К. поддерживал связь со двором Вильгельма Оранского, состоял в переписке с принцессой Марией, а гр. Данби предложил ему присоединиться к группе, собиравшейся пригласить их на англ. престол. В начале «Славной революции» К. был единственным епископом в составе «бессмертной семерки», подписавшей письмо с призывом к Вильгельму и Марии занять трон, полученное ими 30 июня 1688 г. Стремясь заручиться поддержкой К. накануне возможного вторжения нидерланд. армии (Вильгельм высадился в Англии 5 нояб.), 28 сент. 1688 г. Яков II восстановил его в сане епископа Лондонского. Впрочем, эта мера не возымела должного эффекта, напротив, К. употребил весь свой авторитет, чтобы убедить как можно больше лордов королевства поддержать Вильгельма. В нач. нояб. король дважды вызывал его, безуспешно пытаясь выяснить в частной беседе подробности приглашения Вильгельма. В нач. дек. К. удалось уговорить принцессу Анну бежать из Лондона, причем сам епископ в военной форме и с оружием возглавлял охранявший ее эскорт вплоть до Оксфорда. С началом правления Вильгельма III (1689-1702) и Марии II (1689-1694) К. вновь стал членом Тайного совета и деканом Королевской часовни (14 февр. 1689) и короновал новых монархов 11 апр. 1689 г. К. активно выступал в поддержку Акта о веротерпимости 1689 г., а также в пользу необходимости принесения присяги новому королю. Когда Уильям Санкрофт был отстранен от должности архиепископа Кентерберийского, К. стал одним из членов комиссии, исполнявшей обязанности примаса церкви Англии (напр., председательствовал на заседаниях конвокации). Он, как и в 1677 г., считался одним из наиболее вероятных претендентов на вакантную должность, однако не был назначен ни в 1691, ни в кон. 1694 г., когда кафедра освободилась снова. Расстроенный этим, К. в последние годы правления Вильгельма III сблизился с тори и, хотя и сохранял лояльность к королю, постепенно отошел от политики, занимаясь больше церковными делами, в частности перестройкой собора св. Павла после пожара 1666 г., завершившейся в 1697 г.

http://pravenc.ru/text/1841870.html

Архимандритом избрали В. Несмотря на приглашение Патриарха Иоакима приехать для поставления в Москву, В. был возведен в сан архиеп. Лазарем (Барановичем). В. дважды обращался к Патриарху Иоакиму с просьбой о получении подтвердительной грамоты на архимандритию, т. к. претензии на нее предъявлял Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , соответствующая грамота была получена В. в февр. 1684 г. Он занимал враждебную позицию в отношении гетмана Самойловича, протестовал против избрания на Киевскую митрополичью кафедру Гедеона (кн. Святополка-Четвертинского ). После того как К-польский Патриарх Дионисий IV в согласии с др. Восточными Патриархами в 1687 г. утвердил переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриарха, протест В. утратил смысл, и он начал стремиться к налаживанию хороших отношений с Московской Патриархией, используя ходатайства гетмана И. Мазепы и заручившись покровительством главы Посольского приказа кн. В. В. Голицына. 2 посольства, отправленные Киево-Печерским мон-рем в Москву, имели успех: в 1688 г. мон-рь получил статус ставропигиального - независимого от Киевского митрополита и подчиняющегося Московскому Патриарху. Несмотря на попытки Патриарха Иоакима контролировать деятельность Киево-Печерской типографии, В. вопреки желанию Патриарха издал кн. «Венец Христов» (1688) и составленные свт. Димитрием (Туптало) Четьи-Минеи за 1-ю четв. года (1689), к этому изданию В. написал предисловие (Л. 2-4). При В. в Киево-Печерском монастыре было установлено празднование Соборов преподобных отцов Ближних (в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня) и Дальних (28 авг.) пещер. Уже будучи митрополитом, в 1691 г., В. распорядился выкопать в Ближних пещерах 3-ю подземную церковь и освятить ее во имя прп. Варлаама , игум. печерского, туда были перенесены мощи этого святого. Свт. Димитрий (Туптало) называл В. «столпом обители», игум. Стефан (Яворский) - Геркулесом, принявшим почетное бремя после Атланта - Иннокентия (Гизеля). В марте 1689 г. В. и митр.

http://pravenc.ru/text/154219.html

В марте 1688 г. Л. просил царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей и патриарха Иоакима принять архиепископию под омофор Московского патриарха с поставлением его преемников в Москве, а не в Киеве (Письма. 1865. 146). Царской грамотой от 24 июня 1688 г. Черниговская архиепископия была переведена в ведение Московского патриарха на том основании, что митрополиту могут подчиняться только епископы, но не архиепископы (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. С. 250-257. 70). В 1691 г. избранный Киевским митрополитом бывш. архимандрит Киево-Печерского монастыря Варлаам (Ясинский) возобновил требования о возвращении в его юрисдикцию Черниговской архиепископии и отобрал у Л. ряд протопопий. В качестве наиболее вероятного преемника на Черниговской кафедре Л. рассматривал своего бывш. ученика в Киевской коллегии, впосл. близкого друга Иоанникия (Галятовского). Последний неоднократно выполнял отдельные поручения Л. Так находясь в 1667 г. в Литве, он обсуждал с поляками вопрос о возможном избрании на польск. престол царевича Алексея Алексеевича. Став в 1669 г. игуменом Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря , Иоанникий помогал Л. в управлении Черниговской епархией, но, поскольку он скончался раньше своего покровителя, Л. еще при жизни назначил блюстителем архиепископии архимандрита Елецкого мон-ря Феодосия (Углицкого). Л. приложил много усилий к развитию Черниговской архиепископии, заслужив у современников эпитет «великий столп Церкви». Он поддерживал восстановление запустевших черниговских церквей во имя святых Бориса и Глеба, св. Параскевы, при последнем храме учредил жен. монастырь, Спасо-Преображенского и новгород-северского кафедрального соборов и монастырей (в частности, Успенского Елецкого при деятельном участии его архим. Иоанникия (Галятовского)); благословил основание ряда обителей (черниговской Троицкой в 1678, Шуморовской Покровской, Андрониковской Троицкой, Николаевской Пустынно-Рыхловской). Частью адм. реформы Л. было учреждение в главных городах епархии протопопий, а в небольших городах - наместничеств.

http://pravenc.ru/text/2462531.html

925. Мироновский – Богословский, женский, совсем уничтоженный, Черниговской губ. и уезда, по указанию Амвросия недалеко от заштат. гор. Березны, при р. Снове, на болотистом и отовсюду окруженном водою месте (не под местечком ли Седневым?). Основан в 1690 г. иеромонахом Мироном Орловским и был, следовательно, первоначально мужским, но в 1750 г. вышедшая из-за границы игуменья Мария с 25 монахинями с дозволения еписк. Чернигов. Ираклия поселилась в обители сей и в 1760 г. устроила новую церковь во имя св. Иоанна Богослова. Ратшин относит монастырь к существующим и называет заштатным, но его нет ни в «Списке насел. м. Чернигов. губернии», ни на подробных картах. Упразднен в 1786 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 71; Ратшин, 540; “Опис. монаст.», 1817 г., 69; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 536. 926. Михаилова пустынь или Сретенский – Успенский – Николаевский, мужской, ныне погост Михаилова Пустынь, Владимирской губ., Ковровского у., в 12 вер. от Коврова, при р. Клязьме. Основан в XV ст. св. правед. трудником и пустынником Михаилом; в описании жития его говорится: «Подобием стар, без брады, возрастом велик, во свитке власяной, чином белец, бысть в лето 6930 (т. е. 1422 г.). Поживе более 50 лет; монастырь от града Вязников 10 верст, от Владимира ниже 100 верст, от Оки реки 30 верст, от Гороховца 40 верст. На гробе его положен камень и крест вырезан и летопись на дске и образ на гробе штилистовый. Область патриарша». По описям 1687 – 1691 г. значится, что м-рь находился в дворцовой Всегодицкой волости, за селами Бол. и Мал. Всегодичами, на бору, на пустоши Зверевской, у озера Ратчин. В пустыне было 2 церкви: Сретения Владим. Богород. с приделом Алексея челов. Божия и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Во владении ее состояла пустошь Новцы, Вашкино тоже. Из строителей известны Иосиф 1688 г., Леонтий 1691 г. и Александр 1702–1715 г. Упразднена в 1764 г. Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 268, 472; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 723; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 46, 48, 52; Ратшин, 50 (Успенский, в 10 вер. от Вязников), 51 (Михаиловская пуст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

М. ди Сальво предполагает, что перевод сделан самим Лихудом в ожидании официального перевода из Москвы ( Ди Сальво М. Указ. соч. С. 219–220). Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 853. Там же. Т. 10. Ст. 1359–1363. Там же. Ст. 1360 Там же. Ст. 1364; Сменцовский М. Н.Братья Лихуды. С. 261–262; Ди Сальво М. Указ. соч. С. 218. Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 852–853. Сменцовский, впрочем, доказывает, что Иоанникий имел право на эти товары, поскольку они были куплены за его, Иоанникиевы, деньги. Характерно при этом, что Софроний в 1691 г. взыскал эти вещи из имущества своего бывшего покровителя, сосланного в Каргополь князя В. В. Голицына, на допросе показавшего: «Учитель Софроний бьет челом неправдой» ( Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 281–282, примеч. 3). Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1364. См. также: Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 281. Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1356–1358. Кстати, в этом письме Иоанникию Голицын настаивает, что перевод кредитивной грамоты был ему вручен в Посольском приказе (Там же. Ст. 1358–1367). Там же. Ст. 1352. Бантыш-Каменский Н. Н. Указ. соч. С. 210, примеч. 1. Вероятно, Лихуд грамоту дожу не отдал, а привез обратно в Москву. Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 260. Прямое подтверждение тому, что Иоанникий не передал ни декабрьскую 1688 г., ни июльскую 1689 г. царские грамоты находим в «Памятниках дипломатических сношений…», где сообщается, что Лихуд «домогался, чтоб он принят там (в Венеции.– А. Я.) был за посланника, и ему в том отказали, а хотели принять за гонца; и он за тем у князя не был, и грамоты цар[ского] вел[ичест]ва не подал, и приехал ныне назад ни с чем» (Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 681). Тут же любопытная классификация дипломатических рангов для посланников (Там же. Ст. 680). РГАДА, ф. 159 оп. 2, ед. хр. 2991 (1685–1699 гг.), ст. 259. Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 1371. Интересно, что ответом на такую в целом бесполезную поездку помимо милостивого разрешения оставить себе беспошлинно купленные вещи стало увеличение жалованья Иоанникию Лихуду! «Великие государи, цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич… пожаловали греколатинский школы учителя, грека иеромонаха Иоанникия Ликудиева, который, по их великих государей указу, был от них великих государей посланником у виницийского князя, – велели ему давать своего великих государей жалованья, поденнаго корму, Октября с двадесять перваго числа нынешняго 200-го (1691 г.) году, впредь до своих великих государей указу, против прежней дачи по осми алтын по две деньги на день из Приказу Большия казны» ( Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 84). Причем похвальная оценка звучит из уст молодого Петра, а не Софьи, отправившей Иоанникия в Венецию. На это обратил внимание еще Цицелис ( ΤσιτσληςΗ. Op. cit. Σ. 353).

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

архиепископ пожаловал ево для малых детей, указал у той церкви впредь служить до его архиерейского указу. И преосвящ. архиепископ, слушав ево челобитья, указал ему у той церкви священная действовать до ево архиерейского указа...» Рукоп. библиот. Арханг. дух. семин. 233. 28 Грамота эта давалась обыкновенно на один год. По истечении года (в нужных случаях) она давалась снова. Каждый раз она оплачивалась определенной пошлиной – епитрахильная в размере 13 алт. 2 д.; стихарная – 2 гривен (вдвое менее). Из пошл. книги архиер. дома видно, что епитрахильные грамоты выдавались каждогодно все новым лицам; во второй, третий и т. д. разы выдача очень редко производилась. На протяжении 1686–1692 гг. дважды епитрахильная грамота была выдана только одному лицу, именно священнику Емецкого Покровского девичьего монастыря Елизару – в 1691 к 1692 годах. См. запись за эти года в отделе епитрахильных грамот – под 25 апреля и под 12 апреля (рукоп. библиот. Арханг. дух. сем. 233). – В последующие за тем годы (1693–1698) епитрахильная грамота несколько лет подряд давалась, кажется, только одному поповскому старосте г. Архангельска, Успенскому священнику Ивану Исакиеву (рукоп. Холмогор, соб. 1463). Епитрахильные грамоты в разные годы выдавались в таком количестве: в 1686 г. их было выдано 2; в 1687 г. – 2; 1688 – 5; в 1689 г. совсем не было выдано; в 1690 – 2, 1691 – 5, 1692 – 5, 1693 – 1, 1694 – 11, 1695 – 6, 1696 – 7 (и 1 стихарная), 1697 – 4 (в ъ том и числе одна – на полгода), 1698 – 4. (Пошл. книги означенных годов, отдел: сбор с иеромонашеских, епитрахильных и др. грамот, рукоп. Арханг. дух. семин. 233 и Холмог. соб. 1463). 29 Характерны в этом отношении следующие челобитные, поданные Афанасию, и резолюции, сделанные на них: 1) «Государю преосвящ. Афанасию, архиепископу Холмогорскому и Важескому, бьет челом богомолец твой Подвинской четверти Топецкой волости Рождественской церкви вдовой священник Федор. По твоему, Государь, архиерейскому благословению служил я, богомолец твой, при той церкви вдовым два года, и ныне, Государь, по грамоте срок прошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

239. Никанор , архимандр. Воскресенского монастыря 1685–1698 г., писал: сказание о построении сего монастыря, о погребении патр. Никона, и устав монастыря (рукоп. Воскресенск. мон. 118, 47). 240. Феофан , иеродиакон и библиотекарь Чудова монастыря, перевел: с литовского языка в 1676 г. Транквиллионово зерцало богословия (Царского 138); с польского языка в 1677 г. «Небо новое» Голятовского; в 1677 г. Физиогномику (Царскаго 416); в 1679 г. «О тайне покаяния»; в 1688 г. «Дезидерий», или путь к совершенству, изд. СПб. 1783 г.; в том же 1688 г. «Солнечник», или уравнение воли человеческой с волею Божиею (Румянц. 92, 99); в 1698 г. «Истинную веру». Вероятно, им же переведены с польского в 1691 г. Римские повести (Царскаго 313). Феофан занимался еще сличением текста псалтыри по древним спискам, как показывают отметки его на одном из них (Опис. рукоп. Синод. библ. стр. 182). 241. Павел , митрополит Тобольский с 1678 до янв. 4-го 1692 г., писал: превосходное наставление о обращении иноверцев в христианскую веру (Ист. акт. V, 69) и разные распоряжения 46, 134–166, 211). 242. Адриан , патриарх с 1690 г., а прежде того митрополит Казанский, † 1700 г. Писания его: а) Против раскольников о крестном знамении (Синод. библ.); грамота о пострижении брады (Толст. III. 85). б) Слово при погребении царевны скимонахини Анфисы (изд. в Христ. Чт. 1841 г. IV, 119); поучение к духовному сану (Толстого II, 391); окружное послание: «два начальства величайшие устрои Бог на земли: священство глаголю и царство» (Общ. ист. 225); окружное послание: «Бог всеблагий, в Троице поемый, сотвори мир и созда человека» (Царского 441, 444 и 473); два увещания 1695 г. митр. Корнилию, желавшему удалиться на покой (Библ. общ. 303); грамота с похвалою св. Димитрию за сочинение четьих миней (напеч. в Диарие Димитрия); два письма к госуд. Петру Великому (напеч. в Вивлиоф. XV ч.); две грамоты 1696 г. боярину Шеину (изд. в кн.: поход Шеина к Азову); наст. грамота митр. Варлааму Ясинскому (опис. Соф. соб. 26); уставная грамота архимандриту Сергиевой Лавры (изд. во Врем. Общ. ист. кн. XII, стр. 32–46; грамота Полоцкому и Витебскому монастырям (Акт. зап. Росс. V, 270; сл. 170, 278); суд святительский, или выписки о правах духовного начальства (напеч. Калачовым в соч. о кормчей); инструкция старостам (напеч. в XV ч. Вивл.); две грамоты о расстриженных за раскол священнике Афанасие и диаконе Петре (Опис. муз. стр. 73). в) Завещание, писанное 1697 г. (в Синод. библ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Умер в Валахии, где жил, вероятно в отставке, перед 1665 годом (ibid. ч. 3, л. 881 об.). 38) Афанасий. В cбophuke Illyricum Sacrum, t. VIII, р. 201 (неизвестно нам опять по той же книжке La Bulgarie chretienne, – p. 57, и по книге Пихлера Geschichte d. kirchlich. Trenung zwischen dem Orient und Occident, München, 1864, Bd. I, S. 540), приводится письмо архиепископа ахридского Афанасии к папе Александру VII (1655–1667), в котором архиепископ выражает усердное желание приступить к унии с римской церковью (с предшествующим сей Афанасий не должен быть смешиваем, потому что Лев Алляций, упоминающий о том, писал до 1648 г.). У Lequien’a, II, 300, под безъименным ахридским архиепископом, пришедшим при папе Александре VII в Рим и принявшим унию, разумеется, вероятно, этот именно Афанасий. 39) Феофан. Удалился с престола в 1665 или 1666 г. (Сношений России с Востоком ч. и, рук. л. 1076). 40) Мелетий. Поставлен в преемники Феофану из митрополитов софийских в 1666 г. Через год (в 1667 г.) оставил свой престол, и жил сначала в Молдавии, потом шесть лет в Малороссии; в 1687 г. из Малороссии приезжал в Москву за милостыней (Сношений с Востоком ч. 4, рукоп. л. 1075 об. У Lequien’a, II, 300, вероятно, разумеется сей же Мелетий). 41) Нектарий. Упоминается под 1673 годом (Сношений с Востоком ч. 8, рукоп. л. 986 об.) 42) Григорий. Был перед 1688 г. (см. Σντομον  στορικν περιγραφν τς ερ ς μητροπλεως Βελεγρδων, митрополита белградского Анфима Алексуди,  ν Κρκυρ, 1868, стр. 121 прим., – полагаем, что автор заимствует свои сведения о сем и других перечисляемых им архиепископах из источников надежных, именно из современных, официальных записей). 43) Герман, преемник Григория с 1688 г. (у митроп. Анфима ibid.). 44) Григорий, особый от предшествующаго, бывший в 1691–92 г. (у митр. Анфима ibid.). 45) Игнатий, бывший в продолжение 1693–95 годов (у того же ibid.). 46) Зосима, бывший в 1696 г. (ibid.). 47) Рафаил, бывший в 1699 г. (ibid.). 48) Диоснисий, упоминаемый в 1706–7 г. (Сношений с Востоком ч. 5, рукоп. лл. 126 и 129, – называется тут сначала митрополитом болгарским, потом митрополитом сербским).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

в Лухе к кон. XVII в. была дополнена галереей и приделом. За исключением монастырских, эти церкви не имели деления фасадов на прясла, обладали развитым фасадным декором в костромской версии узорочья. Выдающимся памятником являлась ц. Св. Троицы в Костроме, возведенная на средства купца И. Постникова в 1645-1650 гг. (не сохр.). Композиция с двусветным 3-апсидным четвериком, небольшой папертью и шатровой колокольней, а также венчание храма горкой из 3 ярусов кокошников свидетельствуют о влиянии московского посадского зодчества. Фасады отличало многоцветие: маковки глав и шатер колокольни покрывала зеленая поливная черепица, муравленые изразцы с изображением двуглавых орлов и всадников декорировали барабаны глав и широкий фриз карниза, на кирпичных стенах выделялись белокаменные бусины, колонки и фронтоны наличников, массивные перспективные порталы. Для посадского зодчества К. и Г. е. характерен тип бесстолпных церквей с трапезными и шатровыми колокольнями. Двусветные четверики этих храмов, завершенные 4-скатной кровлей, в подавляющем большинстве увенчаны пятиглавием. В фасадном декоре использованы огибающие лопатки или полуколонки-дудочки, над широким карнизом с полосами поребрика и мелких нишек расположен ряд кокошников, а оконные проемы украшены наличниками с наборными боковинами и фронтонами в виде кокошников и щипцов разной формы - ц. в честь Преображения за Волгой (1685-1688) в Костроме (реставрирована в 1968-1978), ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1695) в с. Апраксине под Костромой (не сохр.). Отличительной чертой храмов в приволжской части К. и Г. е. являются слегка растянутые в поперечном направлении стройные четверики, как правило, с 2 осями проемов на боковых фасадах - ц. Воскресения Словущего (1670) в Толпыгине и ц. Спаса Нерукотворного (1682-1691) в с. Спасском (Спас-Березники) Нерехтского у. (ныне деревня Приволжского р-на Ивановской обл.). Своеобразную композицию завершения четверика с использованием дополнительных ярусов кокошников и тесной группировкой глав на вытянутых глухих барабанах выработали солигаличские мастера - Воскресенский собор Воскресенского монастыря (1663-1669, мастер Г. А. Антоновский), ц. свт. Николая Чудотворца (1686-1688, освящена в 1694). Полагают, что именно Антоновский со товарищи в 80-90-х гг. XVII в. по заказу С. В. Готовцева в его вотчинном с. Ликурга (ныне Буйский р-н) выстроили один из самых интересных сельских храмовых комплексов XVII в.: 2 бесстолпные церкви - летняя Троицкая увенчана 5 крупными главами на горке кокошников, с приделами, трапезной и шатровой колокольней, и зимняя одноглавая ц. в честь Рождества Христова, окруженная галереей-папертью, с трапезной палатой, усыпальницей Готовцевых и оградой с круглыми башенками и воротами в виде кубического четверика с главкой на 8-гранном постаменте. Наружное убранство всех построек представляет образец «дивного узорочья» XVII в.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

2-го католич. священника. В ответной царской грамоте от 5 мая 1685 г. было дано согласие на временное присутствие в М. 2-го католич. священника. Курц купил на имя купца Ф. Гваскони в Немецкой слободе двор с домом, где должны были жить и совершать богослужения католические священники (на углу совр. Старокирочного пер. (бывш. Кирочный) и Бауманской ул. (бывш. Немецкая)). Прибывший в мае 1685 г. в М. иезуит Альберт де Бойе привез грамоту от папы Римского Иннокентия XI к рус. царям о союзе против Турции. В июне 1685 г. Курц уехал из России, а Бойе остался в М. 2-м католич. священником, но в нач. 1686 г. скончался. В авг. того же года ему на смену из Богемской пров. ордена приехал иезуит свящ. Йиржи (Георгий) Давид. В авг. 1688 г. по старости и болезни М. покинул Шмидт, вместо него в февр. 1689 г. в город прибыл иезуит Товия Тихавский (Тихановский). Занимаясь духовным окормлением католиков, иезуиты также вмешивались в дела протестант. общины Немецкой слободы (по распоряжению царевны Софии иезуитов привлекли к рецензированию сочинений К. Кульмана и К. Нордермана, проповедовавших в М. учение нем. протестант. мистика Я. Бёме ) и пытались проповедовать католичество среди православных. С московскими иезуитами поддерживал дружеские отношения приближенный царевны Софии правосл. иером. Сильвестр (Медведев) , настоятель Заиконоспасского мон-ря в М., духовный писатель и «латинофил», впосл. казненный Петром I по обвинению в измене. С иезуитами был близок бывш. воспитанник московской Славяно-греко-латинской академии Петр Артемьев , тайно перешедший в католичество в Италии, куда он в 1688 г. уехал учиться. В 1691 г. он был рукоположен во диакона и служил в правосл. Петропавловской ц. в Новомещанской слободе. В храме он читал католич. молитвы, соблюдал посты и почитал святых Римско-католической Церкви, за что был запрещен в служении, но поскольку продолжал проповедовать, то в 1698 г. был осужден, расстрижен и сослан сначала в архиерейский дом в Холмогорах, а затем в Соловецкий мон-рь, где вскоре скончался.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010