Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 16.07.1708, Львов), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий ( Западнорусская митрополия ), в 1700 г. открыто принявший Брестскую унию 1596 г. Биография Происходил из древнего правосл. среднепоместного боярского рода герба Корчак, предположительно валашского происхождения (впервые Шумлянские упом. в Галицкой Руси в XV в.). Род. в семье Евстафия (Евстахия) Станислава, королевского ротмистра, и Анны из дома Гошовских герба Сас. Правосл. шляхтич Евстафий Шумлянский был известен как фундатор Успенского муж. мон-ря в урочище Чёрный Дилок близ с. Гошев (совр. Ивано-Франковская обл., Украина); он пожертвовал этому мон-рю рукописный Пролог. В 1661 г. упоминается еще один представитель рода - игум. Евгений (Шумлянский), настоятель Сварычевского Рождество-Богородицкого монастыря (Kupuлuчhi pykonuchi книги у фондах ЛНБ: Кат. Льbib, 2007. Т. 1: XI-XVI ст. С. 242-243, 197). У И. было 5 братьев: Афанасий , еп. Луцкий и Острожский, Константин, войский жидачевский, Самуил, чашник подольский, Михаил и Иван - и 2 сестры: Анна и Кристина. Два племянника И. стали архиереями: Кирилл - православным епископом Луцко-Острожским (позднее епископ Переяславский), Гедеон - униатским архиепископом Смоленским. Сын еп. Афанасия (Шумлянского) Даниил был монахом львовского мон-ря доминиканцев. В синодике львовского Юра (Георгия) вмч. собора в редакции 50-70-х гг. XVIII в. упоминается более 40 представителей рода Шумлянских. Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) От отца И. Шумлянский унаследовал родовое имение Боков в окрестностях с. Вел. Шумляны Подгаецкого повета. По-видимому, буд. архиерей не получил систематического образования. Впервые он упоминается в источниках в 17-летнем возрасте как участник военных походов в составе панцерной королевской хоругви. В битве под Чудновом в 1660 г. был ранен, в 1663-1664 гг. принимал участие в боевых действиях польск. армии на Левобережной Украине. По воспоминаниям современников, И. Шумлянский отличался незаурядными военными способностями, к-рые особенно ярко проявились во время битв под Журавно (1676), под Веной (1683), в ходе осады Львова турками и татарами (1695), в битве под Калишем (1706); во всех этих сражениях он принимал участие, уже будучи епископом. В юности И. Шумлянский женился на католичке Елене (Гелене) Яблонской, развелся в июне 1667 г., накануне своего пострижения в монашество.

http://pravenc.ru/text/578563.html

Храм был закрыт в конце 1920-ых - начале 1930-ых гг., барабаны и купола храма вместе с колокольней были разобраны. Храм использовался как склад горюче - смазочных материалов. Архитектурное описание храма. Храмовые объемы расположены по общепринятой симметрично-осевой схеме. Центральный двухэтажный квадратный объем прорезан прямоугольными окнами с лучковыми перемычками на обоих уровнях, имеющими простые наличники. К центральному объему примыкает трёхгранная апсида, с тремя окнами, под граненой конхой, оформленная карнизом, угловыми лопатками (по граням) и большими прямоугольными нишами. Апсида с двумя небольшими приделами по обеим сторонам. Фасады храма, трапезной и апсиды имеют простеночные и угловые пилястры. Трапезная просторная - на четыре прямоугольных окна под двускатной кровлей, с востока имеет два самостоятельных входа. С северного и южного фасадов - арочные входы с архивольтом и перспективным порталом с равным шагом. Колокольня двухъярусная, из двух равновеликих четвериков, отделенных карнизом с сухариками. В первом ярусе организован главный вход: портал, фасады колокольни, как и в других объемах, имеют членение плоскостей в виде прямоугольных неглубоких ниш в толще стены. Пять глав храма и завершение колокольни не сохранились. Памятник культовой архитектуры в стиле ранней эклектики, соединяющей в себе элементы провинциального ампира, “кирпичного стиля” и псевдорусской архитектуры. До недавнего времени внутри храма можно было увидеть замечательную фресковую живопись работы Степана Дмитриевича Нефедова (позднее известен как Степан Эрьзя), расписывавший храм в 1894 г., но в 2000-ых гг. внутренние стены храма были окрашены краской и ныне живопись безвозвратно утрачена. При входе в храм сохранилась цветная плитка. Сегодня часть храма, где размещался алтарь, используется под контору жилищно-коммунального хозяйства, а другая часть храма временно пустует. Источник: А.Д. Тумаков «Арск. Новые подробности, факты и открытия» Свою историю Богоявленская церковь ведет со второй половины XVI века, когда в Арске был образован приход. Согласно преданию, церковь являлась первой в уезде, после покорения Казанского ханства. Первый деревянный храм простоял до 1700 года, когда он сгорел в результате большого пожара, а уже в 1706 г. в книге митрополита Тихона упоминается церковь Богоявления Господня. Второй деревянный храм выстроили на новом месте в 40 саженях на северо-востоке от прежнего, а на месте старого храма во 2 половине XIX века соорудили пожарные сараи. Из его истории известно, что в 1731 году в церкви Богоявления Господня митрополитом Казанским Сильвестром в сан иерея был посвящён диакон дворцового села Чепчугов (Чепчуги) Даниил Яковлев. Простоял деревянный храм до 1748 года, когда на его месте возвели новую деревянную (уже третью) Богоявленскую церковь - более обширную, чем прежняя.

http://sobory.ru/article/?object=21248

П. А. законодательно закрепил традицию, согласно к-рой гос. служба дворянства являлась регулярной и обязательной, поставил выдачу денежного жалованья за гражданскую и военную службу в зависимость от чина и занимаемой должности (указы 1711, 1714, 1715 гг.). Обязал всех дворян служить на равных основаниях - с нижних чинов, с 15-летнего возраста (указы 1714 и 1719 гг.). При продвижении по гос. службе, провозглашенной главной и почетной обязанностью дворянства, император распорядился учитывать личную выслугу, а не знатность (Табель о рангах 1722 г.). Противопоставил старой знати (Рюриковичам, Гедиминовичам и представителям нек-рых татар. княжеских родов) новую знать, введя в России европ. титулы для пожалования дворян за заслуги: графа (1706), светлейшего князя (1707) и барона (1710). Открыл доступ в дворянское сословие выходцам из др. сословий и социальных групп: за усердную военную или гражданскую службу присваивалось личное, а затем потомственное дворянство. В 1699 г. П. А. основал в Москве Бурмистерскую палату для сословного самоуправления посадских людей (с нояб. того же года - Ратуша) и ввел в городах должности бурмистров, занимавшихся гл. обр. сбором налогов. Учредил Главный магистрат в С.-Петербурге (1720) и подведомственные ему городовые магистраты (не позднее 1720-1724), в ведении к-рых находилось торгово-промышленное население городов. П. А. изъял из всех законов юридическое понятие свободного (вольного) состояния человека, ужесточил уголовное законодательство, в частности в отношении беглых, дезертиров, старообрядцев. Установил в стране паспортную систему (1719-1724; в 1724 проведены массовые облавы на беглых и нищих). Религиозная политика П. А. был с детства глубоко, искренне верующим человеком, прекрасно знал Свящ. Писание, цитировал в письмах отдельные фразы и выражения из Библии, упоминал имена ветхозаветных персонажей. Он также знал и порядок богослужения во всех деталях, по воспоминаниям современников, пел в церковном хоре и читал Апостол . П. А. осуществил кардинальную реформу Русской Церкви, определившую ее положение в последующие 2 столетия. После смерти патриарха Адриана 16 окт. 1700 г. П. А. не допустил выборов нового патриарха, указом от 16 дек. того же года передал часть дел упраздненного Патриаршего разрядного приказа в ведение митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского). 25 янв. 1721 г., опираясь на идеи архиеп. Псковского Феофана (Прокоповича), царь отменил Патриаршество «Духовным регламентом» , учредив Святейший Правительствующий Синод с коллегиальной формой управления, и тем самым почти на 200 лет лишил Русскую Церковь возможности обрести единого духовного лидера. Введением должности светского обер-прокурора Синода (1722) было положено начало жесткому подчинению аппарата церковного управления гос-ву.

http://pravenc.ru/text/Петр I ...

Через нек-рое время свящ. Иоанна обвинили в сочувствии Г. Талицкому , автору сочинения о Петре I как об антихристе . талицкий был арестован в 1700 г., под пыткой он сообщил, что рассказал о своих взглядах на исповеди о. Иоанну. Духовник, храня тайну исповеди, не доложил царю и по повелению Петра I был сослан в Соловецкий мон-рь. 13 марта 1701 г. о. Иоанн прибыл в Холмогоры. Архиеп. Афанасий (Любимов) в грамоте в Соловецкий мон-рь писал о том, что свящ. Иоанн должен быть пострижен в монашество и отдан в послушание опытному старцу. 3 апр. соловецкий архим. Фирс совершил постриг Иоанна с именем Иов, о чем доложили царю. Инок был отдан в научение мон. Ионе. Святой удивлял братию смирением, ночным молитвенным подвигом. Он выполнял тяжелую физическую работу, соблюдая при этом строгий пост. Сначала его послушанием была заготовка дров, затем он трудился в поварне, позже - в братской трапезной. По сообщению Житий, И. в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя. однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника. Вскоре И. был освобожден от монастырских послушаний, архимандрит благословил его затвориться в келье. Петр I хотел вернуть И. на прежнее служение, но старец просил оставить его на Соловках. В 1702 г. по благословению архим. Фирса И. переселился в Свято-Троицкий скит на о-ве Анзерском. После того как в 1703 г. строитель скита старец Исаия скончался, Холмогорский архиепископ предложил архим. Фирсу назначить настоятелем (строителем) скита И. Вызванный в Соловецкий мон-рь, святой в 1706 г. принял назначение и просил, чтобы его удостоили пострижения в схиму, в чем ему было отказано. Одной из важнейших сторон деятельности И. в качестве строителя Свято-Троицкого скита было сохранение памяти об основателе обители прп. Елеазаре . По инициативе И. были созданы неск. редакций Жития прп. Елеазара, молитва, тропари святому. 1 марта 1710 г. ученик И. Макарий начал составление вкладной книги скита. Согласно «Сказанию… о разорении Троицкия пустынныя церкви… и како собрася вкладная сия записная книга», открывающему перечень вкладчиков во вкладной книге, И. хотел вернуть в скит имущество и книги, собранные по большей части прп. Елеазаром и утраченные во время и после Соловецкого восстания 1667-1676 гг. Составлением вкладной книги старец Макарий стремился прославить прп. Елеазара и И. как устроителей Свято-Троицкой обители. Эта цель обусловила особенность книги: 7 глав из 8 открываются небольшими вступлениями, посвященными прп. Елеазару, в «Сказании...» же подробно описана деятельность И. по возвращению собственности скита. При И. число насельников увеличилось до 30 чел. Монахов, желавших отшельничества, И. благословлял на пустынножительство. В 1710 г. по разрешению архим. Фирса святой был пострижен в схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина. Прп. Иисус стал часто удаляться для молитвы в пустынные места, нередко посещал анзерских отшельников для духовных бесед.

http://pravenc.ru/text/578146.html

И. проводил окружные Соборы духовенства и мирян, на к-рых обсуждались вопросы епархиальной жизни и борьба против унии. Известны 7 Соборов, к-рые по благословению И. были проведены в Будешти (1690), в Сигете (1698, 1699, 1704), в Драгоешти (1699), в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (1700), в Сарасэу (1704). В целях противодействия распространению униатства среди румын и карпатских русинов И. часто объезжал приходы, основывал новые мон-ри. В 1696 г. в с. Кричеве местный свящ. Петр Стойка, родной брат И., основал муж. мон-рь, в к-ром принял монашество с именем Петроний и стал настоятелем; обитель в 1706 г. освятил И. По благословению Мараморошского епископа были основаны монастыри в с. Драгове (ныне Закарпатской обл.) (1705), Вульховский (Ульховский) (ныне с. Ольховцы Закарпатской обл.) (1708). Первым настоятелем Вульховского мон-ря был иером. Досифей (Зубрицкий; впосл. епископ Мараморошский). И. сблизился с руководством кальвинистов, рассматривая их как союзников в противодействии католикам. По нек-рым данным, в 1694 г. И. провел совещание с кальвинист. общинами Трансильвании (Трансильванской реформаторской консисторией), достигнув соглашения о совместных действиях в борьбе против экспансии католичества. Важной частью антиуниат. деятельности И. было сотрудничество с правосл. духовенством и шляхтой Галичины и Волыни, где И. бывал неск. раз. В нач. 90-х гг. XVII в. И. освятил Пацыковский Успенский муж. мон-рь (ныне с. Пацыков Ивано-Франковской обл., Украина), построенный в 1692 г. правосл. шляхтичем, судьей Галицкого повета А. Жураковским. Жураковский был противником симпатизировавшего унии Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) и обращался только к И. В 1696 г. под охраной Жураковского И. тайно проехал через Галичину на Волынь. Здесь не позднее 5 сент. 1696 г., по одним данным, в кафедральном соборе Луцка, по другим - в Белостокском Михайловском муж. мон-ре близ Луцка один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства - Д. Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ), номинированный королем на Луцкую кафедру, при участии И.

http://pravenc.ru/text/578551.html

I. Mabi11on, Museum Italicum, II, 1689, pp. LXXVI-XCII; E. Martene, Tractatus de antiqua Ecclesiae disciplina in divinis celebrandis officiis, 1706, 352–401; он же, De antiquis Ecclesiae ritibus, I, 1700, 427. Особенно такое мнение распространено было вне Италии. В т.н. Геласиевой редакции римского сакраментария, как было указано раньше, для причащения в в. пяток сохраняются раздельно не только св. Тело, но и св. Кровь. Сакраментарии т.н. редакции папы Григория VI (Двоеслова) – оригинал их между 784–791 гг. был переслан папой Адрианом I, по просьбе Карла В., во Франкское государство [А. Евпег. Missale Romanum im Mittelalter, 1896, 380), – предписывают поставлять в в. пяток на престоле чашу с неосвященным вином: после молитвы Господней «папа берет от св. Тела частицу и полагает ее в чашу без всяких слов. И затем все причащаются в молчании (Migne, lat. 78, col. 86)». Так же излагается порядок причащения в в. пятницу и в древнейших уставах (Ordines) папского богослужения (Mabillon, цит. изд. Migne, lat. 78). Но уже Амаларию мецскому до 831 г. известен был список устава, который в описании в.-пятничной службы, после слов о вложении св. Тела в потир, содержал важное разъяснение: «sauctificatur enim vinum non consecratum per sanctificatum panem» (Mabi11on, LXXXI). Во время своего посещения Рима в 831 г. Амаларий от тамошнего архидиакона узнал, что в Риме содержимое св. чаши на службе в. пятка не признается св. Кровию и папа на этом богослужении причащается лишь один. Трудно сказать, чей взгляд отразился в том разъяснении, которое читал в своем списке устава Амаларий, старый римский, или же принятый во Франкском государстве. В том, что Римская церковь к 831 г. уже отменила свой старинный обычай общего причащения в в. пяток, а также оставила другое древнее предание, – сохранять для этого дня кроме св. Тела и св. Кровь, – есть основание подозревать, что она изменила и свой взгляд на св. чашу в в. пяток: переход от преждеосвященной св. Крови к обыкновенному вину слишком резок. Архидиакон в оправдание римской практики перед Амаларием ссылался на слова папы Иннокентия I, что в вв. пяток и субботу евхаристия отнюдь не совершается (см. ниже). Если такое обоснование не личная догадка архидиакона, а официальное мнение Римской церкви н. IX в., то, оно, конечно, не могло отменить преждеосвященной св. Крови, употреблявшейся раньше этою церковью на богослужении в. пятка, но освящение чаши вложением св. Тела разъяснить оно могло. Возражением против такого предположения может послужить лишь то, что Геласиевская редакция сакраментария и известный Амаларию устав излагают галликанская обычай и воззрения: дошедшие до нас наиболее чистые памятники галликанского сакраментария совсем не имеют чина причащения в в. пяток. Нет его также и в архаических сакраментариях древне-испанской (Мозарабской) церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК I [серб. Калиник Први] († 16(27).08.1710, Темешвар (ныне Тимишоара, Румыния)), патриарх Печский (1691-1710). В историографии есть 2 версии о происхождении К. Согласно источникам из Римской курии, он был греком, родственником великого драгомана Александра Маврокордата, представителя Османской империи на переговорах со Священной лигой в 1683-1699 гг. Эту версию, возможно, подтверждает поставление К. в Печского патриарха в К-поле (Вселенские патриархи периодически назначали иерархов в др. Поместные православные Церкви) и активное участие Маврокордата в делах К-польской Патриархии. В доказательство 2-й версии, согласно к-рой К. был овдовевшим священником из Скопье, приводят данные о том, что он не определял греческих священников на вакантные кафедры и приходы и был гоним тур. властями, а печский Худаверди-паша даже сажал его на цепь, что было бы невозможно при наличии сильных покровителей. К. был поставлен на Печский Патриарший престол после т. н. великого переселения сербов 1690 г., когда большое число сербов во главе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) и неск. епископами перешли в земли Габсбургской империи. В то время как Арсений III на новых землях учредил Крушедольскую митрополию (см. Карловацкая митрополия ) и продолжал именоваться и выполнять функции патриарха, восшествие К. было расценено неканоническим, что спровоцировало раскол. Мн. иерархи, оставшиеся на османской территории, подчинялись патриарху Арсению. Именно к последнему в 1700 г. в венг. г. Сечуй приехал с просьбой совершить хиротонию буд. митр. Черногорский Даниил I (Петрович-Негош) . После смерти патриарха Арсения (1706) К. преодолел раскол при помощи епископов, с к-рыми поддерживал отношения, в т. ч. и Исаии (Джаковича) , возглавившего в 1708 г. Крушедольскую митрополию. В том же году лояльность К. выразил Черногорский митр. Даниил I и пригласил его в свою епархию. 18(29) мая 1710 г. в Немете К. издал грамоту об автономии Крушедольской митрополии и дал новому ее главе митр. Софронию (Подгоричанину) титул наместника и экзарха.

http://pravenc.ru/text/1320051.html

Кривцы. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь Смоленской Божией Матери (Федора Стратилата) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Белокаменный Смоленский храм выстроен в бывшей вотчине кн. М.А. Волконского в 1708 г. в стиле московского барокко и представляет собой распространённый тип " восьмерик на четверике " . Иконостас начала XVIII в. с подновлениями XIX и XX вв. Живопись 1904 г. Действующий храм с восточной стороны обступило сельское кладбище. Село Кривцы Раменского района имеет древнюю историю. В коломенской писцовой книге 1577 г. есть упоминание, из которого выявляется, что селом Кривцовым на речке Свинке на правах вотчины владел Василий Белой. Здесь стояла деревянная церковь Федора Стратилата (деревянная, построенная клетью, четырехугольным срубом). Впервые упоминаемая здесь церковь Федора Стратилата просуществовала в селе более трехсот лет, - хотя здание не раз горело, а однажды даже было будто бы продано. Но каждый раз, иногда после больших перерывов, оно возводилось вновь. В переписной книге 1678 г. село записано за стольником Михаилом Андреевичем Волконским. В 1700 г. он разделил свои имения между сыновьями - Федором и Андреем. Однако, через два года, снова отписал на себя. Вернув себе Кривцы в 1702 г., старый Волконский уже весной следующего года начал строить в селе каменную церковь. Об этом свидетельствует подрядная запись: в апреле 1703 г. Михаил Андреевич подрядил бобыля Московского Данилова монастыря Евсевия Минина сделать в Кривцах " " сто тысяч кирпичу большой руки в нынешнем же году " . Значит, в 1703 г. строительство действительно могло начаться. Другое важное подтверждение - переписная книга 1705-1706 гг., где церковь Смоленской иконы Б.М. обозначена как уже построенная. А день 23 ноября 1708г., указанный клировыми ведомостями, это, по-видимому, дата ее освящения (2 года вполне могли уйти на внутреннюю отделку, иконостас и т.д.) Церковь построена в стиле т.н. " нарышкинского барокко " . О зодчих нам ничего не известно: это были, скорее всего, костромское или ярославские мастера. Осматривавший церковь в начале ХХв архитектор высоко оценил их мастерство. Храм строился как летний, никакой системы обогрева в нём не предусмотрено, - в холода служили в " тёплом " , построенном из дерева, храме Фёдора Стратилата.

http://sobory.ru/article/?object=01152

Добринская. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1842. Год утраты:Не установлен. Адрес: Волгоградская обл., Урюпинский район, станица Добринская Координаты: 50.824929, 41.85227 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью О существовавшей ранее церкви Архангельская церковь (1706-1918 гг.). Известно о наличии деревянной церкви во имя Архистратига Михаила в Добринском стане в 1700 году. В 1779 году здание церкви было перестроено. Вышеназванная церковь построена в 1842 году по усердию и на средства прихожан вместо деревянной, которая была построена в 1779 году и пожертвованная в слободу Елизаветину Воронежской губернии. Зданием кирпичная с такой же колокольней, крепкая и по количеству прихожан вместительна, с оградой деревянной на каменном фундаменте и покрыта железом. Престолов в ней два - в настоящей во имя Архистратига Михаила и в пределе во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Утварью достаточна. Причта положено по штату издавна один, а в 1817 году открыт другой. В 1867 году на лицо священников два, дьякон один, дьячков два и пономарей два. Земли при церкви отмежеванной нет, Причт пользуется от прихожан паевым казачьим наделом в количестве 16 десятин. Дома у священноцерковнослужителей собственные, на общественной земле. Церкви принадлежит караулка для сторожей, деревянная, покрыта железом и церковно-приходская школа, деревянная, на каменном фундаменте, покрыта железом, рассчитана на 60 учащихся, без квартиры для учителя. Жалование церковнослужители ни откуда не получают. Здания, принадлежащие к сей церкви – деревянная караульня. Расстояние от сей церкви до консистории - 465 верст. Ближайщая к сей церкви – Рождество-Богородицкая Котовской станицы в 8 верстах, Дмитриевская Петровской станицы в 8 верстах. Приписной к сей церкви нет. Домовой в приходе церкви нет.

http://sobory.ru/article/?object=61646

Ещё один храм, находящийся на территории кремля - это Спасо-Преображенский собор. Он стоит на самом берегу Волги и является главным храмом Углича. По преданию, когда-то в конце Х века ростовский князь Борис Владимирович, построил в Угличе соборный деревянный храм Константина и Елены с приделом Похвалы Богородицы. В первой пол. XIII века рядом с этой церковью возвели Спасо-Преображенский собор, который и стал главным храмом города, а Константиноеленинская церковь долго ещё была приписана к нему. Спасо-Преображенский собор сначала был деревянным. В 1485-1487 гг его перестроили в камне. Он стал частью комплекса ранее выстроенного княжеского дворца. Храм располагался с запада от палат удельных князей. Собор был с одной главой и стоял на четырёх столпах и на подклете. С трёх сторон его окружала галерея. В Смутное время в соборе был похоронен царевич Димитрий, трагически погибший 15 мая 1591 года на территории кремля. После ухода поляков Преображенский храм был восстановлен в числе первых. В конце XVII века церковь снова обветшала, и в 1700 году было получено разрешение царя на строительство нового, более крупного храма. Уже в 1706 году новый собор был освящён. Он выдержан в стиле " нарышкинского барокко " . Внутри собор представляет собой просторный бесстолпный зал, который перекрыт сомкнутым сводом. Ширина его - 14 м, высота - 17 м, что являлось инженерным достижением того времени. В строительстве собора принимала участие артель Григория Фёдорова, крепостного князя Голицына, возможно здесь оставил свой след и Г. Устинов, будущий известный архитектор петровских времён. Изначально собор был украшен росписями, но то, что можно увидеть сегодня - это творение, выполненное в XIX веке артелью Тимофея Медведева. Росписи - в классической манере на темы Евангелия, скопированные с произведений итальянских художников Возрождения и эпохи барокко - Гверчино, Гвидо Рени, Доменикано. Основная композиция - на северной стене храма - " Преображение " - копия картины Рафаэля. По бокам она дополняется монументальными живописными колоннами и разорванным фронтоном. Остальные сюжеты рассказывают о земной жизни Христа и посвящены темам Евангелия. Они располагаются в три яруса и вписываются в проёмы пилястр, арки и рамы. На самой вершине свода - парящая фигура Господа Саваофа. Все эти детали придают интерьеру собора торжественность и возвышенность. Иконостас был установлен в 1853 году и выполнен в стиле " нарышкинского барокко " . Он украшен роскошной резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=17094

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010