Холмогоры. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор. Начало строительства 11 мая 1685 года. Заложен первым архиепископом Холмогорским и Важским - Афанасием. Время строительства с 1685 по 1691 год, близкий по архитектуре московскому Успенскому собору, - огромное шестистолпное сооружение, завершавшееся раньше пятью мощными главами. С какого именно времени началось существование в г. Холмогорах Спасо-Преображенского собора, исторических данных не сохранилось. Известно только, что нынешнему каменному собору предшествовали несколько деревянных. Первое упоминание о «Спасском соборе в Холмогорах» встречается в летописях 1540 г. В этом году «начальствовали на Двине сотские Васюк Бачурин с товарищи, и жалованные грамоты и всякие указы и судебники из Москвы присланы на их имя и положены на городище, в казне, в Спасском большом соборе». Затем из сохранившихся письменных памятников видно, что церковь Преображения Господня сгорела два раза: в 1588 г. и 1645 г. Построенный вместо сгоревшего в 1645 г. деревянный собор был последним до построения нынешнего каменного. Таким образом, деревянных Преображенских храмов существовало не менее трех. Кроме храма Преображения Господня, на городище существовали еще две церкви: Воздвиженская и св. апост. Иакова, брата Господня. При последней проживало несколько монахов. Воздвиженская церковь вместе с Преображенскою сгорела и более не восстановляема, церковь же во имя св. апост. Иакова существовала до времени преосвящ. Афанасия, первого архиепископа Холмогорского, которым была перенесена в архиерейский дом на сени и сделана сенною или Крестовою… Существующий ныне каменный Спасо-Преображенский собор построением своим обязан попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 г. на кафедру Холмогорскую, преосвящ. на другой же год предпринял строение каменной колокольни для будущего собора, имевшего быть кафедральным, оконченное в 1685 г. В этом же 1685 году положено было основание собору…

http://sobory.ru/article/?object=07168

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ И ТОТЕМСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена в марте 1682 г. как архиепископия с названием Великоустюжская и Тотемская, 6 мая 1788 г. присоединена к Вологодской епархии, восстановлена в 1918 г. как Великоустюжская и Усть-Вымская епархия, прекратила существование ок. 1937 г. До 23 окт. 2014 г. Вел. Устюг входил в Вологодскую епархию. Решением Свящ. Синода от 23 окт. 2014 г. Великоустюжская епархия была выделена из состава Вологодской епархии. Включена в состав Вологодской митрополии . В состав епархии вошли приходы в административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского р-нов Вологодской области. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Великоустюжский и Тотемский». Глава епархии - митр. Вологодский и Кирилловский Савва (Михеев) . Кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Вел. Устюге (первый деревянный храм построен в 1290, затем неоднократно перестраивался). Епархия разделена на благочиннические округа: Великоустюжский, Никольский, Тотемский. На нач. 2016 г. в В. е. было 18 храмов, 19 священников, 3 диакона. История В 1682 г. в В. е. вошли Устюжский, Сольвычегодский и Тотемский уезды, в 1685 г. также Яренский у. В 1918-1937 гг. территория В. е. включала в себя Устюжский, Никольский, Сольвычегодский, Яренский, Усть-Сысольский уезды. Территория, прилегающая к Вел. Устюгу (первые упоминания города относятся к 1178 и 1218), с кон. XII в. входила в Ростовскую епархию (см. ст. Ярославская епархия ). До включения в состав Московского гос-ва Вел. Устюг в кон. XIII-XIV в. являлся центром земель Ростовского княжества на р. Ваге и в Подвинье и наряду с Гледенским Троицким мон-рем был центром христианизации местного финно-угорского населения. Наиболее полный титул Ростовских архиереев этого времени приводят летописи: в 1396 г. Киевский митр. свт. Киприан «постави Григорья епископа Ростову, и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю, и Устюгу, и Молозе» (ПСРЛ. Т. 26. С. 165). В актах титул Ростовских архиереев был более коротким и изменялся в зависимости от того региона, в к-рый направлялся документ: напр., архиеп. Никандр (1549-66) в грамоте, посланной в Вел. Устюг, имеет титул «Ростовский, Ярославский и Устюжский» (в др. документах - «Ростовский, Ярославский и Белозерский»). В XVI-XVII вв., до открытия В. е., представителями епархиального архиерея в Устюжском крае были архимандриты великоустюжского во имя арх. Михаила мон-ря (основан ок. 1276), осуществлявшие надзор за духовенством и имевшие право освящения храмов. Власть епархиального архиерея осуществлялась в Устюге также через десятинников (упом. с 1436).

http://pravenc.ru/text/150143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЛАДИЙ (Роговский Федор Семенович) (8.02.1665, Кашинский у.- 23.01.1703, Москва), рус. религ. деятель, ученый-богослов. Род. в вотчинах Макариева Калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря ( Бушлякова. 2002. С. 52). Версия о традиционно указываемом в справочниках и работах о П. годе его рождения (1655) базируется на тексте надписи на его надгробной плите, содержавшем указание на возраст П. на момент смерти (48 лет; см.: ДРВ. Ч. 18. С. 198; Московский некрополь. СПб., 1908. Т. 2. С. 394). Однако эти данные вступают в противоречие с полной датой рождения П., указанной в матрикулярной записи коллегиума св. Афанасия в Риме (Archivio del Collegio Greco. T. 14. F. 41rv.- 42), которая в этом случае представляется более надежным источником. Составивший в 50-х гг. XIX в. жизнеописание П. послушник Саввина Вишерского мужского монастыря Н. Утятин без ссылок на источники утверждал, что в миру П. звали Павел Рогов (Журнал 33-го заседания. 1891. С. 9, 10). Сведения Утятина об имени П. не подтверждаются источниками: согласно данным вышеупомянутой матрикулярной записи, в миру П. звали Федор Семенович. Относительно фамилии Рогов А. А. Митропольский сделал предположение о том, что она произошла от места рождения П., и привел в качестве возможного варианта селение Рог на р. Нерль (ныне дер. Рог Калязинского р-на Тверской обл.) (Там же. С. 10). Однако во вкладной записи в Общей Минее с праздниками, к-рую П. пожертвовал в Макариев Калязинский мон-рь в 7196 (1687/88) г., его фамилия звучит иначе - Рогуша ( Бушлякова. 2002. С. 52; Минея ныне хранится в ТГОМ (КОФ-922)). Впосл., во время обучения в Европе, его фамилия стала писаться как «Роговский». Принял постриг в Саввином Вишерском мон-ре, позднее служил иеродиаконом при 1-м еп. Тамбовском (1682-1684) Леонтии. В 1685 г. поступил в составе группы первых учеников в школу братьев Лихудов в московском Богоявленском мон-ре (см. в ст. Славяно-греко-латинская академия ), в связи с чем был переведен в число братии этого мон-ря (ДРВ. Ч. 18. С. 148; Надеждин. 1840. С. 610). 28 дек. 1687 и 20 апр. 1688 г. в числе проч. преподавателей и учеников академии был на приемах у патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) ( Забелин. 1884. Стб. 393, 1044). Согласно офиц. заявлению миссионера Товии Тихавского (Тобиаша Тихановского) от 12 дек. 1693 г., служившего в февр.-окт. 1689 г. в Немецкой слободе в Москве ( Андреев. 2017. С. 8, 10), именно он обратил в Москве П. в унию ( Шмурло. 1931. С. 7, 25). Вскоре после этого (до окт. 1689) П. отправился в Европу для продолжения образования. Его отъезд был совершен без ведома гражданских и духовных властей, нелегально, что ставило его в сложное положение как в России, так и на Западе. Все это, однако, он посчитал преодолимым ( Надеждин. 1840. С. 612).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

Никольское (Волковского с/о - бывш. Никольское-Долгоруково). Церковь Николая Чудотворца. Никольская Карта и ближайшие объекты Кирпичная, оштукатуреная приходская церковь, построенная в 1835-1838 г.г. в стиле позднего классицизма. Трапезная и колокольня построены в 1879-1880 гг. в псевдорусском стиле (проект Н.Н. Васильева). Кубический объем церкви увенчан световой ротондой, на куполе которой поставлена декоративная главка. С запада к церкви примыкают широкая двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня. Колокольня составлена из трех квадратных ярусов, углы двух верхних из которых срезаны, и увенчана невысоким шатром. Боковые фасады храма украшены пилястровыми портиками. Наиболее богато декоративное убранство колокольни, выполненное в псевдорусском стиле. Главный престол Никольский, в трапезной приделы - Рождество-Богородицкий (правый) и Тихвинский (левый).  С сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ Село Никольское на реке Песочне в старые годы называлось Поскочино. Здесь была вотчина Ивана Циплетева. В 1626 г. селом владели Богдан и Иван Постниковы дети Бельские. Церковь Святителя Николая стояла " без пения " , то есть службы не совершались за отсутствием священника. В 1659 г. селом владела вдова Анисья Бельская с детьми Михаилом, Григорием, Фёдором и Сергеем. В 1673 г. село продано стольнику Андрею Ивановичу Чирикову, потом боярину Ивану Михайловичу Милославскому, который возглавлял многие важные приказы, в том числе Большой казны, Иноземный, Пушкарский, возглавлял придворную партию Милославских, умер в 1685 г. Пётр I, считавший Ивана Михайловича возмутителем стрельцов во время бунта в 1682 г., надругался над его трупом: велел выкопать из могилы и поставить под эшафот, на котором казнили стрельцов, их кровь капала в открытый гроб. Иван Михайлович в 1678 г. построил церковь заново. По его смерти вотчина в 1686 г. отдана во владение его вдове Авдотье Петровне, а она в 1687г. уступила село своим братьям: боярину князю Василию Петровичу и боярину, воеводе в Азове, а с 1700 г. в Архангельске (он защищал северное побережье России от шведов, построил крепость Ново-Двинку) Алексею Петровичу Прозоровским. Последний в 1700 г. построил каменную церковь Николая Чудотворца. После него селом владела вдова Аграфена Михайловна, которая в 1705 г. вышла замуж за стольника, князя Юрия Владимировича Долгорукова (1666-1708). Он погиб при подавлении восстания казаков под предводительством К. Булавина. В 1728 г. село во владении князя Юрия Юрьевича Долгорукова (ум. 1746), к которому перешло от матери. В 1731 г. он был сослан в Сибирь " за оскорбление Ея Величества поносительными словами " . В 1742 г. ему возвращены имения, в 1744 г. он стал генерал-майором. В 1748 г. село принадлежало его вдове княгине Елене Алексеевне, потом, в 1799 г., перешло к её родственникам, князьям Василию Васильевичу Долгорукову, Михаилу Петровичу Голицыну, Петру Ивановичу Тюфякину и Андрею Никитичу Долгорукову (1799 г. ).

http://sobory.ru/article/?object=06549

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Молченский, в Путивле, существовал в XVI веке; 3-го класса. [V, 96.] Игумены Илия , 1595–1602. Дионисий упом. 1606, убит мятежниками (вором Петрушкой). Пафнутий перешёл с братией из Молчанской пустыни, 1613–20. Герасим , 1620 и 21. Пафнутий , 1623–27. Нифонт , 1629 и 30. Варлаам , 1633–40. Афанасий , 1642–50. Иосиф , 1652 и 53, авг. Макарий , строит., определён 21 нояб. 1653. Александр , 1656 и 57. Макарий , в февр. 1660–64. Сергий , 1667–69. Иоаким , в сент. (sic) 1670. Роман , 1671–1672. Сильвестр , в мар. 1674–79, окт. Сергий , 1680–86. Клеопа , 1686 и 87. Феодосий , 1687–91. Гавриил , 1691–1700. Афанасий , 1703–5, уволен. Сергий , 1705–13. Герасим 26 февр. 1713 перев. из Путивльского Борисоглебского; упом. 1714. Евстратий (пред.). Моисей , 1720–32; †.... Матфей определён 17 сент. 1733. Феодосий определён 30 дек. 1734–1738. Иоанн Ястрембский , 1738–49, перев. в Угрешский. Феофил в 1749 перев. из Владычня Серпуховского. Мануал Левицкий , 1763–76. Владимир Ковалевский 1777 перев. из Рыльского Николаевского; до 1780. Досифей , 1780–83. Авдий Туранский 1794 перев. из Обоянского Знаменского; 17 февр. 1796 перев. в Острожский Спасский. Архимандриты Паисий , 1800–18. Андрей перев. из Белгородского Николаевского, 1818–33. Иоасаф , 1833–40. (В Рыльский Николаевский?) Ипатий перев. из Курского Знаменского? 1840–49. Сосфен , 1850–63. Иоасаф , 1864–69. 2 Знаменский, в Куреве, (до 1649 г. Рождества Богородицы), возобновлён в навале XVII века (с 1612). По штатом 1764 г. второклассный. [IV, 196.] С 81 мая 1833 Кафедральный Курского архиерея; в 1854 возведён в 1-й класс и управляется архиереем. Игумены Тихон , строит., 1615–18. Иосиф , 1619 и 20. Аркадий , 1621 и 22. После определён на Перерву. Варлаам Чаплыгин , строит., 1624–1632. Сергий , строит., в февр. 1634, 35, 36, 41. Варлаам , строит., 1642–51. Моисей , с 1651; † 25 дек. 1667. Никодим , 1668–74. Архимандриты Феодосий , 1674–76. Никодим , 1676–82. Александр , 1682–85. Сампсон , 1685–97; 2 февр. хирот. в архиепископа Астраханского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Тростянец. Церковь Михаила Архангела в Радомле. Радомлянская Архангело-Михайловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1811. Год утраты:1972 (взорвана) Адрес: Украина, Сумская область, город Тростянец, в районе современной ул. Глинки, у р. Радомля Координаты: 50.500451, 34.968857 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии с. Радомля Охтирського церква. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Источник: «Иконостасы Слободской Украины». Харьковский частный музей городской усадьбы, г. Харьков, 2011 г. Елена Григорьева 1 января 1914 с. Радомля Охтирського церква. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г. Источник: «Памятника архитектуры Слободской Украины». Харьковский частный музей городской усадьбы. Харьков, 2011 г. Елена Григорьева 1 января 1914 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Земли Тростянца в 1676 и 1682 г.г. даны были в поместье ахтырскому полковнику Ивану Ивановичу Перекрестову, а царской грамотой января 25, 1685 г. отданы ему же в отчину как награда за его верную службу царям Алексею Михайловичу, Федору Алексеевичу и царям братьям Иоанну и Петру. В 1696 г. примежеваны к Тростянцу купленные полковником земли у боярских детей с. Люджи, у радомлян и бороменцев, где «пострен хутор Криничный», а «вольные черкасы пришли и населили 50 дворов». В 1704 г. Тростянец вместе с другими имениями отобран был у полковника Перекрестова в казну и около 1720 г. подарен был царскому духовнику о. протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому, урожденцу Тростянца. У княгини Софьи Алексеевны Голицыной, коей о. Тимофей был предком, поныне цела следующая записка Петра I к о. Тимофею: «Пришли, не медля, ко мне своего свояка, если есть у него крайняя нужда меня видеть. Petrus». Эта записка нигде не издана.

http://sobory.ru/article/?object=58989

Холмогоры. Ансамбль Архиерейского двора. Архитектурный ансамбль. Действует.   Год постройки:Между 1680 и 1865. Адрес: Архангельская обл., Холмогоры Координаты: 64.218704, 41.660301 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Собор Спаса Преображения Церковь Сошествия Святого Духа Церковь Двенадцати апостолов Карта и ближайшие объекты Каменному Спасо-Преображенскому собору в г. Холмогоры предшествовали несколько деревянных. О " Спасском соборе на Холмогорах " упоминалось в летописях в 1540 г. В этом году " начальствовали на Двине сотские Васюк Бачурин с товарищи и жалованныя грамоты и всякие указы и судебники с Москвы присланы на их имя, и положены на городище, в казне, в Спасском большом соборе " . Письменные памятники свидетельствовали, что церковь Преображения Господня на Холмогорах горела два раза - в 1588 и 1645 годах. Построенный вместо сгоревшего в 1645 г. Преображенский собор был последним деревянным собором. Кроме храма Преображения Господня, на " городище " существовали еще две церкви - Воздвиженская и Св. апостола Иакова, брата Господня. При последней проживало несколько монахов. Воздвиженская церковь сгорела одновременно с Преображенской и более не восстанавливалась. Церковь во имя св. апостола Иакова существовала до времени назначения Преосвященного Афанасия, первого архиепископа Холмогорского (конец XVII в.), когда была перенесена в архиерейский дом на сени и называлась " сенной " или Крестовой. Каменный собор строился благодаря попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 г. на холмогорскую кафедру, Преосвященный на следующий год предпринял построение каменной колокольни для будущего кафедрального собора, оконченное в 1685 г. В том же году было положено основание собору следующим порядком: " Мая 11-го, в понедельник, по литургии, пришед архиерей из церкве, размерял место, где бысть соборной каменной церкви, и, по размерении, пел молебен Преображению, на каноне кадил, где основанию быти, и святою водою кропил. По молебне первее начал заступом копати, где стене быть, начен от востока, изимая земли по трижды, так и от прочих стран, по сих благословил прочих рвы копати. В тоже лето, Августа 27 числа Преосвященный Афанасий сотвори по чину требника Петра Могилы основание соборныя церкви Преображения Господня каменное " (Летопись Двинская. Цит. по: Краткое…, с. 233).

http://sobory.ru/article/?object=22321

34. Рост сопротивления на Севере: 1671—1682 Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество С Верхней Волги и Пошехонья пропаганда гарей легко перекинулась в Новгородский край и в Поморье, всегда тесно связанное с Новгородом. В Новгородском крае почва для церковного мятежа была очень хорошо подготовлена. Уже в XIV веке здесь начала быстро распространяться ересь стригольников, вслед за которой в конце XV началось движение жидовствующих. По всей вероятности, традиция этих ересей сохранялась под спудом в дебрях этого края, в котором всегда легко могли укрыться преследуемые в Новгороде и Пскове еретики. Кроме того, на настроения новгородских умов всегда могла действовать близость границы, через которую из Ливонии и Швеции просачивались протестантские идеи и пропаганда. Как отмечалось, шведы в первой половине XVII века вели усиленную пропаганду лютеранства среди населения отошедших к ним после Ливонской войны и Смутного времени русских территорий и даже организовали специальную типографию для печатания русских протестантских книг. Когда же русское правительство стало преследовать местных приверженцев старого обряда, то уже в конце 1670-х годов часть их начала эмигрировать в Швецию и шведскую Наиболее видным из ранних проповедников раскола Новгородского края был священноинок Варлаам, бывший перед этим протопопом главного псковского соборного храма Святыя Тройцы. По всей вероятности, он начал свою миссионерскую деятельность уже в первые же годы после церковного раскола. Уйдя из Пскова, этот влиятельный представитель клира постригся в Печерском монастыре и поселился в Крестецкой пустыни, где он и был схвачен властями за свою проповедь старой веры. Он бежал, через несколько лет был снова схвачен, отпущен, снова попал в тюрьму и наконец был казнен в 1685 году. Он обходил села и города, нередко бывал в Новгороде и позже был признан первым и главным устроителем новгородской старообрядческой Вместе с ним вели проповедь крестецкий священник Илья и многочисленные “простецы”, в особенности некий Иван

http://sedmitza.ru/lib/text/439562/

37. Казаки в борьбе за старую веру Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Несмотря на то что со времени царствования Ивана Грозного южная граница русского государства быстро продвигалась в направлении Черного и Азовского морей, Дикое Поле все еще по-прежнему отделяло пределы Московского царства от казачьих поселений на Дону и Тереке, которые продолжали оставаться прибежищем для недовольных социальным строем и церковными делами беглецов. Рост преследований старообрядцев после неудачной попытки Досифея, Никиты Добрынина и Хованского реставрации старой веры в Москве только усилил эмиграцию на окраины страны. Действительно, проживание в столице и центрах страны было крайне опасно для старообрядцев, которых повсюду искали, арестовывали и судили как церковные, так и гражданские власти. Так, например, по свидетельству иностранцев, в течение нескольких недель перед Пасхой 1685 года в срубах были сожжены не менее 90 последователей древлей По всей стране воеводы с ожесточением разыскивали сторонников тех смельчаков, которые летом 1682 года чуть было не вернули Московское государство к двуперстному крестному знамении и угрожали ниспровергнуть церковный и социальный порядки. Во главе новых эмигрантов-старообрядцев, стремившихся избежать “казней никонианских” и сохранить церковную традицию старой Руси, был неуловимый игумен Досифей, который на этот раз пытался утвердить старую веру среди населения Дона. Бесконечные степи, перелески и леса Дона, мало заселенные основным казачьим населением и кое-где кочевавшими ногайцами, давали новым эмигрантам идеальный приют. Несмотря на постоянный приток беглецов с севера, даже в начале XVII века число оседлого населения по Дону и его притокам не превышало тридцати тысяч, из которых число строевых казаков колебалось от трех до шести тысяч, а во второй половине века их общее число все еще не превышало пятидесяти При такой малочисленности населения старообрядцы могли там быть или незамеченными, или оставаться вне пределов досягаемости московской власти. Царские представители и воеводы обычно ездили из Воронежа к казакам, в станицу Черкассую, находившуюся на нижнем течении Дона, и поэтому старообрядческие селения и монастыри, находившиеся на северо-восточных и отчасти западных притоках этой водной артерии, могли свободно развиваться на их богатых рыбой, дичью и земледельческими угодьями берегах.

http://sedmitza.ru/lib/text/439571/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010