Князь Владимир Иванович; женат на княжне Марие Николаевне Голицыной Князь Владимир Иванович; женат на княжне Марие Николаевне Голицыной Князь Иван-Николай Осипович, полковник Князь Сергий Осипович, статский советник, рождение 23 сентября 1707 † 25 июля 1777; женат на Екатерине Михайловне Стрелковой, рождение 23 ноября 1747 † 1 марта 1780 КОЛЕНО XXVII: Князь Пётр Тимофеевич † 1762 Князь Михайло Тимофеевич Князь Василий Тимофеевич Княжна Ирина Тимофеевна, рождение 1730 † 1808, за майором князем Петром Александровичем Шаховским Князь Григорий Алексеевич, рождение 19 августа 1735 † 1810; женат 1. на Елене Васильевне Плоховой (брак бесплодный); 2. на княжне Анастасие Николаевне Долгоруковой † 1840 Княжна Екатерина Алексеевна, за действительным тайным советником Лукьяном Ивановичем Камыниным Князь Павел Николаевич, подполковник, рождение 29 июня 1722 19 сентября 1781; женат 1. на княжне Марие Фёдоровне Голицыной † 15 сентября 1769; 2. на княжне Анастасие Сергеевне Долгоруковой, рождение 8 ноября 1730 † 29 апреля 1787 (вторый брак бесплодный) Князь Андрей Николаевич, действительный тайный советник, кавалер Святого Александра Невского и белого орла, рождение 1726 † 1813; женат на Антонине Войновне Яворской Княжна Анастасия Николаевна, рождение 1739 † 1799 Княжна Анна Васильевна Княжня Иулиания Васильевна, за Семёном Борисовичем Волоцким Князь Николай Фёдорович Князь Александр Фёдорович Князь Фёдор Фёдорович, генерал-поручик и Святого Александра Невского кавалер; женат 1) на княжне Марие Александровне Бекович-Черкасской † 1763; 2) на княжне Анне Григорьевне Мещерской (от 1-го брака дочь; от 2-го брака сын и 2 дочери) Княжна Наталия Ивановна † 1798, за сенатором Князем Михайлом Михайловичем Щербатовым Княжна Евдокия Михайловна, рождение 15 февраля 1713 † 6 октября 1768, за каммергером князем Михайлом Васильевичем Голицыным Князь Пётр Михайлович рождение 18 июня 1724 † 2 ноября 1760; женат на Наталие Павловне Балк-Полевой, рождение 1726 † 10 декабря 1791 Князь Михайло Михайлович. сенатор и Святого Александра Невского, кавалер, рождение 22 июня 1733 † 12 декабря 1790; женат на княжне Наталие Ивановне Щербатовой † 1798

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

4 .   Вышеозначенное того Александро-Невского Монастыря по опробованным планам и рисункам строение с упомяненного 1717-го года под смотрением того Монастыря настоятелей из вышепоказанных в тот Монастырь собственно на то строение приходимых доходов производилось до 1730-го года, а как в том 1730-м году по именному Государыни Императрицы Анны Иоанновны указу почти все вышепоказанные вотчины и на оное строение приходимые с них и с соляных варниц и прочие доходы от Невского Монастыря отбыли, то и строение того Александро-Невского Монастыря в остановке было по 1732-й год, ибо за таковым оных вотчин и доходов отобранием при оном Монастыре тогда осталось только мужеска полу 1.831 душа, а хотя потом и пожалованы вотчины ж в 17.362 душах состояния, но против прежнего как в доходах, так и в числе душ с великим уменьшением. 5 .  Чего ради по состоявшемуся в том 1732-м году апреля 25-го дня ее ж, Государыни Императрицы Анны Иоанновны, именному указу велено означенное Александро-Невского Монастыря строение достраивать государевою суммою и при том строении велено ж быть особым офицерам и камисарам и мастеровым людям с произвождением им из казны Ее Императорского Величества жалования, каковое строение под особливыми нарочно определяемых штап и обер-офицеров и комисаров, также и архитекторов смотрением и особливыми же мастеровыми и работными людьми и материалами из казны Ее Императорского Величества доныне и производится. 6 .  Хотя по состоявшейся в 1740-м году ноября 4-го дня в Кабинете на поданном от имеющейся в Александро-Невском Монастыре строения Конторы доношении резолюции и велно имеющееся в том Монастыре готовое строение осмотреть и всякую ветхость, а особливо чтоб от пожарного случая опасности не было, все надлежащим образом единожды от той строения Конторы исправя и починя в ведомство монастырское отдать, но того не токмо не исправлено, но еще от вышепоказанного времени поныне и наибольшая в упоминаемом готовом строении ветхости последовали, на исправление и починку которых немалотысячная денег сумма потребна, каковой и Канцелярии от строений, и означенная Контора, как в присланном сего 1761-го года января от 19-го дня из Святейшего Правительствующего Синода к вашему преосвященству указе объявлено: слишком 25.000 на оное исправление требуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Книги были главным образом Буквари. В 1734-м году наместник Иверского Монастыря, игумен Аврамий жаловался, что за Александро-Невским Монастырем числятся и деньги, и вещи Иверского, но не возвращаются, «за которым невозвращением, тако ж и за прежним от того Невского Монастыря в пустоту и в крайнее убожество приведением и за нынешними наносимыми обидами оной Иверской Монастырь во всяких нужнопотребностях тернит ныне немалое оскудение и недостаток» 2656 . Указ 15-го июля 1730-го года о возвращении вотчин вносил такое разорение в жизнь Александро-Невского Монастыря, что скоро потребовалась по крайней мере частичная его отмена. Сенат в мае 1732-го года уже сообщал, что, на основании высочайшего повеления 2-го мая 1732-го года, бывшие в Невском Монастыре школьники и разного звания мастеровые, числом 93, возвращенные в Троице-Сергиев и Иверский Монастыри, должны быть высланы по-прежнему в Невский Монастырь для имеющихся в нем разных нужд, особенно по постройке, также, чтобы оставались в нем люди, еще почему-либо но возвращенные в Троице-Сергиев и Иверский Монастыри, за исключением только тех, которые не записаны в подушный оклад и которые для этой записи должны остаться в своих Монастырях 2657 . Началась волокита взаимных жалоб и домогательств, разрешившаяся в 1736-м году подтверждениием распоряжения 1732-го года 2658 . Александро-Невский Монастырь, после отписки от него Иверского, ходатайствовал об оставлении за ним приписанных к Иверскому Монастырю Старорусских соляных варниц, ссылаясь на то, что прежние Иверские варницы по ветхости разрушены и наличные устроены на счет Александро-Невского Монастыря. Иверский Монастырь, не отрицая, что варницы действительно устроены новые, доказывал, что они устроены на доходы с Старорусских вотчин Иверского Монастыря. Святейший Синод признал в 1731-м году право владения варницами за Иверским Монастырем 2659 . В июле 1733-го года Александро-Невскому Монастырю возвращены отписанные в 1730-м году к Иверскому 11 погостов в Старорусском уезде и соляной завод в Старой Руссе 2660 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1812 г. в юж. части трапезной ц. Рождества Христова была освящена придельная ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В 1852 г. пожар вновь уничтожил деревянные элементы собора, также сильно повредил каменные. Восстановление собора было произведено со значительными коррективами: к 1854 г. вместо 9-главого было восстановлено 5-главое венчание храма, в 1856-1859 гг. вместо деревянной на 2-м этаже была возведена каменная трапезная (в ней разместили придел в честь Рождества Пресв. Богородицы) в формах, имитирующих архитектуру собора нач. XVIII в.; была «обстроена» колокольня. В 1932 г. были уничтожены все венчающие части собора и колокольня, после размещения здесь завода «Молмашстрой» в 1945 г. собор был надстроен. Каменные крепостные стены с воротами и бастионами возводили с 1713 г. К 1730 г. была в основном окончена вост. часть монастырских стен, в 1731-1763 гг. проводились работы в западных. В плане монастырские стены образуют неправильный шестиугольник. Входы в мон-рь были ориентированы по сторонам света, причем св. врата (20-е гг. XVIII в.) находились на углу, образованном сев.-вост. и юго-вост. стенами. Юж. стену фланкируют башни типа восьмерик на четверике с каменными шатрами (юго-вост. башня окончена к 1730, юго-зап. строилась с 1731). Сев.-вост. угол в 20-х гг. XVIII в. был оформлен бастионом, на углу, образованном зап. (разобрана в 1951) и сев.-зап. стенами, находился т. н. Красный бастион с невысоким восьмериковым завершением (разрушен в 1951). Некоторые участки стены включали жилые и служебные помещения; к кон. XVIII в. в юж. и зап. стены были встроены настоятельские, братские, т. н. мастеровые, помещения в 1-2 этажа. Строительством монастырских зданий занималась местная артель, сформировавшаяся еще в период возведения собора. Из-за перебоев в поступлении средств на затянувшееся строительство в Д. м. мастера артели часто отъезжали в разные сибир. города. В 30-60-х гг. XVIII в. упоминается об участии далматовских мастеров в работах в Тобольске, Верхотурье, Н. Тагиле, Екатеринбурге, Кондинском мон-ре на Оби, а также в Енисейске; можно предполагать их участие в строительстве соборных церквей в Красноярске и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). Частично сохранилась ц. свт. Николая Чудотворца бывш. подмонастырского с. Николаевского (совр. г. Далматово; заложена в 1753, освящена в 1763, сев. придел - во имя Трех святителей, 1771-1776), декор к-рой точно повторяет выразительные формы нижней части собора (колонки с пальмовидным завершением и др.). Своеобразна и ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Широковском (1784-1793) недалеко от Далматова, где, несмотря на позднюю дату постройки, воспроизведены в миниатюре не только декоративные формы, но и венчание Успенского собора Д. м.

http://pravenc.ru/text/168668.html

1713 и 14-е постановление Карловицкого собора от 10 мая сего года: если священнику случится овдоветь, то пусть он не занимает места более одного года, т. е. 12 месяцев 728 . 1730 г. Дело вдовых священников великоварадской (в Венгрии) 729 епархия (бывшей) 730 , просивших разрешения вступить во второй брак. Дело рассматривалось 6 июля 1730 т в Белграде, сделавшимся в 1717 году местопребыванием карловицких митрополитов 731 и решено отрицательно. 18 века. Определение неизвестного 732 патриарха о разрешении хиротонии чтецу Николаю, невеста которая насильно была обвенчана с другим, но сейчас же после венчания была увезена родными и стала жить с Николаем. Разрешение основано на признании венчания недействительным и брака Николая единым и первым 733 . 1800 г. Пидалион, где к 17 ап. пр. дано следующее толкование и 3 примечания; Толкование: Какие бы прегрешения ни совершил человек до крещения, они не могут воспрепятствовать священству и клиру, так как мы верим, что святое крещение смывает все, но не то, что сделано после крещения. Поэтому и настоящее правило определяет, что кто после св. крещения женится два раза (а два раза женится не только тот, кто заключит брак со второй женой, а и тот, кто обручится со второй женой с благословением или вступить в брак с обрученной другому) или имеет женщину наложницу, не может быть епископом или пресвитером или диаконом и вообще в списке и степени священства 734 . Примечание 1-е. «Обручение, когда оно совершается сообразно предписанию паря Алексея Комнена и толкованию патриарха Николая, т. е. с обычными священными молитвами в с обычным поцелуем обручающихся и когда мужчина имеет не менее 15 лет, а женщина 13 по новелле царя Льва Мудраго... не различается от совершеннаго брака по постановлению царя Никифора Вотаниата и Конст. патриарха Иоанна Ксифилина и бывшаго при нем собора, подтвердившаго решение Никифора (Затем, сославшись на другие свидетельства, Пидалион продолжает). Так как по этим свидетельствам обручение приравнивается браку, если оно происходит по законам, то и лишь обрученный со второй женой считается второбрачным или взявший обрученную другому. (Далее идет речь об обручениях, несогласных с законами в не препятствующих потому хиротонии, про чем делается ссылка на Вальсомона, πκρ. 6) 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В 1713-1714 гг. Г. П. Тепчегорским была выполнена гравюра Ж. и., это изображение стало 1-м среди воспроизведений Ж. и. в составе гравюр и живописных икон свода чудотворных образов Божией Матери, созданных в России в кон. XVIII-XIX в. Среди гравированных воспроизведений Ж. и. XVIII - нач. XIX в. известны белорус. лубок (ГМИИ) с изображением поклонения явленной на грушевом дереве Ж. и. пастухов и шляхтича А. Солтана; изданная в Италии металлогравюра с текстом молитвы Мадонне дель Пасколо (Ягеллонская б-ка Краковского ун-та). В XVII в. появились живописные списки Ж. и. Среди них - икона работы Никиты Иванова Павловца (1669, СПГИАХМЗ) и почитаемая чудотворной в Карпатах Городищенская икона, на ней в левом нижнем углу под овалом с традиц. молитвенным текстом, обрамляющим образ, имеется погрудное изображение донатора (замок-музей в Ланьцуте, Польша). Предположительно прототипом для создания этих икон послужила упомянутая фреска в рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха (возможно, отсутствующие в росписи надпись на церковнославянском: «Честнейшую Херувим…» - и изображения ангелов утрачены при реставрации в 1719). Этот образ украшен серебряным чеканным позолоченным окладом (1730), серебряными коронами (на фоне - позолоченные металлические греч. буквы имен Спасителя и Богоматери и чеканные звезды) и обрамлен стукковой рамой в стиле барокко (1730). Одна из его ранних живописных копий (1719) предположительно находится в наст. время в главном алтаре Андреевского костела г. Слонима и почитается чудотворной. Икона написана на холсте овальной формы, по краю к-рого проходит кириллическая надпись: «Честнейшую Херувим…», окружена многочисленными табличками, коронами и др. драгоценными подношениями. О непонимании воспроизводимого церковнослав. текста молитвы свидетельствуют мн. ошибки, неточности в написании букв. С этой иконы неизвестным белорус. художником 1-й пол. XVIII в. был сделан список, чтимый в Успенской ц. с. Бытень. На ней развернутый текст начала молитвы «Достойно есть» воспроизведен без ошибок, над головами Богоматери и Младенца добавлены изображения корон. При живописном воспроизведении Ж. и. цвета одеяний не имели жесткой регламентации. На иконах из Слонима и Бытеня в соответствии с католической традицией Божия Матерь представлена в одеянии 3 цветов - красном платье, синем мафории и белом (светло-розовом) повое, Младенец - в коротком золотисто-охристом хитоне.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Далматово. Далматовский Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы была построена по решению архимандрита Исаака по примеру Тобольского Софийского собора.  Строительство верхней Успенской церкви и колокольни началось в 1713 году. Строительство ее было завершено в 1719 году, а также в этом году завершается строительство и каменной колокольни при этом храме. Из архивных документов известно, что это было первое каменное здание во всем Зауралье. Успенский собор представлял собою трехпрестольную церковь в три света. Нижняя церковь во имя Рождества Христова, теплая, имела размеры 5 на 5 сажень, в высоту от пола до свода 3 сажени 5 четвертей. Парусный свод ее опирался на четыре квадратных в сечении столпа. Освещалась церковь с южной стороны шестью окнами «в два света». Двухсветные окна композиционно объединены в единый оконный проем наличниками, поднимающимися до второго яруса. Храм завершало традиционное пятиглавие, но его боковые главы размещались не по углам четверика, а по сторонам света. В основании этих глав устроены световые люкарны, прорезающие свод четверика и образующие третий ярус света. Люкарны на фасадах завершались треугольными фронтончиками, которые как декоративный элемент, органично вписывались во фронтоны, завершавшие четверик. Изогнутые же карнизы – валики этих «ползучих» фронтонов отдаленно напоминали старинные кокошники. bfdalmat.ru В 1708 г. при помощи приглашенной из Верхотурья артели соликамцев была возведена трапезная нижней церкви Рождества Христова (освящена 9 декабря 1711 г.) с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого (освящен 19 марта 1710 г.). Возведение верхней Успенской церкви началось в 1713 г. силами сформировавшейся на предыдущем этапе строительства местной артели каменщиков во главе с Яковом Гордеевым Смирных; строительство каменного храма с деревянной трапезной было окончено к 1717 г. (освящен 13 августа 1720 г.). Возведение каменной колокольни над папертью было завершено к 1719 г. Строительство велось не только на монастырские, но и на государственные средства. Архитектура храма дошла до настоящего времени с существенными искажениями, его первоначальный облик можно реконструировать по описанию 1730 г.

http://sobory.ru/article/?object=09462

В нач. ХХ в. положение сербов ухудшали сложные отношения между Австро-Венгрией и Сербским княжеством, к-рое оказывало влияние на австр. сербов, и стремление венг. властей ассимилировать слав. население. Венгерское гос. собрание ввело обязательное изучение венг. языка в школах (1907), а, согласно предписаниям 1913 г., ученики после окончания 4-го класса должны были свободно говорить, писать и читать на венг. языке. Патриарх Лукиан (Богданович) добился в 1910 г. возвращения публичного статуса серб. учительской школе в Пакраце, выделял средства на открытие новых школ и на содержание интернатов для бедных учеников. В 1912 г. венг. власти упразднили церковно-школьную автономию митрополии. Избрание нового главы К. м. после внезапной смерти патриарха Лукиана (1913) осложнилось началом первой мировой войны. После распада Австро-Венгрии (1918) и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1 дек. 1918) К. м. и все части бывш. Печской патриархии оказались на территории одного гос-ва, поэтому 12 сент. 1920 г. была обновлена единая Сербская Патриархия. На тот момент в К. м. было 7 епархий (Сремско-Карловацкая, Бачская, Будимская, Вршацкая, Горно-Карловацкая, Пакрацкая и Темишварская), ок. 1,2 млн верующих, 27 монастырей, 721 приход и 124 подворья, 777 храмов и 722 священнослужителя. Предстоятели К. м. митр. Исаия (Джакович; 1708); митр. Софроний (Подгоричанин; 1710-1711); митр. Викентий (Попович Хаджилавич; 1713-1725); Моисей (Петрович; митрополит Белградский в 1713-1725, митрополит Белградско-Карловацкий в 1726-1730); митр. Викентий (Йованович; 1731-1737); патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента; 1737-1748); митр. Карловацкий Исаия (Антонович ; 1748-1749); митр. Павел (Ненадович; 1749-1768); митр. Иоанн (Джорджевич; 1769-1773); митр. Викентий (Йованович-Видак; 1774-1780); митр. Моисей (Путник; 1781-1790); митр. Стефан (Стратимирович; 1790-1836); митр. Стефан (Станкович ; 1837-1841); Иосиф (Раячич; митрополит Карловацкий в 1842-1848, патриарх Сербский в 1848-1861); патриарх Самуил (Маширевич ; 1864-1870); Арсений (Стойкович; администратор в 1870-1872); еп.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Населена полковником Феодором Григорье­вичем Донцом, так же как Малая Даниловка принадлежала брату его Ивану Григорьевичу. Первый храм в Основе построен уже тогда, как Основа в 1713 г. приобретена покупкой у вдовы Феодора Григорьевича полковником Григорием Семеновичем Квиткой. В благословенной грамоте митрополита Илариона 26 августа 1714 г. читаем: «От харьковскаго полковника Григория Семеновича Квитки писано, что имеет он обещание в маетности своей, в де­ревне Основе, построить церковь Божию, во имя Св. Иоанна Предтечи, того ради, что оная дере­венька растоянием от других церквей в дальности и на ту церковь и лес совсем в готовности; а без нашего де указу и без благословения церкви строить не смеет... И аз смиренный преосвященный Иларион митрополит – благословил и о том дал благословенную грамоту: а верх бы на той церкви построить о пяти главах, а не шатровой, и олтарь круглый тройной,– а подле царских дверей по правую сторону поставити в начале образ всемилостиваго Спаса, а подле Спасова образа поставити образ настоящия церкви, а по левую сторону царских дверей, меж северных, поставити образ Пресвятыя Богородицы» и проч. В фамильной летописи Г. Квиток, сотник Иван Григорьевич (впоследствии полковник) говорит: «Июня 24 (1730) прибыл я из Прилуки в село Основу, в которой день преосвященный Епифаний белгородский, по прошению отца, в том же селе на праздник служил в церкви». Храм сей стоял на правой стороне Лопани, бли­же нынешнего к Харькову, в 1752 г. он перенесен был туда, где стоит нынешний; это было по же­ланию вдовы Прасковьи Квиткиной. По лето­писи Квиток храм сей сгорел ночью на 20 декабря 1780 г. «не смотрением пьянаго пономаря», говорит летопись Квиток; вместе с тем сгорела и «пребогатая ризница». 1782 г. устроена уже была ныне существующая деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи и освя­щена префектом коллегиума Михаилом Шванским. Строитель ее Федор Иванович перенес сюда в склеп прах родителей своих. Чис ло прихожан: в 1730 г. – 50 м уж.,407 жен., в 1750 г. – 487 муж., 428 жен., в 1770 г. – 527 муж., 463 жен., в 1790 г. – 608 муж., 622 жен., в 1810 г. – 618 муж., 632 жен., в 1830 г., – 732 муж., 801 жен., в 1850 г. – 817 муж., 856 жен. душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иеромонах Варлаам быль посвящен в Новгороде преосвященным Аароном, 2-го февраля. В 1722-м году 14-го мая он был хиротонисан во архиепископа Киевского. В 1730-м году, по допросу о неслужении молебна в один из высокоторжественных дней, он подпал суду, 20-го ноября был лишен сана и священства и в чине простого монаха сослан был в Кирилло-Белозерский Монастырь. В 1741-м году, с воцарением Императрицы Елисаветы Петровны, был освобожден из заточения и восстановлен в сане. По собственному желанию остался на жительстве в Тихвинском Монастыре, где в 1750-м году принял схиму с именем Василия, скончался в 1751-м году 17-го января и погребен в паперти соборной церкви 972 . Архимандрит Киприан (Скрипицын) в 1723-го году переведен был в Воскресенский Новый Иерусалим Монастырь, а в 1727-м году в Дмитровский Борисо-Глебский, в 1732-м году в Московский Знаменский, в том же году в Спасо-Андроньев, в 1736-м году в Московский Чудов Монастырь. 31-го декабря 1737-го года был хиротонисан во епископа Вятского, в 1739-м году был назначен членом Святейшего Синода и затем переведен на Коломенскую архиерейскую кафедру, скончался 16-го июня 1740-го года в Петербурге 973 . Архимандрит Петр скончался, по некоторым известиям, в 1724-м году, в должности судии Псковского Архиерейского Дома 974 . Иеромонах Кирилл в Александро-Свирском Монастыре настоятельствовал до своей кончины, последовавшей в декабре 1732-го года 975 . Архимандрит Лев, в мире Лаврентий Юрлов, происходивший из дворян Великороссийских, 28-го мая 1727-го года был хиротонисан во епископа Воронежского. За отказ в присяге при восшествии на престол Императрицы Анны Иоанновны, по неполучению о том указа из Святейшего Синода, был предан суду и 2-го октября 1730-го года лишен сана и сослан в Архангельский Крестный Монастырь. Когда вступила на престол Императрица Елисавета Петровна, быль восстановлен в сане, чрез возложение омофора и панагии, но от управления епархией отказался и остаток жизни провел в Московском Знаменском Монастыре, где, после кончины 28-го января 1755-го года, на 77-м году жизни, и погребен 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010