Не удалось извлечь искомое из базы (((

Рака с мощами прп. Корнилия Переяславского в Никольском соборе Переславль-Залесского Никольского мон-ря. Фотография. 2012 г. Местное почитание святого установилось, видимо, сразу после его преставления. 28 июля 1701 г. у гроба К. прозрела дочь переславского купца Ксения Теголева, глаза к-рой помазали елеем из лампады, висевшей над гробом святого. Мощи К. были обретены через 9 лет после его преставления при строительстве каменного собора в честь Смоленской иконы Божией Матери. Согласно повести «О обретении мощей», 29 июня 1705 г., в день освящения Смоленского храма, свт. Димитрий (Савич (Туптало)) освидетельствовал мощи К.: «Мощи же его вси быша целы, и одежда его на нем, и тлению ничто же прикоснуся» (Житие и подвиги. 2013. С. 53; однако в донесении Переславской консистории Святейшему Синоду 1745-1746 гг. об участии свт. Димитрия в обретении мощей К. не упом. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 575-576)). Тогда же была допрошена Ксения Теголева, рассказ записал ее родной брат Василий. Мощи К. переложили в резной кипарисовый гроб и поставили в новом храме за левым клиросом. Свт. Димитрий написал тропарь, кондак и молитву святому. Игум. Варлаам (Высоцкий) благословил вести записи о посмертных чудесах святого ( Свирелин. 1890. С. 49-50). При гробе К. служили панихиды, по молитвам святому исцелялись бесноватые, слепые. Некий солдат Венедикт, перевозивший казенные деньги из Архангельска в Москву, сильно страдал от болезни правого глаза. Остановившись на ночлег в Ямской слободе, в 3 верстах от Переславля-Залесского, он услышал рассказ о К. Помолившись святому, солдат получил исцеление. По его просьбе жительница слободы поставила свечу у гроба преподобного и рассказала о чуде, которое 6 марта 1717 г. записали в монастырскую книгу. Из соседних уездов к раке святого приносили больных младенцев (Там же. С. 51). В 1714 г. была написана 1-я икона преподобного. В «Сводном иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова описание образа К. помещено под 2 авг. ( Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 2. С. 150). Память «Корнилия затворника Борисоглебского монастыря» без указания дня празднования содержится в «Описании о российских святых». 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле-Залесском начала работу комиссия Синода, в результате мощи К. признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. 15 марта 1722 г. последовал указ Синода, в котором осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей.

http://pravenc.ru/text/2458681.html

Троицкий монастырь постепенно приобретает всё более основательный вид. Он становится каменным, грозно глядя на окрестности в узкие бойницы окон. Как и Иоанно-Предтеченская церковь, возводимая из белого камня развалин старой татарской столицы Сарай-Берке, главный храм Троицкой обители строится из этого же материала. По некоторым сведениям храм, возведённый 18 августа 1701 года, был первой царицынской каменной церковью. В таком случае именно его наблюдал с борта корабля и зарисовывал голландский путешественник и живописец Корнелий де Бруин, проплывавший мимо Царицына в 1703 году. Он писал: «Главная церковь каменная, но недостроенная еще, остальные церкви деревянные, едва видны». Впрочем, на эту запись также претендуют Иоанно-Предтеченская и Воскресенская церкви. О том, что церковь строилась специально для монастыря, свидетельствовал её внешний вид: со стороны, обращенной к городу, находилось только одно окно, чтобы у монахов было меньше соблазна от мирских дел. По другим сведениям считается, что храм был построен в 1710 году, а освящён лишь в 1720 году. Современники находили, что церковь эта принадлежит византийской архитектуре. Храм имел два этажа: в нижнем помещался придел святителя Николая Чудотворца (служба здесь проходила лишь раз в году на его праздник — 6 декабря), а на верхнем кроме главного алтаря был ещё придел в честь иконы Казанской Божьей Матери. В 1703 году упоминается среди служащих здесь архимандрит Ипполит, в 1708 году — Мелентий, с 1710 года управляет монастырём Леонтий, его же имя встречается спустя четыре года. Он бьёт челом в Астрахань преосвященному Сампсону, прося поставить на место умершего в 1709 году монастырского иеромонаха Иосифа священника Тамбовской епархии Василия Родионова, постригшегося в 1710 году с именем Варлаам. Вскоре, однако, Леонтий докладывает в Астрахань о побеге в 1711 году иеромонаха Варлаама на Дон (оказывается, он раньше жил в Илецком и Григорьевском казачьих городках) и попросит посвятить в священники крылошанина (поющего на клиросе) монаха Павла. Но отец Павел оказывается пьяницей и тоже бежит из монастыря в августе 1720 года, как сообщает об этом тогдашний архимандрит Зосима. К монастырю прикрепляется священник Царицынского собора Фёдор Дмитриев. Известно также, что при обители имелась часовня, при которой в 1714 году служил монах Мисаил.

http://sobory.ru/article/?object=36718

Среди особо чтимых святых - прмц. Параскева (26 июля), покровительница Комотини. Епископы Маронийские Александр (упом. в 344?), Тимофей (упом. в 404; друг свт. Иоанна Златоуста), Докимасий (упом. в 431-459), Иннокентий (упом. в 532-533), Иоанн (упом. в 553). Архиепископы Маронийские Никита (упом. в 879), Феодор (XI в.), Василий (упом. в 1030), безымянный (упом. в 1066), Феодул (упом. в 1079), Феофил (сер. XI в.), Никита (упом. в 1166), Никита (упом. в 1170 или 1177?), Константин (между 1177 и 1186 или упом. в 1191), Пентактен или Зентайла (1186-1196), Иоанн (упом. в 1191/92), безымянный (упом. в 1222 или 1228), Стефан (упом. в 1260), Фома (упом. в 1285 и 1292), Кирилл (упом. в 1295), Даниил (ранее 1315), Феодул (митр. Халкидонский; 1315 - не ранее 1327), Лев (упом. в 1340). Митрополиты Маронийские безымянный (упом. в 1364-1372), Симеон (упом. в 1393), Дионисий (упом. в 1497-1498), Гавриил (митр. Траянопольский или Маронийский, упом. в 1564-1565), Арсений (упом. в 1560-1567), безымянный (упом. в 1565-1580), Каллиник (упом. в 1619), Панкратий (1646-1668), Анания (1675-1683), Неофит (до 1690), Каллиник (1696-1697, 1701-1702, 1714), Гавриил (1721), Даниил (1721), Афанасий (1725), безымянный (1735), Анфим (упом. в 1737 и 1756), Каллиник (1756-1771), Неофит (1771-1789; впосл. патриарх К-польский Неофит VII ), Неофит (1789-1810), Константий (1810-1821), Даниил (1821-1838, впосл. митрополит Филадельфийский), Иоанникий (1838-1839), Анфим (1839-1845, впосл. митрополит Эфесский), Кирилл (1845-1863), Феоклит (Феодосиадис; 1863-1865), Анфим (1865-1877), Иероним (1877-1885), Константин (Вафидис; 1885-1888, впосл. митрополит Серрский), Хрисанф (Иероклис; 1888-1893), Гавриил (Ятрудакис; 1893-1894, ранее митрополит Трапезундский), Иоаким (Валасиадис; 1894-1900, впосл. митрополит Родосский), Константин (Газис; 1900-1902), Николай (Саккопулос; 1902-1914, ранее митрополит Анкирский, впосл. митрополит Кесарийский), Мелиссин (Христодулу; 1914-1921), Хрисанф (Филиппидис; 1922, ранее митрополит Трапезундский, впосл. архиепископ Афинский), Анфим (Саридис; 1922-1939), Спиридон (Аливизатос; 1939-1940), Василий (Константину; 1941-1952), Тимофей (Матфеакис; 1954-1974), Дамаскин (Румелиотис; 1974-2012), Пантелеимон (Мутафис; с 2013 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2562388.html

Но церковь была заперта, и тогда, прислушавшись, все поняли, что пение раздавалось из кельи усопшего старца. Они вошли в келью и огласили ее своим горьким плачем. С честию приготовили тело старца к погребению и перенесли его в церковь без народа. Хотя множество собралось на Голгофу людей, – а их никто не уведомлял о кончине старца, – но не могли прийти на перенос тела из кельи, вследствие особенно сильного дождя. Желание старца исполнилось – он был перенесен и погребен без «бытности мирских людей». Благоговейно отпели братия его тело, похоронили в могиле, собственноручно им выкопанной. Ныне над его могилой храм и устроена рака, на которой сделано и изображение самого иеросхимонаха Иисуса. А братия еще тогда положили на его могилу доску, на которой было написано: «Здесь скончался 1720 г., марта 6 дня, преподобный Иов, в схиме Иисус строитель прежде бывший анзерский, а потом голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 г. Строительство Анзерское принял 1706 г. В схиму постригся в 1710 году, на гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года. Показавший образ добродетелей словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною». Этими словами братия кратко, но верно выразили свое замечательно правильное понимание личности иеросхимонаха Иисуса. Действительно, это был истинный христианин, никакие испытания не могли отвратить его от любви к Богу, ввергнуть в отчаяние и уныние. Вера и надежда всегда его поддерживали и тогда, когда другой впал бы в отчаяние, он нашел новые силы для новой деятельности и является перед нами великим в своем смирении подвижником благочестия. Благоговейная память о нем свято чтится служением панихид. Скит иеросхимонаха Иисуса, после его смерти, утратил свою самостоятельность, был в подчинении у Соловецкого монастыря, и из него были вывезены все его сокровища; братия разошлась в Анзерский скит и Соловецкий монастырь. В 1723 году он соединен с Анзерским скитом. В 1764 году отдан в ведение Соловецкого монастыря, настоятелем которого, Досифеем II был возобновлен и приведен в благоустроенный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

1701 В день св. пятидесятницы св. Церковь молится: «приими, Владыко, мольбы и моления наша, и упокой вся прежде почившие души, в надежди воскресения жизни вечныя: учини духи их и имена в книзе животней, в недрех Авраама, и Исаака, и Иакова, в стране живых, во царствии небеснем, в раи сладости, светлыми ангелы твоими вводя вся во святые твоя обители...» (Молитв. V). 1704 Киприан. Epist. LVI ad Thiaritanos; Златоуст. orat, in S. Philogonium, in Opp. T. 1, p. 494, ed. Montfauc.; in 2Corinth. homil. X, n. 2. 1705 Est jam (s. Acholius) superiorum incola, possessor civitatis aeternae illius Herusalem, quae in coelo est. Vidit illic ejus mensuram immensam…, lumen sine sole perpetuum; et haec omnia jamdudum quidem sibi comperta, sed nunc facie ad faciem manifestata etc… (Epist. XV, n. 4). 1713 «Награда на суде (последнем), без сомнения. получит приращение. Ибо праведники ныне только по душе наслаждаются; а тогда и по телу будут наслаждаться блаженством, будут радоваться и в том теле, в котором они переносили болезни и мучения за Господа. Об этой сугубой славе писано: на земле своей сугубая стяжут ( Ис. 61, 7 ). О душах же святых, пребывающих на небе до дня воскресения, написаио: даны быша коемуждо их ризы белы, и речено бысть им, да почиют еще время мало, дóндеже скончаются и клеврети их, и братия их ( Апок. 6 11). Праведники ныне сияют только славою души, а тогда возрадуются славою души и тела» (Dialog. IV, с. 25). 1714 Св. Василий великий в беседе на день св. мученика Варлаама замечает: «мученик смотрит не на опасности, но на венцы; не ужасается ударов, но вычисляет награды; видит не исполнителей казни, бичующих здесь на земле, но представляет себе ангелов, приветствующих с неба; имеет в виду не кратковременные опасности, но вечные воздаяния. И у нас уже мученики пожинают светлый залог славы, потому что, от всех оглашаемые восторженными приветствиями, из гробов уловляют они в мрежу свою тысячи народа. Сие самое исполнилось ныне над мужественным Варлаамом. Прозвучала бранная труба мученика, и, как видите, собрала воинов благочестия. Провозглашен лежащий Христов подвижник, и открыл зрелище Церквп» (Тв. св. Отц. VIII, 274–275). А св. Григорий в надгробном слове сестре своей Горгонии говорит: «если для тебя сколько-нибудь спасительно и наше прославление, если святым душам дается от Бога в награду и то, чтобы чувствовать подобные прославления: то прими и мое слово» (там же I, 288).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Первой заботой Петра I было сокращение числа монастырей и монахов, а второй — сокращение числа церквей и белого духовенства. Церковные реформы при Петре I начались в 1701 году с восстановления Монастырского приказа, а закончились в 1721 году упразднением патриаршества. Поначалу все эти меры вызывали сопротивление со стороны русских иерархов и монашествующих. Они вполне сознавали, какую угрозу Православию несут затеянные стоявшими у власти протестантами реформы, антихристианские по существу и беспощадные по методам. В первые годы этих реформ явное неодобрение выразили последний Патриарх Адриан (†1700), местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский, †1721) и Ростовский митрополит Святитель Димитрий (Туптало, †1709). Все они умерли на свободе и своей смертью, но уже при Петре начались жестокие гонения на православное духовенство, с заточением в темницы, пытками и насильственными смертями священнослужителей и разорением монастырей. В 1715 году Петр открыто выразил свое отношение к патриаршеству и иерархам в своих шутовских пародиях на церковные церемонии. Его сподручный, лютеранствующий Новгородский митрополит Феофан Прокопович, написал «Духовный регламент», где теоретически обосновал право царя управлять Церковью. Результатом пролютеранской политики Петра явилось известное засилие в России иностранцев различных исповеданий. В 1714 году открылась секта самых исступленных кальвинистов во главе с полковым лекарем Д. Твиритиновым. Митрополит Стефан (Яворский) изобличал лютеранствующих, предал анафеме нераскаянных и тем косвенно изобличил самого царя, потворствовавшего лютеранам. Он написал обширное сочинение против лютеран под названием «Камень веры — на утверждение и духовное созидание сынам Святой Православной Церкви и на восстание и исправление — претыкающимся о камень претыкания и соблазна». Но эта книга не была напечатана. Хуже того, Петр I пытался найти поводы для обвинения митрополита Стефана (Яворского) в связи с тогда же начавшимся делом царевича Алексея.

http://pravoslavie.ru/56053.html

(почитаемые списки в Ильинской и Пятницкой церквах). После Прутского похода (1711) в храмы В. е. из храмов Азова и Троицкого-на-Таганроге были переданы богослужебная утварь и иконы рубежа XVII-XVIII вв., в т. ч. созданные иконописцами Оружейной палаты, напр. 8 местных икон 1702 г. письма Никиты Рожкова из Покровской ц. в Азове (Словарь... С. 532); огромная почитаемая Смоленская икона Божией Матери из азовского мон-ря во имя Иоанна Предтечи (3 аршина 6 вершков ´ 2,5 аршина), вывезенная в Борщёвский Троицкий мон-рь под Воронежем, была в 30-х гг. XVIII в., при еп. Иоакиме, перенесена в воронежский Благовещенский собор. Азовские древности хранились в храмах Павловска, напр. в Преображенском соборе чудотворный, написанный на раковине образ Божией Матери «Знамение», обретенный в Азове в 1696 г. и вскоре поставленный в киот с изображениями взятия Азова, обретения иконы и надписью в форме виршей (в 20-х гг. XIX в. был сделан новый лучеобразный киот над царскими вратами), колокол (1697) из азовского собора в честь Похвалы Пресв. Богородицы, напрестольный крест (1655?, первоначально для Кутеинского оршанского мон-ря, Белоруссия), писанные на камке иконы Спаса и Божией Матери из иконостаса, включавшего также изображения апостолов Петра и Павла, мучеников Адриана и Наталии (святых царской семьи) и прп. Сампсона Странноприимца, в день памяти к-рого произошла Полтавская битва (опись Петропавловского собора в Павловске 1714 г.- см.: Димитрий (Самбикин), архим. 1886. Вып. 4. С. 148-157). В Казанской ц. в Павловске находилась икона Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия, посланная в 1709 г. Казанским митр. Тихоном посадским людям из Казани, переведенным на жительство в Троицкий-на-Таганроге; по заказу бывш. жителей Казани казанский протодиак. Григорий Терентьев выполнил точный список с Казанской иконы Божией Матери (1705) - одна из почитаемых святынь Павловска (украшен окладом работы Семена Дмитриева). Под Богучар, в возобновленный как Азовско-Донецкий мон-рь во имя Иоанна Предтечи были перенесены из Предтеченского мон-ря в Азове древний чудотворный образ св. Иоанна Предтечи, резной иконостас (1700-1701) с иконами работы Василия Иванова и стрельца Ивана Гарасимова, Евангелие (1696), кресты (1697 и 1700), кадило (1700) и плащаница.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Лишь в XIX веке на этом месте начались раскопки. Постепенно исследователями удалось восстановить карту Иераполя Фригийского III–IV веков, где ныне обозначен «Мар-тирий святого Филиппа», располагавшийся в давние времена за пределами городских стен. Мощи апостола Филиппа Около 560 года мощи апостола Филиппа были перенесены из Иераполя Фригийского в Рим и положены в церкви во имя святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. Церковь во имя двенадцати апостолов была устроена во времена императора Константина Равноапостольного. В 560 году она была перестроена папой Палагием. В дальнейшем храм еще несколько раз перестраивался. Существенные переделки были произведены в 1701–1714 и 1827 годах. В последний раз церковь заново отделана после пожара, опустошившего ее в 1871 году. Главный вход устроен в западной стене, примыкающей к площади Святых Апостолов. Из середины особый спуск ведет в нижнюю древнюю базилику, восстановленную во второй половине XIX века. Спуск обнесен мраморной оградой с двустворчатыми дверцами. От них ведет вниз двойная мраморная лестница, по которой можно попасть в нижний храм. Там находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова. Иконография В православной иконографии апостол Филипп чаще всего изображается безбородым юношей в хитоне и гиматии со свитком в руках. Реже, хотя такие изображения также встречаются, он изображается, как человек средних лет со свитком или книгой. В западной иконографии, помимо уже упомянутых изображений, встречаются изображения апостола Филиппа в виде старца. Апостол Фома До сошествия Святого Духа Согласно Преданию, апостол Фома, иначе называемый Близнец, или Дидим, родился в Галилейском городе Пансаде (по другому произношению Панеаде). По роду занятий Фома, настоящим именем которого было Иуда, был рыбаком. Относительно же его прозвища существует две версии. Согласно одной, у него действительно был брат близнец, благодаря чему его и прозвали Фомой. Согласно другой версии, апостол внешне очень походил на Спасителя, так что его собратья по апостольству прозвали его «Близнецом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. и церковной реформы Петра I Алексеевича существенно изменились складывавшийся веками порядок московского церковного управления, а также традиции городского благочестия. Д. Г. Давиденко 1700-1742 гг. Патриаршей областью после кончины патриарха Адриана до 1721 г. по распоряжению Петра I управлял местоблюститель Патриаршего престола Рязанский и Муромский митр. Стефан (Яворский) . Ему в управлении Москвой и прилежащими церковными десятинами (Радонежская, Селецкая, Загородская, Вохонская, Пехрянская, Хатунская, Звенигородская, Сурожская, Волоколамская, Рузская, Можайская, Дмитровская, Серпуховская и Шитовская) помогали Сарские и Крутицкие архиереи: митр. Трифиллий (Инихов) - до 1702 г., митр. Иларион (Властелинский) - в 1703-1711 гг., митр. Феодосий (Вадбольский) - в 1711-1712 гг., еп. Алексий (Титов) - в 1714-1719 гг. и митр. Игнатий (Смола) - в 1719-1721 гг. Согласно списку рус. церквей, на который обратил внимание прот. П. Ф. Николаевский, «к 1702 г. в Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городе и за Земляным городом считалось 15 соборов, 29 монастырей мужских и женских, 425 церквей, 289 приделов, в том числе 29 церквей и 6 приделов деревянных; во всей Патриаршей области на Москве, в других городах и уездах было 3750 церквей» ( Николаевский П. Ф., прот. Патриаршая область и рус. епархии в XVII в. СПб., 1888. С. 41; см. также: Покровский. 1897. Т. 1. С. 234; данные на 1658 г.). Осуществлявшаяся Петром I новая гос. политика в отношении к Церкви в полной мере отразилась на жизни церковной Москвы. Наряду с особым вниманием к вопросам образования (в 1701 Славяно-латинская академия на строение и ремонт и на др. нужды получила 1 тыс. р.) были усилены требования к участию Церкви в общегос. расходах: вдвое увеличены сборы с венечных памятей (эти средства шли на содержание лазаретов во время русско-швед. войны), указом от 31 авг. 1705 г. был установлен дополнительный сбор на содержание полковых священников - «по гривне с церкви», была конфискована часть колокольного звона для производства пушек, в мон-рях располагались воинские части, Новодевичий мон-рь был передан в распоряжение Преображенского приказа.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010