4 июня 1701 г. в мон-ре был насильно пострижен в монахи свящ. Симеон из с. Вача Муромского у., обвинявшийся в хранении «воровских заговорных писем» (Тр. Владимирской УАК. 1909. Кн. 11. Мат-лы. С. 21). Вероятно, это были анонимные грамоты, призывавшие свергнуть Петра I, как «царя-антихриста», и возвести на престол царевича Алексея. Свящ. Симеона заточили в мон-ре. Настоятелю архим. Георгию строго предписывалось «ево, попа, постричь и быть в том монастыре под крепким началом до смерти его безысходно, а священно-монашеская ничтоже служить отнюдь не велено». В мае 1719 г. М. б. к. м. пострадал от сильного пожара. «Святы церкви и иконы и колокола и все монастырское строение погорело без остатку»,- писали монахи в Синод в 1722 г. (Там же). Желая поправить бедственное положение обители, Синод издал постановление об объединении обители на Ушне с муромским в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырем , причем последний планировалось закрыть. Этому воспротивились жители Мурома и уезда. Ссылаясь на хранение в Благовещенском мон-ре мощей св. Муромских князей Константина, Михаила и Феодора, местные жители отстояли обитель. Принимая во внимание ведомость, присланную из Рязанской епархии, согласно которой «за Борисоглебским монастырем крестьян и пашни и прочих угодий вдесятеро больше благовещенского», Синод отменил решение об объединении мон-рей. В 1722 г. казначей старец Андриан от имени братии отправил церковному начальству послание с просьбой забрать у них рыбные ловли на Сетченском оз. по причине его обмеления ( Смирнов. 1901. Вып. 1. С. 147). Из материалов следует, что обитель получила это озеро в оброчное содержание в 1714 г. с платой в казну оброка в размере 42 р. в год. К 1722 г. озеро сильно затянуло песком, в результате чего ловля рыбы в нем прекратилась. М. б. к. м. просил сложить с них «недоимочне оброчные деньги». В XVIII в. созданная Коллегия экономии возложила на мон-ри новую повинность: собирать деньги и хлеб на содержание госпиталей, школ и богаделен. Правительство поставило церковные доходы под строгий контроль. В случае неуплаты у должников отбиралось имущество, а виновных ссылали на галеры. Сохранилась грамота об уплате денег мон-рем, датированная дек. 1732 г.: «От Муромского Борисоглебского монастыря архимандрита Феодосия отвечено, что положенные монастырские доходы плачены все сполна бездоимочно... взяток же никому никаких не давалось» ( Смирнов. 1906. Вып. 4. 542. С. 143). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/2564386.html

Уникальным произведением местных кузнецов является зап. дверь собора с прорезным рисунком и подложкой из слюды (ныне в музее Гороховца). Рядом с собором возвышается колокольня, сохранившая «характерные для Гороховца пропорции» ( Тиц. 1969. С. 134-135). Вероятно, тот же ктитор выделил средства на сооружение приходского Воскресенского храма «о двух апартаментах» (посл. четв. XVII в.?). Здание «гипертрофированно могучих» форм с сильно выдвинутыми апсидами; пластичными и замысловатыми наличниками (Там же. С. 98). Не ранее 1701-1703 гг. на средства посадского человека Григория Ширяева был построен Сергиевский храм в Сретенском мон-ре. Он типичен для архитектуры Гороховца нач. XVIII в.: четверик с 2-скатной кровлей увенчан луковичной главой на барабане, украшенном аркатурным пояском; 3-частная апсида декорирована полуколонками. Храм установлен на подклет, в к-ром размещены хозяйственные помещения (как и в Покровской ц. Спасского мон-ря в Муроме); в трапезной сохранилась изразцовая печь XVIII в. Точно из таких же изразцов была сложена печь в каменных покоях настоятельского корпуса (1678) в муромском Спасском монастыре (сохр. фрагментарно в Муромском музее; Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Иулиания Лазаревская, Муромская. М., 2012. Ил. с. 19). В Гороховце «с запозданием», в 1-й четв. XVIII в., строятся храмы в стиле московского барокко, проявившегося лишь в декоре зданий: пышные наличники, украшенные полуколонками с бусинками, капители коринфского ордера и «раковины» на очелье. К ним относят теплую одноглавую ц. св. Иоанна Предтечи при Благовещенском соборе и одноглавый храм прп. Иоанна Лествичника (1710-1716). К последнему пристроена трапезная с «красным крыльцом», к-рое имеет ярко выраженный светский характер и является излюбленным элементом гороховецкой архитектуры ( Тиц. 1969. С. 95-97). Ранее были возведены 5-главые храмы с колокольнями - Казанский (1708, перестроен в 1817) в с. Красном близ Гороховца (ныне в черте города) и Никольский в пос. Никологоры Вязниковского р-на (1714, перестраивался в 1736 и 1814; ныне в руинах; Добронравов, Березин.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Святой Иоанн родился около 1680 года. Когда он достиг отроческого возраста, то около 1695 года отдан был в училище при Киевском Богоявленском монастыре. Здесь святой отрок обучался риторике, философии, богословию и языкам: латинскому, греческому и польскому. Училище при Киевском Богоявленском монастыре, переименованное в 1701 году в академию, было тогда лучшим рассадником просвещения и благочестия в Юго–Западной Руси. В то время в нем преподавали многие знаменитые мужи. Ректором академии был ученый архимандрит Иоасаф Кроковский, словесность преподавал Стефан Яворский, впоследствии митрополит Рязанский и местоблюститель патриаршего престола. В то же время был наставником в академии и знаменитейший проповедник царствования Петра I — Феофан Прокопович. Блаженный Иоанн прилежно занимался науками; до нас дошло много книг, переписанных рукою святителя или принадлежавших ему. Особенно же ревностно изучал святой Иоанн словесность и читал западнорусских проповедников, так как желал впоследствии подвизаться в проповедании слова Божия. Не менее любил он читать творения отцов и учителей Церкви и другие назидательные книги. Молитва и изучение слова Божия — таковы были занятия блаженного Иоанна в годы учения. Но святой этим не довольствовался: сердце его давно уже горело любовью к Богу. Уже давно мечтал он о том, чтобы посвятить себя всецело на служение Господу. Внешние тяжелые обстоятельства побудили его ускорить свое намерение. Смерть родителей, чума, появившаяся тогда в Киеве, наконец, вероятно, преследование Мазепой всего рода Кульчицких представили блаженному Иоанну еще более тщетность и суету сей жизни. Посему, окончив в 1706 году курс обучения в Киевской академии, он воспринял иночество и вступил с именем Иннокентия в число братии Киево–Печерской обители. Недолго, однако, блаженный Иннокентий подвизался в Киевской лавре. В 1710 году он был вызван в Москву Стефаном Яворским для преподавания в Московской славяно–греко–латинской академии. Эта академия находилась в Заиконоспасском монастыре. Здесь святой Иннокентий преподавал словесность и поучал своих учеников искусству церковного витийства. В 1714 году святой был назначен префектом академии. Его обязанностью было наблюдать за порядком внутренней и внешней жизни воспитанников, а кроме того он еще преподавал нравственное богословие и философию. Такую должность он занимал до 1719 года. В этом году он был вызван в звании соборного иеромонаха в Александро–Невскую лавру и назначен на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле. Вскоре он был переведен обер–иеромонахом в город Або. Занимая сию должность, святой был начальником флотских иеромонахов, служивших в Финляндском корпусе, надзирал за их поведением, разрешал недоразумения и сносился о церковных нуждах с Святейшим Синодом. Так как святой Иннокентий по обязанности своей службы каждую неделю должен был посещать каждый корабль, то, вероятно, он хорошо был известен государю, так любившему созданный им флот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Память его празднуется 6 марта в день преставления Прп. Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1653 г. Свое церковное служение начал пастырем в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи!» Любовь его к людям была удивительной, он всегда искал случая сделать ближнему добро, помогал нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих. Духовно слабых — подкреплял, заблудших — мудро вразумлял и наставлял. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения.  Слава о добром пастыре дошла до царя Петра I, преподобный был призван ко двору и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался быть еще полезней бедствующим.  Посещая заключенных, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных подкреплял в терпении, должникам помогал расплачиваться за их долги.  С годами прп. Иоанн посвятил себя богомыслию, не прекращая благотворении через доверенных лиц. В 1701 г., по ложному доносу царю, он был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с наречением ему имени Иов. После многих испытаний старец был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келье. Узнав, что преподобный был оклеветан, царь хотел вернуть духовника, но тот отказался и удалился в 1702 г. — для большего безмолвия — в Анзерский скит Святой Троицы, где по смерти его строителя Елеазара (память его 13 янв.) был назначен его настоятелем.  В 1710 г. старец принял великую схиму с именем Иисус. Вскоре Сама Богоматерь Божия, в явлении ему во сне вместе с прп. основателем скита Елеазаром, определила дальнейший путь схииеромонаха Иисуса. По словам Пречистой, на горе, отныне называемой второй Голгофой, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. В 1714 г. вместе с учениками, схимонахом Матфеем и иноком Макарием, преподобный основал Голгофо-Распятский скит.  Престарелый строитель скита сам участвовал во всех работах, а в келье занимался еще рукоделием, выручку от которого делил на три части на нужды церковные, на нужды братии и на милостыню нищим. За богоугодную жизнь святой схииеромонах был удостоен откровений. Так, сама Богородица назвала ему место, где рыть колодец на горе, а Гос подь открыл ему время его кончины 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В XVII в. повышенный накал религ. жизни проявлялся в многочисленных религ. праздниках и процессиях, в проповедях, собиравших толпы людей, а также в необыкновенной популярности театрального жанра «ауто сакраменталь», когда в спектаклях затрагивались сложнейшие богословские проблемы (напр., свободы воли). Книги религ. содержания с рассказами о чудесах, небесных видениях и пророчествах, и прежде широко распространенные, издавались в еще большем количестве. Однако Церковь, как правило, сдержанно относилась к крайним проявлениям религиозности. Тридентский Собор способствовал развитию почитания святых, что нашло воплощение в испан. живописи. Были канонизированы нек-рые религ. деятели предшествующего столетия, а в 1622 г.- Игнатий Лойола, Франциск Ксаверий и Тереза Авильская. Портрет графа Оливареса. Ок. 1638 г. Худож. Веласкес (ГЭ) Портрет графа Оливареса. Ок. 1638 г. Худож. Веласкес (ГЭ) При кор. Карле II изменилась внешняя политика гос-ва. Стремясь сохранить владения в Европе, Америке, Азии и Африке, И. в поисках союзников против Франции сблизилась с Англией и Республикой Соединённых провинций. Однако каждая война приводила страну к территориальным потерям: в 1668 г. по Ахенскому миру И. утратила ряд крепостей в Испанских Нидерландах, в 1678-1679 гг. по Нимвегенскому миру - Франш-Конте. За пределами Европы И. утратила М. Антильские о-ва, Ямайку, территории в устье р. Ориноко, Молуккские о-ва. При Карле II впервые были установлены прямые дипломатические отношения с Россией. В 1667-1668 гг. И. посетило посольство П. И. Потёмкина, за ним последовали др. посольства. Однако из-за удаленности и отсутствия на тот момент серьезных общих интересов 2-сторонние связи не получили развития. Карл II, физически и психически слабый человек, всю жизнь серьезно болел; среди современников утвердилось мнение, что на короля наложено заклятие, в историю он вошел с прозванием Околдованный. Король не мог управлять гос-вом, политику страны определяли наиболее влиятельные придворные, группировавшиеся вокруг королевы-матери Марианны Австрийской и ее фаворитов (сначала австр. иезуита Нитарда, а позже придворного Фернандо Валенсуэлы). Оппозицию возглавил внебрачный сын кор. Филиппа IV дон Хуан Хосе Австрийский (1629-1679), талантливый полководец и гос. деятель. После серии конфликтов с королевой-матерью и ее министрами в 1677 г. он пришел к власти, но вскоре умер, успев лишь начать свою программу реформ. Карл II не мог иметь детей, и уже при его жизни появились претенденты на «испанское наследство», в т. ч. Филипп Анжуйский, внук франц. кор. Людовика XIV, и эрцгерц. Карл, сын имп. Леопольда I. В результате начавшейся после смерти короля войны за «испанское наследство» (1701-1714) на престоле в И. утвердилась франц. династия Бурбонов.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682, Малороссия - 27.11.1731, Иркутск), свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых), 1-й еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. По преданию, сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями И. были знаменитые впосл. церковные деятели: митр. Иоасаф (Кроковский) , митр. Стефан (Яворский) , архиеп. Феофан (Прокопович) . Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной ц. прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В нач. 1710 г. митр. Стефан (Яворский) вызвал И. в Москву и назначил на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 г. префект (инспектор) академии. Одновременно преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 г. И. в числе 36 монашествующих был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невский мон-рь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом И. состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли рус. флота. В февр. 1721 г. Святейший Синод постановил И. «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», т. е. Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Скит. Действует.   Год основания:1714. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий административный район, Анзерский остров Координаты: 65.146949, 36.040221 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Голгофо-Распятский скит был основан преподобным Иовом (в схиме Иисусом) Анзерским в 1713г. после видения ему Пресвятой Богородицы, которая велела подвижнику основать скит в честь Страстей Сына Ее. На склоне горы Голгофа можно найти березу, выросшую в форме креста, на месте страданий и смерти многих узников, пострадавших за веру в годы гонений. На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1613 год - год постройки и освящения храма Николая Чудотворца. Но это, так же и год окончания Смуты и воцарения Дома Романовых на российском престоле. Таким образом, храм, построенный отцом Варлаамом со своими единомышленниками, стал одним из первых на Богородской земле, указ об освящении которого подписал Царь Михаил Фёдорович, первый из династии Романовых, взошедший на российский престол. В 1701 году после смерти последнего Патриарха Адриана, земля на которой стоит храм св. Николая, изымается из ведения Патриаршего казённого приказа и приписывается к Московскому Чудову монастырю. К этому времени следует, вероятно, отнести рождение деревни Авдотьино. Монастырские крестьяне стали первыми жителями Авдотьино. Зависимость от Чудова монастыря продолжалась недолго, ибо: " нашелся некий боголюбивый мирянин, купецкий человек, Вукол Мартынов, тяглец мещанской слободы, изъявивший желание свое, по обещанию выстроить вновь храм во имя Святителя и чудотворца Николая, и ему выдан был храмозданный указ, за подписью Казначея Синодального Дома, Антония " . В 1714 году, 31 мая, началось возведение нового храма. Уже через год: " 1715 года, сентября в 14 день, по указу великаго государя и по помете на челобитной казначея иеромонаха Антония Яковлева, велено новопостроенной церкви во имя Николая Чудотворца, которую построил по обещанию своему Мещанской слободы тяглец Викула Мартынов в Московском уезде в Вохонской десятине, на пустынной церковной Николаевской земле... дани 31 алтын 4 денги и те данныя деньги велено имать с нынешнего 1715 года " . Сразу после строительства храма Николая Чудотворца Викула Мартынов постригается в монашество в Николаевскую Берлюковскую пустынь с именем Василий. В 1719 году церковь во имя Святителя Николая Чудотворца становится уже обителью и называется Николаевской пустынью. Секуляризация стала следующим после петровских реформ, жесточайшим ударом по монашеству и повлияла на жизнь всех российских монастырей: " По итогам 1764 года из 954 монастырей более половины (569) были упразднены, за штатом остались 161 " . Николаевской Берлюковской пустыни в это время удалось устоять. Поскольку обитель не имела вотчин и крепостных крестьян, то и отбирать было нечего, а потому монастырь перешёл в разряд заштатных. В 1778 году при деятельном участии Преосвященного Платона (Левшина), были проведены ремонтные работы в монастырском храме во имя Святителя Николая Чудотворца. Храм был обновлён, немного расширен, исправлена крыша и глава, а также отремонтирована колокольня при церкви. Перестроенный храм был освящён архиепископом Платоном во имя Святой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=13933

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010