Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  3.3 из  5) Оглавление Карл Линней даёт кракену научное «крещение» В конце XVIII века учёные датчане Олафсен и Повелсен, исследуя Исландию, разыскали в одном из местных архивов упомянутую выше летопись с описанием морского чудовища из Тингёре. В своей работе, опубликованной в Копенгагене в 1772 году, они, комментируя это событие, делают попытку установить зоологический вид фантастического «семихвостого» создания: скорее всего, говорят они, это гигантская сепия, или каракатица, а семь хвостов — её щупальца (недостающие три щупальца, по-видимому, были оторваны). И в самом деле, все традиционные признаки кракенов — многочисленные щупальца (которые в легендах фигурируют то как руки или рога чудовища, то как его длинные шеи с головами), присоски, огромные глаза и бородавки на теле — говорят о том, что мы имеем здесь дело с каким-то гигантским головоногим моллюском — осьминогом, каракатицей или кальмаром. Правда, народная фантазия до неузнаваемости изменила и его облик и его размеры. И если бы не щупальца с присосками и некоторые другие признаки, которые легенда приписывает чудовищам этого сорта, нелегко было бы его узнать. Основоположник современной научной классификации животного мира Карл Линней в своей всемирно известной «Системе природы», первое издание её вышло в Швеции в 1735 году, среди других представителей животного царства отводит место и легендарному кракену. Он включил его в класс червей и отряд моллюсков под многозначительным названием Sepia microcosmos («каракатица — маленький мир»). В конце XVIII и начале XIX века в Парижском музее естественной историй работал известный французский зоолог Дени де Монфор. Он написал много научных трудов о животных, но знаменитым его сделала книга «Естественная история моллюсков», изданная в 1801—1802 годах. Де Монфор собрал все известные ему рассказы о кракене, которого называл «колоссальным пульпой». Немало добавил и от себя. Получилось удивительное сочинение — суррогат науки и фантастики. Его «Естественная история» смело могла претендовать на звание научно-фантастического романа, и даже в наше время этот «роман», наверное, считался бы одним из самых увлекательных.

http://azbyka.ru/fiction/sledy-nevidanny...

Закрыть Крах идеи демократии и построения гражданского общества в России? Страна движется в тупик, потенциал прямого народовластия исчерпан 20.03.2019 1802 Время на чтение 6 минут 17 марта в Казани прошёл митинг «ЗА территориальную целостность России, социальную справедливость и новый курс!». Аналогичные акции прошли в Москве и по многим другим городам России. Дата символична: праздник Торжества Православия, годовщина референдума за сохранение СССР , день памяти молитвенника Земли Крымской архиепископа Луки (профессора и целителя Войно-Ясенецкого), да и пятилетие возвращения самого Крыма в Россию - на следующий день. Уникальным отличием данной акции, пожалуй, от всех других, стал исключительно широкий спектр участников и тем. Не представлены были только олигархи, партия власти и сама власть, а тему вообще можно было бы назвать «За Россию, её за народ! За всё хорошее и против всего плохого!» Прибыли и медийные лица - знаменитый Саратовский депутат от КПРФ Николай Бондаренко, и регионального уровня, молодой зампред республиканского КПРФ Артём Прокофьев. Как известно, есть проблемы масштабные - Курилы, Новороссия, да и после распада СССР русские стали самым многочисленным разделённым народом, что ни на йоту не исправил объявивший самоотвод Назарбаев, нет надежд, что попытается исправить его последователь. К слову, именем Назарбаева ещё несколько лет назад названа одна из центральных улиц в Казани - как общественность ни возмущалась. И у рядового народа проблем хватает, жизнь наша не улучшается. Между простым народом и теми, кто управляет нами и страной - небожителями - бездонная пропасть, всё углубляющаяся и расширяющаяся. Разрастается репрессивный аппарат, толпы бездельников в погонах с чрезвычайными полномочиями обслуживают небожителей, обеспечивают их покой и комфорт, прессуют неугодных. Приставы, например, не выходя из кабинета, списывают деньги со счетов граждан, не удостоверившись - может уже человек оплатил этот штраф и не помрут ли с голода его дети, лишившись средств к существованию. И на фоне общих проблем ограбления народа, пенсионной реформы, образования, здравоохранения и ЖКХ, есть свои, региональные. Это лопнувшие в Татарии банки, крах долевого строительства и проблемы переселения из ветхого жилья, мусоросжигательный завод, планируемый к постройке под носом у жителей Казани, и много чего другого.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/20/kr...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отмена крепостного права в прибалтийских губерниях. Распространение православия в Эстляндии (1710–1836) В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них — это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении. В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803–1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.

http://sedmitza.ru/lib/text/430205/

В Чувашии снимут фильм об известном востоковеде Иакинфе (Бичурине) 1 августа 2008 г. 12:48 Художественный фильм об ученом-синологе с мировым именем Иакинфе (Бичурине) планируется снять в Чувашии. Соответствующий указ президента Чувашии уже подписан. Никита Яковлевич Бичурин (в монашестве — выдающийся русский миссионер, синолог и монголовед. В 1799 году окончил Казанскую духовную академию. В 1802 году принял монашеский постриг. Был возведен в сан архимандрита (лишен священного сана в 1823 году) и назначен в Иркутск настоятелем Вознесенского монастыря и ректором Иркутской семинарии. С 1807 по 1821 год возглавлял Русскую духовную миссию в Пекине. Основоположник научного китаеведения в России. В совершенстве изучив китайский язык, перевел ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сельскому хозяйству. Вернувшись в Петербург в январе 1822 года, опубликовал ряд переводов китайских источников по истории, географии и этнографии Китая и Центральной Азии. 16 мая 1835 отец Иакинф открыл в пограничном городе Кяхте первое в России училище для подготовки переводчиков с китайского языка. Преподавание в училище велось на основе «Грамматики китайского языка», автором которой стал отец Иакинф (издана в 1838 году). В 1840-е годы из-под пера ученого выходят труды и переводы о населении, административном управлении, территориальном делении, законах, судопроизводстве, сельском хозяйстве в современной ему Китайской империи. В 1851 году было издано подготовленное Бичуриным «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», в которое вошли почерпнутые из китайских летописей данные о древних племенах, населявших территории Сибири, Средней Азии, Туркестана, Монголии, Среднего и Дальнего Востока в последние века до Р.Х. и в первые века нашей эры. Деятельность отца Иакинфа получила заслуженное признание в России и Европе. В 1828 он был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук; в 1831 году был принят в Азиатское общество в Париже. Четырежды (в 1834, 1839, 1843, 1849) он удостаивался Демидовской премии — высшей в России научной награды. На сегодняшний день в мировом и отечественном кинематографе нет ни одного художественного фильма, рассказывающего о необычной судьбе знаменитого российского синолога XIX века. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/443621.htm...

Музей выдающегося миссионера и востоковеда архимандрита Иакинфа (Бичурина) будет отреставрирован в китайском стиле 23 октября 2006 г. 12:03 20 октября Минстрой Чувашии одобрил эскизный проект реконструкции фасадов здания музея архимандрита Иакинфа (Бичурина) в поселке Кугеси и рекомендовал его для реализации. Как сообщила пресс-служба Минстроя, на рассмотрение были представлены два варианта эскизных проектов. Их подготовили искусствовед Д.Ф.Мадуров (сотрудник Российского института культурологии, член Международной академии искусствоведения) и институт «Чувашгражданпроект». Минстрой утвердил проект, разработанный «Чувашгражданпроектом», в основу которого легли традиционные китайские приемы. Главный архитектор института Радий Рахимов, автор одобренного проекта, рассказал, что долго изучал доу-гун — деревянный ордер с кронштейнами, который и использовал в своем проекте. Доу-гун применялся только в ответственных сооружениях дворцов и храмов, в массовом строительстве он был запрещен. При проектировании крыши автор осознанно отказался от криволинейной формы, характерной для китайских сооружений. Скатная кровля из волнистой черепицы, по его мнению, придает зданию современность. Существующее здание построено в 1993 году и служило школой. Музей был основан в 2001 году; год спустя, к 225-летию со дня рождения архимандрита Иакинфа (Бичурина), здание было капитально отремонтировано. Память отца Иакинфа чтят на его родине — в деревне Типнеры Чебоксарского района Чувашии. 15 мая местные школьники возложили к памятнику цветы и посадили в парке 45 кустов боярышника. Никита Яковлевич Бичурин (в монашестве — выдающийся русский миссионер, синолог и монголовед. В 1799 году окончил Казанскую Духовную Академию. В 1802 году принял монашеский постриг. Был возведен в сан архимандрита (лишен священного сана в 1823 году). С 1807 по 1821 год возглавлял Русскую духовную миссию в Пекине. В совершенстве изучив китайский язык, перевел ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сельскому хозяйству.

http://patriarchia.ru/db/text/153687.htm...

В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. Крымское ханство попало под влияние Российской империи. В 1783 г. к Российской империи были присоединены Правобережная Кубань и Таманский п-ов. В 1792-1793 гг. на эти земли переселились запорожские (черноморские) казаки, было образовано Черноморское казачье войско. В 1793 г. основан г. Екатеринодар (ныне Краснодар). Казаки вновь соорудили укрепленную линию вдоль р. Кубань - Черноморскую кордонную линию. Для пограничной службы на Кубань переселялись также казаки Донского казачьего войска. В 1794 г. они основали станицы Воровсколесскую, Григориполисскую, Кавказскую, Прочноокопскую, Темнолесскую и Усть-Лабинскую (станицы составили Кубанский казачий полк). Памятник Екатерине II в Краснодаре. Фотография. XXI в. Памятник Екатерине II в Краснодаре. Фотография. XXI в. В 1802-1803 гг. на Черноморской кордонной линии основаны станицы Воронежская, Казанская, Ладожская, Темижбекская и Тифлисская, население к-рых составило Кавказский казачий полк. В 1826-1827 гг. на наиболее опасный участок линии переселились донские казаки Хопёрского полка, основавшие в 1827 г. станицы Барсуковскую, Баталпашинскую, Бекешевскую, Беломечётскую, Карантинную, Невинномысскую. По условиям Адрианопольского мира 1829 г., завершившего русско-тур. войну 1828-1829 гг., Российской империи отошло Черноморское побережье Кавказа - от устья р. Кубань до северной границы Аджарии (в 30-х гг. XIX в. вдоль побережья возведена Черноморская береговая линия). В ходе Кавказской войны 1817-1864 гг. к Российской империи присоединено Закубанье. В 1832 г. отдельные линейные казачьи полки объединены в Кавказское линейное казачье войско, занимавшее Кавказскую укрепленную линию между устьями рек Лаба и Терек. В 1840 г. началось устройство Новой, или Лабинской, кордонной линии от устья р. Белая вверх по ее течению до Майкопского ущелья. Из казаков станиц Новой линии был сформирован Лабинский линейный казачий полк. В 1844-1845 гг. Кубань включена в состав Кавказского наместничества. В 1860 г. началось наступление рус. войск в Закубанье, к-рое завершилось в 1864 г. Значительная часть адыгов переселилась в Османскую империю, другая, согласившаяся перейти в российское подданство, заняла территорию рек Кубань и Лаба.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

  Переворот, происшедший в Восточной Европе в первой четверти XVIII века, отозвался немедленно в Европе тем, что политические отношения ее должны были измениться, осложниться вследствие появления нового, сильного государства. Для Европы сила России, разумеется, должна была выказываться не только в обилии ее внутренних средств, но и в ее положении, чрезвычайно выгодном в политическом отношении: на юге смертельно больная Турция, на западе - смертельно больная Польша; на северо-западе - истощенная, принужденная отказаться от прежнего важного значения Швеция; здоровый, сильный человек, окруженный больными, расслабленными.   Отсюда особенная чувствительность держав к Восточному и Польскому вопросу, отсюда соединение этих вопросов, ибо Россия, за исключением немногих чрезвычайных положений, постоянно относится к Европе посредством Восточного и Польского вопросов. Поддерживать больных людей против здорового и пытаться, нельзя ли поразить здорового человека какою-нибудь болезнию, становится целию политики западных держав, преимущественно Франции. Тотчас же после Полтавской победы, с которой начинается новое значение России для Европы, Франция уже поднимает Турцию против России и соединяет вопрос Восточный с Польским, внушает турецкому правительству, что для него не так важно возвращение Азова от России, как то, чтобы царь отнюдь не вмешивался в дела Польши.   Но если западные державы так поставили Восточный вопрос, если они решились прекратить извечную борьбу с Азиею и поддерживать господство последней на европейской почве, то как должна была Россия поставить для себя Восточный вопрос? Россия не менее других европейских держав имела побуждения поддерживать Турецкую империю. В 1802 году один из русских государственных людей, хорошо знавший Турцию, на вопрос, как принимать внушения Наполеона о близком распадении Турецкой империи, отвечал: " Или делить Турцию с Австриею и Франциею, или отвратить столь вредное положение вещей. Последнее предпочтительно, ибо Россия не имеет нужды в расширении и нет соседей покойнее турок, и сохранение естественных неприятелей наших должно действительно впредь быть коренным правилом нашей политики " .

http://isihazm.ru/?id=914

Липецкие железистые целебные источники были издавна известны местному населению (по преданию, открыты Петром I). В 1800 г. в Липецк на воды начали приезжать первые пациенты, в 1802 г. на средства городской думы был благоустроен колодец с минеральной водой. В городе увеличилось число врачей, минеральный источник приобрел общероссийскую известность. В мае 1805 г. имп. Александр I Павлович утвердил смету на строительство курорта «Липецкие минеральные воды». В 1865 г. было основано одноименное акционерное об-во, курорт реконструирован, введено кумысолечение, а в 1871 г.- лечение железистыми торфяными грязями. Елец в 1846 г. был уравнен в торговых правах с губернскими и портовыми городами. В 1863 г. в нем открылся 1-й в крае городской коммерческий банк, в 1888 г. построен 1-й в России общественный элеватор, развивались торговля, мукомольная и кожевенная промышленность, производство махорки, кружевной промысел, работали железнодорожные мастерские и локомотивное депо (с 1868). В Елецкой классической муж. гимназии (основана в 1871) учились И. А. Бунин , С. Н. Булгаков , М. М. Пришвин , преподавал В. В. Розанов . Предприятия в Лебедяни, Данкове, Усмани и Раненбурге гл. обр. занимались переработкой сельскохозяйственного сырья. Лебедянь и Данков были известны конными ярмарками и конно-спортивными состязаниями. Со 2-й пол. XIX в. на территории Л. о. шло строительство железных дорог. В 1866-1868 гг. была проложена линия Козлов (ныне Мичуринск) - Воронеж, в 1869 г. от ст. Грязи Козлово-Воронежской железной дороги были проложены линии на Елец и Борисоглебск, ставшие частью Орлово-Грязи-Царицынской дороги. В 1890 г. от ст. Богоявленск Рязано-Козловской железной дороги проложена линия к ст. Астапово (ныне Лев Толстой) и далее на Лебедянь, Данков и Троекурово. В 1891 г. эти линии были объединены под управлением об-ва Рязано-Уральской железной дороги. Линия Астапово - Лебедянь была протянута до Ельца, в 1899 г. железная дорога от Данкова была доведена до Смоленска. В 1896 г. проложена линия Елец - Касторная. В нач. ХХ в. в Липецке был введен в действие Сокольский металлургический завод (ныне «Свободный сокол»). Среди известных уроженцев края и тех, чьи жизнь и творчество с ним связаны,- писатели А. М. Жемчужников, Л. Н. Толстой , Андрей Белый , Е. И. Замятин, художники Б. М. Кустодиев, Н. В. Орлов, Н. П. Ульянов, пианист К. Н. Игумнов, композитор Т. Н. Хренников, ученый, гос. и общественный деятель П. П. Семёнов-Тян-Шанский, историки и археографы П. И. Бартенев и Н. П. Барсуков , философ-социалист Г. В. Плеханов.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Однако широта взглядов никоим образом не повлияла на строгую ортодоксальность богословской мысли будущего владыки Евгения. Доказательством тому служит ряд полемических произведений, отстаивающих сугубо православные позиции, написанных как им лично, так и впоследствии студентами под его непосредственным руководством. Еще одно знакомство студенческих времен наложило особый отпечаток на личность и интересы будущего ученого иерарха. Известный историк Н.Н. Бантыш-Каменский привил молодому студенту вкус к исследованию исторических источников. Уже в Воронеже, куда Евфимий Болховитинов в 1789 году был назначен преподавателем общей церковной истории, он начал работать над российской историей. Однако недостаток материалов принудил его оставить эту обширную задачу и взяться за местную историю, в которой впоследствии будущий владыка весьма преуспевал, интересуясь на всех своих должностях более архивами, нежели текущими делами. Потеряв в 1799 году жену и детей, Евфимий Болховитинов приехал в 1800 году в Петербург, постригся в монахи с именем Евгений и был определен префектом духовной академии и учителем философии и красноречия. Читал он лекции и по общей церковной истории, руководил занятиями студентов, устраивал диспуты. Тогда же по поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения Католической и Православной Церквей, Евгений по поручению Петербургского митрополита составил «Каноническое исследование о папской власти в христианской Церкви», разрушившее все замыслы иезуита. Подчас случайные впечатления подсказывали ученому тему исторических изысканий. Так, беседы с Грузинским епископом Варлаамом, грузинскими князьями Баграрой, Иоанном и Михаилом пробудили интерес к исследованию соответствующего архивного материала, и было составлено весьма ценное «Историческое изображение Грузии» (СПб., 1802). Там же, в Петербурге, Евгений издал «Памятный церковный календарь», заключающий в себе немало материала для «Истории Российской иерархии»; и там же он начал собирать материалы для своего «Словаря российских писателей».

http://pravoslavie.ru/30861.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010