Как молиться в дни поминовения Значение 17-й кафизмы; как ее правильно читать. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. Частные родительские дни Значение 17-й кафизмы. В течение сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времена и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, ее читают сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы:» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»). Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение. Бог слышит и такую молитву. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. Поэтому не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по-церковнославянски и потом самим читать Псалтирь. В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит один 118-й псалом), называемую поминальной, а в богослужебных книгах – «Непорочны» (по слову, находящемуся в первом ее стихе: Блажени непорочный в путь, ходящий в законе Господни). У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу их из Египта. Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно 118-го. И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф. 26: 30 ). Стихом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, грядущий на страдание и смерть. Этот стих всегда поет Церковь при погребении умерших, а 17-ю кафизму читают в дни их особого поминовения. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из 118-го псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

21. Страстная седмица. Великая Суббота. Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии. Полунощницу «поем в келлиях, и глаголем кафизму 9-ю» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера», 2-е «зри»). По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». По 2-м Трисвятом – кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый...» (см на утрене Великой Субботы). «Господи, помилуй» (12), и отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится). Примечание. По Уставу, утреня Великой Субботы начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около 1-го часа ночи (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). Начало утрени обычное (с «Царю Небесный...»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы .) Ектения великая. Примечание. В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне. На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Егда снизшел еси...», «И ныне» – ин тропарь, глас тот же: «Мироносицам женам...». Примечание. «Посем настоятель свещы раздает братии: и начинаем пети непорочны со сладкопением. Такожде по стиху. И похвалы возглашает певец, во глас 5-й... Тогда настоятель кадит церковь всю, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу окрест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы .

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

Празднование пятидесятилетней годовщины Московского Никольского Единоверческого монастыря Война помешала совершить юбилейный праздник Никольского Единоверческого монастыря в объеме, первоначально предполагавшемся и требовавшемся историческою ролью, значимостью и положением монастыря. Но, и при наличности подобных непреодолимых препон, обитель целых 4 дня посвятила молитвенными прошениям и благодарениям за 50 протекших лет своей жизни. Совпадение 16 мая 1866 г., когда произошло открытие монастыря, с Духовым днем, а 16 мая 1916 г., хотя также с понедельником, однако самым обычным, совершенно естественно, считаясь с рядом условий, указало временем, а тем более хронологическим центром, и для юбилейных торжеств не 16 число мая, но именно день Св. Духа. Принятое, в таких случаях, поминовение почивших само собою, следовательно, отодвигалось на пятницу и субботу пред Троициным днем. В 7 ч. в. пятницы (27 мая) была совершена очередными священнослужителями в главном монастырском храме заупокойная утреня. На 17 кафизму, по 6 песни канона и в конце утрени, на средину храма, выходил соборне о. Настоятель монастыря. Особливое поминовение совершалось по Императоре Александре II, Державной волей которого был основан монастырь; – Наследник Цесаревич Николай Александрович, в честь которого, как посетившего за 10 лет до возникновения обители ее храмы и умершего почти накануне (12 апреля 1865 г.) этого последнего, монастырь получил наименование Никольского 1 ; Митрополите Московском Филарете, (Дроздов), в виде Никольского монастыря осуществившем, при первой возможности (присоединение к Св. Церкви 23 июня и 21 июля 1865 г., а также, в ближайшее, к этим числам, время, нескольких иноков – виднейших членов Белокриницкой епархии 2 , свое давнее желание устроить в Москве мужской единоверческий монастырь; – Архиепископ Леонид (Краснопевков) , подъявшем, в бытность викарием Московским, на себя, ради преклонного возраста и недугов Святителя Филарета, труд открытия обители; – Боярине Димитрии (Толстом), тогдашнем ОберПрокуроре Св. Синода, принимавшем, полустолетие назад, в воспоминаемом событии самое деятельное участие; – Алексее и Михаиле (Хлудовых), подаривших и украсивших монастырь, помимо всего прочего, целым учреждением (так называемой, Хлудовской Библиотекой рукописей и старопечатных книг); – настоятелям; – братии, не исключая послушников, закончившей свою жизнь в стенах этого монастыря, и всем, вообще, создателям, начальствовавшим, благодеявшим, служившим, учившим, учившимся 3 , трудившимся и подвизавшимся в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 50. Значение Псалтири Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем рассматривать частности Вечернего богослужения. Итак, после Мирной ектеньи для монашествующих Устав (17 гл.) назначает псалмопение в виде кафизм, распределяя их по дням и службам. Скажем, одна кафизма читается на вечерне, 2–3 на утрени. Началом чтения является воскресная вечерня, на которой положено читать первую кафизму. Соответственно вторая и третья кафизмы читаются на воскресной утрене и т.д. по порядку так, чтобы вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм была прочитана полностью в течение одной седмицы. Великим Постом Псалтирь прочитывается дважды с назначением чтения кафизм и на других службах суточного круга – в частности, на часах. Если вы читаете кафизмы не каждый день, а лишь иногда, то я советую вам читать их по своему порядку так, чтобы ваша Псалтирь прочитывалась не за неделю, а скажем, за месяц. Но даже если вы вообще не будет исполнять устав о кафизмах, псалмы на вечернем богослужении вам все-равно придется читать в виде так называемых возвашных псалмов (140, 141, 129 и 116 пс.), потому что Псалтирь Церковь использует во всех видах своего богослужения, придавая тем самым ей ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Какое? — Давайте разберем. Если вы помните, на 26 занятии, после обсуждения того, что и как читать за умерших, я давал вам домашнее задание исследовать Псалтирь с точки зрения ее назидательной функции, обещая разговор о ней и с этой стороны. И сегодня я исполню это обещание. В составе Библии Псалтирь входит в категорию учительных книг. По слову св. Василия Великого , «она есть общая сокровищница добрых учений». Чему же учит Псалтирь? – Добродетелям. Из нее познается «величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, мера терпения и всякое из благ, какое не наименуешь», — говорит тот же св. Отец. И неслучайно на Руси детей обучали грамоте по Псалтири, ибо изучая буквенный алфавит, ребенок усваивал параллельно и азы добродетельной жизни. Многие фразы из Псалтири вошли в пословицы и поговорки (например, пословица «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» является упрощённым переложением 16 стиха 7 псалма: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил»…

http://azbyka.ru/video/50-znachenie-psal...

Разделы портала «Азбука веры» В 2018 году мой свёкр умер. Когда он ещё был жив, мы спрашивали его крещёный он или нет? Он ответил, что незнает, возможно в раннем детстве его родители покрестили, а может и нет. В церкви хотели заказать отпевание по смерти свёкра, но нам ответили, что нельзя. Мне не даёт покоя этот вопрос, может как то можно отпеть усопшего? Благодарю за ответ. Похожие вопросы 5 Ответов Отпевание должно совершаться в отношении членов Церкви, это подтверждает и текст его молитв “со святыми упокой”, “чадо мое духовное”. Если человек не знал крещён ли он, то даже если крещён, то, увы, относился к отпавшим . Поддерживаю то, что написал Кирилл. То, что человек был крещен или не крещён — это вообще не так важно по сравнению с тем, стал ли он практикующим христианином по жизни и умер ли он в покаянии и с верой в Спасителя. Отпевание отличается от любой другой молитвы, например, чтения Псалтири, канона, или просто поминовения усопшего Иисусовой молитвой только тем, что отпевание обычно совершается в храме и священником и от имени Церкви. А по содержанию это те же псалмы, Евангелие и канон. Но ведь главное — сама молитва, обращение к Богу и степень любви к усопшему и усилие, которое человек прилагает. В этом смысле у Вас, знавшего усопшего лично, может к нему быть даже больше любовь, чем у священника, который его не знал. И еще действеннее, если вас несколько родственников сразу соберется вместе. Поэтому, по-моему, лучше не переживать, что нет возможности отпеть, а всем собраться вместе и те же 30 минут или час, что длится отпевание, почитать совместно (т.е. по очереди) Псалтирь, это будет 2–4 кафизмы на 30–60 минут, с поминовением усопшего на “Славах”. Или взять только 17 кафизму, она как раз читается на отпевании, и прочитать только ее 2–4 раза. А еще лучше, раз Вам так дорог усопший, молиться так о нем регулярно. Псалтирь можно читать и о некрещенном. Премного Вам благодарна за развёрнутый и понятный ответ. Спаси Вас ГОСПОДИ. Увы, если человек за всю свою жизнь не озаботился вопросами веры и не был членом Церкви, то в его отпевании не видится никакого смысла. Вы можете сами молиться о том, чтобы Бог был милостив в свекру и простил ему грехи.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-zakaza...

Разделы портала «Азбука веры» Статия (греч. στσις — стояние), или «слава» — одна из трёх частей, на которые делится каждая из 20 частей ( кафизм ) Псалтири . Этимология понятия Статия (от греч. στσις — стояние, неподвижность, положение), или иначе «слава» — одна из трёх частей, на которые делится каждая из 20 частей (кафизм) византийской богослужебной Псалтири. Существует и иное этимологическое объяснение, согласно которому слово «статия» значит: «глава» или «подраздел». Понятие «статия» при первом варианте перевода противоположно по смыслу понятию «кафизма» (греч. κθισμα – сидение, от греч. глагола κθημαι – сидеть), что становится заметно и по современной практике исполнения кафизм, когда участники богослужения встают во время небольших славословий, разделяющих кафизму, но при исполнении самих кафизм сидят. Богослужебная Псалтирь насчитывает 20 кафизм, каждая из которых состоит из трех слав, то есть 3 статий (как правило, это два-три псалма в одной статии, однако, в некоторых случаях может быть и один, например, вторая статия 12-ой кафизмы). А в случае с 17-ой кафизмой на статии разделяется один 118-ой псалом. Употребление понятия в современной богослужебной практике Русской Православной Церкви В современном богослужении Русской Православной Церкви понятия «слава» и «статия» (в некоторых случаях можно встретить употребление понятия с ударением на вторую гласную с конца) относительно исполнения богослужебной Псалтири смешиваются. Таким образом, понятие «слава»/«статия» может означать и отдел кафизмы, и само промежуточное песнопение между славами-статиями: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. История понятия М. Скабалланович в своем труде «Толковый Типикон» описывает возникновение традиции сидения при чтении псалмов (откуда, собственно, и происходит понятие «кафизма») 1 .

http://azbyka.ru/statija

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святая Гора, земные ангелы, небесные люди 06.10.2013 На Афоне отшельники пытаются воссоздать древнюю историческую кафизму и начали строительство храма прп. Симеона Нового Богослова. Келья прп. Симеона Нового Богослова, находится в живописном месте, на северном берегу Афона, где подвизались старец Тихон Русский и старец Паисий Святогорец. 04.10.2013 Старецъ разсказывалъ, что однажды онъ видлъ въ сильномъ гнв и и убоялся за себя, такъ какъ и самъ иногда раздражался и положилъ побдить въ себ гнвъ. Это и послужило для него похать на Аонъ, найти тамъ себ строгаго старца, который помогъ бы ему избавиться отъ гнва. На Аонъ онъ въ 1901-омъ году и поступилъ въ Русскую общежительную Обитель свят. Николая — «Блозерку» 13.09.2013 Перепечатываем здесь одну статью из National Geographic и публикуем их замечательную фотографию. Кого только на Афоне не встретишь! Даже National Geographic старается изучить местную жизнь как неповторимое чудо. - Святая Гора Афон 03.07.2013 Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я должен преуспеть (катаферо) в молитве, я достигну ее». Потому что, ставя молитву как цель, мы приходим к эгоизму и гордости. 25.06.2013 Отец Иероним был как отцу Макарию, так и всей братии и духов­ником, и старцем наставником. После его смерти старцем над все­ми преемственно стал отец Макарий. Спасение во многом совете (Притч. И, 14), — часто повторял, по примеру святых отцов, старец Иероним. 18.06.2013 Фигура твоя невысокой была, Но смиреньем она возвышалась. А детская простота ума твоего Кладезем добрых мыслей была. И голос твой, хриплый слегка, Творил непрестанно молитву. Слова твои нескладны были, Но любви хватало на всех. Всего же превыше была Твоя любовь ко Христу и чистота Твоей души, что была подобна алмазу, О, старец Филарет, бывший как ребенок. 06.06.2013 Когда в один монастырь пришло новое братство молодых монахов, то первое, что они сделали, была покупка кастрюль-скороварок - чтобы высвободилось время на исполнение монашеского правила. И что же? Потом эти монахи часами просиживали без дела и вели разные разговоры...

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=44&pid=1...

Первые свидетельства об этом выходе можно находить в богослужебных памятниках XVI века. По Уставу монастыря Антония Сионского, после тропаря на „Бог Господь» пели 17 кафизму, во время которой игумен с другими священниками выходили на средину трапезы и становились пред иконою положения во гроб Христа Спасителя, лежащею на аналое (В это время обычай выносить Плащаницу только что начинал входить в практику. Плащаница выносилась после великого славословия на этой же утрени). Во время пения величания игумен кадил весь храм, после чего читали слово Георгия Никомидийского на Великий пяток (ркп. М. Синод, библ. 814 л. 260 об., из алтаря, а пред иконою: „Снятие со креста Господня тела и положение во гроб» (Требн. ркп. 26 в. М. Синод, библ. 310 л. 84−92). Этот последний памятник устанавливает связь настоящего обычая с подобным же обычаем Церкви Константинопольской, от которой бесспорно в XVI столетье он был позаимствован в нашу богослужебную практику. Данный памятник излагает настоящий обычай Константинопольской Церкви во всем сходно с описанным обычаем относительно этого в нашей Церкви. Говорит даже о том, что священники стояли пред иконою: „Уныние Господа нашего Иисуса Христа». Но указывает и разницу во времени совершения настоящего обряда у нас в России и в Константинополе. У нас „непорочны» поются после тропарей на „Бог Господь» и, следовательно, выход на средину храма совершаться должен в это время, тогда как на Востоке пение „непорочных» переносится на время после канона, следовательно, само собою понятно, и выход священников из алтаря был в это время. „Потребно есть ведати, замечает данный памятник о пении „непорочных» после канона, како поется надгробное в Цареградской соборной Церкви и по всему (по всем) митрополиям, занеже не поются „Блажени непорочны» и с припевы прежде кануна, но поются Сице народа ради после девятой песни и светильня» (ркп. XVI в. М. Синод, библ. 5. 310 л. 84−42). Пение „непорочных» после канона практикуется в Греческой Церкви и до настоящего времени. „По девятой песни, говорится в современном Типиконе церквей восточных, исходит патриарх из святого алтаря со святыми архиереями и поет похвалу: „Жизнь во гробе положился еси», кадя епитафы и вся люди. Святые же архиереи поют похвалы по ряду. Пришедшему же патриарху от (каждения), бывает малая ектения» (Типик, изд. Конст. К. Протопсал. стр. 292, 293). Вообще, нужно сказать, богослужение этого дня на востоке значительно разнится 4 от богослужения по нашему современному Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга известного миссионера и проповедника протоиерея Андрея Ткачева «О Боге и человеке (в вопросах и ответах)» . «Церковь», «Писание и молитва», «Мир и человек в нем» — таковы темы и рубрики новой книги, в основу которой положены ответы протоиерея Андрея на вопросы слушателей радио «Радонеж».      Из раздела «Церковь»: «Возникает вопрос: не страшно ли нам изменить календарь и слиться в общем восторге с теми, кто празднует Рождество вот так? Дело ведь не ограничится одним Рождеством. Плавно перетечет целый ряд их обычаев и обрядов, которые нам не очень-то нужны. А может быть, даже и совсем не нужны... Нам нужно сохранять некие барьеры и ограды, которые позволяют сохранить свое лицо и не растечься в этом растекающемся мире». «Обратитесь к Богу. От смерти — к жизни. От грязи — к свету. От низа — к верху. Обратитесь. И идите к Нему. Падаешь — вставай, дальше иди, это — самое главное. Не бухгалтерская книжка с подсчитанными грехами, а вектор движения важен в отношении к Богу». «Очень часто духовная жизнь человека проходит под знаком личных совершенствований… А надо, чтобы была жизнь Церкви, жизнь общины, и человек нашел себя в некой общине верующих людей, имел обязанности перед общиной, перед церковным организмом, чтобы он знал, что такое совместный труд, совместная молитва, совместное послушание, совместные труды и жертвы на общую пользу… Потому что Церковь — не собрание эгоистов, каждый из которых спасается в одиночку, Церковь — спасение коллективное, совместное, общинное. Мы же даже в молитве не говорим “Отче мой”, а “Отче наш”». Из раздела «Писание и молитва»: «Давайте возбудим в себе желание почаще прочитывать псалмы. В славянской ли редакции, в русском ли переводе, на иных языках. Книга псалмов имеет непреходящую ценность, не измерить ее никакими сокровищами». «17-я кафизма написана специфически. В еврейском языке двадцать две буквы, и кафизма составлена так, что состоит из двадцати двух частей, в каждой из которых по восемь стихов. Соответственно, каждые из восьми стихов начинаются с очередной буквы алфавита — восемь стихов на букву «алеф», восемь стихов на букву «бет», восемь стихов на букву «гимель» и так далее, двадцать два раза по восемь стихов. Получается сто семьдесят шесть стихов. Это не просто вдохновенная песнь, это искусно подобранные поучения из слова Божиего. Евреям заповедовалось учить 17-ю кафизму наизусть, чтобы по дороге в Иерусалим (а закон оговаривал трехкратное пребывание каждого мужчины в Иерусалиме в год) не болтали, а читали 118-й псалом. Это стосемидесятишестистиховое песнопение — пространный гимн заповедям Господним. Читайте эту кафизму, учите ее наизусть».

http://pravoslavie.ru/94356.html

О значении молитв за усопших, о родительских субботах и памяти смертной. Часть 2. 21.04.2021 11:42:02 Е. Смирнова – Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вас приветствует Елена Смирнова. Сегодня я предлагаю вам продолжение передачи «Память смертная». Эту передачу подготовил старейший клирик Казанского собора на Красной площади протодиакон Константин Лаптев. В первой передаче он рассказал нам о том, какие родительские субботы и почему служат в нашей Православной Церкви в течение года. Также объяснил структуру и содержание стихир, канонов и иных песнопений. Слушайте продолжение его рассказа. о. Константин – После совершения псалма или кафизмы, пения тропарей по Непорочных, потому что иногда сама кафизма 17-я называется Непорочной, а тропари как бы к ней прилагаются, у нас хотя часто опускают саму кафизму, мы эти тропари обычно всегда поем на заупокойных богослужениях, на панихидах, на отпеваниях. Потом полагается заупокойная ектения, то есть молитвенное воззвание об усопшем. И седален: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения их, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче». Мы молимся о прощении грехов, ибо только если грехи будут прощены, если покаяние будет истинным, и молитва Церкви, обращенная к милосердию Божию, будет сильна, человек получает разрешение, то есть прощение грехов, входит в Царствие Небесное. Далее поется канон, как и на всякой утрени. Канон, имеющий два вида тропарей. Одни тропари обращены к святым мученикам. Мы говорили, что тема святых мучеников очень близка теме заупокойной. Она показывает, что можно победить саму смерть во Христе, если смерти не бояться, но отдать жизнь за Бога, за Христа. Не обязательно даже принимать мучения, если нет гонений. Можно отдать жизнь за Христа каждодневной верностью Его заповедям, молитвой, понуждением себя к крестоношению. Принятие скорбей за Христа вменяется как подвиг, равнозначный мученическому. Поэтому шествие тесным, узким и прискорбным путем даже в спокойной жизни, когда нет гонений, подразумевается, когда мы молимся святым мученикам.

http://radonezh.ru/2021/04/21/o-znacheni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010