До конца XV в. сведения об ансамбле или об отдельных постройках обители, в документах отсутствуют. Первый каменный храм святителя и чудотворца Петра Митрополита появился в ансамбле в начале XVI в. Он был построен на месте одноименного деревянного храма по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового). Храм помещен в центре четырехугольного монастырского двора, окруженного по периметру стенами ограды и монастырскими постройками. В 1611 г. монастырь послужил форпостом обороны Кремля первому народному ополчению. Основная часть современного архитектурного комплекса Высоко-Петровского монастыря была сооружена в XVII-XVIII вв. С 1684 по 1704 гг. вокруг церкви Петра Митрополита, на центральном («церковном») дворе, сложился выразительный ансамбль стилистически однородных, монументальных каменных построек, включающий Боголюбский собор с родовой усыпальницей Нарышкиных, трапезную церковь прп. Сергия Радонежского, Святые ворота с надвратной церковью Покрова Богородицы и высокой ярусной звонницей. В соседстве с ними на территории центрального двора сохранялись древний некрополь и несколько старых каменных и деревянных построек. Капитальная перестройка монастыря осуществлялась по инициативе царицы Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной, при личном участии Петра I и по его указам. Работы производились планомерно, здания возводились опытными мастерами. Интерьеры храмов украшались иконостасами, выполняемыми лучшими резчиками, позолотчиками и иконописцами Государевой Оружейной палаты. Стены изнутри расписывались. В 1680-1690-е гг. на западной границе южного двора, по линии Петровской улицы, возвели протяженное и нарядно декорированное 2-этажное здание Нарышкинских палат. Середина XVIII столетия является вторым по своей важности этапом строительной истории монастыря, связанным с ликвидацией последствий пожаров 1703 и 1712 гг. и дополнением ансамбля новыми элементами. Успех реконструкции обеспечивался активной деятельностью настоятеля монастыря архимандрита Пахомия (1730-1750-е гг.), совпавшей с расцветом московской школы зодчества эпохи барокко и творчеством привлекаемых к восстановлению монастыря архитекторов И.Ф. Мичурина и Д.В. Ухтомского.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Архит. И. Ф. Мичурин. Фотография. 1910 г. Дворцовое строительство в М. оживилось в эпоху имп. Анны Иоанновны (1730-1740), избравшей ее как место пребывания. Возобновляется церковное строительство, для которого характерно дальнейшее развитие объемно-пространственных идей европейского барокко. Для работы в М. привлекаются архитекторы, строящие в С.-Петербурге: П. М. Еропкин, М. Г. Земцов, И. К. Коробов, Б. Ф. Растрелли. Наиболее интересные церковные здания М. 30-40-х гг. XVIII в. связаны с архитекторами - петровскими «пенсионерами», которые перестроили Покровскую ц. в Барашах на Покровке, позднее известную по посвящению придела в честь Воскресения словущего (1732-1734, архит. И. А. Мордвинов), возвели ц. Св. Троицы на Арбате (1739-1741, архит. Мичурин), ц. вмц. Параскевы Пятницы на Пятницкой ул. (1739-1744, архит. Мичурин), ц. в честь Толгской иконы Божией Матери в Высокопетровском мон-ре (1744-1750, приписывается архит. Мичурину). К сер. XVIII в. утвердился новый тип церковной постройки - одноглавый ярусный храм, варьирующий тип восьмерик на четверике, выполненный в ордерных формах и увенчанный луковичной главой, как правило, сложного очертания, с обилием криволинейных форм. Архитектурные команды Мордвинова и Мичурина работали именно в старой столице, сформировав основу развития собственно московской школы зодчих XVIII-XIX вв. В М. по заказам знати работали иностранные архитекторы (Дж. и Ф. Фонтана), иногда использовались их проекты (Г. И. Шедель), а также трудились скульпторы и резчики (Ф. Л. Циглер). В команде Коробова начинали архитектурную деятельность Д. В. Ухтомский, А. П. Рославлев, А. Ф. Кокоринов. С 1745 г. архитектурную команду возглавлял Ухтомский, в обязанности к-рого входило поддержание в порядке ветхих сооружений, в т. ч. их обмеры и фиксация внешнего облика, реконструкция. По градостроительному проекту Ухтомского возводили ансамбль Воспитательного дома на Устьинской набережной (50-60-е гг. XVIII в. и позднее, архит. К. И. Бланк). Работа в команде Ухтомского стала школой для выдающихся московских архитекторов, таких как М.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ [греч. Γεργιος Ραιδεστινς] (1-я пол. XVII в.), греч. мелург. Происходил из г. Родосто (ныне Текирдаг, Турция, см. Редест ). Ученик еп. Мелхиседека Редестского. Лампадарий (ок. 1616 - ок. 1629), а затем протопсалт (ок. 1629-1638) Великой ц. в К-поле. Как известно из рукописной традиции (Ivir. 970, 1686 г.- ркп. иером. Космы Македонца ; Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг., и др.), учеником Г. Р. был протопсалт Хрисаф Новый . Г. Р., вероятно, составил мелос пападического стиля для стихир воскресных служб Октоиха (см., напр., Анастасиматарий - Xeropot. 259, сер. XVII в.), служб периодов Великого поста и Пятидесятницы (Триодь-Пентикостарий - Xeropot. 284, сер. XVII в.), Господских и Богородичных праздников и памятей особо чтимых святых (Анфологион Стихираря - Xeropot. 322, 1685 г.). Из воскресных стихир с его именем сохранились варианты догматиков 1-го, 4-го гласов, 1-го и 4-го плагальных гласов (Athen. Merlier. 2, 1658 г.). Данному этапу развития греч. мелоса соответствует особая разновидность нотации - «украшенная» (καλλωπιστικν εδος - см., напр., Стихирарь - Karakal. 220, сер. XVII в.), по мнению Г. Статиса , появившаяся в XVII в. незадолго до Хрисафа Нового и, по-видимому, изобретенная Г. Р. (см.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 7, 48-49, 161; Τ. 3. Σ. 424). Из авторских версий Г. Р. в рукописях часто встречаются большие пасапноарии (стихи перед чтением Евангелия на утрене; Пс 148. 1, 2; 150. 1) на гласы 3-й, 2-й плагальный и βαρς (Ivir. 970; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; Athen. Merlier. 12, 1730-1750 гг.; Ivir. 987, после 1731 г.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 132, посл. треть XVIII в.; 711, кон. XVIII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в., и др.). Версии пасапноариев на 2-й и 4-й плагальные гласы были впосл. украшены Германом , митр. Нов. Патр (Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.- автограф; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; Doch. 332, 1760 и 1764 гг.; Cutl. 446, 1757 г.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

а) В церковном архиве хранятся: манифест о смерти Петра I и восшествии на Всероссийский престол супруги его Екатерины Алексеевны, напечатанный 1725 г. генваря 28 дня; манифест о смерти императрицы Екатерины Алексеевны, присланный 1727 г. мая 12 дня; манифест о присяге Петру II, печатанный 1727 г. мая 7 дня. б) В самой описи 1804 г. написано: «Антиминсов три, тонкаго холста, первый данный в оную церковь от Преосвященнаго архиепископа Досифея в 1732 году, во всем крепкий, вторый и третий – от Преосвященнаго епископа Епифания в 1694 году». Следовательно, ясно, что придельные престолы освящены никак не позже 1694 г. в) На то же указывает находящаяся в церковной библиотеке постная Триодь м. п. 1693 г., на которой надпись говорит: «В Димитриевскую церковь села Ряснаго, в отчину стольника и полковника сумскаго полка Андрея Герасимовича Кондратьева», т. е. того самого, который в 1708 г. был умерщвлен раскольничьеюшайкою бунтовщика Булавина па Дону. Кроме помянутой Триоди в нынешнем храме сохраняются древние книги: Евангелие в лист м. п. 1697 г. , другое м. п. 1748 г., цветная Триодь м. п. 1692 г., Служебник ч. п. 1747 г. В 1814–1815 гг. в Рясном построен каменный храм с тремя прежними престолами усердием владельцев Димитрия Андреевича и сына его Константина Димитриевича Хрущовых. Новый великолепный храм освящен был ахтырским протопопом Феодором Щербинским в октябре 1816 г. В настоящее время богослужение совершается на одном только среднем престоле, посвященном чествованию святого великомученика Димитрия (Мироточивого); престолы же, находящиеся в южной и северной стороне храма, по усердию благодетельного помещика Константина Хрущова, обновляются и приводятся в благолепное состояние. Храм отличается богатою утварью. Исповедные росписи и метрики Димитриев-ской церкви с. Рясного начинаются с 1739 г. По переписи 1732 г. в Рясном 412 душ муж. пола. По ведомостям число прихожан, жителей Рясного, Александровки и Таратуты, в 1730 г. – 578 муж., 558 жен., в 1750 г. – 619 муж., 603 жен., в 1770 г. – 660 муж., 674 жен., в 1790 г. – 700 муж., 708 жен., в 1810 г. – 744 муж., 772 жен., в 1820 г. – 673 муж., 732 жен., в 1830 г. – 673 муж., 655 жен., в 1840 г. – 688 муж., 773 жен., в 1850 г. – 903 муж., 1007 жен. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При ручье Крутове, на северо-востоке от Валок, в 15 верстах. Слобода Огульцы в древних актах называется Угольцами, и это название прилично местности ее, так как она расположена в углу, образуемом здесь возвышенностью Курской; уже в делах 1708 и 1717 гг. видим сотню Угольчанскую10. Потому население Угольцев надобно признать близким ко времени населения Валок. Древняя угольчанская церковь Покрова Богоматери, по преданию, сожжена была татарами, и это было, без сомнения, в 1711 г., когда пострадали Водолага, Мерефа и другие поселения Харьковского полка. Ныне существующий деревянный храм построен в 1773 г. Помещица Надежда Соколовская в 1821 г. пожертвовала на ризы с прибором 145 р. сер., в 1825 г. на возобновление храма – 140 р. серебром, 1828 г. на сооружение новой деревянной колокольни – 1145 р. серебром, а в 1830 г. на дароносный и напрестольный кресты – 100 р. серебром. Протоиереем сей церкви Григорием Михайловским (умер в 1828 г.) в 1827 г. пожертвовано на покупку гробницы и напрестольного креста 286 р. серебром. В консисторском архиве сохранилась «запись младенческая с. Угольцев», за 1704 г. подписанная священником Андреем; далее следуют метрики с 1722 г. Ныне в приходе, причисленном по последнему штату к 3-му классу, состоит казенных крестьян – 1560 душ. муж., 1600 жен., а в прежние времена было: в 1730 г. – 533 муж., 492 жен. , в 1750 г. – 578 муж., 560 жен., в 1770 г. – 623 муж., 590 жен., в 1790 г. – 1160 муж., 1100 жен., в 1810 г. – 1343 муж., 1472 жен., в 1830 г. – 1591 муж., 1712 жен. пола. Ни одна слобода губернии не занимает такой счастливой местности, как Угольцы. Кроме того, что почва самая благодарная за труды хлебопашца, дворы крестьян все в садах. Большая часть их составляет отдельные хуторки с садом, пасекой и лесом. На самих полях стоят грушевые деревья. Крестьяне таким образом имеют в садах своих достаточный источник продовольствия. Слобода Угольцы в настоящее время остается почти единственною, которая еще удерживает в себе характер древней слободской жизни черкасов. В 1781 г. путешественник Зуев писал о черкасских поселениях: «Селений, поскольку многие домы стоят отдельно на своей земле, не составляя ни деревни, ни приселка, изчислить не можно, как разве по числу домов». Самая значительная часть огульчанских прихожан поныне живут точно так, каждый на своей земле. В весеннее и летнее время эти хутора тонут в садах, и под тенью деревьев – картина очаровательная! Жителям есть за что благодарить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛАВРИТСКАЯ И ЭЙЯЛИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καλαβρτων κα Αγιαλεας], епархия Элладской Православной Церкви, охватывает вост. часть нома Ахея (Пелопоннес). Кафедра находится в г. Эйо, митрополичий собор на месте раннехрист. базилики посвящен Пресв. Богородице Фанеромени (архит. Э. Циллер, 1898-1914, фрески выполнены С. Папаниколау (1960), иконы - К. Фанеллисом (сер. XIX в.)). Летняя резиденция митрополита расположена в Калаврите. Митрополичий собор Калавриты, построенный в 1730-1750 гг., был сожжен Ибрагим-пашой (1827), новое здание разрушено немцами в 1943 г. Существующий в настоящее время собор сооружен в 1946 г. История епархии Значительная часть К. и Э. м. в средние века входила в состав епископии Керницы (близ совр. Ано-Диакофто), возникшей на месте античной Буры. Епископская кафедра, видимо, была учреждена в XIII в.: в списке XIII в. (Sinait. gr. 1117) 13-й нотиции епархий К-польского Патриархата указана епископия Керницы, подчиненная Патрской митрополии, при том что она отсутствовала в списке этой нотиции кон. XII - нач. XIII в. (Athen. 1371). Первое упоминание о епископе Керницы, происходившем из рода Малотара, относится к 1316 г. В 1377/78 г. была предпринята попытка возвести эту епископию в ранг митрополии, но данное решение К-польского Синода не было признано Патрским правителем деспотом Иоанном Кантакузином (внуком имп. Иоанна VI Кантакузина), в результате чего в 1381 г. Матфея, митрополита Керницы, перевели на Янинскую кафедру, а епархия Керницы осталась епископией, подчиненной Патрскому митрополиту. В 1654 г. К-польский патриарх Паисий I преобразовал епископию Керницы в архиепископию. В 1711 г. епархия стала именоваться архиепископией Керницы и Калавриты с архиерейской резиденцией в Калаврите. Митрополичий собор Калавриты. 1946 г. Митрополичий собор Калавриты. 1946 г. Калаврита возникла близ древнего г. Кинефа (Кинайфа), входившего в Ахейский союз.

http://pravenc.ru/text/1319909.html

В XIV-XV вв., когда Церковь Востока переживала кризис и утратила почти всю организационную структуру, численность христиан в Сев. Месопотамии заметно сократилась. Многие христианские селения в этом регионе перешли к мусульманам и йезидам . В то же время существенно возросло значение М. в жизни Церкви Востока: в городе и окрестных селениях находились резиденции католикосов. С XV и до XIX в. престол несторианского католикоса размещался в монастыре Раббан-Хормизд близ сел. Алкош к северу от М. В этот период митрополитом М., как правило, был офиц. преемник католикоса - «хранитель престола» (    ). К нач. XVI в. в окрестностях М. несторианам принадлежало ок. 10 крупных селений и несколько монастырей (подробнее см.: Wilmshurst. 2000. P. 188-205). В донесениях католикоса Илии VII Римскому папе Павлу V , датированных 1607 и 1610 гг., упомянуто более 40 несторианских мон-рей, хотя далеко не все из этих обителей были действующими (Ibid. P. 353-354). К XVI в. относятся первые точные сведения об этноконфессиональном составе населения М.: в 1523 г. город имел 20 кварталов, из которых 17 населяли мусульмане (общее число учтенных налогоплательщиков - 1460), 3 - зиммии : армяне (к к-рым, возможно, по конфессиональному признаку причислялись яковиты) и иудеи (общее число учтенных налогоплательщиков - 620). В дальнейшем количество кварталов колебалось между 27 (1539/40; 1750 налогоплательщиков-мусульман и 780 немусульман) и 25 (1575; 2880 и 960 соответственно) при увеличении населения почти на 1/3, что наряду с ростом податных поступлений от местных ремесел демонстрирует в целом благоприятную экономическую и демографическую динамику. Впосл. М. часто страдал от природных бедствий, эпидемий и голода: в 1666 г.- от сильного землетрясения, в 1711 г.- от нехватки продовольствия, заставившей часть жителей покинуть город. В то же время известно о восстановлении в 1694 г. 4 крупнейших восточносир. церквей М. (Мар-Эшая, Мар-Гиваргис, Мар-Шимун и Март-Мескинта). В 1726/27 г. возвысилось семейство аль-Джалили (происходившее от христианина Абд аль-Джалиля), из к-рого вышло в общей сложности 16 бейлербеев, в т. ч. Хаджи Хусейн-паша (1730-1758), дважды руководивший обороной М. при нападении иран. войск. В 1743 г. иран. армия Надир-шаха осадила М., артиллерийская бомбардировка уничтожила бóльшую часть крепостных стен. Сиро-христ. население, активно участвовавшее в обороне города, которой, по преданию, помогала Пресв. Богородица, получило разрешение на восстановление разрушенных церквей. После иранского нашествия, как считается, пришли в упадок последние мон-ри Церкви Востока, находившиеся в окрестностях М.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Кроме того, собор и здания келий охватили невысокой каменной оградой со стройными башенками по углам (частично она была возведена в 1750-1760-х годах). Въезды отметили портиками из тосканских колонн, перекрытыми лучковыми фронтонами. Среди угловых церквей монастырских корпусов особенно интересной была церковь Святых Захария и Елизаветы при Вдовьем доме. Освященная в 1765 году, она располагалась в третьем этаже северо-западной башни (над церковью Александровского Смольного института). Ее достопримечательностью был старинный иконостас начала 18 века. Сохранившийся лепной декор стен и сводов угловых церквей-башен представляет огромную художественную ценность. В частности уцелели фрагменты интерьера церкви Великомученицы Екатерины, находившейся в среднем этаже северо-восточной башни и освященной в августе 1764г. Судьба Смольного Воскресенского собора – детища Б.-Ф. Растрелли и В.П. Стасова – во многом оказалась печальной. Вскоре после Октябрьской революции его великолепное убранство, прекрасные резные иконостасы, хрустальная балюстрада перед алтарями, дорогая проповедническая кафедра – все было сломано, расхищено, уничтожено. На долгие годы разоренный храм превратили в склад. В 1990 году в здании открылся Концертно-выставочный комплекс. В настоящее время продолжается реставрация собора. В конце августа 2005 г. в юго-западной башне-колокольне открыта смотровая площадка. Сейчас это самая высокая общедоступная смотровая площадка в Санкт-Петербурге. Литература: Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.- 3-е изд., СПб.: Лениздат, 2001 Синдаловский Н.А. История санкт-Петербурга в преданиях и легендах. – СПб.: «Норинт», 1997 В 1730-е гг. наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она приказала построить монастырь на месте “Смольного дома” - дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора - небезызвестный Ф. Б. Растрелли. Однако мастер не дожил до окончания строительства.

http://sobory.ru/article/?object=05814

В 1896-1897 гг. по инициативе священника Базилевича по проекту черниговского губернского архитектора Николая Дмитриевича Маркелова вместо деревянного восьмерика был сведен каменный световой восьмерик, увенчанный сферической баней с глухим фонариком и маковкой. Деревянная колокольня построена, ориентировочно в первой трети XIX ст. Кирпичное ограждение вокруг церковного двора сведено в начале XX ст. Церковь понесла потери некоторых и перестроек в течение XX ст.: потерян иконостас, с западной стороны пристроен деревянный входной тамбур. Михайловская церковь и колокольня является уникальным комплексом церковной архитектуры XIX ст., которая совмещает народные архитектурные традиции с опытом профессионального зодчества. Деревянный храм Ображеевки в честь архангела Михаила построенный в 1670 г. сгорел от молнии в 1765 г. и на его место перевезен был из Самотучи небольшой храм. Нынешний каменный храм с деревянным куполом освящен в 1835 г. Из древних книг уцелело только евангелие м.п. 1677 г. По переписи 767 г. у священника давние земли, данные кафедрою: 7 нив под Шостку на 13 ½ четвертей, 6 нив под Полевичами на 8 четвертей; 8 нив в урочище Лозе на 8 четвертей; сенокос в 4 местах на 68 возов; 6 лесных рощ, всего в окружности на 2 версты и 450 саж. По гражданской ведомости в 1736 г. в Ображеевке козаков 84, посполитых 6; поселенцы кафедры не показаны. Число прихожан Ображеевской Михайловской церкви: в 1730 г. 568 м. 561 ж.; в 1750 г. 596 м. 595 ж.; в 1770 г. 640 м. 650 ж.; в 1790 г. 696 м. 720 ж.; 1810 г. 736 м. 785 ж.; в 1830 г. 931 м. 964 ж.; в 1850 г. 874 м. 1004 ж.; в 1860 г. 947 м. 1039 ж. Новогород-Северский уезд. Ивот и Ображеевка. Была построена в 1670 г. казаками и монастырскими крестьянами Преображенской слободки, с тех пор стала называться селом Ображеевкой Воронежской сотни Нежинского полка. Деревянная церковь стояла на невысоком холме Головачевки, с западной (Новгород-Северской) стороны села, откуда началась с первых лет ст. его хуторская застройка. Ображеевская церковь архистратига Михаила – верховного командующего Божьим войском ангелов – сгорела от удара молнии в 1765 г. На ее месте установили старую деревянную церковь, перевезенную из казацкого села Самотуги Сосницкой сотни Черниговского полка.

http://sobory.ru/article/?object=53083

Тогда же возвели больничную церковь преподобного Ефимия на средства стольника И. Дурново. Строительство новых и обновление старых зданий монастыря продолжалось и в течение последующего времени. Была построена колокольня (1730–1750 гг.), архимандритский корпус (1749 г.), на пожертвования Донского войска заменены главки на Малом соборе. К концу XIX в. монастырский ансамбль получает окончательный свой вид, дошедший до наших дней без существенных изменений. Величественные храмы и нарядные стены монастыря олицетворяли государственную мощь и мудрую красоту православной обители, вознесенной в честь победы над крымскими татарами. Первоначально обитель была небогатой. Царь Федор Иоаннович подарил монастырю лишь небольшие села Раменки и Семеновское, но скоро ему были отмежеваны все окрестные городские земли и приписан ряд монастырей. В 1739 г. он владел уже 880 крестьянскими дворами, 14 мельницами и множеством земельных и рыбных угодий. Особые земельные пожертвования монастырю сделала царевна Софья. Обитель славилась неисчислимыми богатыми дарами многих царственных особ и известных аристократических фамилий. В иконостасе Большого собора стоял список с чудотворной иконы Богоматери, украшенный драгоценным окладом с каменьями. В алтаре было несколько рукописных Евангелий с серебряной отделкой, одно из них весом 4,5 кг, а также несколько панагий с бриллиантами, подарками от императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, графа Г.Н. Румянцева и других. Хранились многие золотые сосуды, серебряные кресты с мощами святых, подаренные имеретинским царем Арчилом. Особую ценность представлял монастырский архив с дарственными грамотами и актами XVII–XVIII вв. В 1745 г. по указу Синода монастырь стал ставропигиальным и занял в монастырской иерархии шестое место. Через два года в него была переведена Славяно-греко-латинская академия из Заиконоспасского монастыря, просуществовавшая здесь более 50 лет. Монастырь неоднократно разорялся в эпоху Смутного времени, французами в 1812 г., а особенно пришедшими к власти большевиками. Он был закрыт в начале 1920 г., часть территории была отведена под детскую колонию. С 1922 г. здесь прожил оставшиеся два года жизни патриарх Тихон (Белавин) , где он и был погребен. Теперь чтимая святыня – рака с мощами святителя Тихона, канонизированного в 1989 г., находится в Малом соборе монастыря. Здесь же чудотворные святыни, списки икон Богоматери – Донской, Феодоровской и Курской Коренной. В 1934 г. монастырь был передан Музею архитектуры, который во многом сумел сохранить его уникальное наследие; сюда свозились фрагменты многих разрушенных московских храмов. В 1946 г. возобновились богослужения в Малом соборе, где также была устроена и мироваренная печь для изготовления мира для всей Русской церкви. В 1991 г. монастырь был передан Московскому Патриархату.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010