В.В. Каширина Жизнь, юность и студенчество святителя Феофана, Затворника Вышенского Семья, место и дата рождения Родиной святителя Феофана является Российское Черноземье – плодородные лесостепные территории юго-западной России, имевшие стратегическое значение для Московского царства. Борис Годунов основал в этих местах линию крепостей для защиты от набегов крымских и ногайских татар. К таким военизированным поселениям принадлежал Усть-Чернавский острог (впоследствии город Чернавск или Чернавск-на-Сосне), позволявший русским держать контроль над бродом через медлительную полноводную реку Сосну при впадении в нее мелкого и быстрого притока – Большой Чернавки. Этот брод, как часть Кальмиусского шляха, служил вратами в русские земли для татар во время их опустошительных походов до середины XVII в. 1 В следующем столетии Чернавск утратил значение уездного города, и в 1779 г. за ним официально был закреплен статус села. Ближайшими уездными городами были Елец и Ливны, расположенные в 38 и 28 верстах соответственно. При образовании в 1796 г. Орловск ой губернии село Чернава оказалось в ее границах в составе Елецкого уезда 2 . В XIX в. Чернавск был довольно большим и многолюдным селом на оживленном тракте, соединявшим губернские центры Орел и Воронеж. Через него проходило множество богомольцев, совершавших паломничество в Задонский монастырь. В то время в Чернавске было три действующих храма. Один из них – тот, что располагался на месте упраздненного при Екатерине II Владимирского мужского монастыря – был освящен в честь иконы Божией Матери «Владимирская» 3 . В этом храме служил родитель святителя Феофана – священник Василий Тимофеевич Говоров. Предыдущие поколения предков святителя по мужской линии, как минимум, с первой половины XVIII века 4 проживали в другом уезде, также вошедшим в состав Орловской губернии – Малоархангельском, в селе с двойным названием: Богоявленское или Фошни (Фошня). Многие поколения церковно- и священнослужителей Говоровых служили в этом селе в храме Святого Богоявления. По данным последних исследований, прямая родословная святителя Феофана прослеживается в следующих клириках и причетниках Богоявленского храма: священник Андрей Говоров (1655–1720), дьячок Петр Андреевич Говоров (род. 1687), священник Петр Петрович Говоров (1713–1744), диакон Петр Петрович Говоров (род. 1730) и, наконец, дед святителя – пономарь Тимофей Петрович Говоров (род. 1750) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть Святой праведный Иоанн Русский 1690 – 1730 16.10.2019 2204 Время на чтение 11 минут Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4,6). После завоевания турками-османами Византийской империи (1453 г.) в Греции явилось великое множество новых мучеников за веру Христову. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Неопрокопион на острове Эвбея в Эгейском море. Иоанн Русский - один из самых почитаемых святых в Греции. Святой исповедник Иоанн Русский родился в казацкой семье около 1690 года в Русском царстве, в Малороссии, на землях Войска Запорожского. По достижении зрелого возраста был призван на воинскую службу в армию императора Петра I. Иоанн честно и исправно служил простым солдатом и участвовал в русско-турецкой войне 1711-1713 годов. Во время неудачного Прутского похода 1711 года (сам царь чуть не погиб от рук турок) Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, бывшими в то время союзниками турок. Татары переправили юношу в Константинополь и продали в рабство начальнику турецкой конницы. В житии святого Иоанна тот фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание. Рабовладелец привез русского пленника к себе на родину – в Малую Азию, в селение Прокопион (ныне Ургюп, Турция), расположенное недалеко от Кесарии Каппадокийской. Пленных воинов-христиан турки старались обратить в ислам, используя для этой цели соблазны, уговоры, а к стойким воинам Христовым применяли пытки, истязания. Вследствие военной неудачи Петра I Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от Православия и стали мусульманами. Но воин Иоанн, воспитанный «в учении и наставлении Господа», отказался принять ислам. Он остался верен Христу и вере отцов, за что был жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он, «кяфиринами», то есть «неверными». Они подвергли Иоанна жестоким побоям, нанося удары прутьями, топили его в навозе. Наконец, предали на одно из тягчайших истязаний. Турки разогрели на огне медную тарелку и затем, достав ее из огня клещами, приложили к голове Иоанна. Раскаленное железо прожгло ему кожный покров до самого черепа. «Когда мы снимаем шапочку с головы святого, то видим следы от этой пытки», - рассказывает теперешний настоятель храма в честь Иоанна Русского протопресвитер Иоанн Вернезос. Однако ничто не могло принудить праведника к отречению от Христа. Святой Иоанн мужественно переносил побои и унижения. На уговоры своего господина принять ислам он отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, даже если ты лишишь меня жизни. Христианином я родился, христианином и умру».

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/16/...

Питирим, архиепископ Нижегородский и Алатырский (Петр) Родился в 1665 году в селе Горицах близ города Шуи в семье раскольников. С 1704 года (по обращении в Православие) – строитель Николаевского монастыря в Переяславле-Залесском, а с 1713 года – игумен этого же монастыря. С 1707 года ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской. Владимирской, Нижегородской. Около 1705 года основал Кержебелбашский мужской монастырь. С 1709 года – строитель этого монастыря. В 1717 году (или 1718-м) возведен в сан архимандрита. 23 марта 1719 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. 24 мая 1724 года возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию. С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода. В 1734 году Святейший Синод назначил особую Комиссию по изучению недавно возникшей квакерской ереси, в которую наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем , † 1736) входил и архиепископ Питирим. Скончался 8 мая 1738 года. Родившись в семье раскольников, Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к раскольникам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий. Такими путями вел его Промысл Божий. Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому кроме изучения Священного Писания со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных постановлений и творений святых отцов Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением явно отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно Православной Церкви. Так Промысл Божий из среды раскольников воздвиг их же оружием борца против них. С необыкновенным умом и глубоким знанием Священного Писания Питирим соединял святость жизни, достойную уважения. Желая подражать в действиях великому ревнителю Православия святителю Димитрию Ростовскому († 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), он переселился в Переяславский Никольский монастырь, где был поставлен строителем, а затем и игуменом и обратил на себя внимание молодого царя Петра I строгостью жизни, опытностью в делах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Донской ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Донская пл., д. 1 (м. «Шаболовская»). Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Главный стан русско го воинства, защищавшего столицу, располагался тогда между Серпуховской и Калужской дорогами. В центре его возвышалась походная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В этом храме пребывала Донская икона Божией Матери, овеянная древними преданиями, связанными с победой на Куликовом поле. 4 июля произошло первое столкновение с противником. Врага удалось отбросить, но опасность не миновала. Гирей стоял у стен Москвы. В тот день царь Феодор Иоаннович сказал одному из приближенных, что ночью «поганые побегут» от русской столицы. И действительно, на рассвете Казы-Гирей бежал, бросив обозы и награбленную добычу. В память о чудесном событии государь основал монастырь. На том месте, где стояла походная церковь, в 1591–1593 годах был построен каменный храм, ныне это Малый собор Донского монастыря. Большой собор построен в 1684–1698 годах в стиле нарышкинского барокко. Стены и башни обители возводились с 1686 по 1697 год. Над северными вратами обители была построена церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713–1714 годы). Строительство колокольни над западными вратами монастыря велось под наблюдением трех знаменитых русских зодчих: с 1730 по 1733 год колокольню строил Д. Трезини, в 1749м – Д.В. Ухтомский, а достраивал архитектор А.П. Евлашев в 1750–1753 годах. Многие драматические события русской истории не обошли стороной Донской монастырь. В 1612 году он стал жертвой гетмана Ходкевича. Позднее у стен обители русские полки дали отпор казакам гетмана Сагайдачного, действовавшего на стороне польского королевича Владислава. В 1771 году во время чумного бунта в монастыре был убит народом архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) (погребен в старом Донском соборе), убравший от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные в надежде на исцеление, и здоровые в надежде уберечься от заразы. Народ углядел в этом злой умысел, и скрывшийся в Донском монастыре архиепископ был убит. После подавления бунта его убийцы были повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Углич. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор — самое значительное сооружение кремлевского ансамбля — воздвигнут в 1713 году на месте разобранного древнего храма. В его облике воплотились черты, характерные для переходной эпохи русской архитектуры. Кубический объем храма, аркатурный пояс на барабанах глав выдержаны в традициях древнерусского зодчества. Вместе с тем, наличники с разорванными сандриками и тонкие колонки, расчленяющие стену фасада, свидетельствует об использовании приемов более позднего нарышкинского барокко. Классические портики над южным и северным входами сооружены в 1840 году. Рядом с собором возвышается тридцатисемиметровая вертикаль колокольни (1730 г.) с золоченой главой, издалека сияющей в кронах деревьев приволжского бульвара. Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков — одна из особенностей нарышкинского барокко, а форма завершения в виде чаши — характерная деталь XIX века, ветречающаяся в памятниках Верхнего Поволжья. В 1984 году специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы. Теперь каждые полчаса город слышит мелодичные перезвоны часовых колоколов. Старый механизм собран и законсервирован на ярусе звона. Необычен интерьер Спасо-Преображенского собора. Большой квадратный зал со стороной 14 метров перекрыт легким сомкнутым сводом без опорных столбов. Такая конструкция — незаурядное инженерное достижение мастеров XVIII века. Расписывала собор в 1810-1811 годах артель «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева, происходившего из села Тейкова Владимирской губернии. Художники хорошо владели приемами академического письма, хотя их творчество не лишено оттенка провинциализма. На широких плоскостях стен и сводов размещается более пятидесяти композиций, выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко. Их сюжеты, почерпнутые из Евангелий, повествуют о земной жизни и чудесах Иисуса Христа. Храмовая фреска «Преображение» является копией с работы Рафаэля.

http://sobory.ru/article/?object=01005

Далматово. Далматовский Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы была построена по решению архимандрита Исаака по примеру Тобольского Софийского собора.  Строительство верхней Успенской церкви и колокольни началось в 1713 году. Строительство ее было завершено в 1719 году, а также в этом году завершается строительство и каменной колокольни при этом храме. Из архивных документов известно, что это было первое каменное здание во всем Зауралье. Успенский собор представлял собою трехпрестольную церковь в три света. Нижняя церковь во имя Рождества Христова, теплая, имела размеры 5 на 5 сажень, в высоту от пола до свода 3 сажени 5 четвертей. Парусный свод ее опирался на четыре квадратных в сечении столпа. Освещалась церковь с южной стороны шестью окнами «в два света». Двухсветные окна композиционно объединены в единый оконный проем наличниками, поднимающимися до второго яруса. Храм завершало традиционное пятиглавие, но его боковые главы размещались не по углам четверика, а по сторонам света. В основании этих глав устроены световые люкарны, прорезающие свод четверика и образующие третий ярус света. Люкарны на фасадах завершались треугольными фронтончиками, которые как декоративный элемент, органично вписывались во фронтоны, завершавшие четверик. Изогнутые же карнизы – валики этих «ползучих» фронтонов отдаленно напоминали старинные кокошники. bfdalmat.ru В 1708 г. при помощи приглашенной из Верхотурья артели соликамцев была возведена трапезная нижней церкви Рождества Христова (освящена 9 декабря 1711 г.) с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого (освящен 19 марта 1710 г.). Возведение верхней Успенской церкви началось в 1713 г. силами сформировавшейся на предыдущем этапе строительства местной артели каменщиков во главе с Яковом Гордеевым Смирных; строительство каменного храма с деревянной трапезной было окончено к 1717 г. (освящен 13 августа 1720 г.). Возведение каменной колокольни над папертью было завершено к 1719 г. Строительство велось не только на монастырские, но и на государственные средства. Архитектура храма дошла до настоящего времени с существенными искажениями, его первоначальный облик можно реконструировать по описанию 1730 г.

http://sobory.ru/article/?object=09462

Варлаам, архиепископ Киевский, Галицкий и всея Малыя России, в схиме Василий (Вонатович) Образование получил в Киевской духовной академии, а монашеское пострижение принял в Тихвинском монастыре Новгородской епархии. Впоследствии он служил духовником при Новгородском архиепископе Феодосии (Яновском) и флотским иеромонахом. С 2 февраля 1719 года – архимандрит Тихвинского Успенского монастыря. 14 мая 1722 года хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан архиепископа. По доносу в Святейший Синод преосвященный Варлаам за отказ служить молебны по случаю коронования императрицы Анны Иоанновны 3 августа 1730 года был доставлен в Москву и 20 ноября 1730 года предан суду. По настоянию архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича) епископ Варлаам был лишен сана священства и простым монахом сослан пожизненно в Кирилло-Белозерский монастырь. Только через десять лет, с воцарением императрицы Елизаветы Петровны, он был возвращен из ссылки и восстановлен в сане, но по личной просьбе оставлен в Тихвинском монастыре на покое. В 1750 году принял схиму с именем Василия. Скончался 17 января 1751 года. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1193. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. – С. 184–185. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 202. Бередников Я. И. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого большого мужского монастыря, состоящего в Новгородской епархии в городе Тихвине. – СПб., 1859. – С. 149–203. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 26. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 46. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ [румын. Daniil] (ок. 1665, Тополовени, совр. жудец Арджеш - 11.12.1731, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский (1719-1731). Сын купца Маноле. Мирское имя - Думитрашку логофет (или Думитрашку Тополовяну). Рано овдовев, принял постриг с именем Даниил в мон-ре Аниноаса, ктитором к-рого в 1677 г. был великий ключарь Тудоран Влэдеску. Д. был рукоположен во иерея и вскоре стал игуменом мон-ря. В 1716 г. был избран епископом Бузэуским. Улучшил материальное положение епархии благодаря умелому ведению дел. 19 авг. 1719 г. Д. избран митрополитом Унгро-Влахийским. В первую очередь проявил себя как опытный и распорядительный хозяйственник, приумноживший состояние митрополии в результате активного сбора пожертвований и новых имущественных приобретений. Митрополит уделял особое внимание реставрации храмов и мон-рей. В монастыре Аниноаса были построены кельи и колокольня, возведены 2 стенные башни; в 1730 г. монастырский собор с новым притвором украсили росписи. Мон-рю были также дарованы земельные угодья и льготы в налогообложении. В Бухаресте Д. обновил митрополичью часовню: были поновлены росписи и сооружен резной иконостас. Была перестроена от фундамента бухарестская церковь «со святыми» или «с сивиллами», названная так по изображенным на внешних росписях греч. философам и сивиллам, ктитором к-рой был простой священник (в монашестве Филофей). В кон. XVII в. Д. также построил в столице совместно с «госпожой Анкуцей, дочерью попа Влада» ц. Вергу. Д. поддерживал и развивал типографское дело. Ему удалось добиться освобождения из-под секвестра типографии митр. Антима Ивиряну , к-рую Д. затем разместил в мон-ре Всех святых, возведенном трудами того же св. митрополита-мученика. В 1720 г. Д. приступил к изданию богослужебных книг на румын. языке. Среди них: Октоих (1720, по изд. митр. Антима 1712 г.; 1730, 1731), Евхологий (1722; изд. в 1729 под названием Требник), Евангелие (1723), Ирмологий (1724), Чин Крещения (1725), Последование Великого канона прп. Андрея Критского (1726), Постная Триодь (1726, содержит также службу Св. Воскресению), Служебник (1728, переизд. Евангелия 1713 митр. Антима), Часослов (1731), а также оригинальное небольшое издание службы, характерной для Румынской Церкви, Pastoral pentru Postul Mare. Большая часть этих книг была выпущена на средства митрополита. В их напечатании принимали участие опытные типографы, в частности свящ. Стойка Якович и иером. Савва. Выход этих книг дал возможность митрополиту окончательно завершить перевод богослужения на румын. язык.

http://pravenc.ru/text/171240.html

Богородское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1807. Ссылки:   Адрес: Московская область, Рузский район, с.Богородское Координаты: 55.42731, 36.239678 Проезд:А/с Руза или ст. Дорохово Белорусского направления, авт. 45 (Златоустово, Митинка) до ост. " Богородское " . Далее пешком 100 м до Т-образного перекрестка и налево. Церковь видна от перекрестка. Проезд автомашиной по Минскому шоссе,поворот на Верею,далее ехать прямо до правого поворота на Богородское. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичная, оштукатуренная, трехчастная осевая приходская церковь при усадьбе построена в стиле классицизма в 1807г. на средства графа Д. А. Гурьева. Двусветный четверик храма увенчан низкой ротондой, перекрытой куполом с люкарнами. На куполе поставлена декоративная главка, увенчанная луковицей с перетяжкой. Южный и западный фасады церкви украшают четырехколонные портики ионического ордера, северный портик разобран. С востока к храму примыкает алтарь, с запада - трапезная, над западной половиной которой поднимается колокольня, состоящая из двух убывающих по размеру кубических ярусов, перекрытых куполом с главкой. Единственный престол - Покровский. Старое внутреннее убранство не сохранилось. Возвращена верующим в 1995, отремонтирована. C сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ В древности на месте с. Богородского стоял Прутский погост на р. Исме. В Смутное время он был уничтожен. В 1676 г. земли села - в поместье у окольничего Александра Савостьяновича Хитрово, который в 1679 г. построил деревянную церковь Покрова Божией Матери. Потом село во владении его сына Фёдора Александровича, а в 1705 г. вдовы последнего Марии Фёдоровны Хитрово. С 1713 г. оно принадлежало их дочери Анне Фёдоровне, которая была замужем за Павлом Ивановичем Ягужинским. В 1730 г. по определению Святейшего Синода А. Ф. Ягужинская " была лишена супружества и сослана в Фёдоровский девичий монастырь " , имение досталось её дочери Екатерине, жене Василия Абрамовича Лопухина, от неё другой дочери Настасье. В 1763 г. она, вдова Фёдора Ивановича Головина, отдала Богородское своему сыну, графу Сергею Фёдоровичу.

http://sobory.ru/article/?object=06630

Иоаким, архиепископ Ростовский и Ярославский Родился около 1651 года в г. Суздале в семье священника и сам был приходским священником. В 1715 году, овдовев, принял монашество в Александро-Невском монастыре. 22 января 1716 года хиротонисан во епископа Астраханского и Ставропольского. Но преосвященный Иоаким еще не вполне отвечал тем требованиям, которые предъявлялись к архипастырю, поэтому решено было сделать его епископом викарным. 23 июня 1723 года он назначен епископом Корельским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. С 11 октября 1725 года – епископ Суздальский и Юрьевский. В 1728 году участвовал в торжествах по поводу коронации Nempa II и в Московском Архангельском соборе приветствовал государя словом. С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода. С 13 апреля 1731 года – епископ Ростовский и Ярославский; 16 июня того же года возведен в сан архиепископа. Преосвященный Иоаким при Ростовском архиерейском доме создал славяно-латинскую школу, которая существовала до учреждения в Ярославле семинарии. Он был ревнителем благолепия церковного. Попечением архиепископа Иоакима устроен прекрасный иконостас в кафедральном Успенском соборе, а также сделаны и другие украшения. Скончался преосвященный в глубокой старости 25 декабря 1741 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе. Литература: Титов А. А. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл.-корр. А. А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. – СПб., 1890. – С. 17–18, 46. Титов А. А. Ростовская иерархия. (Материалы для истории Русской Церкви). – М., 1890. – С. 74, 75. Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. – Ярославль, 1861. – С. 25. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. – С. 45. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 38, 311, 334, 657. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 19. 24, 45, 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010