Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить XVII Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Хронология Столетия: XVI - XVII - XVIII 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 Важные события Редакция текста от: 11.05.2020 14:15:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " XVII " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/74.html

Так, в 1629 г. июня 15 и 23 – протопопу Ивану и братии дано было по полтине 1694 между тем как 26 марта – одному протопопу дано было рубль 1695 , в 1631 г. – декабря 14 – полтина 1696 , а 25 декабря – рубль 1697 ; в 1633 г. июля 28 – по случаю причащения в церкви царевича Ивана Михаиловича и за молебен – протопопу Якову – дана полполтина 1698 , ему же – 4 ноября – за молебен – 25 алтын и за то, что в разные числа причащал царевича Ивана Михаиловича 1699 , ноября 21 – по случаю причащения сего царевича и за молебен протопопу и братии дано было по полтине 1700 , мая 24 – за служение в приделе преподобного Никиты Столпника – протопопу с братией – 2 р. 1701 , 12 февраля 1634 г. – на братию – 16 алт. 4 д. 1702 , а 19 июня за причащение царевича Алексея Михаиловича в Екатерининской церкви – протопопу – 10 алтын 1703 , 3 июня 1639 г. протопопу с братией за молебен рубль 1704 , в 1641 г. – 14 сентября полтина 1705 , равно как и 12 февраля 1642 г. 1706 , в 1644 г. – апреля 21 – за молебен на Пасху – причту всему – полтора рубля и столько же – в день именин царевны Ирины Михаиловны 1707 , 29 июня 1645 г. – полтина 1708 . За молебен у себя в хоромах 26 апреля 1632 г. пред иконою св. Николая Явленнаго – священникам Рождественской церкви дано было 2 гривны 1709 . За погребение царицы Марьи Ильиничны дано было 9 марта 1669 г. протопопу Федору 9 р., 3 священникам по 5 р., 2 дьяконам – по 4 р., 2 псаломщикам по два рубля с полтиной, пономарям и сторожам – по полтора рубля. Для поминовения ее же – на покупку говяжьих стягов дано было – протопопу 3 р., 3 священникам – по рублю, 2 дьяконам по 25 алт., 2 дьячкам по 10 алтын, – 2 пономарям и 2 сторожам по 5 алт. по 3 д. На сорокоуст – 11 июня всему причту – 20 р. 1710 , и 21 июня на годичное поминовение – протопопу с братией – 60 р. 1711 , и кроме того, после поминального стола 10 июля сего года царь из собственных рук дал присутствовавшим за сим столом – протопопу Федору – 10 р., священникам Иосифу и Тимофею по 4 р., дьяконам Григорию и Семену – по полтретья рубля, и сверх того, протопопу – сорок соболей, а священникам и дьяконам по дорогим ясским 1712 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

126 Бутурлин Иван Иванович (1661–1738) – генерал-лейтенант. С 1687 г. премьер-майор Преображенского полка. Под Нарвой попал в плен (1700 г.). В 1710 г. обменен на шведского генерал-майора Майерфельда. Участник боя при Гангуте (1714 г.). Активный деятель розыска по делу царевича Алексея. С 1718 г. командир Преображенского полка. При Петре II в 1727 г. попал в опалу, лишен чинов и сослан. Голицын Михаил Михайлович (1675–1730) – генерал-фельдмаршал (1725 г.). С 1687 г. барабанщик Семеновского полка. В 1702 г. руководил штурмом Нотебурга, в 1708 г. одержал победу при Добром и отличился в бою при Лесной. В 1709 г. под Полтавой командовал гвардией. Участвовал в морском сражении при Гангуте. В 1720 г., командуя флотом, одержал победу при Гренгаме. В 1723–1728 гг. командовал войсками на Украине. С сентября 1728 г. президент Военной коллегии и член Верховного Тайного Совета. При Анне Иоанновне подвергся опале. 127 Головин Автомон Михайлович – комнатный стольник Петра I, полковник Преображенского полка. Участвовал во взятии Азова. В 1700 г. попал в плен под Нарвой. Обменен в 1718 г. 128 Шакловитый Федор Леонтьевич (ум. 1689) – государственный деятель, дипломат. В 1673 г. подьячий Тайного приказа, в 1682 г. думный дьяк, после казни князя И.А. Хованского возглавил Стрелецкий приказ. Сторонник царевны Софьи. После прихода к власти Петра I казнен. 129 Голицын Борис Алексеевич (1654–1714) – князь. В 1689 г. активный сторонник Нарышкиных в борьбе с царевной Софьей. Во время пребывания Петра I за границей (1697–1698 гг.) вместе с Л.К. Нарышкиным и П. И. Прозоровским стоял во главе правительства. С 1683 по 1713 г. возглавлял Казанский приказ, управлял всем Поволжьем. В 1713 г. постригся в монахи. . 130 Нарышкин Лев Кириллович (1668–1705) – боярин, брат царицы Натальи Кирилловны, дядя Петра I; в 1697–1698 гг. возглавлял правительство. Стрешнев Тихон Никитич (1644–1719) – с 1685 г. боярин; с 1701 г. – глава Приказа военных дел; с 1708 г. –московский губернатор, с 1711 г. – сенатор. 131 Желябужский Иван Афанасьевич (1638 г. – после 1709 г.) – государственный деятель, дипломат. Служил в Конюшенном приказе (1666 г.) и приказе Казанского дворца (1680 г.), воеводой в Чернигове (1682 г.). Выполнял дипломатические поручения, участвовал в заключении Андрусовского перемирия (1667 г.) с Польшей. Оставил «Записки» с описанием событий 1682–1709 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

163 Шафиров Петр Павлович (1669–1739) – государственный деятель; барон (1710 г.). Родился в еврейской семье переводчика Посольского приказа. С 1691 г. переводчик Посольского приказа, в 1697–1698 гг. участвовал в «Великом посольстве»; с 1709 г. вице-канцлер, управляющий почтами. Сыграл важную дипломатическую роль во время Прутского похода (1711 г.). С 1717 г. вице-президент коллегии Иностранных дел. В 1723 г. обвинен в казнокрадстве, приговорен к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой. В 1725 г. возвращен Екатериной I, президент Коммерц-коллегии, в 1730– 1732 гг. посол в Тегеране. С 1733 г. снова президент Коммерц-коллегии. Волынский Артемий Петрович (1689–1740) – государственный деятель, дипломат. В 1719–1724 гг. астраханский, в 1725–1730 гг. (с перерывами) – казанский губернатор. С 1738 г. кабинет-министр Анны Иоанновны. Автор «рассуждений» «О гражданстве», «Каким образом государям суд и милость иметь надобно» и др. В 1740 г. в результате интриг Э. Бирона и А. И. Остермана обвинен в измене и казнен. 164 Шеин Алексей Семенович (ум. 1700) – военный и государственный деятель. Боярин с 1682 г., ближний боярин с 1695 г. В 1680–1685 гг. воевода в Тобольске и Курске. В Крымских (1687–1689 гг.) и Азовском (1695 г.) походах воевода. В Азовском походе 1696 г. главнокомандующий сухопутными войсками. Во время «Великого посольства» 1697–1698 гг. оставлен Петром I начальником трех военных приказов. Руководил подавлением Стрелецкого восстания 1698 г. 165 Девиер Антон Мануилович – португалец на русской службе. С 1718 г. генерал-полицмейстер Петербурге. В 1727 г. был привлечен к следствию вместе с П. А. Толстым и сослан в Сибирь. 166 Курбатов Алексей Александрович (ум. 1721) – государственный деятель (из крепостных Б. П. Шереметева). В 1699 г. подал Петру I проект о введении гербовой бумаги. Получил солю и принят на государственную службу. С 1711 г. вице-губернатор Архангельской губернии, в 1714 г. обвинен во взяточничестве и умер под следствием. 167 Гагарин Матвей Петрович – князь, сибирский губернатор, в 1721 г. казнен за служебные злоупотребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г. Книгопечатание и типографское дело стали главными в жизни А. И. Все 64 книги, изданные в Валахии в 1691-1716 гг., связаны с его именем. В этот период из типографий Бухареста, Снагова, Рымнику-Вылчи, Тырговиште под руководством А. И. вышли в свет издания религ. лит-ры на румын., греч., церковнослав., серб. языках, а также светские произведения, среди к-рых была и рус. «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) (1697). Эти книги отличались прекрасным оформлением и высокой полиграфической культурой, что свидетельствовало о многогранном таланте А. И. как художника. С помощью А. И. его ученики основали типографии в Алеппо (Сирия) и Тбилиси. Благодаря деятельности А. И. Валахия на рубеже XVII-XVIII вв. превратилась в важный культурный центр, снабжавший разные страны книгами. Одной из заслуг А. И. стало создание и введение в литургическую практику Румынской Церкви румын. языка. А. И. принадлежит неск. оригинальных сочинений, среди к-рых особо следует отметить «Проповеди», произнесенные им с 1709 по 1716 г. и впервые изданные в 1886 г. под названием «Дидахи». В них А. И. выступал против алчности, социального неравенства и несправедливости. А. И.- автор ряда религ. сочинений, одним из самых ценных и оригинальных из к-рых являлись «Лики Ветхого и Нового Завета», преподнесенные в 1708 г. в дар господарю К. Брынковяну. Посвятив всю свою жизнь делу просвещения, А. И. был сторонником сближения румын. народа с Россией в борьбе за освобождение Валахии от османской зависимости, встав в 1709 г. во главе антиосманского освободительного движения. В 1716 г. за связи с антиосманской коалицией в период австро-тур. войны (1716-1718) А. И. был смещен с кафедры, лишен сана и приговорен к пожизненному заключению в мон-ре св. Екатерины на Синае . По тайному приказу тур. властей был убит янычарами на пути к мон-рю, его тело было брошено в реку. В 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил А. И. к лику святых. Существует прижизненное изображение А. И. (1711) на фреске церкви мон-ря Говора, выполненное по заказу К. Брынковяну, перестраивавшего мон-рь в 1710-1711 гг.

http://pravenc.ru/text/115728.html

221. Conversations sur divers sujets par M-lle Scudery. A Amsterd., 1682. 2 tom. en un volume 222. Discursus philologicus de mensibus Hebraeorum 223. Chansons nouvelles 224. Amours de dames illustres de France. 1709 225. Corn. Nepotis de vitis excellentium Graeciae imperatorum. 1660. Ibid, dissert. Joh. Raven 226. Tibere, discours politique sur Tacite. 1685 227. Lettres du cardinal d’Ossat. A Amst., 1732. 4 vol. Le 1-er manque. (Менгдена 162) Libri historici In quarto 228. Histoire de France sous le regne de Louis XIV. A Roterd., 1718 229. Les religions du monde, ou demonstration de toutes les heresies. A Amst., 1666 230. Nouvelle description de la France. 1719. 6 vol. in 8° 231. Histoire de tous les ordres militaires. 2 tom. 8. (Остермана 60) Libri mathematici 232. Palatiorum Romanorum a celeberrimis architectis erectorum pars I et II. 1694. cum fig 233. О пяти орденах архитектурных Виньолы сочинение. Москва 234. Traité mathematique. А Paris, 1680 235. Archit. Palladii ichnographia variorum aedificiorum 236. Architectura von Austheilung, Symmetria und proportion der fiinf Säulen durch Weedeldeittes im Niremberg. 1598 237. L " architectura di Andrea Palladio. 1642 238. Perspectivae pictorum atque architectorum, per Andr. Ρozzο. II pars. Ausburg, 1711. Lat.–germ. 239. Architectura recreationis durch Josephum Fürtenbach. Ausburg, 1640 In quarto 240. Memoires d’artillerie Surirey de St. Remy. A Paris, 1697. Vol. 2 241. Instrumentum proportionum Michaelis Scheffet. 1697 242. Traité d’architecture civile de cinq ordres In octavo 243. Veritable maniere de bien fortifier de Mr. de Vauban. En deux tomes. A Paris, 1694 244. Traité de forces mouvantes pour la pratique des arts et metiers. A Paris, 1722 245. Les traveaux de Mars, du l’art de la guerre. 1685 246. L’art de jetter les bombes. 1690. Amst 247. Memoires des M-r Goulon pour l’attaque] et la defense d’une place 248. Compendium architecturae civilis et caet. Amstelod., 1698. В) ПОД ПРИСМОТРОМ АКТУАРИУСА ИВАНА МЕРЗЛЮКИНА

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Иннокентий тоже из Киевской лавры вызван на учительство в Моск. акад., мы говорим, что он окончил учение в 1706 г. Но по окончании учения он мог заниматься науками. В Ирк. сем. биб-ке есть учебник, принадлежавший св. Иннокентию, по философии и метафизике Феофана Прокоповича , 1707 и 1708. Есть догматическое и обличительное богословие Иоасафа Кроковского, писанное чужою рукою, и есть богословские трактаты о добродетели и покаянии, 1710; и о вере, надежде и любви, 1711 – оба Феофилакта Лопатинского, собственноручно писанные св. Иннокентием в Москве. Спрашивается, почему он списывал философию и метафизику в 1707 и 1768 г. в Киеве, а богословские трактаты 1710 и 1711 г. в Москве? Не окончил ли он в Киеве только философии и первых двух лет богословского курса и по какому-либо случаю не прекратил ли учения? Так как в это время Иннокентий мог принять монашество в лавре и затем продолжать богословское учение в Киеве, еще два года, 1708 и 1709 г., а остальные два года по богословию мог доканчивать в Москве. После вызова в Москву в 1710 г., будучи определен учителем словесности, он мог вместе в продолжение двух лет дослушать уроки по богословию, как то делали другие воспитанники Киевск. акад., вызванные в Москву. Касательно года окончания академии св. Иннокентия встречается недоумение и с другой стороны, а именно: если возьмем во внимание семестры для преподавания богословия в академии в это время, судя по учебникам того времени, то увидим, что первый четырехгодичный семестр богословия продолжался с 1693–1697 г., второй с 1697–1701 г, третий, по случаю преобразования академии или по чему-либо другому, начался с 1702 г. и кончился 1706 г., четвертый с 1706–1711 г. Этот последний год богословского семестра в Киевск. акад. совпадаете окончанием богословского семестра и в Моск. дух. акад., как видно из вышеприведенных трактатов Феофилакта Лопатинского. Следовало бы поэтому признать, и признаем, что св. Иннокентий, окончив курс Киевск. акад. в 1706 г., поступил затем в монашество, посвящен в иеромонаха и в 1710 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При временщиках бояре в Думе " были токмо спектакулями " . Уезжая за границу в 1697 г., Петр приказал всем боярам и начальникам приказов съезжаться к правителю Преображенского приказа князю Ф. Ромодановскому и " советовать, когда он похочет " . Этот " злой тиран, пьяный по вся дни " , по выражению князя Куракина, " скудный в своих рассудках человек, но великомочный в своем правлении " , по отзыву Курбатова, облеченный чрезвычайными полномочиями по политическим розыскам, стал главою кабинета, председателем Думы, хотя не имел думного чина, был только стольником. Старая законодательная формула " государь указал и бояре приговорили " могла бы теперь замениться другой: Т. Стрешнев или князь Ф. Ромодановский указал, и бояре смолчали. Другая тенденция, точнее, нужда отразилась на правительственном ведомстве самой Боярской думы. Донимаемый на каждом шагу новыми расходами, Петр хотел ежеминутно знать свои наличные средства, рассеянные по многочисленным приказам. Для этого в 1699 г. восстановлен был Счетный приказ, или Ближняя канцелярия. Это - орган государственного контроля: сюда все приказы обязаны были доставлять еженедельные и ежегодные ведомости о своих доходах и расходах, об управляемых ими людях и зданиях и т. п. Эта канцелярия по отчетам приказов составляла сводные приходо-расходные ведомости, ряд которых за 1701 - 1709 гг., приложенный к книге г. Милюкова, дает весьма обильный материал для изучения государственного хозяйства при Петре. Но и сама Дума усиленно сосредоточилась на государственном, особенно военном, хозяйстве, когда Петр взял в свое непосредственное ведение военные действия и внешнюю политику. По сродству дел контрольная палата стала собственной канцелярией и обычным местом заседаний Боярской думы. Так постепенно изменялись состав, круг дел и характер деятельности боярского совета. Этот совет, искони составлявшийся из родовитых людей, теперь, с разложением боярства, перестал быть боярским, превратился в тесный комитет с разрушавшимся генеалогическим составом и с иным значением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Ни на миг не предвидя, что своею смертью более чем на два столетия оборвет череду российских архипастырей, Адриан выражал надежду, что даст причину к лучшему потщанию после него будущим патриархам, сам же от них да сподобится почестей и похвал, достойных памяти, паче же и молитвы» . Послание издано: Барсуков Н. П. Житие и Завещание святейшаго патриарха Московскаго Иоакима//ОЛДП. М., 1879. Т. 47. С. 45—101. См. подпись к иконе Иоакима: ГИМ. Чудовское собр. 100/302. Л. 163. Принятая в Богословской Энциклопедии дата рождения Адриана, указанная и мною в Словаре «Христианство» (М., 1994. С. 13): 1627 г. Подсчеты по завещанию патриарха от 1697 г. (ГИМ. Синодальное собр. 577/422. А. 2—13 об.) заставили исследователей полагать, что он родился в 1639 г. Надпись же на каменном надгробии читается двояко: «от рождения своего имяше шестьдесят третье лето с октября 2 дня» (Забелин И. Е. История города Москвы. Ч. I. М., 1902. С. 288) или «семьдесят третье лето» (ЧОИДР. 1848. 8. С. 33). то есть 1637 или 1627 г. Забелин И. Е. Указ. соч. С. 288—289. Богданов А. П. Поденные записи очевидца Московского восстания 1682 г.//СА. 1979. 2. С. 36. Летописец 1619—1691 гг.//ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 199; Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских люден. М., 1990. С. 85. Барсуков Н. П. Житие и Завещание... С. 65. Восстание в Москве 1682 года. Сборник документов. М., 1976. С. 94—95, 97, 102, 179, 186—187, 192, 194. Амвросий, иером. История российской иерархии. М., 1807. Ч. I. С. 100. ГИМ. Синодальное собр. 986/904. Л. 278 об. — 287 (с рисунком троеперстного перстосложения). О стиле сего сочинения верно судил археограф, описавший рукопись как «Указ митрополита... о троеперстии». Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ. М., 1894. Tagebuch des Generalen Patrick Gordon, wahrend seiner Kriegsdienste unter den Schweden und Polen vom Jahre 1655 bis 1661, und seines Ausenthaltes in RuBIand vom Jahre 1661 bis 1699. Bd. 2. Moskau — St. Petersburg, 1851. S. 309, 311. Шляпкин И. А. Св. Димитрии Ростовский и его время (1651—1709). Спб., 1891. С. 168—175.

http://sedmitza.ru/lib/text/439379/

Эти же трактаты и с теми же частными темами, в различных комбинациях, входили в состав и курсов, сохранившихся от времен старой Киевской академии. Так, самый древний из них, читанный Стефаном Яворским 3 за время от 18 октября 1693 г. по 13 июля 1697 г. и надписанный «Tractatus theologici in collegio Kijovo-Mohiliano traditi et explicati» имеет следующий состав: I) de augussimo mysterio incarnationis (два трактата – положительный и полемический), II) de sacramentis (опять два трактата – положительный и полемический), III) de vertute et sacramento poenitentiae, IV) de peccatis (два трактата – положительный и полемический), V) de gratia, VI) de ecclesia ejusque membris, VII) de justitia, VIII) de Deo uno et trino (два трактата положительный и полемический). Против, так сказать, нормального состава католических образцов в этом курсе недостает двух трактатов: I) de andelis и II) de tribus virtntibus theologicis; с другой стороны, есть два лишних: I) de virtute et sacramento poenitentiae и II) de ecclesia ejusque membris. Отличается этот курс от католических богословских курсов, кроме того, своеобразным распорядком трактатов. При всем том, несомненно, что Яворский составлял свой курс по готовым католическим образцам, за исключением трактата о церкви, представляющего собой опровержение папского главенства и внесенного в состав курса в чисто полемических интересах. За эту зависимость говорят весь остальной состав его, частные темы имеющихся в нем трактатов и те оговорки, которыми Яворский оправдывает расположение трактатов в своем курсе 4 . К тому же типу принадлежат и богословские курсы следовавших после Яворского преподавателей: Иосифа Волчанского (1721–1727 г.), Сильвестра Кулябки (1740–1745), у которых встречается недостающий у Яворского против католических образцов трактат de angelis, Христофора Чарнуцкого (1706–1709 г.), Иллариона Левицкого (1727–1731 г.) и Сильвестра Ляскоронского (1746–1750 г.), у которых встречается и другой, недостающий у Яворского, трактат de tribus virtuibus theologicis.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010