Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Князь-Владимирский собор Князь-Владимирский собор построен в 1766-1789, памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Находится на Петроградской стороне. Собор занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней. В то же время собор наглядно свидетельствует о преемственности отечественной истории — через него духовные связи града святого Петра тянутся и к Москве, и к древнему Киеву. Первоклассный памятник русской церковной архитектуры, этот храм имеет выдающееся градостроительное значение. Неповторим его художественный облик. Собор очень уютен внутри, удивительно гармоничен и располагает душу к молитве. Официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира. Содержание История [ править править код ] Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны — Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте — на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название «Мокруша», поскольку она часто заливалась при наводнениях. По преданию, ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного мазанкового храма - предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года. Священнодействие совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I. Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного.

http://azbyka.ru/palomnik/Князь-Владимир...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храмы Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 4 апреля 2009 г. 4 апреля, посещая храмы Санкт-Петербурга, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Князь-Владимирский собор, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Деревянная церковь на Петроградской стороне, недалеко от Малой Невы западнее кронверка Петропавловской крепости, была построена еще 1708 году, при императоре Петре I. Она была освящена во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Пять лет спустя вместо деревянной была заложена небольшая мазанковая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее боковые приделы во имя святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая были освящены в 1717 году, а главный, Успенский, придел – 12 апреля 1719 года. В середине XVIII века рядом с обветшавшим зданием храма началось возведение большого каменного собора, строительство продолжалось почти пятьдесят лет; за это время неоднократно менялись проекты храма, его возведение поручалось разным архитекторам. 8 сентября 1773 был освящен Успенский придел, в 1785 достроен еще один. А 1 октября 1789 года (через год после празднования 800-летия крещения Руси) освятили главный придел – во имя святого равноапостольного князя Владимира. Указом императора Николая от 22 июля 1845 года Князь-Владимирский храм стал собором кавалеров ордена святого князя Владимира всех степеней. Знак ордена был помещен над главным входом. С тех пор 22 сентября, в день учреждения ордена, в соборе ежегодно служилась литургия с молебственным пением святому князю Владимиру. Во время разрухи после гражданской войны, 6 декабря 1920 года, в крестильной комнате был освящен престол Всех Русских святых, где служили при холодной погоде. В апреле – мае 1922 года из храма были изъяты церковные ценности, а сам собор заняли «живоцерковники». 8 ноября 1926 года постановлением Президиума Ленсовета храм был закрыт как «угрожающий по своему техническому состоянию общественной безопасности». Однако 21 ноября 1927 года по просьбам верующих богослужения в соборе были возобновлены, его возвратили Православной Церкви. С 1928 по 1941 год храм являлся кафедральным собором Ленинградской епархии. Князь-Владимирский собор – один из немногих храмов города, действовавших в предвоенные годы, дни блокады и после войны.

http://pravoslavie.ru/29940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры. История и структура Возникновение Российской А. х. явилось следствием общеевроп. распространения ин-тов, объединявших мастеров живописи, скульптуры и архитектуры (Болонская академия (1585); Флорентийская академия (1562); Академия св. Луки в Риме (1593); Королевская Академия живописи и скульптуры в Париже (1648); Академия художеств в Вене (1692) и в Берлине (1694)), а также реформ светского характера, осуществленных в России на рубеже XVII-XVIII вв. Мысль об учреждении А. х. была высказана Петром I в кон. 90-х гг. XVII в. и поддержана Г. В. Лейбницем в переписке с императором. Проекты такого учреждения неоднократно возникали в 1-й пол. XVIII в. (М. П. Аврамова, 1719 и 1721; Л. Каравака, 1723; А. К. Нартова, 1724; В. Н. Татищева , 1730). По инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова указом Сената от 6 нояб. 1757 г. при Московском ун-те была открыта Академия трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры и архитектуры). Занятия начались в С.-Петербурге в 1758 г. В 1764 г. она была преобразована в Имп. А. х. «с собственными привилегиями и уставом». Через год началось строительство нового здания А. х. на Васильевской набережной по проекту архитекторов А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота (окончено в 1789). В Москве в 1833 г. открылся филиал А. х.- Московское уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В 1893 г. был принят новый «Временный устав» и А. х. разделилась на 2 учреждения: Императорскую академию (Академическое собрание), выполнявшую общественные функции, и учебное заведение - Высшее художественное уч-ще живописи, скульптуры и архитектуры. Декретом Совнаркома в 1918 г. Имп. А. х. как офиц. учреждение была упразднена. В 20-30-х гг. ХХ в. название учебного центра неск. раз менялось (Петроградские гос.

http://pravenc.ru/text/63762.html

Солоницевка. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь бывшего села Гавриловка /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1719. Год утраты:Не установлен. Адрес: Харьковская область, Харьковский район, пгт Солоницевка Координаты: 49.99166, 36.05556 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С. Гавриловка, Христорождественская церк., постр. в 1719 г. старан. прихож.; деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 130 в. Ближ. почт. конт. в г. Лебедине в 24 в. Земли усадеб. 1½ дес., пахот. 33 дес. Прихож. м. п. 710, ж. п. 625. Капитал причта 2060 р. Причта по штату полож.: священ. и псаломщ. Жалов. священ. 294 р., псалом. 98 р. Помещение для причта церковн. Школа земская. Приход. попечит. нет. Священ. Симеон Стеллецкий 65 л. Из высш. отдел. духовн. семин. Свящ. 1861 г., на настоящ. месте 1898 г. Состоит законоучител. местн. школы. Послед. нагр. камилавка 1901 г. Псаломщ. Михаил Малиженовский 29 л. Из 3 кл. дух. учил., псаломщ. 1896 г., на настоящ. месте 1898 г. Церк. стар. крест. Андрей Стреляный с 1897 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Гавриловка лежит к востоку от Харькова, в 20 км от него. Образовалась Гавриловка в 60-х г.г. XVII ст. переселенцами из хуторов сл. Обычной. Местный корреспондент в ответе на анкету, разосланную харьковским комитетом по созыву XII археологического съезда, писал, что по архивным документам церковь в Гавриловке построена в 1789 г. из дуба. Впоследствии к притвору достроили притвор, соединивший церковь с колокольней. Нам не удалось исследовать эту церковь в натуре. Обмеры её и чертежи проделал архитектор В.К. Троценко. Фото внешнего облика церкви – из коллекции Харьковского университетского музея искусства. План церкви состоит из центрального прямоугольника, вытянутого в направлении восток-запад (редкий вариант), и двух шестигранников, вписанных в квадрат, – алтаря и притвора.

http://sobory.ru/article/?object=58486

Игумен Арсений 21 декабря 1786 года вступил в управление Мещовским Георгиевским монастырем, где и скончался 10 мая 1789 года .   Некоторые надгробия Сретенского монастыря в XVIII веке На паперти при входе прямо в соборную церковь: «1757 года ноября 22-го дня сего монастыря преставися раб Божий игумен Лаврентий Иванов (Уваров), по полуночи во 2 часу, на память святого апостола Филимона; от роду ему было 60 лет, а в монастыре жил 14 лет». «1731 году сентября 14-го, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста, преставися раб Божий бригадир князь Никита Матвеевич Вадбольский; от рождения ему было 65 лет и 6 месяцев». «1763 года ноября 21-го, в день Введения Пресвятой Богородицы, по полудни в 9 часу, преставися раба Божия его сиятельства генерал-майора Александра Александровича Прозоровского жена его, княгиня Марья Сергеевна». «1769 году августа 7-го дня, на день преподобного мученика Дометия, по полудни во 2 часу, преставися раб Божий генерал-майор и ордена святой Анны кавалер князь Александр Александрович Прозоровский; жития его было 53 года и 11 месяцев». «1753 году сентября в 1-й день преставися раба Божия генерал-лейтенанта, действительного камергера и кавалера Павла Феодоровича Балк-Полева жена его, Анна Димитриевна; рождение ее 1717 году декабря 23-го дня; всех лет жития ее было 36, 8 месяцев и 17 дней». На паперти с правой стороны: «Лета от создания мира 7227, от Рождества по плоти Бога Слова 1719 февраля против 26-го дня, преставись раб Божий сея обители игумен Моисей Великосельский; а жил от рождения своего 58 лет и 6 месяцев, быв в сей обители 26 лет во игуменах». «1718 года июня 11-го, на память святых апостол Варфоломея и Варнавы, преставись раб Божий диакон Семен, Иванов сын, Черной; а от рождения его 67 лет». «1735 года января в 9-й день в вечерню преставися раба Божия Семена, Иванова сына, Черного жена его, вдова Параскева, Матвеева дочь». «1735 года апреля во 2-й день, 12 часу, в полночь самую, преставися раб Божий секретарь Иван, Семенов сын, Черной».

http://pravoslavie.ru/34537.html

Никон , бывший архим. Московского Донского монастыря, определён 21 нояб. 1700; в исх. 1702 перев. в Новгород-Северский мнтрь. Исаакий Васенькевич в 1704 перев. из Виленского Свято-Духова монастыря; † 30 нояб. 1714. Евстратий Самборович упом. в 1719–1722; † в 1724, на покое. Нил Березовский в 1722 перев. из Макошинского, а в 1727 – в Новгород-Северский мнтрь. Тимофей Максимович произведён 20 июня 1727; † 1749 ... Димитрий Белинский в 1750 перев. из Макошинского монастыря; † 18 нояб. 1753. (В 1754–56 вакансия). Гервасий Линцевский , Пекинский миссионер, определён 27 февр. 1757; 27 июля того же года хирот. в викария Киевской епархии. Сильвестр Новопольский 28 апр. 1757 перев. из Черниговского Троицкого Илиинского; † 23 февр. 1761. Гедеон Сломинский 9 авг. 1761 перев. из Московского Заиконоспасского монастыря, а 4 сент. – в Бизюков. Панкратий Чарныйский 4 сент. 1761 перев. из Бизюкова монастыря, а 10 окт. – в Черниговский Троицкий Илиинский. Иов Малеевский 10 окт. 1761 перев. из Троицкого Илиинского; 2 февр. 1763 в Бизюков. Панкратий (паки) в 1763 перев. из Троицкого Илиинского; † 1773 ... Иерофей Малицкий 2 апр. 1774 перев. из Домницкого монастыря; 6 дек. 1788 хирот. в епископа Черниговского. Игнатий Максимович 15 янв. 1789 перев. из Колязина монастыря; † 30 нояб. 1793. Христофор Сулима 1 мая 1794 перев. из Гамалеевского монастыря; 18 апр. 1798 хирот. в еписк. Феодосийского (викария Екатеринославской епархии). Феофан Шиянов-Чернявский 13 мая 1798 перев. из Нежинского Назарета, в начале 1799 – в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Афанасий Корчанов 21 мар. 1799 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 5 сент. 1811 хирот. в епископа Пензенского. Феофан Романовский 22 февр. 1812 перев. из Острожского Спасского монастыря; † 1 янв. 1813. Феофил Татарский 3 июля 1813 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 28 авг. 1818 – в Московский Донской. Мелетий Носков в 1818 перев. из Домницкого монастыря; 5 февр. 1823 – в Острожский Спасский (?) (рект. Волынской семинарии). Иероним Визерский в 1823 перев. из Острожского Спасского монастыря; в 1830 – в Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Село Вороново Московского уезда получило своё название по имени вотчинника боярина Волынского, который имел прозвище Вороной. В конце XVI - начале XVII века эти земли принадлежали Александру Ивановичу Волынскому, потомку знаменитого Дмитрия Михайловича Боброка, соратника благоверного князя Дмитрия Донского по Куликовской битве. Дочь Александра Ивановича, Марфа приняла монашеский постриг и передала село Вороново во владение Троице-Сергиеву монастырю. В 1627-1628 годах село состояло из двора приказчиков, двух людских дворов, 16 крестьянских и бобыльских. Была и деревянная церковь клетского типа, освящённая в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В 1640 году окольничий Фёдор Васильевич Волынский выкупил село у монастыря. В начале XVIII века, когда Вороновым владел известный государственный деятель Артемий Петрович Волынский (1689-1740), на месте старой церкви возвели новую, тоже деревянную, и освятили её в честь Спаса Нерукотворного Образа. Хозяин усадьбы, начав продвигаться по карьерной лестнице ещё при Петре I, прошёл путь от посланника в Персии, губернатора Астрахани и Казани и стал кабинет-министром при императрице Анне Иоановне. Недовольный засильем при дворе курляндских немцев Э. Бирона и А. Остермана, гордый и честолюбивый Волынский невольно попал в кружок " конфидентов " , которые сочиняли " Генеральный проект поправления государственных дел " . Этим и не преминули воспользоваться немцы, доложившие царице о государственном заговоре. В начале следствия Артемий Петрович просил его помиловать. Но когда дело дошло до застенка и дыбы, он не рыдал, не стоял на коленях, не оговаривал невинных и даже стремился выгородить " конфидентов " , взять их вину на себя. 20 июня 1740 года созванный императрицей Анной суд приговорил бывшего кабинет-министра к смертной казни. Всё его имущество конфисковали, дочерей Анну и Марию насильно постригли и сослали в дальние сибирские монастыри. Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году с Анны и Марии сняли монашество, они вернулись в Москву и даже получили часть имущества отца. Мария в 1748 году вышла замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова (1719-1789). Получив в приданное Вороново, он занялся его благоустройством, заказав проект усадьбы известному архитектору Карлу Ивановичу Бланку (1728-1793).

http://sobory.ru/article/?object=06473

3 . Нижегородская учреждена в 1672 году Митрополией и продолжалась так по 1719 год. Ныне Епископы оной именуются Нижегородскими и Арзамаскими. 4 . Курская учреждена в половине XVII века под именем Белогородской и Обоянской, и с начала учреждения ее до 1720 года были в ней Митрополиты. С 1799 года доныне Епископы оной именуются Курскими и Белогороскими. 5 . Владимирская первоначально основана 1215 году Великим Князем Владимирским Георгием Всеволодовичем под именем Суздальской и Владимирской, но в конце XIII века была уничтожена; потом в половине XIV века, хотя и возобновлена, но не надолго. С 1346 года Суздальская Епархия отделена от Владимирской, и сия последняя была упразднена до 1748 года, в котором восстановлена опять Императрицей Елисаветой Петровной, а потом в 1789 году соединена с Суздальской. С 1800 года Епископы оной именуются Владимирскими и Суздальскими. 6 . Вологодская основана в 1503 году Великим Князем Иоанном Васильевичем по переведении в оную Епископства из Перми, и Архиереи оной именовались прежде Вологодскими и Великопермскими, а с 1788 года доныне именуются Вологодскими и Великоустюжскими. 7 . Тульская первоначально учреждена в половине XIV века под именем Коломенской, и продолжалась так до 1799 года; а с сего времени переведена из Коломны в Тулу, и Епископы оной именуются ныне Тульскими и Белевскими. 8 . Вятская основана в половине XVII века Царем Алексеем Михайловичем под именем Вятской и Велико-Пермской. с 1799 года Епископы оной именуются Вятскими и Слободскими. 9 . Архангельская учреждена в 1682 году Царем Феодором Алексеевичем под именем Холмогорской и Важской. С 1799 года Епископы оной стали именоваться Архангельскими и Холмогорскими. 10 . Воронежская учреждена в том же 1682 году Царем Феодором Алексеевичем, под именем Воронежской и Елецкой. Ныне с 1795 года Епископы оной именуются Воронежскими и Черкаскими. 11 .  Иркутская учреждена в 1707 году Государем Петром I, которая по 1714 год была Викарной Тобольского Митрополита, а с 1721 года учинена местной. Ныне Епископы оной именуются Иркутскими и Нерчинскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Хотя у отдельных фрагментов памятника и могли быть аналоги (треугольные фронтоны, при еще барочном характере декорировки фасадов, имеются в Христорождественской церкви села Дерябино Верхотурского района (1794-1799). Подобный верхний цилиндрический ярус, но с часами и шпилем, придан колокольне Никольской церкви в села Быньги Невьянского района (1789-1797)), ряд черт которой для Урала редок, почти уникален. К их числу можно отнести упомянутый декоративный мотив бровок и своеобразный пропорциональный строй колокольни. Источник информации - Спасо-Воскресенская церковь. Главная часть прихода сей церкви находится в самом Верхотурье и разбросана между домами других приходов. Кроме того, в состав прихода входят еще деревни: Салтаново, находящаеся от храма в 25 в. болотами, а объездом в 75 в., Октай – в 18 в. от храма. Время основания прихода, за неимением при церкви документов, не известно, но с достоверностью можно сказать, что начало прихода относится к первым годам существования города. Приход получил свое название по храму; прихожане русскаго племени и все православные. Прихожане городские состоят преимущественно из мещан, а в деревнях Салтановой и Октай – из крестьян. Всего их числится 386 мужскаго пола и 419 женскаго пола. Первый храм в приходе был деревянный, с приделами в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы и во имя св. прор. Илии. Храм этот был построен около 1615 г. и находился внутри гостинаго двора. При незначительной площади внутренней крепости или кремля Верхотурскаго, храм этот стоял почти рядом с собором и потому, надо полагать, одинаково с последним страдал от пожаров. Неизвестно, когда именно, но ранее 1670 г. внутри гостинаго двора была еще построена другая церковь во имя Нерукотвореннаго образа Спаса, попросту называвшаяся Спасскою. Эта церковь стояла в северо-западном углу двора, тогда как первая находилась в юго-западном. Петровские указы 1699-1700 г.г. о замене деревянных зданий каменными коснулись и этих церквей: Воскресенская церковь, дотоле деревянная, начата перестройкою из камня в 1705 г. с выдачею платы рабочим от казны, а Спасская перестроена в 1719 году иждивением купца П. Худякова, после чего обе каменныя церкви и освящены в том-же 1719 году.

http://sobory.ru/article/?object=00345

В 1718 году был освящен каменный Успенский собор. В 1719 году в возобновленный придел собора во имя прп. Адриана Пошехонского были помещены мощи святого. По прошению архим. Киприана в 1762 г. было разрешено разобрать деревянную церковь на Св. вратах и построить каменную церковь в честь свт. Димитрия Ростовского с приделом прп. Михаила Малеина; проект этот не был осуществлен. Каменная монастырская ограда относится к 1779 г., колокольня - к 1809 г. В 1851 году была выстроены соборная паперть с ризницей в южной палатке и кладовой в северной. Точное время сооружения пятиглавого двухэтажного трапезного Богоявленского храма, имевшего придел Рождества Богородицы, неизвестно, его стенопись и иконостасы были выполнены в 1849 г. В документах XVII-XVIII вв. монастырь именовался « Успения Пречистыя Богородицы Андреяновой пустынью». В 1700 г. обители принадлежало 369 дворов, а также приписная Троицкая (Ильинская) Рябинина пустынь, возникшая в начале XVII в. на берегу р. Ухры, на месте первоначального захоронения под рябиной прмч. Адриана Пошехонского. По описи 1744 г., число монастырских крестьян составляло 1486 чел. После введения штатов в 1764 г. монастырь был отнесен к 3-му классу с игуменским управлением. К концу XIX в. в обители были открыты церковноприходская школа, гостиница для паломников, странноприимный дом. В монастыре ежегодно совершалось несколько крестных ходов, главным образом связанных с перенесением чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы (самые значительные - с 21-24 июня до 1 августа и с 14 сентября по 1 октября в г. Пошехонье). Почитаемой святыней обители была чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся рядом с ракой прмч. Адриана, сооруженной в Санкт-Петербурге в 1789 г. Здесь же хранились крест с 19 частицами мощей многих святых, вериги и игуменский посох основателя монастыря. Около 1928 года монастырь был закрыт, братия репрессирована. Помещения обители занимал совхоз. К 2000 году из построек сохранились полуразрушенные Успенский храм, колокольня, трапезный и настоятельский корпуса, монастырская конюшня. 7 марта 2000 года определением Священного Синода Адрианов Успенский монастырь был открыт как женский. 6 октября 2006 года решением Священного Синода монастырь был преобразован в мужской.

http://sobory.ru/article/?object=03659

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010