Быстрому распространению влияния Л. во Франции (в 1660 в стране было уже 23 общины) способствовали разрабатываемые ими программы обучения духовенства: с 1633 г. в приорате св. Лазаря проходили «конференции по вторникам» (Conférences du mardi), к-рые посещали мн. известные церковные деятели, в т. ч. Жан Франсуа Поль де Гонди, кард. де Рец (1613-1679; с 1652 кардинал, архиепископ Парижа (1654-1662)), католич. богослов Ж. Б. Боссюэ (1627-1704; с 1681 епископ Мо), один из первых членов Французской академии, поэт Антуан Годо (1605-1672; епископ Граса (1636-1653) и Ванса (1638-1672)), основатель конгрегации сульпициан Ж. Ж. Олье (1608-1657). В коллегии Бонз-Анфан с 1642 г. действовала семинария св. Фирмина. В кон. XVIII в. под рук. Л. находилось ок. 60 семинарий во Франции и более 30 в др. странах Европы. Л. вместе с членами жен. конгрегации дочерей милосердия организовывали госпитали, приюты для сирот, а также дома для священников на покое. За пределами Франции обители Л. были основаны в Риме (1642), Генуе (1645), Турине (1654), Неаполе (1668); с 1646 г. представители конгрегации действовали в Ирландии (в 1679 изгнаны оттуда англ. властями и смогли возобновить там свою деятельность только в XIX в.). С 50-х гг. XVII в. Л. проповедовали в Польше (в 1651 появилась община Л. в Варшаве, в 1656 - в Кракове, в 1687 - в Вильно); поддержку им оказывала франц. принцесса Луиза Мария де Гонзаг, в 1646 г. ставшая женой польск. кор. Владислава IV Вазы (1632-1648), а после его смерти - кор. Яна II Казимира (1648-1668). Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Важной частью деятельности Л. стала миссионерская работа в нехрист. странах. В 1645-1646 гг. были основаны миссии Л. в Сев. Африке (после учреждения франц. консульства в Алжире Л. были в нем капелланами, часто члены конгрегации выполняли функции временных консулов); в 1648 г.- на Мадагаскаре (из-за неблагоприятного климата, способствовавшего распространению болезней, а также из-за враждебного отношения местных жителей в 1674 миссионерам пришлось покинуть остров; в 1896 деятельность Л. на Мадагаскаре была возобновлена). В 1656 г. члены рим. общины Л. отправились с миссионерской деятельностью в Ливан. В 1697 г. 1-я миссия Л. появилась в Китае. С нач. XVIII в. Л. проповедовали на о-ве Бурбон (ныне Реюньон, заморский деп. Франции). С 1780 г. действовала миссия Л. в Гоа. В 1782 г. была основана миссия Л. в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/2462507.html

628 Philippides D., Constanias G. Γεωγραφα Νεωτερικ. Τ. 1–2, passim (отрывки см. в кн.: Papadopoullos Т. Η. Op. cit. P. 136–137). " Ελληνικ Νομαρχα τοι Λγος περ " Ελευθερας/Ed. Tomadakis, passim. 629 Полное название памфлета следующее: Διδασκαλα Πατρικ. Συντεθεσα παρ του Μακαριωττου Πατριρχου της γας πλως " Ιερουσαλμ κρ νθιμου εις φλειαν των ορθοδξων Χριστιανν νυν πρτον τυπωθεσα δι " ιδας δαπνης ( του Παναγου Τφου. Κωνσταντινοπολις, 1798. См. также вариант текста в кн.: Zakythinos D. Τουρκοκρατα. Σ. 82. Macraios S. Υπμνημα " Εκκλησιαστικς " Ιστορας// Sathas С. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Σ. 394, обвиняет Григория, которого он не любил, в том, что он пытался воспользоваться предсмертным состоянием Анфима для того, чтобы напечатать памфлет под его именем. 630 Korais Α. Αδελφικ Διδασκαλα πρς τος ευρισκομνους κατ πασαν τν θωμανικν πικρτειαν Γραικος, ες αντρρησην κατ της Ψευδονμου ν ονματι το μακαριωττου πατριρχου " Ιεροσολμων κδοθεσης ν Κωνσταντινουπλει πατρικς Διδασκαλας. 631 Botzaris Ν. Op. cit. Ρ. 83—100. Дэллавей, который знал Константина Ипсиланти, считал, что он умен и достоин уважения (Op. cit. Р. 103). Историк Hypsilantis А. С. Τ μετ την " Αλωσιν (1457–1789), который писал в 1789 г., считал, что греки потеряли шансы на свободу изза своих пороков, и только русские могли спасти их (Op. cit. Р. 534). 632 Английский перевод был опубликован в кн.: Swan С. Voyage up the Mediterranean. 1826. Существует также греческий перевод, сделанный кемто, кто подписался как " Ν. Ηδαιεφαβ " (очевидно, это зашифрованная подпись), под названием Σγγραμμα των π την Κωνσταντινοπολιν πριγκπων της Βλαχο–μολδαβας, των λεγομνων Φαναριωτν, παρ το Μρκου Φιλππου Ζαλλνη… Paris, 1831. Переводчиком, вероятно, был Кораис. Заллонис часто выдвигает ошибочные обвинения, например, когда обвиняет фанариотов во враждебном отношении Православной Церкви к Риму. (С. 138 сл. французского издания). Английский путешественник Торнтон почти столь же язвителен в отношении управления фанариотов Т. The Present State of Turkey. Vol. II. P. 297–380. 1809), но Торнтон не любил всех греков. Wilkinson W. An Account of the Principalities of Wallachia and Moldavia, passim более благосклонно настроен и вменяет фанариотам в заслугу то, что они способствовали улучшению образования. Д–р Адам Ниле, ездивший через Молдавию в 1805 г., похвально отзывался о правлении Александра Мурусси, но рассматривал его как исключение (Travels through some parts of Germany, Poland, Moldavia and Turkey. P. 164).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

588 О Церкви в княжествах см.: Jorga N. Istoria la Biserica Romдnilor, passim. 589 Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 163–179. См. выше: Кн. II, гл. 3. 590 Daponte К. Χρονογρφος. Σ. 9–17. 591 Ibid. Σ. 7–41; CantemirD. Op. cit. P. 370–371. 592 О деятельности Константина Бранковича см.: StourdzaA. Op. cit. P. 47 ff. Там приводятся ссылки на подлинные румынские источники. Cantemir D. Op. cit. P. 371–372 приводит предвзятый рассказ о нем и его семье на основании сплетен. 593 О Димитрии Кантемире и его сочинениях см.: CantemirD. Op. cit. P. 455–460. Естественно, что в «Истории» дается весьма тенденциозная оценка его деятельности. 594 Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 224–225. См. также: HypsilantisA. С. Τ μετ την " Αλωσιν (1453–1789). Σ. 320 ff. 595 Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 224–225. См. также: HypsilantisA. С. Τ μετ την " Αλωσιν (1453–1789). Σ. 320 ff. 596 Wilkinson W. Op. cit. P. 95–98; XenopolA. D. Histoire des Roumains. Vol. II. P. 207–212. О Константине Маврокордато см.: Hypsilantis A. Op. cit. P. 340–349; Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 231–232. Список господарей см.: Stourdza A. Op. cit. P. 89–90. 597 Wilkinson W. Op. cit. P. 60–71. 598 См.: SetonWatson R. W. A History of the Roumanians. P. 126–143. В начале XIX в. д–р Роберт Вэлш говорит, что восемь семей фанариотов получили княжеский титул — Маврокордато, Мурусси, Ипсиланти, Каллимахи, Сутцо, Ка–раджа, Хантчерли и Маврогенисы (Residence at Constantinople during the Greek and Turkish Revolutions. Vol. II. P. 402–403). Он не упоминает семьи Кантакузи–нов, Гика и Раковица, которые также были княжеского происхождения. 599 MacMichael W. Journey from Moscow to Constantinople. P. 107. Он описывает помпезность и блеск дворов фанариотов: Ibid. Р. 92 ff. Граф де Отерив через тридцать лет подобным образом комментирует славу князя (Voyage en Moldavie. P. 368). 600 О реформах см.: Papadopoullos Т. Н. Studies and Documents relating to the History of the Greek Church and People under Turkish Domination. Bibliotheca Graeca Aevi Posterioris. Vol. I. P. 48–57. См. выше: Кн. II, гл. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

Безродов Василий Вас. В1766 г. обучался в грамматике Безсонов Фёдор. Состоял певчим. В 1783 г. уволен, во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129). Бережков Ефим Козьм. 1788 г. обучался в синтаксеме, 1789 г. из риторики произведен в пономари в с. Бережки (Арх. Суз, кон. 1789 г., 983). Березин Иван Ив, 1771 г. из инфимы определен в с. Березники, Юр. у., пономарём «для лучшаго пропитания» (утверждено место); 1774 г.– дьячкомъ (Арх. Суз. кон. 1774 г., «для пропитания». Березин Никита Ив. В 1755 г. обучался в грамматике. Благовестов Иван. Состоял певчим. В 1783 г. уволен во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129. Благовещенский Александр. 1788 г. обучался в инфиме. 1792 г. из риторики исключён за малоуспешность (Арх. Суз. конс. 1792 г., 118) Бланшев Василий. 1779 г. из синтаксимы дьячком к церкви Живоносного Источника г. Суздаля (Арх., Суз, кон. 1779 г., 7). Богдановский Дмитрий Никит. В 1764 г. характеризован: «Studet diligenter et mores probos servat» 1776 г., как слушатель богословии, священ, в с. Тейково (Арх. Суз. кон. 1767 г., Богданов Артемий Гавр. Поступил в семинарию 1763 г. В 1769 г. обучался в школе синтаксимы. Богданов Василий. 1788 г. обучался в школе аналогии. Богданов Иван. 1786 г. обучался в аналогии. Богданов Пётр. 1781 г. обучался в аналогии. Богданский Фёдор. 1786 г. обучался в аналогии. Боголепов Иван. В 1774 г. взят в семинарию. 1781 г. из риторики определен священ. Троицкой церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1781 г., 207). Боголепов Стефан Ив. В 1771 г. обучался в классе аналогии. Боголюбов Алексей, 1774 г. поступил в семинарию, 1776 г. определен дьячком к Источниковской церкви г. Суздаля (Арх, Суз. кон. 1776 г., 18). Боголюбов Алексей Петров. 1781 г. из риторики в приказные Суздальского уездного суда (Арх. Суз.кон. 1781 г., 337). Богоявленский Яков. В 1788 г. учился в грамматике. В 1790 г. из синтаксимы пономарём в с. Заполицы (Арх. Суз. кон. 1790 г. Оп. 2, 66). Браденский Иван. В 1786 г. обучался в школе поэзии, 1787 г. – свящ. в с. Алексино (Арх. Суз.кон. 1787 г., 385).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алтайцы кочевали южнее русских пограничных линий. Уже с начала XVIII в. алтайцы начали переходить в русское подданство. Это было вызвано, с одной стороны, обострением противостояния джунгарских феодалов Цинской империи, а с другой стороны – угрозой порабощения алтайцев Цинской империей. В 1707 г. алтайские «князцы» отправили посольство в Томск с обещанием принять русское подданство со всем народом при условии защиты их от китайцев 80 . Согласно исследованиям ученого из Новосибирска М. Н. Колоткина, наибольший расцвет миссионерской деятельности на Алтае в XVIII в. приходится на 50–70-е гг 81 . В 1754 г. протопоп Симеон Мефодиев сообщил в Тобольск о 47 инородцах, принявших крещение. У всех крестившихся восприемниками были служивые казаки Бикатунской крепости 82 . В доношении протопопа Симеона Шелковникова говорится о крещении в 1757 г. в районе Телецкого озера 82 телесов в возрасте от одного до 74 лет. Все крестившиеся получили русские имена 83 . В том же 1757 г. протопоп Василий Иванов из Барнаульского духовного правления произвел крещение 144 человек из числа алтайцев при Колывано-Воскресенском заводе 84 . Здесь крестились в основном семьями, а среди крестных отцов подавляющий процент составляли служивые казаки Колывано-Кузнецкой линии. Все аборигены при крещении были «обучаемы краткими молитвами», и все они «дабы соблагославительно было оным новокрещеным за принятие святого крещения, были пожалованы трехлетней льготой и вознаграждением» 85 . Но наибольшее число «инородцев» было крещено в 1758 г. Протопоп Василий Русанов и архимандрит Михаил в том году окрестили 775 бывших подданных «Зенгорской землицы», из них алтайцев было около 100 человек. В Бийской крепости тогда было крещено 16 человек (4 семьи). 84 телеута крестились в Усть-Каменогорске. Наличие среди восприемников значительного числа служилых людей дает основание полагать, что не специально призванные миссионеры, а священники крепостей и укрепленных казачьих линий с преданными им служилыми казаками играли ведущую роль в деле распространения христианства среди инородцев Алтая в XVIII в. В подтверждение этому добавим, что в период с 1763 по 1789 гг. во всей Тобольской епархии насчитывалось всего два священника, призванных заниматься миссионерской деятельностью, да и то деятельность их была прекращена в 1789 г. специальным постановлением Синода 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

В. К какому времени следует отнести начало развития современного социализма? О. К началу XIX века. В. Что послужило поводом возникновения новейшего социализма? О. Разочарование в политических реформах, произведённых в интересах демократии. Так, в результате «великой французской революции 1789 года» оказалось, что политическая свобода, на которую тогда возлагались большие надежды, может соединяться с экономическим рабством: когда свободы много, а есть нечего, тогда свобода есть свобода умирать с голоду. До 1789 года думали, что единственной причиной общественных бедствий является старый политический и социальный порядок, и политическая борьба велась между реакционной аристократией и либеральной буржуазией. Но когда реакционные элементы были побеждены буржуазией, оказалось, что жизнь и развитие (эволюция) общественных отношений выдвинули снова два класса людей, интересы которых рано или поздно должны были вступить в борьбу. Этими классами оказались буржуазия и пролетариат. В. Что такое буржуазия? О. Буржуазией (буквально: горожане) называются собственники, у которых есть производящее доход имущество и средства производства; с помощью этих средств производства вырабатываются новые продукты руками других, наёмных, людей. В. Что такое пролетариат? О. Пролетариат состоит из людей, работающих над чужой собственностью и чужими средствами производства. В. Чем ознаменовалась эволюция экономического развития к началу XIX века? О. Открытия и изобретения повлекли за собой развитие техники при работе и усовершенствование машин в ущерб ручному труду. Это вызвало развитие крупного, так называемого капиталистического производства. Вытеснение машинами кустарей образовало армию нигде не занятых рабочих, вызвало рост пауперизма (обеднения масс) и поставило на очередь рабочий вопрос. В. Чем руководствовалась экономическая деятельность того времени? О. Принципом свободы личной, индивидуальной самодеятельности и самоопределения. Такая свобода была неизбежными выводом из провозглашённых первой французской революцией начал личной свободы и гражданского равенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

племена. С началом широкомасштабного освоения региона в 30-40-х гг. XVIII в. туда стали переселяться татары из Ср. Поволжья, в городах оседали выходцы из Ср. Азии, занятые в приграничной и караванной торговле. В силу преобладающей доли мусульм. населения, удаленности от основных районов миссионерской деятельности правосл. Церкви в Поволжье именно Юж. Урал стал полигоном для отработки новых моделей взаимодействия гос-ва с ислам. институтами. По Высочайшему указу от 22 сент. 1788 г. было образовано Оренбургское магометанское духовное собрание как централизованный орган управления ислам. общинами в России. 4 дек. 1789 г. оно официально открылось в Уфе, в 1797-1802 гг. располагалось в Оренбурге, затем вновь вернулось в Уфу. Деятельностью духовного собрания руководили председатель (муфтий) и 3 заседателя (кади). Муфтий назначался пожизненно императором по представлению министра внутренних дел; кади первоначально избирались на 3 года мусульм. духовенством Казанской губ., а после 1889 г. их стало утверждать на тот же срок МВД по представлению муфтия. По указу имп. Екатерины II в 1783-1785 гг. на оренбургском Меновом дворе за гос. счет была построена мечеть для мусульм. торговцев, приезжавших на ярмарку. В 1789-1817 гг. при ней действовало казенное мусульм. уч-ще для воспитания детей казах. элиты. В 1802-1804 гг. из гос. бюджета финансировалось возведение 1-й мечети Оренбурга для мусульм. купцов, поселившихся внутри крепости. В 1837-1846 гг. по инициативе властей сооружена 2-я караван-сарайская мечеть для башкир и татар, которых ежегодно командировали в Оренбург на военную службу по охране границ. В дальнейшем эти храмы содержались за казенный счет, а их духовенство получало гос. вознаграждение вплоть до нач. XX в. Первая мечеть в Илецкой Защите также была построена в 1833-1835 гг. при активном содействии гос. органов, видевших в этом средство для укрепления связей с кочевым казах. населением. В Оренбургской губ. мусульмане традиционно пользовались поддержкой и органов местного самоуправления, к-рые бесплатно предоставляли землю для строительства мечетей и учебных заведений, выдавали пособия на содержание мусульм.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Французская революция (1789-1799) и последующие события тяжело отразились на состоянии ордена. В 1790 г. все монашеские ордены и конгрегации на территории Франции были упразднены. Политика секуляризации проводилась также на землях, занятых франц. войсками в период наполеоновских войн. В Австрии в результате церковной политики имп. Иосифа II (1765-1790) местные структуры К. были отделены от ордена. В 1804 г. Римский папа Пий VII выделил из ордена испанские провинции, подчинив их отдельному генеральному викарию. В нач. XIX в. секуляризация капуцинских обителей была проведена в Баварии, Богемии и Венгрии. В 1782-1847 гг. численность ордена сократилась с 28,5 тыс. до 11 тыс. чел. и продолжала уменьшаться. Между 1789 и 1847 гг. не состоялось ни одного генерального капитула К., управление орденом осуществлялось либо викариями, либо генеральными прокураторами, назначавшимися папой Римским. Несмотря на внешние потрясения, в этот период продолжалась миссионерская деятельность К. в Америке и Азии. В 1787 г. в Анконе (Италия) была открыта миссионерская семинария для К., отправлявшихся в Тибет. В 1795 г. подобная семинария для латиноамер. миссии была создана в Санлукар-де-Баррамеда (Испания). Под руководство К. передан учрежденный в 1820 г. апостольский викариат Тибета и Индостана, впосл. из него были выделены апостольские викариаты Сардхана и Агра. В 1842 г. проповедники-К. прибыли в Китай, однако постоянная миссия появилась только в 1921 г. К. приняли участие в христианизации Филиппин. В 1848 г. К. открыли католич. миссию в Чили, в 1852 г.- в Гватемале, в 1870 г.- в Уругвае. Организатором постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 г. стал Гвильельмо Массая; в 1863 г. проповедь христианства в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 г. была создана ветвь К. эфиоп. обряда (подготовка католических пресвитеров-К. эфиоп. обряда ведется в орденской семинарии в Адди-Грате). Мон-рь капуцинов в Зальцбурге. Акварель. XIX в. (частное собрание) Мон-рь капуцинов в Зальцбурге. Акварель. XIX в. (частное собрание) С сер. XIX в. началось восстановление орденских структур в Европе; большую роль в этом сыграли генеральные министры ордена Венанцио Бурдезе (1847-1853) и Бернард Кристен (1884-1908). Последний реорганизовал пастырскую и миссионерскую работу К., подчинив контроль за ней генеральному министру ордена (до этого миссии К. координировал назначаемый папой Римским прокуратор ордена), способствовал воссоединению с орденом его испан. ветви (1885). В 1884 г. был учрежден ежегодник «Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum»; по распоряжению генерального министра ордена в каждой провинции создавались низшие семинарии (серафические коллегии), где могло обучаться местное население. В 1908 г. в Риме основана международная коллегия католич. св. Лаврентия из Бриндизи.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

Кут — задний угол в избе, обычно пространство между стеной и печью. Кут — задний угол в избе, обычно пространство между стеной и печью. Экономические крестьяне — категория государственных крестьян, возникшая после секуляризации монастырских и церковных крестьян в 1764 г. Находились в ведении Коллегии экономии, а с 1786 г. стали государственными. Экономические крестьяне — категория государственных крестьян, возникшая после секуляризации монастырских и церковных крестьян в 1764 г. Находились в ведении Коллегии экономии, а с 1786 г. стали государственными. Податная тетрадь — книга, где фиксировались сведения об уплате податей (прямых налогов): подушная подать, оброчная подать и т. д. Податная тетрадь — книга, где фиксировались сведения об уплате податей (прямых налогов): подушная подать, оброчная подать и т. д. Барма — в ярославских диалектах «бормотун», человек, неясно или невнятно говорящий. Барма — в ярославских диалектах «бормотун», человек, неясно или невнятно говорящий. Имеется в виду Великая французская революция. Имеется в виду Великая французская революция. Кузьмин Павел Николаевич — исправник в Рыбинске. Кузьмин Павел Николаевич — исправник в Рыбинске. «Утопия» (1516) — роман Томаса Мора. В руки Васильеву могли попасть следующие издания: «Книга всевозможно лучшего правления, или Утопия» (СПб., 1789); «Философа Рафаила Гитлоде странствование в Новом Свете и описание любопытства достойных примечаний и благоразумных установлений жизни миролюбивого народа острова Утопии» (СПб., 1790). «Утопия» (1516) — роман Томаса Мора. В руки Васильеву могли попасть следующие издания: «Книга всевозможно лучшего правления, или Утопия» (СПб., 1789); «Философа Рафаила Гитлоде странствование в Новом Свете и описание любопытства достойных примечаний и благоразумных установлений жизни миролюбивого народа острова Утопии» (СПб., 1790). Имеется в виду или лондонское издание «Записок И. Д. Якушкина» (1862), или лейпцигское издание 1875 г. Иван Дмитриевич Якушкин (1793–1857) — декабрист, отеи Е. И. Якушкина.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Γεδεν. Σ. 560. 514 Ibid. Σ. 582. 515 Муравьев А. И. Указ. соч. Ч. И. С. 191, 316. 516 Там же. С. 291. 517 Κομνηνο Υψηλντου. Τ μετ τν λωσιν. Σ. 365-366; Βενδτς. Σ. 87; Μακραος. Σ. 208 518 Κομνηνο Υψηλντος. Σ. 367-369. 519 По другому известию (Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены. 520 Κομνηνο Υψηλντον. Σ. 369-370; Μακραος. Σ. 210. 521 Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35. 522 Βενδτς. Σ. 88. 523 Μακραος. Σ. 223. 524 Βενδτς. Σ. 5; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 786 (греч. подлинник - Σ. 142- 143). 525 Ricaut. Historia de l " eglise Grecque. Р. 111-112. 526 Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий. 3-е изд. СПб., 1900. С. 709. 527 Μελετου. Т. III. Σ. 485-486; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник - Σ. 140-141). 528 Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 648 (греч. подлинник - Σ. 132). 529 Λοσιθου. Σ. 1175; Γεδεν. Σ. 577. 530 Βενδτς. Σ. 7; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 791. 531 Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774-1780); Гавриил IV (1780-1785); Прокопий (1785-1789); Неофит VII (1789-1794); Герасим III (1794-1797); Григорий V (1797-1798); Неофит VII, вторично (1798-1801); Каллиник V (1801-1806); Григорий V, вторично (1806-1808); Каллиник V, вторично (1808-1809); Иеремия IV (1809-1813); Кирилл VI (1813-1818); Григорий V, в третий раз (1818-1821); Евгений II (1821-1822); Анфим III (1822-1824); Хрисанф (1824-1826); Агафангел (1826-1830); Константий I (1830-1834); Константин II (1834-1835); Григорий VI (1834-1840); Анфим IV (1840-1841); Анфим V (1841-1842); Герман IV (1842-1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845-1848); Анфим V, вторично (1848-1852); Герман IV, вторично (1852-1853); Анфим VI, вторично (1853-1855); Кирилл VII (1855-1860); Иоаким II (1860-1863); Софроний III (1863-1866); Григорий VI, вторично (1867-1871); Анфим VI, в третий раз (1871-1873); Иоаким II, вторично (1873-1878); Иоаким III (1878-1884); Иоаким IV (1884-1886); Дионисий V (1887-1891); Неофит VIII (1891-1894); Анфим VII (1895-1897); Константин V (1897-1901). Теперь патриаршую кафедру занимает Иоаким III, во второй раз. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов. 532

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010