1674 В пер. П. К. Коковцова: «Я дал ему очень большую плату и предоставил серебро и золото на расходы ему и его прислужникам, а также на все, что необходимо для путешествия» (с.64). 1677 В еврейском тексте здесь после упоминания халифа Кордовы стоит аббревиатура «да помилует его Бог» (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 64, прим. 2). Пребывание андалузской делегации в Константинополе относят к 949–950 г. 1679 Посланники халифа Кордовы и Хасдаи ибн Шапрута находились в Константинополе течение полугода, в том числе зимой 950–951 г., когда море действительно было закрыто для плавания, в том числе в Хазарию. Поскольку хаган находился не в Крыму, речь могла идти только о плавании из столицы Византии к берегам Азовского моря – Меотиды. Под народами, воюющими между собой, ромеи, несомненно, подразумевали печенегов и других кочевников причерноморских степей (аланов, узов, «черных булгар»). Ко всему прочему, Константин Багрянородный не хотел способствовать какому бы то ни было сближению Кордовского халифата с Хазарией, поэтому не был заинтересован в том, чтобы предприятие еврейского посла закончилось успешно и после проволочек заставил его вернуться в Андалузию (Гретц Г. Указ. соч. – С. 274; Плетнева С. А. Хазары. Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 1986. – С. 6). 1680 В пер. П.К. Коковцова сказанное отнесено к посланцу Хасдаи: «Очень тяжело было мне, что он не исполнил моего приказания и не сделал, как я хотел» (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 64). 1682 Бердаа (Б-р-д-а) – древний город, центр области к северу от Азербайджана. Находился на одной широте с Баку, около с. Барда (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 65, прим. 3). 1683 Из этого перечня следует, что Хасдаи пытался поначалу наметить маршрут в Хазарию через Иерусалим в Месопотамию, затем в Армению, Албанию (Азербайджан) и что к середине X в. пограничными с хазарскими владениями являлись земли Прикаспия (Плетнева С. А. Хазары. – С. 6). 1685 К именам Саула и Иосифа в тексте добавлен «мар» – обычное титулование ученых, почтенных людей, соответствующее значению «господин».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По указу Синода от 12 мая 1837 г. в Н. В. м. было организовано уч-ще для воспитания и образования сирот. С 1 дек. 1838 г. здесь на монастырском иждивении обучались 12 девочек-сирот. Программа училища в 1-й пол. XIX в. включала: Закон Божий, краткую историю Церкви, рус. грамматику, арифметику, чтение и чистописание, а также курсы рукоделия - золотошвейное дело, шитье по канве и вышивание гладью. Преподавание безвозмездно осуществляли монастырские священники, а учительницами рукоделия и воспитательницами были опытные монахини. В 1871 г. курс монастырской школы расширили за счет изучения краткой рус. церковной и гражданской истории, краткой рус. географии и изъяснения богослужения. Тогда же в школу стали принимать и девочек из семей горожан. С 2005 г. при мон-ре существует детская воскресная школа. Библиотека Библиотека Н. В. м. страдала от многочисленных пожаров и периодически перевозилась на новые места, однако к сер. XIX в. была достаточно разнообразной. Согласно описанию 1857 г., в книжное собрание входили 90 томов богослужебных книг и ок. 60 томов трудов отцов Церкви и духовно-назидательных сочинений, не считая многочисленной нотной лит-ры (ЦАНО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 335). Среди них имелись рукописные Степенные книги и старопечатные издания XVII в.- Общая Минея (М., 1674), пожертвованная патриархом Московским и всея Руси Иоакимом , Апостол в кожаном переплете (М., 1688), пожертвованный духовником патриарха Иоакима игум. Ефремом, Большой Требник (1680), Октоих (М., 1683), толковое воскресное Евангелие (М., 1686). В послереволюционное время б-ка была разграблена и уничтожена. Ризница Ризница Н. В. м. в сер. XIX в. считалась богаче других нижегородских церквей и мон-рей. В обители хранились 43 иконы, покрытые серебряными ризами, большей частью позолоченные и украшенные жемчугом и каменьями. Общий вес серебра на иконах и на большом кресте, стоявшем в Крестовоздвиженской ц., достигал 6 пудов 893/4 золотников. По описанию 1887 г., в ризнице имелись: 14 экземпляров Евангелий (у 11 из них крышки были в различной степени украшены позолоченным серебром), 17 напрестольных серебряных позолоченных крестов (в т. ч. чеканный крест с 7 частицами мощей, к-рый был «построен» в 1685 г. прот. Симеоном из Происхожденского девичьего мон-ря), 4 дарохранительницы и 4 дароносицы, различные серебряные и позолоченные сосуды, блюда, чаши, 2 богатых архиерейских облачения (одно - из малинового бархата с золотом, другое - из золотой парчи), более 70 священнических и диаконских облачений из дородора, парчи, бархата, глазета и проч. дорогих материй ( Соловьёв. 1887. С. 40-41; Храмцовский. 2005. С. 334, 336; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 331). Монастырское хозяйство

http://pravenc.ru/text/2565212.html

408 Деяние собора издано при чиновнике 1677 г. Оно же в I т. ист. иер. 577–610. Грамота Митрополита Корнилия в 4 т. акт. эксп. 205. Чиновник архиерейского служения в первый раз издан в Москве 1600 г. Сл. Naberti Αρχιερατικον, liber pontificalis eccl. grec. Paris. 1643 f. 410 На заглавном листе постной триоди: «напечатася третие (и от марковых глав, с старых печатных московских, понеже устав еще з греческого не преведеся) повелением» и пр. См. у Строева в опис. кн. Царского 221. У Толстого 149. В библиотеке Толстого рукоп. (стр. 709, 332): «чин строения и священия святаго мира, переведено с греческого по воле Патриарха Иоакима в 1683 г.». 413 См. в ист. акт. царские грамоты к новгородскому Митрополиту Корнилию от 14 ноября 1682 г. Память верхотурского воеводы от 16 ноября 1682 г. Двинскому воеводе от 2 сентября 1686. 93. 100. 101. В декабре 1685 г. предписано: того, кто будет укрывать раскольников, наказывать кнутом. (Чулкова юрид. словарь 2, 136). 414 Ист. акт. 5, 98. акт. эксп. 4, 260. Извлечение из увета см. в книжке: истина соловецкой обители, стр. 141–154. 415 Строева опис. книг Толстого стр. 243. 346. Дополнение к описанию (м. 1841), стр. 201, где еще «молебен о соединении и умирении веры православныя», разосланный в 1688 г. 422 Пращица Питирима стр. 348. Протопопа Андрея известие о раскольниках стр. 72–76. 83–86. Ветка – остров на р. Соже, в черниговской губернии, тогда принадлежавшей Польше. Летопись о войнах Хмельницкого говорит, что после 1668 г. «многие (не принимая определений собора 1667 г.), выходили на Украину, поселялись на севере ее, оставив свои пожитки, или лишенные их против воли». Чтен. моск. общ. ист. 1846 г. 2, стр. 66. 425 Заметим здесь хитрость раскольничьих учителей. Они внесли в синодик всех этих самоубийц; но ни о ком не сказали: сам сожегся, или сами сожглись, а пишут: «помяни, Господи, сожженых», или «сожженых благочестия ради». Чувствуют, что и простой смысл, простое чувство отвратились бы от самоубийц и не дерзнули бы молиться за ожесточенных. И потому извращают правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

22 Арханг. Губ. Ведом. 1869 г., 5 –– Сборник Хоревича (наказ, данный ключарю Алексею в декабре 1686 г.) –– Самый способ передачи указанных распоряжений производился свящ. Алексеем через особые указы, раздаваемые и рассылаемые настоятелям монастырей и десятским священникам –– для всеобщего осведомления. Один из таких указов, данный игумену Богословского монастыря, Варлааму, напечатан в Акт. Холмог. и Уст. еп. кн.2, CXCVI, стр. 475–477. 23 «Арханг. Губ. Ведом» 1869 г., 5 –– Сборник Хоревича. Ср. Труды Арханг. Статист. Комит. 1865 г., кн. 1, отд. ист., стр, 23. Ср. подобное же приказание, данное Спасскому (Архангельскому) протопопу Калиннику и сыну боярскому Ивану Андрееву , отправленным для собора дани «на Пенегу, в Кеврон и на Мезень в 1694 г» (1702 г., янв.) Арх. Арх.. ц. Арх М. 25 Все изложенные ниже наставления о браке заключаются в наказе, данном судье архиерейского дома, монаху Тихону, посланному на Вагу в 1683 году. Труды Арханг. Стат. Комит. 1865 г., кн. 1, стр. 19–24. (Те же самые наставления повторяются и в «устной» грамоте преосвящ. Афанасия, данной Соловецкому монастырю в 1685 г. 5 июня; Солов. ризница, грам. архиеп. Аф. 537). Наставления эти повторялись, как видно, в подобных же наказах и последующих годов; исключение составляет только распоряжение о невступлении в брак отрока со вдовой троебрачной, которого в других наказах не встречается. Труды Арханг. Стат. Комит. 1865 г., кн. 1, стр. 26. Тем не менее, распоряжение это имело силу и в последующее время, хотя исключения из него делались. В Пошл. книге архиер. дома за 196 (1688) г., в отделе грамот и памятей по челобитчиковым делам, под 30 декабря, записано: «Отпущена память Пустозерского острога к десяцкому священнику Куприяну Герасимову по челобитью волочанина Аврамка Ильина велено ему священнику ево Аврамка венчать первым браком Пустозерского острога со вдовой Ксеньищей Михайловой дочерью третьим браком и иные таким женихам и вдовам тот указ впредь не в образец и никому на тот указ не ссылаться». Ркп. Арханг. Сем. библ., 233.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Во время 1676 Турецкой войны начался у Н(икиты) П(етровича) шахматный период, которым заразился и второй редактор; у последнего запой, впрочем, был только летом, а в иное время года Ф(едор) А(лександрович) только выпивал. В упомянутый период всякий приехавший в гости к Н(иките) П(етровичу) приглашался «сыграть». 1677 Ни разу не поигравший с Н(икитой) П(етровичем) гость охотно соглашался поиграть, но затем старался отлынуть, испытав удовольствие наиграться до одури. Льстивый Марков стал учиться играть, и очень успешно: в полгода уже М(арков) мог сражаться с редакторами без ферезя. Игра Н(икиты) П(етровича) с Марковым нередко кончалась часов в 6 утра. Марков 1678 принялся на фабрике изучать гамбиты и партии игроков, и затем 1679 не уступал в игре не только редакторам, но приезжавшему из Петербурга И. А. Пашкову, 1680 который в редакции считался равным почти Морфи. 1681 Игра 1682 с М(арковым), уже постигшим вполне премудрость шахматной игры, в конце периода производилась с Н(икитой) П(етровичем) «не так на так», а на деньги, и однажды Марков выиграл около 4 рублей и боялся, как бы Н(икита) П(етрович) «не осерчал». – Не проиграть ли ему нарочно в следующий раз? Как вы думаете? – Полноте, Мих(аил) Алексеич, что за холуйство. Опасение оказалось напрасным. Обворовывание Н(икиты) П(етровича) интенсивно 1683 началось в конце 1868 г., когда поступил на неопределенного наименования должность некий А, уволенный с прежнего места за кражу мыла. А в «Сов(ременных) изв(естиях)» «присваивал» деньги, получаемые по счетам за объявления от розничной продажи газеты, показывал фиктивных рабочих в отчетах, воровал шрифт, поживлялся от краски и всех хозяйственных 1684 покупок для 1685 «С(овременных) и(звестий)». А прослужил недолго, не «зарвался» в воровстве (до 70 р(ублей)), а заработал на открытие маленькой табачно-галантерейной лавочки на Никитской. На место А, по рекомендации одного знакомого Н(икиты) П(етровича) священника, поступил крещеный еврей Б, которому А продал секрет поживления за 25 р(ублей). А получал 20 р(ублей) в м(есяц), а Б поступил на 8 (!). Б в 1686 период 187085 г(одов) 1687 «нажил» 20 000 р(ублей). Б получал 1688 maximum 50 р(ублей) в мес(яц). 1870 г(одом) к Н(иките) П(етровичу) поступил в лакеи цыган В, который воровал на почве «домашних расходов» до вступления в 1689 должность фактотума 1690 Г(илярова), до 1870–86 г(одов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1683       Spiegel einer Wissenschaft: Zur Geschichte der Christlichen Archäologie vom 16. bis 19. Jahrhundert dargestellt an Autoren und Büchern. Eine Ausstellung des Christlich-Archäologischen Seminars in der Universitätsbibliothek Bonn. Sept.-Dec. 1991/Hrsg. M. Schumader, г. Wisskirchen. Bonn, 1991. 1684       Acta Primi Congressus intemationalis archaeologiae christianae=Radovi Prvog medunarodnog kongresa za starokršansku archeologiju. Split-Solin 1894/Ur. E. Marin; predgovor V. Saxer. Split; Città del Vaticano, 1993. 1685       Acta XIII Congressus intemationalis archaeologiae christianae=Radovi XIII. Medunarodnog kongresa za starokršansku arheologiju. Split-Pore 25.9.–1.10.1994/Ed. N. Cambi, E. Marin. Vol. I–III. Città del Vaticano; Split, 1988 (Studi di Antichità Cristiana, LIV/Vjesnik za arheologiju i historiju Dalmatinsku. Suppl. Vol. 87–89); Хрушкова Л.Г. O византийской археологии [Рец.: Acta XIII Congressus…]//Вестник РГНФ. 2001. C. 5–13. 1686       Khrouchkova L. G.B. de Rossi et N.P Kondakov: deux traditions scientifiques//Acta XIII Congressus intemationalis archaeologiae christianae… I. P. 373–380. 1687       Saxer V. Cent ans d’archéologie chrétienne: La contribution des archéologues romains à l’élaboration d’une science autonome//Ibid. P. 115–162. O Саксере: Heid S. Saxer V.//PChA. Bd. II. S. 1119–1120. 1689       Frend W.H.C. The Archaeology of Early Christianity: A History. L., 1996; Хрушкова Л.Г. Рец.: Frend W.H.C. The Archaeology…//Виз. временник. 2002. T. 61. C. 226–229. O Френде: Dennert M. Frend W.H.C.//PChA. Bd. I. S. 525–526. 1691       Plontke-Lüning A. Frühchristliche Architektur in Kaukasien: Die Entwicklung der christlichen Sakralbaus in Lazika, Iberien, Armenien, Albanien und den Grenzregionen vom 4. bis zum 7. Jh. Wien, 2007 (Veröffentlichungen zur Byzanzforschung, XIII). S. 61–62. Эта книга, безусловно, полезна, она знакомит западного читателя с проблемами, недостаточно ему известными из-за «языкового барьера». В то же время в ней видны пробелы в знании научной литературы, неполнота библиографии и немалое количество ошибок в названиях, именах, языках цитированной литературы. Более подробно см.: Khrushkova L. Early Christian Architecture of the Caucasus: Problem of Typology//Antiquité Tardive. 2012. T. 20: URL:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причт Ризположенской церкви до вступления его в 1655 г. в число придворных, состоял из одного священника, дьякона, дьячка, пономаря и сторожа, часто носившего название пономаря 1817 . Но уже в 1657 г. был назначен другой священник 1818 , в 1683 г. по памяти великих государей из мастерской палаты – другой дьячек 1819 , и на следующей год – вместо сторожа – другой пономарь. Оклад годовых сукон был положен пономарю и сторожу в рубль, а остальным членам причта – в 2 р. Но в 1693 г. по подписной челобитной священников Прова и Стефана о даче им годовых сукон 5 рублевых, вместо двух рублевых, из убылых окладов 2 дьяконов Воскресенского собора, им велено было давать пяти-рублевые сукна «до тех пор, пока места дьяконные будут убылые» 1820 , и они после того получали эти сукна ежегодно, тогда как остальным членам причта сукна давались через 2 года и по прежней цене. Как на особенность, замечаемую иногда в получении годовых сукон членами причта Ризположенской церкви, должно указать на то, что иногда низшие члены причта, по взаимному соглашению, отказывались от своих сукон в пользу священников, вследствие чего последние получали годовые сукна большей стоимости. Так, в 1685 г. была челобитная дьячка и пономаря относительно того, чтобы священнику Стефану были выданы, вместо положенных дьячку двухрублевых и пономарю – рублевых, а также и священнику – двухрублевых сукон – пяти-рублевое сукно, а другому священнику – Прову – вместо двухрублевых сукон – трехрублевое, причитая к его окладу рублевое сукно другого пономаря, «потому что они теми сукнами поступились» 1821 . В 1689 г. священник Пров снова получил согласие на замену своего годового сукна пяти-рублевым из окладов своего – и поступившихся в его пользу диакона и пономаря 1822 . Так как в Ризположенской церкви иногда приобщались члены царской фамилии, то и причт ее также получал причастные сукна. Невыдача одному пономарю сего сукна в 1680 г. послужила поводом к жалобе его царю на то, что его «человеченко беднаго и беззаступнаго обидели», не давши ему причастного сукна «и для того, чтобы ему пред его братией оскорблену не быть» пономарь просил о даче и ему сего сукна на 1680 г. И его просьба была исполнена 1823 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

А каким ключом владеют учителя Закона, 1678 если не толкованием Закона? К пониманию которого они и сами не пришли, а именно не уверовали – ибо если не уверуете, не поймете 1679 – и других не пускали, так как учили скорее заповедям и учениям человеческим. 1680 Что же, Тот, Который порицал и самих не входящих и другим доступа не дающих, должен считаться противником Закона или его защитником? Если – противником, Ему должны были быть угодны преграждающие доступ к Закону, если – защитником, то Он уже не враг Закона. 10. Но «это всё он произнес для того, чтобы опорочить Творца как свирепого, согрешившим против Которого причитается Торе!”». А кто не испугается в большей степени раздражать своим отпадением свирепого? Настолько, следовательно, больше учил заручаться благорасположением Того, Которого показывал вызывающим страх. Таким образом следовало поступать Христу Творца. Глава 28. О запрещении следовать примеру фарисеев, о Том, Кто может послать душу в геенну, о примере Валаама и Моисея, о притче про богача (ср.: Евангелие от Луки, 12:1–1) 1. Итак, вполне ожидаемо, что Ему не нравится лицемерие фарисеев, любящих Бога устами, не сердцем. 1681 Остерегайтесь, – говорит Он ученикам, – закваски фарисейской, которая есть лицемерие, 1682 – а не проповедь Творца. Сын ненавидит тех, которые противятся Отцу, и не желает, чтобы Его вели себя подобным образом в отношении Того, – а не в отношении иного, – в отношении Которого лицемерие и было проявлено, 1683 примера коего (лицемерия) ученикам следовало бы опасаться. 2. Таким образом, 1684 Он запрещает следовать примеру фарисеев, Он запрещает, чтобы ему следовали в отношении Того, в отношении Кого лицемерили фарисеи. Итак, поскольку Он порицал их лицемерие – скрывающее, конечно, спрятанное в сердце и поверхностными церемониями затемняющее тайное неверие; , которое, держа ключ познания, и само не входит, и другим не позволяет, 1685 – Он прибавляет: Нет ничего скрытого, что не сделается явным, и ничего потаенного, что не будет узнано, 1686 – чтобы никто не считал, что Он дает им откровение и знание о ранее неизвестном и скрытом боге, когда напоминает, что даже το, о чем они шептались и толковали между собой – например, говоря о Нем: Он изгоняет бесов не иначе, как с помощью Вельзевула, 1687 – станет явным и будет на устах людских благодаря евангельской проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

1647 S. Gregorius Theologus. Adversus Eunomianos (orat. 27) 10. 16–17//TLG; Григорий Богослов , свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Он же. Творения. В 2-х т. М., 2007. Т. 1. С. 332. 1655 Слово 7, надгробное брату Кесарию//Там же. С. 147–148; Funebris in laudem Caesarii fratris oratio (orat. 7) 21. 3. 2; 21. 4. 3–5//TLG. 1663 «πτμενον Θεο κα ο περιδρασσμενον, γγζον κα μακρυνμενον», Apologetica (orat. 2). 35. 481. 40; 42–43; Слово 2//Творения. Т. 1. С. 50. 1677 Ellverson A.-S. Dual Nature of Man: Study in the Theological Anthropology of Gregory of Nazianzus, Uppsala: [Uppsala University]; 1981 (Acta Universitatis Upsaliensis. Studia doctrinae Christianae Upsaliensia, 21). P. 62. 1683 «ν’ λ νθρπ τ ατ κα Θε λος νθρωπος ναπλασθ πεσν π τν μαρταν», S. Gregorius Theologus. Epistulae theologicae 101. 15. 2–3. 1685 Richard A. Cosmologie et théologie chez Grégoire de Nazianze. Institut d " études augustiniennes, 2003. P. 259–296. 1686 In Sanctum Baptisma (orat. 40) 36. 424. 32–35; Слово 40, на святое Крещение//Творения. Т. 1. С. 485. 1704 «να ναστσ τν σρκα κα νασσηται τν εκνα κα ναπλσ τν νθρωπον», Funebris in laudem Caesarii fratris oratio (orat. 7) 23. 4. 2–4. 1709 Он был осязаем по воскрешении (Πο δ κα τ ψηλαφηθναι ατν μετ τν νστασιν), ibidem. 101. 28. 1–2. 1711 «По твоему мнению, я человекопоклонник, потому что чту всецелое, таинственно соединившееся со мною Слово, единого Богочеловека Спасителя», Григорий Богослов , свт. О воплощении (против Аполлинария)//Творения. Т. 2. С. 31. 1717 «σον φανναι σμα τος θεοκτνοις», Carmina moralia. 963. 12; в Слове 45 на Святую Пасху свт. Григорий говорит о сохранении «знаков страданий» на теле Христа (τ το Πθους σμβολα), Orat. 45. 36. 657. 24. 1718 «τ ζον (ζον) λογικν», De theologia (orat. 28). 24. 24; De Spiritu Sancto (orat. 31). 24. 5; De moderatione in disputando (orat. 32). 36. 184. 51; Carmina dogmatica 509. 6. 1721 Например, в высказывании: «τ δ δμ; ο μνος πλσμα θεο» (De Filio (orat. 29) 11. 5), переведенном в русском издании (перевод МДА) фразой: «Что скажешь об Адаме? Не один ли он Божие создание?», – теряется главный акцент, сделанный Святителем на отличии Адама от всей другой твари, Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Творения. Т. 1. С. 357.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В 1665-1671 гг., в ходе работы над трактатом «О дипломатике» (De re diplomatica), М. побывал в мон-рях Шампани и Лотарингии, в 1672 г. он вместе с мавристом Клодом Этьенно де ла Серре (1639-1699, автор собраний «Бенедиктинские древности» (Antiquités bénédictines), «Фрагменты истории Аквитании» (Fragmenta historica Aquitanicae) и др.) посетил Фландрию. В 1682 г. М. и его помощник М. Жермен (1645-1694) посетили Дижон, Сен-Жан-де-Лон, Отён и др. города Бургундии, собрали обширный материал: они приобретали и копировали рукописи, изучали почерки и печати. В 1683 г., несмотря на незнание нем. языка и напряженную политическую ситуацию, М. и Жермен совершили путешествие по Сев. Швейцарии, Австрии и Юж. Германии. В апр. 1685 - июле 1686 г. они отправились в Италию, чтобы приобрести книги для королевской б-ки, и получили возможность ознакомиться как с фондами Амброзианской, Ватиканской и др. б-к, так и с монастырскими собраниями рукописей, прежде всего с б-кой Монте-Кассино . В авг.-нояб. 1696 г. М. со своим учеником Тьерри Рюинаром (1657-1709) посетил ряд городов и мон-рей Эльзаса и Лотарингии. После этого М. совершал только краткие поездки для решения вопросов, возникавших в ходе работы над дополнениями к трактату «О дипломатике»: в Тур и Анже (1698), Шампань (1699), Нормандию (1700). В 1701 г. франц. кор. Людовик XIV присвоил М. титул почетного члена Академии надписей и медалей (активного участия в деятельности Академии М. не принимал). В дек. 1707 г., во время посещения аббатства Шель, М. почувствовал себя плохо, спустя неделю его перевезли в аббатство Сен-Жермен-де-Пре, где он скончался. По особому распоряжению папы Римского Климента XI (1700-1721) было нарушено правило анонимности могил бенедиктинских монахов, и на надгробии М. указали его имя. В 1799 г. останки М. перенесли из закрытого во время Французской революции аббатства в Музей памятников, а в 1819 г. они были вновь захоронены в базилике Сен-Жермен-де-Пре. Научная деятельность М. неразрывно связана с традициями конгрегации мавристов.

http://pravenc.ru/text/2561116.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010