56. Л. 92 об., 1724 г.) и киевского (Кир.-Бел. 628/885, кон. XVII в.) с указанием «большой» (РНБ. Тит. 1274. Л. 323, XVIII в.), «киевскаго напеву» (РНБ. Ф. 1260. Q. 35. Л. 134 об., 1734 г.) (см.: Захарьина Н. Б. Рус. богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв. СПб., 2003). Впосл. в старообрядческих певческих книгах фиксировалось 2 варианта: краткий и более пространный, а также стихи на 7-й глас (Обедница. К., 1909. Л. 59-61). Как указано, 2-я половина стиха «Воздеяние руку моею» в конце может исполняться ликами «вкупе, просто» (т. е. по вышеприведенному напеву) или демеством (Там же. Л. 61). В практике используется чаще 1-й вариант. В синодальной Триоди нотного пения приведен также знаменный распев прокимна, указан глас - 2-й (СПб., 1899. Л. 26 об.). В греч. певч. рукописях чаще всего фиксируется напев 2-го плагального гласа (Ath. Iver. 951, 2-я пол. XVII в.; с указанием «аноним»: Athen. O. et M. Merlier 2, 1658; с указанием «древний»: Ath. Cutl. 435, кон. XVIII в. или «как пели в Константинополе»: Ath. Cutl. 425, кон. XVI в.). Встречаются также напевы авторские: Петра Берекета , 4-го плагального гласа (Athen. O. et M. Merlier 12, 1730-1750 гг.), свящ. и иконома Антония , 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в.), Петра Пелопоннесского , 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 349, 1775-1800 гг.), Даниила, протопсалта В. ц. (Athen. O. et M. Merlier 13, 1805-1815 гг.), Феодора Папапарасху Фокейского (без указания гласа) (Ath. Stauronik. 22p, 1883 г.). В совр. греч. традиции «Д. и. м.» чаще исполняется на напев 2-го плагального гласа (см.: Ταμεον νθολογας. Τ. 1. Ακολουθα το σπερινο. Θεσσαλονκη, 1980, Σ. 313-314), стихи исполняются на κλιτν (вид мелодизированного литургического чтения). В печатных изданиях ХХ в. приводятся также реже используемые напевы 1-го плагального гласа συντομτερον (более краткого) Феодора Папапарасху Фокейского (Ibid. Σ. 314), 1-го гласа σντομον (краткого) (Μουσικς Θησαυρς τς λειτουργας το Νεκταρου μοναχο εροψλτου. Αγιον Ορος, 1931.

http://pravenc.ru/text/168638.html

Theotokou 28), 1-я пол. XIX в.; 1036, 1-я пол. XIX в.). Праздничные матимы (стихиры) Г. можно найти также в певч. сборниках Pantel. 925, кон. XVII - нач. XVIII в.; 969; 1005, нач. XVIII в.; Lesb. Leim. 230; 231; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; 320, 1741 г.; 291, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 334, 1726 г., и в др., более поздних списках. Стихирарь (Доксастарий) Германа, митр. Нов. Патр. Список 1-й пол. XVIII в. (Pantel. 933. Fol. 1) Стихирарь (Доксастарий) Германа, митр. Нов. Патр. Список 1-й пол. XVIII в. (Pantel. 933. Fol. 1) Как отдельный жанр в рукописях помещаются богородичны: 15-сложник «Юже древле предвозвестиша дивнии пророцы» (Ην πλαι προκατγγειλαν ο θαυμαστο προφητα) на 1-й плагальный глас (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; Aegio. Taxiarch. 2; Athen. O. et M. Merlier. 12, 1730-1750 гг., и др.), «К кому иному прибегну, Чистая» (Πρς τιν καταφγω λλην γν) на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. 44; Aegio. Taxiarch. 2; Lesb. Leim. 459; 238; Athen. O. et M. Merlier. 12), «Огнезрачная колесница Слова» (Πυρμορφον χημα το Λγου) на 4-й глас (РНБ. Греч. 237; Paul. 14; 16, нач. XVIII в.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в.), «Из корене Давидова прозябл еси» (Ρζης κ Δαυδ βλστησας) на 1-й глас (Ivir. 951; БАН. РАИК. 42; Aegio. Taxiarch. 2; Lesb. Leim. 252, 1687 г.- ркп. иером. Серафима из мон-ря Лимонос), 15-сложник «Тя величаем, Сущую Богородицу... Дверь небесную» на 1-й глас τετρφωνος (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; Aegio. Taxiarch. 2; Lesb. Leim. 459), «Радуйся обрадованная» на глас βαρς в версии Георгия Редестского, «украшенной» Г. (Ivir. 951), «Златокованая башня» (Χρυσοπλοκτατε πργε) на 1-й плагальный глас (РНБ. Греч. 237; Lesb. Leim. 459; 238; Athen. O. et M. Merlier. 12), а также на 2-й и 4-й гласы (Paul. 16), и др. богородичны в источниках того же периода и в более поздних (Xeropot. 323, 1708 г.; 329; 307, 1767 и 1770 гг.; Gregor. 14, 2-я четв. XVIII в.; 31 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в.; Doch. 332, 1760 г.- ркп. Паисия, иером. из Хоры; 339; Pantel. 1016, 1728 г.; 927, 2-я пол. XVIII в.; Dionys. 571, 1807 г.- ркп. Дамаскина Аграфорендиниота). Со Стихирарем (Доксастарием) Г. пересекаются по содержанию подборки его же песнопений из Триоди и Пентикостария (см., напр., Аколуфарион Триоди - Пентикостария с пападическим мелосом Г., Баласиса, Хрисафа и Петра Берекета - Doch. 347), куда кроме стихир входят следующие песнопения: «Покаяния - На спасения» на 4-й плагальный глас и «Множества» на 2-й плагальный (6-й) глас (Ivir. 951; Doch. 326, 1763 и 1765 гг.; 407, сер. XVIII в.; Pantel. 972, сер. XVIII в.; 974, XVIII в.; 994; 1005; 1007, сер.- 2-я пол. XVIII в.; 1012, 1768 г.), похвалы Великой субботы «Жизнь во гробе - Достойно есть - Роди вси» (Doch. 326), «Христос воскресе» - «Воскресения день» на 1-й и 1-й плагальный гласы (Xen. 108, 1-я пол. XVIII в.; 170, кон. XVIII - нач. XIX в.; Paul. 13, 1-я пол. XVIII в.), «Ангел вопияше» на 1-й глас (Doch. 376, XVIII в.; Xen. 153, кон. XVIII в.; Pantel. 969).

http://pravenc.ru/text/164757.html

Довольно многочисленны надписанные как творения Г. Х. (или лишь одним именем) распевы херувимской песни и причастнов. Первая представлена версиями на 3, 4 и 1-й плагальный гласы (Lesb. Leim. 287, ок. 1600 г.; 257, нач. XVII в.; 230; 238, ок. 1700 г.; 459; 8; Ivir. 993, сер. XVII в., ркп. Космы Македонца; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6; Philoth. 133, кон. XVII в.; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; 961, кон. XVII в.; Pantel. 901; Doch. 337, 1764 г.; Xeropot. 307; РНБ. Греч. 132, 711, посл. десятилетие XVIII в.; см. также: Lesb. Leim. 285, ок. 1600-1630 гг.; Doch. 324, 1686 г., ркп. Космы Македонца; Pantel. 901; Gregor. 5, кон. XVII в.). Известен также мелос песнопения «Ныне силы небесныя» на 2-й плагальный глас (Doch. 315, кон. XVI - нач. XVII в., здесь же содержатся седмичные прокимны и причастны). Сохранились распевы следующих причастнов: воскресного на гласы 1, 3 (с надписанием ντεχνον - искусный), 4, 1-й плагальный, 2-й плагальный (δεινν - замечательный) и βαρς (Lesb. Leim. 273, 1-я пол. XVI в.; 285; 245, 1649 г.; 459; 238; 8; Xeropot. 317, нач. XVIII в., Ivir. 993; 961; 949; 987, после 1731 г.; Pantel. 901; Doch. 332, 1760 г.; Simon. Petr. 1; РНБ. Греч. 132; 711; Cutl. 436, XVI в.; см. также: Xen. 114, сер. XVIII в.; Pantel. 959, кон. XVII в.; Doch. 357, нач. XVII в.; 369, нач. XVII в.; 324), причастен на 1-й плагальный глас был во 2-й пол. XVII в. украшен Германом, митр. Нов. Патр (автограф Ivir. 951; Xeropot. 307); седмичных и праздничных: «В память вечную» на 3-й глас (Lesb. Leim. 258, 1620-1650 гг.; 273; БАН. РАИК. 30, посл. треть XVI в.; Philoth. 122, 1-я пол. XV в.; Ivir. 985), «Чашу спасения» на 2-й глас (Philoth. 122; Ivir. 985; Lesb. Leim. 259; 273; 282, 1572 г.; 258; Petr. 1) и на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 30), «Явися благодать Божия» на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 259), «Избавление посла Господь» на 1-й глас (CPolim. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6; Lesb. Leim. 459), «Вечери Твоея тайныя» на 2-й плагальный глас (Lesb. Leim. 238; Athen. O. et M. Merlier. 12, 1730-1750 гг.), «Вкусите» на 4-й плагальный глас (Ivir. 985), «Тело Христово» на 4-й плагальный глас (Ivir. 985; Cutl. 455, кон. XV - нач. XVI в.) (см. также: Cutl. 456, 1443 г.; Ivir. 974; 993; 998, сер. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/164637.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ САВВАИТ [греч. Γρηϒριος Σαββατης], иером., греч. мелург (нач. XVII в.?). Чаще всего из его творений в рукописях встречаются пасапноарии - стихи «Всякое дыхание» и «Хвалите Его, вся силы Его» перед чтением Евангелия на утрене - на 4-й глас (Xeropot. 329, 1-я пол. XVIII в., 272, сер. XVIII в.; Doch. 407, сер. XVIII в.; Pantel. 972, сер. XVIII в.; БАН. РАИК 52, сер. XVIII в.; Paul. 37, 2-я пол. XVIII в., 132, 1774 г.), во мн. списках - украшенные Германом , митр. Нов. Патр (Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.- автограф Германа, 970, 1686 г., 998, сер. XVIII в.; Stauronicet. 165, ок. 1665-1685 гг.; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; Gregor. 6, нач. XVIII в., 43 1-я пол. XVIII в.; Athen. O. et M. Merlier. 12, 1730-1750 гг.; Cutl. 630, сер. XVIII в.; Doch. 332, 1760 г.; Pantel. 1007, сер.- 2-я пол. XVIII в.; РНБ. Греч. 132, посл. треть XVIII в., 237, посл. четв. XVII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в.). Г. С. также составил напев матимы (стихиры на стиховне) апостолам Петру и Павлу «Светильники великия» на 1-й глас τετρφωνος (Pantel. 952, 2-я пол. XVIII в.). Возможно, Г. С. принадлежат матимы, надписанные как «творения Григория, иеромонаха»: «Днесь память твою вси, Фома апостоле, совершаем» 4-го гласа (Dionys. 571, 1807 г.), св. первомч. Стефану «Радуйся в Господе» 4-го плагального (8-го) гласа (Pantel. 926, 2-я пол. XVIII в.) (см. также рукописи: Pantel. 925, кон. XVII - нач. XVIII в.; Xeropot. 329; Doch. 334, 1726 г.). Лит.: Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 287; Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 1-3; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996-1999. Т. 1-2; он же. В поисках песнопений Греч. Церкви. СПб., 1996. С. 201. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168065.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН ПАНТОКРАТОРСКИЙ [греч. αμασκηνς Παντοκρατορηνς] (кон. XVII в.?), иером., греч. мелург, автор херувимских. Наиболее известна его херувимская 1-го плагального гласа, часто встречающаяся в рукописях (Ath. Doch. 376. Fol. 212v-221, XVIII в.; Ath. Pantel. 969. Fol. 151v, 1730-1750 гг.; Lesb. Leim. 253. Fol. 178v-179v, 1725-1740 гг.; Athen. Bibl. Nat. 2175. Fol. 382-382v, XVIII в.), реже фиксируется херувимская 1-го гласа (Ath. Panmel. 1012. Fol. 166-172, 1768 г.). Существуют, кроме того, еще 2 херувимские - 3-го и 4-го гласов, к-рые приписываются Д. П. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 194v-195v, 1789 г.; Ath. Laur. Θ. 162. Fol. 177-177v, 1788 г.). Нет достоверных сведений о датах рождения и смерти Д. П. Исходя из того, что его херувимская 1-го плагального гласа содержится в кодексе CPolit. Patr. K. Ananiadou. 6 (Fol. 57v - 58), составленном иером. Космой Македонцем из Иверского монастыря на Афоне в 1680 г., можно заключить, что к этому году Д. П., по всей вероятности, был уже известным распевщиком. Кроме того, можно предположить родственную связь между мон. Дамаскином Фессалийцем и Д. П., т. к. известно, что в рукописной традиции последний часто упоминается как «Фессалоникийский». Лит.: Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 287; Καραϒκονης Κ. Χ. Η παρδοση κα ξϒηση το μλους τν χερουβικν τς βυζαντινς κα μεταβυζαντινς μελοποιας. Αθναι, 2003. Σ. 437-440. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168728.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВЕНИАМИН (Краснопевков [Краснопевков-Румовский] Василий Федорович; 1739-1811), архиеп. Нижегородский и Арзамасский ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ (Банулеску[Банулеско, Бэнулеску]-Бодони Григорий Григорьевич; 1746 - 1821), митр. Кишинёвский и Хотинский

http://pravenc.ru/rubrics/121796_3.html

Число прихожан: в 1730 г. в Удах – 562 муж., 555 жен. и в хуторах Дувановых – 101 душа муж., 75 жен., в 1750 г. – 743 муж., 746 жен., в 1770 г. –1115 муж., 1106 жен., в 1790 г. –1357 муж., 1460 жен., в 1810 г. – 1667 муж.,1790 жен., в 1830 г. – 2202 муж., 2246 жен., в 1850 г. – 1656 душ. муж., 1769 жен. Прихо­жане частью русские и казенные крестьяне, частию владельческие черкасы. В 1824 г. с юго-востока прилетала саранча, но не повредила хлеба. В 1830 г. холера привела всех в ужас; впрочем, тогда она касалась немно­гих; в 1831 г. из 4211 человек умерло 14 человек. В 1832, 1833 и 1834 гг. неурожай хлеба и падеж скота. В 1847 г. опять холера, от которой из числа 3115 человек обоего пола умерло 69 человек, в 1848 г. из числа 3488 чел. умерло 27 человек. В 1849 г. цинга многих обезобразила, а некоторых совсем лишила членов; от нее умерло 38 человек. В сем приходе с давнего времени очень многие заражены были расколом поморской беспоповщины, они имели у себя две часовни, одну в селе Удах, а другую – в хуторе Козачке и содержали бродяг, лжеучителей. Со времени поступления на приход священника Николая Ничкевича, с 1830 г. обратившего на них особенное внимание, секта их начала ослабевать. После увещаний любви терпеливой по благости Божией в 1837 и 1839 гг. обратил он 42 человека в православную веру. По его же указанию гражданское начальство закрыло часовню их, выстроенную после 1826 г. в противность закону. В 1841 г. преосвященный Смарагд архипастырскими увещаниями обратил 536 душ к единоверческой церкви. В 1847 г. часовня, существовавшая с давних времен в хуторе Козачке, сгорела до основания. Но секта еще не искоренилась. Ныне в сем приходе числится раскольников 20 муж. пола, 27 жен. пола. А в прежнее время их было: в 1826 г. – 346 человек, в 1830 г. –397, в 1835 г. – 535, в 1840 г. – 612. В округе Удского прихода находятся памятники двух родов. а) В 4 верстах от с. Уд, близ границы Курской губернии, есть городище. Площадь его в 24 1/2 саж. длиной и в 18 1/2 саж. шириной, обнесена валом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

б) В Харьковском полку произведено грабежей в 1718 г. на 1177 р. 12 денег, в 1719 г. – на 3084 р. 25 денег, в 1720 г. – на 268 р., а всего в три года – на 4535 р. По нынешней цене ве­щам это составит, по крайней мере, до 45 00 р. серебром. в) Вследствие сношений царя с Крымом ханприслал в вознаграждение 311 лошадей и 288 волов и коров, всего по оценке на 876 р. 29 денег. " Из вышеписанного, говорит ведомость, наличнаго числа коней и прочаго по равномерному разделу с Изюмским полком досталось в полк Харьковский, кроме награды денежнойКуликовскаго, лошадей 139, рогатаго скота 134» и еще кое-какие вещи из платья. Таким образом, казаки против того, что пограблено у них с 1718–1721 гг., не получили и четвертой доливознаграждения. О предшествовавших годах хан, кажется, не захотел и говорить. В 1741 г. священник «города Валок Семен Михайлов» в просьбе к преосвященному писал: «В прошлом 737 г. в осеннее время в Ноябре м. был я в Изюмском полку в слоб. Геезке для свидания с родными. И в той слободе взят я нагайскими Татарами в полон, заведен в Крымский гор. Карасев (Карасу-базар), а из Карасева переведен в гор. Кафу и в Кафе про­дан Турчину, а от него продан на каторгу, про­зываемую Дервышеву и был на каторге 739 г. по Март; из каторги в Цареграде выкуплен жительствующим там казаком Неженскаго полка Димитрием за 270 р.; а ныне по учиненному между российскою империею с портою миру с прочими российскими пленниками привезен в Россию и отпущен на поруках для собрания денег помянутому казаку в уплату». Священник просил и получил грамоту для испрошения подаяний на выкуп его. Надобно присовокупить еще, что сельцо Песочки, хут. Зомосский Кут и деревня Рубановка ныне входят в состав Валковского Благовещенского прихода. А прежде в этом имении Колле-гиумского монастыря была церковь Пр. Прокопия, и при ней было прихожан: в 1730 г. – 496 муж., 452 жен., в 1750 г. – 515 муж., 485 жен.; в 1770 г. – 540 муж., 520 жен., в 1790 г. – 565 муж., 560 жен. По переписи 1724 г. , в маетности п. есаула Рубана – в сельце Песках и в сельце Зомосском Куте – показано 101 двор и заме­чено: «На той маетности церковь не построена, а владеет приходом поп Максим». Следователь­но, храм Пр. Прокопия построен в Песочках Покровским монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 30 верстах от Харькова, поселение детей боярских, служивших в Белгороде. «В прошлом 168 (1660) г. по твоему Государеву указу испомещены деды и отцы наши в Белогородском уезде в Коренском стану в Проходах», – так писали поселенцы Больших Проходов в 1721 г. По делу 1737 г. видим, что а) в этом году с. Большие Проходы состояло еще в Белогородском уезде, в Коренском стану, б) в 1737 г. при храме Богоявления Господня Больших Проходов было уже два священника. Таким образом, нет сомнения, что первый храм Богоявления в Проходном построен около1661 г. Нынешняя Богоявленская церковь построена в 1798 г. тщанием прихожан и священника Иоанна Ильинского. Число прихожан в 1730 г. – 290 муж., 260жен., в 1750 г. – 519 муж., 503 жен., в 1770 г. –608 муж., 614 жен., в 1790 г. – 675 муж., 700 жен., в 1810 г. – 787 муж., 789 жен., в 1830 г. –835 муж., 852 жен., в 1850 г. – 765 муж., 779 жен. По делу 1700 г. дер. Проходцов боярский сын Гаврила Абонов, тогда прихожанин Богоявленской церкви «назад тому 20 лет», следо­вательно, в 1680 г. «с женою и детьми взят в полон». В 1823 и 1827 гг. прихожане испытали бедствия от двух пожаров. В первый раз сгорело 70, а во второй 80 дворов, из числа 200 дворов казенных крестьян; это не осталось без плода, особенно в отношении к страдавшим страстию пьянства. Ст холеры умерло: в 1830 г. из числа 1627 – 7 чел., в 1831 г. из числа 1640 умерло 26; в 1847 г. из 1658 умерло 3, в 1848 г. из 1620 умерло 69 человек. После неурожая 1848 г. цинга 1849 г. действовала в приходе сильно, иных обезобразила, других совсем лишила членов, но умерших от нее было только 9 человек. В сем приходе в 1785 г. до 150 душ однодворцев было заражено учением пагубного духоборства: нескольких из них Феоктист архиепископ белоградский с харьковским протоиереем Андреем Прокоповичем убедил возвратиться к православию. Старших, оставшихся глухими к увещаниям, гражданский суд подверг наказанию, и до 70 человек переселены были в Таврию. В 1821 г. поступивший в сей приход священник Михаил Ильинский увидел, что злая секта еще живет в приходе: объявившие себя православными не показывают на деле любви к православию, редко ходят в храм, не поминают или редко поминают усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙОВАСК ВЛАХ [греч. Γιωβσκος, Γιοβσκος, Γεωβσκος, Ιωβσκος Βλχος] (3-я четв. XVII - 1-я четв. XVIII в.), протопсалт, валашский мелург. Г. Пападопулос (см.: Παπαδπουλος. 1890. Σ. 270) и вслед за ним румын. ученые А. Лука и Дж. Ионеску-Джон, а также Э. Веллес ошибочно относили время жизни Й. В. к XIII в., однако в надписаниях песнопений Й. В. во многих рукописях указано, что он был учеником Германа , митр. Нов. Патр (см.: Ath. Xeropot. 329. Fol. 64v - 77, 1-я пол. XVIII в.; 313. Fol. 170v - 204, 1794 г.; Ath. Doch. 407. Fol. 18, сер. XVIII в.; 376. Fol. 90v, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Pantel. 1007. Fol. 256, сер.- 2-я пол. XVIII в.; Ath. Xen. 123. Fol. 315-342v, 2-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 132. P. 355, 1774 г., и др.); это могло иметь место после 1683 г., когда Герман был послан в Валахию для распространения к-польской певч. традиции. Впосл. Й. В. стал придворным протопсалтом Валашского княжества (Ιωβσκου Βλχου κα Πρωτοψλτου τς Ογγροβλαχας Κορτης - Ath. Xeropot. 317. Fol. 191-197, нач. XVIII в.; см. также: Ath. Pantel. 967. Fol. 399v, нач. XVIII в.). Из песнопений Й. В. наиболее известны 2 версии великого славословия на 4-й глас - пространная, содержащаяся в большинстве рукописей, и краткая (см.: Ath. Xeropot. 266. Fol. 112-127v; 328. Fol. 18-33v, обе рукописи кон. XVII - нач. XVIII в.; 329. Fol. 64v - 77; 277. Fol. 10-13v, сер. XVIII в.; 313. Fol. 170v - 204; Ath. Doch. 372. Fol. 162-185, 1-я пол. XVIII в.; 338. Fol. 132-133, 1767 г.; 407. Fol. 18-21; 376. Fol. 90v - 92v; Athen. O. et M. Merlier. 12. Fol. 125v - 127v, 1730-1750 гг.; Athen. Bibl. Nat. 2226. Fol. 96-118, сер. XVIII в.; Athen. Univ. K. Psachou. 71/221. Fol. 418v - 420, сер. XVIII в.; Ath. Paul. 98. P. 336-339, сер. XVIII в.; 132. P. 355-358; Ath. Pantel. 958. P. 145-212, 1767 г.; 972. Fol. 165v - 226v, сер. XVIII в.; 1007. Fol. 256-258v; Ath. Xen. 123. Fol. 315-342v; РНБ. Греч. 132. Л. 249, посл. треть XVIII в.; Athen. Univ. K. Psachou. 59/208. Fol. 23v - 24, XVIII в.); обе версии содержатся в самой поздней рукописи: Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 139v - 141v, 1805 г.

http://pravenc.ru/text/1238011.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010