Следовательно, здесь действует человеческая свобода. Но Бог, как вообще не стесняет свободы своих тварей, так не может и не желает стеснять ее и здесь; как вообще попускает людям творить зло, так, и в частности, попускает им и этот вид зла, по которому они несправедливо преследуют праведников и благоприятствуют грешникам. Вот по­тому-то и сказал Спаситель ученикам Своим: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас ( Иоан.15:18–20 ). Потому-то и Апостол предсказал: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим. 3:12 ). Это очень естественно: мир, во зле лежащий, не может любить сынов света, праведников, и не преследовать их. Бог только извлекает, сколько возможно, и из этого зла, которое творят часто грешники праведникам, какое-либо нравственное благо для праведников. 1722 2 .7. Известно, наконец, что не все праведники на земле бедствуют и не всегда; напротив часто они наслаждаются благами жизни и жилище благочестивых видимо благословляются Богом ( Прит. 3:33 ). Равным образом и грешники не все здесь благоденствуют и не всегда, но часто страждут от самих своих грехов ( Прем. 11:17 ), часто терпят заслуженные наказания от людей, часто клятва Господня осязательна для всех в домах нечестивых ( Прит. 3:33 ). И на это есть также свои причины. “Если же часто случается и противное, продолжает святой Иоанн Златоуст , если многие праведные живут спокойно и в чести, а порочные в бесчестии и крайних бедствиях, то этим пока опровергается сде­ланное нам прежде возражение, сила которого в том, что пра­ведные здесь страждут, а нечестивые блаженствуют. Но, если нужно разрешить и это (т.е. почему и здесь добродетельные бывают счастливы, а порочные бедствуют), так скажу, что Бог устрояет наше благо неодинаковым образом, но, будучи неистощим в средствах, пролагает многие пути ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

После того, как эта практика вошла в силу, монашествующий по разлучении от брачного сожительства возвращался, иногда принудительно, в монастырь, где и пребывал. Лицо, вступившее в незаконный брак с монахом или монахиней, по разлучении от сожития подвергалось церковной епитимии наравне с монашествующим, а по исполнении ее не лишалось права вступать в законный брак [ 3 ]. Что же касается вступления в третий брак, то, согласно 50 правилу святого Василия Великого, " на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние " . Таким образом, на третий брак Церковь смотрит лишь как на принимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения. Церковь не одобряет и второй брак, видя в нем предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, " Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия " (1 Кор. 7:39-40). И все-таки всякий вступающий во второй брак подвергается епитимии. Согласно 4-му правилу святого Василия Великого, " второбрачных отлучают на год, другие на два " . На Руси еще при Петре Великом на основании Указа от 6 апреля 1722 г. было запрещено допускать к супружеству лиц, не имеющих здравого рассудка с рождения, неспособных ни к научению, ни к службе. И по уставу Духовных Консисторий (ст. 205, 208), браки, заключенные с безумными и душевнобольными, не признаются действительными и подлежат расторжению. Что же касается физической неспособности к браку, то в Синтагму Влаетаря внесена 98 новелла императора Льва Мудрого, воспрещающая евнухам вступление в брак. Кроме того, церковные каноны, усматривают аналогичное препятствие для лиц, от природы не способных к брачному сожитию или доведенных до такого состояния болезнью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

44. Мелкая монета. 45. Стефан Яворский (1658-1722) митрополит Рязанский, местоблюститель патриаршего престола, был один из самых видных деятелей Петровского времени; известен как проповедник. С св. Димитрием он познакомился в 1684 г. 46. Вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича, скончавшегося в 1696 году. 47. Празднование в честь Толгской иконы Божьей Матери совершается 8 августа. Толгский монастырь находится в 9 верстах от Ярославля на Волге; основан в 1314 г. Ростовским епископом Прохором (в схиме Трифоном) на месте явления ему иконы. 48. Св. Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из этих подношений святитель приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах. 49. 22 апреля 1757 г. св. Димитрий причислен к лику святых. По поручению Св. Синода, Арсений, митрополит Ростовский, тогда же написал жизнеописание святого, а служба ему составлена Амвросием, епископом Переяславским, впоследствии архиепископом Московским. 1. Город Синоп — на южном берегу Черного моря. 2. Кончина священномученика Фоки последовала в 117 году. 3. 22 июля празднуется перенесение его честных мощей из Понта в Царьград. 1. Вертоградарь — содержатель сада или огорода, садовник. 2. Сие было около 320 года. 3. Здесь разумеются магометане — турки. В 1214 г. Синоп подпал власти сельджукских турок, а спустя 2.5 столетия он снова был завоеван (в 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометом II, завоевавшим Константинополь и основавшим на развалинах Византийской империи Турецкую (магометанскую). 8. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (12:41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

архим. Петра о возвращении м-рю монаст. слуг), 502 (дело по челобитной о самовольн. построении крестьянин. Фокиным мельницы на монастыр. земле), 605 (истребов. от архим. Петра объяснения о взимании излишних пошлин на Весьегон. ярмарке), 654 (доношение архим. Петра о снятии с крестьян села Веси-Егонской, отданн. им на откуп таможен., кабац. и канцеляр. сборов), 701 (дело 1721 г. о быв. экономе иеромон. Лаврентии Полторацком, бежавшим в Смоленск с собранн. деньгами), 705 (донош. 1721 г. архим. Петра о запрещ. свет. властям вмешиваться в управл. вотчинами м-ря), 768, 769 (мнения архим. Угрешского Варлаама и иерея Анастасия Кондоиди об архим. Петре); II, ч. 1, 33 (доношение 1722 г. архим. Петра о помещении военн. постоя в монаст. вотчине, в селе Веси-Егонской), 251 (дело 1722 года о пострижении в м-ре асессора Антония Кондоиди), 397 (доношение 1722 г. архим. Петра об уравнении сбора фуража с монаст. вотчин с крестьян. дворцов. и шляхетскими), 509 (доношение 1722 г. о перемещении поднадзорного, безумного Вас. Ив. Шамина из м-ря в Саввин), 542 (в 1722 г. м-рю принадлежала дер. Кожухова Москов. у.), 620 (донош. 1722 г. архим. Петра об обидах, нанесенных вотчинн. крестьянам), 1046 (дело 1722 г. об отсылке 1.117 руб., собранных с монастыр. вотчин), 1098 (прошение об ограждении вотчинн. крестьян от обид и разорения), ч. 2, 121 (о собранн. серебре из м-рей), 181 (предпис. архимандриту м-ря о спуске воды у монастю мельницы на р. Яузе), 236 (прош. архим. Петра о заимообразн. выдаче, по случаю недорода, 300 четвер. ржи), 286 (м-рю принадлежало село Чижово в Бежец. уез.), 301 (м-рю принадлежало сельцо Зиновьево Владимир. уез.), 335 (прошение архим. Петра о возвращ. м-рю солян. варниц в Галицк. уез.), 337 (дело о зачете в платежи излишне собранных с крестьян вотчин м-ря), 354 (прошение архим. Петра о возвращ. м-рю оброчн. земель), 513 (в вотчине м-ря состояли село Дятлово, дер. Попадьина, Красникова и Брындина Галич. у.), 623 (в 1678 г. за м-рем состояло 1.227 двор. крестьян), прилож, LXXIV, XVІІІ (перечисление вотчин м-ря с показанием в них дворов); III, 1723 г., 4 (предписание управителям вотчины м-ря села Весь-Егонского о пошлинах), 190 (прош.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Итог строительных работ этого года был следующий. В соборной церкви выведено было фундамента на 1½ аршина, «в стенах заведено из тесаной плиты 20 гробниц», 4 в алтаре и 16 в церкви. Плитного и дикого камня употреблено было 135½ сажен и 5.000 кирпича. При каменном строении в Монастыре в галереях сведены своды. «В трех линиях у сводов положено в дело» кирпича до 34.000. На Васильевском острове палаты совсем отделали, только за недостатком кирпича не свели в погребах одного свода. Кирпича употреблено было здесь до 117.000, черепицы 1.000 555 . В 1722-м году устраивался сад. С декабря 1721-го по март 1722-го года вывозили излишнюю землю от ново построенного канала для уравнения огорода, всего 267 сажен. За каналом к пильной мельнице в феврале построены из бревен «рубленые цветники, в которых будут содержаться и расти зимним временем овощи»: здание в сажени, вышиной в 2 спереди и сзади 3 аршина, с двумя печами, нагревание которых происходило из каморок, пристроенных к задней стене; 2 ящика, рубленые в лапу, 1 длиною в 5 сажен, поперечнику аршина, с перерубом, другой в 6 сажен, с тремя перерубами. В цветниках 24 стекольчатые затвора в стенках. Перед цветниками – ящик бревенчатый в 7 сажен длины, поперечнику 2 1 / 4 аршина, о трех перерубах. При цветниках – светлица с перерубом и сеньми в сажени, в сенях чулан. Все строение крыто пильными горбылями 556 . В феврале и марте 1722-го года на ново заведенный «монастырский огород, что при Невском Монастыре к пильной мельнице», было вывезено из-под деревни Волкова на монастырских лошадях 12 сажен песку. Песок обошелся в 32 рубля. Тогда признано было более выгодным поставку песку передать подрядчику. Подрядчик поставил в течение лета 60 сажен самого доброго песку на монастырском судне по 40 алтын и гривне за сажень 557 . В апреле 1722-го года садовое место от архитектора еще не было размерено, и садовник не мог определить, сколько всего потребуется песку 558 . В мае 1722-го года сдан был подряд на поставку 200 сажен навозу в новозаведенный сад, по 1½ рубля за сажень 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

При раке А. в Чудовом мон-ре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу А. в Чудовом мон-ре был привешен золотой перстень - по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы. В 1722 г., будучи в Москве, имп. Петр I Алексеевич распорядился снять его и передать в Синодальную ризницу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 509. С. 156), где позднее он был заменен медным и исчез. В Оружейной палате хранится др. медный перстень с печаткой из прозрачного камня или стекла с изображением животного, к-рый, по описям Патриаршей ризницы XVII-XVIII вв., значится как дар А. хана Джанибека ( Орешников. С. 171-186), однако, несмотря на несомненную древность изделия, его материал в сочетании с саном дарителя и одаренного вызывает сомнение в достоверности предания. До 1722 г. в Чудовом мон-ре богомольцам продавался «чудотворцев мед», служивший целительным средством от болезней и от порчи ( Лавров А. С . Колдовство и религия в России, 1700-1740 гг. М., 2000. С. 414-415). 28 февр. 1722 г. был издан имп. указ, вскоре напечатанный, запрещавший эту продажу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 445. С. 90). После уничтожения в 1929 г. всего комплекса построек Чудова мон-ря мощи А. находились в музеях Московского Кремля. В 1947 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы РПЦ и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове , где находятся до наст. времени. Жития А. разных редакций и службы ему сохранились в огромном числе списков XV-XIX вв., с трудом поддающихся учету (наиболее полные, хотя и не исчерпывающие сведения об их рукописной традиции содержит картотека Н. К. Никольского в БАН), и в изданиях начиная с XVII в. Древнейшим житийным текстом, посвященным А., является летописная повесть «О Алексее митрополите». Текст повести изобилует хронологическими выкладками, относящимися к разным периодам жизни А., не во всем, однако, достоверными и не согласующимися с упомянутыми в том же тексте историческими реалиями.

http://pravenc.ru/text/81755.html

В 1721–1726 гг. при Синоде состояла Контора школ и типографий, в 1722–1726 гг.— Контора судных дел. Кроме того, в 1722–1727 гг. Синод располагал Конторой инквизиторских дел, от которой работали по одному протоинквизитору в Петербурге и Москве, а также провинциал-инквизиторы и подчиненные им инквизиторы. Это учреждение было органом надзора за деятельностью епархиальных Для сбора подушной подати со старообрядцев и для наблюдения за ними в 1722 г. была учреждена Контора раскольнических дел. После того как в 1726 г. налоговые вопросы перешли в ведение Сената, для борьбы с расколом в Синоде была организована Особая раскольническая Руководство конторой осуществлял тот или иной синодальный советник, т. е. член Святейшего Синода, которому был придан асессор. Со времен патриаршества в Москве имелась Контора изуграфов для надзора за иконописанием, она в 1700–1707 и 1710–1722 гг. была подчинена Оружейной палате, в 1707–1710 гг.— местоблюстителю патриаршего престола, а с 1722 г.— Святейшему Святейший Синод тотчас после своего основания взял на себя управление Московской Патриаршей областью (под названием Синодальной области) и Петербургской Синодальной епархией, в которую входили новоприобретенные земли вокруг столицы. Обеими епархиями Святейший Синод управлял вплоть до 1742 г. В Москве Синод принял от местоблюстителя в свое ведение патриаршие приказы и в последующие годы произвел в управлении епархией многочисленные перестановки и В 1724 г. Монастырский приказ, восстановленный в 1701 г., был преобразован в Камер-контору Синода, которой было поручено управление церковными землями. В 1726 г. Камер-контору упразднили, а ее функции перешли к Коллегии экономии, просуществовавшей до 1738 г., после чего управление церковными землями было передано Сенату. В период 1744–1757 гг. приходные суммы находились в распоряжении Святейшего Синода. С выходом указов от 21 ноября 1762 и 26 февраля 1764 г. секуляризация церковных вотчин стала свершившимся В 1814 г. в Тифлисе была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора по управлению тамошним экзархатом, организация которой копировала Московскую контору. В ее обязанности входили: управление церковным имуществом, выдвижение кандидатов на вакантные кафедры, брачные дела и духовные суды. При Николае I штаты этой конторы были

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

В XVIII в. началось освободительное движение дагестан. народов. В 1707 г. восставшие джаро-белоканские аварцы и цахуры разбили беглер-бека Гасанали-хана. Отряды кубинских лезгин во главе с Хаджи Даудом из среды суннитского духовенства, Чолака Сурхая Казикумухского и акушинцев разрушили г. Шабаран (1710), захватили крепость Худат (1711) и ненадолго взяли осадой оплот шахской власти - Шемаху (1712), но после поражения под Баку Сурхаю пришлось уйти в Кумух, а Хаджи Дауд попал в дербентскую тюрьму. В 1720 г. лезгинские, лак. и кайтагские отряды вновь напали на иран. гарнизоны. В 1721 г. Сурхай и Хаджи Дауд осадили и взяли Шемаху. Ослаблением Ирана воспользовался российский имп. Петр I. 18 июля 1722 г. 100-тысячная армия под его командованием двинулась из Астрахани вдоль зап. берега Каспия в сопровождении флотилии под командованием ген.-адмирала Ф. М. Апраксина. Одной из задач похода на Кавказ Петр I считал присоединение к России Д. и Азербайджана. 23 авг. 1722 г. главные силы подошли к Дербенту; перед городом Петра I встретил дербентский наиб Имам Кулибек. По С.-Петербургскому договору 1723 г. закавк. владения Ирана и юж. берег Каспия до Туркмении переходили к России. Т. о., Д. юридически присоединялся к России. Турция заявила резкий протест, угрожая войной. Переговоры с ней завершились Стамбульским договором 12 июня 1724 г., по к-рому Россия сохраняла за собой каспийское побережье, а внутренняя часть Д. и Азербайджана отходили Турции. В 1722-1723 гг. Петр I построил крепость Св. Креста, переселив туда население ликвидированного Терского городка и неск. сот казачьих семей. В 1725 г. на верность России присягнули кубачинцы и акушинцы. Сенат принял указ о беспошлинной торговле в Дербенте, крепости Св. Креста и Баку (1725; в 1730 он был распространен на все прикаспийские владения России). По распоряжению Петра в устье Терека завезли для посадки лучшие европ. сорта винограда. В 1732 г. к власти в Иране пришел Надир Кулибек (с 1736 шах), к-рый опротестовал С.-Петербургский договор, требуя от России вернуть прикаспийские земли. В том же году в Реште был подписан договор, по которому русско-иран. граница устанавливалась по р. Куре, остальные земли (включая Д.) Россия отказывалась возвращать, пока то же самое не сделает Турция. В 1733 г. Надир разбил турок под Багдадом, и они вынуждены были вернуть Ирану закавк. земли, захваченные в 1724 г. Россия, готовившаяся к столкновению с Турцией, также уступила Ирану. В 1735 г. в военном лагере Надира у г. Гянджи был подписан договор, по к-рому восстанавливалось положение до 1722 г.: рус. войска выводились за р. Сулак, крепость Св. Креста ликвидировалась. Этим окончился 1-й период вхождения дагестан. земель в состав Российского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/168606.html

22 апреля 1722 г. император не только апробировал написанные Синодом пункты, но повелел «напечатать их особо», без задержки на подготовку к публикации всего текста Прибавлений. Вследствие сего повеления монарха Синод 30 апреля постановил: «Выписав из помянутого к духовному регламенту прибавления сочиненные на то пункты и приобщив приличные тому примеры и собрав из того рассудительное духовному и священному чину следующим образом объявление, напечатать неотложно… и разослать то объявление печатными листы при указах» 9 . Напечатанное 17 мая 1722 г. Объявление было разослано в епархии, однако оно недолго служило руководством для священнослужителей. В 1725 г. Объявление было отобрано, по причине упоминания в нем в негативном контексте царевича Алексея, отца царствующего императора Петра II 10 . В 1830 г. при публикации полного собрания законов Объявление, однако, вошло в корпус собрания. Причина, побудившая императора настаивать на появлении синодального «рассуждения об объявлении злого бывшего на исповеди намерения», приводится в самом начале Объявления: «…понеже известно ныне в Синоде учинилось, что некоторые злодеи, исповедоваясь духовным своим отцам грехов своих, объявляют на исповеди и злодейственное свое намерение не с раскаянием… но с непременном злого того действия желанием; а отцы духовные от являть того никому не дерзают, вменяюще то грех быти». В качестве «приличных примеров», помимо уже упоминавшегося царем Григория Талицкого, в тексте Объявления говорилось о царевиче Алексее и не ком «злодее», объявившимся в Пензе 19 марта 1722 г 11 . Дело Григория Талицкого возникло на рубеже XVII и XVIII вв. в связи с написанием последним нескольких «тетрадей», в которых царь объявлялся антихристом, а Москва – Вавилоном последних времен. Талицкий планировал активно распространять свои «тетради» среди народа, для чего изготовил несколько печатных досок. Сохранившаяся выписка из дела, представленная императрице Елизавете Петровне в 1750 г., в числе прочего передает рассказ Григория Талицкого о его исповеди духовнику, священнику Луке и показания самого духовника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

У приходорасходчика можно было узнать, по-видимому, только общий баланс, но что касается прихода и расхода синодальных сумм по предметам, то относительно этого никакого единства в счете не было. По крайней мере, когда в 1725 году пришлось определить стоимость ремонта брюсовского синодального дома, справки собирались и у канцеляриста Клепикова, и у протоколиста, и у актуариуса, и в приказном столе, даже в тиунской и в типографской конторах: словом, был всеобщий опрос 2206 . VIII По временам Синод принимал участие в разных народных торжествах и устраивал у себя «трапезы» – пиршества. Едва ли не самое роскошное пиршество было 25 июня 1722 года в Москве, когда за синодальным столом присутствовали голштинский князь с министрами, сенаторы, «военные люди». Само собою разумеется, Синод и служащие в синодальном ведомстве высшие чины были здесь в полном составе. 15 августа 1722 года в храмовой праздник Успенского собора в Синоде был стол для членов Синода, для участвовавших в богослужении архиереев и высших чинов синодального ведомства. «К столам» синодальный дворцовый приказ заготовил вина: венгерское – «крепкое» и сладкое, армитаж, бургонское, шампанское, французское, полынное, ренское, «ссект кенарий», «ссект сырей», ренгитин, пантак, оглонское, ренское красное. Водки были: «насиженная» на церковном вине анисовая, «коричневая», персиковая, ландышевая, лимонная, померанцевая, «насиженная» на церковном вине и на простом гуляфная. Пиво, мед, сбитень. Повара на такой случай приглашались от наиболее известных лукуллов: сенатора, князя Дмитрия Михайловича Голицына, князя Юрия Юрьевича Одоевского, во главе всех становился, однако, повар преосвященного Феофана 2207 . Устроен был «стол» с разными питьями и припасами и при триумфальных воротах в Москве при встрече государя в 1721 году, хотя это было в декабре. Стол обошелся в 549 рублей 2208 . Вина и припасы, в ожидании ближайшего торжества, заготовлялись заблаговременно. Так, в 1721 году к прибытию Синода в Москву, по приказанию Синода, монастырский приказ заготовил разных водок на 106 рублей, купив их на питейном дворе на каменном мосту, пива, меду да съестных припасов, закусок и хрустальной посуды на 152 рубля 2209 . При этом судья монастырского приказа Ершов предупреждал Синод в начале декабря 1721 года, что нет надежды достать в Москве вин лучших сортов, и Синод, при отъезде, решил купить в Петербурге и взять с собой «антал добраго и крепкаго венгерскаго, другой – столоваго, два ящика армитажу, бургонскаго тож, шампании один ящик», а в Москве решено было купить только более простые сорта виноградных вин: «сект», белое, красное 2210 . В 1722 году остававшиеся в Петербурге синодальные члены истратили на покупку у иноземных купцов питей для посылки в Москву 582 рубля 2211 . Для хранения напиткам при Синоде был даже особый «питейный погреб виноградных вин» и при погребе особый ключник 2212 . В 1722 году Синод внес и в проект своего штата на подобные расходы 3000 рублей 2213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010