Это точно были тяжкие минуты того оставления на мало время от Бога, которому подвергает Он самых избранных Своих, дабы после того вскоре с милостью великою помиловать их ( Ис. 54:7 ), и которое испытал на кресте и Сам Божественный Страдалец... Великим испытанием были эти минуты и для окружавших одр умирающего Святителя и по их неопытности в жизни духовной душа страдальца не могла обрести в них для себя достаточной опоры. Наконец, Господь вразумил их, что теперь суетно спасение человеческое, и настало время призвать к одру болящего единую помощь от другого мира. Предложили страдальцу прочитать у одра его молебный канон Богоматери 535 . «Хорошо, – сказал он болезненно, – вы действуйте, как чувствуете». Зажжены были свечи перед иконами близ одра его и начат канон. С чтением первых тропарей страдания утихли, он успокоился, благоговейно слушал и осенял себя крестным знамением каждый раз, когда читавший произносил: «Пресвятая Богородице спаси нас», а из померкавших уже и полузакрытых очей постоянно струились слёзы... При чтении тропарей хвалитных движение рукой прекратилось и дыхание стало редкое, показывались уже ясные признаки скорой кончины. По окончании канона Богоматери начали читать канон на исход души. В руку умирающего, уже почти охладевшую, дана была зажжённая свеча, на груди положен крест. Движения не было заметно, но свеча в руках держалась твердо, а из закрывшихся очей продолжали струиться слезы... К одру собиралась братия Лавры и собирались извещённые уже другие чада паствы. Окончен канон; дыхание, хотя всё реже и реже становилось, но продолжалось. Стали читать 17-ю кафизму: блажени непорочнии. Жизнь ещё не угасла и тихо, без заметных уже страданий, догорала. Прочитали 17-ю и начали читать 18-ю кафизму – песни степеней. При чтении исторгались последние, уже очень редкие дыхания, и наконец – с последним, тяжелым вздохом, в первую четверть девятого часа блаженная душа Святителя воспарила ко Господу, оставив на лице совершенное спокойствие Праведника... «Большой колокол Лаврский возвестил Киеву, что любимого Пастыря его уже не стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Диакон произносит Великую ектению «Миром Господу помолимся». Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...» Хор: " Аминь». Чтец читает кафизму вечерни по Уставу (Типикон, 17-я глава). В Неделю вечером, а также если накануне было бдение, то кафизмы не бывает (т.е. после мирной ектении сразу поется «Господи воззвах» ). Диакон по исполнении кафизмы произносит малую ектению «Паки и паки...» (после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм). Хор: «Аминь». «Господи воззвах» – по гласу 1-й стихиры. Чтец: «Положи, Господи...» (псалмы на «Господи воззвах», см. Часослов) до слов «Аще беззаконие назриши...» Хор далее поет стихиры на 6 по Уставу, а затем исполняет песнопение " Свете Тихий...». В конце этого песнопения диакон выходит на амвон для произнесения прокимна. Диакон: «Вонмем» (на амвоне). Священник: " Мир всем». Диакон: «Премудрость вонмем». Затем диакон и хор исполняют прокимен дня. Хор: «Сподоби, Господи...» Диакон произносит просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...» Священник (возглас): «Яко благ и человеколюбец...» Хор: " Аминь». Священник (благословляя народ): " Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним» . Хор: «Тебе, Господи» . Священник тайно читает главопреклонную молитву: «Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго, призри на рабы Твоя и на достояние Твое: Тебе бо страшному и Человеколюбцу Судии Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения: яже сохрани на всякое время, и по настоящем вечере, и в приходящую ночь, от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго, и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых», а затем возглашает: «Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена...» Хор: " Аминь», стихиры на стиховне по Уставу. Стихиры на стиховне: по Уставу, см. соответствующие разделы книги. Хор: «Ныне отпущаеши...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Тут постепенно лицо у нее сделалось спокойным и молодым, и она вытянулась – сделалась совсем прямой. Мало-помалу вокруг собралось много близких, и в тот же день, к вечеру, были отслужены две панихиды: первую служил о. Валериан 174 , а вторую – о. Анатолий 175 . Приехал Алеша, очень взволнованный и винивший себя в том, что он увез ее из Боровска. Я долго его убеждала и убедила, что все получилось к лучшему, несомненно. Что она приехала ко всем, в родную для нее Москву, чтобы всем можно было с нею проститься. В этом сказался Промысл Божий о ней. По желанию М. Ф. были извещены все близкие к ней люди. 18-го ноября вечером ее перевезли в храм Ильи Обыденного, где настоятель о. Николай 176 отслужил по ней панихиду. Отпевание было на следующий день, 19-го. Еще раньше, готовясь к своему концу, М. Ф. просила совершить полное отпевание и обязательно прочесть 17-ую кафизму, что и было сделано. Приехал Владыка Сергий Голубцов , который стоял впереди, у левого клироса. Одновременно с М. Ф. отпевали духовного сына о. Алексея Мечева – Бориса Александровича Васильева 177 , которого она хорошо и давно знала. Отпевание этих двух умерших было одновременным и звучало созвучно. И люди, собравшиеся вокруг, молились за обоих. Служило пять священников, прекрасно пел хор, сам собой собравшийся из близких людей. Было очень торжественно и светло, о чем многие говорили. Передаю слова одной из присутствующих: «Такое отпевание можно назвать торжеством Православия». Среди молящихся было много людей, приехавших из Боровска: родные Дуни, Шура, Лидия Ильинична и другие. Очень многие поехали проводить М. Ф. в Верею вместе с о. Трофимом, который служил перед самым погребением панихиду. День был белоснежный, только что выпал первый снег. И на кладбище было особенно красиво – среди берез и старинных белых крестов, когда все стояли с зажженными свечами. Положили ее рядом с о. Сергием. Все случилось так, как должно было быть. У них – одна большая могила и два близко стоящих креста. Чтобы полнее передать облик М.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

Чтение Лавсаика удержано и у Никона Черногорца. Молитвы чередовались с псалмами и соответствовали числу последних (§ 155); к ним присоединялось чтение из Св. Писания, которое предстоятель произносил наизусть (memoriter § 6); в воскресенье совершалась литургия (§ 17). После утрени каждый дом слушал поучение своих надзирателей, и происходили беседы по поводу слышанного (§ 20–21). Эти беседы (disputationes) называются оглашениями (catecheses) и предлагаются предстоятелем два или три раза в неделю (§§ 21, 156), особенно же во время постов (§ 138). Некоторые из этих обычаев были повторены в позднейших уставах, и наибольшей известностью пользовалось правило о чине суточных молитв, которое часто приводилось в богослужебных книгах и статьях о келейном правиле. Правило о поучениях и оглашениях по окончании службы нашло себе место в студийском уставе и перешло отсюда в иерусалимский. Обширнее было применение дисциплинарной части, например, наказания за опоздания к службе и другие провинности, запрещение есть незрелый виноград; настоятель за столом отдаёт распоряжение посредством звонка (signi sonitû § 33), ударом в ладоши для остановки чтения (§ 6); кто ударяет в било перед обедом или перед молитвой должен размышлять о чём-нибудь назидательном (§ 36). Отсюда – позднейшее правило, по которому во время благовеста к всенощной парамонарь должен читать про себя 17 кафизму, или известное число раз 50 псалом. В сочинениях Василия Великого заключаются два рода данных, имеющих отношение к уставу: а) известия о круге суточных служб с указанием способа их отправления и б) целый ряд сведений о быте, правилах жизни и взаимных отношениях монахов между собой и к настоятелю. Этой стороной письменные труды Каппадокийского архипастыря тесным образом входят в область устава дисциплинарного и примыкают к тем произведениям этого рода, которые нам известны с именами древнейших организаторов монашеской жизни. Круг суточных служб в общем очерке излагается у Василия Великого в 1 слове о подвижничестве (Орр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

тот звон, при котором ударяют в один колокол, или и в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол. В последнем случае благовест называется еще «перезвоном,» или «перебором.» Собственно звоном называется тот звон, при котором ударяют сразу в два или более колоколов вместе. Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется «три-звоном,» или «трезвоном.» Перед менее торжественными службами бывает только благовест, а при более торжественных службах за благовестом следует и трезвон. Для выражения особенного торжества Церкви трезвон бывает и после богослужения: так бывает во все дни Пасхи и во все воскресные дни после Божественной литургии. Звон бывает и при крестных ходах. На праздничной утрени при пении полиелея бывает трезвон. Во время Литургии бывает звон в один колокол при самой важной части Литургии, так называемом евхаристическом каноне, то есть от пения «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу» до пения «Достойно есть, яко воистину,» почему этот звон и называется обычно звоном к «Достойно.» . Несколько иного характера перезвон бывает пред освящением воды в дни храмовых праздников, а также при посвящении во епископа. Звон для служб отличается и своим тоном: иногда он звучит веселее, иногда печальнее. Звон великого поста бывает «косный,» то есть медленный и протяжный. Противоположный ему звон радостный называется в Уставе «звон в красныя.» Продолжительность звона определяется для звонаря тем, что он должен прочитывать, по указанию Устава, про себя или «Непорочны» (17-ю кафизму) или 50 псалом. Великим постом положено перед часами ударять в колокол: перед третьим часом 3 раза, перед 6-ым 6 раз, перед 9-ым 9 раз, перед повечерием 12 раз. Кроме вышеуказанного назначения церковные колокола употреблялись у нас для предупреждения о пожаре, что называлось «бить в набат» и во время вьюг и метелей, чтобы помочь путникам ориентироваться в дороге. Источник: «Литургика» Архиепископ Аверкий Фото: С.М. Прокудин-Горский

http://pravmir.ru/proisxozhdenie-xristia...

До самой кончины своей Семен Климыч ни в чем не изменял своего образа жизни и привычек. Властвуя над другими лишь силою примера, он со всеми обходился ровно, любил труд до усталости, наблюдал строгую справедливость, был прост и умерен во всем, бывал при барщинных работах, дома занимался пчеловодством. Летом ходил в одной рубашке, а зимой в простом крестьянском полушубке. Семен Климыч был женат и имел двух сыновей. О том, как он выбрал себе жену, он рассказывал Родиону Никитичу следующее: «Читал я где-то, что некоторый царь, имея намерение выбрать себе достойную супругу, собрал много девиц и держал их всех несколько времени в одном месте. Каждую ночь он посещал их во время самого глубокого сна и каждый раз замечал, что все девицы крепко спали, одна только при каждом царском посещении просыпалась и вскакивала с постели. Эта последняя и сделалась супругою царя. Подобное употребил и я; когда девицы нашего села рано утром выгоняли скот в стадо, выходил и я туда же и всегда замечал одну девицу опрятною и бодрою, тогда как другие гнали свой скот полусонные и растрепанные. Выбор мой пал на ту, которую я всегда по утрам отмечал опрятною, и этот выбор был весьма удачен. Семен Климыч скончался в 1837 году мирною, христианскою кончиной, напутствованный святыми таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. В предсмертные минуты он заставил для себя читать 17 кафизму. Последние его слова были: «прими, любезное мое чтение, как много я тебе обязан» Когда окружавшие его предложили ему послать в Балашов дать знать о приближающейся его кончине его друзьям и почитателям, он сказал: «Не надо. Я родился мужиком, хочу и умереть среди мужиков!» Балашевский купец Филипп Александрович Туркин поставил на могиле Семена Климыча скромный памятник, свидетельствующий о его любви к покойному. XI. Несколько слов о старце о. Леониде О. Леонид (Наголкин), из мещан г. Карачева, родился в 1768 г. В мире он был приказчиком болховского купца Сокольникова. 28 или 29 лет от роду он, в 1797 году поступил в Козельскую Оптину пустынь; один из сыновей Сокольникова, Максим, поступил за ним в ту же Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога! Он поможет тебе во всем и избавит тебя от всего. Обратись, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя. Яко же елень на источники водные, сице желает душа моя к Богу крепкому, живому». Также «я, – продолжает наставлять Подвижник, – предлагаю вам подкрепления из Псалмов: да укрепит вас Господь провождать дни ваши по воле Его! Буди Псалтирь вашим утешением» (3:556, 557). «Не унывайте: уныние есть тьма, а слово Божие есть свет: обратитесь вашим сердцем к свету, и уныние исчезнет, как ночь от солнца! И самый день под лучами солнца радостнее представляется нам. Но есть Солнце в тысячу раз светлее нашего видимого на небе солнца: Оно просвещает глубину человеческого сердца, ежели только не уклоняемся сами во тьму» (3:626). Стало грустно, скучно, чем же «пособить себе к разогнанию тяжкой тьмы такой? Помяни слово Божие; оно не богатых ублажает, но нищих духом: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Молись самым сердцем твоим: жертва Богу дух сокрушен! Молись, терпи, смиряйся: напасти и скорби, тебе приключающиеся, тоже споспешествуют во благое и вводят в Царствие Божие! Помни и храни, и делай то самое, что Христос заповедал. Твой крест – твое терпение за любовь Христову. Верою и любовию совершается добродетель, и отсюда переселение – в будущую жизнь. – Таким-то представлением истинных предложений душа, присещаемая Богом, избавляется от мрачных уз и простирается в приятное созерцание будущего века» (2:340–341). Унываете? – «Читайте акафист Иисусу Христу и канон Божией Матери, нашей Покровительнице» (3:380–381). Прочтите «и 17 кафизму – и отойдет уныние; если же сего не можете от расслабления души, то хотя 24 краткие молитвы Златоустовы: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. А когда и этого не можете, то хотя одну молитву святого Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, с поклонами, как молятся в Великий пост . И потом творите молитву Иисусову в сердце своем мыслью, и делайте, что можете – вяжите чулок или шнурочек – и бежит от вас уныние и не грустно вам будет. А когда веселы, тогда пойте Псалтирь и читайте книги» (3:502). «Молитесь, трудитесь, пойте, читайте – вся во славу Божию творите; – утешайте себя и говорите все, что душу назидает и к Царствию Божию ведет. Тогда самым делом уверитесь, как вся ваша душа покроется мирными мыслями, и сердце ваше возвеселится, будучи объято неизреченной радостью о Христе Иисусе» (3:524; 1:286).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

А Бог может быть только в чистом сердце, место надо приготовить для Него.Как это сделать? - очищать себя от страстей и молиться. Тогда сердце наше будет храмом - домом Божиим, мы будем видеть тогда попечение Божие о нас и будем непрестанно славословить Его. А выше этого счастья, как славословить Господа, нет и не может быть для нас.Прошу и желаю, чтобы мы все непрестанно старались очищать душу нашу от страстей. Да поможет нам Бог. Помолимся об этом Царице Небесной.Брат от брата помогаем… Надо друг другу помогать. Если на волю Божию положиться - все хорошо, даже и неприятности, все ведет ко спасению души нашей, и при этом великая премудрость и глубина открывается. Любящим Бога все поспешествует во благо.11 октября - Своего духовного отца надо с первого же слова слушать, не надо заставлять его несколько раз повторять. Хотелось бы мне, чтобы вы, духовные дети мои, относились ко мне по совести, и я к вам буду относиться по совести.Какое у нас было отношение с моим духовным отцом Батюшкой Варсонофием. Он скажет, бывало, сделайте так, о. Николай, и не приходилось ему повторять.С момента причастия до того, как запьет причастие, надо блюстись, чтобы не плюнуть, а о дальнейшем ничего нигде не сказано, но из благоговения стараются остерегаться плевать и целый день. На это нигде нет указаний и греховного здесь нет, а по благоговению стараются воздерживаться.17 октября Батюшка сказал:- Как хорошо бывать в церкви, слышать священные молитвы, песнопения, псалмы. Вот читала кафизму м. Л., а там: " Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне " . Не утаятся от Тебя мои помыслы, которые Ты сотворил так, что они (т. е. наши мысли) скрыты от всех. Какая глубина сокрыта в псаломских словах.Любил я монастырские утрени. Конечно, за чтецом не успеваешь все сообразить, но хоть какая-нибудь мысль западет, и то хорошо.19 октября. Воскресенье - Как все земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, сознавая свою немощь, свое недостоинство. Благодарить со смирением. Говорить надо твердо, если требует того дело (на мои слова " как мне это трудно " ).20 октября Был вопрос: как готовиться к смерти?- Надо думать так, что только этот день дан тебе, нельзя надеяться на завтрашний.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

Благовест Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “...не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней... Он, собственно, уже есть Богослужение” -говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше: в великие праздники - в праздничный колокол перед воскресными службами - в воскресный колокол. Звонарю, как следует из указаний “Типикона”, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. “Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания...” (“Типикон”, гл.1). Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия. Должность звонаря, как видим из указания, исполняет параекклесиарх - в современном варианте - пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином. Рекомендуется звонарю во время благовеста читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. “Та же восходя ударяет в великий ком-пан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю” (“Типикон”, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь это время уменьшилось (из-за того, что звон теперь несёт в себе более символический, нежели практический смысл) и составляет примерно 10 минут, в начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный (если удары слишком редки), или тревожный (в случае очень частых ударов).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон. Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином? За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы. Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной. Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы. «Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный. Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный». На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010