Петру Юрьевичу Бестужеву-Рюмину, от которого деревня перешла к его детям стольникам Ивану, Степану, Семену и Дмитрию. При детях Петра Юрьевича Бестужева-Рюмина Иване, Степане, Семёне и Дмитрии в Дарьине была построена православная церковь во имя святителя Николая. Дарьино стало селом. Возведение храма началось в 1698 г. после того, как было получено на то соответствующее благословение священноначалия. Строительный материал доставлялся из окрестных лесов, а финансирование осуществлялось за счет средств помещиков. Уже в следующем году в западной части села на возвышенном месте красовалась церковь во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских – одного из самых почитаемых на Руси святого. Храм был деревянный, на кирпичном основании, с такой же колокольней. Один из двух приделов был сооружен в честь святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия. По церкви село стало именоваться Дарьиным, Никольским тож. Известны клирики храма: священник Иоанн Кириллов (1704-1709 г. г.), священник Иосиф (1719 г.), священник Иоанн Иванов (1720 г.) После постройки в середине XVIII века Троицкого храма в Назарьево Никольский храм сделался, очевидно, к нему приписным, богослужения стали совершаться настоятелем Троицкого храма. Судя по описанию 1704 г., село принадлежало Ивану Петровичу Бестужеву-Рюмину. В нем находился двор вотчинников и два крестьянских двора, где жило 14 человек. В 1711 г. оно, после раздела с Семеном и Дмитрием Петровичами Бестужевыми-Рюминами, было владением вдовы Степана Петровича Евфросиньи Селиверстовны Бестужевой-Рюминой с детьми Иваном и Алексеем Степановичами. По документу 1786 г. за гвардии прапорщиком Андреем Алексеевичем Бестужевым-Рюминым в селе Никольском, Дарьине тож, и сельце Ащерине значилось 74 ревизских души. В конце XVIII в. Никольское-Дарьино принадлежало корнету Степану Алексеевичу Бестужеву-Рюмину. В селе находились одноэтажный господский деревянный дом, при котором был разбит сад с плодовыми деревьями, и 12 крестьянских дворов, где проживал 121 человек.

http://sobory.ru/article/?object=07295

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР († после 1704, Воронеж), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря (1700 (?) - 1704), церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме. Сведений о происхождении и ранних этапах биографии Н. нет. По данным архим. Леонида (Кавелина) , Н. был одним из «белорусских отроков», отданных на воспитание царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (Минову) после Польского похода 1654 г. Др. таким «отроком» был архим. Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря Герман († 1682), к-рому Н. впосл. посвятил стихотворную надпись на надгробии. Вероятно, Н. прибыл в Россию, имея некоторое образование, о чем свидетельствуют сохранившиеся его подписи лат. буквами (Nikanor) (Устав. 1875. С. 78). Духовная карьера Н. связана с Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . Он был воспитанником и учеником патриарха Никона, к-рый постриг его в монашество. В 1667 г. Н. заведовал монастырским книгохранилищем, затем был назначен строителем московского Илиинского подворья Новоиерусалимского мон-ря, а в 1674 г.- строителем Галилейской пуст. на оз. Велье ( Дорошенко. 2009. С. 133). Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Н., вероятно, был монастырским уставщиком: как очевидец он рассказывает о посещении царем Феодором Алексеевичем мон-ря 5 сент. 1678 г. ( Позднеев. 1961. С. 422). 17 янв. 1686 г. из монастырских казначеев Н. был поставлен архимандритом Новоиерусалимского мон-ря. Период игуменства (1686-1698) Н. пришелся на время возобновления интереса к Воскресенскому мон-рю со стороны царского двора. По просьбе Н. в марте 1686 г. обитель получила царскую «вечную утвержденную» жалованную грамоту на все ее вотчины и угодья, «дабы та святая обитель в православии и в благочестии и в изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 638-648). Особое покровительство обители оказывала царевна Татьяна Михайловна, ее попечением были построены и обновлены неск. церквей, на освящении к-рых она присутствовала: Богоявления Господня (1690), Рождества Христова (освящена в 1692 патриархом Адрианом , строительство велось в 1686-1692) и др. В 80-90-х гг. XVII в. в монастыре нередко бывали цари Феодор Алексеевич, Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич , царицы Наталья Кирилловна, Прасковья Феодоровна.

http://pravenc.ru/text/2565300.html

После князя И.А. Воротынского селом Чашниковым в 1680 г. владела его вдова Наталья Львовна, а от нее перешло к ее дочери княгине Настасье Ивановне, жене князя П.А. Голицына, у которого оно в 1698 г. отписано на великого государя и причислено к дворцовому ведомству. В 1704 г. село Чашниково принадлежало их родной тетке Анне Львовне, жене Г.Н. Собакина, в это время в селе находился двор вотчинников, двор приказчика, дворы конюшенный и скотный, в них 11 человек, и 26 дворов крестьянских, в них 106 человек. В 1704 г. в селе Чашникове была переделана церковь вновь и 3 декабря 1705 г. выдан антиминс по благословенной грамоте в Московский уезд, в село Чашниково, в новопостроенную церковь во имя Николая Чудотворца, церкви Воскресения Христова приделу Казанской Богородицы поп Андрей взял антиминс и расписался». По смерти А.Л. Собакиной ее сын Михаил Григорьевич в 1747 г. село Чашниково с находившеюся в нем каменною церковью во имя Николая Чудотворца продал родному внуку Александру Григорьевичу Собакину, а у него оно было куплено его родною бабкою вдовою Прасковьей Никифоровной и за ней в 1751 г. утверждено отказную книгою. В 1756 г. село принадлежало двоюродному ее племяннику Михаилу Ивановичу Собакину. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Имение «Чашниково», от большого усадебного ансамбля которого на сегодня сохранились лишь каменный конный двор, богато украшенный колоннами, деревянный флигель, остатки липового парка и заросший пруд, было основано в конце XVII века дворянским родом Собакиных. Название усадьбе дала фамилия бояр Чашниковых, выходцев из древнего Новгорода. В XV веке новгородцы хотели присоединиться к Литовскому княжеству, но великий князь Московский Иван III не мог этого допустить. И тогда по его указу тысячи новгородских семей были выселены в Московское княжество, а на их место были переселены семьи москвичей. Среди выселенных новгородцев были и бояре Чашниковы, крупные ростовщики и землевладельцы.

http://sobory.ru/article/?object=29969

2 . Великая старица инокиня Марфа Иоанновна, мать царя Михаила Феодоровича, дала вкладу 30 рублев. 3 . Царь Алексей Михайлович «пожаловал книгу, глаголемую Евангелие напрестольное. Дана книга из приказу большого дворца лета 7162 (1654) г. декабря в 21 день, при игумене Феодосие с братиею». 4 . Царица Марфа Матвеевна, супруга царя Феодора Алексеевича, изволила дать в 1704 году 100 руб. 32 . 5 . Касимовского царевича Никифора Васильевича жена, княгиня Анна Григорьевна 33 , дала вкладу (1679) по муже своем ризы золотой парчи по красной земле. На опречье четвероконечный крест и над крестом корона низаны жемчугом. 6 . Апраксины Конон, Петр, Адриан и Никита Никитичи, на построение трапезной церкви с двумя приделами, пожертвовали (1630) – 700 руб., Феодор Никитич «приложил (1632) Евангелие напрестольное (в плисовом переплете, без выходного листа) в новую придельную церковь святого священно-мученика Корнилия сотника, по сыне своем Корнилии и по своих родителях «в вечной поминок». Другое Евангелие, печатанное в 1627 году и обложенное красным бархатом, дано им в придел св. мученика Конона градаря и преподобно-мученика Конона, иже во Ассирии. Бояре Петр, Феодор и Андрей Матвеевичи внесли в разные годы (1698 и 1704) – 250 руб.; кроме того Петр Матвеевич дал ризы золотого штофа с травами серебряными из разных шелков. На ризах множество дорогих каменьев, оплечье по черному бархату низано жемчугом. 7 . Князья Пронские. Петр Иванович пожертвовал (1649) в Покровскую церковь , построенную вероятно при его же благотворительном участии, Евангелие повседневное с толком (толковое), письменное, да на постройку задних каменных ворот 100 руб. Сын его, князь Иван Петрович, в Покровскую же церковь пожаловал (1678) серебряный позолоченный потир со всеми к нему принадлежностями, а в следующем году Евангелие напрестольное печатаное, обложенное красным рытым бархатом, по отце своем «иноке скимнике Павле», и по брате своем боярине князе Михаиле Петровиче, в иночестве схимнике Михаиле, по себе и жене своей. На монастыре сооружена им «келлия двойня с сеньми, цена 20 рублев».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

По справке с записною книгою, что св. патриарха у крестовых иеромонахов отпуску антиминсов, написано: «1693 года ноября 14 дня, даны два антиминса в Московский уезд, в новопостроенную церковь Рождества Христова, да в придел пророка Илии, а взял антиминсы той же церкви поп Иоанн. И в нынешнем 1698 г. августа во 2 день, по указу патриарха и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, велено: с той новопостроенной церкви данные деньги взять с прошлого 1694 по 1698 гг., всего за 5 лет по 17 алтын, заезда гривна на год и внесть ту новопостроенную церковь в приходную книгу жилых церквей. 5 августа те деньги 3 руб. 10 денег взяты, платил той же церкви поп Иоанн». В тех же приходных книгах за 1694 – 1739 гг. писано: «церковь Рождества Христова, да в приделе Илии пророка в вотчине стольника Сергея Ивановича Милославского, в селе Варварине, дани 17 алтын, заезда гривна». В 1704 г. в селе Варварине церковь каменная. Варварино, по писцовым книгам 1627 – 28 гг., деревня на речке Варварке, Московского уезда, Замыцкой волости, вотчина за Пантелеем, Степаном и Константином Михайловичами Чириковыми, в деревне 2 двора крестьянских и двор бобыльский; владеют Чириковы тою деревнею по купчей 1588 г., что отец их Михаил Иванович Чириков купил у Авдотьи Ивановны Волчичевой, жены Ивана Чирикова». В 1646 г. деревнею владели Степан Михайлович и его племянник Алексей Пантелеевич Чириковы; в 1678 г. – боярин Иван Богданович Милославский, при этом владельце Варварино было обращено в сельцо. После боярина И. Б. Милославского и его жены Дарьи Прохоровны этим селом владел в 1686 г. их сын Сергей. В 1692 г. в сельце Варварине построена каменная церковь во имя Рождества, отчего сельцо и стало называться селом, по церкви Рождественским, Варварино тож, которым владел в 1708 г. Михаил Сергеевич Милославский. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=06472

Приделы, трапезная и колокольня пристроены уже в конце 17 века. Некогда собор был украшен фресками, среди которых имелось прижизненное изображение Бориса Фёдоровича Годунова. При первых Романовых Донской монастырь, как " годуновский " , благосклонностью царей не пользовался и в 1650 году был даже лишён самостоятельности и приписан к Андреевскому монастырю. Но при царевне Софье Алексеевне (1657-1704), в конце 17 века, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. В 1684-1698 годах на его территории возвели огромный " Новый " , или " Большой " , собор, также во имя Донской иконы Богоматери. Он строился на средства царевны Екатерины Алексеевны (1658-1718), сестры Петра I Алексеевича (1672-1725). Собор окружает крытая галерея, сделанная в 1717 году. Внутри собор производит очень торжественное впечатление, чему немало способствует резной иконостас в шесть ярусов, изготовленный в конце 17 века в стиле московского барокко. Расписывал собор живописец А. Клаудо по эскизам известного зодчего В. Баженова. В Большом соборе Донского монастыря хранилась Донская икона Божией Матери. Существует предание, будто эту икону подарили некие донские казаки Дмитрию Ивановичу Донскому перед Куликовской битвой, но это не более, чем красивый вымысел. Двустронняя икона Донской Богоматери (на обратной стороне изображено " Успение Богоматери " ) написана в 1370-1380-х годах либо Ф. Греком, либо высоко одарённым новгородским мастером, испытавшим влияние Ф. Грека. На лицевой стороне иконы изображена " Богоматерь Умиление " она же Донская Богоматерь. Донскую Богоматерь чтили как защитницу Отечества. Достоверно известно, что икону брал с собой Иван Васильевич Грозный (1530-1584) в поход под Казань. Перед ней молились в 1591 году, во время нашествия крымских татар, а в 1598 году патриарх нарёк перед ней на царство Бориса Фёдоровича Годунова. Первоначально икона хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Стены и башни монастыря сооружены в 1686-1698 годы на средства дьяка Новгородского приказа Якова Аверкиевича Кириллова.

http://sobory.ru/article/?object=02994

Святитель отправился к месту своего назначения, но по дороге, остановившись в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, тяжело заболел и 2 января 1704 года скончался. Погребен в Печерской церкви под колокольней Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Над могилой его поставлена деревянная рака, в которой прежде почивали мощи благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Труды: Панегирик Петру I по случаю победы над турками под Азовом (1698). Стихи на победу над турецким султаном Мустафой (1698). Донесение Парфения, митрополита Лаодикийского, его императорскому величеству государю императору Петру Первому о том, как он освободил из турецкого плена российских пленных//Отечественные записки. – 1828, 94. – С. 203–220. Донесение Петру I//Ярославские епархиальные ведомости. – 1861, 4 (часть неофициальная). – С. 29–35. Записка митрополита Лаодикийского Парфения о невольниках//Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца: в 24 кн. – Киев, 1879–1914; 1901. – Кн. 15, вып. 1. – Отд. 3. – С. 24–33. Литература: Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. – М., 1881. – С. 22, 81–83, 112. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 491, 813. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 59, 63. Учреждение Архангельской епархии и ее архипастыри. – Архангельск, 1889. – С. 7–8. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 680, 681. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 259. Исторический вестник. – СПб., 1904, февраль. – С. 708. Православный собеседник. – Казань, 1907, апрель. – С. 535. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 238, 1088; т. 2. – С.1763.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь-«крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы. После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевены Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

101 Дорошенко Петр Дорофеевич (1627–1698) – гетман Правобережной Украины в 1665–1676 гг. Был полковником в войске Богдана Хмельницкого; в 1663 г. – генеральный есаул при гетмане П. Тетере. Недовольный условиями Андрусовского перемирия, пытался, опираясь на Турцию и Крым, продолжать борьбу с Польшей, в результате чего оказался в зависимости от турецкого султана и способствовал захвату им Подолии. Капитулировал перед русскими войсками в 1675 г. и присягнул на верность России; был отправлен воеводой в Вятку. 102 Новоторговый устав – протекционистский закон о внутренней и внешней торговле в России, составлен в 1667 г. по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина. Состоял из введения, основной части (94 статьи) и приложения (7 статей) – «Устав торговле» для иностранцев. При покровительстве отечественному купечеству устав строго регламентировал правила торговли для иностранцев, особенно из Западной Европы – место (только приграничные города), время (срок ярмарок), перечень товаров; для них запрещалась розничная торговля; резко увеличивались для иностранцев таможенные пошлины. 104 Голицын Василий Васильевич (1643–1714) – князь, с 1676 г. боярин, приближенный царя Федора Алексеевича. Фаворит царевны Софьи Алексеевны. В 1682–1689 гг. глава ряда приказов, в 1686 г. заключил «вечный мир» с Польшей. Руководил Крымскими походами 1687 и 1689 гг. После прихода к власти Петра I лишен боярства, вотчин, поместий, сослан в Архангельский край, где и умер. 105 Софья Алексеевна (1657–1704) – царевна, дочь Алексея Михайловича и Марии Милославской, сестра царей Федора, Ивана и сводная сестра Петра I. Правительница России в 1682–1689 гг., официально регентша «при обоих царях» (Иване V и Петре I); в 1689 г. заточена в Новодевичий, монастырь, в 1698 г. под именем Сусанны пострижена в монахини. 106 Крижанич Юрий (ок. 1618–1683) – хорват, католик, религиозный и политический деятель, писатель, сторонник объединения славянства под эгидой России. В 1659 г. прибыл в Россию и поступил на русскую службу, надеясь стать придворным историографом; был знаком с Б. И. Морозовым и Ф. М. Ртищевым. По неясным причинам в 1661 г. сослан в Тобольск. В 1671 г. возвращен в Москву и в 1677 г. отпущен за границу. Погиб в сражении при освобождении Вены от осады турецких войск. Оставил обширное научное и публицистическое наследие, в том числе посвященное России («Политика» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

И. проводил окружные Соборы духовенства и мирян, на к-рых обсуждались вопросы епархиальной жизни и борьба против унии. Известны 7 Соборов, к-рые по благословению И. были проведены в Будешти (1690), в Сигете (1698, 1699, 1704), в Драгоешти (1699), в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (1700), в Сарасэу (1704). В целях противодействия распространению униатства среди румын и карпатских русинов И. часто объезжал приходы, основывал новые мон-ри. В 1696 г. в с. Кричеве местный свящ. Петр Стойка, родной брат И., основал муж. мон-рь, в к-ром принял монашество с именем Петроний и стал настоятелем; обитель в 1706 г. освятил И. По благословению Мараморошского епископа были основаны монастыри в с. Драгове (ныне Закарпатской обл.) (1705), Вульховский (Ульховский) (ныне с. Ольховцы Закарпатской обл.) (1708). Первым настоятелем Вульховского мон-ря был иером. Досифей (Зубрицкий; впосл. епископ Мараморошский). И. сблизился с руководством кальвинистов, рассматривая их как союзников в противодействии католикам. По нек-рым данным, в 1694 г. И. провел совещание с кальвинист. общинами Трансильвании (Трансильванской реформаторской консисторией), достигнув соглашения о совместных действиях в борьбе против экспансии католичества. Важной частью антиуниат. деятельности И. было сотрудничество с правосл. духовенством и шляхтой Галичины и Волыни, где И. бывал неск. раз. В нач. 90-х гг. XVII в. И. освятил Пацыковский Успенский муж. мон-рь (ныне с. Пацыков Ивано-Франковской обл., Украина), построенный в 1692 г. правосл. шляхтичем, судьей Галицкого повета А. Жураковским. Жураковский был противником симпатизировавшего унии Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) и обращался только к И. В 1696 г. под охраной Жураковского И. тайно проехал через Галичину на Волынь. Здесь не позднее 5 сент. 1696 г., по одним данным, в кафедральном соборе Луцка, по другим - в Белостокском Михайловском муж. мон-ре близ Луцка один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства - Д. Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ), номинированный королем на Луцкую кафедру, при участии И.

http://pravenc.ru/text/578551.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010