Одним из пунктов обвинения было то, что М. некогда совершал обряд рукоположения священников и диаконов «по обычаю белороссийских архиереев по два купно и по три на единей литургии», однако за это нарушение он ранее (возможно, в связи с осуждением хлебопоклонной ереси в нач. 1690) приносил покаяние и «впредь обещася тако не творити» патриарху Иоакиму ( Горский, Невоструев. Описание. С. 479). В какой еще ереси обвиняли М., неизвестно. Среди историков высказывалось предположение о том, что обвинения М. со стороны архим. Игнатия повлекли за собой следствие, суд и даже лишение М. сана ( Богданов. 1999. С. 375, 407; Он же. 2001. С. 321-324). Сведения источников эту версию не подтверждают. Спустя неск. дней после подачи Игнатием челобитной, 1 авг. 1690 г., в с. Преображенском состоялись торжества на праздник Происхождения Креста Господня с крестным ходом, в котором участвовал царь Петр, «а действо освящения воды и божественную литоргию», т. е. церковное мероприятие, возглавлял М. (Дворцовые разряды. 1855. Стб. 571-572). 23 авг. 1690 г. М. присутствовал на церковном Соборе, избравшем новым патриархом Казанского митр. Адриана, принимал участие в наречении, а 24 авг.- в чине возведения новоизбранного на Патриарший престол. Сторонникам М. пришлось дать согласие на кандидатуру Адриана, но уже 8 сент. 1690 г. М. занял его место, став митрополитом Казанским и Свияжским. О достигнутом компромиссе свидетельствует и отсутствие имени М. среди кандидатов на Патриарший престол в офиц. бумагах (ими стали Адриан, архиеп. Коломенский Никита (Тотемский) и архим. Троице-Сергиева мон-ря Викентий: ПСЗ. Т. 3. С. 71). 19 окт. 1690 г. М. прибыл на место нового служения. В Казани он продолжил работы по обновлению старых храмов и постройке новых, начатые его предшественниками - митрополитами Иоасафом и Адрианом. В 90-х гг. XVII в. была расписана внутри и снаружи соборная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, для нее были изготовлены иконостас с золоченой резьбой, иконы с греч. подписями. Вместо деревянного собора в честь Богоявления на архиерейском дворе был построен каменный собор в честь Рождества Христова. Попечением М. велось строительство в казанском Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме). В 1698 г. М. освятил в нем собор в честь Обновления храма Воскресения Христова. Было завершено строительство архиерейского корпуса с домовой церковью. В большом казанском пожаре 13 мая 1694 г. сгорели многие слободы и монастыри, пострадал Благовещенский собор, в котором были утрачены мощи Казанского свт. Варсонофия . М. продолжил начатое митр. Адрианом строительство казанского Кизического в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря . При нем были построены каменный Введенский храм, шатровая колокольня, надвратная Владимирская церковь.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

415) 13 . Правда, г. Крыловский, относя издание рассматриваемого Евангелия к 1704 году, при этом обозначает даже счет листов в нем (1+3+3+5+412), чем дает как бы знать, что он имел в руках братское Евангелие означенное датой. Но, без сомнения, счет листов выставлен им предположительно по соответствию с Евангелием прежнего издания, wedlug exemplaru (согласно с экземпляром) которого Ставницкий, в упомянутом условии, обязался печатать новое издание этой книги. Г. Крыловский не мог видеть братского Евангелия с датой 1704 или даже 1703 гг., потому что – полагаем с вероятностью самой высокой степени – означенное Евангелие выпущено было в свет с датой прежнего издания, т.е. с датой 1690 года. Представляем необходимый в подтверждение высказанного предположения (скорее, положения) разъяснения. Все экземпляры братского Львовского Евангелия с датой 1690 года к этому году библиографами (а также составителями книжных каталогов) и относятся, ибо во всех их лицевая сторона заглавных листов (не исключая и рисунков) тождественны. Заглавие всех этих экземпляров дословно следующее: „Евангелие сиреч Благовестие Богодухновенных Евангелистов. Благословением Святейших Четверопрестольных Патриархов. Тщанием же и иждивением Братства Львовского: Ставропигион Храму Успения Пресвятой Богородицы, издася в Львове. В лето от создания мира 7198, 14 а от Рожд. Христова 1690, ноября 28“. Но что не все экземпляры Львовского братского Евангелия, имеющие приведенное заглавие, принадлежат к одному и тому же изданию, действительно вышедшему в свет в 1690 году, а некоторые из них – издания другого, притом по времени довольно далеко отстоящего от означенного года, – эго открывается из сличения этих экземпляров между собой 15 . Одни экземпляры Евангелия, действительно вышедшие в 1690 году (в дальнейшем изложении будем отмечать их, как экземпляры Евангелия А), имеют на оборотной стороне заглавного листа изображение распятия Христова; – другие, относимые нами по выходу в свет ко времени позднейшему (будем отмечать их под буксой Б), на обороте того же листа имеют сложную гравюру, на которой изображены: вверху – взятие Богородицы на небо; ниже – на земле – колокольня, стена с амбразурами и около них Успение Богоматери, окружаемой апостолами; под гробом её – лев со звездой на груди.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

1 Апр. 4724 Царице Небесная! Не поставь мне во грех безумно неосторожного поведения моего, пребывания около огня. Укрепи меня, удержи от греха! Помоги не пострадать от тяжкого искушения, врагом мне подлагаемого. 2 Апр. 4725 «Изведоша его вон из винограда, и убиша его»... ( Мф.21:39 ). Какое верное, удивительно-точное предсказание Господа о Своей смерти! И вся эта притча о виноградарях – какое величественное олицетворение всей жизни и истории ветхозаветного человечества, последнее вопиющее злодеяние которого не укрылось от всевидящего ока Иисусова! 3 Апр. 4726 «Они же помышляху в себе, глаголюще»... ( Мф. 21:25 ) Апостол и Евангелист Матфей открывает здесь помыслы совопросников Иисусовых. Откуда же он узнал их? Конечно, Господь помышлений и мыслей сердечных открыл ему их. Там, где Христова мудрость, «вся нага и объявлена пред очима Его»... 4 Апр. 4727 Господи! Господи! Нет мне другого спасения, кроме как Твое милосердие! Но у него оспаривает свои права на меня Твое правосудие! Господи! Здесь накажи, а там помилуй! Лучше же – спаси меня единым Твоим милосердием и настоящих зол и будущих! 5 Апр. 4728 Жизнь наша – совершенно тоже, что бесконечная возня с гнилым зубом! Постоянно ее надо чистить, обеззараживать, закрывать от наружных тлетворных влияний, и в конце концов все таки если сам не вырвешь этого зуба, то он и сам вывалится, оставляя на своем месте одну зияющую пустоту. 6 Апр. 4729 «Зависти ради предаша Его»... (Мф. Зач. 111). Вот и вся вина преданного Иисуса! Так бы и сказали, а то еще придумали благовидные причины, назвали лжесвидетелей, сыграли комедию суда. Так зависть тесно сплелась с ложью, ибо то и другое свойства истинно дьявольские. 7 Апр. 4730 Господи! Ты меня поставил на свещнице Церкви Твоей святой! – Ты и сохрани меня от всякого помрачения и всякой тьмы. Ты меня ввергнул в море житейское – кругом соблазнов и тяжких искушений. Ты, о Тишина сердца моего, и сохрани меня от всякого поползновения и повреждения. 8 Апр. 4731 Господь вознесся на Крест, да освятит и окропит Своею кровью воздушные области земли, погребается в землю, да снидет во ад и изведет оттуда узников, и да освятит недра земли. Вознесся на небо, да возвратится к источникам благодати, неистощимо изливая их туда, где благоволил поднять столько трудов к нашему спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Мигдоний река в Месопотамии, 26 мар. о Малхе. Мидикийская обитель близ Прусы. Зам. 3 апр. Мес. 4 мая. Миртовая гора. Зам. 3 апр. Милитилена а на о. Лесбосе, 9 нояб. о Феоктисте. Михаил , ученик Феодора студита , писатель. Заи. 11 нояб. Молитва к востоку с поднятыми руками. Зам. 2 янв. Монагрийский монастырь близ Кизика. Мес. 4 мая. Монте-Кассино монастырь в Италии. Зам. 14 мар. Монте-Люко гора при Сполете. Зам. 12 апр. Мощи у еретиков. Зам. 24 февр. Мунтания в кийском заливе в Малой Азии. Зам. 14 янв., 1 июля. Мученичество ( μαρτρειον) – храм иди придед во имя мученика. Зам. 25 апр. Миры ликийской, ныне Страмита иди Макр по Штадлеру 513. Неорий – местность в Царьграде. Мс. 31 авг. 16 авг. Неусыпающих монастырь. Зам. 15 янв., 3 июля. Никитской монастырь в заливе никомидийском. Мес. 28 июня. Никифор магистр антиохийский жизнеописатель. Зам. 24 мая. Никифор , духовник св. Андрея (2 окт.), жизнеописатель. Зам. 2 окт. Никифор Григора жизнеописатель. Зам. 24 нояб. Николай жизнеописатель. Зам. 21 янв. Никодай Кавасила, архиепископ солунский в 14 в. Зам. 5 апр. Николай Малакс, протоиерей навплийский, писатель. Зам. 18 апр. Никомидия , по-турецки ныне Смити, 17 авг. Никод. Нитрия одно из мест жительства иноков в Египте, на юг от скитской пустыни. Новый год. Зам. 1 янв. Мес. 23 сент. Номентанская дорога в Риме. Зам. 21 янв. Нотарий – чиновник при дворе патриарха константинопол. по гражданским делам. Зам. 25 окт. Нугарды – город под митрополиею нисивийскою на Тигре. Общение восточных с римскою церковию в X веке. Зам. 7 и 12 февр. Одежды погребадьной Богоматери. Зам. 2 июля. Одигитрии монастырь в Царьграде. Зам. 28 июля. Оксия гора. Зам. 14 янв. Оксиринх , ныне Бенезех, в Египте. Оливрия местность в Царьграде. Зам. 12 авг. Олимп гора в Вифинии или Мизии, другая в Ликии. Зам. 5 апр., 13 сент., 26 дек. Олимп город. Зам. 20 июня, 26 дек. Олимп обитель близ Царьграда. Зам. 13 дек. Оманадеяне народ. Зам. 11 июля. Омона город в соседстве с Памфилиею и Писидиею. Омонии монастырь в Царьграде. Зам. 12 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

17 Апр. 4366 Воскрес Господь!... Ничто не удержало, ничто не помешало. Напротив, самые препятствия послужили лучшими же пособиями, удостоверителями этой непостижимо-дивной истины. 18 Апр. 4367 О, радость! Ликуй умеренно, а то печаль разбудишь! Будит немало своей печали и радость воскресения Христова, – печали, что так много людей живут недостойно звания христианского, что сами мы так мало подготовляем себя для глубокой радости и достойного познания радости Христовой и участия в благах Его Царствия. 19 Апр. 4368 Воскрес Господь, но… не для всех воистину. Не воскрес Он для пьяниц, для развратников, для всех, кто носит злобу в сердце на ближнего своего, кто предан излишествам и пристрастиям всякого рода. 20 Апр. 4369 Господи! Прости и исправь меня злого, немилосердого, жестокого, безчувственного к нуждам, страданиям и скорбям ближнего. Как мне совестно молиться Тебе о помощи, зная, как часто я не помогал другим! Как стыдно, что поступаю напротив того, чего прошу у Тебя? Прося прощения своих грехов, не прощаю другим! Прося милосердие себе, немилосердствую сам и т. д. 21 Апр. 4370 Постоянная легкая возможность согрешать, при постоянной близости греха, должна делать нас особенно осторожными, заставляет следить за каждым шагом своим и действием, соображая все их последствия и течение. 22 Апр. 4371 Как осторожны ученики Христовы. Не верят своим ушам, не верят своим глазам, слыша и видя Воскресшего. Сами всячески стараются проверить и слышимое и видимое, до осязания руками, и только устранив всякие препятствия к вере, восклицают сами и другим решаются проповедовать: «Господь и Бог мой!».. 23 Апр. 4372 Как мудро то, что ученики разбежались и оставили Господа в последние минуты! Как это отнимает всякие основания подозревать и обвинять их в краже тела Иисусова. До кражи ли было им: впору было сидеть взаперти, да дрожать и бояться: вот придут, и их арестуют за близость к Тому, Кого распяли как бунтовщика, «запрещавшего» давать подать кесарю»? 24 Апр. 4373 Апостолы и угодники Христовы, исцелявшие болезни других и скорби, сами болели и скорбели – ужели оттого, что оскудевала в них сила Божия? Нет, конечно, но оттого, что нам надо и потерпеть, поскорбеть и пострадать. Кто бы из нас помнил о Боге, о душе и вечной жизни – без скорбей и страданий?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

10 Апр. 4358 Дети поют «осанна!» фарисеи запрещают. Так и нашим хвалам мешают свои враги Христовы: страсти, прихоти, грехи, грешные помыслы и движения. 11 Апр. 4359 Удивительная перемена: ныне ваии, скоро бичи, ныне осанна, скоро распни! Ныне одежды постилают по пути, скоро и Его обнажат от всякой одежды. Ныне ликующее – благословен грядый Царь Израилев, а скоро злобное и насмешливое – радуйся, Царю Иудейский! 11 Апр. 4360 «Грядый Господь на вольную страсть»... Не страсть и смерть пришли ко Господу, как приходят к нам, хотя бы мы и не хотели. А Господь Сам пришел добровольно к страданиям и смерти, как к лучшему средству спасти нас от смерти. 12 Апр. 4361 «Прискорбна есть душа Моя до смерти»... Кормилец наш! Как страждет? И нет никого около Него! И если бы даже были, что смогли бы сделать в облегчение этой скорби, которая могла утолиться только смертью и теми страшными страданиями физическими и нравственными, которые Он благоволил принять на Себя. 13 Апр. 4362 «Мене единаго оставите»!.. говорит Господь ученикам, « и несмь един, яко Отец со Мною есть» (Иоан.). Однако, вот и Отец оставляет бедного Иисуса, заставляя Его в ужасе вопить: «Боже Мой, Боже Мой! вскую Мя еси оставил»!! Сила скорби Иисуса превзошла как бы даже Его ожидания. Хотя и всеведущий, Он не знал состояния греха и той тяжести, какую представляли для Него отяготевшие на Нем в эту минуту грехи всего мира. 14 Апр. 4363 Поразительно отречение Петра от Господа – троекратное, с клятвою. Оно показывает, как слаб человек, предоставленный самому себе, и как неосновательна и жалка его самонадеянность и самомнение. 15 Апр. 4364 Мертв Господь… На Кресте, во гробе, в земле. О, зрелище ужасное, коего не стерпело небо, не вынесла земля, но дерзнули на Него камни – люди, камни, жесточайшие тех, которые содрогнулись и возопияли на столь небывалое злодеяние! 16 Апр. 4365 Господь бездыханен, недвижим, хотя и воскрес в 3-й день, но сейчас, когда Он на кресте одолевается смертью телесною, полагается во гробе, Он – истинный мертвец, возбуждающий всю человеческую жалость и горе и ужас! Не предваряй событий! Не утешай себя истиною Его воскресения. Плачь о Христе умершем, о Котором будто не знаешь ты, воскреснет ли Он для тебя от ужасной Своей смерти, причиненной при больших долях твоего участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Аглаий , ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Агрипина , мученица римская, 23 июня. Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр. Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Адриан , (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр. Адриан , муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр. Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Аетий , из 42 мучч. амморейских, 6 марта. Аза , муч. исаврийский, 9 ноября. Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр. Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр. Азария , из трех отроков, 17 дек. Азат скопец, муч. персидский, 17 апр. Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября. Аифала , муч. арвильский, 11 дек. Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб. Акакий , (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта. Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая. Акакий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Акакий , муч. милитский (в Карии), 28 июля. Акакий , пресв. прусский, 19 мая. Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент. Акакий , преп. синайский 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября. Акепсим , преп. сирийский, 3 ноября. Акепсий , муч. арвильский, 11 дек. Акила (орел лат.), или Аквила , ап. из 70, 14 июля. Акила , муч. трапезундский, 21 янв. Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня. Акилина , мученица синопская, 7 апр. Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр. Акиндин , муч. фракийский, 22 авг. Акиндин , муч. персидский, 2 ноября. Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр. Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая. Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля. Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр. Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Александра , муч. амисская, 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Псой (мясо на чресиах, греч.) преп., ученик преп. Пахомия, 9 авг. Итоломей (воинственный, греч. πτλεμος вместо πλεμος). муч. римский, 1 июня. Пуд (Пудис, стыдливый, лат. Pudens), ап. из 70, 15 апр. Пулхерия (прекрасная, лат.), св. царица, 10 сент. Пуплий (народный, публичный, лат.), муч. палестинский, 15 мар. Пуплий , преп. египетский, 5 апр. Равула (крючкотвор, вздорный стряпчий, лат.), преп. месопотамский, 19 февр. Разумник , муч. римский, 12 дек. Раиса (легкая, готовая, греч.), мученица, 5 сент. Реас (у грек. Риакс ), из 26 мучч. готфских, 26 марта. Ревокат (отозванный, лат.), муч. африканский, 1 февр. Рикс (царь, лат.), муч. кампанийский, 6 июня. Римма (брошенное, бросание, греч.), муч. 20 янв. и 20 июня. Рипсимия (бросающая, греч.) и Гаиания , с дружиной, мученицы арменской, 30 сент. Родион (розовый, он же Иродион, геройская песнь), ап. из 70, 10 ноября. Родопиан (розовый, греч.) диакон, муч. афродисийский, 29 апр. Роман (римский, лат., крепкий, греч.) воин, муч. римский, 10 авг. Роман , диакон кесарийский, 18 ноября. Роман муч., 19 ноября. Роман , муч. самосатский, 29 янв. Роман , преп. сирийский, 27 ноября. Роман преп., творец кондаков, 1 окт. Роман князь рязанский, 19 июля. Ромил (Ромул, крепкий, греч.), муч. с дружиною, 6 сент. Ромил , муч. палестинский, 15 марта. Рустик (деревенский, лат.), священномуч. с Дионисием ареопагитом, 3 окт. Руфина (рыжеватая, лат.), мать муч. Маманта, 2 сент. Руфин (рыжеватый, лат.) муч., 10 марта. Руфин , диакон, муч. синопский, 7 апр. Руфин , муч. аполлониадский, 6 июля. РуФ (рыжий, лат.), ап. из 70, 8 апр. Руф , муч. аполлониадский, 6 июля. Руф , из 9 мучч. кизических, 29 апр. Савва (неволя, араб., вино, евр.), муч. персидский, 28 марта. Савва стратилат и 70 воинов, мучч. римские, 24 апр. Савва , муч. готфский, 15 апр. Савва Освященныйй, 5 дек. Савва , архиеп. сербский, 12 янв. Савва пр. звенигородский, 3 дек. Савва пр. вишерский, 1 окт. Савва пр. псковский, 28 авг. Савватий (субботний, евр.), муч. синадский, 19 сент. Савватий , преп. соловецкий, 27 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В Апреле: 12-го – преп. Василия Парийского, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 95)», по Актам (§ 3-й) указано время жизни святого (при Льве Исаврянине) и географическое положение Парии (§ 1); 18-го – св. Космы, епископа Халкидонского, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 532)», на основании их сделано замечание к житию, где различаются два Авксентия; 19-го – преп. Иоанна ветхия лавры, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 625)», но кроме Актов и Пролога, Святитель пользовался еще житием блаж. Харитона; – свв.мм. Христофора, Феоны и Антонина, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 747)», отсюда (§ 3-й) и сделаны к Проложному сказанию (§ 2-й) некоторые добавления; – св. Трифона, патриарха Цареградского, в Прологе: «Акты свв. (апр., т. II, 627)», Святитель использовал §§ 2, 4 и 3, находящегося здесь исторического исследования, дополнив сказание Пролога; 20-го – преп. Феодора Трихины, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 756)», отсюда взяты дополнения к Прологу о мире (§ 3) и демонах; – преп. Анастасия Синайского, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 850)», отсюда (§ 13) взято начало жития – о ереси акефалов; о Петре Могосе в Актах краткие сведения, и Святитель здесь пользовался еще каким-то источником; примечание к житию составлено по Актам; 24-го – преп. Елизаветы чудотворицы, в Прологе: «Акты свв. (апр. III, 272)», отсюда взято начало жития и его конец (§ 3), а также некоторые факты, дополняющие Проложное сказание; – свв.мм. Пасикрата и Валентина, в Прологе: «Акты свв. май, VI, 23)», отсюда и взяты дополняющие Пролог сведения. В Мае: 28-го – преп. Никиты епископа Халкидонского, краткое проложное сказание дополнено из службы святому. В Июне: 5-го – св. Дорофея епископа Тирского, во втором месяцеслове: «несть ничого, только взменка о нем у Никифора (X, 9-я) et Comel. a Lapide»; в Пологе ссылка на того же Никифора и – «в апостоле напочатку о нем зри»; из указанных источников дополнено повествование Пролога; 6-го – преп. Илариона Далматского, в месяцеслове: «только що в Прологе, также в Чете»; ВЧМ (июнь, л. 111 об.) и жития Феодора Студита и сделаны добавления к проложному сказанию, которое передано свободно; 16-го – св. Тихона, епископа Амафунтского, в месяцеслове: «нет нигде ничого»; Святитель дал распространенный пересказ проложного синаксаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

календарях, изданных Ф. Но, упоминание о П. м. содержится под 6 нисана (6 апр.) (Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 75. (PO; T. 10; Fasc. 1)). Под этим же числом память мучеников отмечена в Патмосском списке Типикона Великой ц. (Patm. 266, кон. IX - нач. X в.), в некоторых визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1603 г.- SynCP. Col. 589; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 63). В Иерусалимской рукописи Типикона (Hieros. S. Crucis. 40, X в.) и в синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) П. м. упоминаются под 5 апр. (SynCP. Col. 587; Mateos. Typicon. T. 1. P. 262). В сказании из имп. Василия II Минология (1-я четв. XI в.) под 6 апр. говорится, что П. м., числом 150, предали сожжению (PG. 117. Col. 387-390). По всей видимости, причиной этого утверждения стало ошибочное смешение П. м. со священномучениками Илиодором и Досой , а также с их сомучениками, пострадавшими в 362 г. (подробнее см.: Sauget J.-M. Eliodoro et al.//BiblSS. Vol. 4. Col. 1078-1079), к-рые упоминаются в Минологии имп. Василия II под 9 апр. (PG. 117. Col. 393-394). Прп. Никодим Святогорец поместил в «Синаксаристе» под 6 апр. память П. м. и посвященное им двустишие, в к-ром также говорится, что святые пострадали в огне ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 196). По мнению Софрония (Евстратиадиса), бывш. митр. Леонтопольского, П. м. пострадали вместе со сщмч. Садоком , еп. Персидским, память к-рого совершается 19 окт. ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 322). В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского под 6 апр. кратко излагаются сир. Акты П. м., при этом говорится, что святым отрубили головы в 5-й год гонений Шапура II (345 г.) ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 8. Σ. 61-62 (рус. перевод: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 474)). В слав. стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., память П. м. и посвященное им двустишие, в к-ром, видимо на основе сведений из Минология имп. Василия II, указывается, что святые были сожжены заживо, содержатся под 6 апр.

http://pravenc.ru/text/2580050.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010