Первые одобренные Петром штаты, составленные Святейшим Синодом для приходов в 1722 г., определяли состав приходского духовенства в обеих столицах. Приходы в 100–150 дворов, согласно этим штатам, не могли иметь более одного священника. Приходам в 200–250 дворов полагалось по два священника. При 250–300 дворах разрешалось служить трем священникам, но только в том случае, если дворы находились на большом расстоянии друг от друга или третий священник был необходим по каким-то другим причинам. Более двух диаконов на приход не допускалось. Приход не мог иметь меньше 100 дворов, но и не больше 300. Церковнослужителей должно было приходиться не более двух на одного священника 1097 . По ревизии 1722 г., произведенной 10 августа перед опубликованием самого указа, в 15 761 церкви насчитывалось 67 111 клириков 1098 . Избыток был налицо, тем более что значительная часть духовенства уклонилась от регистрации 1099 . После 1722 г. священнослужители, не вошедшие в штаты, при наличии достаточного образования получали места учителей в духовных школах. Многие церковнослужители, оставшиеся за штатами, были зарегистрированы как налогообязанные, коль скоро они не вступали в военную службу или не оказывались в государственных канцеляриях 1100 . По недоразумению и чрезмерному усердию офицеров, проводивших регистрацию, в податных списках часто оказывались и лица, освобожденные от подушного налога, что повлекло целый ряд судебных жалоб. Кроме того, в 1724 г. обнаружился недостаток в кандидатах на церковноприходские должности, и Святейший Синод был вынужден просить у царя дозволения назначать священников и диаконов из числа грамотных крестьян 1101 . После смерти Петра с разрешения Екатерины I от 25 ноября 1725 г. в Москве снова открылись многие домовые часовни. В том же году епископы получили право создавать новые церковные приходы. Однако указ от 16 декабря 1743 г. о второй ревизии опять настаивал на строгом соблюдении штатных списков 1722 г. и запретил строительство новых церквей 1102 . Недоверие, которое питали Анна Иоанновна и ее фавориты к православному духовенству, повело к очередным чрезвычайно жестким рекрутским наборам среди духовенства, связанным с так называемыми делами о присяге.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

555 Иоанникий (Руднев Иван Максимович; 1826–1900), митрополит. Один из замечательнейших иерархов Русской Церкви истекшего (XIX. – Ред.) столетия. Уроженец Тульской губернии, окончил магистром Киевскую ДА в 1849 г.; был ректором Киевской ДС, а затем ректором и профессором Киевской ДА; с 1860 по 1864 г. состоял ректором СПбДА; в 1861 г. был хиротонисан во епископа Выборгского, с 1877 г. – экзарх Грузии, с 1882 г. – митрополит Московский, а с 1891 г. – митрополит Киевский. Во время его ректорства в академиях студентам жилось гораздо свободнее прежнего; его гуманное отношение и различные улучшения и нововведения благотворно действовали на их развитие; при нем и по его ходатайству в СПбДА на младшем курсе были разделены предметы преподавания на две группы: одна половина студентов занималась физико-математическими науками, и другая – историческими, тоже и с новыми языками, по выбору. Во всех управляемых митрополитом Иоанникием епархиях он устраивал дома для вдов и сирот духовного ведомства, училища для девиц духовного звания, общежития для своекоштных учеников мужских духовных училищ и семинарий, а также и епархиальные свечные заводы, эти «жизненные нервы» епархий. Насколько он обладал твердым и мужественным характером, умевшим отстаивать свои убеждения даже и пред сильными мира сего, это прекрасно видно и из настоящего письма. См. Родосский А.С. Биографический словарь. С. 27. Брокгауз–Ефрон. Т. XXVI. С. 665. – Изд. 556 Соколов Димитрий Павлович (1832–1915) – выпускник Санкт-Петербургской ДС (1851), СПбДА (1855). Один из авторитетнейших петербургских протоиереев, автор руководств по всем отделам курса Закона Божия и других богословских сочинений, его учебники, выдержавшие по 50–87 изданий, разошлись в количестве многих миллионов экземпляров. Законоучитель 5-й санкт-петербургской гимназии, где его духовным сыном был Алеша Храповицкий, будущий митрополит Антоний. – Ред. 557 Духовным регламентом, изданным в 1722 г. императором Петром Великим, Русская Церковь руководствовалась до 1917 г. В Духовном регламенте не говорится о должности обер-прокурора, которая введена указом Петра I от 11 мая 1722 г. Об обязанностях обер-прокурора говорилось в составленной Сенатом инструкции: «Обер-прокурор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил... и отправлял... а о прочих [делах] донесть нам [Государю] в бытность нашу в Синоде или помесячно, или понедельно» (Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1. С. 108). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период вплоть до 1917 г. (ПСЗ. Т. 6. 3718). Утвержден царем Петром I , введен в действие манифестом от 25 янв. 1721 г., к-рым учреждалась Духовная коллегия как высший орган церковной власти и одновременно гос. ведомство, с момента открытия 14 февр.- Святейший Правительствующий Синод . «Д. р.» определял структуру и функции Святейшего Правительствующего Синода и устанавливал систему гос. контроля над деятельностью Церкви. Первая публикация «Д. р.» последовала 16 сент. 1721 г. Его значение вышло за рамки инструкции для одной из петровских коллегий. «Духовный регламент». 23 февр. 1722 г. Оборот титульного листа - с. 1 (РГБ) «Духовный регламент». 23 февр. 1722 г. Оборот титульного листа - с. 1 (РГБ) Основой «Д. р.» была составленная Псковским архиеп. Феофаном (Прокоповичем) по заданию Петра I «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая...» (1718-1720). Она была отредактирована и дополнена царем. В февр. 1720 г. текст был заслушан и одобрен Сенатом и архиереями, находившимися в С.-Петербурге, а затем подписан Петром I. В том же году в Москве, Казани и Вологде были собраны подписи др. архиереев, архимандритов и игуменов. Всего под документом подписались 87 духовных лиц, большинство из которых с текстом детально не знакомились и своего отношения к нему не выразили. Позже других подпись поставил местоблюститель Патриаршего престола Рязанский митр. Стефан (Яворский) , к-рый ссылался на неясность отдельных положений «Д. р.». Петр I обратился к К-польскому патриарху Иеремии III с просьбой, чтобы он, посовещавшись с др. патриархами, подтвердил признание Синода. При этом текст «Д. р.» не был выслан в К-поль. В 1723 г. Иеремия III прислал утвердительную грамоту, в к-рой извещал о признании Синода своим «во Христе братом». Аналогичные грамоты были получены и от др. патриархов.

http://pravenc.ru/text/180687.html

Выступление Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила на заключительном заседании Архиерейского Собора 4 декабря 2017 г. 21:52 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. С приветственным словом выступил Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил . Мы находимся сегодня в Москве, чтобы вместе отметить столетие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Институт Патриаршества родился в Церкви первого тысячелетия, когда епископы некоторых важных городов христианской империи получили титул Патриарха. Этот титул напоминал о библейских патриархах Аврааме, Исааке и Иакове отцах, духовных и политических лидерах еврейского народа, предшественниках Моисея (см. Исх. 3:15). В Православной Церкви титул Патриарха и статус Патриархата были учреждены в 451 году IV Вселенским Собором в Халкидоне. После этой даты конституции и имперские новеллы использовали наименование Патриархата для обозначения епископских кафедр Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима 1 . В канонической традиции Церкви слово «Патриарх» было впервые использовано в текстах 2, 7 и 37 правил Трульского Собора (691-692) 2 . В Русской Православной Церкви институт Патриаршества учреждается в 1589 году, когда Константинопольский Патриарх Иеремия II приехал в Москву и возвысил митрополита Иова в достоинство Патриарха Московского и всея Руси. Однако в 1721 г. Патриаршество в России было упразднено царем Петром Великим (1672-1725), а Русская Православная Церковь начала управляться Святейшим Синодом, состоявшим из 12 членов (архиереи и священники), назначенных царем. Начиная с 1722 года, к этому Синоду был приставлен высокопоставленный чиновник (обер-прокурор), представлявший в Синоде самого царя. Эта новая форма управления Русской Православной Церковью противоречила православной канонической традиции. Де-факто, царь управлял Церковью почти 200 лет (1721-1917). Патриаршество и Патриаршее достоинство председателя Синода были восстановлены лишь в 1917 г., когда в Москве 28 октября Поместный Собор Русской Православной Церкви (564 участников: архиереи, священники и миряне) восстановил институт Патриаршества в Русской Православной Церкви, а 5 ноября 1917 г. митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и Всероссийским.

http://patriarchia.ru/db/text/5080222.ht...

После революционных событий 1917 года помещения духовных учебных заведений были конфискованы. Не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, Тульская духовная семинария была закрыта в начале 1918 года. 6 октября 2001 года постановлением Священного Синода Тульское духовное училище было реорганизовано в духовную семинарию с пятилетним сроком обучения. Адрес : Россия, Тула, Староникитская улица, 75. Телефон : Хабаровская духовная семинария +7 (4872) 31-29-19 . Хабаровская духовная семинария [ править править код ] Хабаровская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, имеющее целью подготовку духовенства для дальневосточных епархий Московского Патриархата. Расположена в столице Дальневосточного федерального округа — Хабаровске. Создана 10 июня 2005 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви по предложению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Адрес : Российская Федерация, 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 26. Телефон : приемная ретора и канцелярия: +7 (4212) 22-32-21 . Харьковская духовная семинария [ править править код ] Харьковская духовная семинария Харьковская духовная семинария — православное духовное учебное заведение Русской, с 1990 — Украинской православной церкви в Харькове, готовящее церковно- и священнослужителей. Небесным покровителем семинарии назван апостол Иоанн Богослов. В 1726 году Белгородский епископ Епифаний (Тихорский), по просьбе князя Михаила Голицына, переводит славяно-греко-латинскую духовную школу, основанную в 1722 году и состоявшую при Николаевском Белгородском монастыре, в город Харьков. В 1734 году школа, в которой предполагалось обучение представителей всех сословий, получила статус Коллегиума. В 1817 году Харьковский коллегиум был преобразован в семинарию третьего разряда для обучения лиц духовного звания. В 1840 году коллегиум был переименован в Харьковскую Духовную Семинарию с 6-летним сроком обучениям. В 1917 году семинария была закрыта. 18 сентября 1993 года рапортом 628 Митрополита Харьковского Никодима Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир извещался об открытии двухгодичного Духовного Училища.

http://azbyka.ru/palomnik/Православные_д...

На следующий год после рождения Российской империи епископ Псковский Феофан (Прокопович), автор «Духовного регламента», составил трактат под названием «О правде воли монаршей», который, по характеристике В.О. Ключевского, представлял собой «краткую энциклопедию русского государственного права». Его автор, сравнивая преимущества и недостатки наследственной и выборной монархии, отдает предпочтение монархии наследственной, но с одной существенной оговоркой: риск, что монархом по праву первородства станет наследник, не способный к государственному правлению, предотвращается при том условии, что правящему монарху предоставляется право назначать наследника по своему усмотрению: из близких или дальних родственников либо даже из иных лиц – кого он сочтет достойным нести после него бремя правления. Физическая карта Российской империи. Фото: regnum.ru Этот трактат составил теоретическое обоснование указа Петра Великого о престолонаследии, изданного в 1722 году. Трактат Феофана и последовавший за ним указ прагматически нацелены были на лишение царевича Алексия права на наследование престола, но на протяжении всего XVIII века, вплоть до издания в начале царствования Павла нового указа о престолонаследии, предусматривавшего строгое соблюдение принципа старшинства в роде, действовал этот Петровский указ. Соответствовавший ему государственный строй Российской империи в отношении преемства верховной власти был ближе к оригинальному образцу, сложившемуся в Риме и существовавшему затем в Византии, чем тот порядок, который действовал в XIX столетии в соответствии с указом императора Павла: в империи ромеев передача власти старшему в роде наследнику имела место по факту, хотя и далеко не всегда ввиду многочисленности переворотов, но не предусматривалась законом. Российская империя просуществовала без малого два столетия. Ее история закончилась вырванным у святого императора Николая II отречением от престола в пользу великого князя Михаила Александровича, который отложил решение об исполнении воли старшего брата до созыва Учредительного собрания. В августе 1917 года премьер-министр А.Ф. Керенский, не дожидаясь избрания Учредительного собрания, поторопился объявить Россию республикой, в юридическом плане совершив таким образом государственный переворот. 25 октября (7 ноября) 1917 года на II съезде Советов, на котором большинство составил блок большевиков, левых эсеров и анархистов, было объявлено об образовании Советской республики, и, наконец, само Учредительное собрание, созванное 6 (19) января 1918 года, со своей стороны провозгласило создание Российской демократической федеративной республики. Так закончилась история империи – творения Петра Великого.

http://pravoslavie.ru/142703.html

служившего кузнецом Тульского оружейного завода и основавшего знаменитый род Демидовых, впоследствии князей Демидовых-Сан-Донато светлейших князей Лопухиных – Демидовых. Важное здесь для нас начало родословия Демидовых таково: I. Григорий. II. Демид Григорьевич Антуфьев (2-я пол. XVII в.). III. Никита Демидович Демидов, родился 26 марта 1656 г., † 17 ноября 1725 г., похоронен 20 ноября при Николо-Зарецкой церкви в Туле. В 1720 г. за «верную службу и особливо показанное примерное радение и приложенное старание в произведении медных и железных заводов» пожалован в дворяне и шляхтичи. В 1722 получил от Петра В. его портрет и рескрипт. Выдвинулся превосходством выделываемого им оружия, устройством металлургических Невьянского и Верхотурских заводов, а также денежными подарками Петру В. С 1676 г. был женат на дочери «самопальника», т. е. ружейного мастера, Евдокии Федотовне N.N., которая † 4730 (II) IV. Акинфий Никитич Демидов. Родился 1678, † 5 августа 1745 (а по другим данным – 5 сентября 1742 г.). 24 марта 1726 получил, вместе с братьями, чин д. ст. сов. и «все их законные наследники и потомство мужского и женского полу в вечные времена в честь и достоинство всероссийской Империи по Нижнему Новгороду дворянства и шляхетства возведены», с освобождением и, от всех государственных служб, но под условием «вящщего тщания и попечения» о процветании металлургии. Акинфием Никитичем основаны многочисленные металлургические заводы и прииски – Уральские, Сибирские, Алтайские… (III) С 1723 г. 2-ою женою его была Евфимия Ивановна Пальцева, † 1771. V. Евфимия Акинфиевна Демидова, в замужестве за Ив. Мих. Сердюковым (IV) Достоин внимания, кстати сказать, брат ее Прокофий Акинфиевич (род. 8 июля 1710, и † ноября 1786), богач и щедрый благотворитель, но чудак и самодур, и другой брат Никита Акинфиевич (род. 8 окт. 1724, † 7 марта 1787 г.), меценат, а также племянники ее: Анна Прокофиевна, окончившая жизнь монахиней Зачатьевского монастыря в Москве, Павел Григорьевич, основатель Демидовского лицея и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в Москве 10 ноября 2013 г. 13:20 Раньше село Владыкино называлось Вельяминово по фамилии первых его владельцев, знатных бояр Вельяминовых. В XIV в. село было передано Богоявленскому монастырю. В последствии оно несколько раз меняло своих хозяев, это всегда были высокопоставленные знатные люди. Но особо благодатный период для села наступил 360 лет назад: в 1653 г. Вельяминово перешло во владение Святейшего Патриарха Никона. С этого времени местность получила ныне существующее название Владыкино и до конца Патриаршества составляло домовую вотчину Святейших Патриархов. Деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы появилась здесь еще в 1627 г. Ее построил князь Иван Иванович Шуйский взамен прежней обветшавшей церкви святителя Николая. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине служили Литургию Патриарх Иоаким (6 мая 1683 г., 15 июля 1685 г., 18 октября 1688 г.), Патриарх Андриан (9 декабря 1693 г., 12 июня 1695 г.). 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил государь Петр Алексеевич. При патриархах во Владыкине существовали патриаршие палаты, сады и пруды. В 1722 г. село было пожаловано во владение Преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому, а по его смерти вернулось Богоявленскому монастырю. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы несколько раз поновлялась и перестраивалась. В середине XIX в. деревянный храм был разобран. Стараниями купца Гавриила Толоконникова и священника села Владыкина Василия Нечаева был построен новый каменный трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1859 г. освятил митрополит Московский Филарет (Моск. епарх. вед., 48, 1870 г.). В конце XIX в. при настоятеле протоиерее Иоанне Протопопове в храме были проведены дорогостоящие ремонтные и реставрационные работы, были поновлены живопись на стенах и иконостас. О. Иоанн в 1896 г. открыл при храме одноклассную церковно-приходскую школу. С ним с 1900 г. служил диакон Иоанн Хрусталев, который после его смерти в 1917 г. был рукоположен во священника. В 1937 г. протоиерей Иоанн Хрусталев и служившие с ним протодиакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов были арестованы. О. Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне в Бутово, а протодиакон Сергий и чтец Николай умерли в ссылке. 27 марта 2007 г. решением Священного Синода они были причтены к сонму новомучеников и исповедников Российских.

http://patriarchia.ru/db/text/3358915.ht...

Киев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Приорке. Покровская церковь на Виноградаре Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1902 и 1906. Адрес: Украина, Киевская область, г. Киев, ул. Мостицкая, 12 Координаты: 50.501056, 30.445733 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приорка — историческое название местности в западной части Оболоньского района. В середине XVII века тут находилась загородная резиденция приора Петра Розвадовского — настоятеля католического доминиканского монастыря в Киева, а вокруг неё — около двухсот сельских хат. После освободительной войны 1648—1654 годов эти земли были отобраны у католиков и переданы в 1659 году Братскому монастырю на Подоле, а в 1701 году — Киевскому магистрату. Уже в конце XVIII века Приорка становится дачной местностью Киева, однако в городскую черту она вошла только в 1880 году. В 1722 г. в киевском предместье Приорка (на некоторых картах до 1917 г. ошибочно писали Преорка) возвели деревянную церковь в честь святых Георгия и Дмитрия. В 1791 г. ее разобрали, а в 1795-м «тщанием заседателя бывшего совестного суда Стефана Рыбальского, купцов Тимофея Зарембы и Андрея Хижняка» построили деревянный храм на каменном фундаменте (из Клировой ведомости Приорской Покровской церкви за 1833 год; ЦГИА) с тремя куполами. Деревянных храм, сменивший название в честь Покрова Пресвятой Богородицы (скорее всего смена названия произошла не позднее 1845 г.), был возведен в стиле украинского барокко. В 1803 г. соорудили отдельную деревянную колокольню с шатровым завершением. В первом ярусе колокольни устроили теплый (отапливаемый) придел в честь св. Николая Чудотворца, на втором ярусе – в честь великомученницы Варвары. В 1899 г. епархиальный архитектор Евгений Ермаков подготовил проект нового здания. Инженерными работами руководил Александр Вербицкий. Руководил строительством архитектор Николай Казанский. Главный придел храма, почти квадратный в плане, увенчан большим круглым барабаном с луковичным массивным куполом и четырьмя небольшими круглыми барабанами с такими же куполами. Как и ряд других проектов Ермакова, данный прект выполнен в нео-русском стиле с использованием наличников, кокошников и кирпичного орнамента. Старую постройку разобрали и 9 октября (26 сентября ст. ст.) 1902 г. заложили новый храм. На месте старого престольного места сооружен небольшой знак с оградой. Из материала разобранного здания церкви были построены «два хороших дома. Один из них арендуется церковным советом, и в нем проживает церковный причт и служители церкви».

http://sobory.ru/article/?object=13860

Великий Устюг. Яиковский Филипповский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1400 - 1450. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Вологодская обл., г. Великий Устюг, Гледенская ул.,61 Координаты: 60.772174, 46.271124 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Филипповская Яиковская Знаменская мужская пустынь С 1908 года Устюжский Знамено-Филипповский общежительный женский заштатный монастырь. Пустынь находилась с западной стороны под городом Великий Устюг на Яиковой горе на левом берегу Сухоны. Ныне город Великий Устюг Вологодской области. Основателем пустыни считается преподобный Филипп Сухонский, Яиковский, местно чтимый святой. Постриженик Михаило-Архангельского монастыря Филипп пришел на Яикову гору, построил келью и часовню в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и жил здесь отшельником до 1654 года. Был уважаем местными жителями за праведность. Скончался в 1662 году. Память празднуется в День вологодских святых. Мощи его перед революцией 1917 года покоились под спудом в Знаменской церкви. В 1722 году за пустыней числилась 101 крестьянская душа. В 1735 году построена каменная с колокольней в одной связи одноэтажная пятиглавая двупрестольная церковь. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», придельный - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. В 1764 году небогатая мужская пустынь осталась за штатом. В 1809 году по предложению епископа Евгения Болховитинова (будущий митрополит Киевский) построен первый каменный настоятельско-братский корпус на средства купеческой вдовы Анны Васильевны Курочкиной. В 1850 году теплый Филипповский придел переделан: добавлен престол святителя Николая Мирликийского. В 1908 году мужской монастырь обращен в женский. Здания монастыря в начале 20-го века: 1. Трехпрестольная Знаменская церковь. 2. Два каменных корпуса (настоятельский и сестринский). 3. Три деревянных флигеля. 4. Деревянный дом для семьи священника.

http://sobory.ru/article/?object=27690

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010