Вражда между Египтом и Востоком, как мы уже не раз говорили, обострялась особенно благодаря крайностям богословских направлений, господствовавших в Александрии и Антиохии. Своеобразные оттенки одного направления казались явной ересью для богословов другого направления. Особенно-же это стало естественным при разыгравшихся страстях, когда взаимное недоверие и подозрительность достигли крайних пределов. Особенно-же подозрительными для антиохийцев показались, как мы видели, анафематизмы св. Кирилла, или так называемый „ главы“ его против Нестория. И это было вполне естественным явлением. Анафематизмы эти составлены были св. Кириллом со специальною целью и назначением. Он составил их для того, чтобы Несторий, произнося их, в случае раскаяния, мог самым ярким образом доказать искренность своего раскаяния, чтобы он не мог, подобно Арию, вложить в православный выражения свой еретический смысл. А потому анафематизмы составлены были нарочито в самых резких, в самых нетерпимых для антиохийца выражениях, излагающих христологию с некоторым, так сказать, перегибом в сторону, противоположную несторианству. С другой стороны, будучи составлены для публичного исповедания Нестория, для публичного засвидетельствования им своего раскаяния и православия, анафематизмы должны были явиться в виде кратких, аподиктически выраженных положений. А это обстоятельство, при неустановившейся и спорной богословской терминология того времени, открывало еще больший простор для всевозможных подозрений. Одно и тоже слово, взятое даже из обыкновенной разговорной речи, звучало иным оттенком для „погреченного хамита – копта“, получившего александрийское образование, и иным – для „погреченного семита – арамеянина“, получившего образование под антиохийским влиянием. 1687 И вот, анафематизмы св. Кирилла стали „яблоком раздора“, 1688 камнем преткновения для антиохийцев. Они не иначе называли их, как „еретические главы“, 1689 „еретические догматы“, 1690 „главы еретического лжеучения“, 1691 и т. п. 1692 Действительно, в I анафематизме, где св. Кирилл говорит о нашем долге называть св. Деву Богородицей, потому что она σαρκικς родила Сына Божия, „восточные“ увидели еретическое отрицание сверхъестественного рождения Эммануила и приснодевства Марии. 1693 Дело, очевидно, в том, что в устах антиохийца σρξ означало только одну плоть в смысле бренности, плотскости человеческой природы, а св. Кирилл термином σρξ обозначает все существо человека, из души и тела состоящее. 1694 Посему рождение σαρκικς в устах св. Кирилла указывало на вочеловечение Слова Божия, на полноту Его человеческой природы, а для уха антиохийца такое рождение казалось естественным, человеческим, плотским („от похоти плотския, от похоти мужеския“ – Uoah. I, 13 ) рождением, почему они противопоставляли рождению σαρκικς рождение θεοπρεπς – богоприличное, сверхъестественное, чего, конечно, не только не отрицал св. Кирилл, но даже настаивал, защищая термин „Богородица“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Когда в 1688 г. против донских старообрядцев был выслан правительственный отряд, часть их (в т. ч. Д.) ушла за границу, во владения тарковского шамхала и поселилась на р. Аграхани, близ р. Кумы. «Жив лет некая», Д. скончался там, видимо, в преклонном возрасте; в 1691 г. Евфросин упоминает его как умершего. В сер. 90-х гг. XVII в. казаки - духовные дети Д.- переселились из Тарковского владения на Кубань, взяв с собой тело своего духовного отца. Однако они «неподобательно взяша оно» - под останки было положено много серебра, «коего отец, жив сый, отвращашеся». Обоз переселенцев был разграблен татарами, к-рые останки Д. «разсекоша и по полю на снедение зверем и птицам разметаша». Казаки их собрали и похоронили ( Алексеев. 2005. С. 8-9). Деятельность Д. пришлась на тот период, когда 2 основные ветви старообрядчества - поповская и беспоповская - еще не получили окончательного разделения (см. в статьях Беглопоповцы , Беспоповцы ). Д. внес большой вклад в укрепление обоих направлений. Он являлся одним из авторитетных отцов старообрядчества, выступавших за обязательное перекрещивание присоединяющихся к «старой вере», что впосл. было характерно для беспоповских согласий. В Житии инока Корнилия Выговского говорится о состоявшемся в Москве «соборном» рассуждении «о никониянском крещении» с участием Д., Спиридона (Потёмкина) , протопопов Аввакума и Даниила , свящ. Лазаря, диак. Федора , иноков Авраамия и Корнилия, постановивших крещение, совершенное по «новым книгам», «за крещение не вменяти... крещати второе» ( Брещинский. 1985. С. 95). В данном случае важен не столько факт проведения собора (возможно, в действительности не имевшего места), сколько то, что уже ранняя выговская традиция с именем Д. связывает практику перекрещивания. Не случайно с Курженской обителью, центром старообрядчества в Поморье, где жил Д., связано проведение легендарного собора 1656 г., в «постановлении» к-рого заложены основные принципы учения беспоповцев, в т. ч. требование перекрещивания ( Смирнов. 1898. С. 050-051). Практики перекрещивания Д. вслед за Иовом Льговским придерживался и на Дону, где он, как и др. старообрядческие священники, крестил «много людей вдругорядь» ( Дружинин. 1889. С. 296). Федосеевцы считали Д. одним из основоположников традиции перекрещивания (эта т. зр. отразилась в «Пандекте» С. С. Гнусина (Ч. 4: О седми тайнах церковных и о приятии еретик - РГБ. Ф. 247. 385. Л. 198-212 об.), в «Красном уставе» (Красный устав. М., б. г. Л. 294 об.- 304), в исторической части, основанной на «Пандекте»). Поповцы это отрицали, считая, что в грамоте, переданной Д. Коломенским еп. Павлом на соборе в Курженской пуст., повелевалось присоединять к старообрядчеству через миропомазание.

http://pravenc.ru/text/180329.html

1688 ...король приказал схватить Хундо на и... привести в Шалон.- Здесь Шалон на Соне. Поскольку Хундона подозревали в убийстве буйвола в королевском лесу. то он должен был предстать перед королем. Считалось преступлением убить зверя в королевском лесу, и закон строго наказывал тех, кто это совершал. (См.; Салическая правда. М.. 1950. Гл. 33. Прибав. 1, 2). 1689 ...стало ясно, что эта женщина прич астна... к разгрому войска.- Имеется в виду сражение франков с бретонамн. См. кн. X, гл. 9. 1690 . ..монахиня Инготруда, о которой мы р ассказали в предыдущих книгах.. .— О ней см. кн. V, гл. 21; кн. VII. гл. 36: кн. IX, гл. 33. 1691 Саддукеи - представители религиозно-политического течения в Древней Иудее (II в. до н. э.— I в. н. э.). Саддукеи выражали интересы иудейской рабовладельческой знати, высшего иерусалимского жречества и чиновничества. Отстаивая авторитет писаного «Моисеева закона» (Пятикнижия), они отвергали позднейшую устную традицию, веру в бессмертие души в выступали против догмата о божественном предопределении. 1692 ... " В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю... ибо прах ты и в прах возвратишься».- Быт.:3, 19. 1693 ... " Ты умрешь в доброй, старости и приложишься к народа своему».- Быт.:25, 6, 17, 33, 29. 1694 ... " Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли».- Быт.:4, 10. 1695 И Иовом написано, что он воскреснет при воскресений из мертвых . — Ср.: Иов.:19, 25. 1696 ... " Разве тот, кто спит, не должен воскреснуть?» - Пс., 41:9. 1697 И Исайя учит, что восстанут мертвые из могил.- Ср.: Ис.:26, 19. 1698 ... " кости cyxue»..- Иез.:37, 4. 1699 ...тело одного покойного... внов ь ожило - Ср.: 1 Цар.:13, 21. 1700 ... " первенцем из мертвых»...- Откр.:1, 5. 1701 ... " души праведных».. .— Прем.:3. 1. 1702 ... " И в могиле его воскреснут мертвые» . — Ср.: 1 Фес.:4. 15, 16. Цитируется Григорием не дословно. 1703 ...что [речет] в Откровении, еван гелист Иоанн, возлежа у груди господней...- Ср.: Ин. 13:23, 25. 1704 «Тогда отдало море мертвых».- Откр.:20, 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ IX (Иотамович Амилахвари), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1675-1688, 1692-1695). До восшествия на престол был архиепископом Руставским (до 1675) (НА Грузии. Ф. 1461. Оп. 3. Д. 86 - Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 298). Избран предстоятелем Грузинской Церкви вскоре после воцарения в Картли Георгия XI (1676-1688, 1703-1709) при поддержке царя. Эти обстоятельства отражены в документе, выданном Н. патриаршему кафедральному собору Светицховели в 1687 г. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 493). Груз. царевич Вахушти Багратиони в «Истории царства Грузинского» так писал об этом: в 1675 г. «пришел Георгий царем в Тбилиси… посадил католикосом брата Гиви Амилахвари» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 457). Упоминаемый в источнике брат Н. был князем - правителем княжества Саамилахвро, командующим садрошо (от груз. - знамя, военно-адм. единица Грузии) Земо-Картли, моурави (главой) г. Гори, входил в число наиболее приближенных к царю лиц. Его супруга Тамар была дочерью царя Картли Вахтанга VI (1716-1724). В 1688 г. персид. шах посадил на престол Картли царя, принявшего ислам,- Ираклия I (1688-1703). На поклон царю из всей знати и приближенных двора не явился только Н., преданный Георгию XI и открыто выступавший против воцарения на груз. престоле мусульманина. Его поддержали и др. духовные лица высокого ранга. Ираклий I сообщил об этом шаху, и шах снял с Н. архиерейский сан и поставил на престол католикоса-патриарха Иоанна X ( Диасамидзе; 1688-1691, 1695-1700). В 1691 г. Георгий XI, укрывавшийся в Раче, вернулся в Картли и в течение 4 лет боролся за возвращение престола. Одержав победу, «собрал он войско… вошел в Картли и все встретили его с радостью… и назначил католикосом Николоза…» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 468). Однако царь не смог надолго удержать власть. Сначала он укрылся в Зап. Грузии, затем явился к персидскому шаху и покорился ему. Вернувшийся на престол Ираклий I вновь поставил католикосом-патриархом Иоанна X (Там же. С. 468, 475). На церковном Соборе 1705 г. царь Картли Вахтанг VI выразил желание вновь избрать католикосом-патриархом Н. Но поскольку архиереи и др. духовенство были против, на престол предстоятеля Церкви был избран Доментий IV (Багратиони) (Там же. С. 481).

http://pravenc.ru/text/2566070.html

34) Аврамий. 1672–1673 г. Строитель, управлял монастырем в промежутках времени между игуменством Викентия и Герасима; записан в синодике. 35) Герасим II. (Гордеев) 1673–1679 г. Упоминается в 3-х выписях на монастырские владения. 1673, 1678 и 1679 гг.; в 1676 году Июня 16, участвовал в венчании на царство царя Феодора Алексеевича; вместе с архимандритом Макарьева Калязина монастыря подавали патриарху скипетр. Записан в синодике. 36) Иосиф I. 1679–1683 г. (Шохнев). В 1682 г. Июня 25-го присутствовал при венчании на царство царей Иоанна и Петра вместе с архимандритом Андрониевским Авраамием подносил бармы царя Иоанна; упоминается в выписи с Вологодских писцовых книг 1680 г.; имя его вырезано на серебр. дарохранительнице, сделанной при нем в 1683 г.; Декабря 5-го, в 1683 г. переведен во Владимирский Рождественский монастырь, в котором находился еще в 1690 году. 37) Паисий. 1683–1686 г. Упоминается в трех выписях на владение монастыря 1683, 1684 и 1685 гг. 38) Маркиан. 1687 г. Упоминается в Марте месяце 1687 г.; в синодике записан без лет. 39) Иосиф II. 1688–1691 г. Поступил в Феврале; имя вырезано на окладе одного напрестольного Евангелия печат. В Москве, в 1688 г. и при нем украшенного в Декабре 1690 г., упоминается в двух выписях 1688 и 1690 гг.; Февраля в 1-й день 1691 г. в неделю мытаря и фарисея, переведен в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь 1-го класса, (в котором архимандриты служат с осенением по чину архиерейскому). 40) Трифиллий. 1691–1692 г. (Инихов). Игуменствовал менее года; в 1692 г., переведен в Спасо-Андрониевский монастырь, откуда в 1695 г. посвящен архимандритом в Ново-Спаский; в 1697 г., хиротонисан в митрополита Нижегородского; в 1699 г. Июля 23 переведен в Крутицкую епархию, где и скончался Июня 28-го 1701 г. 41) Григорий. 1692 г. Имя его находится в надписи на финифтяных клеймах сосудов его тщанием устроенных в 1692 г. Марта 9-го. 42) Феодосий. 1692–1695 г. Мая 4-го 1695 года переведен в Спасо-Андрониевский монастырь. 43) Дионисий III. 1695–1708 г. (Воробьев) упоминается в приписке на полях синодика; Мая 19, г., при нем дан вклад; в синодике записан без лет; в Ноябре месяце 1708 г. отставлен; в последствии времени он был настоятелем в Царево-Константиновском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Иоанникий приехал в лагуну уже после обмена грамотами в 1687 г. и летней кампании в рамках 1-го Крымского похода. Он выехал из Москвы 6 марта 1688 г., чтобы вернуться лишь в 1691 г. Обстоятельства пребывания Иоанникия в Венеции проанализировал Сменцовский, а его переписка собрана в «Памятниках дипломатических Практически Лихуд выполнял лишь функции гонца, так как никаких специальных поручений по ведению переговоров ему первоначально не давалось. И даже после, когда по его настоянию его произвели в чин «посланного», ему не давали иных инструкций, как только вручать грамоты и писать через почту о Такое отношение может быть вполне истолковано как недоверие московских властей к пришлому греку, тем более венецианскому подданному, ведь буквально за год перед этим из Вены в Венецию приезжал дьяк И. Волков, статейный список которого снабжен обыкновенными для русских послов подробнейшими инструкциями по ведению До сих пор не до конца понятны все обстоятельства столь долгого нахождения Иоанникия на посольстве. Сам он обещал в своей челобитной: «Токмо два месяца тамо поживу, кроме путешествия четыре или пять месяцев сходити и приити, да управлю детишки мои и отческое наше стяжание, чтобы не пропало и не За это время он обещал или женить старшего сына Николая, или подыскать детям нового опекуна взамен умершего Константина 1688 г. ушел на то, чтобы приобрести нужный посланнический статус для подобающего отправления посольства. Необходим он был, однако, именно Лихуду, а не московскому правительству, изначально не посчитавшему необходимым возвести его в этот ранг. Грек же хотел им стать, по его словам, ради чести ему и его семье, но отнюдь не ради наилучшего исполнения возложенных на него Дело в том, что к верительной грамоте, приложенной к царскому письму от 13 февраля 1688 г., которое собственно привез Иоанникий, не положили латинский Таким образом, после приема у вице-дожа 23 июня 1688 г. вместо того, чтобы согласно своему обещанию, вернуться в Москву, Иоанникий 21 сентября 1688 г. (через 3 месяца после аудиенции!) просил В. В. Голицына назначить его посланником и одновременно отправлял с товарами, приобретенными им якобы «про обиход царский», своих сыновей, Николая и Анастаса, прибывших в Москву в марте 1689 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

патр. не будут нарушены; 1685 г. сент. Архив Юго–Зап. России, т. 5, стр. 97. 212 Грамота Царей... утверждающая непосредственное подчинение Черниговской архиепископии московскому патриарху 1688 г. июня 24. Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 250–257. 213 Там же. Письма п. Иоакима Варлааму Ясинскому и Гедеону Четвертинскому от 1688 г. 9 июня, стр. 259–262. М. Евгения. Описание Киево–Печер. лавры, прилож. 21 и 24, стр. 65–77; 81–92. 218 Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 244–246; 262–268. Письма Иоакима, п. Московского Четвертинскому и Барановичу о Флорентийском соборе и проч. от 1688 г. 219 Описание Киево–Софийского собора и Киевской иерархии. Настольная грамота от п. Адриана, данная преосвящ. Варлааму Ясинскому о посвящении его в митрополиты Киевские сент. 26, 1691 г. стр. 136–141. 225 Устрялов. История царствования Петра В. т. 3, приложение стр. 531, 53. Письмо м. Варлаама п. Адриану в январе 1700 г. 227 Там же, стр. 310–311; Памятники изданные временной комиссией для разбора древних актов, т. II–oй, стр. 286–324 – (Грамота Моск. Государей Киево–бр. училищу). Аскоченский. Киев с академией ч. I, стр. 257/ 228 Устрялов. История царствования Петра Великого, т. 3; приложение 67. Письмо п. Адриана м. Варлааму от 8 апреля 1700 г. стр. 539–540 232 Письмо п. Адриана м. Варлааму Ясинскому с различными наставлениями относительно управления митрополиею, января 1694 г. Архив Юго–Зап. России т. V, стр. 391–394. 234 Письмо п. Адриана м. Варлааму с ответом на его вопросы, окт. 1691 г. Архив Юго–Зап. России т. V, стр. 327– 330. 239 Об этом еще в 1691 г. писал п. Адриану Иерусалимский п. Досифей: «Приходят к казакам из Греции архиереи и посвящают за одной обедней по нескольку человек». П. Досифей укорял за то, что не возбраняют сего русские. Архив Юго–Зап. России т. V, стр. 449, 289. 244 Там же, стр. 425–427. Письмо п. Адриана м. Варлааму Ясинскому от 28 мая 1695 г. и гетману Мазепе в 1695 г. стр, 425–428. 245 Аскоченский. Киев с Академией, ч. II, стр. 536. В исследовании Аскоченского дело восстановления Переяславской кафедры расходится с документами «Иконы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1959. С. 425). В 1648 г. Ростом одержал окончательную победу над своим соперником Теймуразом I (царь Картли и Кахети в 1623-1632); посредничество католикоса-патриарха позволило Теймуразу I мирно отступить в Зап. Грузию. Под влиянием супруги, царицы Мариам Дадиани, Ростом проявлял заботу о Церкви, восстанавливал храмы, а также разрушенный купол Светицховели, сведения о чем сохранились в надписи на храме 1656 г. ( Иоселиани. 1843. С. 205), оказывал собору материальную помощь. Однако гос. и общественные функции М. К. по-прежнему оставались ограниченными, католикос-патриарх был отстранен от участия в гос., общественных, школьных делах и т. д. При Вахтанге V Шах-Навазе (1658-1676) католикосом-патриархом по избранию церковного Собора 1660 г. стал двоюродный брат царя Доментий III (Мухранбатони; 1660-1676), «человек достойный и многое сделавший для укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 440). Пользуясь покровительством царя, Доментий III старался возродить в обществе христ. веру и поднять на должную высоту моральные устои ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 454). После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим в течение 2 лет. В 1678 г. католикосом-патриархом был избран Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695), ставленник царя Картли Георгия XI (1676-1688). Предстоятель был деятельной личностью и хорошим организатором, он продолжил начатое предшественником возрождение М. К., многое сделал для упорядочения управления и материального обеспечения Церкви, восполнил б-ку М. К., заново зарегистрировал архивные документы (ПГП. 1970. Т. 3. С. 589-592). Католикос-патриарх был сподвижником Георгия XI, который проводил независимую от Ирана политику: стремился соединить груз. земли, собирал единомышленников, вел тайные переговоры с папой Римским Иннокентием XI (1676-1689), одновременно в пользу своего брата, бывш. царя Имерети Арчила II, налаживал отношения с Османской империей. Николай IX присутствовал при встрече царя с кахетинскими тавадами (князьями), к-рые присягнули царю на верность (НЦРГ. Hd 2159), отправил письмо патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову ; 1674-1690), где сообщил о бедствиях страны и просил оказать помощь Арчилу II ( Татишвили. 1959. С. 185). В 1688 г. шах лишил Георгия XI картлийского трона и отдал его выросшему в России кахетинскому царевичу Ираклию I (1688-1703; в России был известен как царевич Николай). Николай IX был смещен с престола, на его место посадили дядю нового царя со стороны матери, Руставского митр. Иоанна X (Диасамидзе ; 1688-1691, 1695-1700). В 1692-1695 гг. Георгий XI отвоевал трон, и Николай IX ненадолго вернулся на Патриарший престол. Предстоятельствовавшие в период царствования Ираклия I католикосы-патриархи Иоанн X и Евдемон II (Диасамидзе ; 1700-1705) не проявили себя как гос. и церковные деятели; в М. К. скопилось множество нерешенных дел, касавшихся организационной и материальной сфер, школьного дела и кахетинского вопроса, осложнившегося после нашествий шаха Аббаса II.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Колокол весом в 60 пудов для Орловской Всесвятской церкви (Орловская волость Великоустюжского уезда Вологодской губернии, ныне урочище Всехсвятский луг на полуострове между Югом и Лузой, Орловское с/п, Великоустюгский район Вологодской области) - 1686 год, не сохранился; 4. Колокол для колокольни Новодевичьего монастыря (1688 год, находится на колокольне монастыря); 5. Колокол для Николо-Пешношского монастыря (1688 год. До 1905 года находился на колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, а сейчас хранится в собрании Артиллерийского музея); 6. Колокол для Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1688 год, не сохранился); 7. Колокол для храма св. Сергия Радонежского а Крапивниках (1689 год, не сохранился); 8. Колокол для храма святителя Николая в Хамовниках (1689 год, находится на колокольне храма); 9. Колокол для храма св. Харитона Исповедника в Харитоньевском переулке в Москве (1689 год, находится на колокольне церкви Спаса на Песках недалеко от Арбата); 10. Колокол для храма Параскевы Пятницы , что в Охотном ряду (1690 год, находится в экспозиции МГОМЗ «Коломенское»). 11. Колокол Зеленецкого монастыря в Великом Новгороде (1690 год, не сохранился); 12. Колокол для подбора Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде (1691 год, не сохранился); 13. Колокол на колокольню собора Рождества Пресвятой Богородицы в Устюжне Вологодской области (1691 год, колокол уничтожен в 1936 году вместе с колокольней); 14. При сопоставлении косвенных данных, можно предположить , что Михаил Ладыгин изготовил большой 3555-пудовый колокол для Троице-Сергиева монастыря в 1693 году, но эти данные нуждаются в уточнении (колокол перелит в 1748 году). Некоторые мотивы декора этих колоколов (например, фигуры ангелов с гроздьями фруктов; головы птиц – возможно, орлов; львиные головы с крыльями – явные прообразы евангелистов), и характер их исполнения позволяют утверждать, что Михаил Лодыгин какое-то время работал с другим прославленным московским литейщиком – Федором Моториным Иван Матвеевич Лодыгин тоже работал на Пушечном дворе в Москве (он упоминается в списках мастеров двора в 1707 году, где ошибочно значится как " Иван, Михайлов сын Лодыгин " ) Этот литейщик известен нам всего по двум работам.

http://sobory.ru/article/?object=06730

617 9 апреля 1688 года гетман Мазепа и архимандрит Варлаам Ясинский послали кн. Вас. Вас. Голицыну книгу Венец Христов Радивиловского. 618 1 июня 1688 г. иеромонахи Иоиль и Паисий явились к царевне Софии с той же книгой. 619 21 июля 1688 г. в Москву приехал игумен Киевониколаевского монастыря Исаакий Кокоревич с той же книгой Радивиловского. 620 И впоследствии, несмотря на запрещения патриарха Иоакима, запрещенные киевские книги продолжали спокойно распространяться и пользоваться уважением. В 1691 году Досифей митрополит Сучавский писал Варлааму Ясинскому о Лифосе Петра Могилы : Але отче святыи не подеваню дело найшов есмо книжку ΛΙΘΟΣ abo kamien: я давно слыхав, ныне же видех, прочитах сице совершенну сущую, зело удивихся и почто мню не часто друкуют: великая бо сия книга предстательница и вежа твердая Церкви Православной и на изменники победа, а изъявление обнажаючи волка от кож овечих. 621 Войско запорожское (в 1691 г.?) чрез кошевого Ивана Гусака просило у патриарха Адриана книг «Обед и Вечеря», «которых они еще не слыхали». 622 Архиепископ Афанасий, пользовавшийся особым почетом у патриарха Иоакима 623 , 17 июля 1692 года служил по киевскому требнику, в 1694 г. оглашал иноземцев по требнику Петра Могилы , в 1700 г. служил по большому требнику киевские печати. 624 Сам патриарх Адриан ссылался на книгу «Мир с Богом» в грамоте 1696 года по делу Жабокрицкого. 625 Между 1696–1701 годом некто вязниковец Алексей Селивестров, в своей подметной челобитной царям и патриарху Адриану писал: «При царе Феодоре и свят. патриархе Иоакиме благочестивого мужа, всякия духовные мудрости исполненного блаженные памяти достоблаженного отца иеромонаха Симеона Полоцкого трудолюбием издашася... две книзе... Обед душевный... Вечеря душевная... иже аще кто от благочестивых читателей сии две книги со вниманием чести потщится во истину может умилитися... аз же обретох в сих книгах многу себе пользу». 626 В 1697 году игумен Антоний дал книгу Вечерю Симеона Полоцкого вкладом в Деревяницкий Новгородский монастырь в общую пользу всем жительствующим в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010