Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

Князь Иван Петрович Борятинский замечателен как человек государственный, послуживший верою и правдою царю и отечеству, и человек в высшей степени религиозный, посвятивший Богу и преподобному Даниилу всего себя: свою жизнь, своё звание, своё богатство. О жизни государственной, о его деяниях на пользу государю и отечеству монастырские документы повествуют мало и поминают большею частию только стороною о его общественных должностях. Вот что только известно из них: Князь Иван Петрович Борятинский родился в начале 1615 года 1 от князя Петра и княгини Анастасии 2 , но в каком месте, неизвестно. До 40 года его жизни хотя ничего не говорится о нём в монастырских бумагах, но, вероятно, князь до того времени проходил постепенно государственные должности, в звании детей боярских, стряпчего или думных людей. На 46 году своей жизни, в 1661 году, он был стольником 3 . С 1663 года по 1688 год он был окольничим и были у него тогда живы жена и дети 4 . В 1688 году, на 73 году, он был боярином и начал присылать из Москвы вклады в Данилов монастырь 5 . Послуживши до глубокой старости государю и отечеству, дошедши своими трудами до титла первенствующих и почётнейших лиц государственных, князь Иван Петрович захотел посвятить остаток своей жизни единственно Богу, почему в 1697 году, на 82 своей деятельной жизни, отказался от почестей мира, поступил в Данилов монастырь, постригся в монахи и жил в нём под скромным именем старца Ефрема 6 . В 1701 году, июля 1 дня, на 87 году своей благочестивой жизни, скончался схимонахом в Даниловом монастыре и погребён на северной стороне настоятельских покоев у главного крыльца. В настоящее время благочестивый путешественник может видеть над ним только скромную могилу с простым камнем наверху, обнесённую деревянною перегородкою, и читать следующую надпись, высеченную на стене настоятельских покоев у его гроба: Стани зд, человче, ко гробу сему присмотрися, яко человкъ въ мст семъ положися, рабъ Бoжiй, вкладчикъ сея обители, схимонахъ Ефремъ, что въ мip былъ бояринъ, князь Иванъ Петровичъ Бapяmuhckiй; жumiя его бысть всего 86 лтъ и 8 мсяцевъ, преставися въ лто 1701, месяца Iюля въ 1 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католический свящ. Л. А. Муратори. Гравюра. 1857 г. [Итал. Muratori] Лудовико Антонио (21.10.1672, Виньола - 23.01.1750, Модена), католич. свящ., историк Церкви, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист. Род. в семье недворянского происхождения и скромного достатка. Начальное образование получил в Виньоле. С 1685 г. обучался в иезуитской коллегии в Модене, в 1688 г. был посвящен в младшие чины клириков. Продолжил обучение в моденской коллегии Сан-Карло, имевшей статус ун-та, где защитил диссертации по философии (1692) и праву (1694). Увлекался лит-рой, историей и искусством. Изучал греч. язык, хорошо знал произведения классической древнегреч. и лат. лит-ры. М. заметил Бенедетто Баккини (1651-1721), аббат бенедиктинского мон-ря св. Петра в Модене, библиотекарь герцогов Модены, историк-ориенталист, поддерживавший тесные отношения с мавристами . Под влиянием Баккини М. обратился к исследованию истории и изучению творений отцов Церкви. По свидетельству М., в научной деятельности и в религ. жизни он многое перенял у своего наставника. В февр. 1695 г., в возрасте 22 лет, М. был принят на службу в Амброзианскую б-ку в Милане (см. Амброзиана ). В том же году был рукоположен во священника. В должности куратора б-ки М. оставался в Милане 5 лет. Результатом работы с богатыми и практически неисследованными рукописными фондами Амброзианской б-ки стала публикация «Неизданных трудов из кодексов Амброзианской библиотеки» (Anecdota, quae ex Ambrosianae bibliothecae codicibus. 1697-1698, 1713); в 1-м томе были изданы 4 ранее неизвестные поэмы свт. Павлина Ноланского († 431). Эта работа принесла М. широкую известность. Археографический талант молодого исследователя высоко оценили европ. ученые: Дж. Чампини, Ж. Мабильон , Б. де Монфокон , Д. Папеброх и др. Самой известной находкой М. в Амброзианской б-ке стал древнейший (предположительно 2-й пол. II в.) список канонических книг НЗ с краткими сведениями об их авторах, содержавшийся в рукописи VIII в. (подробнее см. Муратори канон ).

http://pravenc.ru/text/2564354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ ИЗ ГЛЕДИНА [Пенку Петру; румын. Pahomie de la Gledin] (ок. 1674, Гледин, комитат Турда, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в коммуне Монор, жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - апрель 1724, Киево-Печерская лавра, Киев), свт. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 14 апр.), еп. Романский Молдавской митрополии РумПЦ в составе К-польского Патриархата (1707 - кон. 1713). Сведения о П. из Г. при подготовке труда о Романской епископии собрал еп. Романский Мелхиседек ( Стефанеску; 1879-1892): он работал с источниками из архива Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря и с документами Романской епископии; использовал сведения Жития П. из Г., написанного анонимным монахом в основанном святителем Покровском скиту; изучал устные сведения о П. из Г., сохранившиеся в Нямецком мон-ре и в Покровском скиту. В 1972 г. К. Воическу издал труд «Жизнь и деятельность еп. Пахомия Романского». Род. в семье свящ. Евфимия (Ифтимие) Пенку и Анны, крещен с именем Петру. Приходился дядей митр. Молдавскому Иакову II (Стамати) . Начальное образование получил в монастыре Руга в Гледине, ктитории господаря Молдавского княжества Петру IV Рареша. В последней четв. XVII в. кальвинист. власти Трансильвании усилили давление на румын: между 1679 и 1688 гг. было аннулировано большинство грамот о пожаловании дворянства правосл. румынам (привилегии саксов, венгров и секуи оставались под защитой конституции); трансильванская диета (сословное собрание), созванная в Сигишоаре 12 янв. 1680 г., аннулировала все прежние привилегии правосл. клира; значительное влияние на православное румын. население Трансильвании оказало отстранение от руководства Церковью митр. Иосифа (Будая; 1680-1682), убитого по приказу герцога Михая I Апафи при подстрекательстве высшего администратора трансильванской кальвинист. церкви М. Т. Добоша (1679-1684). Считается, что Петру участвовал в похоронах митрополита в мон-ре Руга. Мн. трансильванцы, в т. ч. и Петру, бежали в правосл. Молдавское княжество : в 1694 г. юноша поступил в Нямецкий мон-рь, где подвизались многие его соотечественники. В 1697 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн постриг Петру в монашество с именем Пахомий и рукоположил во диакона. В следующем году он был рукоположен во иерея и получил послушание экклисиарха. В 1702 г., после смерти игум. Иоанна, П. из Г. был избран настоятелем Нямецкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579866.html

Местоположение монастыря Астраханский мужской заштатный Иоанно-Предтеченский монастырь находится на восточной стороне Астрахани, вне белого города, за рекою Кутумом. Он расположен на ровной долине, отделенной от города речкою; огражден со всех сторон каменными стенами и образует квадрат, каждая сторона которого имеет по 4б сажень. Основание монастыря и последующая судьба его Основание сей обители положено было при четвертом Астраханском Митрополите Савватии, главным образом на иждивение сего истинно благочестивого Иерарха и при помощи доброхотных дателей 1 . Первый храм в обители был, вероятно, деревянный. В 1688 году в октябре месяце строитель новой обители старец с братиею просили Митрополита Савватия о дозволении выстроить каменную церковь во имя Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, по имени Коего и монастырь наименован Иоанно-Предтеченским. Восемь лет продолжалось строение каменной церкви, которая освящена была уже при Митрополите Сампсоне в 1697 г. октября 19 числа 2 .  Едва основанная обитель Предтеченская вскоре получила историческое значение. Здесь в 1705 году некоторое время скрывался от взбунтовавшихся стрельцов Преосвященный Митрополит Сампсон. Около сей обители, по совету и благословению сего доблестного Архипастыря, собралось и утвердилось верное Царю войско, оттеснило мятежников в белый город и тем положило прочное начало к усмирению мятежа 3 . В 1723 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был обращен в лазарет. В нем не осталось ни одного монаха, так что и требы в лазарете совершал белый священник, к которому присылали на помощь двух иеромонахов из Спасского монастыря. Потом, в замене иеромонахов, придан был другой 6е-лый священник. Но в 1727 г. Апреля 13-го, вследствие представления Преосвященного Варлаама, опять была восстановлена Иоанно-Предтеченская обитель. При своем основании обитель Иоанно-Предтеченская не имела никакой недвижимой собственности, а содержалась единственно временными доходами от доброхотных дателей. Посему первый же строитель обители сей старец Александр с 6ратиею били челом Великим Государями Царям и Великим Князьям Иоанну и Петру Алексеевичам и Великой Государыне Софии Алексеевне о назначении им жалованья для пропитания и поддержания монастырских зданий, «кормятся де они» (писали о себе строитель с братией) «Христовым именем, а Великих Государей жалованьем, противу иных Астраханских монастырей, ничем не пожалованы, нуждны и бедны» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Новое. Никольский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1995. Адрес: 601807, Владимирская область, Юрьев-Польский район, п/о Хвойный, с. Новое Координаты: 56.5567, 39.5178 Проезд:Северо-западный выезд из райцентра Юрьев-Польский по указателям " Горки " . Через 10км в пос. Хвойный указатель и правый поворот на север, 3км до с. Новое. Асфальтированная дорога. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Подворья: Спиридона Тримифунтского в селе Горки храм-подворье Приписные приходские и бесприходные церкви: Троицы Живоначальной в Афинеево Николая Чудотворца в урочище Краски Карта и ближайшие объекты 28.09.1995 получила статус женского м. существовавшая поначалу тайно женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом Гедеоном (Абрамовым, ум. 1994). Он был настоятелем (1963-94) приходского храма в с. Новом Юрьв-Польского р-на, где и был образован м. Храм свт. Николая известен c XVII в. На месте старого, деревянного храма в 1826 был возведен существующий поныне новый, каменный. В ХХ в. храм не закрывался. В обители - пять чудотворных икон Божией Матери, к-рые были перенесены в храм с. Новое после закрытия окрестных храмов. Из книги " Монастыри России " " Свято-Никольский женский монастырь Село Новое расположено при р. Селекше, в 12 км от Юрьева-Польского. В документах XIII в. оно значится государевой дворцовой вотчиной, в конце XVII в. пожаловано братьям, боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным. Пётр Абрамович Меньшой (ум. 1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом он стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г. – начальник Рейтарского приказа. С 1688 г. – окольничий, ведает Ямским приказом, потом приказом Каменных дел. С 1690 г. боярин, начальник приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру была подана челобитная от священников Архангельского собора Московского Кремля с прошением защиты от боярина Петра Лопухина, чей управляющий «убивает до сметри её (Архангельской церкви) крестьян, а суда на него нет». Пётр Абрамович был подвергнут пытке, при которой скончался. Василий Абрамович (1646-1698) начал службу в 1668 г. стряпчим, в 1676 г. пожалован в стольники. Во время стрелецкого бунта (1682) он стрелецкий полковник «за верную службу в Москве безотлучно» пожалован поместьями. В 1689 г. – окольничий, глава приказа Казанского дворца, с 1691 г. боярин. В 1697 г. после открытия заговора Соковнина подозрение пало на родственников царицы Евдокии (перой жены Петра I), обвинение не было доказано, но многие Лопухины высланы из Москвы на воеводства.

http://sobory.ru/article/?object=00204

Соликамск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор (летний) - самое монументальное и живописное культовое сооружение города. Венец архитектурного ансамбля г. Соликамска. Каменный Свято-Троицкий летний собор был основан в 1684 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Строительство его было начато на средства соликамских посадских людей, но денежная казна быстро истощилась. Горожане обратились с просьбой к царям Иоанну и Петру Алексеевичам оказать денежную помощь от государственной казны. По указу государеву 1688 г., пожаловано 200 рублей " из тамошних Усольских таможенных и кабацких доходов " .. В память об этом, в южной стене храма был сделан изразец с двуглавым орлом а позднее в кладку под карнизом на западном склоне была вставлена выложенная из кирпича корона. В 1689 году был освящен Иоанно-Предтеченский придел, в 1697 году - и основной храм во имя Святой Троицы. Во время городских пожаров 1711, 1741, 1743 годов Троицкий собор горел и не раз ремонтировался. Ученые не исключают, что появление короны связано с одним из ремонтов и является следствием восстановительных работ на государственные средства. Собор пятиглавый, с двумя крыльцами на три схода с висячими гирьками. Первоначально имел три крыльца, но до нашего времени сохранились только два. Высокий кубический храм обстроили более низкими объемами-приделами (с севера - Иоанна Предтечи и с юга - Николая Чудотворца), полукруглыми апсидами и галереей с трех сторон. Его стены и наличники окон опоясывают многочисленные орнаменты, образованные из кокошников, жучков, розеток. Северное крыльцо, кроме резьбы, украшено также зеленым поясом из поливных керамических изразцов, на которых изображены символические птицы. Внутреннее пространство перекрыто сомкнутыми сводами. Интерьерам свойственна лаконичность форм, четкость пропорций и линий. Важную роль играет освещение храма. Окна сгруппированы в верхнем ярусе с противоположной стороны от иконостаса. В соборе хранилась одна из реликвий города - икона Николая Чудотворца, подаренная Соликамску царем Иваном Грозным.

http://sobory.ru/article/?object=02976

Юрасово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Юрасово был построен в 1773 году вместо прежнего деревянного во имя Святителя Николая. Кроме основного Престола, освященного в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезной части был устроен придел во имя Святителя Николая. В начале 1930-х годов храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нем на краткое время возобновилось Богослужение. При советской власти в храме разместили элеватор, а затем хранилище химических удобрений, что привело к разрушению храма. Трапезная часть и колокольня полностью разобраны. Восстановление храма началось в 1999 году, с того же времени в нем возобновились Богослужения. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " . - Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г. Храм в честь Казанской Божией Матери распололожен на краю села Юрасово и является выразительным памятником архитектуры стиля барокко на Карачевской земле. Своё нынешнее название село приобрело в XVIII веке по фамилии его владельцев дворян Юрасовых. В то время помещики строили церкви нечасто, так как это требовало больших денежных затрат. Однако Пётр Юрасов подал прошение о строительстве нового каменного храма с двумя приделами, и Синод в 1734 году дал на то разрешение. Казанская церковь выстроена в 1773 году на месте деревянной во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского (1688), к тому времени сильно обветшавшей. И первый деревянный, и храм из кирпича были возведены на средства владельцев села дворян Юрасовых. Кроме основного престола, освящённого в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезной части был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца, в память о предыдущей. В 1854 году во время ремонта, осуществлённого на средства помещика П. Литвинкина, тёсовая кровля была заменена железной. Трёхчастная композиция здания отличалась особой компактностью и цельностью. При храме с 1898 года действовали школа грамоты и народная библиотека. В начале ХХ века в Казанской церкви хранились старинные предметы церковной утвари: Евангелие, напечатанное в Киеве в 1697 году; серебряный вызолоченный крест, изготовленный в 1714 году и пожертвованный помещицей Ивановой.

http://sobory.ru/article/?object=07363

Скачать epub pdf 158. Петр I (Первый) Алексеевич, первый император всероссийский сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной (см. 148). Родился в Кремле московском 30 мая 1672 г.; начал учиться грамоте у дьяка Зотова в 1677 г.; по смерти бездетного брата своего, царя Федора III, избран старанием патриарха Иоакима, мимо другого брата, Ивана, старшего летами, на престол 27 апреля; с воплями стрельцов, взбунтованных на Москве царевной Софьей (см. 179), получил себе соцарственника в лице того же брата Ивана 23 мая; сделан из первого царя вторым 26 мая; отдан вместе с братом, «ради юных лет обоих государей», под руководство правительницы, «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны» Софьи 29 мая и коронован, с братом же, 25 июня 1682 г.; завел себе потешных в 1683 г.; был против крымских походов, особенно первого, и обратил своих потешных в полки Преображенский и Семеновский в 1687 г.; начал учиться математике и фортификации у Франца Тиммермана, родом голландца, в 1688 г.; занимался первым своим кораблестроением на Переславльском озере и, возмущенный злоумышлениями царевны Софьи, уговорил своего соцарственника-брата лишить сестру власти и свободы в 1689 г.; совершил первую морскую поездку свою в Архангельск в 1693 г.; после вторичной поездки туда же, забавлялся Кожуховским походом, первыми на Руси маневрами, в 1694 г.; окончил неудачей первый азовский поход в 1695 г.; потеряв брата Ивана, сделался единодержавным государем, выстроил флот на Воронеже и взял Азов, сдавшийся 18 июля 1696 г.; произвел страшную казнь новым злоумышленникам на его жизнь (Цыклеру с товарищами) и отправился с Великим Посольством адмирала Лефорта в первое путешествие по Европе в 1697 г.; вызванный из-за границы третьим бунтом стрельцов, расказнил это мятежное войско и постриг Софью в 1698 г.; обнародовал 23 января указ о введении в употребление гербовой бумаги; учредил 10 марта орден св. Андрея Первозванного, старший на Руси, и повелел 20 декабря изменить сентябрьское новолетие на январское в 1699 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛИНДИН [Билигдин] Петр Федоров († после 1716), один из ведущих иконописцев Оружейной палаты посл. трети XVII - нач. XVIII в.; ученик Ивана Кириллова , затем Симона Ушакова , к-рый в 1678 г. рекомендовал его, кормового мастера, на вакантное место жалованного иконописца (с 1689). Участник мн. коллективных работ мастеров Оружейной палаты: по росписи Успенского собора Московского Кремля (1674 и 1680), по поновлению икон местного ряда иконостаса в дворцовой Сретенской ц. (1677), по написанию икон праотеческого ряда иконостаса в дворцовой ц. вмц. Евдокии (1678), по росписи стен на сюжет «Видение царя Константина» в сенях Грановитой палаты в Кремле (1678), дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1679), по изготовлению изображений херувимов на холсте для дворцовой ц. св. Иоанна Предтечи (ранее ц. Иоанна Белградского, 1679), по написанию икон для московского Новодевичьего мон-ря (1683 и 1685) и росписи стен у зап. входа собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (1684). Самостоятельно мастером были выполнены сев. и юж. двери иконостаса дворцовой ц. Рождества Богородицы (1682; не сохр.), иконы «Благовещение» и «Рождество Христово» для праздничного ряда иконостаса в московский Высокопетровский мон-рь (1691; не сохр.), поновлена композиция «Покров Богородицы» на въездных Пречистенских вратах за Белым городом (1695; не сохр.), написано «Распятие с предстоящими» на стене над юж. входом собора Крестовоздвиженского мон-ря на Знаменке (1697; не сохр.). В 1688 г. вместе с Кириллом Улановым им были созданы иконы «Воскресение со страстями и праздниками», «Свт. Николай Чудотворец в житии», «Прп. Сергий Радонежский в житии» (не сохр.) местного ряда для ц. Живоносного Источника в Богородицком городке (совр. г. Богородицк, Тульская обл.). Б. писал иконы для домашнего обихода членов царской семьи: царевны Татианы Михайловны («Ап. Иоанн Богослов в молчании», «Богоматерь Страстная», «Богоматерь Иверская», 1688), царицы Марфы Алексеевны (12 икон праздников, «Прп. Марфа», 1688), царевича Алексея Петровича («Свт. Амвросий Медиоланский, еп. Василий Парийский, мч. Памфил, вмц. Анастасия Узорешительница, мученицы Марина и Евгения, прп. Иоанн Дамаскин», 1697).

http://pravenc.ru/text/149183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010