Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ ПСАЛТ [Греч. Ματθαος Ψλτης] (ок. 1700, Андрос, ныне Греция - 25.04.1775, Кутлумуш, Афон), патриарх Александрийский (1746-1766). В молодом возрасте М. П. отправился на Афон, где монашествовал его дядя, и принял постриг в мон-ре Кутлумуш . По всей видимости, он получил образование в процветавшей тогда под рук. прп. Макария Патмосского Патмиаде. Ранее 1743 г., когда М. П. упоминается как митрополит Ливийский и игумен мон-ря Златари, александрийского подворья в Бухаресте, о нем отсутствуют к.-л. сведения. Кесарий Дапонте сообщал, что господарь Константин Маврокордат высоко оценил М. П. и сделал его своим личным духовником. О деятельности М. П. в сане митрополита Ливийского ничего не известно, кроме того, что, видимо, по его ходатайству в 1743 г. Маврокордат назначил ежегодную выплату Александрийскому патриарху Косме III по 200 грошей на организацию школы, делами которой скорее всего и занимался М. П. После смерти Космы III в ответ на просьбу правосл. христиан Египта К-польский Синод во главе с патриархом Паисием II избрал его преемником М. П. (вероятно, 18 авг. 1746 - подробнее см.: Соколов. 1916. 54-67), к-рому помимо Маврокордата покровительствовали члены К-польского Синода митрополиты Кирилл Халкидонский и Иоаким Эфесский. В совр. науке период Патриаршества М. П. рассматривается как время окончательного сращивания Александрийской Православной Церкви (АПЦ) со структурами К-польского Патриархата. Это происходило в русле развернувшихся в XVIII в. процессов централизации управления правосл. миллетом и формирования общеимперской греч. церковной элиты, чья власть распространилась на большинство ближневост. Патриархатов. В свою очередь османские власти всячески поддерживали централизацию церковного управления. В берате М. П., выданном 13 авг. 1746 г., закреплялись широкие полномочия патриарха в плане его власти над паствой и духовенством, право в случае конфликтных ситуаций обращаться напрямую в Высокую Порту и меры по защите экономических интересов АПЦ, ее недвижимости и деятельности сборщиков милостыни. Годовой взнос Патриархии в османскую казну составлял 3740 акче ( Ç olak. 2015. P. 89, 148, 159-169).

http://pravenc.ru/text/2562694.html

Никольское (Волковского с/о - бывш. Никольское-Долгоруково). Церковь Николая Чудотворца. Никольская Карта и ближайшие объекты Кирпичная, оштукатуреная приходская церковь, построенная в 1835-1838 г.г. в стиле позднего классицизма. Трапезная и колокольня построены в 1879-1880 гг. в псевдорусском стиле (проект Н.Н. Васильева). Кубический объем церкви увенчан световой ротондой, на куполе которой поставлена декоративная главка. С запада к церкви примыкают широкая двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня. Колокольня составлена из трех квадратных ярусов, углы двух верхних из которых срезаны, и увенчана невысоким шатром. Боковые фасады храма украшены пилястровыми портиками. Наиболее богато декоративное убранство колокольни, выполненное в псевдорусском стиле. Главный престол Никольский, в трапезной приделы - Рождество-Богородицкий (правый) и Тихвинский (левый).  С сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ Село Никольское на реке Песочне в старые годы называлось Поскочино. Здесь была вотчина Ивана Циплетева. В 1626 г. селом владели Богдан и Иван Постниковы дети Бельские. Церковь Святителя Николая стояла " без пения " , то есть службы не совершались за отсутствием священника. В 1659 г. селом владела вдова Анисья Бельская с детьми Михаилом, Григорием, Фёдором и Сергеем. В 1673 г. село продано стольнику Андрею Ивановичу Чирикову, потом боярину Ивану Михайловичу Милославскому, который возглавлял многие важные приказы, в том числе Большой казны, Иноземный, Пушкарский, возглавлял придворную партию Милославских, умер в 1685 г. Пётр I, считавший Ивана Михайловича возмутителем стрельцов во время бунта в 1682 г., надругался над его трупом: велел выкопать из могилы и поставить под эшафот, на котором казнили стрельцов, их кровь капала в открытый гроб. Иван Михайлович в 1678 г. построил церковь заново. По его смерти вотчина в 1686 г. отдана во владение его вдове Авдотье Петровне, а она в 1687г. уступила село своим братьям: боярину князю Василию Петровичу и боярину, воеводе в Азове, а с 1700 г. в Архангельске (он защищал северное побережье России от шведов, построил крепость Ново-Двинку) Алексею Петровичу Прозоровским. Последний в 1700 г. построил каменную церковь Николая Чудотворца. После него селом владела вдова Аграфена Михайловна, которая в 1705 г. вышла замуж за стольника, князя Юрия Владимировича Долгорукова (1666-1708). Он погиб при подавлении восстания казаков под предводительством К. Булавина. В 1728 г. село во владении князя Юрия Юрьевича Долгорукова (ум. 1746), к которому перешло от матери. В 1731 г. он был сослан в Сибирь " за оскорбление Ея Величества поносительными словами " . В 1742 г. ему возвращены имения, в 1744 г. он стал генерал-майором. В 1748 г. село принадлежало его вдове княгине Елене Алексеевне, потом, в 1799 г., перешло к её родственникам, князьям Василию Васильевичу Долгорукову, Михаилу Петровичу Голицыну, Петру Ивановичу Тюфякину и Андрею Никитичу Долгорукову (1799 г. ).

http://sobory.ru/article/?object=06549

Радогощь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В Окладной книге «жилых данных церквей» Севской десятины, которая велась с 1628 по 1746 гг., значится храм в честь Успения Пресвятой Богородицы села Радогощь. В 1677 г. в составе прихода было 122 двора, а в храме служили три священника. Но события шедшей в то время Северной войны (1700-1721) привели к тому, что приход обезлюдел, а храм обветшал. В 1730 г. в селе был построен и освящен новый деревянный храм с приделом во имя Архистратига Божия Михаила. Но уже в 1787 г. попечением княгини Наталии Петровны Голицыной вместо деревянного был построен каменный усадебный храм в стиле раннего классицизма. При строительстве были использованы: кирпич, гранит, белый камень и лепнина. Храм, как и прежний, был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, но уже с двумя приделами: во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира и Святого Архистратига Божия Михаила. Деревянное здание храма было перенесено в село Быхово, отстоящее от села Радогощь в двенадцати верстах. Изменениям каменный храм не подвергался за исключением того, что в 1881 г. каменные полы были заменены деревянными. В 1937 г. храм был закрыт. В одной половине храма устроили склад зерна, а в другой — клуб. Богослужение в храме возобновилось в 1943 г., с тех пор он не закрывался.  Село Радогощь расположено на берегу живописной реки Нерусы. Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы известна здесь с 1628 года, а само село в XVII - XVIII веках было центром одного из станов Комарицкой волости. В начале XVIII века, в годы Северной войны (1700-21), из-за рекрутских наборов и бегства крестьян от уплаты налогов приход храма обезлюдел, здание церкви обветшало. В то время в приход храма входило село Радогощь и 8 соседних деревень. В 1712 году священник Успенского храма Пётр Самуилов писал на имя Великого Государя, что из 3-х деревень прихода - Захарово, Карпово и Воронино - " жители в полон побраны, а иные разошлись от налога служилых людей " .

http://sobory.ru/article/?object=07656

О священно и церковнослужителях, обучавшихся в школах Мы перечислим здесь всех священно и церковнослужителей епархии, о которых знаем, что они учились в школах. При сем, где возможно, будем обозначать степень их образования и познаний. 1) При Петропавловском соборе все священники и диаконы были народ ученый, а именно: протоиерей Слонский, ключари: Феодор Листьев, Иван Семенов, священники: Петр Гребневский и Василий Баранович, протодиакон Михаил Алексеев, диаконы: Георгий Нерунович и Алексей Флоров. Они, поочередно, исправляли обязанности экзаменаторов для ставленников и держали предики в соборе. 2) Священник Александр Стефанов. В бумагах С.-Петербургской Духовной Консистории о нем имеется следующая сказка, им собственноручно данная: родился в 1711 году, учился в Московской академии, до школы богословия, которую в четыре года кончил. Греческому языку учился один год, но за неимением книг на этом языке, позабыл его. Он состоял священником при Семеновском полку. 3) Петр Павлов Козицкий. Родился он в Киеве в 1700 году, учился в Киевской академии до философии, которую слушал два года, а именно: в 1719 и 1720 годах. Греческому языку не учился. Священником состоял при Морском полковом дворе. Преосв. Никодим предлагал ему место протоиерея в Исаакиевском соборе, но Козицкий не захотел переменить своего места. 4) Симеон Ушкалевич, воспитанник Киевской академии. Во время войны с турками в царствование Императрицы Анны Иоанновны, он состоял священником при всех лейб-гвардии походных батальонах. Оттуда определен священником к Нежинской Богословской церкви, Киевской епархии. В 1742 году, Св. Синодом, согласно его прошению и по ходатайству начальства лейб-гвардии Измайловского полка, перемещен в С.-Петербург к полковой церкви. 5) В 1744 году 11 марта, хиротонисан во священника к Вознесенской церкви, из ученых, Пантелеймон Поморский. Он был сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева. Отец обучил его дома читать и писать. В 1746 году Пантелеймон поступил в Александро-Невскую семинарию, прошел все классы, с сентября 1743 года слушал богословие. В семинарии, по отзыву начальства, вел себя как надлежит честному и добропорядочному во всем ученику. В 1744 году ему шел 27-й год. В январе сего года он, с разрешения Преосвященного, женился. Епископ Никодим дал ему лучшее место из бывших на тот раз праздными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

П.В. Долгоруков Граф Бреверн-де-Лагарди и дворяне Бреверны Иоанн Бревер, родом из Силезии, рижский супер-интендент (рождение в марте 1616 † 12 мая 1700), женат был два раза: на Гедвиге Самсон († 1657) и на Софие Дюнте (рождение 15 октября 1635 † 168.), и от второго брака имел сына и трёх дочерей: 1) Анна, за рижским обер-пастором Давыдом Каспари; 2) Магдалина, за вице-президентом рижского гофгерихта Иоахимом ф. Шульц; 3) София, за рижским ратсгером Павлом Брокгаузеном; 4) Германн Бревер возведён был Королём Шведским Карлом XI в дворянское достоинство под именем Бреверна (Brevern), 5 октября 1694 года. Вот родословие его потомству, внесённому в матрикул лифляндский в 1742 году, а в матрикул эстляндский в 1745 году. отцовский КОЛЕНО I: Германн ф. Бреверн, вице-президент рижского гофгерихта, потом, при учреждении коллегий в 1717 году, вице- президент российской юстиц-коллегии и действительный статский советник, рождение 20 июля 1663 † 3 июля 1722; женат на Екатерине ф. Рейтерн, рождение 6 сентября 1679 † 21 октября 1746. Она была во 2-м браке за российским генерал-аншефом Боном (Вонп) КОЛЕНО II: Иоанн, рождение 1 августа 1695 † 31 мая 1735; женат на Варваре- Елене ф. Циммерманн (овдовев, вышла за барона Оттона-Фридриха Будберга) Германн, рождение 18 июня 1696 † в мае 1741; женат на Елисавете ф. Мейнерс, рождение 1690 † 1767 Георг, рождение 8 июля 1703 † 1788 Карл, тайный советник, президент СПб академии наук и святого Александра Невского кавалер, рождение 1704 † 3 января 1744; женат на девице Кейзерлинг Адам-Лудвиг, бригадир, рождение 22 ноября 1708 † 1768; женат на Христине ф. Тричлер † 23 января 1774 Адам-Лудвиг, бригадир, рождение 22 ноября 1708 † 1768; женат на Христине ф. Тричлер † 23 января 1774 Екатерина, рождение 1697 † 1730, за Юстом-Генрихом ф. Радинг Анна-Магдалина, рождение 1702 † 1748; за бригадиром Христианом ф. Фредерици Беата-Христина, рождение 1706 † 1734; за Гисбрехтом ф. Рейтерн КОЛЕНО III: Германн-Иоанн, рождение 1727 † 1734 Георг, рождение 1732 † 1753

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Санкт-Петербург. Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Семёновском полку. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка Выйдя из Царскосельского (ныне Витебского) вокзала на площадь, прибывший в столицу Империи видел перед собой высокий белый пятикупольный храм, который принадлежал одному из самых известных и старых российских гвардейских полков – Семеновскому. Он был создан в 1682 г. из „потешных“ будущего царя Петра Алексеевича и квартировал в подмосковной деревне Семеновской. В 1700 г. полк стал лейб-гвардейским, участвовал во многих войнах, подавлении мятежей и дворцовых переворотах; в нем начинали военную службу генералиссимус А.В. Суворов-Рымникский, флотоводец А. Г. Орлов-Чесменский и фельдмаршал И.И. Дибич-Забалканский; его шефами были Императоры и великие князья. После перевода полка в 1718 г. в Петербург для полка была поставлена походная церковь-палатка с белым атласным иконостасом. В 1730-е гг. она находилась у Синего моста через Мойку. Здесь семеновцы молились до 1742 г., когда им отвели место за Фонтанкой, в Московской части. Здесь, в центре Семеновской слободы, на правой стороне нынешнего Клинского проспекта, между Можайской и Верейской улицами, 1 июня 1745 г. была заложена „деревянная, на каменном фундаменте церковь“, освященная архиепископом Феодосием 20 ноября 1746 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. В 1764 г. это здание разобрали и, несколько переделав, перенесли ближе к полковому плацу, поставив на Загородном проспекте. В канун полкового праздника в церкви на богослужении почти всегда бывала Екатерина II. Планируя в 1797–1799 гг. комплекс Семеновских казарм, арх. В.И. Баженов, а затем Ф.И. Демерцов предусмотрели большой купольный храм, но их проекты не были осуществлены. При прокладке Царскосельской железной дороги в 1836 г. выяснилось, что деревянная церковь ей мешает, и Николай I повелел выстроить каменный трехпридельный храм близ полкового госпиталя на средства (около 1 млн. руб.), главным образом, Императорской казны. Он был заложен 22 августа 1837 г. по проекту К.А. Тона, которому помогали ему А.К. Росси, Н.Л. Бенуа, Ф.И. Эппингер и К.К. Мейснер. Строительную комиссию возглавил министр двора кн. П.М. Волконский, генерал по спискам полка. Осенью 1839 г. выдержанная в русско-византийском стиле постройка была вчерне готова, но ее отделка продлилась до 21 ноября 1842 г., когда обер-священник армии и флота Кутневич в присутствии Императора произвел освящение. Южный придел был посвящен благ. кн. Александру Невскому, северный – правв. Захарии и Елизавете.

http://sobory.ru/article/?object=34546

П.В. Долгоруков Бароны Флемминги Древняя и знаменитая фамилия Флемминг (Flemming), происхождением из Померании, откуда ветви её расселились по всей Германии, а в четырнадцатом веке одна ветвь переселилась в Швецию. Германн фон-Флемминг (рождение 17 сентября 1619 † 22 июля 1673), шведский рейхсрат, адмирал и губернатор стокгольмский, в последствии бывший генерал-губернатором финляндским, возведён был Королевою Христиною в Баронское Шведского Королевства достоинство, 26 марта 1651 года. Одна ветвь потомков его, владеющая поместьями в Финляндии, с присоединением Великого Княжества Финляндского к России, в 1809 году, поступила в российское подданство. Из находящихся в Германии различных ветвей древней и знаменитой фамилии Флемминг, особенно известны были следующие лица: 1) Яков фон-Флемминг, ландмаршал нижней Померании; 2) сын его Гейно-Генрих (рождение 8 мая 1632 † 28 января 1707), прусский фельдмаршал и губернатор берлинский, возведён был Императором Леопольдом I, 16 ноября 1700 года, в Графское Римской Империи достоинство; потомство его угасло 22 июня 1777 года; 3) сын его граф Георг-Иоахим († 1746) был саксонским генерал-фельдцейхмейстером; 4) граф Иоахим-Фридрих был саксонским генералом от кавалерии и губернатором лейпцигским; 5) брат его граф Яков-Генрих († 13 апреля 1728), отличный полководец, был саксонским фельдмаршалом, польским фельдмаршалом, саксонским военным министром и статс-министром, и получил от Петра Вкликого, в 1709 году, андреевский орден; 6) граф Богуслав († 14 октября 1732), брат двух предъидущих, был саксонским генерал-лейтенантом; 7) граф Георг-Детлов († 1771), литовский подскарбий и саксонский статс-министр, имел андреевский орден, пожалованный ему Императрицею Елисаветою Петровною, в 1757 году; 8) граф Карл-Георг-Фридрих († 1767), брат предыдущего, был также саксонским статс-министром. В Пруссии существует ныне ветвь графов Флемминг, получившая Графское достоинство в 1712 году, от второго Короля Прусского, Фридриха- Вильгельма I. Шведские бароны Флемминги имеют следующий герб: щит разделён на 4 части. В 1-й части, в голубом поле, море, в коем плывёт влево корабль. Во 2-й части, в золотом поле, две стреляющие пушки, вправо обращённые. В 3-й части, в золотом же поле, на зелёной траве, красная крепость. В 4-й части, в голубом поле, три зелёные стебля с красными розами. Среди герба, щиток с древним родовым гербом фамилии Флемминг: красное поле, натрое разделённое двумя широкими горизонтальными золотыми полосами, и в нём восемь золотых шаров, по три шара в верхнем и среднем отделах поля, и два шара в нижнем отделе. На гербе баронская корона, и по бокам её два шлема с баронскими же коронами; на правом шлеме две трубы, полукрасные, полузолотые, и между ними древний родовый герб фамилии Флемминг (см. выше); на левом шлеме три зелёные стебля с красными розами. Намет золотой и серебряный, подложенный голубым и красным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Должик. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (строящаяся). Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно не ранее 2015. Адрес: Украина, Харьковская область, Богодуховский район, село Должик область, село Довжик Координаты: 50.20201, 35.943494 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Существовавшая Владимирско-Богородичная церковь была построена в 1796 г. на средства князя Иакова Крапоткина, каменная, трехпрестольная. Главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери, правый – в честь Рождества Иоанна Предтечи, левый – в честь св. апостола Иакова брата Господня по плоти. Прихожан муж. пола 1011 душ, жен. пола 997 душ. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Помещение для всего причта церковное. Имеется земская школа, приходского попечительства нет. Священник Николай Капустин, на настоящем месте с 1903 г. Диакон Антоний Краснокутский, на настоящем месте с 1903 г. Псаломщик Павел Трегубов, на настоящем месте 1903 г. Церковный староста князь Александр Голицын с 1894 г. " Справочная книга Харьковской епархии " , составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. Царскими грамотами от 23 февраля 1700 г. и от 13 апреля 1701 г. утверждены были земли с. Должика в вотчинное владение за Григорием Ерофеевичем Захаржевским, прозванным и утвержденным «Донцом» за славные подвиги с донскими казаками, за дела с татарами на реке Донце, в царствование Царя Алексея Михайловича. Мая 5 дня 1669 г. дана была грамота Харьковскому полковнику Григорию Донцу «за их к нам Великому Государю прежния и нынешния службы и разорение, что им учинилось от изменников, от Крымских и Ногайских татар после измены Ивашки Брюховецкаго и за осадное сидение велели им: а) простить пошлины за продажу вина 2225 руб. 50 коп. б) впредь для нашего великаго Государя полковыя службы велели мы безоброчно промышлять в городах Харьковскому полку». Первая постройка в с. Должике – храм, посвященный Св. Иоанну Предтечи, с молитвой полковника Григория Ерофееевича Донца в 1700 г. Церковь построена была на площади в селе и перенесена в 1746 г. в усадьбу. Придел ее в честь Владимирской иконы Божьей Матери построен в 1746 г. кн. Я. Н. Крапоткиным, женатым на дочери Феодора Григорьевича Донца. Придел реставрирован в 1860-х годах князем Феодором Григорьевичем Голицыным. Храмоздатель кн. Я. Н. Крапоткин не дожил до освящения его – умер и похоронен в храме 5 октября 1746 года архимандритом Варлаамом Тишнинским, а в середине октября того же года храм освящен преосвященным Антонием Митрополитом, который «печатал архипастырским жезлом гроб князя», как говорит фамильная летопись. Другой придел «устроен усердием надворного советника Дмитрия Петровича Щербинина, сыном дочери кн. Я. Н. Крапоткина, Татьяны Яковлевны Щербининой в 1769 г., во имя Иакова брата Господня».

http://sobory.ru/article/?object=41346

Платон, епископ Владимирский и Яропольский (Петрункевич) Родился в 1700 году в городе Соснице Черниговской губернии в дворянской семье. Окончил Киевскую духовную академию. По окончании курса прибыл в Коломну, состоял при Коломенском епископе Вениамине (Сахновском, † 1743), которым был пострижен в монашество. Принимал участие в епархиальном управлении. В 1740 году возведен в сан архимандрита Севского Преображенского монастыря. С 9 мая 1742 года – архимандрит Владимирского Рождественского монастыря и член Святейшего Синода. 20 марта 1748 года хиротонисан во епископа Владимирского и Яропольского с оставлением членом Святейшего Синода. Скончался 16 апреля 1757 года в Москве. Погребен в Московском Крестовоздвиженском монастыре. В декабре 1757 года по указу Святейшего Синода гроб с телом епископа Платона был перевезен во Владимир и погребен в кафедральном соборе. Преосвященный Платон, по отзыву епархиальных историков, был архипастырь весьма деятельный, с твердою волею, с решительным, крутым характером. Памятниками его епархиальной деятельности остались основанная в 1750 году духовная семинария и архиерейский дом, построенный им в Рождественском монастыре. Особенно заботился преосвященный Платон о духовной семинарии, на которую затрачивал много своих личных средств и которую он всячески поддерживал. Труды: Указ-послание духовенству о достойном звания их поведении, 1756//Владимирские губернские ведомости. – 1879, 30. Слово на Преображение Господне. – М., 1742. Слово на день Полтавской победы. – М., 1743. Слово на возвращение императора из Киева. – М., 1745. Слово на Новый год. – М., 1746. Слово на день восшествия императрицы Елизаветы на престол. – М., 1746. Слово на день святого апостола Андрея. – М., 1746. Литература: Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). – М., 1869–1870. – Т. 2, кн. 1. – С. 50. Надеждин К. Очерк истории Владимирской семинарии//Владимирские епархиальные ведомости. – 1865, 1867, 1886, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Жены-мироносицы у гроба Господня. Гравюра. 1747 г. Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700-1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта). Впервые его имя упоминается в документах С.-Петербургской типографии в 1719 г. среди младших учеников. После закрытия типографии (1727) переехал в Москву. В 30-х гг. XVIII в. исполнял заказы Синодальной типографии, где числился учеником «грыдорованного дела». В 1736 г. упоминался как «Санкт Петербургской типографии грыдорованного дела ученик». В 1743 г. Н. был привлечен к подготовке гравюр к описанию коронации имп. Елизаветы Петровны, ему было поручено гравирование 4 планов. В 40-х гг. XVIII в. выполнял работы для этой типографии. В 1746 г. принят в Мануфактур-коллегию учеником А. Ф. Зубова (см. ст. Зубовы ), а после его смерти занял должность мастера. Был одним из основателей школы московского медного лубка. Н. исполнил большое количество листовых гравюр на религ. сюжеты. Среди них: «Зерцало грешного» (перегравировка гравюры В. Андреева, включена как иллюстрация в позднее издание Синодика Л. К. Бунина), «Распятие со страстями» (на 2 листах), «Распятие» (копия гравюры воскресенского иеродиак. Петра, 1701), «Отечество», «Страшный Суд», «Образ Богородицы Ильинской» (1749), «Образ Богородицы «Знамение»» (1750), «Прп. Сергий» (1743), «Образ св. и прав. Артемия Веркольского чудотворца», «Св. мч. Димитрий Царевич» (на 4 листах), «Св. вмч. Евстафий Плакида» (на 2 листах), «Житие св. и прп. отца нашего Петра иже во Афонской горе» (на 4 листах) и др. Награвировал неск. видов мон-рей: «Пещера прп. отца нашего Антония Печерского», «Пещера прп. отца нашего Феодосия Печерского», «Вид Кирилло-Белозерского монастыря» (1742, на 4 листах), «Изображение Синайской горы», «Прп. Макарий Калязинский чудотворец с видом мон-ря» (1759, на 2 листах). Помимо листовых гравюр Н. исполнил 5 цельногравированных книг: «Лицевая Библия» (1746, скопирована с Библии Г. П. Тепчегорского), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с И. К. Любецким), «Страсти Христовы и Апокалипсис» (1741-1743, скопированы с иллюстраций Библии Петера Схюта «Historien des Nieuwen Testament», 1659), «Сказание о двенадцати сивиллах» (копия с цельногравированной книги московского мастера 1-й четв. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2565172.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010