В «Русском архиве» письма опубликованы в хронологическом порядке с примечаниями , указанием даты и места отправления для каждого письма, снаб­жены сквозной нумерацией. Следует отметить, что письмо 38 в публикации датировано 27 ноября 1802 г. , что расходится с оригиналом, где указана дата 28 ноября 1802 г. , а письмо от 30 июля г.] объединено под 45 с письмом от 16 июля 1803 г. как дополнение . Стремясь представить письма митр. Евгения к Македонцу как источник, свидетельствующий о времени александровского царствования от лица предста­вителя образованной и влиятельной части духовенства, Северный предложил вниманию читателя лишь те фрагменты, которые могли иметь общее значение, опустив при этом множество сведений личного характера, раскрывающих для нас внутренний мир и образ мыслей Евгения Болховитинова в первое десяти­летие его монашеского служения. Вполне объяснимое желание Северного со­кратить текст публикуемых писем за счет исключения из него повторений и не­значительных, на его взгляд, хозяйственных и других подробностей создало ис­кусственные препятствия для исследователей жизни и деятельности митр. Евге­ния (Болховитинова), опиравшихся только на журнальный вариант переписки. За рамками публикации остались некоторые любопытные сюжеты, наблюдая за развитием которых, читатель может увидеть процесс внутренней трансформа­ции, происходившей с Евгением в первые годы монашества. Приезд Болховитинова в столицу, его пострижение по настоянию петербург­ского митрополита Амвросия (Подобедова) и поступление его на службу в Пе­тербургскую академию в качестве префекта, учителя философии и красноречия открывали прямой путь к высшим церковным должностям. Подлинники писем содержат размышления архимандрита Евгения о своем новом положении. Имея возможность с близкого расстояния наблюдать жизнь и служение митр. Амвро­сия (Подобедова) в столице, он отмечал не только «лестны отличия» его сана и сопутствующих ему монарших милостей, но и «его вздохи от тяжести их» . Ар­химандрит Евгений писал, что митрополит «с добрым своим сердцем желал бы покойного уголка. Но пост его так высок, что с него сдвинуться нельзя иначе, как вниз» . Сам он держался того мнения, что «архимандритам (NB: однако ж не петербургским) лучше жить, нежели епархиальным архиереям». Себя он не мыслил в рядах синодальных членов и высших церковных иерархов. «Боже, из- бави от Петербурга! – писал архимандрит Евгений Македонцу. – Завиден он только издали. И то тем, которые интриг здешних близко не видали. Я хоть не­давно здесь, но азбуку здешней жизни почти познал. А до грамматики нескоро можно достигнуть, философию же немногие знают» .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Трудное и чрезвычайно обширное дело невозможно было произвести сразу. Решено было начать преобразования сверху, с высших государственных установлений, и затем перейти на средние и низшие. Был выработан и подробный план всех этих преобразований, по указаниям Александра, известным государственным деятелем Михаилом Михайловичем Сперанским. 8 сентября 1802 года учреждены министерства вместо существовавших от петровского времени коллегий, установлен комитет министров, расширены права сената к охранению и развитию законности; затем учреждён государственный совет (1 января 1810 года): преобразованием высших государственных установлений выполнена была первая часть преобразовательного плана, треть всей реформы государственных установлений. Как результат убеждения государя о равноправности людей и о человеческом достоинстве, приняты были некоторые меры к уничтожению продажи крепостных людей без земли, государь поставил себе за правило вовсе не раздавать крестьян с поместьями разным сановникам, как практиковалось в обширнейших размерах при Екатерине и Павле. Весьма много сделано для отечественного просвещения. Дан новый регламент академии наук (25 июня 1803 года), установлено новое управление учебными заведениями по министерству народного просвещения, причём все учебные заведения этого рода распределены по шести учебным округам (24 января 1803 года), и получили новые уставы (5 ноября 1804 года), дававшие учебным заведениям стройную организацию с разделением на низшие, средние и высшие, под управлением министерства народного просвещения с главным управлением училищ при министерстве, учреждены новые университеты в Казани и Харькове (1803 года), издан акт постановления университета в Дерите (12 декабря 1802 года), утверждён устав виленского университета (18 мая 1808 года), в Петербурге учреждён педагогический институт, зародыш будущего С.-Петербургского университета (16 апреля 1804 года), обнародован устав царско-сельского лицея (11 января 1811 года), ослаблен тяжёлый гнёт цензуры, которой дан новый устав, передав её в ведение министерства народного просвещения из министерства внутренних дел (1804 года), оказывалось широкое покровительство литературе через покровительство выдающимся писателям и переводам книг с западноевропейских языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

См. Странник 1866 г., Август, Хроника, стр. 68. NB. О количестве издаваемых и распространяемых магометанских книг вероучительного и вообще просветительного содержания приведем здесь статистические сведения, можно сказать, поражающие громадною численностью; при этом особенно замечательно, или точнее, поразительно то, что с самых давних пор – с 1802, 1806 и других годов дело печатания было по указу Правительствующего Сената (от 15-го Декабря 1800 г.) производимо Казанскою Гимназиею, именуемою ныне первою с титулом «Императорской». Так в 1802 г. было напечатано книг, начиная с азбук и оканчивая полным Алкораном, 31 000 экз.; в 1806 г. 26 000 экз. Затем с 1833 по 1852 г., когда Типография была передана из Гимназии в Казанский Императорский Университет, было напечатано полного Алкорана – 23 600 экз. и Гафтияка (или 7-й части его) – 44 300 экз., да еще книг других под разными названиями по их содержанию, например – «Рассуждение о благоговении – «Шурилэ-халь», «Курс магометанского законоведения – «Мюхтасер-юль-вигкайет», «Книга о богопознании – «Маарифет-намэ», «Краткое начертание религиозных законов – «Устюани», Собрание молитв «Хезбъ-юль-аазам», «Собрание преданий о Мухаммеде – «Терджюмси-текмиле» и др. в количестве 49 230 экз. Наконец с 1855 г. по 1864 г. в Типографии Университетской же напечатано всех экземпляров разных изданий на Татарском языке – 1 084 320... Что же все это, как не поражающее явление?! К тому же, как читаем в цитуемой статье, когда Типография передана была в ведение Университета, то она само собою имела более средств «к употреблению самих шрифтов с пользою (?) и к постепенному их улучшению…» – И что же сказать, в конце концов, об этом явлении?!. Скажем в ответ словами Автора: «Само собою разумеется, что Правительство, дозволив мусульманам» такое свободное книгопечатание, не предвидело (?) всех тех последствий, к каким привела эта свобода еще не окрепших чад Церкви Христовой в Казанской Епархии. Книги из-под станков Татарской (при Университете) Типографии расходились в громадном количестве и читались не только всеми мусульманами, но проникали и к крещённым из них и начали производить в их умах то брожение, или подготовлять тот поворот к старой, оставленной ими религии, который и совершился...». (См. Православный Собеседник. 1868 г., Июль. Статья: «Православная противомусульманская миссия в Казанском крае в связи с Историей мусульманства в первой половине XIX века)».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

племена. С началом широкомасштабного освоения региона в 30-40-х гг. XVIII в. туда стали переселяться татары из Ср. Поволжья, в городах оседали выходцы из Ср. Азии, занятые в приграничной и караванной торговле. В силу преобладающей доли мусульм. населения, удаленности от основных районов миссионерской деятельности правосл. Церкви в Поволжье именно Юж. Урал стал полигоном для отработки новых моделей взаимодействия гос-ва с ислам. институтами. По Высочайшему указу от 22 сент. 1788 г. было образовано Оренбургское магометанское духовное собрание как централизованный орган управления ислам. общинами в России. 4 дек. 1789 г. оно официально открылось в Уфе, в 1797-1802 гг. располагалось в Оренбурге, затем вновь вернулось в Уфу. Деятельностью духовного собрания руководили председатель (муфтий) и 3 заседателя (кади). Муфтий назначался пожизненно императором по представлению министра внутренних дел; кади первоначально избирались на 3 года мусульм. духовенством Казанской губ., а после 1889 г. их стало утверждать на тот же срок МВД по представлению муфтия. По указу имп. Екатерины II в 1783-1785 гг. на оренбургском Меновом дворе за гос. счет была построена мечеть для мусульм. торговцев, приезжавших на ярмарку. В 1789-1817 гг. при ней действовало казенное мусульм. уч-ще для воспитания детей казах. элиты. В 1802-1804 гг. из гос. бюджета финансировалось возведение 1-й мечети Оренбурга для мусульм. купцов, поселившихся внутри крепости. В 1837-1846 гг. по инициативе властей сооружена 2-я караван-сарайская мечеть для башкир и татар, которых ежегодно командировали в Оренбург на военную службу по охране границ. В дальнейшем эти храмы содержались за казенный счет, а их духовенство получало гос. вознаграждение вплоть до нач. XX в. Первая мечеть в Илецкой Защите также была построена в 1833-1835 гг. при активном содействии гос. органов, видевших в этом средство для укрепления связей с кочевым казах. населением. В Оренбургской губ. мусульмане традиционно пользовались поддержкой и органов местного самоуправления, к-рые бесплатно предоставляли землю для строительства мечетей и учебных заведений, выдавали пособия на содержание мусульм.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

После того как знамена возвращают на место, отряды дефилируют перед дворцом. Знаменами приветствуют императрицу, которая находится за окном в эркере, устроенном над одним из выступающих портиков ее дворца... Теперь уже не окунают в воду, как некогда, новорожденных, но огромная толпа спешит набрать воды, чтобы полить себе на голову или на руки, или унести ее домой. Алтарь сохраняется еще несколько дней, и многие приходят набрать воды». 248 Можно было бы привести выдержки из сочинений целого ряда авторов, писавших о чине водоосвящения. Зарубежные читатели могли почерпнуть сведения об этой церемонии благодаря голландскому художнику и путешественнику Корнелию де Бруину (наблюдал обряд в 1702 году), шведскому пленному священнику Г. Седербергу (1710-е годы), английскому дипломату Дж. Мэкензи (1719), жене английского посланника леди Рондо (1731) и многим другим. В 1784 году в С.-Петербург прибыл английский гравер Джон Август Аткинсон. По возвращении в Англию в 1802 году он опубликовал «Панораму Санкт-Петербурга» (1802–1803 гг.) в серии «Живописное изображение манер, обычаев и увеселений русских» (1803–1804 гг.). Праздник «Освящения воды», отмечавшийся 6 января по всей России и описанный столькими путешественниками, был изображен художником на самом знаменитом место его проведения, перед Зимним дворцом. 249 Большинство иностранных авторов уделяли внимание самому чину водоосвящения. Что же касается графа Жозефа де Местра (посланник короля Сардинии в С.-Петербурге), то он описывает подготовку к этому событию, упоминая про «назначенный на послезавтра грандиозный смотр войск в честь дня Богоявления и освящения вод». «В Санкт-Петербурге будет под ружьем 40 тысяч солдат, – продолжает де Местр. – Его императорское Величество взял на себя труд самолично расписать на шести страницах подробности всех эволюций. Сегодня вместе с августейшим своим братом он проехал по улицам, чтобы определить место каждому корпусу. Город разделен на кварталы, поставленные под команду генералов для соблюдения надлежащего порядка. На всех новые мундиры, каски и плюмажи необыкновенной красоты. Раньше церемония эта зависела от термометра, но на сей раз Его Величество решил не обращать внимания на мороз. Никто из офицеров не может надеть ни шубу, ни даже плащ. Министры, тоже без шуб, свидетельствуют свое почтение императрицам на балконе, который выходит на Неву». 250

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Первыми прозреют подслеповатые старики, а первыми из первых старики московские, роскошно доживающие свой век в отставке, делом не занятые, а потому особенно наблюдательные. Одна из главных сподвижниц Екатерины Великой, академическая княгиня Дашкова, запишет: «…я с грустью видела, что Александр был окружен только молодыми людьми, плохо относившимися к лицам пожилого возраста; по причине своей застенчивости (объясняемой, по-моему, его глухотой) их избегал и сам император. Четыре года царствования Павла, который делал из своих сыновей только капралов, были потеряны для их образования и умственного развития… Я предвидела, что душевная доброта императора и прочно усвоенные принципы гуманности и справедливости не помешают окружению завладеть его доверием, а министрам и высшим сановникам — делать все, что они пожелают». Затем придет очередь молодежи. Один за другим наперсники царя вынуждены будут удалиться — кто в политическое небытие, кто в политическое инобытие; они возропщут, но будет поздно. Молодой царь успеет набрать силу, преодолеет зависимость от окружения, казавшуюся неизбежной. Напрасно Лагарп, наученный горьким опытом своего бернского директорства и самовластия более не страшащийся, станет в 1802 году предостерегать воспитанника от увлечения демократией: «Во имя Вашего народа, Государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для его величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути только из-за того отвращения, какое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы, и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства». Напрасно; за годы разлуки воспитанник успел неузнаваемо измениться. Лагарп осознает это чуть позже, когда в мае 1802-го, под благовидным предлогом Александр вынудит воспитателя (по-прежнему любимого, но лезущего не в свои дела и не желающего приноравливаться к новой роли осторожного советчика при самостоятельно действующем политике) покинуть Россию.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/2/

Памятник состоит из неск. объемов, но ориентирован на восприятие переднего фасада-плоскости: на известняковый постамент установлен рустованный 2-ярусный плинт из розового мрамора, на нем - объем из серого мрамора неглубокой полуциркульной ниши, в к-рую помещен беломраморный достаточно крупный рельеф с изображением полулежащего у урны Гения, выше - небольшой из серого мрамора объем с беломраморной филенкой, фланкированной лекифами. Венчает сооружение ваза-светильник на тонко орнаментированной профилированной доске из белого мрамора. Тонкую работу резца Земмельгака можно отметить в рельефе на Н. банкира, барона И. Фредерикса (1779, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра): на лицевой грани плинта, несущего усеченную пирамиду с вазой-светильником, помещено изображение сидящей фигуры плакальщицы, опирающейся о полуколонну, сквозь толщу фона проступают различные атрибуты. Надгробие С. А. Строгановой. 1802 г. Скульптор М. И. Козловский (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Фотография. До 1907 г. Надгробие С. А. Строгановой. 1802 г. Скульптор М. И. Козловский (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Фотография. До 1907 г. Надгробие М. П. Собакиной. 1782 г. Скульптор И. П. Мартос (Голицынская усыпальница, Донской мон-рь) Надгробие М. П. Собакиной. 1782 г. Скульптор И. П. Мартос (Голицынская усыпальница, Донской мон-рь) Следующее поколение мастеров, выпускников АХ, состоявшихся как мастера монументальных скульптурных сооружений, также оставило образцы надгробий. М. И. Козловский создал всего лишь 2 надгробных сооружения, но обе эти мемории входят в золотой фонд рус. пластического искусства. Выдающиеся по исполнению Н. проникнуты трагизмом самого высокого накала. Бронзовый рельеф Н. генерала от артиллерии П. И. Мелиссино (1800, Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра) представляет композицию с привычными для этого жанра символическими изображениями и аллегорическими фигурами. В центре - увенчанный урной жертвенник с профильным изображением Мелиссино в медальоне; справа от жертвенника - опирающийся на орудийный ствол Гений, у его ног пушечное ядро, а в левой руке опущенный факел; слева - склонившаяся над жертвенником плакальщица.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

4) Билет в 500 р. асс. (142 р. 85 / 4 к. сер.), пожертвованный 15 октября 1796 года вдовствующею генерал-поручицей Марией Семеновной Римской-Корсаковой в пользу самобеднейших учеников в бурсе. 5) Билет в 35 р. 71 / 2 к. асс. (10 p. 20 / 2 к. сер.) данный на тот же предмет по завещанию г. Твердышевой 1799 г. сентября 28 дня. 6) Билет в 500 руб. сер. графа Феодора Андреевича Остермана, данный 5 февраля 1802 г. для награждения процентами с него воспитанников, отличившихся благонравием. В 1815 г. по предписанию комиссии дух. училищ проценты с сего билета назначено употреблять на покупку книг для награды отличившихся благонравием студентов Академии. 7) Билет в 1085 р. асс. (310 р. сер.) по завещанию архангельского епископа А поллоса. данный 1-го июля 1802 года на содержание процентами бедных учеников в бурсе. 8) Билет в 5000 р. асс. (1428 р. 57 / 2 к. сер.). 1806 г. августа 9 пожертвованный отставным подпоручиком гвардии Василием Григорьевичем Богдановичем на тот предмет, «чтобы получаемые с него ежегодно процентные деньги раздавать от начальства академического пяти человекам учащимся в пособие их содержания и в награду за их особенные успехи в науках при добропорядочном поведении жизни». 9) Билет в 500 р. асс. (142 р. 85 / 2 к. сер.) Серафима архиепископа тверского, который назначил проценты с него употреблять в награду успешнейшим и способнейшим к проповеданию слова Божия. Дан 27 -го июня 1801 года, когда Серафим был еще епископом смоленским 10) Билет в 4000 р. асс. (1142 р. 85 / 4 к. сер.). поступивший по завещанию митрополита Платона 27-го июня 1813 года на содержание отличных воспитанников славяно-греко-латинской Академии 273 . Таким образом при самом открытии Академии в ее ведение поступило из сумм славяно-греко-латинской Академии до 80,000 руб. ассигнациями. Правление Академия определило тогда же, чтобы «на проценты с суммы митрополита Платона содержать в Академии двух отличных по учению и благонравию студентов сверх штатного числа оных, которым в память покойного и для всегдашнего исполнения его учреждения именоваться Платоновыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Цари, царям, царями, о царях Два века назад усилиями немецкого учителя европейцы научились читать клинопись 6 сентября, 2015 Два века назад усилиями немецкого учителя европейцы научились читать клинопись Более двухсот лет назад, 4 сентября 1802 года, молодой немецкий учитель Георг Фридрих Гротефенд представил перед Академией наук в Гёттингене доклад, положивший начало расшифровке древнеперсидского клинописного письма. Французский писатель Раймон Шваб в 1950 году опубликовал книгу «La Renaissance Orientale», посвященную всплеску интереса к Востоку в Европе XVIII-XIX века. Одно из самых часто цитируемых мест этой книги звучит так: «Мир стал по-настоящему круглым только после 1771 года». В упомянутом 1771 году Абрахам Анкетиль-Дюперрон опубликовал трехтомный перевод «Авесты», священных текстов зороастрийцев, на французском языке. Так европейцы впервые познакомились с религией, находившейся вне иудео-христианской и греко-римской традиции. По мнению Шваба, интеллектуальная карта мира перестала быть наполовину пустой, Восток и Запад наконец-то встретились. Но между Индией и Европой находится огромная часть суши, Передняя Азия, древняя культура, точнее, культуры которой оставались непроницаемы для Запада. И вот 4 сентября 1802 года молодой немецкий учитель по имени Георг-Фридрих Гротефенд направил в адрес Геттингенской академии наук написанную на латыни статью «Praevia de cuneatis, quas vocant, inscriptionibus Persepolitanis legendis et explicandis relation» («Предварительный доклад о прочтении и переводе так называемых клинописных надписей из Персеполя»). С одной стороны, Гротефенд (1775-1853) был наследником мощной критической и аналитической традиции работы с языками и победой он был обязан своим предшественникам. С другой стороны, его работа оказалась революционной: он первый сумел прочесть и перевести клинописный текст. Его усилия дали возможность сотням других ученых заняться древними языками Передней Азии и открыть для Запада не один новый мир, а множество: шумеров, эламцев, аккадцев, ассирийцев и т.д.

http://pravmir.ru/tsari-tsaryam-tsaryami...

Это одна из самых значительных потерь русского классицизма в провинции. Считается, что храм был взорван немцами во время войны, но руины разобрали потом. Сейчас на этом месте разворот для автобусов, рядом в кустах скрывается кусок стены второй усадебной церкви, Покровской, построенной в середине XVIII века. Ничего не осталось и от огромного дворца Барышниковых. Самая пышная усадьба XVIII века в Смоленской губернии ушла вся. В конце XVIII в. в усадьбе Николо-Погорелое был построен мавзолей-храм. Воздвигнут на средства И.И. Барышникова, владельца усадьбы, в память его отца И.С. Барышникова, умершего в 1782 г. Работы по сооружению мавзолея продолжались восемнадцать лет — с 1784 по 1802 гг. Вероятное авторство Казакова. Мавзолей был построен у въезда в усадьбу, в излучине Днепра, на высоком, крутом холме, близ старой церкви. Его портик, ориентированный согласно традиции на запад, был обращен к дороге, ведшей к усадьбе, обсаженной в свое время рядами берез. Двухмаршевая лестница вела на террасу, окружавшую здание, и ко входу в храм. Между маршами на уровне земли был расположен второй вход, ведший в усыпальницу. В 1941 г. нашими войсками был взорван храм-усыпальница И.С. Барышникова. Это варварство объяснялось стремлением лишить противника ориентира или наблюдательного пункта. Подобный способ борьбы с врагом практиковался довольно широко. В 1943 г., проводя тактику «выжженной земли», фашисты взорвали в Николо-Погорелом все усадебные постройки, уничтожили прекрасный парк. Ротондальний храм - одно из лучших произведений русского классицизма. И.И. Барышников выстроил его в память своего отца как мавзолей. Его автором является М. Казаков, построивший для тех же Барышниковых их известный дом на Мясницкой (ныне ул.Кирова) в Москве. Работы по постройке мавзолея продолжались восемнадцать лет - с 1784 по 1802 гг. Совершенство, тщательность исполнения и обилие украшавшей мавзолей скульптуры обусловили столь длительный срок его постройки. Проект мавзолея может датироваться 1783-1784 гг., когда творчество знаменитого московского зодчего стояло в зените.

http://sobory.ru/article/?object=37514

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010