Сведения о ее составе достаточно скудны. После многочисленных разорений обители вплоть до нач. XVII в. в 1624/25 г. она насчитывала всего 12 книг (7 печатных и 5 рукописных) (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 24). Однако уже к 1686 г. в ней насчитывалось свыше 130 книг, из них свыше 30 рукописных (Там же. С. 183-185). Среди печатных в б-ке Н. Б. м. хранились «Требник» Петра (Могилы) (1646), «Триодь Цветная» (1670) и др., среди рукописных - «Трефолой» и сочинение Аввы Дорофея (вклады архим. Ионы 1613 и 1627 гг.), Синодик (1682, с включением текста Синодика 1613 г.), «Жизнеописание прп. Ефрема» (1685), то же с текстом службы и описанием чудес прп. Ефрема (1682; вклад Г. Ханева; позднее приписаны сказания о перенесении и переложении св. мощей прп. Ефрема в 1690, об «исцелении Новоторжской женки Евдокии» в 1691, об обретении и перенесении мощей прп. Аркадия в 1677), то же, но без службы преподобному писца обители Артемия Поповцева (кон. XVII в. ( Колосов. 1913. С. 92-95). Архив Архив Н. Б. м. также постоянно страдал от разорений обители, поэтому в нем не сохранилось документов ранее нач. XVII в. В мон-ре хранилось 9 подлинных грамот: 7 царских (1610, 1614, 1628, 1631, 1689, 1690, 1693) и 2 митрополичьи (1690, 1695). В наст. время основной комплекс документов обители хранится в ГАТвО (Ф. 185). Святыни и достопримечательности Главными святынями монастыря на протяжении столетий являлись мощи ее основателя - прп. Ефрема Новоторжского, его ученика и келейника - прп. Аркадия Новоторжского, а также покоившаяся в одном гробу с мощами прп. Ефрема глава св. Георгия Угрина. 11 июня 1690 г. мощи прп. Ефрема вместе с главой св. Георгия Угрина были переложены из каменного гроба в деревянную раку, обитую бархатом, пожертвованную царем Петром I (в 1717 обложена серебром) ( Илиодор. 1861. С. 11-12, 59-60; Колосов. 1913. С. 49-50, 85-86). В 1798 г. для мощей по чертежам Н. А. Львова была изготовлена новая серебряная рака ( Илиодор. 1861. С. 12; Колосов. 1913. С. 51); деревянную позднее поместили в ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя (в 1847 на средства новоторжского купца 1-й гильдии А. А. Тетюхина над ней сооружена сень; см.: Илиодор. 1861. С. 60). В 1874 г. новоторжскими купцами 1-й гильдии, потомственными почетными гражданами Штанковскими сооружена новая серебряная рака с гробницей и бронзовой сенью (по рис. худож. С. Ф. Верховцева), в которую мощи были торжественно переложены 11 июня 1874 г. ( Колосов. 1913. С. 52-53).

http://pravenc.ru/text/2577887.html

476 Рук. Акад. Библ. под 300, содержащая в себе Логику. На рукописи, в начале выставлено 1690, марта 17. Потом при различных частях Логики: 1690 декабря 1, 1691. февраля 25, 1691, августа 11. Последняя помета сделана па половине уроков. Когда они окончены, не означено; к концу рукописи следуют уроки, писанные ещё в 1669 году. Другой экземпляр сих уроков списан рукой ученика Лихудов Николая, под 299. 477 За учением о силлогизмах, которое разделяется на три части, следует введение в Логику; потом изъясняется Порфириево учение об общих понятиях, далее учение Аристотеля о категориях, наконец, нечто из его последних аналитических книг. 478 Что Лихуды читали физику, это видно из Исторического известия о Московской Академии. Физика читалась обыкновенно после логики. Из многих списков, содержащих в себе физические уроки Лихудов, читанные ими в Академии, по всей вероятности, заключаются в ркп. под 311. Они писаны на греческом и латинском языках, и прерываются на 3й книге. 479 Приветственная речь напечатана Древ. Вивл. Т. VIII, стр. 356. Поздравители, называя себя учениками православныя, царския же и патриаршия Академии, между прочим говорят: «срадуемся обще со вместимым лицем о месте, и с местом о вместимом... Может и наш Славенский язык хвалитися ныне: зане им прославляется святейшее подлежащее блаженства твоего». Видно, что школьники слушали Риторику! 480 В письме к Лихудам Патриарх, между прочим, обвиняет их в том, что они не приняли сего Архимандрита. Письмо это в Моск. Синод. Библиотеке. – Архимандрит иерусалимский в Москве был в 1693. См. письмо Досифея, напечат. в Собр. Записок Гуманского. Ч. X, стр. 97. 482 В Словаре о писателях духовного чина Ч. I, стр. 241, удаление Лихудов от Академии относится к 1690 году; ибо говорится, что они чрез 15 лет вызваны из заточения в 1706 году: но у Поликарпова, в Записке об Академии, к 1690 г. относится кончина Иоакима, а не удаление Лихудов. По изложенным выше замечаниям о преподавании Лихудами наук философских видно, что в 1691 и 1692 годах они ещё учили в Академии. Из письма Досифеева к Лихудам (от 15 июля 1693) видно, что и в 1693 году они ещё были в Москве. Наши хронологические соображения подтверждаются и следующим обстоятельством, замеченным у Поликарпова: после Лихудов были учителями Николай Семёнов и Поликарпов, пять лет с половиной (1694–1699), потом несколько месяцев монах Иов в 1700 году, после него училище препоручено Палладию Роговскому. Таким образом, училище никогда не оставалось без учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXV. Патриаршая грамота на освящение церкви всех Святых, что под колокольнею, 1690 года Божиею милостью, Преосвященный Адриан, Митрополит Казанский и Свияжский. В нынешнем во 198 (1690) году били челом Великим Государем Царем и Великим Князем, Иоанну Алексеевич у, Петру Алексеевичу, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцам, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрит с братиею, а в челобитной их написано: В прошлых, де, годах блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержца, Святейший Никон Патриарх строил у них, в Воскресенском монастыре, церковь каменную с пределы противу Иерусалимского образца, и построил предел под колокольнею во имя всех Святых, и ныне, де, они в тот предел построили иконостас, и святые иконы написаны, и ко освящению те церковь готова, а без грамоты святить не смеют. И Великие Государи пожаловали бы их, велели тое церковь всех Святых освятить ему ж, Архимандриту, и о том дать освященную грамоту. И аз, смиренный Адриан, Божиею милостью, Митрополит Казанский и Свияжский, по повелению Великих Государей Царей и Великих Князей, Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцев, меж Патриаршества, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрита Никанора с братиею благословил, велел в том их, Воскресенском монастыре, церковь во имя всех Святых, что под колокольнею, освятить ему ж, Архимандриту Никанору, соборне по новоисправленному Чиновнику, буде тот предел построен по чину против иных церквей. Писан на Москве лета 7198 (1690), Марта в 31 день. На той же грамоте внизу рукою Архимандрита Никанора подписано: «198 года, месяца Апреля в 6 день, в неделю пятую святого поста освящена церковь во имя всех Святых в великой церкви под колокольнею. На обороте грамоты надпись: «Казначей старец Паисий Сийский». XXVI. Патриаршая грамота на освящение церкви Св. Архангел, 1690 года Божиею милостью, Преосвященный Адриан, Митрополит Казанский и Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«По розыскам» обнаружилось, что они снабжали раскольников, скрывавшихся «на лесах» за Золотницкою волостью и в других местах, хлебными запасами и всякими припасами «по многие годы», «утайкою». – В грамоте от 20 октября 1690 (7199) г. вообще говорится уже, что «селяне» Лодомской, Мудьюжской, Золотицкой и Куйской волостей, «прельстившиеся» раскольническими учением, а также «сродники» скитавшихся в Поморье раскольников «хлебные запасы и всякие припасы покупая провозят к ним на леса, тайным обычаем двинскими устьи мимо караулы, подлогом утаясь будто в домы свои». – Розыск раскольников, предпринятый тотчас после получении в монастырь архиерейской грамоты от 20 окт. 1690 г., оказался неудачным, были найдены только пустые раскольнические жилища, «а ис тех жилищ раскольники бежали к познанию до приходу к тем жилищам детей боярских незадолгое время»; – «знатно (говорится в грамоте Афанасия в Сийский монастырь от 12 января 1691 (7199) г.) по сноровки и по ведомостям к ним раскольником вашей монастырской вотчины и Золотицкой волости селян которые тое же церковную противность имеют и с ними раскольниками сообщаются сокровенно, так же и от посланных крестьян той же Золотицкой волости которые в прошлом во 198 году по нашему Преосвященного Архиепископа указу посыланы были летним и осеним путем для сыску тех же вышеписанных раскольников». – Даже вблизи средоточия архиерейской власти – в Архангельске – раскольники находили безопасный приют у своих тайных единомышленников: «И приезжая к Архангельску городу, писал Афанасий в Сийский монастырь в грамоте от 20 окт. 1690 г., тайным обычаем пристают в домех у таких же потаеных воров у церковных раскольников и чрез их покупая хлебные и всякия запасы провозят мимо караулы в богомерские свои жилища» (Архив Сийского монастыря). 45 Все названные лица перечисляются в грамоте Афанасия в Сийский мон. от 20 окт. 1690 (7199) года. 48 Указанная грамота, с некоторыми пропусками, напечатана в соч. И. М. Сибирцева: «Историч. сведения из церковно-религиозного быта г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Из буклетов: Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь и Высоко-Петровский монастырь в ХХ веке. Несколько лет подряд в монастыре проводились реставрационные работы по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы: В 2016 г. проводилась реставрация двух объектов: 1) На объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Церковь Пахомия, 1753-1755 гг.» (ул. Петровка, д. 28, стр. 7) были выполнены работы: реставрация белокаменных фасадов и декора; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах, устройство полов; воссоздание окон и дверей; ремонт и реставрация крыши; устройство системы водостока, реставрация гульбища. 2) На объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью, 1690 г.» (ул. Петровка, д. 28, стр. 3) выполнена реставрация фасадов, архитектурно-лепного и белокаменного декора; ремонт медной кровли, окрытие выступающих частей здания медью. В 2017 г. проводилась реставрация двух объектов: 1) В церкви Петра Митрополита велись работы по реставрации фасадов с укреплением кирпичной кладки, по устройству белокаменных полов, воссозданию оконных и дверных заполнений с воссозданием фурнитуры, ремонтно-реставрационные работы по кровле. 2) На объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью, 1690 г.» (ул. Петровка, д. 28, стр. 3) велись следующие работы: реставрация фасадов, укрепление кирпичной кладки стен, сводов, проездной арки и стилобата, реставрация белокаменного цоколя, устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием белокаменных водометов и пинаклей, устройство отмостки, оконных и дверных заполнений, витражного блока, устройство белокаменных и деревянных полов, реставрация кровли, устройство системы водостока. В 2018 г. реставрационные работы проводились на двух монастырских объектах культурного наследия: 1) На монастырском объекте Сергиевская трапезная, 1690 г., 1739 г. (ул. Петровка, 28, стр. 9) велась реставрация фасадов четверика и апсиды, включая белокаменный декор, ремонт и реставрация конструкций крыши четверика и окрытия, глав, завершений храма (кресты, подкрестные шары). 2) На церкови Петра Митрополита, 1505 г., 1690 г. (ул. Петровка, 28, стр. 10) проведена реставрация фундамента, ступеней крыльца и галереи (включая облицовку), устройство отмостки, реставрация живописи. Все реставрационные работы на этом объекте были завершены в 2018 г.

http://sobory.ru/article/?object=03404

Хлудовской библиотеки : в месяцеслове при пергаменном апостоле, XIV в. 33, 27 нояб. есть праздник знамения Богородицы, пр. Венедикта не 14, а 13 марта; в апостолах, XIV в. 34 и 38, апостолы Олимп и Родион и проч. не 10, а 11 ноября; в апостоле 35 XIV в. 17 сент. Евлампия, Харлампия и Агафоклия (Агафоклии), пр. Мартиниана 10 и 13 февр., 21 марта Фокия (?) и Малха, 22 марта Филита и дружины его вместо 23, 24 марта освящение церкви, 3 апр. прор. Исаии вместо 9 мая, Ирины 5 апр. вместе с древними римскими мартирологами (у нас 16 апр.), 8 апр. св. Иакова и Луки (неизвестны), 29 апр. чудотворца Мемнона, его же призыванием прузи прогоняются, и Андрея Критского , авг. 2 св. Романа (неизвестен), 4 авг. св. Андрея (неизвестен), Иринея, Ора, Орепсия авг. 24 вместо 22, авг. 27 св. Амфилохия (неизвестен); сей апостол южного происхождения, ибо о пр. Феодосии говорит 3 мая, как о чужом; в ап. 37, XIV века, 17 сент. св. Савватий (неизвестен, если не из дружины Доримедонта 19 сент.), в ев. 11, XIV в., 29 марта св. Патапия (неизвестен, если не Евстафий), 16 апр. свв. Павел и Фимофей (неизвестны). Шишатовацкий месяцеслов Сей месяцеслов находится при сербском апостоле, написанном в 1324 году. Текст его напечатан у Мартынова (annus eccies. р. 845), а самый апостол с календарем издан Миклошичем в 1853 году. Апостол писан в граде Жрело у Пеки (ныне Ипек). Шишатовацким называется потому, что подлинник принадлежал до издания Шишатовацкому монастырю. Содержит памяти на все дни, особенностей мало: 6 сент. показан собор Михаила и Гавриила, 8 окт. пр. Мелании (вероятно, ошибочно вместо Пелагии), 6 мая св. Дима (неизвестен), 28 мая св. Евпсихия (вероятно, Евтихий 30 мая), 6 нояб. показана память св. отца Александра с Павлом, патр. цареградским, 16 июля показана память св. отец 630, иже в Халкидоне, св. отец 10 собора (и вместо а, т. е. первого собора, как в греческих). Вообще должно заметить о славянских месяцесловах при евангелиях и апостолах, что чем древнее евангелия и апостолы, тем более встречается оригинальных месяцесловов при них; чем позднее, тем менее оригинальности в месяцесловах. Более оригинальных месяцесловов встречается в евангелиях и апостолах до XIV века включительно, менее в XV в., и почти нет в XVI в. Так евангелия и апостолы XVI века в софийс. 10–46) и белоз. 37–120) библиотеках имеют два типа месяцесловов: один более встречающийся краткий, содержащий общепринятых немногих святых, и другой, редко при еванг. и апост. встречающийся, из иерусалимского устава 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На закладке нового собора (27 авг. 1801) и освящении главного престола (15 сент. 1811), приуроченном к 10-летию коронования имп. Александра I, присутствовал сам император. Оба чина возглавлял митр. Новгородский и С.-Петербургский Амвросий (Подобедов). Боковые приделы собора были освящены во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (северный) и в честь Рождества Пресв. Богородицы (южный). Со дня освящения и до освящения Исаакиевского собора (1858) К. с. по существу исполнял функции кафедрального, хотя формально таковым являлся Петропавловский собор. В К. с. императоры молились перед длительном отъездом и по возвращении в столицу, напр. 25 апр. 1828 г. имп. Николай I присутствовал здесь на напутственном молебне перед отправлением на войну с Турцией, трижды - в период Крымской войны; 8 апр. и 25 апр. 1877 г. перед началом и в период русско-тур. войны в соборе молился имп. Александр II. События, связанные с благодатной помощью царской семье, отмечались в соборе благодарственными молебнами. 4 апр. 1866 г. имп. Александр II пришел в К. с. из Летнего сада, где в тот день было совершено покушение на его жизнь террористом Д. Каракозовым. В соборе был отслужен молебен в присутствии имп. семьи, в память о спасении государя в этот день был учрежден крестный ход на Неву. Благодарственные молебны служили в соборе после покушений на императора (25 мая 1867; 2 апр. 1879); сразу по возвращении в С.-Петербург для совершения благодарственного молебна в собор направились спасшиеся при крушении поезда в Борках имп. Александр III с семьей ( 23 окт. 1888). В К. с. совершились епископские хиротонии архимандритов Амвросия (Орнатского) в 1816 г., свт. Макария (Булгакова) в 1851 г., свт. Игнатия (Брянчанинова) в 1857 г. В 1838 г. здесь был рукоположен во игумена настоятель Валаамского мон-ря Дамаскин (Кононов). В К. с. 25 дек. 1825 г. отпевали убитого на Сенной пл. военного и гос. деятеля гр. М. А. Милорадовича (в присутствии имп. Николая I); 28 окт. 1887 г.- П. И. Чайковского. В 1840 г. по почину Ревельского викарного еп. Венедикта (Григоровича) в соборе было возрождено ночное служение Пасхальной заутрени и литургии. Летом 1840 г. в К. с. неустанно служились молебны об избавлении от эпидемии холеры. В память об этом в 1849 г. был установлен ежегодный крестный ход 4 июля до Успенской церкви на Сенной пл. 6 апр. 1885 г. собор стал центром празднования памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, приуроченного к 1000-летию со дня преставления последнего.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сразу после переселения, 6 апр. 1690 г., была издана и вручена патриарху Арсению III «Invitatoria» (Приглашение), к-рая призывала сербов встать на защиту Габсбургской империи и давала за это право свободного исповедания Православия. Характер 2 указов о привилегиях, дарованных в 1690 г., и по одному в 1691 и 1695 гг. отражал военные нужды империи и степень участия сербов в ее военных кампаниях. Так, после австр. победы в битве под Сланкаменом (1691), одержанной благодаря сербскому отряду Йована Монастерлии, привилегия, данная 21 авг. 1691 г., закрепила за патриархом часть светских полномочий над его паствой. Привилегия от 4 марта 1695 г. утвердила структуру епархий. Сербские привилегии неоднократно подтверждались: 7 авг. 1706 г.- имп. Иосифом I, 8 окт. 1713 г.- имп. Карлом VI, в Защитном дипломе (10 апр. 1735) и 26 апр. 1743 г.- имп. Марией Терезией. Но постепенно эти привилегии утрачивали силу либо отменялись, что ухудшало положение сербов и способствовало навязыванию им унии. К. м. вела широкую просветительскую деятельность, поддерживала высокий уровень церковных школ, к-рые признавались наравне с др. школами в империи; благодаря этой деятельности сербы могли противостоять ассимиляции и сохранить свою религ. и национальную идентичность. После австро-тур. войны 1716-1718 гг. в состав Габсбургской империи вошли обл. Банат, Сев. и частично Центр. Сербия с городами Белград, Валево и Крагуевац - земли, на которых находились Валевская, Темишварская и Вршацкая епархии Белградской митрополии во главе с митр. Моисеем (Петровичем) . Вскоре автономию Белградской митрополии признали имп. Карл VI и 15 авг. 1721 г. Печский патриарх Моисей (Райович ; 1712-1725), который пожелал, чтобы после смерти тяжелобольного митр. Карловацкого Викентия (Поповича) эта митрополия объединилась с К. м. в Славяно-сербскую митрополию, а ее главой стал митр. Моисей (Петрович). Но австрийские власти не одобрили пожелание патриарха, поэтому в 1722 г. на Соборе в Петроварадински-Шанаце (ныне в черте г. Нови-Сад) митр.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

285 Сношения с Цареградом конечно не дёшевы были Новгородской кафедре. Отселе жалобы некоторых на Нифонта, хотя и излишне резкие: „мнозии глаголаху, яко полупив св. Софью, пошел Царьгороду, и много глаголаху на нь, но собе на грех“. Собр. л. III, 12. „Сими укоризнами содеваху ему спасение, а себе на грех“. Собр. л. IX, 206. 207. 286 Грамота патр. Николая Музалона – у Варлаама в житии св. Нифонта. Николай Музалон был патриархом 1147–1152 г. Киевск. л. под 1766 г.: „патриарх же присла к нему грамоты, блажа и причитая к святым его. Он боле крепляшется, послушавая грамот патриарш“. 288 По 1 Новгород. лет. „преставися апр. 21 д.“ 1156 г. Собр. л. 3, 12. Тоже в Соф. Врем. 7, 64. По 2 Новгород. и Никон. лет. „преставися апр. 15, праздной недели в субботу“. В 3 и 4 Новгор.: „преставися апр. в 18 д.“ Собр. л. 3, 124. 179. 4, 9. 5, 160. 9, 206. По четьей минее „преставися апр. 8 светлые недели в субботу“. Но в 1156 г. суббота светлой недели была апр. 21 д. Потому несомненно, что блаж. Нифонт почил 21 апр. 1156 г. Варлаам в конце жития, обращаясь к св. Нифонту, говорит: „молись за пречестнейшего архиерея Макария, содержащего святительский престол всей России, который уставил соборно праздновать честную память твою“. Итак, повсеместное празднование св. Нифонту установлено митр. Макарием, но в каком году? Неизвестно. Мощи св. Нифонта ныне открыто почивают в Антониевой пещере, но у Кальнофойского они ещё не показаны. Опис. лавры, стр. 108. 289,293. Воскр. л. (7, 64) говорит: „положен бысть в Феодосьеве печере“. Но все другие говорят только, что положен в Печерском мон. 293 В Воскресенском монастыре служебник 1380 г. Новгор. Софийского собора один служебник конца XIII в., другой – XIV в., в обоих литургия с одной просфорой. Изв. Акад. 6, 313. 317. 7, 265. 266. 294 Христ. Чтен. 1863 г. 4, 93. 94. В этом служебнике на ектеньях поминается то архиепископ (л. 8. 12. 106. 107), то епископ (л. 23. 33. 48. 56. 65) и след. он писан при самом Нифонте или вскоре после 1165 г., когда ещё не утвердился обычай называть Новгородского архипастыря архиепископом. – Кроме трёх литургий в нём находятся: чин освящения воды в Богоявление, чин крещения, молитвы духовным детям на Петров день, на Рождество Христово и на Пасху, чин причащения больных. В чине крещения показано, как совершает крещение с миропомазанием святитель при содействии священника с диаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010