Ория отвечал, что русский человек ничего там не проведает, лучше послать гонца, с которым поедет он сам и повезет царскую обнадеживательную грамоту к армянским старшинам, что они будут приняты под Русскую державу со всякими вольностями, особенно с сохранением веры; такую же обнадеживательную грамоту надобно послать и к грузинам, и пусть ее напишет находящийся в России имеретинский царь Арчил Вахтангович. Обнадеживательную грамоту армянам послать прилично, потому что подобные же грамоты уже отправлены им от цесаря и курфюрста баварского. На этом остановилось дело в 1701 году; весною 1702 года Ории было объявлено, что царское величество принимает его предложение благоприятно, начать и совершить предприятие не отрицается, только не теперь, потому что теперь идет война шведская и начинать другую войну трудно; а когда шведская война кончится, то освобождение армян будет предпринято непременно. Это объявляется Ории и товарищу его словесно, а они могут обнадежить старшин своего народа письменно. Осенью 1703 года Ория поднес Петру карту Армении. «Из этого чертежа, – писал он, – можно видеть, что во всем государстве нет другой крепости, кроме Эривани. Бог да поможет войскам вашим завоевать ее, и тогда всю Армению и Грузию покорите; в Анатолии много греков и армян; тогда увидят турки, что это прямой путь в Константинополь. Я здесь ничего не делаю и потому прошу отпустить меня к цесарю и курфюрсту осведомиться, какую помощь они могут подать; прошу также дать мне чин полковника карабинерного, чтоб тем удобнее мог я набрать всяких оружейных художников». Просьба была исполнена. В 1707 году полковник Ория, возвратившись из западной поездки, отправлен был в Персию под видом папского посланника, но умер на возвратном пути в Астрахани. В России остался товарищ Ории архимандрит Минас Вартапет. В ноябре 1714 года он подал предложение: «Израиль Ория, в бытность свою в Персии, склонил армянского патриарха и несколько армянских духовных ехать с собою в Москву, но когда он умер в Астрахани, то патриарх и все другие духовные возвратились назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

б) Ландратский сбор, При учреждении ландратов им назначено было денежное и хлебное жалованье, которое они сами выбирали с крестьян. Денег положено было по гривне с двора, хлеба по получетверику, как ржи так и овса. Но по именному указу 28 января 1719 г. указано «положенные деньги на дачу жалованья в долях ландратам и комиссарам и прочим приказным людям и другим служителем по гривне с двора, да за хлеб деньгами по тамошней (по местной) настоящей средней цене, где тот хлеб сбирать будет, на 719 год собрать и впредь по вся годы сбирать с дворового числа по прежнему». В 1720 году, по указу сенатскому, «оные гривенные и за хлеб деньги велено собирая отдавать в рентереи, a из рентереи присылать с другими сборными книгами, расписав имянно, в штат контор коллегию, a что когда собрано и в рентерею отдано будет, в штате контор коллегию в репортах писать Вследствие перемены в этом сборе по указу 1719 г. приходилось с двора по 5 алт. 1/4 д. и в) Сбор «за пустые дворы» или «за пустоту». Известно, что в течение первых 15 лет XVIII столетия произошла громадная убыль в количестве дворов против переписных книг 186 г. Пустые дворы оставались не занятыми. Правительство, сбиравшее подати с дворов жилых, терпело недостаток в сборах от множества пустых дворов. Поэтому оно в вознаграждение себе за потери от них ввело особый повсягодный налог с означенным именем, или иногда с прибавлением «в помощь другим» провинциям или губерниям. Налог этот появился в 1716 или 1717.году и продолжался до подушного оклада. В 1717-м году за пустые дворы сбирали с жилых дворов по 5 г) Сбор в городовую канцелярию или на приказный расход. Он смешивается иногда в документах с ландратским сбором. Но нет сомнения, что они были два разные налога. В городовую канцелярию платили во всех ведомствах одинаково, по 9 алт. 31/2 деньги с д) Сбор в армейские полки на мясоедные дни по 6 е) На дачу работникам в С.-Петербурге. Этот сбор был сначала запросным, до 1714 года назывался полуполтинным или четвертным, потому что он взимался в количестве 8 алт. 2 д., — в 1715 года сделался иногда он возвышался до 11 алт. 4 д. с В 1720 году сбор этот еще возвышен вследствие того, что натуральная повинность для строения в Петербурге и окрестностях его, которую несли некоторые московские провинции, заменена по сенатскому указу денежным В тоже время этот сбор слился с другими, которые до этого времени были отделены от него, —a именно:

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Как полицейско-благотворительное учреждение, гошпиталь в Москве состоял также в ведении Монастырского Приказа относительно своего содержания. К нему приписано было несколько вотчин из церковных Но доход с них не собирался прямо на гошпиталь. На гошпиталь ассигновалась особая сумма, собираемая с определенных вотчин и с духовенства по 1 алт. 2 д. с двора. Сбором этих денег и вообще гошпиталем заведовало в Приказе особое повытье. Ассигнованная сумма шла на лечение и пропитание больных, на медикаменты, содержание зданий и наличного числа служащих. Болящим отпускалось хлебом и деньгами по количеству их. Больных в первое время помещалось в гошпитале 150, с 1723 г. до 500 человек. На медикаменты и на содержание чиновников по табели 1707 года назначено 4475 руб. Кроме того, в этом году построен был на счет Приказа вместо деревянного каменный дом гошпиталя, за р. Яузою против немецкой слободы. Впоследствии, независимо от оклада, единовременно выдавались значительные суммы на нужды гошпиталя; например, в 1722 году на медикаменты 7362 руб. 8 алт. 4 д., и в 1723 году на постройку каменного. гошпитального дома 3.000 руб. Кроме денежного оклада, с основания гошпиталя до 1717 г. из Монастырского Приказа, по докторским доношениям, наряжались из монастырей и из вотчин московской губернии в гошпиталь работники конные и пешие для садки цветов и растений. Вместо этих нарядов в 1717 году стали брать с наличных дворов московских вотчин деньгами по 2 д. с двора. Штат составляли доктор, немец Bidloo, два лекаря из русских, человек до 50 иноземцев и разцочинцев для аптекарской части и учеников, которые набирались отчасти Доктор Bidloo обучал своих учеников аптекарскому и медицинскому искусству, приготовлял из них лекарей в полки, (в 1712—1714 взято было из его учеников в полки 22 человека, в 1718 — 1719 —17 человек) и выхлопотал себе право выдавать им от себя дипломы. Жалованья доктор Bidloo получал с 1706—1722 г. по 800руб. в год «все сполна». Но «за труд в награду» он получил в 1711 г. деньгами 100 р. и из патриарших житниц хлеба 30 четвертей ржи и 20 четвертей овса; в 1716 году 211 руб. 2 алт. 3 д.,— в 1718 г. назначено ему было, по его просьбе, по 100 р. за выучку каждого лекаря, и по 50 р. за В 1721 году Медицинская канцелярия предположила присоединить московской гошпиталь к своему ведомству, но доктор Bidloo горячо отстаивал свою самостоятельность от доктора Блюменроста и не хотел получить за «свою полезную и долговременную службу» награды — подчинения такому же доктору, который притом и моложе его, потому гошпиталь, до уничтожения Приказа оставался в его С новым устройством войска гошпиталь отошел из под ведения церкви; особый налог на него с крестьян прекратился с введением подушного оклада, a с духовенства перешел на церкви, в виде кружечного

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

В резьбе на дереве и кости упражнялся сам Император, который оставил нам произведения свои, хранящиеся в Кунсткамере и других местах. Резные иконостасы в церквах того времени свидетельствуют об искусстве резчиков. Хотя горное дело получило уже свое начало в России, в XV веке; однако поставлено на твердом основании Петром I-м, который посылал в разные страны своего государства мастеров из Греков и Немцев для отыскания руд и для устроения заводов. В 1701 г. им учрежден был в Москве Рудный приказ, а 1719 года, вместо оного, в С. Петербурге Берг-Коллегия и тогда же издана Берг-привилегия, одно из коренных горных узаконений. Горные заводы размножены были на Урале и в Сибири Геннином и кузнецом Тульского оружейного завода Никитою Демидовым, который построил, кроме Невьянского, около 10 заводов 260 . Открытия в 1691 г. серебряной руды в Нерчинском уезде, потом первых золотых промыслов, так равно устроение медиплавиленных Колывано-Воскресенских заводов в 1726 г. сообщили материалы для литейного искусства. В первые годы единодержавия Петра I-ro сие искусство не имело успешного хода; но с 1701 года появились замечательные произведения мастеров: Якова Дубинина, Карпа Осипповича, Иосифа Балашевича, Логина Жихарева, Ивана Маторина, Семена Леонтьева. Московские мастера, рассеявшись по России, выучили других своему искусству. Кроме Пушечного двора в Белом городе, еще основался в Земляном городе литейный завод Маторина, в приходе Сергия чудотворца в Пушкарях. На сих заводах литы мастерами колокола и пушки. Со времен Петра I-ro и началось значительное уменьшение веса и размера последних, а чрез то самые огнестрельные орудия сделались удобнейшими к употреблению. Новые пушки медные и чугунные, отлитые Русскими мастерами, рассылаемы были по крепостям и по городам. Потеря артиллерии в бедственной битве под Нарвою, в 1700 году, довела Петра I-ro до того, что он повелел перелить в пушки и мортиры часть колоколов, взятых от церквей и монастырей всего государства 261 ; но в 1717 году, по его указу, слит для Новоспаского монастыря колокол в 1100 пуд 262 . В этом же периоде Иван Маторин вылил для Троицко-Сергиева монастыря колокол в 4000 пуд и в 1714 г. набатный из старого, почитаемого за Новгородский вечевой. Во время пожара 1701 г. упавший с Ивановской колокольни огромный колокол, в 7 тысяч пуд весом, разбился и лежал на земле до 1737 года, в коем Маторин вылил единственный по своей величине и прекрасный по барельефам колокол в 12 тыс. пуд и модель его для С. Петербурга, в 12 пуд. До царствования Петра I-ro литейное искусство ограничивалось только одними колоколами и пушками; он первый велел отлить статую в честь купца Аникеева, доставившего ему из Швеции Русскую пушку Царь-Ахиллес, отнятую Карлом XII в Елбинге 1703 года 263 . Потом Граф Растрелли отлил из зеленой меди статую Бухвостова, первого солдата Петра Великого 264 . В делах 1722 года упоминается фабрика волоченого и плющеного золота и серебра у Варварских ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН БРЫНКОВЯНУ [румын. Constantin Brîncoveanu, уст. Costandin Brâncovanu] (1654, Брынковени, Валахия - 15.08.1714, Стамбул), мч. (пам. 16 авг.), господарь Валахии в 1688-1714 гг. Род. в старинной боярской семье, племянник валашского господаря Шербана Кантакузино. Осиротев в возрасте ок. года, остался на попечении дяди, стольника К. Кантакузино, и получил хорошее домашнее образование. Воспитателями его были греч. и румын. наставники, К. Б. овладел греч., лат. и слав. языками. Мч. Константин Брынковяну. Портрет. XVIII в. (Национальный музей искусств Румынии) Мч. Константин Брынковяну. Портрет. XVIII в. (Национальный музей искусств Румынии) С молодых лет занимал различные должности при дворе валашских господарей в Бухаресте: постельничего, спэтара, логофета. В 1688 г. К. Б. был избран господарем Валахии. В 1695 г. принял титул князя Габсбургской империи, а в 1699 г. турки признали его статус господаря пожизненным. Среди ближайших сподвижников К. Б. были митр. Унгро-Влахийский Антим (Ивиряну) , еп. Бузэуский Митрофан, хронисты-летописцы Раду Попеску и Раду Гречану. Во время 26-летнего правления проявил себя как меценат, возводил храмы и издавал книги. К. Б. был ктитором мн. храмов и мон-рей. Основал мон-рь Хурези (совр. жудец Вылча). В Бухаресте построил церковь в мон-ре св. Саввы, ц. св. Иоанна Великого («Греческую») и ц. св. Георгия Нового; в мон-ре в Рымнику-Сэрате - ц. Успения Божией Матери. В Трансильвании завершил строительство монастыря Сымбэта-де-Сус, построил церковь в Фэгэраше (1697) и перестроил храм в Окна-Сибиулуй (1701). К. Б. также возвел храмы в Стамбуле в р-не Галата и в Измаиле. Им были построены дворцы с домовыми церквами в Потлоджи (1698) (совр. жудец Дымбовица) и Могошоая (1702) в предместьях Бухареста. Архитектурный стиль, сложившийся на рубеже XVII и XVIII вв. в его правление, получил название «Брынковяну». К. Б. издал более 60 богослужебных и учебных книг в типографиях Бухареста, Снагова, Бузэу, Рымнику-Сэрата и Тырговиште на румын., слав., греч. и араб. языках. Книги печатали не только для нужд Румынской Православной Церкви и страны, но и для правосл. верующих Востока и Греции. Оказывалась значительная материальная помощь правосл. Восточным Патриархиям, мон-рю св. Павла на Св. Горе Афон (построены часовня и трапезная) и некоторым мон-рям в Греции. Патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара, пользуясь расположением К. Б., длительное время проживал в Бухаресте. К. Б. реорганизовал и субсидировал Господарскую академию в Бухаресте, основанную господарем Ш. Кантакузино; она разместилась в новом здании и получила новый устав; занятия вели греческие преподаватели.

http://pravenc.ru/text/2057062.html

Жеребца и воинских людей не догнали».Спустя три недели татары опять подходили к Святогорскому монастырю. Тот же маяцкий начальник писал тогда в Чугуев: «Ноября 2 пришел в Маяцкой Семен Козинкин и сказал, возил он дрова к р. Донцу маяченику Якову Чулкову выше Святых гор и стараго перевоза, из Теплинскаго лесу и видел три сакмы воинских людей и те все три сакмы пошли к старому перевозу». Архимандрит Вениамин, известен по актам монастыря 1701 г. покупкою богатой мельницы на р. Осколе под г. Купянском. Игумен Иона, при котором цареборисовский козак Самуил Ситник февр. 5, 1705 г. продал монастырю мельничную заимку на речке Студенке. Он прежде того был наместником Гороховатской пустыни. Архимандрит Вассиан Василевский, или Васильковский, известный по актам с 1707 г. При нем царь Петр указом 1709 г. предписывал приписать Святогорский монастырь с его имениями к азовскому Предтечеву монастырю. Но тогда же это распоряжение заменено было другим, Предтечеву монастырю велено было отдать казачий Новоборовской юрт. Замечательна договорная запись о. Вассиана от 8 мая 1710 г.: «Се я архимандрит Вассиан Святогорский со всею братиею, имеючи нужу всякую в богодарстве, а особливе будучи в стесненю под монастырем, иж негде распространиться, а не маем для скоту двора, що есть в конех, иж многу обитель святая поносить в том шкоду от зверей и от злых людей злодиев, не льзе устерегатися от них, за чим умыслили обще где искати на стороне якого зугодного з луками и пасеками места». Вследствие того от купянского жителя, попа Герасима Степановича, принят был хутор его на Осиновце под Купянкою, ценою в 700 золотых, а ему отдана была там же земля с мельницею, но с удержанием половины доходов с мельницы в пользу монастыря. 13) Архимандрит Севастиан Юхновский. В Синодике внизу имени его записано: «1714 г. Ар-химандрии его». Конечно, это первый год настоятельства его в обители. По увольнении изюмско-го протоиерея Александра от должности духовного управителя архимандриту Севастиану указом 2 февраля 1714 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в Черниг. 1714 г. Антония , первого префекта Черниговского, известно «Зерцало от писаний» или размышление о страданиях Спасителя, изложенное в стихах и изд. в Черниг. 1705 г., вместе с 5-ю словами Златоустого. Вероятно, ему же принадлежит Сказание о св. писании, изд. в Черниг. 1705 г. 188. Афанасия Милославского , Печерского архимандрита († 1714 г.), Иероглифическая Ифика или нравственная философия в символах, напеч. в К. 1712 г.; СПб. 1718 г. Макарий Оснецкий , иеромонах Черниговский, перевел слова св. Ефрема и беседы Златоуста на послания ап. Павла; в 1692 г. прислал он перевод к патр. Адриану и перевод остается в рукоп. Синод. библиот. Афанасий Заруцкий , протоиерей Новгород-Северский, в 1717 г. посвятил свое толкование на евангелие Иоанна государю Петру; рукоп. в СПб. Дух. академии. 189. Иоасаф Кроковский , воспитанник Киевской коллегии, окончивший образование свое в Риме, 1693–1697 г. ректор коллегии, с 1697 г. архимандрит Лавры. Будучи игуменом ректором, отправлен он был митр. Варлаамом в Вильну, для устроения дел церковных. Из Вильны писали, что тогда как паписты все употребляют, чтобы расстроить православие, не только униты, но и кальвинисты желают соединения с православною церковью. Иоасаф успешно выполнил поручение митрополита Варлаама, и это обратило на него внимание Москвы. С 1708 г. он был митрополитом Киевским, и скончался в 1718 г. Его записки по богословию в рукоп. Киевской Лавры; обзор содержания их в Ист. Киевск. акад. стр. 69–74. Он сочинил акафист великомуч. Варваре, с ее житием и чудесами, нап. в Киеве 1698 г. Под его наблюдением издано толкование на 50 псалмов, К., 1707 г.; сказание о обретении мощей св. девицы Иулиании, К., 1705 г. При служебнике, К., 1708 г., его предисловие о евхаристии и литургии. К его времени относятся любопытные сочинения: а) «Сказание о Риме и всей Италии, з некоторыми грады, в которых великии академии знайдуются» 1701 г.; б) «Сказание о рожненю (о различии) исповеди веры» Греко-Русской, Римской, Унитской, Лютеранской и Кальвинской (Толстого II, 381).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

http://www.unn.ru/folklore/flegico.htm  В настоящее время храм - уникальный памятник архитектуры и истории регионального значения - находится в большом запустении. Он сильно пострадал от людей и времени. Алтарь полностью разрушен - в восточной стене зияют три арки, из пяти главок сохранилась лишь одна, листы железа во многих местах отвалились, крыша над трапезной не сохранилась, отсутствует завершение колокольни. Судя по архивным фотографиям, в 1960-е годы церковь Знамения ещё находилась в более-менее приглядном состоянии (но уже без алтаря и завершения колокольни). Несмотря на тяжёлое состояние храма, он поражает своей древностью и красотой форм. Благодаря удачному расположению на высоком холме, храм виден издалека и притягивает взор. Большие Кемары – село в Перевозском районе. Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – Знаменский собор (престолы: главный – Знамения Божией Матери, теплые приделы: правый – преподобного Сергия Радонежского, левый – Архангела Михаила, холодные приделы – правый в честь Ризы Господней (по преданию, небольшая часть ризы была приобретена Сергеем Ивановичем Милославским в конце XVI или первой половине XVII столетия, по наследству перешла в род Бахметевых. В честь этой святыни в 1827 году прихожане устроили в храме придел), левый – великомученика Дмитрия Солунского. Датировка объекта – 1701 год, первая половина XIX века. Документы о принятии на госохрану 1327, 176. В книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015//Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 193): «Украшением села Большие Кемары по сей день является собор в честь иконы Божией Матери «Знамение», построенный в 1701 году. Церковь расположена на высокой горе и видна издалека, даже с шоссе Перевоз – Ичалки. Наряду с главным престолом здесь прежде были освящены еще несколько: в теплой трапезной части – в честь св. прп. Сергия Радонежского (правый) и в честь Архистратига Михаила (левый); а также в холодной части церкви – в честь праздника обретения Ризы Господней и св. вмч. Димитрия Солунского. Село Кемары, основанное в XVI веке и принадлежавшее поочередно боярину Морозову, а потом воспитателю государя императора Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1651–1714), прежде являлось волостным центром. В его окрестностях множество родников, которые наполняют кемарские пруды. Большими Кемары стали называть лишь в XIX столетии, когда рядом в нескольких километрах от них появилось поселение Малые Кемары.

http://sobory.ru/article/?object=06492

XX . Когда со стороны духовной власти предпринималось деяние, выходившее за пределы обыкновенного, выступал «освященный собор». 20 мая 1701 года боярин Стрешнев писал Петру: «Талицкаго дело до приезда архиереев делать нечего; а архиереев на Москве девять, да трое не бывали: Казанский, Смоленский, Белоградский. Посланы по них три грамоты, и сказали стряпчие их, что будут они в Москве вскоре. А как приедут, станет то дело исправляться» 445 . Это был большой собор архиереев. Мазепу предавали анафеме: митрополиты Рязанский Стефан, Крутицкий Иларион, Нижегородский Сильвестр, Суздальский Ефрем и архиепископы Коломенский Антоний и Тверской Каллист 446 ; в правительственном объявлении об анафеме 12 ноября 1708 года сказано, что Мазепу предали анафеме преосвященные митрополиты и архиепископы со всем освященным собором 447 . В 1711 году «освященный собор» вместе с Сенатом издал правила, упорядочивавшие церковно-приходскую жизнь 448 . Из архиереев участвовали в этом постановлении: Стефан Рязанский, Иосиф Вологодский, Каллист Тверской, Арсений Воронежский, Феодосий Сарский, Варлаам Иркутский 449 . В 1714 году митрополит Стефан, согласившись с бывшими тогда в Москве архиереями, издал увещание к православным христианам о раскрытии тверитиновской ереси от имени «всего освященного собора», а подписано увещание, кроме митрополита, только тремя епископами: Сарским Алексеем, Суздальским Игнатием и Ставропольским греком Иоанникием 450 . Кабинет-секретарь Макаров писал об этом соглашении, что митрополит Стефан «и прочия все духовныя персоны в Москве» имели совет о противниках Церкви и положили предать их проклятию, что в ближайшее воскресенье и сделали 451 . 24 октября 1714 года судили Тверитинова «бывшие в Москве архиереи»: Стефан, Сарский Алексий, епископ Тверской Варлаам и Иоанникий Ставропольский – «со освященным собором», архимандритами, игуменами и протопопами 452 . Таким образом, утверждение, что «освященным собором» называлось «собрание епископов», «которых положено было попеременно вызывать в Москву» и с которыми митрополит Стефан «должен был совещаться по важнейшим делам церковного управления» 453 , не вполне отвечает действительности. Понятие, «освященный собор» было более растяжимым и не столь определенным. Притом, в каждой епархии был свой «освященный собор», и о нем возносили на ектениях особые моления вслед за возношением имени епархиального архиерея: «и о всем освященном соборе» 454 . XXI

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XX . Когда со стороны духовной власти предпринималось деяние, выходившее за пределы обыкновенного, выступал «освященный собор». 20 мая 1701 года боярин Стрешнев писал Петру: «Талицкого дело до приезда архиереев делать нечего; а архиереев на Москве девять, да трое не бывали: Казанский, Смоленский, Белоградский. Посланы по них три грамоты, и сказали стряпчие их, что будут они в Москве вскоре. А как приедут, станет то дело исправляться» 438 . Это был большой собор архиереев. Мазепу предавали анафеме: Митрополиты Рязанский Стефан, Крутицкий Иларион, Нижегородский Сильвестр, Суздальский Ефрем и Архиепископы Коломенский Антоний и Тверской Каллист 439 ; в правительственном объявлении об анафеме 12 ноября 1708 года сказано, что Мазепу предали анафеме преосвященные Митрополиты й Архиепископы со всем освященным собором 440 . В 1711 году «освященный собор» вместе с сенатом издал правила, упорядочивавшие церковно–приходскую жизнь 441 . Из архиереев участвовали в этом постановлении: Стефан Рязанский, Иосиф Вологодский, Каллист Тверской, Арсений Воронежский, Феодосий Сарский, Варлаам Иркутский 442 . В 1714 году Митрополит Стефан, согласившись с бывшими тогда в Москве архиереями, издал увещание к православным христианам о раскрытии тверитиновской ереси от имени «всего освященного собора», а подписано увещание, кроме Митрополита, только тремя епископами: Сарским Алексием, Суздальским Игнатием и Ставропольским – греком Иоанникием 443 . Кабинет–секретарь Макаров писал об этом соглашении, что Митрополит Стефан «и прочие все духовные персоны в Москве» имели совет о противниках церкви и положили предать их проклятию, что в ближайшее воскресенье и сделали 444 . 24 октября 1714 года судили Тверитинова «бывшие в Москве архиереи»: Стефан, Сарский Алексий, епископ Тверской Варлаам и Иоанникий Ставропольский – «со освященным собором», Архимандритами, игуменами и протопопами 445 . Таким образом, утверждение, что «освященным собором» называлось «собрание епископов», «которых положено было попеременно вызывать в Москву» и с которыми Митрополит Стефан «должен был совещаться по важнейшим делам церковного управления» 446 , не вполне отвечает действительности. Понятие, «освященный собор» было более растяжимым и не столь определенным. Притом, в каждой епархии был свой «освященный собор», и о нем возносили на ектиниях особые моления вслед за возношением имени епархиального архиерея: «и о всем освященном соборе» 447 . XXI

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010