1679 Т. е. ревности, не свободной от страстного увлечения и помыслов тщеславия. 1680 Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Тралл. Гл. IV. 1681 Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Рим. Гл. I. 1682 Св. Игнатий. К Рим. Гл. I-VIII. 1683 Св. Игнатий. К Поликарпу. Гл. VII. 1684 Мученические акты о св. Игнатии. 1685 Текст ответа приведен в «Церковной истории» Евсевия Памфила и у историка Руфина. 1686 Тертуллиан. К Скапуле, § 4. 1687 Тертуллиан. К Скапуле, § 5. 1688 Четьи-Минеи, 30 сентября. 1689 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. IV, гл. 6. 1690 Сарды — главный город Лидийской области в Малой Азии. 1691 Евсевий. Церковная история. Кн. IV, гл. 26. 1692 Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Поликарпу, гл. 1. 1693 Св. Ириней Лионский. Против ересей, III, 3, § 4. 1694 Тертуллиан. Об отводе дела против еретиков, § 32. 1695 Евсевий. Церковная история. Кн. V, гл. 20. 1696 См.: Писания мужей апостольских. М., 1862. 1697 Бл. Иероним. Каталог Церковных Писаний, § 17. 1698 Большую часть этого послания Евсевий помещает в своей книге «Церковная история» (IV, 15). У Гефеле оно помещается в пролегоменах к изданию писаний мужей апостольских. На русский с греческого имеется перевод архм. Поликарпа. 1699 Описав это печальное событие, авторы послания выражают неодобрение тому обычаю, когда некоторые сами напрашиваются на мучения. 1700 Некоторые богословы (как В. Болотов и др.) относят его кончину к 155 году. 1701 В. В. Болотов. Лекции по историй древней Церкви. T. II. СПб., 1910. С. 95. 1702 Евсевий. Церковная история. Кн. V, гл. I. 1703 Евсевий. Церковная история. Кн. V, гл. I. 1704 Обвинение христиан в почитании головы осла, по словам Тертуллиана, распространено Тацитом, который в V книге историй говорит об иудеях, что будто бы они, истомленные жаждой во время странствования в пустынях Аравии, были приведены к источнику по указанию ослов и за то боготворили осла. Это мнение распространено было и на христиан, смешивая их с иудеями (Тертуллиан. Апология, § 16. С. 126). 1705 Минуций Феликс. Октавий. Гл. VIII, IX. С. 316, 317. См. Афиногор. Апология, гл. 3. С. 71.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

1693 Константин Багрянородный. Об управлении империей. – С. 162–163, гл. 39; с. 394, коммент.1; Цукерман К. Венгры... – С. 671–672, 684; Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар... – С. 529; Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 132. О. О. Прицак один из первых высказал эту точку зрения, хотя видил в каварах «правящий клан» каганата, взбуновавшийся против узурпации власти бегом (Bag), «вероятно, в 30-х годах IX столетия» или «где-то в первой половине IX в.» (Голб H., Прицак О. Хазаро-еврейские документы X века. – М.; Иерусалим, 1997. – С. 54, 57). Объяснений такой датировки он не привел. В связи с этим надо учесть, что посольство хазар, отправившееся в Константинополь к василевсу Феофилу требовать воздвигнуть крепость Саркел, состояло из посланников «хагана и пеха Хазарии» (о gar chaganos ekeinos kai о pech Chazarias), в 838 г. действовавших еще совместно (Константин Багрянородный. Об управлении... – С. 170–171, гл. 42. 27–29). Более того, в 861 г. Константина Философа принимали тоже хаган и его первый советник, который, по словам агиографа, не имел права «угостить хагана» (Пространные (паннонские) жития свв. Кирилла и Мефодия/Пер. П. Лаврова//Книга для чтения по истории средних веков/Под ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1912. – С. 150–151, гл. IX). Следовательно, если выступление каваров действительно было связано с протестом против оформления царской власти, тогда оно состоялось после 861 г. 1694 Балагург Е.А., Алешкевич Я. А. Noлimiчhi контакти мiж угорцями та славянами... – С. 148; Прохненко И. А. Пути передвижения венгров на территорию новой отчизны//Древнее Причерноморье. – Одесса, 2006. – С. 168. 1696 Х.-Ф. Байер совсем уж нелогично относит эту «державу» к Леведии, расположеной к северу от Перекопа (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 357. 1697 Ср.: Могаричев Ю. М. К вопросу о политической ситуации в Таврике в середине IX в.//Сборник Русского исторического общества. – М., 2002. – (152). – С. 52. 1698 Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина... – С. 5–6, 9–10, гл. 2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А после кн. Николая Федоровича Голицына село Благовещенское, находившееся Можайского уезда 26 в 1789 г. досталось его вдове Прасковье Ивановне урожд. Шуваловой с кн. Федором Никол. Голицыным и в 1792 г. за последним оно было утверждено отказною книгою, в которой находится рукоприкладство, вместо крестьян, священника села Благовещенского Василия Федорова. (См. Писц. кн. 845, стр. 815 об. и Вотч. Колл, по гор. Торжку мод. л. кн. 15. дела 14, стр. 25–27 и 171 Можайского уездного суда вязка 3, дела 12). 7. Богоявления Господня церковь в селе Богоявленском, Брыкова тож 27 Село Брыково в 186 (1678) г. находившееся Русского уезда в Войничейской волости, было сельцом – вотчина князя Петра Семеновича Шаховского; в 7205 (1697) г. принадлежало стольнику Андрею Никитину Квашнину-Самарину, которым здесь и построена была в 1697 г. церковь во имя Богоявления Господня. Сведение об этом находим в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 7205 (1697) г. В них написано: «В нынешнем в 205 (1697) г. по указу святейшего патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено новопостроенные церкви Богоявления Господня, которую построил в Русском уезде, в вотчине своей, в селе Брыкове стольник Андрей Никитин сын Квашнин-Самарин, на попа с причетники дани положить с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с одного двора вотчинникова, с 20 дворов крестьянских, да с церковной земли по памяти, какова вынесена из Поместного Приказу в нынешнем в 205 (1696) году сентября в 7 числе, за приписью дьяка Ивана Обрютина, с пашни с 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, с 10 копен сена, по указной статье 20 алтын 3 деньги, заезда гривна, и те деньги велено имать с будущего 206 (1698) года». В исходящей книге того же Приказа 7206 (1697) года записано: «сентября в 14 день по благословенной грамоте дан антиминс к освящению новостроенной церкви Богоявления Господня в Русском уезде, в селе Брыкове; взял тоя ж церкви поп Иоанн и росписался». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик., кн. 138. стр. 135 и кн. 166, стр. 463).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

175. Спаса Нерукотворенного Образа, что на Убогих Домах. По приделу Параскевы Мученицы церковь обыкновенно называется «Пятницы на Божедомке». Находится в Царицынском переулке, на Пречистенке. Построена на бывшем дворе боярина А.П. Салтыкова в 1694–1696 годах «коштом Царицы Марфы Матвеевны по собственному ея обещанию в вечное поминовение супруга своего Царя Феодора Алексеевича». Трапезная и колокольня XIX века. Другой придел Николая Чудотворца. 176. .Живоначальной Троицы, что на Хохловке. Близ Покровского бульвара, в Хохловском переулке. Построена в 1696 году женой окольничьего Е. А. Чириковой. Приделы: 1) Владимирской Божией Матери, 2) Димитрия Ростовского . 177. Спаса Нерукотвореннаго Образа, в Зачатьевском монастыре, над воротами. Построена в 1696 году окольничьим А. Римским-Корсаковым. 178. Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. Близ Землянки и Николоямской улицы, в Лыщиковом переулке. Построена в 1696 году, обновлялась, в XVIII веке и в 1832 году. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Иоанна Дамаскина . 179. Николая Чудотворца, что в Гнездниках. Тверская, близ Леонтьевского переулка. Главная церковь конца XVII в., трапезная 1751 года. Главный престол Благовещения Божией Матери. Другой придел Димитрия Ростовского . 180. Николая Чудотворца в Толмачах. Между Ордынкой и Полянкой, угол Большого и Малого Толмачевских переулков. Главная церковь построена в 1697 году гостями Добрыниными. Трапезная и колокольня выстроены в 1833 году по проекту архитектора Шестакова. Главный престол Сошествия Святого Духа. Другой придел Покрова Персвятой Богородицы. 181. Спаса Преображения, что на Песках, Арбат, Спасопесковский переулок. Церковь конца XVII века. Обновления были в 1743 и 1842 годах. Приделы: 1) Михаила Архангела, 2) Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, что на Ямах. Николоямская улица, близ Рогожской. Главный храм построен в 1697 г., трапезная и колокольня в XIX веке. В 1867–1878 годах вся церковь значительно переделана. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН [груз. ], Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1724-1737/38 или 1735) из знатного рода Орбелишвили-Бараташвили, представитель давидгареджийской лит. школы. Получил хорошее духовное образование, особо преуспевал в догматике и литургике. В 1697 г. В. стал иеромонахом в мон-ре Иоанна Крестителя, в лавре Давидгареджи, где руководил обучением молодых монахов, интересовавшихся духовной лит-рой. Приписки к рукописям из Гареджи свидетельствуют, что его учениками были церковный писатель еп. Тимофей (Тимотэ) (Габашвили, † 1764, Астрахань), к-рый переписал сочинение В. «Грдемли» (Наковальня) (Кекел. А-119) ( Хаханов А. Очерки по истории грузинской словесности. Т. 1. С. 299-300), писатель и иером. Иосиф (Эриствисшвили) и др. Совместно с игум. Харитоном и монахами Свимеоном и Саввой В. принимал участие в решении мн. церковных и общественных проблем Грузии. Благодаря специальной миссии В. к правителю Гурии Мамия Гуриели был составлен акт, т. н. Клятвенная книга, о совместной борьбе за отмену продажи пленных (Акты Кавказской археогр. комис. Т. 1. С. 52). В 1724 г., после отъезда царя Вахтанга VI (Багратиони) в Россию, Католикос Доментий IV был вынужден отправиться в К-поль (откуда его затем сослали на о-в Тенедос). Новый царь Иесей поставил В. во главе Картлийской Церкви, но возведение в сан Католикоса-Патриарха состоялось только в 1730 г. (ркп. из Кутаисского гос. музея им. Н. Бердзенишвили, 28. Л. 188). Большое внимание В. уделял духовной лит-ре и переписке рукописей, в архиве Ин-та рукописей им. К. Кекелидзе Груз. АН хранятся переведенные В. сочинения древних авторов (Молитвенник, часть литургии свт. Иоанна Златоуста. А-198, 1696 г.; Клемакс Иоанна Синайского (пер. на груз.). А-105, 1697 г.; «Лавсаик» Палладия и сочинения св. Ефрема Сирина. А-196, 1696-1697 гг. и др.). На рубеже XVIII-XIX вв. ощущалась острая необходимость в создании груз. агиографического сборника. Уже в 1699 г. Онофрэ (Мачутадзе), настоятель Давидгареджийского мон-ря, составил сборник житий 13 сир. отцов (Кекел. А-160). В нач. XVIII в. под рук. Католикоса Доментия в него включили мученичества и жития груз. святых (Кекел. А-130, 1705-1713 гг.). В. написал агиографическое сочинение о груз. святых, а также распорядился, чтобы были созданы гимнографические каноны. Дошедший список сборника свидетельствует о лит. доработке, сделанной рукой В. (Кекел. S-3269). К числу оригинальных трудов В. принадлежат «Мученичество и подвиг св. великомученика Раждена», «Восхваление и мученичество св. мученика Арчила», «Подвиг святого и блаженного мученика царя Луарсаба», «Восхваление св. мучеников Бидзина, Шалва, и Элизбара и уведомление об их мученической смерти», «Смерть прп. отца Иесея, Цилканского епископа» (Кекел. А-170).

http://pravenc.ru/text/158766.html

Князь Алексей Петрович, рождение 24 августа 1710 † 4 мая 1748 Князь Александр Петрович, рождение 24 августа 1744 † 19 мая 1753; женат на Марие Алексеевне Плещеевой Княжна Ирина Петровна, рождение 1700 † 1751; за тайным советником князем Сергием Петровичем Долгоруковым, рождение 1697 † 1761 Княжна Прасковья Петровна, рождение 8-го октября 1706 † 4 декабря 1758, за тайным советником Петром Ивановичем Салтыковым Книжна Елисавета Петровна, рождение 14 февраля 1721 † 18 февраля 1764, за генерал-аншефом князем Александром Александровичем Меншиковым Княжна Мария Фёдоровна, рождение 1709 † 15 сентября 1769 за полковником князем Павлом Николаевичем Щербатовым Княжна Ирина Фёдоровна, за егермейстером Петром Никитичем Хитрово Княжна Аграфена Фёдоровна Княжна Прасковья Фёдоровна, за полковником Петром Андреевичем Толстым Князь Сергий Дмитриевич, каммергер и Святого Александра Невского кавалер, рождение 10 июня 1696 1-го июля 1738; женат на Прасковье Ивановне Нарышкиной † 1723 Князь Алексей Дмитриевич, действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер; рождение 26 августа 1697 † 29 января 1768; женат: 1) на княжне Ирине Андреевне Хилковой (брак безплодный); 2) на Аграфене Васильевне Салтыковой; рождение 8 июня 1709 † 11 сентября 1762 Княжна Анастасия Дмитриевна, рождение 15 октября 1698 † 12 января 1747, за князем Константином Дмитриевичем Кантемиром † 1742 Князь Фёдор Михайлович, рождение 16961697 Князь Пётр Михайлович, шталмейстер и Святого Александра Невского кавалер, рождение 30 декабря 1702 † 19 апреля 1760; женат на Екатерине Алексеевне Кар Княжна Прасковья Михайловна старшая, рождение 27 сентября 1695 † 21 ноября 1719, за князем Алексеем Михайловичем Долгоруковым Княжна Наталия Михайловна, рождение 1698 † 1780 Княжна Анна Михайловна старшая, рождение 8 декабря 1699 † 21 ноября 1728, за Александром Борисовичем Бутурлиным 100 Княжна Анна Михайловна младшая, рождение 20 октября 1701 † 25 декабря 1748; за генерал-поручиком Львом Васильевичем Измайловым Княжна София Михайловна, рождение 16 июля 1712 † 10 июля 1759, за графом Петром Ивановичем Головиным † 1756

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Причина противоречий между И. и правосл. Трансильванскими митрополитами, по-видимому, заключалась в том, что Трансильванские архиереи с нач. 90-х гг. XVII в. вели переговоры с католич. иерархами и венг. чиновниками о переходе в унию. В 1692 г. имп. Леопольд I подписал декрет об уравнении закарпатского униатского духовенства в правах с римско-католическим, что усилило католич. прозелитизм в отношении православных. В 1696 г. католич. архиеп. Колонич и униат. Мукачевский еп. Рога де Камиллис добились разрешения властей на открытие римско-католич. и униат. приходов в Мараморошском, Сольнокском, Кьоарском, Угочанском и др. комитатах Трансильвании. В Марамороше начался насильственный захват униатами православных храмов, в г. Сату-Маре активно действовала миссия иезуитов. В 1699 г. заместитель правителя Марамороша Франц (Франциск) Дарвай поддержал идею унии, рассматривая ее как этап на пути реформирования православной Церкви по протестантскому образцу. С 1693 г. правосл. Трансильванский митр. Феофил (Сереми) вместе с влиятельными протопопами вел переговоры с властями о принятии унии, о чем было объявлено в февр.- марте 1697 г. на заседании синода Трансильванской епархии. Внезапная смерть митр. Феофила в авг. 1697 г. замедлила этот процесс. Под давлением властей новый румын. православный Трансильванский митр. Афанасий (Ангел) 7 окт. 1698 г. подписал с католич. властями Алба-Юлии манифест об унии, утвержденный на синоде 4 сент. 1700 г. 7 окт. того же года митр. Афанасий самочинно, без согласия большей части подчиненного ему духовенства и паствы, подписал в Алба-Юлии унию с Римом, подчинив Трансильванскую епархию католич. Эстергомскому архиепископу, что 19 марта 1701 г. утвердил имп. Леопольд I. По сообщению современника событий, бывш. вице-канцлера Трансильвании Н. Бетлена, И. решительно воспротивился этому, отправив митрополиту-отступнику обширное послание на румын. языке с осуждением подчинения папе (послание не сохр.). Как предполагают католич. исследователи А. Ходинка, О. Гитта и др., в 1696 г. И. получил от несогласных с принятием унии клириков Трансильвании звание патриаршего экзарха для «всей Угорской страны» (Карпатской Руси) (это звание И. впервые зафиксировано в его письме от 5 сент. 1696). Др. историки считают, что данный титул И. получил от К-польского патриарха сразу после смерти в 1693 г. последнего Карпаторусского еп. Мефодия (Раковецкого).

http://pravenc.ru/text/578551.html

15 февр. 1695 г. в Дубно состоялся Собор православного духовенства и шляхты Луцкой епархии, на котором епископом Луцким и Острожским был избран Жабокрицкий. Инициаторами избрания стали влиятельные деятели братского движения: глава луцкого Крестовоздвиженского братства А. Пузына, его заместитель П. Вышгерд-Заблоцкий (в монашестве Пахомий, впоследствии униат, настоятель Почаевского мон-ря), глава кременецкого Богоявленского братства С. Копыстенский. Недостаточная их осведомленность в канонах привела к тому, что епископом был избран человек, женатый 2-м браком на вдове и потому не имевший права принять священный сан. В ответ на действия Луцкого братства И. с войском 18 мая 1695 г. прибыл в Луцк, где разорил Братский мон-рь и кафедральный собор, затем вывез во Львов имущество Луцкой кафедры. И. попытался провести переговоры с Жабокрицким. 1 июля 1695 г. с последним встретился в Луцке игум. львовского Иоанно-Богословского монастыря Венедикт (Ступницкий), предложивший от имени И., чтобы хиротония Жабокрицкого на Луцкую кафедру при условии внесения им установленной платы и гиберны состоялась по благословению И. Жабокрицкий отказался и 6 сент. 1695 г. выхлопотал привилей короля, по к-рому Гощанский Михайловский и Подгорецкий Благовещенский (совр. с. Подгорцы, Львовская обл.) мон-ри перешли из-под власти И. в его распоряжение, несмотря на протесты Львовского епископа. 12 мая 1696 г. король выдал Жабокрицкому привилей на Луцкую кафедру, и с тех пор последний фактически управлял Луцко-Острожской епархией. В сент. 1696 г. он был тайно пострижен в монашество, затем также тайно рукоположен во иерея. И. отказался признавать Дионисия в качестве епископа-номинанта и распространял на Волыни листовки о его двоеженстве и безнравственности. Луцкое и Кременецкое братства обвиняли И. в клевете. 21 июля 1696 г., после смерти кор. Яна Собеского (17 июня 1696), И. отправил письма белгородскому воеводе кн. Б. Р. Шереметеву и Киевскому и Галицкому митр. Варлааму (Ясинскому), вошедшие в «Летопись Самуила Величко» (гл. 37). В обоих посланиях повторяется фраза: «Умер король, умерла и уния» (имеется в виду принятие И. унии по настоянию Яна Собеского), И. подчеркивал свою верность православной Церкви. В послании к митр. Варлааму (Ясинскому) И., жалуясь на Дионисия (Жабокрицкого), писал, что «отец Жабокрицкий угнетает духовенство моей Луцкой администрации, за что его нужно предать проклятию». Оба письма И. подписал не только как епископ Львовско-Галицко-Каменецкий, но и как «администратор митрополии Сучавской и епископии Луцкой». Несмотря на заявления в письмах о приверженности Православию, в 1697 г. И. внес в гродские книги Львова и Луцка запись своей присяги 1681 г. на верность Риму.

http://pravenc.ru/text/578563.html

К постройкам кон. XVII в., в композицию к-рых были включены Г., относятся традиц. кубические многоапсидные 4-столпные 5-главые храмы на невысоких подклетах - Успенский собор в Рязани (1693-1699, зодчий Я. Г. Бухвостов) и возведенный по его образцу Успенский собор в Астрахани (1698-1710, зодчий Д. М. Мякишев). Г. окружают храмы со всех сторон, расположены на галереях (в рязанском соборе - крытой, в астраханском - открытой, с широкими арками, с гирьками в каждом проеме). Лестницы, ведущие на Г., расположены в обоих храмах с запада, однако в астраханском соборе Г. через площадку лестниц соединено с лобным местом. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Башнеобразные и ярусные постройки кон. XVII в. типа восьмерик на четверике с центрическим 4-лепестковым планом имели Г., окружавшие храмы со всех сторон и часто повторявшие сложную форму его плана. В этих постройках Г. в случае возведения храма на подклете (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в Москве, 1690-1694) возвышались на аркадах или располагались на уровне 1-го яруса в виде открытого обхода (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в пос. Дубровицы Подольского р-на Московской обл., 1690-1704; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы под Москвой, 1694-1697, зодчий Бухвостов). Парапеты церквей в Филях и в Уборах украшают ширинки, парапет дубровицкой церкви - резные орнаменты. Лестницы и крыльца располагаются с 3 сторон (кроме вост.); исключение составляет церковь в Дубровицах, имеющая лестничные марши с 4 сторон, в т. ч. с алтарной. Ярусные храмы типа восьмерик на четверике иногда включались в продольную композицию, образованную четвериком и близкими по размерам и оформлению алтарной частью и притвором (ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, ныне в Москве, 1690-1696, зодчий Бухвостов; ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве, 1697-1705, не сохр.). Церковь в Троице-Лыкове имеет Г., повторяющее форму плана здания, расположенное на уровне нижнего яруса, с лестницами с 3 сторон. Г., входившее в композицию ц. Успения на Покровке, сходно с Г. храма в Кадашах: оно охватывало здание по периметру, располагалось на уровне 2-го яруса на высоких аркадах; с вост. стороны Г. проходило над помещением нижнего, расположенного в подклете храма, 3 алтарные апсиды к-рого были выведены за пределы как подклета, так и галереи с Г. над ним. Парапет Г. украшали балясины в виде античных амфор.

http://pravenc.ru/text/168281.html

В кон. апр. 1694 г. И. был назначен настоятелем Троице-Сергиева мон-ря. В том же году совершил перестановки в монастырском управлении: келарем стал Мисаил (Григоров), казначеем - Пахомий (Бурнашев). Впосл. И. поддерживал с ними переписку. Годы настоятельства И. в Троице-Сергиевой обители - наиболее вероятное время возведения здесь царских «Чертогов» (документация не сохр.). Во время Азовских походов в 1695 и 1696 гг. мон-рь предоставил 50 тыс. р. и 40 тыс. р. «на ратных людей». 8 окт. 1696 г. братия обители во главе с И. встречала царя Петра I, прибывшего для благодарственной молитвы по случаю взятия Азова. После кончины 6 дек. 1696 г. Новгородского митр. Евфимия (Рылкова) И. был избран его преемником. Хиротонию 6 июня 1697 г. возглавил патриарх Адриан. До сент. И. оставался в Москве, проживал на подворье Новгородских архиереев в Китай-городе. 27 сент. прибыл в Новгород, по дороге остановился в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери монастыре и велел снять для себя копии с рукописей недавно переведенных там книг. Нуждаясь в образованных сподвижниках, И. взял с собой в Новгород мон. Феодосия (Яновского ; впосл. архиепископ), который отбывал наказание в Троице-Сергиевом мон-ре. Первоочередной задачей И. стало обеспечение иконами, церковными книгами и утварью храмов, выгоревших в мае 1696 г. во время пожара на Торговой стороне Новгорода. Под личным наблюдением И. восстанавливался Знаменский собор. В качестве образца для изготовления иконостаса И. выбрал иконостас Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, собственноручно скрепил книгу для сбора пожертвований и первым внес вклад на украшение (100 р.). При И. в епархии было построено много храмов, первым стала заложенная митрополитом каменная больничная ц. блгв. кн. Александра Невского в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре (1698; не сохр.). Памятная доска сообщала, что церковь «устроена по благословению Великого Господина Преосвященного Иова, митрополита Великого Нова-Града и Великих Лук, тщанием и рачением и усердным подаянием того же Великого Нова-Града воеводы ближнего окольничего Петра Матвеевича Апраксина и прочих христолюбивых того Великого Нова-Града жителей, священного и воинских и купеческих и всякого чина людей» (ИРИ.

http://pravenc.ru/text/578172.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010