Между тем, в " подлинных переписных книгах 1677-1678 годов " у тех же писцов о соборных храмах сказано кратко: " Город Тотма, а в нем соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяная, клецки; да другая церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяная ж, клетцки, с трапезою " , и только. За последующие десять лет в архитектуре храмов почти не произошло никаких изменений, и в новых писцовых книгах 1687-1688 гг. соборные храмы описаны почти буквально одинаково с книгами 1676-1679 гг., только в описании Богоявленской церкви прибавлено: " ...у церкви верх бочешной, об одной главе... " . О дальнейшей судьбе соборных храмов, начиная с 1689 и по 1743 г., никаких сведений пока не найдено. Известно только, что с конца XVII века (с 1688 г.) собор в официальных бумагах стал иногда именоваться " Богоявленским " , с XVIII века это наименование уже окончательно за ним и остается. В писцовых книгах 1687-1688 гг. он назван еще Пречистенским, так, например: " ...да на Тотме ж позади Егорьевские улицы, подле Боярского лугу, полянка церковная, что дана вместо Мановского лугу, а владеет той полянкою соборной церкви протопоп Федор Михайлов з братьею по старине и по прежним писцовым книгам писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Калюпанова 131, 132 и 133 годов " . Между тем, в том же 1688-м году, 29 июня, в челобитной преосв. Александру, архиепископу Велико-устюжскому и Тотемскому, написано: " ...с Тотмы богомолец твой, соборной церкви Богоявления Господня протопоп Федор Михайлов... челом бьет. Также подписался тот же протопоп Федор и в челобитной 1691 г., 6 февр., но в челобитных 1694 г. 29 окт. и 1701 г. 17 июля он же именует себя по-прежнему протопопом " города Тотмы соборной церкви Рождества Богородицы " . В 1743 году соборные храмы вместе с прочими городскими постройками сгорели. Из них успели спасти очень немногое: несколько церковных сосудов, два Евангелия и несколько икон. В следующем же 1744 г. вместо сгоревших храмов была начата постройка уже одной каменной двухэтажной церкви, которая и закончена в 1749 году.

http://sobory.ru/article/?object=50414

(См. там же, Патр. Прик. Вязка 449, дела 825, стр. 23). 40. Троицы Живоначальной церковь на погосте Георгиевском, на реке Рузе Церковь Живоначальной Троицы построена была в 1688 году «на пустовой церковной земле Георгиевского погоста», находившегося Можайского уезда, в Исконском и Боянском стане, где некогда существовала церковь св. великомученика Георгия. Указание на это есть в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» Можайской десятины за 7199 (1691) г. В ней написано: «В Патриаршем Казенном Приказе в выписи с Можайских писцовых книг, письма и меры Никифора Пеплюева да подьячего Алексея Берестова, 135 и 136 (1625–1628) гг., какого прислана из Поместного Приказу, за приписью дьяка Ивана Хрипкова во 158 (1650) году значится: в Исконском и Боннском стану на государеве Цареве и великого князя Михаила Феодоровича веса Руси земле погост Георгиевской, на речке на Рузе, а на погосте место церковное Страстотерпца Христова Георгия, пашни лесом поросло середние земли 12 четвертей в поле, а в дну потомуж, сена 10 копен, лесу пашенного десятина». Церковная Георгиевская земля в 7178 (1670) г. по книгам Можайского старосты поповского Вознесенского попа Василия прибыла вновь в окладные приходные книги Патриаршего Казенного Приказа и писалась до построения на ней церкви ежегодно под Можайской десятиной в следующей форме: «с церковной земли св. мученика Георгия, на реке Рузе в Псковском и Боннском стану оброку на крестьянине Пашке Баженове 6 денег; а на 199 (1691) год на Иване Сергееве сыне Озерове оброку и пошлин 15 алтын; и в прошлом во 196 (1688) году июля в 3 день по указу блаженной памяти святейшего Иоакима патриарха Московскаого и всея Руси, а по челобитью генерала и поручика Ивана Денисьевича Лукина велено на церковной Георгиевской земле построить ему церковь во имя Живоначальной Троицы и о том церковном строении благословенная грамота ему дана. И в нынешнем во 199 (1690) году октября в 9 день бил челом великому государю святейшему кир Адриану Московскому и всеа Руси и всех северных стран патриарху генерал Иван Денисович Лукин, чтоб святейший патриарх пожаловал его, велел новопостроенную церковь освятить, и октября в 15 день по указу святейшего патриарха и по помете на выписке казначея Андрея Денисовича Владычкина велено новопостроенную церковь освятить и данные деньги иметь с нынешнего 199 (1691) году; дани положено той церкви на попа с причетники, с попова, с дьячкова, с просвирницына с одного двора вотчинникова по указу, с 10 дворов крестьянских по 2 деньги, да по писцовым книгам с пашни и с сенных покосов по указной статье 15 алтын, заезда гривна». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Писц. кн. 10816, стр. 185– Патр Прик. кн. 63, стр. 846 и кн. 135, стр. 672 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тимофеев Григорий, из Киева, Зенборовский, выб. в 1687 г. Хибовский Глеб, Подвинский Иван, Ивашка, 1686–1689 г. 1687 год Андреев Тимофей, Арамецкий Димитрий Степанов, Дубровский Федор, Деев Никита Павлов, 1687 г.; в 1701 г. певчий Петра Иванов Спиридон, 1687 г.: в 170 г. певчий Петра 1-го, Любицкий Захарко, Маленков Прокопий Григорьев, 1687 г.; Воскрес. Соб. 1689 г. Назаров Иван, 1687 и 1688 г. Никитин Алексей, 1687 г.; в 1701 г. певчий Петра Семенов Максим, Тимофеев Василий, Холмогоров (Колмогор) Михаил Никитин, 1687 г.; в 1701 г. певч. Петра был с ним в походе на Воронеж, Хоминский (Фоминский) Василий, Васька, 1687 г.; Воскрес. Соб. 1689 г. Яблонский Степан 1687 г.; с 1688 г. крестов. Дьяк, Яковлев Кондрат, Федосеев Яков. 1690 год Инехов Алексей, Леонтьев Илья, Петров Илья. 1691 год Васильев Андрей Нижегородец, 1691–1699 г.; в 1701 г. певч. Петра был с ним в походе на Воронеж, Дубнецкой Григорий. Матвеев Иван, 1691 г.; в 1701 г. наречного пения писец при певчих Петра 1692 год Беляев, Беляй Иван Тереньтев, 1692 г.; Сп. Соб. 1694 г.; в 1701 г. певч. Петра 1-го; был с ним в походе на Воронеж, Григорьев Иван, 1692 г. Димитриев Степан, 1692 г.. в 1701 г. наречного пения писец при певчих Петра 1-го. 1693 год Беляев Степан Иванов, певч. и Уставщ. Петра 1-го, в 1701 в пох. Воронеж. и в 1702 г. Соловецк Григорьев Федор, Федка, Казанец, певч. Петра I-ro, был с ним в походе на Воронеж 1701 г. Протопопов Иван Семен Ростовец, Протопопов Роман Семенов Ростовец, певч. Петра I-ro Шиловский Иван, Ивашко, Ширяев Иван Ивашко. 1694 год Степанов Иван, Уставщик Сп. Соб. 1699 год Беляев Петр, Беляев Иосиф, Беляев Сила, Васильев Прокопий, Иванов Никита (Аника), певчие Петра I-ro; были с ним в 1701 г. в походе на Воронеж. Резанец Никита, певчий Петра упом. 1701 г. 1701 год Тихонов Алексей, новоприверстанный певчий. Д. Ч. Прот. Дим. Разумовский 1 Он вполне знал церковный знаменный распев на безлинейных нотах и в Александровой слободе занимал своих певчих дьяков положением на ноты таких стихир, которые, по новости составления, не имели еще нотного положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Софония , с 23 авг. 1844 по 26 апр. 1847. Иоанникий Горский , 29 июня 1847–50, февр. 3. После архиепископ Саратовский и Варшавский. Никодим Казанцев , с 3 апр. 1850–1854, в февр. хирот. в викария Казанского. Антоний Рождоственский , с 6 мая 1854–1858, 15 июня хирот. в епископа Оренбургского. Иустин Охотин , с 26 мая 1858; 6 авг. 1871 хирот. в еписк. Острожского (викария Волынской епархии). 3 Борисоглебского, на реке Устье, от Ростова в 15 верстах. Основание его относят к исх. XIV века. Архимандрия с 1688 г. Ныне второклассный. [III, 424.] Игумены Никифор , 1571. Антоний , 1579–84. Гермоген .... Пётр , 1598. Симеон , 1610, потом изгнан. Пётр , 1612–16. Никодим , 30 дек. 1617. Корнилий , 1620–26. Сергий , 1632. Корнилий , 1635–1641, янв. Варлаам Хватов , 1643–45. Иоасаф , 1646–50. Гермоген , 1651–53, мар. Антоний , 27 дек. 1653. Савватий , 1654 и 55. (Не в Спасский ли?) [(В 1666–68 келарь)]. Иона , 1656–59, 6 июля отставлен. Ефрем , 1659–61. Сергий , 1661–65. Симон , в июне, сент. 1668, в мар., июне 1670. Тарасий , в мае 1671, в окт. 1673. Архимандриты Иосиф , игум., 1676; с 25 сент. 1688 архим.; по 1691. Конон , 1691–93. Гавриил , 1700. Даниил , 1704–10. Иона , 1712–14. Иосиф определён 8 сент. 1714–22. Филарет , 1725–27. Пафнутий , в янв. 1729–1731; в 1734 бывший, определён в Возмицкий. Иосиф , 1732–34. Николай .... (Из Ростовского Спасского?) Вассиан , 1737–39. Дмитрий , 1740–43. Иосиф , 1744 и 45, перев. в Спасский Ярославский. Рафаил , 1745–48. Пармен , 1748–50. Перев. в Ростовский Спасский? Иринарх , 1750–51. Марк , 1755–59. Пармен , из Спасского? 1760–61. Амвросий , 1762–70. Никодим , 1770–73, перев. в Цареконстантинов. Авраам Флоринский в 1773 перев. из Цареконстантинова, а 27 мар. 1775 – в Ростовский Богоявленский. Венедикт , 1775–77. Варлаам Миславский перев. из Киево-Михайловского, 1777–1784, 10 авг. перев. в Киево-Братский. Ириней Клементьевский в нояб. 1784 перев. из Московского Знаменского, а 30 июня 1788 – в Юрьев Новгородский. Арсений Тодорский 30 июня 1788 перев. из Цареконстантинова, а 22 мая 1792 – в Троицкую Петергофскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Паисий , 1692. Петроний , 1695. Леонтий , до 1708. Иулиан определён в дек. 1708. 65 Галилейская Троицкая пустынь, в Валдайском уезде, упразднена 1764 г. [III, 683.] Строители Евфимий , 1659–73. Никанор , 1678, Трифиллий , в янв. 1698. Ануфрий 1746. Маркелл (Ист. Иер., VI, 32). 66 Лятский Николаевский, под Новгородом, существовал в XIV веке 33 ; упразднён 1764 г. [V, 34.] Строители Игум. Антоний , 27 дек. 1551. Гурий , 1643, 57, дек. Пахомий , 1662. Игнатий , 1663. Сильвестр , 1668. Иона , 1670–77. Давид , 1680. Мартиниан , 1691. Порфирий , 1764. 67 Понедельский Николаевский, от Новгорода в 24 верстах; упразднён 1764 г. [V, 599.] Строители Иона , 1652. Боголеп , 1671. Иаков , 1686 и 87. Феофил , 1688 и 90. 68 Семеновская Троицкая пустынь, от Крестец в 36 верстах, основана 1653; приписана к архиерейскому дому 1675; упразднена 1764 г. [VI, 80.] Строители Феодосий , 1653–1663, февр. Феогност , 1666–68. Савва (игум.) 1669 и 70. Симеон , 1678. Игнатий , 1686. Звадский Спасский, от Старой Руссы в 15 верстах; когда основан, неизвестно; упразднён 1764 г. [IV, 142.] Игумены Иосиф , 1617–21. Мисаил , 1655. Феофил , 1658. Гермоген , 1660. Макарий , 1662–65. Строители Боголеп , 1667. Иосиф , 1677–80. Сергий , 1684 и 85. 70 Кречев (на Кречеве) Николаевский, «Особный» (Акт. Ист., I, 181) близ Старой Руссы; 22 сент. 1676 был приписан в Иверскому; упразднён 1764 г. [IV, 874.] Строители Иоаким , в янв. 1572. Киприан , в нояб. 1576. Леонтий , 1592. 71 Усненский, в Старой Руссе, когда основан, неизвестно; упразднён 1764 г. [VI, 317.] Игуменьи Иулиана , 1663. Евфимия , 1696–1700. Косин Николаевский, от Старой Руссы в 3-х верстах, основан преподобный Константином будто бы в XIII веке; в янв. 1688 был отписан от Зеленецкого к архиерейскому Новгородскому дому. Упразднён 1764. [IV, 786.] Игумены Иона , 1574. Герасим , 1660. Строители Игнатий , 1566, 79, мая. Савватий , 1691. Никон , 1700. Иаков , 1737. Антоний , 1755–64. 73 Короцкий Покровский, от Валдай в 5 верстах; упразднённый. [IV, 776.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кизические мученики. Икона. XIX в. (казанский Кизический мон-рь) Кизические мученики. Икона. XIX в. (казанский Кизический мон-рь) С кон. XVII в. из Седмиезерной пуст. в Казань совершались ежегодные крестные ходы. Встречи и проводы иконы происходили на месте первой встречи, отмеченном крестом. В 1687 г. на Казанский край вновь обрушилась эпидемия, к-рую именовали «трясовичной болезнью». Митр. Казанский Адриан (впосл. Патриарх Московский и всея Руси), скорбевший о бедствиях, решил молитвенно обратиться к 9 мученикам Кизическим, «которые являют различные целебные дары и избавляют страждущих лихорадкою» ( Никанор (Каменский). 1891. С. 6-7). Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Кизического мон-ря. 1692 г. Рисунок. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Кизического мон-ря. 1692 г. Рисунок. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Митрополит посетил место встречи в 1654 г. Седмиезерной иконы, нашел «на бору место прекрасно и к созиданию монастыря и к обитанию угодно» и предложил властям Казанского края основать здесь храм. В 1688 г. митр. Адриан освятил приходскую деревянную церковь (1687-1688), в которую многие горожане, получившие исцеление от лихорадки, «делали пожертвования радушно». Позднее он благословил основать при церкви обитель, «чтобы жили там монахи, желающие в чине своем служить Господу Богу» (Там же. С. 10). Рядом с храмом были построены деревянные келии, ограда, ископан колодец близ устья р. Комаровки. Городское начальство наделило монастырь землей, а пожертвования жителей способствовали его процветанию. Считается, что К. м. основан в период до авг. 1690 г., когда митр. Адриан был провозглашен патриархом Московским. В «Спириде» особо подчеркивалось, что учреждение К. м. относится ко времени служения Адриана на Казанской митрополичьей кафедре: мон-рь «устроился в граде Казани, благословением, тщанием же и иждивением великого господина святлейшего и всеблаженнейшего Кир Адриана, архиепископа Московского и всея России и всех стран Патриарха, егда он бысть в царственном граде Казани Митрополитом Казанским и Свияжским» (Там же. С. 1). Но в сер.- кон. XIX в. временем основания К. м. ошибочно считался 1691 год ( Загоскин. 1895): к 1891 г. было приурочено празднование 200-летнего юбилея обители. Возможно, по этой причине еп. Никанор считал, что патриарх Адриан взошел на престол в 1691 г. ( Он же. 1893. С. 14).

http://pravenc.ru/text/1319826.html

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

7)    Поликарп Кулчицкий, шляхетский сын из польского с. Кулчиц, род. в 1688 г., был студентом академии (в 1690–1700 гг.), монашество принял в 1719,       иерод. в 1727 г., иером. в 1729 г.; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря 21 .                              8)   Синесий Залуцкий, казачий сын из польск. гор. Трембовля, род. в 1688 г., был студентом Академии (в 1690–1700-х годах), в 1721 г. монах, 1722 г. иеродиакон и иеромонах; 22 мая 1733 г. «безвестно бежал» 22 . 9)  Геннадий Высенский, купеческий сын из г. Гадяча, род. в 1688 г., учился в Академии (в 1690–1700-х г.г.), монашество принял в 1721 г. от архим. Иоаникия Сенютовича, в 1722 г. был рукоположен в иеродиакона Пахомием, епископом романским–волосским, в 1723 г. архиепископом Варлаамом Ванатовичем в иеромонаха 23 ; впоследствии был игуменом заграничного Дятловицкого монастыря, 3 генв. 1749 г. 24 10)   Матфий Сирачинский, «поповский сын», из польского с. Копцев, род. в 1677 г., был студентом Академии (в 1680–1690х гг.), монашество принял в 1704 г., иеродиаконом сделался в 1706 г., иеромонахом в 1710 г. 10 сентября 1738 г. 25 11)   Вениамин Фальковский, из военного «чина», род. в г. Козельце в 1690 г., учился в Киевской Академии (в 1700х гг.), в 1712 г. принял монашество от архим. Афанасия Миславского и был рукоположен м. Иоасафом Кроковским в иеродиаконы, в 1724 г. сделался иеромонахом (рукоположен великоновгородским архиепископом Феодосием Яновским 26 ), в 1734 г. был назначен на ответственную должность начальника лаврской типографии, в 1738 г. синодальным указом вызывался в С.-Петербург «для производства в суздальского архиерея» 27 , но хиротония почему-то не состоялась, и В. Ф. скончался в звании типографа лавры «28 апреля 1750 г. в 10 ч. 43 м. пред полуднем» 28 . 12)   Сильвестр Глинский, из м. Глинска, мещанский сын, род. в 1691 г., учился в Академии (в 1700 х гг.), монашество принял в Омбышском (приписном к лавре) монастыре, в 1723 г. был сделан иеромонахом 29 . 13)   Иезекииль Зимович, мещанский сын, из г. Прилук, род. в 1692 г., учился в Академии (в 1700 х гг., «отчасти латинского письма»), в 1715 г. принял монашество, в 1720 г. был рукоположен в иеродиакона романским (волосским) епископом Пахомием и в 1732 г. в иеромонаха Киевским архиепископом Рафаилом Заборовским 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

В 1688-1689 гг. в связи с шедшими в Москве с кон. 60-х гг. XVII в. спорами о времени преложения Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ) патриарх Иоаким послал грамоты Киевскому митр. Гедеону (Святополк-Четвертинскому), Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и киево-печерскому архим. Варлааму (Ясинскому) с предписанием изложить свою позицию по этому вопросу. В 1688 г. царевна София Алексеевна отправила гетману Мазепе посвященную данной теме «Книгу о манне Хлеба животного» Сильвестра (Медведева) . Вместе с сочинением Сильвестра на Украину была послан содержавший иную т. зр. труд греков Лихудов «Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым». В письме Мазепе от дек. 1688 г. И. высоко оценил «Книгу о манне...»: «Пречестнаго монаха Медведева веру, труды, разум хвалю и почитаю» (цит. по: Шляпкин. 1891. С. 178). Труд Сильвестра, с к-рым И. состоял в переписке, давал ответ на вопрос о времени преложения Св. Даров в духе католич. богословия. Эту т. зр. разделяло большинство малороссийского духовенства. В нач. 1689 г. И. включился в дискуссию о времени пресуществления Св. Даров, видимо по благословению Киевского митрополита написав «Книгу о пресуществлении, словесы Христовыми с действием Святаго Духа совершающомся». Главными оппонентами И. и Сильвестра (Медведева) в Москве выступили братья Лихуды. Для решения спора в авг. 1689 г. в Москву была направлена делегация Киевской митрополии, в состав которой входил И. Во время дискуссий взгляды И. были признаны «латинницкими», и его выслали из Москвы. На Московском Соборе 1690 г. книга И. попала в число сочинений, на распространение к-рых налагался запрет. «Книга о пресуществлении...» сохранилась в неск. списках, обнаруженных И. А. Шляпкиным (см.: Там же. 1891. С. 195. Примеч. 1). И. принимал деятельное участие в церковных, общественных и политических событиях в Киеве и Юго-Зап. Руси в кон. XVII в. В мае-июне 1690 г., во время выборов Киевского митрополита, И. являлся маршалком Собора. 25 июля 1687 г. И. присутствовал на избрании И. С. Мазепы гетманом, подписал избирательный акт. Вскоре Мазепа пожертвовал крупные средства на ремонт монастырской Кирилловской ц. 29 апр. 1692 г. Киевский митр. Варлаам (Ясинский) поручил И. провести с Мазепой переговоры об учреждении в Батурине архимандритии во главе со св. Димитрием (Савичем (Туптало)) . Об ответе Мазепы, занятого в 1691-1692 гг. борьбой с восстанием под рук. Петрика, неизвестно. 26 июля 1692 г. Мазепа издал универсал о передаче Кирилловскому мон-рю озер, ранее принадлежавших Ржищевской обители, «иж просил нас превелебный господин отец Инокентий (Монастырский), игумен свято-кирилский киевский, з братиею» (Там же. 239).

http://pravenc.ru/text/468735.html

Прежде всего, это – дата перевода «Мечца» на русский язык. Еще M. Н. Сменцовским указано на неточность сведений о его переводе «на словенский диалект» в феврале 1690 r., при Патриархе Адриане. Этого не могло быть, так как, по замечанию автора, «в феврале 1690 г. еще жив был Патриарх Иоаким (умер 17 марта 1690 r.). Избрание же Адриана в патриархи состоялось только 23 августа 1690 г.» 8 . К этому можно добавить, что вряд ли возможно было успеть перевести столь большое и сложное сочинение за один месяц: для такой работы должен был понадобиться по крайней мере год, и этот год, по всей видимости, был у переводчиков, а указанная в тексте датировка (февраль 1690 г.) нам представляется ошибкой автора при переводе даты от Сотворения мира на эру от Рождества Христова, тем более что приводятся дополнительные сведения об изготовлении перевода при Патриархе Адриане. Датировать перевод «Мечца Духовного» на «словенский диалект» следует февралем 1691 г. Другой неточностью текста, по мнению того же M. Н. Сменцовского, является приписывание авторства сочинения обоим братьям – Иоанникию и Софронию Лихудам . Здесь автор, опираясь на слова одного из учеников Лихудов, Петра Артемьева, считает, что Иоанникий не был причастен к созданию памятника 9 , и называет автором сочинения Софрония. Эти сомнения подкрепляются также известными обстоятельствами, при которых в 1690 г., когда был написан памятник, Иоанникий Лихуд находился в Венеции, куда он отправился в 1688 г. для улаживания своих семейных дел и вернулся в Москву лишь в 1691 г. Однако вопрос об авторстве памятника остается одним из наиболее сложных и важных, попытаться ответить на него можно, только описав историю создания сочинения. В основу памятника был положен диспут, который состоялся во Львове в 1684 г. между Лихудами и иезуитом Руткой. Сюда братья попали по пути из Константинополя в Москву. Их путешествие до русской столицы продолжалось почти два года. Едва ли Лихуды, отправляясь в Россию, представляли себе, что их ожидает столь долгий путь, полный неожиданностей, участие в военных действиях и постоянных богословских диспутах с различными противниками: даже в тяжелых военных условиях Лихуды вынуждены были продолжать прения со своими оппонентами – иезуитами. В польских землях в общей сложности Лихуды находились пять месяцев – с 5 августа 1683 г. по январь 1684 г.; о событиях, произошедших за это время, мы знаем не только из «Мечца Духовного», но и из другого сочинения Лихудов – «Акос», а также из делопроизводственной документации, отложившейся в делах Посольского приказа в связи с приездом греков в русскую столицу и отъездом старшего брата, Иоанникия, в 1688 г. в Венецию 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010