Мышление, эта абсолютная сила и власть, изменяет Понятию, отпавшему в инобытие. Эта измена наносит жизни Понятия и его строю тяжелый удар: Идея лишается своей спекулятивной власти. Новый «элемент» овладевает положением дел; он преодолевает силу Понятия, вовлекает его в вихрь своей дискретной жизни и попирает его стальной ритм. С нескрываемой растерянностью и беспомощностью говорит нередко Гегель о той беспомощности и растерянности, в которой внезапно оказывается Понятие. Вступив во «внешнее существование», 1727 опустившись в «чувственный элемент», 1728 Понятие «облекает свое зерно пестрою корою» 1729 и оказывается в её власти. Жизнь его утрачивает свое высшее, стройное единство: воцаряется множество; множество получает значение положительное и преобладающее. 1730 Обнаруживается «лишенное Понятия, слепое многобразие», 1731 «бесконечное богатство форм, явлений и образований». 1732 Понятие действительно «выходит из себя» 1733 и разбредается; 1734 оно распространяется, 1735 рассеивается, 1736 разбегается. 1737 «Природе, так как она есть бытие Понятия вне себя, предоставлено разойтись в этом различии», 1738 разбросаться 1739 в потоке перепутавшихся 1740 единичностей. 1741 Естественно, что при такой «бесконечной дифференциации», 1742 природа оказывается «бессильной удержать и изобразить строгость Понятия», 1743 а Понятие оказывается слишком слабым 1744 для того, чтобы сдержать множество природных явлений и подчинить их своему строю. Но именно поэтому в эмпирическом мире воцаряется «равнодушная случайность» и «неопределенная беспорядочность». 1745 Природа есть «утрата Понятия», 1746 «отпадение идеи от себя самой». 1747 В том виде, как «она есть, её бытие не соответствует её Понятию». 1748 Идея остается в ней несогласованною с собой, несоразмерною себе, 1749 ибо «природные вещи изображают разумность лишь совершенно внешним и единичным образом». 1750 Это несоответствие Понятию превращает природу в сферу конечного, 1751 в «неистинный, дурной предмет», 1752 в «неразрешенное противоречие», 1753 в нечто «противоположное Понятию». 1754 В природе обнаруживается прямое сопротивление Понятию и его спекулятивно-сдерживающему единству 1755 и поэтому происшествие её и фрагменты её бывают нередко лишены спекулятивного значения. Многообразные «роды и виды», создаваемые ею, следует рассматривать как произвольные выдумки и причудливые представления, встречающиеся и в жизни души, 1756 и Натурфилософия совсем не должна 1757 считаться со всеми, нередко совершенно непонятными, 1758 явлениями природы. В этом мире даже не все имеет жизнь; но то, что не скрывает в себе жизни, то не есть Понятие, 1759 то имеет на себе только «видимость бытия»; 1760 это есть «лишь труп жизненного процесса», 1761 не более, чем «реальная возможность». 1762

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Поэтому, при определении близости свойства необходимо брак считать за степень наравне с рождением. Степень же правильнее так определить: она есть родственная связь одного лица с другим посредством рождения, брака и крещения. – Старания г. Смирнова найти в синодском указе 19 января 1810 г. мысль, что при счете степеней следует признавать за мужем и женою одну степень в отношении к их свойственникам, остаются бесплодными. Ссылка же г. Смирнова на 50-ю главу Кормчей книги и на сочинения, основанные на этой главе, в опровержение справедливости правила о раздельной степени между мужем и женою в отношении к их свойственникам, не достигает цели. Что сказали мы в защиту правила и в опровержение г. Смирнова, имеет силу и в отношении к 50-й главе и к сочинениям, на ней основанным. 542 Весьма любопытные рассуждения св. синода о недозволительности браков в 6-й степени свойства, см. в прилож. дело о Лодыженском. 551 Таково указание: „не прощено есть сынове восприемлющего пояти в жену сестру плотскую восприемлемого, понеже есть 4-го степени, ниже сестру брата восприемлющего, понеже вменено бы было яко поемлет внуку свою». 553 Брак, заключенный сыном восприемницы (от первого мужа) и дочерью восприемника, воспринимавших вместе детей от крещения, признан в 1729 г. св. синодом „невозбраненным по правилам св. отец, а впредь таких сомнительных браков нигде, без ведома вышних командиров, не венчать». Син д. 1729 260. 554 Син. д. 1736 г., 263; 1742 537; син. прот. 15-го апреля 1741 г., 10-го августа 1744; син. д. 1745 321. 555 Син. дела о браках, в духовном родстве заключенных, 1730 190, 1736 г. 264, 1748 163 и др. 556 Этою ревностью отличались в особенности митрополиты тобольский Сильверст и ростовский Арсений См. Син. д. 1745 320 и 1750 164. 558 В син. прот. 27-го августа 1774 г. говорится: „в правилах св. отец того, чтоб вступившим в брак крестным братьям и сестрам разводы от сожития чинить, не показано; да и в рассуждениях о крестном братстве; в кормчей книге напечатанных, точного о том положения не обретается того ради супружеское сожитие...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Со временем статус психологии и в научной и в общественной среде повышался. Так, например, Василий Никитич Татищев (1686–1750), крупный государственный деятель и известный русский историк, произвёл классификацию всех современных ему наук по степени необходимости: 1) нужные, 2) полезные, 3) увеселяющие, 4) любопытные, 5) вредительные (Разговор о пользе наук и училищ; напис. ок. 1724 г.). К любопытным, т. е. тем, которыми можно было бы и не заниматься, им отнесены астрология, физиогномика, хиромантия. Психология же попала в первый класс – нужных наук. Хотя сам Татищев специально не занимался психологией, но его «Разговор о пользе наук и училищ» свидетельствует, что ему интересны и известны многие психологические темы: происхождение души, духовность души, силы души (ум, память, воля, суждение), возрастная периодизация и др. Во второй половине XVIII в. начали появляться самобытные работы русских авторов. По авторитетному утверждению Словаря Брокгауза и Ефрона в 1768 г. появилась «первая система философии, вышедшая из-под пера русского автора» (Т. 30. СПб., 1895, с. 596). Это «Философические предложения» Якова Павловича Козельского (ок. 1730-), писателя, преподавателя в шляхетском кадетском корпусе, после перехода в гражданское ведомство – статского советника. (О нём см.: Столпянский П. Н. Яков Павлович Козельский (Русская старина. 1906, 12)). Козельский подробно остановился и на психологии, которой посвящена вся вторая глава в разделе «Метафизика». Вот некоторые положения оттуда: «Психология есть наука о душе», «дух или душу разумеем мы такое существо, которое одарено волею и разумом», «дух разделяется на конечный и бесконечный; конечный дух полагается человеческая душа, а бесконечной Бог» (с. 50). Владимир Трофимович Золотницкий (1741-) был разносторонним писателем, учился в Киевской академии и Московском университете (на философском факультете), что не мешало ему состоять на военной службе. Его творчество может быть примером разнообразных влияний того времени. С одной стороны, остро чувствовалась потребность в общедоступной психологии, и этой теме Золотницкий посвятил несколько работ: «Состояние человеческой жизни, заключенное в некоторых нравоучительных примечаниях, касающихся до натуральных человеческих склонностей» (СПб., 1763), «Общество разновидных лиц, или Рассуждения о действиях и нравах человеческих» (СПб., 1766). С другой стороны в его лице русское душесловие обращается к одной из основных своих проблем – бессмертию души: «Рассуждение о бессмертии человеческой души» (СПб., 1768), «Доказательство бессмертия души человеческой» (СПб., 1780).

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

В нынешнем, государь, во 183 (1675)-м году февраля в д день пожаловали 1727 вы 1728 , великий государь, меня, богомолца своего и прислали 1729 стряпчего своего Козьму Лопухина, и велели 1730 про свое, государское 1731 , многолетное здравие сказать и меня,//(л. 155) убогово 1732 старца, о житии спросить. И я милостию Божиею и вашым 1733 , государским 1734 , жалованьем жыв 9 . Да ты же, великий государь, с ним, Козьмою, прислал ко мне, богомольцу своему, сосуды – потир и дискоси, и святое копие, лжицу и звезду, с ними же и 1735 святые покрывала 1736 И я твое, великого государя, жалованье приял 1737 радостною душею с лобзанием 1738 . Да освятит Господь Бог твое предложение, якоже иногда исходе Израилеве принесеныя сосуды от князей израилевых в сень освятит Господь, и сподобит тя Господь Бог от подобообразных таковым во царствии мира сего причастника быти пречистаго своего тела под образом хлеба, и святыя крове под образом 1739 вина лознаго. А по многолетном и святом вашем царствии сподоби вас Господь Бог истиннаго хлеба будущаго века в чювствии Бога Слова, зане бо той тамо предпежыт 1740 доволен, во всяку сладость достоиными ядомы 1741 , ни закалаем же, ни изъедаем 1742 никогда же. же и дискоси, с ними же и и губа – спасеных страстей же есть звезда, возвестившая волхвом великий свет И по добродетели и действу да наставит Господь Бог и вас, государей, к свету богоразумия. же суть знаменуют на Младенцы пелены и добродетели образования и покров ими же да покрыет и ваше благородие Господь Бог от всех навет вражиих. Да ты же, великий государь 1743 , прислал свяшенныя то есть фелонь белообразен – знамение же честных 1744 и светлых, и световидных, и от страстей свободных вашых 1745 святых С ними же ты,//(Л. 156) великий государь, прислал и святый стихарь. же являет чистоту и световидную 1746 действительную доброту 1747 вашу К сим же ты, великий государь, прислал епитрахель. 1748 же есть, по единому повести 1749 образу, ужыще 1750 , ниже связаша злодеи Владыку яко да ваши греси разрешит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иными словами, Бичер, американец в седьмом поколении, стал на рубеже 1820–1830-х годов невольным наблюдателем того, как из жизни США стало уходить нечто крайне важное. Речь идет о том, что протестантизм (прежде всего кальвинизм в его двух главных американских разновидностях — конгрегационалистской и пресвитерианской), утвердившись в Новой Англии, заложив там b XVII веке основы американской цивилизации и особой, проникнутой духом­ пуританства культуры, затем, в XVIII столетии, пришел в определенный упадок. Позднее, пережив обновление в процессе «первого» (1730–1750-е годы) и «второго» (1790–1840-е годы, когда помимо традиционных к этому времени форм кальвинизма все активнее заявляли о себе методисты, баптисты, а также адвентисты, квакеры, мормоны) «великого религиозного пробуждения», он столкнулся с отделением Церкви от власти (в Коннектикуте финансирование конгрегационалистской и пресвитерианских Церквей из казны штата было отменено в 1818 году), утратил примерное единство и стал стремительно реформироваться. По ходу непрерывного духовного землетрясения, вдохновленного ростом национального самосознания, конституцией США (с ее политически осмысленной идеей ковенанта, или религиозного плюрализма), расширением территории страны (возникновение группы штатов на Западе и на Юге, уклад жизни которых был иным, чем на доминировавшем ранее Северо-Востоке), существовали как сравнительно консервативные разновидности протестантизма, так и нечто не только несомненно либеральное, учитывавшее рост эмиграции, духовные запросы негров, ситуацию жизни на фронтире (подвижной границе между заселенной и незаселенной территорией), но и радикально сектантское. В общем и целом это означало умаление прав кальвинистской доктрины о предопределении, всего, что связано с необходимостью строгой общественной морали, представлением о религиозном долге и духовной власти магистратов, и соответствующий перенос акцентов с размышлений о грехе, с воцерковления, распознания признаков своей избранности Богом на личный поиск спасения, ищущего точку опоры в индивидуальном чтении Библии, в благочестии, центр которого — сердце верующего.

http://pravoslavie.ru/39314.html

47 См. его Apparatus criticus в виде приложения к изд. Н. Завета (Tabing. 1734. 4) отдельно, в улучшенном виде, изд. Р. D. Burk " om Tabing. 1763. 4. ) 48 Веттштейн [нем. Wettstein] Иоганн Якоб (5.03.1693, Базель – 9.03.1754, Амстердам), швейцар. протестант. теолог, текстолог НЗ. Изучал философию и теологию в Базельском ун-те. Еще студентом В. занялся исследованием рукописей и ранних переводов НЗ, работал в б-ках Голландии и Англии (1714–1717). По окончании учебы, став пастором, В. подготовил новое издание греч. НЗ. Лит.: Hulbert-Powell Ch. L. John James Wettstein, 1693–1754. L., 1937. 49 Prolegomena in N. Testamentum, Amstelod. 1730. 4; в новом, исправленном и дополненном, виде Prolegomena Веттштейна, явившиеся сначала без обозначения имени автора, были напечатаны им в виде предисловия к Нов.Завета: N. Testamentum Graecum. Amstelod. 1751. Второе отдельное идание, с примечаниями и приложениями, сделано И. С. Землером: I. Iac. Wetstenii Prolegomena in N. Testamentum. Notas adjecit atque appendicem de vetustioribus latinis recensionibus, quae in variis codicibus supersunt, I. S. Semler. Halae, 1764. 50 Einleitung in die Gottlichen Schriften des N. Bundes. Gottingen, 1750. 8. Из следующих трех изданий, сделанных самим автором, с исправлениями и дополнениями: 2-е – явилось 1765-го года, 3-е – 1777-го, 4-е – (sehr vermehrte und geanderte) 1788-го года. Сочинение Михаэлиса было переведено на различные языки – француский, голландский и дважды на английский. 51 Ioan. Sal Semleri Apparatus ad liberalem N. T. interpretationem. Illustrationis exempla multa ex epistola ad Romanos petita sunt. Halae, 1767. 8. 52 Abbandlung von freier Untersuchung des Canon. 4 Theile, Halle 1771 – 1775. Его же: Vorbereitun zur theolog. Hermenevtik, Halle 1760 – 69. 53 Handbuch der Einleitung in die Schriften des N. T. Erlangen 1794 – 1800. Th. 8. Изд. 2-e улучшенное: Erlangen 1802 – 1809. 3. Th. 8 54 Einleitung in dus N. Testament. Leipz. 1804–1827. 5. Bd. 8. Первый том вышел вторым изданием в 1820г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

… дочь сестры Потемкина… — Сенатор, член Государственного совета князь Николай Борисович Юсупов (старший, 1750–1831) был женат на Татьяне Васильевне Энгельгардт (1767–1841), младшей дочери сестры Г. А. Потемкина М. А. Энгельгардт (ум. после 1767). С 1783 г., следом за старшими сестрами (первая из которых вышла замуж за гетмана коренного Ксаверия Браницкого; она была подругой Екатерины II и создательницей огромного состояния Браницких и Воронцовых), Татьяна Васильевна стала любовницей своего дяди (см.: Шумигорский Е. С. Графиня А. В. Браницкая. — ИВ, 1900, No 1, с. 172— 178; см. также ниже, примеч. 94). … сыном фельдмаршала… — Речь идет о генерал-фельдмаршале Михаиле Михайловиче Голицыне (1675–1730), знаменитом петровском военачальнике. … дочь ее, Евдокия Михайловна… никогда с ним не жила вместе… — Здесь допущена неточность в отчестве: речь идет о Е. И. Голицыной, получившей прозвище “princesse Nocturne” («Ночная княгиня, или Полуночница»), с мужем она «разъехалась» после 2 лет совместной жизни. «По рассказам, она боялась ночи, так как ей когда-то известная девица Ленорман предсказала, что она умрет ночью… Салон этой русской г жи Рекамье посещали все знаменитости того времени, как приезжие, так и отечественные. Беседы у княгини отличались большой свободой и непринужденностью В числе многих известных поклонников княгини были: наш поэт Пушкин, Карамзин, М. Ф. Орлов и князь И. М. Долгоруков…» (Пыляев, Старый Петербург, с. 46). Андреевская звезда — один из знаков ордена Андрея Первозванного (см. примеч. 13 к Главе четвертой), представлявший собою серебряную звезду, в середине которой, в золотом поле, был изображен двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, а в середине орла Андреевский крест. Вокруг звезды, на голубом поле, вверху был вписан золотыми буквами орденский девиз («За веру и верность»), внизу — две связанные лавровые ветви; носили звезду на левой стороне груди. … портрет государя… Портретами назывались наградные медали, на лицевой стороне которых помещался портрет царя (или царицы).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Из сохранившихся документов известно, что в XVIII в. большинство насельников К. м. были его пострижениками, около трети составляли иноки (часто неблагополучные), пришедшие с польской территории, из балканских гос-в и мон-рей Св. Горы Афон, а также монахи, сосланные на покаяние. Выборочная статистика кирилловской братии такова: в 1720/21 г.- 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов; в 1730 г.- соответственно 8 и 6; в 1739 г.- 6 и 2; в 1741/42 г.- всего 21 монах; в 1743 г.- 27; в 1744 г.- 23; в 1745 г.- 18; в 1756 г.- 19; в 1762 г.- 12; в 1770 г.- 23; в 1774 г.- 17. С 1775 г. фиксируется количество насельников: в этом году в обители было 20 монахов и 17 послушников, в 1777 г.- соответственно 16 и 30. До последнего года существования мон-ря (1786) в обители проживали от 18 до 22 насельников. В братии преобладали выходцы из низов (крестьяне, мещане, незначительное количество казаков), редко - обедневшие шляхтичи и купцы. Напр., в 1773 г. было 13 крестьян, 2 мещанина, 3 насельника из купцов и шляхтич. Большинство братии были малороссами, известны случаи принятия в обитель униатов. Средний возраст иноков составлял 30-50 лет, мало кто доживал до 70; основные недомогания - подагра и болезни глаз. Как и во всех монастырях того времени, в К. м. были случаи пьянства, драк, воровства, побегов из обители (в соответствии со спецификой монастырских архивов проступки фиксировались, документация сохр.). Лишь третья часть братии не подвергалась судам за проступки ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 210-223; Ульяновський. 2007. С. 317-386). В документах есть упоминание о схимнике (Михаил; 1764-1765). Среди послушаний особо выделяется сбор милостыни в Запорожье (сбор подаяний производился по специальному разрешению митрополита, гл. обр. на строительные нужды или возобновление мон-ря после пожара). Основой экономической жизни обители в это время оставались ее земли с подданными крестьянами (села Ячники и Плоское), рыбные озера и мельницы на Сырце; чиншевые доходы от отданных в аренду земель и городских подворий (на киевском Подоле; арендная плата - куничное); поборы за пользование монастырскими мостами и дорогами (мостовое). Доходы приносили также монастырские кирпичные предприятия (по большей части изготовляли кирпич для нужд обители, меньше - для продажи) и монастырские шинки, к-рые имели все киевские мон-ри в своих угодьях (4 шинка К. м. давали 70-80% всех доходов, братия имела строгий запрет на посещение шинков) и киевский магистрат. Мон-рь кормился собственной продукцией с пахотных земель и огородов сел Ячники и Плоское, а также с пасеки и рыбного пруда, на к-рых работали подданные крестьяне (в 1726 г.- 84 чел., в 1749 г.- 35, в 1750 г.- 47, в 1756 г.- 76, в 1766 г.- 51, в 1782 г.- 310 чел.). Немалой статьей расходов обители были «поклоны», «подношения», «благодарения», «поздравления» светской и духовной администрации разных уровней, особенно во время судебных процессов за имения монастыря ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 230-239).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

В период после II Ватиканского Собора в храмах И. преобладает прикладная музыка. Тем не менее профессиональные традиции национального хорового искусства продолжают жить благодаря концертной практике - ансамблям, исполняющим старинную музыку в аутентичной манере, и совр. композиторам, авторам произведений на лат. богослужебные тексты, свободно сочетающим традиц. и новейшие техники композиции. В числе последних можно выделить представителей «поколения 50-х» Кристобаля Альфтера (род. в 1930) и органиста собора в Гранаде Хуана Альфонсо Гарсию (род. в 1937). Лит.: Carreras L ó pez J. J. La música en las catedrales durante el siglo XVIII: Francisco J. García «El Españoleto» (1730-1809). Zaragoza, 1983; idem (Carreras J. J.). La música sacra española en el siglo XVIII. Zaragoza, 1986; Gomez Amat C. Historia de la música española. Madrid, 1984. T. 5: Siglo XIX; Bermudez E. Música e ideología: Domenico Scarlatti y España, 1719-1757//Texto y contexto. 1985. Vol. 6. P. 21-34; Martin Moreno A. Historia de la música española. Madrid, 1985. T. 4: Siglo XVIII; L ó pez-Calo J. Felip Pedrell y la reforma de la música religiosa//Recerca Musicologica. 1991/1992. N 11/12. P. 157-209; Marco T. Spanish Music in the 20th Cent./Transl. by C. Franzen. Camb. (Mass.), 1993; Virgili Blanquet M. A. La música religiosa en el siglo XIX español//La música española en el siglo XIX/Ed. E. Casares Rodicio, C. Alonso González. Oviedo, 1995. P. 375-406; Recasens A., Castillo B. P. Spain: Art Music: Later 18th Cent, 19th Cent., 20th Cent.//NGDMM. 2001. Vol. 24. P. 114-154; Кажарская Ю. Д. Музыкальная культура мадридского двора XVIII в. и творчество Антонио Солера: Канд. дис./МГК им. П. И. Чайковского. М., 2003; Gonz á lez Valle J. V. Liturgical Music with Orchestra, 1750-1800//Music in Spain during the 18th Cent./Ed. by M. Boyd and J. J. Carreras. Camb., 2006. P. 53-71; Torrente A. Italianate Sections in the Villancicos of the Royal Chapel, 1700-1740//Ibid. P. 72-79. Р. А. Насонов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2007791.html

К нему же: «На письмо ваше от 14 мая, нами полученное 17 ответствуем: стоящих по мнению вашему сотника и 100 человек казаков под Коломаком вывесть и поставить под Высокополье, которое у самих переходов неприятельских стоить. Токмо приказать, дабы непрестанные разъезды чинили, и что о неприятельском переходе уведают, давали бы вам и стоящим полкам в кампаментах под Коломаком, и в Валки, потому же через нарочнаго и нам. Мая 17 1728 г. при Полтаве». Эти предписания, показывая, какие тревоги вообще происходили между слобожанами при известии о диких крымцах, вместе показывают и военное значение Высокополья. Здесь более, чем гделибо, должны были наблюдать осторожность. В окрестностях Высокополья поныне остается множество курганов и насыпей, особенно по берегу р. Коломака. Г. Пассек, внимательно осматривавший эти насыпи и даже раскапывавший иные из них, насчитал около Высокополья до 146 курганов и несколько городищ. Распоряжения Вейсбаха и полковника Лесевицкого дают видеть, что по р. Коломаку обыкновенно стояли сторожевые посты Ахтырского полка, особенно при слухах о движениях крымцев. То же видно и по донесению 1694 г. Эти посты окапывались, дабы, как пишет Вейсбах, «что возможность допустит, чинить отпор» неприятелю. По насыпям стояли дозоры и маяки. Вот происхождение большей части насыпей высокопольских и коломацких, которых весьма много! Г. Пассек склоняется к тому, чтобы все насыпи, расположенные по р. Коломаку и около Высокополья, признать за остатки глубокой древности. Мы не говорим, что все насыпи и курганы около Высокополья и Коломака принадлежат слободским казакам. Очень хорошо известно, что курганы Слободской Украйны встречаются в межевых и других актах времени самого первого поселения казаков слободами. Но мы указываем только на значение Высокополья и Коломака, опущенное из внимания г. Пассеком, может быть, и потому, что ему не известна была по актам Коломацкая сторожевая линия. Число прихожан: в 1730 г. – 158 муж., 140 жен., в 1750 г. – 174 муж., 146 жен., в 1770 г. – 480 муж., 425 жен., в 1790 г. – 963 муж.,926 жен., в 1800 г. – 1193 муж., 1176 жен., в 1810 г. – 1345 муж., 1333 жен., в 1830 г. – 1268 муж., 1215 жен., в 1850 г. – 1360 муж.,1418 жен. пола. Приход по штату 4-го класса. Малая часть прихожан – помещичьи крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010