Проявление этого позыва, не подавляемого воздержанием, служит началом порока, развивающегося в чревобесную страсть (ibid.). Последствиями чревобесия первого рода бывают ненависть к монастырю и бегство из него (И. Кассиан, Collat. V, с. 11, р. 624). Описанный вид чревобесия ясно не обозначается бл. Диадохом. Вторым видом чревобесия является гортанобесие (λαιμαργα). Определение гортанобесия находим у Климента Александрийского и аввы Дорофея . «Гортанобесие, по Клименту, есть бешенство в горле» (Paedag. lib. II, с. 1. Μ. 1. с. р. 397 А.: λαμαργα μανα περ τν λαιμν). «Когда, – говорит авва Дорофей , – наслаждение (δον) проявляется только в горле, то (чревобесие) называется гортанобесием от «μαργανειν τν λαιμν»… (беситься горлом, Διδασκ. XV. с. 2. p. 1789 CD.). Возбудителем гортанобесия считается чревобесие, приводящее в движение всякое искусство, чтобы доставлено было наслаждение горлу ( Нил Синайский , Λγ. σκητ. с. 58. Μ. 1. с. р. 792 В.). В состав гортанобесия входят следующие элементы: а) Наслаждение (δον). Ибо гортанобесие требует пищи не для насыщения только, но и для наслаждения ею (Дорофей, 1. с. р. 1792 А.: τ φαγεν δι τν δονν). Иногда наслаждение пищей настолько овладевает ядущим (τοσοτον ττται τ δον ατο, ibid.), что он, по словам аввы Дорофея , задерживает нравящуюся ему пищу во рту, долго жуёт её, по причине наслаждения не желая проглотить её (ibid. р. 1780 ВС.). в) Усладительность снедей ( δτης), усладительные яства (τ δα βρματα, ibid.). При гортанобесии не столько имеет значение количество съедаемой пищи, сколько вкусовые качества её (ibid. р. 1789 В.: оκ ε ϑλει πολλ φαγεν, λλ ϑλει ν (ε;) δα); ибо подверженный гортанобесию монах наслаждается снедями, старательно приготовленными и, по выражению И. Кассиана, деликатнейшими (Collat V, с. 11, р. 625 А.: accurationes ас delicatissimos desiderat cibos. – De coenobior. inst. lib. V, c. 13, p. 240 С.: ...accurationibus epulis et esculentioribus oblectatur). с) Участие зрения, вкуса и обоняния в гортанобесном наслаждении снедями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Как все это старо... Для сравнения перенесемся мысленно во Францию. Ни для кого теперь не составляет тайны та огромная роль, которую сыграло масонство в деле подготовки французской революции. «Братьям каменщикам», правда, удалось запугать Тэна, знавшего их «работу», но не решившегося сказать это в своем известном труде, страдающем поэтому странными недоговоренностями. Но теперь, не говоря про специальных исследователей и врагов масонства, даже просто историк Луи Мадлен в выпущенной десять лет тому назад истории (перевод с французского С. Штейн, т. I, изд. 1922 г.) прямо говорит следующее: «Армия, которая во Франции (я отсылаю здесь к исследованию Борда) была колыбелью масонства, привезенного из Англии ирландскими полками, остается самой лучшей средой его распространения. В 1789 году существует 25 военных лож, „Совершенный Союз“ у Виварэ, „Святой Александр“ у мушкетеров, „Чистота“ в Саарском полку, „Согласие“ в Оверньском – бесполезно их все перечислять. Не будем углубляться, господствует ли в этих ложах революционный дух; во всяком случае, там царствует дух равенства. Если полковник сидит не только рядом, но даже ниже унтер-офицера – это может вконец разрушить дисциплину. А так случается: в ложе „Союза всей Артиллерии“ досточтимым председателем является сержант Компаньон, в то время как маркиз Д’Авринкур, маршал, является только представителем „Великого Востока“. Признаемся, что трудно себе представить, как это Ав- ринкур будет отдавать приказание сержанту Компаньону открыть огонь против народа, требующего вслед за ними „совершенного равенства“. Все это приводит к тому разложению армии, при котором нас заставят присутствовать события, начиная с бунта французской Гвардии в июле 1789 года до бунта гарнизона в Нанси в августе 1790 года. И это, так же, как и несоответственная политика, обезоруживает Короля и предает его» (с. 41–52). Масонство, руководя революцией, организовывая истребление враждебных ему людей, посылая на эшафот Королевскую Семью и вынужденное для всего этого разнуздывать преступные народные страсти, – начиная с 1793 г., как и теперь, стало побаиваться выскальзывавшего из его рук движения толпы, где властвовали представители крайних течений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1789-1790 годах Карамзин совершил большое путешествие по Европе. Объехал Германию, Англию. Швейцарию. Во Франции он оказался в период крушения монархии Бурбонов, став свидетелем торжества насилия толпы. Революционные безумства вызвали глубокое отвращение, и до самой смерти Н. М. Карамзин являлся ярым ненавистником " активных общественных действий " . После возвращения в Россию он основывает " Московский журнал " , ставший первым русским литературным журналом. В 90-е годы XVIII века в печати появляются его стихи, повести, рассказы, путевые очерки. Его имя становится известным, а произведения - популярными. В 1803 году повелением Александра I ему было поручено составление монументального исторического труда. Карамзину присвоили официальное звание историографа и назначали ежегодное государственное денежное содержание. Последующие 20 с лишним лет Н. M. Карамзин целиком занят написанием обширного труда. В 1816-1817 годы вышли первые 8 томов, а затем еще 4 (последний, 12-й, появился уже после смерти автора). Хотя и раньше появлялись общие исторические исследования - еще в XVIII веке вышли работы В. Н. Татищева (1686-1750) и М. М. Щербатова (1733-1790) - но по своему масштабу, по количеству и многообразию использованных документов Карамзин превзошел предшественников. Имелось и еще одно существенное отличие: карамзинское повествование написано ярким литературным языком, что делало его сочинение доступным не только небольшому числу ученых-специалистов, но всей, как тогда говорили, " читающей публике " . Обширный исторический трактат появился в переломную эпоху, живым свидетелем и заинтересованным зрителем которой являлся Н. М. Карамзин. Революция 1789 года во Франции, варварство якобинского террора, утверждение у власти Наполеона, череда кровавых войн, сотрясавших Европу в конце XVIII - начале XIX веков, меняли политический порядок вещей и представлений. " Кипение живой истории " разрушало многие иллюзии. Человеколюбивые идеи Вольтера, Монтескье и Руссо привели на их родине не к тожеству государства общественного благоденствия, а к гильотине, к кровавой диктатуре черни. На смену одной несправедливости пришла другая, еще более жестокая, но на сей раз прикрывавшаяся лозунгами добра и счастья.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

12.) Префекту надсматривать над конюхом и лошадьми семинарскими, чтоб сено и овес излишне трачены не были, чтоб конюшенная сбруя была цела, почему и должен он иметь оной опись. 13.) Если интендант в каких вещах для семинарии усмотрит нужду, или когда нужно будет делать подряды в поставлении каких либо припасов, то он сам собою те вещи покупать также и подряжать и с подрядчиками заключать контракты не может, а прежде о том должен представлять ректору и префекту, и чтоб ими обще с интендантом положено будет, по тому и исполнение делать; равным образом и другие их приказания, касающиеся до наблюдения экономии и до искупления таких вещей, который хотя к покупка в расписании не назначены имянно, но смотря по обстоятельствам для семинарии искупать, на основании мелочной и непредвиденной в расписании изображенных статей суммы, почтут они за нужное, исполнять без отрицательно. 14.) Когда по семинарии бывает надобность делать вновь и починять крыльца, кровли, в покоях поды, печи, столы, скамейки, двери, оконницы и прочее, то дабы все оное было додано прочно и надлежащим образом, должен прилежно смотреть интендант, а для исправления помянутых надобностей подряжать плотников, печников и прочих мастеровых людей, иметь ректор и префект, обще с интендантом. 15.) Понеже для исполнена предписания, в сей инструкции изображенных, интендант по большой части будет иметь нужду в истопниках; то оным из его повеления не выступать. 16) Если же какие в должности интенданту откроются препятствия или неудобства: то должен оныя с обстоятельством немедленно представлять о том для надлежащего рассмотрения ректору и префекту. 159 Предписание Платона от 21 августа 1789 г. в делах арх. Троиц, семинар, сего года N40. Тут же и учреждение о платониках. 161 Ibid N25 резолюция от 29 июня 1796 г. Под прежним учреждением от 4,000 р. разумеется не учреждение о Платониках, которое состоялось в августе 1789 г., но учреждение о 10,000 р., положенных на имя лавры, из которых с 4,000 р. билета проценты назначены были в пользу семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Именно поэтому я опираюсь в большей степени на сочинения и выступления Пап, нежели на собственные убеждения, которые можно было бы списать на особенности моего начального образования, полученного во Французской семинарии в Риме. Отец Ле Флок, который возглавлял эту семинарию в пору моего учения, действительно имел репутацию весьма твердого традиционалиста. И обо мне можно было бы сказать: «Да он просто находится под влиянием того, что ему внушали в семинарии!» Что ж, я не отрицаю этого влияния, и более того, я каждый день благодарю Бога за то, что он дал мне в наставники и учителя отца Ле Флока. Тогда его упрекали в занятиях политикой; только Бог знает, является ли это преступлением, или совсем наоборот, – проводить политику Иисуса Христа и побуждать политиков к использованию всех законных средств, даже средств правосудия, для того чтобы изгнать из своего града врагов Господа Нашего Иисуса Христа! 55 Но, собственно говоря, отец JIe Флок никогда не вмешивался в политику, даже в период заговора, предпринятого против «Аксьон франсез», 56 и кризиса, случившегося как раз тогда, когда я был семинаристом. Однако опасность модернизма, силлонизма, либерализма была постоянной темой бесед, которые вел с нами отец JIe Флок. Опираясь на энциклики Пап, он внушал нам глубокое, прочно обоснованное, подкрепленное незыблемой доктриной Церкви убеждение в опасности этих заблуждений. Это убеждение я и хочу передать вам, как факел, который передают своему потомству, как светоч, который предохранит вас от этих заблуждений, укоренившихся как никогда in ipsis Ecclesiae venis et visceribus, в самых жилах и внутренностях Церкви, по словам святого Пия X. Теперь вы понимаете, что мои личные политические суждения, – например о режиме, который бы наилучшим образом подходил Франции, – не так уж важны. К тому же факты говорят сами за себя: демократия осуществила то, о чем и не помышляла французская монархия: пять кровавых революций (1789, 1830, 1848, 1870, 1945), четыре иностранных вторжения (1815, 1870, 1914, 1940), два разграбления Церкви, с упразднением религиозных орденов, закрытием католических школ, секуляризацией институтов (1789 и 1901) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Этот труд очищения и усвоения принципов 1789 года II Ватиканский Собор счел своей главной задачей: «Прежде всего Собор считает необходимым вынести суждение в этом свете [в свете веры] о ценностях, особо чтимых нашими современниками (права человека, свобода, терпимость и т. д.), и восстановить их связь с божественным источником. Ибо в той мере, в какой эти ценности порождены человеческим гением, являющимся даром Бога, они – благие ценности. Вместе с тем нередко случается так, что развращенность человеческого сердца лишает их должного значения: поэтому они и нуждаются в очищении». 96 И Собор выполнил эту задачу, как это явствует из слов кардинала Ратцингера: «Проблема 1960-х годов заключалась в том, чтобы принять наилучшие ценности из числа тех, которые выработала за последние двести лет „либеральная” культура. Хотя эти ценности возникли за пределами Церкви, они могут найти свое место – будучи очищены и исправлены – в ее [Церкви] видении мира. Вот что было сделано». 97 Я намеренно привел все эти тексты, чтобы продемонстрировать поразительное единодушие в стане теологов, которые подготовили, собрали и провели II Ватиканский Собор. Однако их утверждения, которые почти буквально повторяют одно – другое, суть не что иное, как жестокий обман. Утверждать, будто Папы не понимали, что в принципах 1789 года содержится христианская истина, – это просто страшно! Назовем вещи своими именами: Разумеется, Папы осуждали рационализм, индивидуалистический индифферентизм и государственный монизм. Но они осуждали не только их! Они осуждали современные свободы как таковые. Религиозная свобода была осуждена за то, что представляет собой она сама, а не по причине исторических обстоятельств эпохи ее возникновения; ибо, если ограничиться единственным примером, либерализм Ламенне (осужденный Григорием XVI) не был абсолютным и атеистическим либерализмом философов XVIII века (который подверг осуждению Лeb XIII в энциклике «Immortale Dei»), и тем не менее все либералы, вне зависимости от серьезных или поверхностных различий их принципов, требовали одной и той же религиозной свободы. Все разновидности либерализма роднит отстаивание права человека не преследоваться светской властью в публичном исповедании избранной им религии; их общим знаменателем (как указал на это кардинал Бийо) является отказ от всякого принуждения в религиозной области. Который-то как раз и осуждали Папы, и я готов привести тому свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Ст. 36 того же устава определяет: «за нарушение вне молитвенных зданий благочиния общенародными забавами и увеселениями, или какими-либо бесчинствами, препятствующими божественной службе, виновные, когда ими не совершено при том оскорбление святыни, подвергаются аресту не свыше пятнадцати дней, или денежному взысканию не свыше пятидесяти рублей. Тому же взысканию подвергаются виновные в нарушении порядка при торжественных шествиях и празднествах. По разъяснению Уголовного Кассационного Департамента Правительствующего Сената (Реш. 1869 г. 336), порядок, тишина и спокойствие могут быть столько же нарушены словами, как и действиями, смотря потому – как, где, в какое время и при каких обстоятельствах они были произнесены и какими сопровождались последствиями. 125 В 1722 г. ВЫСОЧАЙШЕ повелено Святейшему Синоду или из напечатанных уже проповедей, выбрав лучшие и нравоучительнейшие, напечатать в одну книгу, или нарочно сочинить приличные на все воскресные и праздничные дни и такие книги раздать по церквам, дабы их неученые священники, как для своего собственного, так и для слушающих наставление, читать могли. Во исполнение этого, Синодальными Членами, Преосвященным Гавриилом, Архиепископом Новгородским и Преосвященным Платоном, Архиепископом Московским на все воскресные и праздничные дни поучения с разделением на три части собраны, исправлены и вновь сочинены. (Указ. 20 Мая 1775 г.) В 1789 г. попечением Святейшего Синода, сочинены указанные Духовным Регламентом три небольшие книжицы: первая Синодальным Членом Преосвященным Платоном Митрополитом Московским, под именем: «православное учение, или сокращенные христианские богословия», вторая – Преосвященным Тихоном, бывшим Епископом Воронежским, под именем: «наставление о собственных всякого христианина должностях», и третья – трудами Синодального Члена Преосвященного Гавриила Митрополита Новгородского и С.-Петербургского, составленная под именем: «Краткие поучения из разных Св. Отцов и учителей собранные.» (Указ. 20 Декабря 1789 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

(под датой 19 сентября он сообщал С. Р. Воронцову: «На сие отвечай мне в Napuж»)[lxxxiii]. Вероятно, именно в этот приезд в Лион и состоялось его знакомство с французским философом, «милым (charmant) Сен-Мартеном». По крайней мере, об этом знакомстве он говорит в своих воспоминаниях и добавляет: «И даже сделал с ним поездку в Париж». В 1787 г. они встречались в Лohдohe.[lxxxiv] Что касается места встречи Карамзина с В. Н. Зиновьевым, то Ю. М. Лотман его указывает по-разному - вначале «недалеко от Puru»[lxxxv], а в «Сотворении Карамзина» называет Нарву (что довольно-таки далеко от Риги, причем дорога из Риги в Петербург лежит через Дepnm).[lxxxvi] При этом исследователь ссылается на воспоминания самого В. Н. Зиновьева, рассказавшего, что именно в Нарве он остановился вместе с Варварой Ивановной Кошелевой «пользоваться у одного местного доктора». Но В. Н. Зиновьев не указывает точно времени своего прибытия в Нарву и сроков пребывания там (в этой части воспоминаний вообще нет никаких дат), только отмечает, что «пробыл с г-жой Кошелевой пять или шесть недель». После этого он продолжил путь в Санкт-Петербург вместе с В. И. Кошелевой (она приехала в Санкт-Петербург 8 сентября 1789 r.)[lxxxvii]. Таким образом, в Нарве путешественники, скорей всего, останавливались в июле-августе 1789 г. «31 мая Карамзин был уже в Риге, следовательно, встреча его с Зиновьевым произошла до этого числа», - справедливо пишет Ю. М. Лотман. Но почему Карамзин не мог случайно встретиться с Зиновьевым до 31 мая «на одной станции за Дерптом» (т. е. между Дерптом и Ригой), когда тот еще и не предполагал останавливаться в Нарве? Конечно, мемуарист ничего не сообщает о других задержках в пути во время возвращения в Россию (например, неизвестно, где путешественники провели май и июнь), но это ни о чем не говорит. Сам же В. Н. Зиновьев указывает: «Это путешествие не представляет ничего замечательного и почти совершенно изгладилось из моей naмяmu».[lxxxviii] Второй пример связан с действительно «масонским» путешествием друга Карамзина Алексея Михайловича Кутузова в Западную Европу (Берлин) по делам ордена розенкрейцеров в начале 1787 r.[lxxxix] Ю.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

«Если бы тайна открылась, вся ответственность пала бы на беззащитного иностранца». (Записки Ф.-Ц. Лагарпа.) Год 1794. Октябрь. 23. Лагарпу объявлено об отставке в звании полковника, с 1000 червонных на проезд и сверх пенсии полным по чину жалованьем. Год 1795. Май. 9. С.-Петербург. После отсрочки, которую Лагарп употребил на безуспешные попытки войти в доверие к Павлу, он отбывает из России. «Я… хотя и военный, жажду лишь мира и спокойствия и охотно уступлю звание за ферму подле вашей или, по крайней мере, в окрестностях». (Александр Павлович — Лагарпу, от 21 февраля 1796 г.) Дружба Нет чувства святее товарищества. В 1792м Александр познакомился со славным племянником екатерининского вельможи Безбородко, Виктором Кочубеем. Кочубей горел свободой и желал добра. Только что он вернулся из охваченной революционным огнем Франции; огнем горели и глаза его. Террор еще не начался, и как было хорошо дышать воздухом Французской революции! Чуть позже Александр Павлович сблизился с Павлом Строгановым, который тоже знал революционную Францию не понаслышке. Воспитателем Строганова был французский математик Жильбер Ромм. Подобно Лагарпу, Ромм воспитывал аристократического дитятю в демократическом духе; подобно Лагарпу, жил миром идей; подобно Лагарпу, успешно сочетал педагогическую деятельность с организационно-политической работой. В июльские дни 1789-го учитель и ученик (последний под именем Поль Очер) были в Париже, посвящали труды и дни созданию общества «Друзья Закона». Как раз летом 1789 года умер слуга Строганова, Клеман; учитель и ученик не допустили священника к ложу умирающего и затем устроили гражданские похороны. Зато в гроб (погребенный не в церковной ограде, но в саду гна Ромма) были положены Евангелие и Декларация прав человека и гражданина, а также бутылка с запиской: «Положенные здесь Евангелие и катехизис человеческих и гражданских прав свидетельствуют об его (покойника. — Л. А.) религиозных и общежитейских убеждениях…» Учитель и ученик не ведали тогда о том, что спустя три года член клуба якобинцев, член Законодательного собрания, составитель революционного календаря Жильбер Ромм окажется в числе подписавших смертный приговор Людobuky XVI, спустя два года он сам будет приговорен к смерти и заколется кинжалом за минуту до исполнения приговора. К счастью, Строганова по приказу Екатерины задолго до этого чуть ли не насильственно доставят из Парижа в Россию, где будущий наследник престола предложит ему носить тайный знак, чтобы российские якобинцы могли узнавать друг друга…

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/

Г. Э. Щеглов Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича 1. Кирилло-Мефодиевское братство при церкви Минской Духовной Семинарии//Минские ЕВ. – 1886. – – С. 472 – 477. 2. Материалы для истории Минской епархии. Материалы к биографии преосвященного Виктора Садковского//Минские ЕВ. – 1891. – – С. 692 – 697. 3. Материалы для истории Минской епархии (продолжение). Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа//Минские ЕВ. – 1891. – 1892. – – 12, 15 – 24 и отдельно: Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I – CL)/Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем . – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1892. – 201, XVI с., алф. указ. 16 с. 4. Студенты проповедники/С.Г. Р[ункевич]. – СПб., 1892. – 16+58 с. 5. Памяти преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа. Дело об арестовании поляками преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года//Минские ЕВ. – 1892. – – С. 401 – 422 и отдельно: Дело об арестовании преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 г. – Минск, 1892. – 22 с. 6. Памяти преосвященного Виктора Садковского. К столетию со дня освобождения преосвященного из Ченстоховской крепости 21 июля 1892 г.//Прибавления к Ц Вед. – 1892. – – С. 1022 – 1028. 7. Материалы для истории Минской епархии/Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем . – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1892. 8. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793 – 13 апр. 1893). – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1893. – 127, IV с. 9. Материалы для истории Минской епархии. К истории Минского кафедрального собора//Минские ЕВ. – 1893. – – С. 517 – 529 и отдельно: К истории Минского кафедрального собора. – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1893. – 12 с. 10. История Минской архиепископии (1793 – 1832): С подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью в 1794 – 1796 гг.: Исслед. Стефана Рункевича . – СПб.: Тип. А. Катанского и К., 1893. – 16, 572, XXXVIII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010