. учился в Марбургском ун-те под рук. Х. Вольфа , чья философия повлияла на формирование его мировоззрения. В этот период отправил в С.-Петербургскую АН 2 сочинения по физике на лат.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН ОЛИМПИОТ [греч. Γερμανς Ολυμπιτης], иером., греч. писатель, переводчик, переписчик певч. кодексов (1688/89-1760). Судя по второму прозвищу - Κρητικς, происходил с о-ва Крит ( Α. Λ. Β. ). Согласно записям, оставленным Г. О. в рукописях, в 1711 г. он пришел на Св. Гору, где в 1718/19 г. начал обучаться грамоте, в 1721 г. поселился в келлии мон-ря Симонопетра ( Герцман. Т. 1. С. 333), впосл. жил в мон-ре Св. Троицы на Олимпе. Написал «Албанскую грамматику» и соч. «О критской музыке», перевел с тур. языка «Грамматику великого везира Ибрагима». Среди сохранившихся певч. сборников, принадлежащих перу Г. О., первое место по числу списков занимает Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр. Это датированные рукописи Vatop. 1470 et 1481 (1714 г.), Ivir. 473 (1720 г.), Ivir. 694 (1721 г.), Ivir. 465 (1743 г.), Ivir. 989 (1743 г.; список создан в Литохороне близ горы Олимп, содержит славники и самогласны на литии прп. Евфимию Святогорцу Иверскому - вероятно, ркп. предназначалась для Иверского мон-ря), БАН. РАИК. 50 (1749 г.; кодекс написан в Веррии), БАН. РАИК. 46 (1750 г.; согласно записи, ркп. создана «в монастыре», вероятно Св. Троицы), Patm. 478 (1753 г.), БАН. РАИК. 51 (1754 г.) и недатированная Athen. Ben. T A 105. Из др. типов певч. сборников, выполненных Г. О., сохранились списки: Ирмология Баласиса Chil. 37 (1720 г.) и Athen. Bibl. Nat. 967 (1748 г.), Анастасиматария Хрисафа Нового (часто вместе с Анфологией) - Chil. 67 (1721 г.), РНБ. ОЛДП. О. 117 (1729-1731 гг.), Gregor. 24 и Athen. Bibl. Nat. 2222 (оба - 1736 г.), Meteor. Stephan. 65 (1744 г.) и Athen. Bibl. Nat. 2220 (1745 г.), Анфологии - Pantokr. 242 (1733 г.) и Pantel. 901 (1734 г.), Анфологии литургии - Матиматария - Pantel. 901 (1734 г.; написан вместе со свящ. Афанасием из Галаты). Лит.: Α. Λ. Β. Γερμανς//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 388; Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 2. Σ. 174, 177, 178, 634-635; Τ. 3. Σ. 846; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1. С. 331-332; 1999. Т. 2. С. 174, 177, 178, 221, 242. Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель

http://pravenc.ru/text/164807.html

Патриарх Сильвестр ок. 1726 г. утвердил свою резиденцию в Халебе. Давнее соперничество христ. общин Халеба и Дамаска привело к тому, что прокатолич. Халеб согласился принять правосл. патриарха, чтобы не подчиняться патриарху-католику, ставленнику дамасской общины. Однако отсутствие у Сильвестра политического такта и стремление силой искоренить филокатолические настроения паствы быстро привели к его конфликту с халебскими католиками. В авг. 1726 г. патриарху пришлось бежать из города, спасая свою жизнь. Он вернулся в К-поль, а в Халебе с санкции К-польского Синода ок. 1730 г. утвердился митр. Герасим, выходец из шувайрских монахов, рукоположенный еще патриархом Афанасием, но потом сосланный им по подозрению в увлечении католичеством. Герасим поминал имя Сильвестра на богослужениях и вел себя внешне лояльно. Тем временем за его спиной униаты договаривались с Высокой Портой о выделении Халеба в автокефальную церковно-адм. единицу, не подчиняющуюся Антиохийскому патриарху. Соответствующий указ был издан в 1730 г. В ходе внутриклановой борьбы халебских униатов митр. Герасим в 1732 г. был принужден уйти в отставку и уступить место шувайрскому мон. Максиму Хакиму, имевшему влиятельных покровителей при султанском дворе. Автономия униат. Халеба продолжалась в 1730-1746 гг. (с коротким перерывом в 1733-1734, когда Максиму пришлось бежать из города). За эти годы католики окончательно стали доминирующей общиной города, фактически загнав оставшихся православных в подполье. После раскола 1724 г. христ. общины Сирии пребывали в состоянии брожения. По данным кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVIII в., сильные позиции униат. Церкви сохранялись помимо Халеба на побережье (Тиро-Сидонская епархия), в Ливанских горах, в Юж. Сирии (Хауран). Ситуация в Дамаске, Баальбеке и христ. селениях плато Каламун оставалась нестабильной, храмы неоднократно переходили из рук в руки. Патриарх Сильвестр, вернувшийся в Дамаск ок. 1733 г., сумел при помощи османской администрации вытеснить проповедников унии из мн. районов внутренней Сирии, однако Ливанские горы оставались вне его досягаемости.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010