Г.А. Воробьев Предисловие Появление в свет всякого нового сочинения должно быть вызвано какими-нибудь причинами, должно иметь свое «raison d " être» 1 ; предлагаемый труд тоже имеет свои, и по поводу их-то я нахожу нужным сказать несколько слов. Задача сего сочинения-представить верный и, по возможности, обстоятельный очерк истории Московского Собора 1681–1682 года: указать причины, которыми было обусловлено его созвание, изложить его определения, показать, были-ли они проведены в жизнь, и если были, то когда и как, и, на конец, ответить на вопрос: как вообще выполнил Московский Собор свое призвание, достаточны-ли были его определения для цели, для которой они даны? Насколько удовлетворительно я решил указанную задачу–судить, конечно, не мне... Но я признаю своею прямою обязанностию сказать, что те промахи и неточности, какие, естественно, встретятся в настоящем сочинении, имеют себе извинение, с одной стороны, в новизне темы, на которую я желал дать посильный ответ, а с другой – в тех материальных затруднениях, с какими было сопряжено выполнение мною предположенного труда. Несмотря на то, что важность Собора 1681–1682 г. очевидна и сознается учеными (напр. Н. И. Костомаровым ) 2 , мы имеем об нем в печати самые скудные сведения 3 . Что же касается первоисточников – подлинных записей деяний Московского Собора, то они дошли до нас не все, да и те, какие дошли, не могли быть доступны мне непосредственно, так как они хранятся в Москве – в главном архиве Министерства Иностранных Дел. Я пользовался ими по выпискам с них, сделанным и обязательно предоставленным в мое распоряжение уважаемым профессором здешней духовной Академии, о. Николаевским. Если почтенная критика примет все это во внимание, – что мне пришлось иметь дело с темой еще неразработанной, – то я надеюсь, она не слишком строго отнесется к моему труду и не поставит мне в вину, если я на упреки, могущие встретиться относительно самого выполнения мною задачи, позволю себе сказать словами «послесловия» к Апостолу, во Львове изданному, в 1573 году:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения - мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам. Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа " .

http://sobory.ru/article/?object=00900

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЯСУ I [Иясу Великий; эфиоп.  ] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (19 июля 1682 - 16 марта 1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.)). И. считается наиболее выдающимся представителем Гондарской династии и одним из самых значительных правителей среди Соломонидов (1270-1974). Род. от царя Иоанна I и царицы Сабла Вангель, был наречен Иясу в честь Иисуса Навина; при вступлении на престол принял тронное имя Адьям Сагад (     , букв.- «края поклонились»). И. стал наследником престола в 1676 г., после кончины старшего сына Иоанна I Юста, и был вовлечен в церковно-политический конфликт между сторонниками доктрин «соединения» и «помазания» (см. «Соединения» и «помазания» доктрины ). Группа придворных, сочувствовавшая «помазанникам», настроила И. против отца, и в нач. 1681 г. он, бежав из Гондара , укрылся у вождя одного из племен галласов (оромо). Однако вскоре И. примирился с отцом, вернулся в столицу и был назначен наместником обл. Сымен. После церковного Собора в Аринго (окт. 1681), на к-ром восторжествовали приверженцы «соединения», И. снова бежал, но был схвачен и посажен под домашний арест. В день неожиданной кончины Иоанна I (19 июля 1682) И. был провозглашен царем. В 1683 г. он обвенчался с Валатта Сион, представительницей влиятельного рода из сев. обл. Тигре, и тем самым привлек на свою сторону знать этого региона. Однако все сыновья И., четверо из к-рых стали царями, были рождены наложницами. Взойдя на трон, И. не чувствовал себя обязанным сторонникам «помазания», а твердых богословских убеждений в этом вопросе у него, видимо, не было. Поэтому «годжамских изгнанников» (приверженцев доктрины «помазания» из обл. Годжам, изгнанных из мон-рей по решению Собора в Аринго (1681)) он не вернул из ссылки, а подготовку очередного Собора доверил сторонникам «соединения», среди которых выделялась конгрегация монастыря Дэбрэ-Либанос , издавна служившая опорой Соломинидам.

http://pravenc.ru/text/1237987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРИОН (Истомин; 40-е гг. XVII в., Курск - после апр. 1718 (15.05.1722?), Москва), иером., поэт, педагог. Мирское имя К. неизвестно. Исследователи предполагают, что он был выходцем из подьяческой среды, поскольку его старший брат Г. Истомин и племянник И. Истомин служили подьячими. Под влиянием земляка и свойственника Сильвестра (Медведева) (сестра последнего Дарья была замужем за братом К. Гавриилом) К. принял постриг в Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст. близ Путивля, где в 1672-1675 гг. жил Сильвестр. В 1676 г., будучи диаконом Молченской пуст., К. приезжал в Москву, где получил деньги «в помяновение» умерших в 1675 г. Сарского и Подонского митр. Павла и иером. Епифания (Славинецкого) , общался с Евфимием , мон. Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . Позднее К. переехал в Москву (возможно, вслед за Сильвестром (Медведевым), переселившимся в рус. столицу в 1677) и начал работать на московском Печатном дворе . Наиболее ранние сведения об этом периоде жизни К. относятся к 27 июня 1679 г., когда в расходной книге Печатного двора отмечено, что К. взят туда книжным писцом; 25 окт. следующего года К. уже числился в чтецах. На основании родства К. с Сильвестром (Медведевым) С. Н. Браиловский предположил, что в Москве К. первоначально жил в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре , где Сильвестр был строителем, и лишь позднее - в кон. 70-х или в нач. 80-х гг. XVII в. перешел в Чудов мон-рь. Возможно, под рук. Сильвестра К. изучил латынь и польск. язык. В 1680-1681 гг. он также учил греч. язык (24 сент. 1680 и 20 нояб. 1681 он получал деньги за изучение греч. языка «и для ево скудости»). 4 марта 1682 г. К. был назначен справщиком на Печатном дворе. В нач. 80-х гг. патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) обратил внимание на К. В июне 1681 г. К. передал патриарху подготовленное Сильвестром обличение труда приехавшего в Москву кальвиниста Я.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

Воронежская и Борисоглебская епархия 16 серпня 2011 р. 13:40 Епархия сегодня До середины XVIII века территория, занимаемая Воронежской губернией, в церковных делах подчинена была Рязанской и Белгородской епархиям. Сто лет спустя со времени основания города Воронежа учреждена была самостоятельная Воронежская епархия. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий — Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения новой епархии в Воронеже подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг. По указу царя Феодора Алексеевича и по благословению Патриарха Иоакима 27 ноября 1681 года на новообразованную кафедру был избран игумен Макарьевского Унженского монастыря Митрофан, прославленный в дальнейшем в лике святых. 2 апреля 1682 года Патриарх Иоаким возглавил его хиротонию. Первоначально в состав Воронежской епархии вошли города: Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (входившие ранее в состав Рязанской епархии); Урыв, Коротояк и Землянск (Белгородская епархия). После завоевания в 1696 году Азова, границы Воронежской епархии расширились в южном направлении до Азовского моря и на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (ныне г. Павловск Воронежской области). По личному распоряжению Петра I, в 1699 году к ней были присоединены города, ранее относившиеся к Рязанской епархии: Усмань, Демшинск, Белоколодск и сел. Мокрый Боерак. Впоследствии епархия расширялась путем присоединения территорий Белгородской епархии (в 1699 году — г. Острогожск); в 1718-1720 гг. — земли по рекам Дон и Хопёр; в 1720 году присоединена часть земель Рязанской епархии, а после 1749 года — Тамбовской и других окрестных епархий. В 1684-1692 гг. трудами святителя Митрофана в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построено значительное число приходских храмов. По указу епископа Воронежского Феофилакта (Губанова) 31 мая 1745 года была учреждена Воронежская духовная семинария — старейшее учебное заведение Воронежского края. Епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов), будучи человеком образованным и радеющим о науках, за недолгое время своего управления епархией значительно укрепил и расширил деятельность семинарии. Он лично руководил духовной школой, вкладывал значительные средства в ее развитие: выписал учителей из Киева и Харькова, начал создавать библиотеку, которая впоследствии стала одной из лучших среди духовных учебных заведений России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрофан, святитель, епископ Воронежский (Михаил, в схиме Макарий) († 1703; память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря, 4/17 сентября, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых и 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых) Родился 6 ноября 1623 года от благочестивых родителей, по свидетельству самого святителя. До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском, расположенном недалеко от города Шуи. Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом. В 1663 году, овдовев, принял монашество в Золотниковской Успенской пустыни Суздальского уезда. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил ее на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребенным. Однако богоугодная жизнь Митрофана не могла быть скрыта от окружающих. Братия Яхромского Косминского монастыря в июне 1665 года избрала его своим игуменом. Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители. В 1675 году Митрофан был переведен игуменом Макариева Желтоводского монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Здесь он построил теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и украсил его церковной утварью и иконами. Освящена новая церковь в 1680 году. Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения. На Соборе 1681–1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра – Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан. 2 апреля 1682 года патриарх Иоаким († 1690) и 16 иерархов хиротонисали его во епископа Воронежского. После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За этот период ему пришлось участвовать в погребении скончавшегося царя Федора Алексеевича и в венчании на царство юных государей Ивана и Петра. В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Трудный путь предстояло пройти ему в этой епархии. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА (Тотемский) († 1704, Коломна), архиеп. Коломенский и Каширский (1681-1704). Происходил из купеческого рода г. Тотьмы ( Волков. С. 10). Иных сведений о происхождении, мирском имени и ранних этапах биографии Н. нет. 21 июня 1661 г. Н. был назначен архимандритом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , весной 1663 г. вместе с архиеп. Вологодским и Белозерским свт. Маркеллом был вызван в Москву на церковный Собор. 19 авг. 1664 г. по неизвестным причинам уволен с этого поста. 27 апр. 1666 г. стал архимандритом Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря , а 26 дек. 1667 г. вновь назначен архимандритом Кирилло-Белозерского мон-ря. О месте пребывания Н. в кон. 1664 - нач. 1666 г. сведений нет. Возможно, поводом для временного перевода Н. из Кирилло-Белозерской обители стал внутримонастырский конфликт. Об этом косвенно свидетельствует царская грамота от 22 апр. 1668 г., к-рая предписывает все дела, касающиеся духовного чина - «меж попов, и старцев, и клирошан, и церковных причетников», а также назначения старцев «в службы», «выбирать архимариту Никите со всеми вами (соборными старцами.- И. У.), вопче, безо всякого прекословия и ненависти» (ААЭ. Т. 4. 163. С. 216-217). В игуменство Н. в Кирилло-Белозерском мон-ре велось строительство 2-го кольца каменных укреплений - «Нового города» с башнями до 6-7 этажей в высоту (завершено в 1682). Архимандрит заботился и о вотчинных владениях монастыря. 25 марта 1675 г. Н. получил царскую жалованную тарханную грамоту «на езы» в р. Шексне и рыбные ловли в Белом и др. озерах Белозерского у. (см.: Кириллов: Краевед. альманах. 2001. Вып. 4. С. 321-331). При игуменстве Н. Кирилло-Белозерский монастырь продолжал оставаться местом ссылки. В 1666-1681 гг. здесь под надзором Н. пребывал бывш. патриарх Никон (Минов) , к-рый до 1676 г. находился в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . Н. был духовным отцом Никона.

http://pravenc.ru/text/2565394.html

Список с грамоты настольной Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому о избрании и рукоположении его на степень архиерейства. – Сентябрь 1693 г. (Из «Российских духовных» дел Моск. арх. мин. иностр. дел – Кар. 9). Настольная грамота, данная Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому (от сент. 1693 года) сообщает несколько интересных данных, касающихся церковной истории конца XVII века. Из неё оказывается, что по желанию и прошению благочестивейшего великого государя царя Теодора Алексеевича степени архиерейской в 7189 году (1680–1681) из нижних были подвышены и, между прочим, тогда же было решено вятской епископии быть архиепископиею, так как г. Вятка и Великая Перм – „многонародный суть“, и по благословению патриарха Иоакима вятский епископ Иона еще в 7190 году (1681–1682) „восповествовался архиепископом вятским и великопермским“. В этой настольной грамоте патриарха Адриана архиепископу Ионе подробно излагаются права и обязанности как пастыря, так и паствы. Список з грамоты по сему переводу, дана настольная грамота Ионе архиепископу Вятскому и Великоперскому. Владыка и вседержавный творец небесных и земных и новоизраильтов монарха – Иисус Христос Бог человеколюбивый, благоволением Бога Отца и содейством Бога всесвятаго Духа, вручив нашей мерности восточной православной веры церкве католической полноту христиан во всем обладании российского царствия, яко корабль мирную ладью да стижем, особнейший о ней промысл и пред закониями поданными из начала ту возспасаем; и благоволи убо указ сей в страсе к нему любленый нашей мерности сотворити, – по Петру верховнейшему апостолов верху–паствовать нам повелев вернейшую паству сицевыми глаголы: аще любишимя, паси овцы моя, их же драгою ценою животворивой крове своей искупи от клятвы законной. О ней же мерность наша, по завещанию его, паче всего пред делательнейшее и притщательньшее иметь попечение, присно же прирадетельствуя всюду насмотрствует, да соблюдается его мощию добрейшая паства нам вверенная всякой напасти же и озлобления вышши и ниже коему либо вреду или нищетв да подстает, яко сам всеблагий Бог чрез (богоглаголива) Иезекииля пророка вещаний (иметь из рук пастырей овец своих взыскивати): овец моих из рук взыщу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Троицкое. Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь расположен в долине р. Селенги на её левом берегу, в с. Троицкое. Основан по указу от 1681 г. царя Фёдора Алексеевича (1661-1682), направившего в Сибирские Дауды, на Селенгу, миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием для выбора места за Байкалом и основания обители и храма во имя Пресвятые Троицы. Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в присоединённом к Российскому государству крае. В нём находилась Даурская духовная миссия. В центре монастыря в 1785 году построена Троицкая церковь на средства майора Карпова. В 1891 г. в монастыре побывал цесаревич Николай (1868-1918). Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь, по архивным сведениям, возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник – иеромонах Макарий и с ними 10 монахов. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца. В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница. С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные. 26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. В настоящее время братия обители состоит из четырёх монахов (два иеромонаха, два иеродиакона) и пятерых послушников. Здесь постоянно проживают по уставу монастыря от 15 до 20 трудников. Налаживается монастырская жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=16768

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010