1687. Там же. Л. 29. 1688. Там же. Л. 88 об. 1689. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 97–98. 1690. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 36–36 об. 1691. См., например: Вольное переложение псалма 142. — РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 24. 1692. Возможно, именно к рылеевским «Думам» восходит весьма любимый Бочковым жанр — стихотворение на историческую тему с обширными комментариями. Бочков и в 1860-е гг. продолжал интересоваться поэзией Рылеева, хотя и без прежнего чувства восхищения ею (см. его упоминание о чтении «Думы» Рылеева «Князь Михаил Тверской». — РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 23). К декабризму как общественно-политическому движению Бочков в эти годы относился отрицательно. 1693. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 66–70 об. Ср.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 43–44 об. 1694. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 21–28 об. 1695. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 61 об. 1696. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 34–35. Ср.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 96–96 об. 1697. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 35–35 об. 1698. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 23–23 об. Ср. в другом стихотворении: Чем кончим? Царством гильотины Или по-русски топором? (РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 29 об.) 1699. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 35. 1700. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 38–39. 1701. Там же. Л. 63–68 об. 1702. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л 1. 1703. Там же. 1704. Там же. Л. 49–50 об. 1705. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 1 об. 1706. РГИА. Ф. 797. Оп. 22 (1 отд. 2 ст.). Дело Л. 1 а-212. 1707. Протасов Николай Александрович (1798–1855), генерал-лейтенант, Обер-прокурор Св. Синода (с 1836 г.), исполнитель особых поручений по духовному ведомству (с 1850 г.). — Ред. 1708. Дубельт Леонтий Васильевич (1792–1862), генерал-майор, начальник штаба корпуса жандармов (с 1835 г.); с 1839 г. — одновременно управляющий III Отделением собственной Его Имп. Величества Канцелярией. — Ред. 1709. Орлов Алексей Федорович (1786–1861), шеф жандармов, главный начальник III Отделения собственной Его Имп. Величества Канцелярии (1844–1856). — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1687 С начинает, здесь точку: Quod impium и относить к следующему, а не к предшествующему, как Baun, Sirm, 1688 Pene? Comb. делает такое примечание: Athanasius de syn d. Seleuc. et. Arimin. Sed mendum in voce pene. Num consules vel tempus, aut defectum? 1695 Baun. Sirm. non facit mentionem, но CM не чит. non. В первом случае разумеется вышеприведенное письмо св. Анастасия, во втором – ниже помещаемое «Воспоминание» (Гипомнестикон). 1697 Deo parentibus Sirm. Comb, но Migne parenti иметь веру повинующимся (повинующемуся) Богу. Быть может надо; parentes. 1713 Михаил Керуларий укааывал на эту особенность облачения папы в числе признаков римской схизмы. Прим. Comb. 1715 Comb. замечает: hinc Synaxarii auctor Pogonato tribuit, cum sit Constans ejus pater. Синаксарь см. ниже в службе св. Максиму. 1729 Heracliano-Cyro-Sergio-Pyrrho-Pavlo Petrirarum et involuntativo imperatistarum: в первом слове соединены имена еретиков, а во втором указано лжеучение, лишающее Христа человеческих воли и действия. 1734 να... ποκψητε, – СМ в перен. смысла: animadvertendum statueritis – выделять для исключительного наказания. 1738 Здесь, как и в других случаях, издание славянских текстов не претендует не адекватность с оригиналом в правописании. 1740 οτος ν κατ τος χρνους Delehaye 21 янв. Син. ркп. др. и Слав. но Del. 13 авг. π τς βασιλεας – въ царство слав. II и СМ., опуская ν и относя к дальнейшему προεβιβσθη. А Конст. 21 янв. так: οτος διρκεσε μχρι το... он дожил до нечестивого… 1741 Κωνσταντνου το πικληθντος (Delehaye, Ркп. Син., печ. мин. 21 янв. вм. πιλεγομνου Del. и печ. мин. 13 авг. и СМ.) Πωγωντου (Del. 21 янв., Син. ркп. приб. ντος, печ. еще приб. δ) πογνου (Del. 13 авг. и Comb. κγνου) ρακλεου (Del. вар. 21 янв. Ερακλεου). Слав. I: Константина брадатаго, суща правнука – III: внука др. опуск. Так и указ. в Acta SS. Menol. Sirl, – житие св. Максима, составленное монахом Лаврентием, печ. греч. Минея. Тоже Грузин, сия. 13 авг.: «Сей блаженный был при Константине, прозванном Погонатом, внуке Ираклия, убитом (? смещение с Константом) в Сицилии, в бане, своими людьми» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Свержение законного короля при очевидном иностранном вмешательстве в Англии называют почему-то «Славной революцией». Но и в начале правления Оранского соединенный на сей раз англо-голландский флот ухитрился потерпеть крупнейшее поражение при мысе Бичи-Хэд, о чем чуть позже. Зато, после создания в 1694 году Банка Англии для британского флота открылась «новая эра». Об этом также речь впереди. Знаменательно, что « в едва сводящего концы с концами табачного и кофейного лавочника» Голландия превратилась не в результате войны с Англией, а в результате союза с ней в победоносной войне против Франции, когда на Английском престоле сидел голландский же протектор. Странно, что генерал Вандам не обратил внимания на столь блестящую и наглядную демонстрацию его максимы о том, что « плохо иметь англосакса врагом, но не дай Бог иметь его другом или союзником». Судьба Российской Империи в феврале-марте 1917 дает еще один такой пример. Остальные примеры читатель может подобрать сам, если тема интересует. То, что Англия до самого конца XVII века так и не стала « владычицей морскою» подтверждается, в частности тем, что французские каперы, базировавшиеся на Дюнкерк, смогли полностью разрушить английскую торговлю во время Аугсбургской войны (1688-1697) . Кроме того, французский военно-морской флот превосходил численностью объединенный флот Англии и Голландии. И воевать умел, что доказал 10 июля 1690 года в знаменитом сражении у потрясающе красивого мыса Бичи-Хед на южном берегу Англии в Ла-Манше (англ. Battle of Beachy Head). Мыс Бичи-Хед В битве при Бичи-Хед французский флот под командой адмирала графа Анн Иллариона де Турвиля (70 линейных кораблей, 4600 орудий) противостоял объединенному англо-голландскому флоту (63 линейных корабля, 3850 орудий) под командой адмирала Герберта, графа Торрингтона. И одержал над ним убедительную победу, уничтожив 12 английских кораблей. Еще 15 были взорваны и сожжены своими командами. Анн Илларион де Турвиль Де Турвиль не потерял ни одного корабля. Об этой битве мало кто знает, не то что о знаменитой победе Нельсона над объединенными франко-испанцами в октябре 1805 году при Трафальгаре. Между тем в этой битве проигравшие потеряли 1 корабль и еще 17 сдались. Но Нельсона знают все, а де Турвиля – только интересующиеся морской историей.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/03/...

В кон. XVII - нач. XVIII в. К. оказалась втянута в войну Аугсбургской лиги (1688-1697) и войну за Испанское наследство (1701-1714). Однако, несмотря на то что владения Лондона были существенно более развиты и населены, боевые действия шли с переменным успехом, французы эффективно использовали тактику партизанской войны и располагали существенной поддержкой индейцев (на стороне англичан выступала только Лига ирокезов). Попытки англичан в 1690 и 1711 гг. захватить Квебек провалились. В 1710 г. англичанам удалось взять Пор-Руайаль и окончательно установить контроль над Акадией (Нов. Шотландией). По условиям Утрехтского мира (1713) эта колония, а также о-в Ньюфаундленд и побережье Гудзонова зал. окончательно перешли к Англии. Смерть ген. Дж. Уолфа в битве при Квебеке. 1770 г. Худож. Б. Вест (Национальная галерея Канады, Оттава) Смерть ген. Дж. Уолфа в битве при Квебеке. 1770 г. Худож. Б. Вест (Национальная галерея Канады, Оттава) Французы попытались укрепить свои позиции в К. и начали строить на о-ве Кейп-Бретон мощную крепость Луисбур. В 30-40-х гг. XVIII в. французы продолжали исследование канад. запада в надежде выйти к Тихому океану. Однако им удалось добраться только до Скалистых гор (экспедиция семьи Ла Верандри). В 1-й пол. XVIII в. Нов. Франция, с одной стороны, продолжала развиваться (росло население, развивалась экономика, формировалась франко-канадская культура), однако с другой - обозначились такие негативные явления, как коррупция среди колониальной верхушки, отрицательное отношение к колонии со стороны франц. общества, пренебрежение со стороны властей метрополии. В сер. XVIII в., когда англо-франц. соперничество в Сев. Америке вступило в решающую фазу, эти моменты ослабили положение французов. Война за Австрийское наследство (1740-1748) затронула и колонии: англ. колонисты смогли в 1745 г. захватить Луисбур, однако по условиям мирного договора он был возвращен Франции. После этого, несмотря на установившийся в Европе мир между Англией и Францией, противостояние этих стран в Сев.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Правильное и добросовестное осуществление священниками покаянной практики было связано с таким демографическим явлением крестьянской повседневности, как высокая смертность и ее церковный учет. В Усольском уезде со священника взималась пеня 2 рубля 13 копеек за погребение человека, умершего без исповеди и отпущения грехов . Сложнее обстояло дело со случаями «скорой смерти» (несчастные случаи, уголовная преступность, внезапные недомогания, бытовые травмы и проч.). В челобитных родственников о погребениях умерших в результате нее обычно приводится фраза о том, что погибший человек до случившего с ним несчастья в данном году имел отца духовного, регулярно являлся на исповедь и причащался Св. Таин . Вероятно, такие случаи подразумеваются в указной грамоте архиепископа Устюжского и Тотемского Геласия духовенству Усольского уезда 1683 г. В ней говорится о бесплатной выдаче священниками похоронных памятей для погребения скоропостижно умерших . По Устюжскому уезду сохранилась большая подборка таких памятей за 1692–1693 г., а наряду с ними – поданные в Казенный приказ архиерея «сказки» попов о приходе к ним (с указанием годов) на исповедь и причастие в Великий пост тех (впоследствии скоропостижно умерших), которых следовало похоронить «с розыском» . По его результатам определялся характер погребения: с пением и около церкви или «без пения у убогих дому». В инструкцию патриарха Адриана поповским старостам 1697 г. было внесено важное уточнение: приходским попам следовало записывать похоронные памяти в «книги для ведома, кто какой смертью умре» . С этим можно связать предположение об учете смертности такого рода (непредумышленной). Если же человек регулярно не исповедовался у приходского священника, тот в случае скоропостижной смерти мог отказаться его отпевать и погребать на сельском погосте . Строгое соблюдение постов, исповеди и причастия требовалось от вступающих в брак, согласно наказу архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия духовному судье старцу Тихону от 25 декабря 1682 г. В окружном послании Афанасия от 17 марта 1696 г. витиеватым языком книжника-проповедника говорилось о «покаянии каждого до своей совести», чтобы избежать «всяких богопротивных душепагубных дел и учения всех расколников и еретиков» . Упоминание последних связано с неприятием Афанасием латинских и «луторских» книг. Этот архиерей был автором известной «Книги о православном исповедании» (1688 г.), активно участвовал в церковно-богословской полемике конца XVII в. между грекофилами и латинствующими. Он заботился об укомплектовании приходских церквей в своей епархии новоисправленными Служебниками и Требниками, по которым производилась исповедь .

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

1816 г., нужно пр. Евгению, еп. калужскому и кавалеру, еще некоторые пиэсы из московского архива. Почему, по препоручению его преосвященства, прошу вас, м. г., приказать отпустить те пиэсы по приложенной при сем записке 620 , пиэсы по «реэстру Малороссийских дел», следующих годов: 1649, 1681, 1688, 1695, 1697, 1701, 1702, 1706, 1714, 1718, 1720, 1727 и 1740. Просьба Амвросия была удовлетворена; он же, списав пиэсы или, всего вероятнее, сделав из них небольшие выписки, возвратил их в архив 28 янв. На этом и оканчиваются сношения преосв. Евгения с архивом Коллегии иностранных дел: его неутомимый посреднике 12 марта 1816 г. был пожалован епископом старорусским, а сам он еще 7 февр. того же года – архиепископом псковским. В богатом историческим прошлым Пскове и еще более богатом Киеве, куда Евгений был переведен из Пскова, наш автор увлекся изучением местной истории и собранные им чрез посредство Амвросия материалы остались не утилизированными. По всей вероятности он и не продолжал писать свою «Историю славяно-русской церкви» далее XI ст., по крайней мере, об этом не говорят ни оставшиеся после него многочисленные рукописи, ни громадная ученая переписка. Последняя говорит лишь о той, что Евгений долгое время и потом запасался материалами для широко задуманной им работы. Так, когда ему стала известна находка прот. И. И. Григоровича новых в науке белорусских грамота, то он в письме к Румянцеву от 10 сент. 1822 г. выражает желание приобрести копии с них, «нужные-де для собираемой мною русской церковной истории» (Переп., стр. 60). Списки же самой «Истории славяно-русской церкви сохранившиеся в 4-х, несколько разнящихся друга от друга, редакциях, с своей стороны говорят о том что наш ученый архипастырь не раздавался с мыслию написать обстоятельную, «подлинную» историю и с этою целию не раз принимался отделывать дошедшее до нас ее начало. Обращаясь к этим спискам, мы входим, так сказать в Евгениевскую лабораторию, знакомимся с процессом его черновых работ над «Исторею», самыми редакциями последней и их содержанием с отношением автора к источникам, его взглядами и учеными приемами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1679 Т. е. ревности, не свободной от страстного увлечения и помыслов тщеславия. 1680 Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Тралл. Гл. IV. 1681 Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Рим. Гл. I. 1682 Св. Игнатий. К Рим. Гл. I-VIII. 1683 Св. Игнатий. К Поликарпу. Гл. VII. 1684 Мученические акты о св. Игнатии. 1685 Текст ответа приведен в «Церковной истории» Евсевия Памфила и у историка Руфина. 1686 Тертуллиан. К Скапуле, § 4. 1687 Тертуллиан. К Скапуле, § 5. 1688 Четьи-Минеи, 30 сентября. 1689 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. IV, гл. 6. 1690 Сарды — главный город Лидийской области в Малой Азии. 1691 Евсевий. Церковная история. Кн. IV, гл. 26. 1692 Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Поликарпу, гл. 1. 1693 Св. Ириней Лионский. Против ересей, III, 3, § 4. 1694 Тертуллиан. Об отводе дела против еретиков, § 32. 1695 Евсевий. Церковная история. Кн. V, гл. 20. 1696 См.: Писания мужей апостольских. М., 1862. 1697 Бл. Иероним. Каталог Церковных Писаний, § 17. 1698 Большую часть этого послания Евсевий помещает в своей книге «Церковная история» (IV, 15). У Гефеле оно помещается в пролегоменах к изданию писаний мужей апостольских. На русский с греческого имеется перевод архм. Поликарпа. 1699 Описав это печальное событие, авторы послания выражают неодобрение тому обычаю, когда некоторые сами напрашиваются на мучения. 1700 Некоторые богословы (как В. Болотов и др.) относят его кончину к 155 году. 1701 В. В. Болотов. Лекции по историй древней Церкви. T. II. СПб., 1910. С. 95. 1702 Евсевий. Церковная история. Кн. V, гл. I. 1703 Евсевий. Церковная история. Кн. V, гл. I. 1704 Обвинение христиан в почитании головы осла, по словам Тертуллиана, распространено Тацитом, который в V книге историй говорит об иудеях, что будто бы они, истомленные жаждой во время странствования в пустынях Аравии, были приведены к источнику по указанию ослов и за то боготворили осла. Это мнение распространено было и на христиан, смешивая их с иудеями (Тертуллиан. Апология, § 16. С. 126). 1705 Минуций Феликс. Октавий. Гл. VIII, IX. С. 316, 317. См. Афиногор. Апология, гл. 3. С. 71.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

37 . Четыре карты, представляющие два глобуса и две сферы. На турецком языке. 38 . Географическая карта Турецкой империи. На латинском языке. 39 . Географическая карта. На азиатском языке. In quarto 1 . Изображение разных крепостей, островов, городов и проч. 2 . Archipelago dal cosmographo Coronelli. 1690. (4-ку, 847). 3 . Mari, Golfi, Isole, Spiaggie, Porti, Citta, Fortezze, ed altri luoghi dell Istria, Quarner, Dalmazia, Albania, Epiro, e Livadia, delineati, e descritti dal P. Generale Coronelli. (In Venezia, 1688. 4-ку, 846). 4 . Description de tout l’Univers, en plusieurs cartes, et en divers traités de Géographie et d’Histoire par Mrs Sansons et Bion. A Amsterdam, 1700. 5 . L’Europe en plusieurs cartes, et en divers traités de Géographie et d’Histoire, par Sanson. A Paris, 1683. (4-ку, 817). 6 . Описание новой западной Индии. На азиатском языке. In octavo 1 . Géographie Universelle de Busching. A Strasbourg, 1768–1779. En 14 tomes. Lexicographi In folio 1 . Pierre Bayle Dictionnaire historique et critique. Tomes IV. A Roterdam, 1720. Vol. 4. (Остермана 13). 2 . Oeuvres diverses de Pierre Bayle. Tomes IV. A la Haye, 1727. Vol. 4. 3 . Louis Moreri, le Grand Dictionnaire historique. Tomes VIII. A Amsterdam, à. Leyden, à la Haye, à Utrecht, 1740. Vol. 8. (Остермана 1–8). 4 . Furetière Dictionnaire Universei. A la Haye – et à. Roterdam, 1701. Vol. 3. 5 . Roberti Stephani Thesaurus linguae latinae. Londini, 1734–1735. Vol. 4. (Из числа «Коллежских» по реестру 1749 г.). 6 . Bibliotheque orientale, ou Dictionnaire Universel, par d’Herbelot. Tomes II. A Paris, 1697. Vol. 2. (Kepa 6 и 7). 7 . Gregorii Cnapii Thesaurus Polono-latino-graecus. Cracoviae, 1643. (F, 436). 8 . Jacobi Golii Lexicon arabico-latinum. Lugduni Batavorum, 1653. Duo exemplaria. (Кера 5. – F. «Отправлен по предписанию вицеканцлера от 13 декабря 1824 г. в Коллегию»). 9 . Gazophylacium linguae Persarum, triplici linguarum clavi, italicae, latinae, Galliae reseratum. Authore P. Angelo à S.Joseph. Amstelodami, 1684. (F, 354).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Под собственным именем Томмази публикует Speculum (Romae, 1679); Exercitium Fidei, Spei et Caritatis (Romae, 1683); Breviarium psalterii (Romae, 1683); Vera norma di glorificar Dio (Romae, 1687); Fermentum (Romae, 1688); Psalterium cum canticis (Romae, 1697); наконец, Indiculus institutionum theologicarum veterum Patrum в трех томах (Romae, 1709, 1710, 1712), где суммируются богословские истины и богослужебная практика, представленные непосредственно на основе патристических источников. В 1747–1753 гг. Антонио Франческо Веццози опубликовал собрание работ (Opera) Томмази в 11 томах in 4°. Длительное время литургика развивалась по пути собирания и начальной стадии систематизации материала. В этом стиле выдержаны, например, литургические труды аббата Жана Гранколá (1660–1732), доктора Сорбонны и придворного капеллана брата Людовика XIV, о древних восточных и западных литургиях и иных богослужениях 939 ; на основании своих историко-литургических исследований аббат Гранкола пришел к выводу о том, что древним литургическим правилам и обычаям соответствует только Бревиарий Пия V, и предложил подходы к реформе современного ему Бревиария. Французский бенедиктинец-маврист, историк и литургист Эдмон Мартен (1654–1739), получивший серьезную подготовку в Сен-Жермен-де-Пре под руководством д’Ашери и Мабильона и снискавший известность уже первой своей объемной научной работой – комментариями к правилам св. Бенедикта Нурсийского 940 , основанными на широкой источниковой базе, – посвятил себя историко-литургическим изысканиям, результатом которых стал целый ряд значительных научных разработок 941 . В этой работе серьезное подспорье оказали его археографические экспедиции, предпринятые совместно с Юрсеном Дюраном во Франции и Бельгии: им удалось поработать в библиотеках более 800 монастырей и 100 соборов; результатом этих исследований стало издание 9-томного собрания церковно-исторических источников 942 . Из подобного же рода работ заслуживает внимания деятельность Джозефа Бингама (1668–1723), англиканского священника, некоторое время служившего тьютором в Оксфорде (1691–1695). Обвиненный в ереси за проповедь «Личность и сущность у свв. отцов», он был в конце концов изгнан оттуда и, отойдя от академической деятельности, подготовил и опубликовал многотомник «Церковные истоки» 943 . Данный труд содержит скрупулезное описание христианских (греческих и римских) и иудейских древностей, обычаев и богослужебной практики в течение первых веков существования Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2007). С 11 авг. по 9 нояб. жили в Париже, где осмотрели Королевскую б-ку, книжные собрания кард. Джулио Мазарини , гос. министра Жана Батиста Кольбера, канцлера Пьера Сегье, монастырей Сен-Виктор, Сен-Жермен-де-Пре и др. С 11 по 21 нояб. они объехали церкви и мон-ри Нормандии и к 21 дек. вернулись в Антверпен. По итогам путешествия болландисты привезли копии более 1400 ранее им неизвестных агиографических текстов, не считая большого количества выписок из различных источников и заметок о разных рукописях. П. смог познакомиться со мн. учеными-эрудитами, высокопоставленными церковными и светскими лицами. После смерти Болланда Общество болландистов возглавил Г. Хеншен, но в силу его преклонного возраста основную часть работы над дальнейшими томами «Acta Sanctorum» выполнил П. С 1681 г. он стал и офиц. руководителем Об-ва болландистов. В общей сложности П. подготовил 18 томов: по 3 - за март и апр., 7 - за май (включая том с сопроводительными материалами) и 5 - за июнь (изд. в 1668-1709). Благодаря П. содержание агиографического собрания значительно расширилось, в т. ч. за счет публикации полных текстов средневек. мартирологов и материалов о греч. святых. Кроме того, П. начал включать в нек-рые тома исследования на конкретные темы, напр. по истории пап Римских (позднее собраны в отдельный том - ActaSS. Mai. Propyl.) и патриархов Иерусалимских (Ibid. T. 3. P. I-LXXII). Критерии научной агиографии П. изложил в предисловии к 1-му мартовскому тому: необходимо устанавливать дату и определять достоверность каждого источника, на к-рый ссылается исследователь. Основная цель работы - рассказать о происхождении и развитии диоцезов, городов, мон-рей, монашеских орденов и религ. конгрегаций. Работа над изданием «Acta Sanctorum» осложнялась внешними обстоятельствами - военными конфликтами, затрагивавшими территорию Испанских Нидердандов: Деволюционной войной (1667-1668), Голландской войной (1672-1678), Девятилетней войной (1688-1697), а также эпидемией чумы в Антверпене (1678). В 1671 г.

http://pravenc.ru/text/2578917.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010