18:20). Оправдание – откровение Божие о воле Своей, о том, что надо делать человеку, чтобы он нашел милость в глазах Господних. Призрение сирот, погребение странников, раздача милостыни, хранение постных дней, чтение Писания, упражнение в страхе Божием, размышление о Господе, память о Господе утром и вечером – это всё вместе и есть оправдание Господне. Попутно замечу, что 118-й псалом, 17-я кафизма, это кафизма, написанная специфически, в еврейском языке есть 22 буквы, и кафизма составлена так, что она состоит из 22 частей, в каждой из которой по 8 стихов. Соответственно, каждые из восьми стихов начинаются с очередной буквы алфавита – восемь стихов на букву «алеф», восемь стихов на букву «бет», восемь стихов на букву «гимель» и так далее, 22 раза по 8 стихов. Получается 176 стихов. Это не просто вдохновенная песнь, это искусно подобранные поучения из Слова Божьего. Евреям заповедывалось учить ее наизусть для того чтобы по дороге в Иерусалим (а Закон оговаривал трехкратное пребывание каждого мужчины в Иерусалиме в год) не болтали, а читали 118 псалом. Это 176-стиховое песнопение является пространным гимном в честь заповедей Господних. Читайте эту кафизму, выучивайте ее наизусть. Вопрос. Можно мне не спросить, а просто сказать. Батюшка, я настолько бываю довольна, слушая ваши проповеди, и когда вы выступали, будучи на Украине, и сейчас, повторения могу слушать хоть сто раз. Читала ваши бесподобные книги. Я кланяюсь вам и Господа благодарю, что у нас есть такие замечательные проповедники. Спаси Господь вас всех.  О. Андрей. Да спасет Господь мою бедную душу за ваши добрые слова. Спасибо вам, дорогая сестра. Я надеюсь, что мы недаром трудимся. Хотя, как говорил Федор Иванович Тютчев: «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, — И  нам сочувствие дается, Как нам дается благодать». Неожиданно, как Дух Божий дышит, к нам приходит сочувствие от тех, кто слушает нас. Желаю всем вам завтра дойти Божьего храма, желаю, чтобы Господь прилагал всех спасаемых к Церкви, чтобы умножалось число людей, читающих Писание, любящих Господа, кающихся в грехах своих.

http://pravmir.ru/togda-otverze-im-um-ra...

По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму) , разделяя на две части (статии), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой…» и «Во век не забуду оправданий Твоих…» . Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь». Вторая статия 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя» . В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива будет душа моя…» и «Заблудих, яко овча погибшее…». Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик…», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» . Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче» , «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму) , разделяя на две части (статии), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой…» и «Во век не забуду оправданий Твоих…» . Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь». Вторая статия 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя» . В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива будет душа моя…» и «Заблудих, яко овча погибшее…». Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик...», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» . Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче» , «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-19/

И вспомнил, что надо обязательно читать 17-ю кафизму. А как? Лежит на столике у икон, сам же привёз, толстенная Псалтирь. Может, разберу буквы, шрифт крупный. Нет, в глазах сумерки. Но вообще, думаю, хорошо не знать ни дня, ни числа. Солнце в зените, вот и всё. Что ещё? Идёт к западу. Успеть бы ещё что-то поделать. В доме воевал с мошками. Сколько же вас! Даже на блокнот десантируют, пачкают белую страницу. Лежал. Было состояние какого-то равнодушия. Подумал: разве это плохо - ровная душа? Повыше сделал подушки, лучше глядеть в окно. Глядел на небо. Облака белые, как стерильная вата. Да, это нормальное сравнение. Медицинская вата, которой собирают кровь с раны. И эти облака, которые кровянятся, будто впитывают на закате кровь с раненой земли. Насыщаются ею и уходят в ночь отстирываться. Думал: надо встать и эту мысль записать, пусть и простенькая. Ведь пропадёт, если не встать и не записать. И подняла меня профессия с постели и усадила за стол. Вроде получше вижу. А вот уши - похлопал в ладоши - в отпуске. Мошки дрейфуют с потолка на окно. На потолке уже три паука. Ленивые, ясно, что обожрались. Исаак Сирин даже блох жалел. Честно записываю: если и есть в мире дурак, то он перед вами. Это я. Доказательство? Я вспомнил, что здесь есть канистра бензина. Отлил из неё в глубокую миску, принёс к костру и... выплеснул. Взрыв был такой, что меня сшибло с ног. И как ни был глух, взрыв услышал. Зеркала нет, а то бы увидел, в чём уверен, что мне брови и ресницы опалило. Конечно, костру стало повеселей от такой моей гуманитарной помощи. В доме умылся, проморгался, помазался освящённым маслицем. Вижу. И тут моя новая догадка - слепнуть стал от сияния солнца и глядения на огонь костра. А теперь зрение восстанавливается. Какой-то зверь заскулил за дверью. Услышал! Скребётся кто-то. Взял в руки топорик, открываю. Собачка. Милая, да как ты здесь? Заходи, заходи. У тебя поста нет, накормлю. Рыженькая собачка, такая ласковая. Скулит, у ног трётся. Может, она и вернула мне слух. - Ах ты, красавица!

http://pravoslavie.ru/111935.html

Сам проект профессора Тураева довольно кардинально пересматривает весь строй богослужения в соответствии с другими версиями Устава, в частности греческим и румынским, а также в ряде случаев автор ссылается на Студийский Устав, некоторые добавления исходят из собственных предположений. Утреню он настаивает служить с утра, если не служится всенощное бдение, начиная возгласом «Слава Святей...», с опущением 19-го и 20-го псалмов и примыкающих к ним, «вместо кафизмы за единицу деления может быть принята Слава. Выделив первый антифон 1-й кафизмы для навечерий воскресных и праздничных дней, 17-ю кафизму – для утра к субботе, 18-ю – для вечерен с понедельника по пятницу – 3 псалма ежедневно, остальную часть Псалтири можно вычитывать по Славе или по две Славы на утренях в последовательном порядке. На утренях великих праздников можно рядовую Славу заменять особыми праздничными псалмами» 564 (ссылаясь на греческие практики), также предлагается опускать те псалмы, которые входят в неизменяемый суточный круг богослужения, седальны петь хотя бы по одному, в Великий пост количество Слав должно увеличивать до 4–5. «На бдении с литией можно опускать на вечерне сугубую ектению, на утрене вместо молитвы Спаси, Боже, люди Твоя можно ограничиться её концом: Молим Тя» 565 . Если же бдение не совершается, то служить воскресную полунощницу. После славословия сразу начинать Литургию, опуская две ектении и часы (также ссылаясь на греческие практики), часы же предлагается в таком случае вычитывать перед поздней Литургией, причём 1-й час как дневная служба не должен читаться с вечера и опускается после всенощного бдения. На Литургии строго соблюдать 21-ю главу Типикона «О еже когда глаголются изобразительны и когда антифоны», также соблюдать порядок пения тропарей и апостольских и евангельских чтений. «...Поминовение усопших на ектеньях допустимо только в будние дни и за ранними Литургиями в воскресные, причём его необходимо перенести на конец Литургии: после Благословение Господне на вас – тропари Со духи праведных, и произносить заупокойную ектению. Повсеместно в конце Литургии или после неё следует раздавать антидор при пении или чтении 33-го псалма» 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    непот. р. Е.    Святой Ангел Хранитель да сохранит нас! Покровительствуй нас, Матерь Божия!     Августа 8-го, 1826 года 90. К М.П. Колычевой    Едино на потребу:    Гореть духом к небу,    О земных же не радеть.    Ради Господа — терпеть! 102. К М.П. Колычевой    Слуху моему даси радость и веселие! Покой наш в покоющем нас Спасителе Господе. Если хочет Всемогущий, может внезапно изменить неприятности в благоприятности, оскорбления в примирительную радость и упорство в благопокорство. Я говорю о N. N. Ежели мы не колеблемся сами в уповании нашем на милость Божью, то откуда нам смеет появиться посрамление? Сказано, уповающие на Господа не посрамятся. Разве терпения не достает? При таком прошении великой милости Божьей нам, как единодушным просителям, нужно пребывать в посте и молитвах и быть уединенными, покуда получим просимое. Или вы уже оставили ту едино мысленную молитву, которая духом веры произнесена была нами? Крепость наша о Господе! Пусть я слаб и немощен, и ничего не могу с собою сделать: тем будет явнее, что в немощи сила Божья совершается, да прославится Сам Тот, Иже прославляет немощь нашу во спасение, — Господь Иисус Хри-стос. Стремление наше к Единому Господу! Но сколько умных голов сообщают вам свои мысли, кто что, и каждый по нраву сердца своего представляется вам с любезными своими выражениями!    Покойтесь сердцем в Господе Иисусе Христе! Покрой, не-бесная Царица Матерь Божья, и соблюди от разных развлечений рабу Твою. Владычице! не оставь ее Твоим покровительством; она скорбит. Если один созидает, а другой разоряет нетерпением, какая польза? Утешь меня, возлюбленная сестра о Господе, прочти теперь 17-ю кафизму — узришь свет в душе твоей. Ради Христа, неотложно прошу.     Января 16-го 1827 г. 109. Марии Петровне Колычевой     Ныне нам удобнее размышлять о прошлом приключении и постоянно выводить причины, от какой и что произошло. Первою причиною бывает мысль наносная, или внезапная; а там последующее слово от сердца — и так самим можно находить главные причины действий и быть во всегдашней осторожности. Но когда вы заняты чтением Священного Писания и молитвою, тогда неотступно остерегает вас Ангел Хранитель, воле же вашей не препятствует.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не должно ли это ужасать душу, не обращающуюся ко Господу? Сладость плотская и покой телесный очень помрачают расслабленную душу и утомляют ее до бесчув-ствия, так что она делается мертвою и не сдвижется ни на какое доброе дело, ни на славосло-вие Божие, ни на молитву. Душа мертвая пробуждается страхом Божиим, или озлоблением от нечаянно находящей неприязни, или скорбями и болезнями, которыми душа очищается, как золото огнем. Тогда бывает она светла и радостна, когда работает Господу Богу своему в веселии сердца своего, с надеждою и упованием на милость и благость Божию.    Не унываете ли вы, возлюбленная сестра моя о Господе? Прочтите канон Божией Матери и 17-ю кафизму — и отойдет уныние; если же сего не можете от расслабления души, то хотя 24 краткие молитвы Златоустовы: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук» и прочие до конца. А когда и этого не можете, то хотя одну молитву святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с поклонами, как молятся в Великий пост, и потом творите молитву Иисусову в сердце своем мыслью и делайте что можете: вяжите чулок или шнурочек — и бежит от вас уныние, и негрустно вам будет. А когда веселы, тогда пойте Псалтирь и читайте книги.     18 ноября 1832 года 337. К П.И.А.    Вы плачете, что очень прискорбен путь, пока не достигнем вечного утешения. Посмотрите, и Господь наш Иисус Христос с самого младенчества Своего шел путем прискорбным ради нашего спасения, дабы и мы шли сим путем, а не пространным, по которому мир сей гуляет, смеется и играет по желанию сердца своего. Горе смеющимся ныне в многобедственном житии сем! Они возрыдают там, где плачущие ныне ради спасения своего возрадуются и ублажатся вечно. Потерпим здесь; Иисус Христос путь наш: буди нам усердное желание идти по Нем! 348. К П.И.А.    Скажу вам о себе: у меня заболел зуб, и столь больно, что вся голова моя трогалась, все чувства страдали от маленькой такой вещи. Пользуясь сею болезнью, по малодушию моему нестерпимою, я помышлял об огне геенском и муке вечной. Увы! горе грешникам, здесь не покаявшимся, когда будут по суду Божию отосланы вечно мучиться! Лучше бы здесь сто лет всякие казни претерпевать и гореть в жесточайшем огне, нежели быть ввергнутыми в геенну! Здесь, сколько ни мучимся, однако будет мучениям конец; но там грешники вечно и без конца навсегда будут мучиться. Как Тебе угодно, здесь накажи, Господи, и даруй к понесению благодарное терпение; но там, в вечности Твоей, помилуй и не лиши нас небесных Твоих благ. Просвети на нас лице Твое — и спасемся: благословен еси, Господи! Возжаждавшим спасения Твоего помози утверждением Твоим пребывати здесь в заповеди Твоей и не попусти нам уклонятися от Тебе в неистовства суетные и ложные, но всегда и мыслити, и ходити в истине словес Твоих укрепи. Слава Богу! Ныне есть мне об-легчение от лютой боли; за все благодарение Господу!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как поминать усопшего в течение первого года? 2 мин., 11.11.2015 Вопрос читателя: Какие молитвы нужно читать за 1 месяц до годины? Спасибо! Ответ: Молитвы - это последнее доступное живым деятельное проявление любви к усопшему. Поминовение особенно нужно новопреставленным, то есть недавно умершим, в течение первых сорока дней, когда определяется их посмертная участь. Но и после этого молитвы не теряют своей актуальности. Закончивший свой земной путь человек уже ничего не может изменить и исправить, не может покаяться, только живые могут продолжать обращаться к Господу с просьбой о милости к усопшему и прощении его нераскаянных грехов. Покойных родных и друзей поминают в ежедневной личной молитве. В молитвословах есть тексты прошений об усопших, подходящие для разных жизненных ситуаций, но обращаться к Богу можно и своими словами. За крещеного подают записки с его именем в храме, чтобы священник помолился на Литургии, заказывают панихиды.  Помимо этого можно самостоятельно читать дома Канон за единоумершего (то есть одного умершего) человека. Обычно его читают за того, кто скончался недавно, а также в памятные дни или когда чувствуют особую потребность вспомнить своего покойного близкого (не важно, в день ли его рождения, смерти, за месяц до годовщины или в любое другое время). Кроме того, поминать усопшего принято читая Псалтирь. Можно читать разные кафизмы (разделы Псалтири), сопровождая их заупокойной молитвой, или читать 17-ую (поминальную) кафизму.  Ещё один способ поминовения - добрые дела и милостыня, совершаемые во имя усопшего. Что касается поминок, то нет ничего плохого в том, чтобы собраться с родственниками и друзьями умершего за столом, вспомнить его добрым словом, а перед этим вместе помолиться. Не стоит только устраивать застолье на кладбище. На могилу можно пригласить священника или же самим мирским чином совершить там заупокойную литию (краткую панихиду). Не стоит также усиленно поминать выпивкой, 

http://foma.ru/kak-pominat-usopshego-v-t...

Припев. См. пример 17. По тональному построению припев отличается в начале от тонального построения мелодии стихов: оно начинается фригийским трихордом ми – фа – соль , модулирует в рядом лежащий высший ионийский трихорд фа – соль – ля и затем опускается в ту же область, что и мелодия стихов, также модулируя из трихорда в трихорд. Припев 5-ой кафизмы вариирован настолько значительно, что необходимо привести этот припев отдельно (пример 18). Кафизма 1-я. Как мы говорили в начале нашей статьи, кафизма 1-я стоит по напеву особняком от напевов A и B; напев ея – всех её трех слав (антифонов) – не повторяется в других кафизмах. Также и исполнение первой кафизмы имеет свои литургическия особенности. Как известно, эта кафизма целиком исполняется только на субботней великой вечерне, т. е. на вечерне праздничного характера, относящейся к воскресенью. При этом славы её отделяются друг от друга малыми ектениями, (тогда как прочия кафизмы не имеют малых ектений между славами, а ектения бывает по окончании всей кафизмы). Кроме того, первая слава 1-й кафизмы полагается на всех великих вечернях праздничного характера , независимо от дня, в который бы праздник ни пришелся. Таким образом, первая слава (антифон) первой кафизмы может выходить из седмичного псалтирного цикла и получает тогда значение самостоятельное. Все эти обстоятельства обуславливают особый напевный характер стихов псалмов, составляющих эту кафизму, особенно первой её славы. Первая слава. Как на особенность мелодической системы первой славы 1-й кафизмы, отличающую ее от других слав той же кафизмы и от кафизм по напевам A и B, следует указать на наличие двух основных напевов внутри этой славы: 1) Напев первого стиха псалма 1, служащий запевом всего антифона и не повторяющийся в точности в напеве других стихов, с припевом «Аллилуия» , тоже не повторяющимся при последующих стихах; 2) Напев последующих стихов, с припевом «Аллилуия» – другой мелодии, чем при запевном стихе. Запевный стих. См. пример 19. Напев мелизматического строения, исполняется головщиком правого клироса; припев «Аллилуия» вместе со стихом: «Блажен муж» , (начало стиха) составляет одну мелодическую строку, построенную на тетрахорде до – фа , но со слова «муж» переходящую в трихорд A и остающуюся в его пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму) , разделяя на две части (статии), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой...» и «Во век не забуду оправданий Твоих...» . Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь». Вторая статия 17-й кафизмы: «Твой есмь аз...» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя» . В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива будет душа моя...» и «Заблудих, яко овча погибшее...». Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик...», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» . Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов...». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче» , «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый...». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголется.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010