Внутриполитическое положение М. к. во время фанариотского режима характеризовалось стремлением ряда господарей улучшить социально-экономическую жизнь путем реформ. В целях предупреждения разорения налогоплательщиков от многочисленных гос. податей господари приняли ряд законодательных мер по урегулированию системы налогообложения населения. Во время 1-го своего правления в М. к. Николай Маврокордат (1709-1710) ввел единый стабильный налог рупта, уплачиваемый 4 раза в год (1-ю попытку ввести рупту предпринял господарь Антиох Кантемир в 1700). Николай Маврокордат освободил также священников от уплаты подушного налога в 2 золотых. В 1715 г. с целью предотвращения злоупотреблений при управлении имуществом мон-рей господарь потребовал от игуменов мон-рей предоставить годовые отчеты о доходах и расходах ( B lan C. Instituiile arilor Române. Biserica//Istoria românilor. 2002. Vol. 6. P. 342). В сер. XVIII в. сын Николая Маврокордата Константин, к-рый правил поочередно в М. к. и Валахии в 1730-1769 гг., провел в обоих княжествах ряд социальных, административных, юридических и церковных реформ, которые затронули все стороны жизни общества, открыв путь к его модернизации в духе просвещенного абсолютизма. Начало реформ было положено изданием в 1740 г. хартии «Марелуй хрисов» (Великая грамота) господаря, в которой была намечена программа преобразований. В 1741 г. Константин Маврокордат вернулся к системе уплаты каждым податным двором единого налога - рупты, вносимого 4 раза в год, но при этом отменил систему ответственности сельских общин за каждого налогоплательщика. В 1746 г. в Валахии и в 1749 г. в М. к. он отменил крепостное право. Бывш. крепостные («румыны» в Валахии и «вечины» («соседи») в М. к.) впредь прикреплялись к месту уплаты налогов, а не к личности землевладельца. В сер. XVIII в. была реформирована судебная система М. к.: были назначены специальные судьи из числа отставных бояр, получавшие жалованье из казны, к-рые представляли судебные споры в диване; была отменена устная форма ведения судебных процессов, которые стали проводиться на основании византийских судебных кодексов и господарских установлений ( Dragnev D. 1999. P. 64-88). Политика реформ была продолжена господарем Александром Ипсиланти (правил поочередно в Валахии и М. к. в 1774-1797), к-рый издал кодекс законов (1780), представлявший собой синтез византийского письменного права и местного обычного права. Одновременно он отделил в судах гражданские дела от уголовных ( Iorga. 1938. Vol. 7. P. 330).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Арсений определён 11 февр. 1678–82. Козма (вторично) в апр. 1683–85. Иоасаф , 1685–90. Василиск , 1691–1700. Архимандриты Варсонофий , с 1701 игум., с 1709 архим.; по 1717. Порфирий , 1717–27, 7 дек. перев. в Сийский. Павел , 1735–41. Геннадий , 1745–56. Игумены Пётр 1761 перев. из Ново-Прилуцкого, а 1 апр. 1762 – в Пертоминский. Антоний Волотовский , 1762–68, 9 янв. перев. в Архангельский (Ист. Иер., IV, 638). Герман перев. из Красногорского, 1768–70. Алексий , 1770–72. Герман , с 1772; † 30 окт. 1788. Иосиф определён 27 нояб. 1789; † 30 янв. 1791. Кирилл Киприанов произведён 1 июня 1791, а 1 янв. 1801 перев. в Архангельский. Феофил Татарский , с 24 июля 1801, а 12 мар. 1804 перев. в Архангельский. Варлаам Плешаков определён 28 мая 1804, † 4 окт. 254 Амвросий Черноруцкий определён 25 мар. 1806, а 6 сент. перев. в Архангельский. Павел Павлов (Морев) произведён в мар. 1807, а 5 июня 1810 перев. в Архангельский. Иоасаф определён 7 сент. 1810–1812; † … Вениамин Смирнов , 1813–17, 14 окт. перев. в Архангельский. Анастасий Ключарев 15 нояб. 1817 перев. из Красногорского; 4 апр. 1820 перев. в Архангельский. Игнатий Семенов произведён 3 февр. 1821; с 8 нояб. 1822 архим. Новгородского Антониева монастыря. Виталий , 1836–47. Иларион , 1848 и 49; архим. 1850–53. С 1854 г. под управлением местных архиереев. 6 Красногорский (прежде Черногорский), от Пинеги в 10 верстах, основан в 1606 г. Заштатный. [IV, 793.] Строители Макарий , основатель, строитель и игум., с 1606 по 1635. Емелиан , 1636–42. Сергий , 1642–54. Герасим , 1659. Игумены Петроний из Московского Андреевского? в янв. 1661–63. Епифаний , 1664–66. Авраамий , 1667–74. Никон , 1677–88. Иоасаф , 1690–94. Максим , 1695 и 96, сослан в Корельский. Авраамий Митусов , строит., 1696–1705. Геннадий , строит., в янв. 1705. Ипполит , 1714. Митрофан , 1716. Иаков , 1725. Феодосий , 1731, 35–40. Симеон , 1746. Герман , 1757. Алексий Карамзин , 1762. Потом были строители. Строители Герман 1768 перев. в Корельский. Амвросий 1775 перев. в Архангельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1692–1693. Две книги Правила святых Отец и святых Апостол письменные, в десть. 1694–1696. Три книги Василия Великого , одна в них в полдесть, письменные. 1697. Книга Дионисия Ареопагита , в десть, письменная. 1698. Книга Феодора Едесского, в десть, письменная. 1699. Книга Феодора Студийского, в десть, письменная. 1700–1701. Две книги Максима Грека, письменные, в десть. 1702–1716. Пятнадцать книг Соборников, пять книг в них в десть. 1717–1719. Три книги Прологов, один в них в полдесть, письменные. 1720. Книга Григория Синаита, в десть, письменная. 1721–1723. Три книги Григория Богослова , в десть, письменные. 1724–1725. Две книги Псалтырей толковых, в десть, одна расплетена на четверо. 1726. Книга Псалтыри, пять кафизм, первой половины, в десть. 1727. Псалтырь толковая, в полдесть, расплетена на четверо. 1728. Книга Царственная, в десть, ветха, печатная 333 . 1729–1731. Три книги Златоуст, одна в них в полдесть, письменные. 1732–1733. Две книги Александрово житие, в полдесть, письменные. 1734–1735. Две книги подлинника, в полдесть, в тетрадях. 1736. Книга Уложение Макария митрополита, в полдесть, в вишневом сукне. 1737–1738. Две книги Патерик Печерский, одна в тетрадях, обе в полдесть, письменные. 1739. Книга Исака Сирина, в полдесть. 1740. Книга Симеона Нового, в полдесть. 1741. Книга Марка Афинейского, в полдесть. 1742. Книга Григорий Амиритцкий, в полдесть. 1743. Книга Кирилла Туровского , в полдесть. 1744. Книга Царское уложение, в полдесть. 1745. Книга Гранограф, в полдесть. 1746–1747. Две книги о Божестве, одна в четверть, Литовская. 1748. Книга Шестодневец, в тетрадях, в полдесть, ветха. 1749. Книга Торжественник, в десть, письменный. 1750. Книга Греческая царственная, в полдесть, письменная. 1751. Книга Палея, в полдесть, письменная. 1752. Книга Григория Папы Римского, в полдесть. 1753. Книга о чудесах пресвятой Богородицы, в полдесть, письменная, 1754. Книга Иоанна Дамаскина , в полдесть, письменная. 1755. Книга Измарагд, в полдесть, письменная. 1756. Книга Кассияна Римлянина, в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Храм Преображения Господня (Чудиново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преображения Господня (Чудиново) Кирпичная церковь, хороший образец московского барокко. Небольшая постройка типа восьмерик на четверике со звонницей над западной стеной трапезной. Выстроена в 1697 г. на средства дьяка С.Я. Ступина. Сломана в середине ХХ века. Содержание История [ править править код ] Храм был построен в 1697 г. (освящен 31 августа) в вотчине дьяка Степана Яковлевича Ступина, которую он выменял в 1694 г. у вдовы Петра Кондратьевича Лукина, Аксиньи. Степан Ступин в 1689 г. был переведен из Московского судного приказа в Разрядный приказ где был по 15 мая 1697 г. В 1698 г. в Преображенском ему «чинено наказанье: перво плетьми, а вдругорядь кнутом, а поместье его и вотчины и двор (каменные палаты в Москве) отписаны на великого государя, а животы все ж взяты на него, Великого Государя». В 1700 г. Спасское-Чудиново пожаловано в вотчину дьяку Автомону Ивановичу Иванову (+1709 г.). После него владел его сын Николай, потом внук Сергей (+1746) после которого владел его двоюродный брат Василий Васильевич Иванов (+1754). С 1780-х гг. село во владении рода Свербеевых. В 1875 г. действительный статский советник Александр Дмитриевич Свербеев вызолотил и покрасил вновь иконостас, пожертвовал в храм иконы, хоругви, одежды на престол и на аналои. Клировая ведомость Преображенской церкви с. Чудиново сообщает, что церковь зданием каменная, ветха. Престол один - Преображения Господня. Причт состоял из священника и дьячька. В 1907 г. в с. Чудинове священником В.П. Рождественским была открыта школа грамоты. В школе обучалось около 10 детей. В советский период храм был полностью разрушен. Современное состояние [ править править код ] Летом 2012 г. на месте разрушенного в 30-х года 20 века храма установлен поклонный крест. По благословению Управляющего Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 14 августа 2013 г. возрожден приход Преображенского храма. 19 августа 2013 г. впервые с закрытия и разрушения храма у поклонного креста был совершён молебен в честь престольного праздника.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

Введенская ц. (1673 или 1696, уничтожена в 1949) завершалась 2 главами на поперечной бочке; ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (1704 или 1707, утрачена после 1956) - вытянутым в ширину четвериком с 2-скатным покрытием. В киренском Троицком мон-ре была построена огромная 9-главая надвратная ц. св. Иоанна Предтечи (1693-1699, разобрана, вероятно, в сер. XIX в.). Ее изображения неизвестны, но сохранились восторженные отзывы современников, напр. Нила (Исаковича), еп. Иркутского (1838): «Вообще, здание это таково, что в средние века в каждом городе и аббатстве нашло бы оно для себя почетное место» (цит. по: Калинина. 2000. С. 286). Редким, если не уникальным, было завершение Богоявленской ц. в Верхоленске (Качугский р-н; 1718, утрачена после 1925) - 2 крещатыми бочками, верхняя из к-рых была поставлена по диагонали к нижней. Среди шатровых храмов епархии выделялся монументальный (до 40 м в высоту) храм Богоявления в Знаменке (Жигаловский р-н, 1731, разобран в 1932) - типа восьмерик на четверике, с дополнительными главами на углах четверика и с 2 алтарными апсидами. Спасская ц. в Иркутске. 1706–1710 гг. Фотография. 2006 г. Спасская ц. в Иркутске. 1706–1710 гг. Фотография. 2006 г. Формы нарышкинского стиля проникают в епархию, как и в большинство городов Сибири, вместе с началом каменного строительства после 1700 г. В 1701 г. в Иркутск из Верхотурья был прислан московский подмастерье каменных дел Моисей Долгих, артель к-рого возвела первые каменные здания Иркутска - приказную избу (1702-1704, не сохр.) и Спасскую ц. (1706-1710). Храм принадлежит к самому распространенному типу бесстолпных 5-главых приходских церквей ( Беседина. 1990. С. 24; сейчас храм имеет 1 главу). Он 2-этажный, с трапезной, первоначально имел гульбище. Каменный Богоявленский собор вместо сгоревшего в 1716 г. деревянного был заложен в 1718 г. и в целом завершен в 1731 г., но освящен лишь в 1746 г. Это был типичный храм восьмериком на четверике, с отдельным объемом сев. придела во имя апостолов Петра и Павла (освящен в 1724) и с шатровой колокольней (1729, шатер рухнул в 1742, реконструирован при реставрации 1967-1985).

http://pravenc.ru/text/674055.html

Храм Бориса и Глеба (Волохово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Бориса и Глеба в селе Волохово является одним из древнейших символов православия на Руси, и расположен на реке Горел-Крест. История храма насчитывает более 450 лет. Храм причислен к историко-архитектурным памятникам местного значения. Содержание История [ править править код ] Храм Бориса и Глеба в с. Волохово является одним из древнейших символов православия на Руси, и расположен на реке Горел-Крест. История храма насчитывает более 450 лет. Она известна благодаря трудам историографа Александровской земли Стромилова Н.С. (1842-1895), семейство которого внесло заметный материальный вклад в обустройство храма. Николай Семёнович Стромилов, его брат и отец были похоронены рядом с храмом. В юридических актах 1524 г. упоминается Борисоглебское село, которое позже (1551 г.) называется также Волоховым по фамилии помещика, которому были пожалованы Иваном Грозным окрестные земли. Рассказывают, что в смутное время в 1609 г. действовавший здесь монастырь был разорен польско-литовскими захватчиками, коими и крест храмозданный сожжен в протекающей близ села речке Горел-Крест, от чего она и получила свое название. Факт этого разорения подтверждается в патриарших окладных книгах, в коих записана церковь в вотчине Ждана Васильева, сына Телицына, в Переславль-Залесском уезде в Гулятине стану на пустоши, что было сельцо Борисоглебское-Алешково и Волохово тож. Эта запись относится к 1699 г. Очевидно, существовавшее ранее сельцо Борисоглебское по какой-то причине запустело и только к концу XVII в. заселилось вновь; в нем тогда были: 1 двор помещиков да 8 крестьянских. В вотчине владельца той же фамилии Волохово значится в патриарших книгах и под 1746 г., во второй же половине XVIII в. стало родовою вотчиной Баскаковых. Правдивость этого предания утверждается и тем, что при рытье фундамента для каменного храма в 1805 г. обрели могилы, в коих уцелели остатки монашеской одежды. На месте монастыря в 1699 г. была возведена деревянная церковь, освященная в 1700 г. в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. К церкви был определен священник Павел Исаев, дьячок и просвирница; дани положено 13 алтын, заезда гривна.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Бориса_и_...

На углах пилястры раскрепованы и имеют, кроме того, заглубленные панели, что создает дополнительную светотеневую игру. Боковые помещения в углах между выступами с севера и юга значительно понижены в объемах, что увеличивает живописную игру расчлененного массива храма. Причудливые барочные фронтончики с высоко поднятыми лучковыми завершениями, типичными для архитектуры Растрелли, сочный декор в виде коринфских пилястр, фигурные наличники и многочисленные лепные рельефы сюжетного и орнаментального характера придают Михайловской церкви яркий, жизнерадостный характер. Лепные украшения, по-видимому, выполнены киевскими мастерами, так как они имеют много общего с декором Софийской колокольни в Киеве, исполненным в 1746–1747 г.г. Ясная центрическая композиция масс храма была нарушена объемом высокой колокольни, пристроенной к церкви в начале XX в. Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Поселок Воронеж. Михайловская церковь была построена за гетманом в Украине Богдана Хмельницкого (1648-1657). Подтверждением тому является именная надпись на колокола Михайловской церкви, что она вылита «в храм св. арх. Михаила в гор. Воронежъ 1652 г.». Итак, Воронеж уже был городком, а в 1654 г. стал еще и административным центром Воронежской сотни, с отводной крепкой крепостью. Деревянная Михайловская церковь сгорела во время пожара в начале 1700-х гг. В 1706 г. воронежский протопоп Василий Голенковский построил новую каменную Михайловскую церковь, как соборную для всей Воронежской протопопии. Это была одна из самых первых каменных церквей на Левобережной Украине. В 1730-х гг. ячейка протопопии была переведена в Кролевец в Рождество-Богородицкую церковь, которая стала соборной. Лишенная соборного статуса Михайловская церковь простояла недолго, она оказалась неустойчивой, шаткой по постройке, поэтому и была разобрана. В 1776 г. заложена новая каменная церковь, которую построили за счет бунчукового товарища Матвея Холодовича (1712-1783). Церковь освятили в 1781 г.

http://sobory.ru/article/?object=29006

(Там же. С. 363) в ответ на просьбу монахинь, в обитель в 1700-1702 гг. было перевезено приготовленное к сносу ветхое деревянное здание соборного храма Пензы во имя Всемилостивого Спаса. Он был собран в обители и получил новое посвящение. В 1746-1747 гг. его перестроили в камне на пожертвования представителей пензенских дворянских родов Дурасовых, Кекиных, Кологривовых и др., венчало собор декоративное деревянное пятиглавие. К собору примыкала каменная трапезная, смежная с колокольней. В результате пожара 1770 г. на соборе и его трапезной сгорела крыша, в своде трапезной лопнули металлические связи. Несмотря на многочисленные просьбы, вопрос о выделении средств на реставрацию после пожара решался крайне медленно, и процесс затянулся до 1779 г. Текущие ремонтные работы полностью не исправили положение, и к кон. 1789 г. собор окончательно обветшал: «...настоящая во имя Святыя Троицы с приделом в трапезе во имя Одигитрии Божия Матери пришла во многих местах внутренности и наружности во обветшание, а именно: полы деревянные в настоящей и придельной церквах и во святых алтарях, неровно помещенные, рассохлись и колеблются, арки под сводами по старинной архитектуре очень низкие, окна очень малые, кровля настоящей церкви хотя и железная, но ветхая, на трапезе - деревянная и вся обветшала» ( Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 160). Ремонт собора было решено совместить с его переделкой: в 1795 г. появилась пристройка с сев. стороны, а в 1798 г.- перед юж. входом, под к-рой была устроена кладовая. В том же году к трапезной собора с юж. стороны был пристроен придел во имя св. ап. Иоанна Богослова, в к-ром пензенский мещанин резчик Н. Ф. Каргаполов изготовил иконостас, украшенный позолотой, престол и жертвенник. 21 нояб. 1809 г. был заключен подряд с крестьянином дер. Кулачихи Балахнинского у. Нижегородской губ. И. П. Кулаковым, к-рый в 1810 г. возвел сев. придел и перестроил южный, соединив его широкой аркой с собором. Одновременно было полностью перестроено завершение собора: он сохранил пятиглавие, но при этом все купола были выложены из камня, а барабан центрального купола стал световым.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Таким образом, это Собрание охватывает период вплоть до воцарения императрицы Елизаветы 67 . В конце XIX в., когда Архивная комиссия Святейшего Синода была расширена, были увеличены отпускаемые ей средства, привлечены лучшие специалисты, в целях стимулирования научных исследований было решено издавать документы одновременно различными сериями, каждая из которых охватывала период правления того или иного государя. Четыре тома ПСПиР, посвященные времени императрицы Елизаветы, имеют подзаголовок «Царствование императрицы Елизаветы Петровны» (ПСПиР, Е. П.): 1 (25 ноября 1741–1743), 2 (1744–1745), 3 (1746–1752) и 4 (1752–1762) 68 . Три тома об эпохе Екатерины II носят подзаголовок «Царствование императрицы Екатерины Второй» (ПСПиР, Е. II), а именно: 1 (1762–1772), 2 (1773–1783) и 3 (1784–1796) 69 . Документы, относящиеся ко времени Павла I (1796–1801), занимают один том под заголовком «Царствование императора Павла Первого» (ПСПиР, П. I) 70 . По правлению Александра I никакого собрания документов из архива Святейшего Синода до 1917 г. опубликовано не было, а о времени Николая I вышел всего один том (1825–1828) с подзаголовком «Царствование императора Николая Первого» (ПСПиР, Н. I) 71 . Кроме того, к периоду правления этого государя относятся «Материалы по истории Русской Церкви во время царствования императора Николая I», изданные историком священником М. Я. Морошкиным. Он дает здесь подробное описание деятельности Святейшего Синода и епархиальных архиереев, основываясь на их докладах Синоду; наряду с этим обсуждаются также многие другие вопросы, относящиеся к церковному управлению. Этот труд весьма важен, так как включает пространные выдержки из не опубликованных еще документов 72 . Одновременно с ПСПиР, где среди прочего перепечатаны указы Святейшего Синода по общему церковному управлению, Архивная комиссия начала публиковать собрание материалов под названием «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» (ОДДС). Это издание содержит описания разнообразных документов: отчетов епархиальных управлений и настоятелей монастырей, прошений отдельных лиц и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Известны благословенные грамоты свт. Митрофана, в к-рых определен внешний вид церквей, формы их завершений, размер и устройство алтарей, порядок местных икон в иконостасах (грамота 1700 на строительство Покровской ц. в Беломестной слободе Воронежа). К рубежу XVII-XVIII вв. сформировалась структура городских приходов в древней части Воронежа и пригородной слободе Чижовке, на высоких надпойменных холмах и у берега р. Воронеж. Спасская церковь в Воронеже. 1744–1755 гг. Фотография. 2005 г. Спасская церковь в Воронеже. 1744–1755 гг. Фотография. 2005 г. Каменное строительство началось в посл. трети XVII в. прежде всего в Воронеже (за исключением нек-рых мон-рей, напр. Троицкого в Лебедяни (совр. Липецкая обл.)). Провинциальными мастерами из среднерус. земель первой была возведена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, Акатова мон-ря (1674, перестроена в 1746-1755 и 1796-1798, снесена в 1879) - небольшой бесстолпный храм с трапезной и шатровой колокольней, отличавшийся предельной простотой форм (4 арки звона вместо 8 традиц., низкий шатер с 4 «слухами») и декора. Из Москвы, владимиро-суздальских и костромских земель в В. е. могли приглашать артели каменщиков. При свт. Митрофане в крепости Воронежа был возведен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1684-1690) - 5-главый, вероятно, 4-столпный, с низкой 4-скатной кровлей (известен по схематичному изображению на плане Воронежа 1690 и панораме города, выполненной голл. путешественником К. де Брюином в 1703), рядом сформировался комплекс архиерейского двора с деревянными собором во имя апостолов Петра и Павла (вероятно, построен в связи с пребыванием в Воронеже имп. Петра I) и колокольней с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (не сохр.). Был возведен каменный храм Успенского мон-ря (1694, 1699 или, менее вероятно, 1703) - кубический, 2-столпный, с низким 3-частным алтарем, 4-скатной кровлей и 5 главами, с 5 пряслами на фасадах, разделенными лопатками и завершенными декоративными закомарами, килевидными наличниками простых очертаний.

http://pravenc.ru/text/155254.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010