(Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705, г. Самбор, Галиция - 4.11.1770, Киев), свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), митрополит Тобольский и Сибирский. Род. в семье богатого мещанина, по документам архива Киево-Печерской лавры его фамилия - Канючкевич ( Титов Ф. И. 1913. С. 9, 107). Учился в Самборском духовном училище, в 1717-1733 гг.- в Киево-Могилянской академии. По окончании полного курса был оставлен при академии и некоторое время состоял учителем, вероятно, в низших классах. В 1733 г. пострижен в монашество с именем Павел архимандритом Киево-Печерской лавры Романом (Копа), 5 дек. 1734 г. рукоположен во диакона архиеп. Киевским Рафаилом (Заборовским) . С нач. авг. 1735 до 26 нояб. 1738 г. нес послушание шафара (казначея) при лаврской типографии, продавца напечатанных в типографии книг (обычно шафарами избирались иноки, «отличавшиеся безукоризненным во всех отношениях поведением» (Там же. С. 14)). С осени 1738 до весны 1740 г. состоял в академии учителем поэтики. 30 дек. 1739 г. по прошению наместника лавры архим. Илариона (Негребецкого) и лаврского духовника иеросхим. Ионы рукоположен во иерея архиеп. Рафаилом (текст ставленой грамоты от 30 дек.: Там же. С. 108). В б-ке Киево-Печерской лавры хранился курс лекций П. по поэтике «Regia regis animorum Apollinis, id est Structura Poeseos» (47 л.), прочитанный в 1739-1740 гг. и записанный, вероятно, одним из учеников ( Вишневский. 1903. С. 139). П. также считали автором школьной пьесы из 3 актов «Образ страстей мира сего образом страждущаго Христа исправися» (опубликована С. Т. Голубевым: ТКДА. 1877. 9. С. 616-665), посвященной архиеп. Рафаилу и написанной в 1739 г. по случаю окончания выполненных по его инициативе надстроек старого академического Мазепинского корпуса ( Титов Ф. И. 1913. С. 16-17). П. сочинил эпитафию на кончину архим. Илариона (Негребецкого; † 8 янв. 1740), в которой прославлял заслуги покойного перед академией и лаврой.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

Боровск. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь; Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Боровский в честь Рождества Христова женский монастырь находился в г. Боровске Калужской губ. Время основания неизвестно, первое упоминание монастырского храма Рождества Христова относится к 1544 г.: в описании 1763 г. воспроизводится надпись на камне в стене Рождественской ц.: «Строена в 7052 г. по повелению царя и великаго князя Иоанна Васильевича» (Боровск: Мат-лы для истории города. С. 288). Версия об основании монастыря в XV в. Боровским удельным кн. Владимиром Андреевичем (Зверинский; Памятная книжка Калужской губ. на 1861 г. и др.) возникла в результате неверного прочтения духовной грамоты вдовы князя Елены (в иночестве Евпраксии) 1433 г. В этой грамоте она благословляла «свои снохи и своего внука князя Василия Ярославича» монастырем в честь Рождества, но не Христова, как прочли авторы этой версии, а «Святеи Богородицы» в Москве. Существует др. документ, в к-ром упоминается имя «князя Володимира Андреевича». В 1733-1734 гг. в синодальном Казенном приказе разбирался спор о земле между обителью и монастырским причтом. В числе др. была представлена грамота царя Алексея Михайловича 1651 г., данная в ответ на «челобитье» «строительницы старицы Анисьи с сестрами». В челобитной говорилось о том, что в 1650 г. по царскому указу в мон-рь приезжал «сыщик Леонтей Корсаков, и у них-де отнял их вкладныя монастырския земли пять селищ, которую землю дал им вкладу по душе своей князь Володимер Андреевич... а те-де селища в книгах не написаны, потому как... в те поры тот монастырь был пуст и стариц никово не было». В 1556 г. Боровск был передан в удел Владимиру Андреевичу Старицкому, по всей видимости, именно он упоминается в грамоте, а не Боровский кн. Владимир Андреевич. Челобитная также свидетельствует о запустении монастыря в сер. XVI в. Согласно «Дозорной книге» 1621 г., в 1610 г. крымские татары сожгли Рождественскую ц., кельи и ограду монастыря, но к 1621 г. на месте прежней церкви на средства прихожан была выстроена новая деревянная и 2 кельи, в которых жили 3 монахини; обитель получала ругу. По «Приправочной книге» 1614 г., монастырю принадлежала пустошь. К 1625 г. прибавилось еще 2 кельи.

http://sobory.ru/article/?object=34006

Закрыть itemscope itemtype="" > Покоритель Кенигсберга 250 лет со дня кончины Виллима Фермора 22.02.2021 1313 Время на чтение 5 минут 21 февраля 1771 года (8 февраля по ст.ст.) в своём имении Ритау скончался русский государственный и военный деятель Виллим Виллимович Фермор. Во время Семилетней войны предводимые им русские войска впервые в истории взяли Кенигсберг и покорили Прусскую провинцию. Виллим Фермор родился в 1702 году в Пскове в семье выходца из Шотландии генерал-майора Виллима (Вильяма) Юрьевича Фермора. В 1720 году поступил на военную службу. Первоначально служил бомбардиром в артиллерии, пока не выбился в офицеры. В 1733 году стал адъютантом фельдмаршала Миниха. В 1734 году во время войны за польское наследство участвовал в осаде и взятии Данцига. Показал себя храбрым и грамотным командиром во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. За отличие во время Крымского похода 1736 года Фермору было присвоено звание полковника. В 1737 году, будучи генерал-квартирмейстером и имея под началом 350 кавалеристов, наткнулся на двухтысячный крымско-турецкий отряд. Спешив своих кавалеристов и построив их в каре, Фермор в течение нескольких часов отражал атаки многократно превосходящего его по численности противника. Сам Фермор был ранен, но, благодаря его умелому командованию отряд выстоял до подхода помощи. За этот подвиг был произведен в генерал-майоры. В 1738 году Фермор командовал авангардом армии Миниха. В 1739 году он отличился в сражении под Ставучанами. После окончания русско-турецкой войны Фермор был назначен комендантом Выборга. В 1741 году началась русско-шведская война. Фермор снова отличился при взятии шведской крепости Вильманстранд, за что был награждён орденом Святого благоверного князя Александра Невского. В 1746 году Виллим Фермор возглавил Канцелярию от строений - государственное учреждение, ведавшее застройкой Санкт-Петербурга и постройками дворцового ведомства. Канцелярия от строений имела статус коллегии. Во время пребывания Фермора на столь важной должности в Санкт-Петербурге была осуществлена масштабная перестройка Зимнего дворца, а также строился Воскресенский Новодевичий монастырь, заложенный в 1848 году по проекту Растрелли. Строительство курировала лично императрица Елизавета Петровна, пожелавшая на месте «Смольного дома» (дворца, в котором она прожила своё детство) построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. До начала Семилетней войны был практически построен величественный Смольный собор, но затем строительные и отделочные работы замедлились, а со смертью императрицы Елизаветы Петровны и вовсе приостановились на 70 лет. Сам Фермор сразу после начала Семилетней войны подал прошение о назначении в действующую армию.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/22/po...

Подосинки, урочище. Церковь Троицы Живоначальной в Подосинках. Троицкая церковь, Святотроицкая церковь, Свято-Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1733 и 1734. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область,Наро-Фоминский район, урочище Подосинки, (2 км З пос. Калининец) (старый адрес Московская губерния, Верейский уезд, село Подосинки ) Координаты: 55.550594, 36.96011 Проезд:на этом месте Алабинский полигон Таманской дивизии, в поселке названием Калининец Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Небольшая каменная церковь, выстроенная на средства князя Ф.А. Голицына. Сломана в 1930-х гг., территория села занята военным полигоном. В прошлом на занимаемых Алабинскими лагерями землях располагались деревни Володимирово, Ильинское, Подосинки и село Троицкое (Бараново). Они имеют общую историю с Селятиным, Петровским, Алабиным и принадлежали в XVII веке Боровскому-Пафнутьевому монастырю, пока не были пожалованы Петром I барону Шафирову. Более подробное их расположение удаётся установить благодаря карте В.С. Кусова, составленной на основе межевания этих земель в 1769 году. Располагались они вдоль реки Пахры (Десны) и в описываемое нами время являлись владением вдовы Ирины Фёдоровны Хитровой. Ей принадлежало и село Бурцево. В селе Троицкое (Бараново) была церковь, возведённая в честь Живоначальной Троицы, но подробности её строительства не известны. Если в «Списках населённых мест Московской губернии» 1862 года издания по 2-му стану Верейского уезда ещё встречается наименование села Троицкое (Подосинки, Бараново) на реках Пахре и Лоше с православным храмом, то «Справочник по населённым местам Московской губернии», издания 1929 года Московского статистического отдела, о селе Троицкое (Бараново) уже не упоминает, а только о Подосинках. Видимо, они слились, приняв одно название, поскольку располагались друг против друга через протекающую между ними Пахру. Ну, а Троицкий храм, вероятно, подвергся разрушению либо в период борьбы большевиков с религией и церквями или попросту ещё ранее, ввиду запустения прихода он прекратил своё существование. В середине XIX века деревни Ильинское и Володимирово принадлежали князю Василию Ивановичу Мещерскому, от которого они перешли во владение уже к его сыну Александру Васильевичу Мещерскому, владельцу усадьбы села Петровское.

http://sobory.ru/article/?object=36097

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Афанасий Иванович (1703 - между 1769 и 1778, с. Глыбочка Карачевского у. Орловского наместничества; ныне Шаблыкинского р-на Орловской обл.), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1753-1758), гос. деятель. Из дворянского рода XVI в., внесенного в 6-ю часть родословной книги Орловской и Московской губерний. Один из братьев, Алексей († 1762), служил адъютантом А. Д. Меншикова, затем белгородским губ. прокурором. В 1721 г. Л. начал службу в чине капрала гренадерского полка ген.-майора Х. Х. фон дер Роппа, с 1725 г. находился в составе С.-Петербургского драгунского полка (каптенармус, затем вахмистр), с 1727 г. был флигель-адъютантом ген.-лейтенанта, с 1730 г.- ген.-аншефа гр. А. И. Ушакова (прапорщик, с 1729 поручик). В 1733 г. произведен в секунд-майоры Каргопольского драгунского полка. В 1734 г., во время войны за польское наследство (1733-1735), под командованием ген.-фельдмаршала Х. А. Миниха участвовал в осаде Данцига, в 1737 г., во время русско-тур. войны (1735-1739),- в штурме Очакова. В 1737-1738 гг. занимался снабжением провиантом рус. войск Днепровской армии ген.-фельдмаршала Миниха. В 1739 г. в звании полковника участвовал в походе Миниха на Хотин и Яссы. Член разграничительной комиссии, занимавшейся установлением российско-тур. границы в соответствии с Белградским миром 1739 г., участвовал в размене российского и турецкого чрезвычайных посольств при р. Буге, в 1740 г. сопровождал в Россию тур. посла. В 1741 г. контролировал в Москве доставку в армию амуниции. Во время русско-швед. войны, в 1741-1743 гг., находился в резерве армии. В 1744-1745 гг. имп. Елизаветой Петровной направлен в Казанскую губ. для «сыска и искоренения воров и разбойников». В 1746 г. участвовал в походе в Оренбург. В том же году по болезни отставлен от воинской службы с возведением в чин статского советника. В 1752 г. по определению Сената участвовал в Следственной комиссии «на Вятке», занимавшейся «упущением подушной доимки».

http://pravenc.ru/text/2110951.html

Хлыстовская секта долгое время не была предметом научного исследования. До 60-х годов настоящего столетия в русской литературе встречаются только скудные и весьма неудовлетворительные сведения о хлыстовской секте. В первый раз имя „христовщины“ или „хлыстовщины“ упоминается в „Розыске“ свят. Димитрия ростовского (3 ч. 18 гл. 27 и 28 л.). Основываясь на слухах, святитель Димитрий сообщает краткие сведения о первом лжехристе хлыстов Суслове, хотя, впрочем, и не называет его по имени. После святителя Димитрия 1 имя „хлыстовщины“ встречается в сочинении Н. И. Надеждина: „О скопческой ереси“, изданном в 1845 году (по изд. Кельсиева 110–116 стр. «Сборник правительственных сведений о раскольниках» в 4-х книгах, Лондон, 1860–1862 гг. III т.). Упоминая о хлыстах, Надеждин ограничивается только кратким указанием на сущность догматического учения хлыстов. В 1848 г. последовало издание „Указа императрицы Анны Иоанновны св. Синоду“ в „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 2 VI кн. 66–74. Указ этот относится ко времени первого громадного следствия о московских хлыстах, случившегося в 1733–1734 гг. и сообщает сведения отчасти относительно учения и культа хлыстов, отчасти же и исторические, относящиеся к тому времени. Указ импер. Анны Иоанновны, впрочем, напечатан был ранее, именно в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской Империи» в IX т. С 1848 по 1858 год но было ни одного специального сочинения, а равно не было ни одной статьи, посвященной предмету изучения хлыстовской секты. Статьи И. М. Добротворского, помещенные в „Православном Собеседнике“ за 1858 год 1 и 2 ч. и за 1860 г. 3 ч. были первым опытом научного исследования хлыстовщины. С этого времени в разных периодических изданиях появляется ряд статей, посвященных тому же предмету и рассматривающих его с разных сторон; появляются даже опыты „исследования“ секты, издаются материалы, относящиеся к этому предмету; изучение секты, по-видимому, становится достоянием науки. Все, что до сего времени известно в печати по предмету исследования хлыстовской секты, может быть разделено по своему достоинству и значению для исследователя на два рода: на источники и пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1738 г. 3169 . – 13 января. О выдаче священникам и диаконам ставленных грамот только печатных за подписанием епархиальных архиереев По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение о даемых в синодальной области и по епархиям священникам и диаконам за руками архиерейскими поставление их свидетельствующих грамотах, которые по учинённому в прошлом 1727 г. августа 16-го дня Святейшего Правительствующего Синода определению 1 велено в Московской типографии печатать на доброй бумаге и отпускать в Духовную Дикастерию и по всем епархиям, взяв надлежащую цену, по колику куда надлежит, с запискою и расписками, и по епархиям те грамоты от архиереев с подписанием их давать печатные, дабы ни от кого никакого подлогу впредь не было, а ежели где печатных грамот не имеется, то давать и письменные, о чём в епархии, в Духовную Дикастерию, в Московскую типографию из Святейшего Синода и указы посланы, а понеже по некоему имеющемуся в Святейшем Синоде делу в даче письменных грамот явилась фальшь, то чтоб впредь из письменных грамот каковых фальшивостей быть не могло, того дари приказали : в синодальной области и во всех епархиях священникам и диаконам поставление их свидетельствующие грамоты за руками архиерейскими давать печатные против прежних формуляров, в Московской типографии печатанных, и для того из оной типографии по надлежащим требованиям и за настоящую цену в синодальную область и во все епархии, сколько куда потребно, ныне отпустить и впредь отпускать с запискою и с расписками, и о том из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую типографию, в епархии ко архиереям, а где архиереев не имеется, тех домов к управителям, в Духовную Дикастерию, в Санкт-Петербургское Духовное Правление, в Синодальный Духовный Приказ, а для ведома о том в Московскую синодального правления Канцелярию послать указы. (Дело 1738 г. 515.) 3170 . – 13 января. О присылке указов 1733–1734 гг. и книг о двойном сборе к отчётности по постройке Казанской духовной семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Трусов; † 22.04.1741, Пекин), архим., начальник Пекинской духовной миссии в 1734-1741 гг. Происходил из Малороссии. В течение 12 лет служил корабельным иеромонахом на Камчатке, затем состоял при Тобольском архиерейском доме. В 1727 г. стал караванным священником при Пекинской духовной миссии. В 1732 г. был избран на место начальника духовной миссии архим. Антония (Платковского) . Недовольный этим, архим. Антоний заявил, что И. недостаточно образован для общения с иностранными миссионерами. Он указал на небрежность И. в исполнении им должностных обязанностей, выразившуюся в том, что И. испортил печатный образец возношения имен членов имп. фамилии при священнослужении, зачеркнув имена 2 умерших великих княгинь. Дипломат Л. Ланг отправил И. для разбирательства в С.-Петербург (по др. сведениям, в Москву), куда тот прибыл 14 сент. 1733 г. На суде был оправдан, определен в Новгород, 30 марта 1734 г. перемещен в Александров Свирский в честь Святой Троицы монастырь . В сент. 1734 г. И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Посольского в честь Преображения Господня монастыря , «наказным» архимандритом пекинского Сретенского мон-ря и начальником 3-й Пекинской духовной миссии. Перед отправкой в Пекин получил синодальную инструкцию «О должности и действе архимандрита в содержании себя и прочих ему подручных и вообще в управлении» от 31 дек. 1734 г. Эта инструкция была первым подобным документом в истории миссии. Главной задачей начальника было утверждение в вере албазинцев. Кроме того, разрешалось «благорассмотрительно призывать к благочестию китайцев... приходящих сподобляя св. крещения», предписывалось разъяснять крещеным невозможность поклонения одновременно Христу и языческим идолам, принимать исповедь на родном языке новообращенных. Оставив наместником в Посольском мон-ре иером. Лаврентия (Бобровникова), И. с 2 иеромонахами отправился в Китай и 10 нояб. 1736 г. прибыл в Пекин. В том же году освятил там рус. Сретенскую ц. Стараниями начальника миссии и его соратников была открыта школа, где китайцы имели возможность обучаться рус. языку, а русские могли изучать кит. лит-ру. В то же время об И. сообщалось, что он редко совершал богослужения, вел нетрезвую жизнь, обвинялся в растрате казенного имущества. До начала следствия не дожил. Похоронен на рус. кладбище в Пекине. Оставшееся после него личное имущество было продано для покрытия долгов миссии.

http://pravenc.ru/text/389207.html

Вахитовский район. Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии. Богословская церковь, семинарская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Указом Петра I от 6 октября 1722 г казанскому митрополиту Тихону предписывалось открыть в Казани Славяно-греко-латинскую школу для подготовки священнослужителей. Она была открыта в 1723 г., а в 1733 г переименована в семинарию. Семинария - первоначально это было три отдельных трехэтажных здания - строилась с 1734 по 1741 год. Корпус на углу улиц Воскресенской и Поперечно-Воскресенской (Чернышевского) назывался " учительским " , поскольку здесь жили преподаватели. Центральное здание, которое выходило фасадом на улицу Воскресенскую, занимали учебные помещения, церковь и библиотека. Его именовали " лукинским " - в честь архиепископа Луки Конашевича, которому принадлежала главная заслуга в строительстве семинарии. Наконец, третий корпус - на углу Воскресенской и Петропавловского переулка (ул.Джалиля) был " ученический " , здесь жили семинаристы. В 1842 году семинария серьезно пострадала от очередного общегородского пожара. Разрушения были столь велики, что и речи не было о скором восстановлении. Семинария переехала в здание духовного училища (ныне дом по ул.Маркса), а судьба основных семинарских зданий на ул.Воскресенской надолго оказалась под вопросом. Его решением в конце концов озаботился Священный Синод, распорядившийся построить семинарский городок на даче " Подсека " (за городом, на Среднем Кабане), а сгоревшие корпуса перестроить под лавки, как продолжение расположенного рядом Гостиного двора. Предполагалось сдавать их в аренду, а собираемые деньги направлять на содержание семинарии Дело затягивалось, денег не хватало, несколько проектов реконструкции было отвергнуто. Наконец в 1862-1865 гг. подрядчик Мартын Максимович Данилов, по проекту архитектора П. А. Солнцева и под наблюдением архитектора Гессе, осуществил перестройку. Третьи этажи ее зданий были снесены, все корпуса соединены, образовалось двухэтажное здание протяженностью в целый квартал по улице Воскресенской. Правда, прежние архитектурные украшения - колоннада и антресольный этаж, сгоревшие в 1842 г., больше не восстанавливались. В этом виде здание и дошло до наших дней. После реконструкции здесь началась торговля. Но намерения церковных властей изменились, и в 1868 году семинария вернулась на Воскресенскую и с тех пор до закрытия в 1918 г. никуда не переезжала. Купцам остались лишь лавки на первом этаже, что отчетливо видно на старом снимке. В 1880 году во дворе корпуса, выходящего на Петропавловский переулок, была пристроена колокольня семинарской церкви, впоследствии утраченная. Сейчас в здании расположен геологический факультет университета.

http://sobory.ru/article/?object=30882

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Боровске Калужской губ. Время основания неизвестно, первое упоминание монастырского храма Рождества Христова относится к 1544 г.: в описании Б. м. 1763 г. воспроизводится надпись на камне в стене Рождественской ц.: «Строена в 7052 г. по повелению царя и великаго князя Иоанна Васильевича» (Боровск: Мат-лы для истории города. С. 288). Версия об основании мон-ря в XV в. боровским удельным кн. Владимиром Андреевичем ( Зверинский; Памятная книжка Калужской губ. на 1861 г. и др.) возникла в результате неверного прочтения духовной грамоты вдовы князя Елены (в иночестве Евпраксии) 1433 г. В этой грамоте она благословляла «свои снохи и своего внука князя Василия Ярославича» мон-рем в честь Рождества, но не Христова, как прочли авторы этой версии, а «Святеи Богородицы» в Москве (СГГД. Ч. 1. С. 189-191; Леонид (Кавелин). С. 113-117). Существует др. документ, в к-ром упоминается имя «князя Володимира Андреевича». В 1733-1734 гг. в синодальном Казенном приказе разбирался спор о земле между обителью и монастырским причтом. В числе др. была представлена грамота царя Алексея Михайловича 1651 г., данная в ответ на «челобитье» «строительницы старицы Анисьи с сестрами». В челобитной говорилось о том, что в 1650 г. по царскому указу в мон-рь приезжал «сыщик Леонтей Корсаков, и у них-де отнял их вкладныя монастырския земли пять селищ, которую землю дал им вкладу по душе своей князь Володимер Андреевич... а те-де селища в книгах не написаны, потому как... в те поры тот монастырь был пуст и стариц никово не было» ( Холмогоров. С. 9-14). В 1556 г. Боровск был передан в удел Владимиру Андреевичу Старицкому, по всей видимости, именно он упоминается в грамоте, а не боровский кн. Владимир Андреевич. Челобитная также свидетельствует о запустении мон-ря в сер. XVI в. Согласно «Дозорной книге» 1621 г., в 1610 г. крымские татары сожгли Рождественскую ц., кельи и ограду мон-ря, но к 1621 г.

http://pravenc.ru/text/153217.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010