Когда этот перевод был сделан – сказать трудно, но несомненно, что он существовал еще в первой половине XVI века. Греческий текст его был напечатан впервые в Париже Фредериком Морелем (Morel) в 1584 г., затем в Базеле Бернардом Дамке в 1633 г., далее в Париже же Иоаном Парадисом в 1637г., в Геттинген Юстом фон-Дансельдом в 1674 г., Ансельмом Бандури в 1711г. 8 и, наконец, аббатом Минем в его: «Partologiae cursus completes. Series graeca». Было несколько и древнерусских переводных изданий этого Тестамента: Спиридона Соболя 1638, затем 1660, 1680 и около 1680 годов, Киево-Печерской лавры 1680 г. и два петербургских издания 1718 года; существует перевод этого памятника и на белорусском наречии. «Имей страх Божий в сердце и сохрани веру христианскую греческого закона чистой и непоколебимой и соблюди царство твое чисто и непорочно, такое же как принял его от Бога, и люби правду и милость и суд правый, и к послушным милостивое, ко святой же и соборной церкви и ко всем святым церквам имей веру и страх Божий и воздавай честь, потому что в ней, царю, второе порожен есть от святые купели духовным святым порожением, и ко святым честным монастырям великую веру держи по данной тебе от Бога царской власти, к нашему смирению и ко всем своим огомольцем о стем. Душе, царское свое духовное повиновение, по Христову евангельскому слову, ко святым своим ученикам и апостолам говорящий: слушающий Вас меня слушает, а отрекающийся вас, меня отрекается; отрекающийся меня, отрекается от пославшего меня. Поэтому видящие, сколько кто честь воздает святителю, и та честь самому Хоу восходит, от него и мзду примут сторицею; братию же свою по плоти, о богочтивый и боголюбивый царь люби и почитай по царскому своему союзу, по божественному апостолу: любящий, говорит, брата своего в Боге прибывает, и Бог в нем. Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству, ко всем же князьям и детям князей и бояр, и ко всему христолюбивому воинству будь доступен и милостив и приветен по царскому своему сану и чину, всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение имей о них от всего сердца, за обиженных стой царски и мужественно, не попуская и не давай обидеть не по суду и не по правде.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Царь женился на Грушецкой в июле 1680 года, а Милославскому запретил являться ко двору, и хотя молодая царица по великодушию своему выпросила ему прощение, однако он потерял с этих пор всякое влияние. Языков с 1678 года называется постельничим думным, в 1680 государь пожаловал его из постельничих думных в окольничие и указал быть ему в оружейничих; в тот же день на место Языкова в постельничие пожалован был Лихачев. В конце царствования Языков был пожалован в бояре. Таким образом, самыми близкими к царю, самыми влиятельными на дела правления явились люди новые, молодые, Языков и Лихачев. Но подле них, если не в такой близости, однако с сильным влиянием на дела, видим человека одного из самых стародавних родов, еще молодого по летам, боярина князя Василья Васильевича Голицына, не одним именем и отчеством напоминавшего знаменитого предка своего, слывшего столпом в Смутное время. Бесспорно, что Голицын был представительнее и способнее всех бояр описываемого времени; к этому присоединял он еще далеко не общее всем тогда образование, дававшее ему известную широту взгляда, уменье покончить с вредною стариною, хотя бы эта старина была для него выгоднее, чем для других. Итак, говоря о правительственной деятельности Феодора Алексеевича, царя очень молодого и болезненного, мы обязаны постоянно иметь в виду людей, его окружавших, сначала Милославских, потом, особенно с 1680 года, Языкова, Лихачева и Голицына, хотя, разумеется, по недостатку подробных известий мы не можем определить долю каждого из них в правительственной деятельности. Новый государь в марте месяце отправил в Чигирин стольника Деремонтова с грамотою к Дорошенку. Но стольник скоро возвратился и объявил, что гетман Самойлович не пустил его из Батурина в Чигирин. Для объяснения своего поступка Самойлович писал государю, что Дорошенко вовсе не думает исполнять требований, заявленных покойным царем, лукавит по-прежнему; притом посылка Деремонтова показывает, что государь переменил прежнее решение, потому что указом царя Алексея все переговоры с Дорошенком поручены боярину князю Гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

На вид главнейшим был боярин и оружничий Иван Максимович Языков. Служивший с 1671 г. в Судном дворцовом приказе, он при восшествии Федора Алексеевича на престол пожалован был в постельничие (затем в думные постельничие). Новый думный чиновник возглавил Царскую мастерскую палату вместе со стряпчим Михаилом Тимофеевичем Лихачевым, родным братом государева доверенного постельничего Алексея Тимофеевича Лихачева. В августе 1680 .г., получив чин окольничего, И. М. Языков стал руководить Оружейной, Золотой и Серебряной палатами, оставив Царскую мастерскую палату братьям Лихачевым. С февраля 1681 г. еще один Языков — Павел Петрович— возглавил дворцовый Казенный приказ, в начале 1682 г. перешедший в ведение М. Т. Лихачева. А еще один Лихачев — Иван Афанасьевич — заступил судьей в Большой дворец. Рачительный хозяин Федор Алексеевич, любивший " художества " " и лично следивший за работой своих мастеров, особенно сблизился с распорядительными администраторами, на лету ловившими его мысли и щедрыми на разные усовершенствования. В начале 1682 г. Языков был уже боярином, Лихачевы же, хоть и не имели думных чинов, реально оказались ближайшими друзьями и комнатными советниками государя. Со стороны выглядело так, что именно Языковы с Лихачевыми сокрушили власть Милославских (родичей царя Федора по матери) и Хитрово (господствовавших в дворцовом ведомстве). Именно с их помощью государь, без всякого смотра невест и вопреки яростному противодействию своего дяди И. М. Милославского, женился в 1680 г. на полюбившейся ему девице Агафье Симеоновне Грушецкой. Бедная царица, родив летом 1681 г. царевича Илью, вместе с младенцем померла. Как было не увериться, что именно Языковы и Лихачевы " положили жестокую бразду " кланам Милославских и Хитрово, почти изгнав их из дворца, когда 15 февраля 1682 г. Федор Алексеевич чуть не тайком, без обычного чина и при запертом Кремле, женился вторично — на Марфе Матвеевне Апраксиной, дочери дворянина незнатного, зато свойственника И. М. Языкова?! На деле все было сложнее, чем рассказывает легенда. Даже простодушный Долгоруков подозревал, что Языковы, Лихачевы и Апраксины были лишь " сильным орудием " более могущественных лиц светского и духовного звания. Дворцовое ведомство досталось временщикам после кончины их покровителя Б. М. Хитрово в 1680 г. Также и громкая ссора царя с Милославским по поводу свадьбы с Грушецкой, сопровождавшаяся непечатными выражениями боярина и спусканием его с лестницы, не привела непосредственно к падению родного государева дяди.

http://sedmitza.ru/lib/text/443322/

Водяной знак герб Амстердама представлен двумя разновидностями: 1) корона с наметом, щитодержатели в профиль: 2) герб с овальным щитом, корона без намета, щитодержатели в фас. Внутри первой разновидности выделяются три варианта знака: 1) герб Амстердама, с литерным сопровождением «PB» – идент. Диан.. Кост. 157–1678 [в трех тетрадях: 8. 16 (125–126, 130), 68; идентичный знак есть также на бумаге списка В (1678)]; 2) герб Амстердама, без литер – идент. Диан., Кост. 158 – 1678–1680 [на вклеенном л. 279 (челобитная) и в четырех тетрадях: 55–57 (филигрань хорошо видна на л. 466, 469), 64; идентичный знак есть также в списке В и «Рифмологионе " ]; 3) герб Амстердама с литерами « ЕР » – близок к Диан., Кост. 159 – 1680 [в четырех тетрадях: 62. 65–67]. Вторая разновидность знака имеет один вариант: герб Амстердама с овальным щитом, контрамаркой – идент. Диан., Кост. 129 – 1678–1680 [на вклеенном л. 444 и в трех тетрадях: 58–59, 63; идентичный знак есть также в «Рифмологионе»)]. Водяные знаки герб-перевязь и двуглавый орел представлены каждый одной разновидностью. Герб-перевязь с тройной косой полосой, под лилией, под щитом на стержне лигатура « WR » – идент. Диан., Кост. 1068 – 1675 двойном л. 305, 308 и в тетради 10 ]. Двуглавый орел под короной, на тулове рог изобилия – идент. Диан., Кост. 1027 – 1670 [в 20 тетрадях: 31–33, 39–53, 60–61; идентичный знак встречается также на бумаге в рукописи «Венца веры» (1670) Симеона 30 , в списке В и «Рифмологионе " ]. Для наглядности приводим роспись листов по тетрадям с указанием филиграней. Начальная тетрадь с текстом «Предисловия», не входящая в счет тетрадей, пронумерованных Симеоном, содержит листы I . 1–3; на листе, пронумерованном римской цифрой I филигрань: голова шута, на воротнике 5 зубцов – вариант Диан., Кост. 397 – 1678 (тот же знак – в тетради 54). Номера тетрадей и листов Описание филиграни Определение филиграни Г олова шута, на воротнике 7 зубцов, контрамарка «PL» вариант Диан., Кост. 455а (контрамарка отсутствует) – 1673–1676

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Арки светового барабана несут ряды сегментов, составивших ячейки купола. Ячейки, стремительно уменьшающиеся в размерах по вертикали, подчеркивают движение вверх, в бесконечность. Каждая пологая дуга сегмента соединяет середины 2 нижних, в результате шестикратного повтора этого соединения образовались 36 дугообразных ребер в виде шести 6-угольников, 3 из которых повернуты на 30° относительно 3 других. Свет, льющийся из небольших окон, вписанных между ребрами, лишает всю конструкцию материальности, делая ее фигурой, принадлежащей чистой геометрии. Однако рациональная геометрия, лежащая в основании этих беспрецедентных по устройству куполов, приводит к иррациональному эффекту бесконечного движения к трансцендентному, расширению пространства за пределы его физических границ. В основе плана принадлежащей театинцам ц. Сан-Лоренцо в Турине (1668-1680) лежит восьмиугольник с вогнутыми внутрь сторонами. По главной оси расположен вытянутый в перпендикулярном направлении овальный пресвитерий. Два купола, в к-рых ребра образуют разные геометрические фигуры, противопоставлены друг другу в рамках перетекающих пространств. В ц. Иммаколата-Кончеционе в Турине (1673-1697) Гварини воплощает план, разработанный ранее для ц. Санта-Мария-да-Дивина-Провиденсия в Лиссабоне (проект 1653, строилась с 1698, разрушена в 1755). Ее вытянутое по оси «вход-главный алтарь» пространство является чредой центрических пространственных ячеек, первая и последняя из которых круглые в плане, план центральной же напоминает шестиугольник. Их взаимное расположение заключает и противопоставление, и эффект перетекания одного пространства в другое. Формы волнообразного фасада, подобно тому как это представлено в ц. Сан-Карло Борромини, подчиняются тому же динамическому импульсу, что и внутреннее пространство церкви. Купол ц. Сан-Лоренцо в Турине. 1668–1680 гг. Купол ц. Сан-Лоренцо в Турине. 1668–1680 гг. К 1714 г., когда в Турин прибыл Юварра, там работали Микеланджело Гарове, Джанджакомо Плантери и Франческо Галло.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Комету 1680 года обвиняют в том, что она была некогда причиною всемирного потопа; но это клевета, в которой очень легко оправдать ее. Галлей вычислил периодический ход этой кометы, полагая его в 575 лет, так что она являлась в 1106, 530 и 44 годах до нашей эры. Появления ее доказаны неопровержимыми историческими памятниками, и в этом отношении летописи Китая совершенно согласны с нашими; но восходя постепенно чрез 575 лет, никак нельзя дойти до потопа, случившегося 1656 лет по сотворении мира. Кроме того, с самого появления своего эта комета никогда не заслуживала никакого упрека: ее нельзя обвинять ни в чуме, ни в эпидемии, ни в смерти какого-нибудь государя или папы, ни в пожарах, ни в потопе. Следовательно, должно полагать, что она всегда имела тот же характер и при появлении своем в 2255 году также не будет причиною никаких бедствий. Не умолчим, однако же, о следующем обстоятельстве. По сделанным вычислениям, 11 ноября 1680 года комета, стремясь к солнцу, прошла так близко от нашего орбита, что отстояла от него только на полдиаметра солнечного, то есть около ста тысяч лиг. Если бы Земля находилась тогда в точке своего орбита, ближайшей к комете, то нет сомнения, что наша планета была бы втянута в колонны паров, образующих ее хвост огромнейшей величины: в таком случае, что могло бы произойти из этого столкновения. Признаюсь, трудно отвечать на такой вопрос; но мне кажется, есть более вероятности думать, что мы можем избежать этой ужасной встречи; при том же, есть столько более действительных и близких к нам причин смерти и бедствий, что мы, кажется, можем преспокойно спать, предоставя нашим потомкам заботиться о комете 2255 года. Кто знает, может быть, со временем кометы обогатят земной шар новым спутником. Лаланд нашел восемь комет, которые могли приблизиться к Земле гораздо ближе, нежели комета 1680 года. Очень возможно, что одна из этих комет, гоняясь за счастием во Вселенной, пристанет к нашей планете и будет разделять с луною честь освещать нас во время ночи? Для этого необходимо ей быть меньшего размера, нежели Земля, ибо в противном случае Земля сама сделается спутницею ея, что довольно унизительно для нашей планеты. Земля, без всякого сомнения, претерпела уже великие перевороты, и, вероятно, что еще большие ожидают ее. Но когда это будет, каким образом и от каких причин? Вот что трудно знать. Все видимое нами на Земле имеет свое начало, середину и конец. Нигде нет уничтожения, но во всем видно одно только изменение. Кедр Ливанский падает, когда наступает час его падения. Почему же этим мирам, удивляющим нас своим величием, числом и блеском, не следовать тем же законам? Вид неба поражает нас и помрачает наше слабое воображение. Но для Творца Вселенной эти солнцы не более, как свечи, освещающие наши комнаты .

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Преемник Савинова, духовник царя Федора Алексеевича, протопоп Никита Васильевич II, по примеру своего предшественника также предъявлял, хотя не без ведома казначея, требования о выдаче ему с казенного двора тех или других нужных ему товаров по своим запискам. Так, напр., 12 января 1680 г. последовала от него такого рода собственноручно писанная записка: «Надобно на двор к Благовещенскому протопопу, великаго государя духовнику Никите – два киндяка – один темнозеленый, другой осиновый. Протопоп Никита», или еще: «Надобно мне Благовещенскому протопопу, великаго государя духовнику Никите, 3 арш. дорогов темнозеленых да вишневых». На оборотной стороне первой из сих записок было написано: «По сей росписке, отпущено протопопа Никиты Васильевича человеку Сергушке Филиппову 2 киндяка» 1544 . Но число таких записок протопопа Никиты Васильевича было очень незначительно, и почти все они ограничиваются требованием товаров недорогих. Что касается до более ценных подарков, состоявших из разного рода одежды, то протопоп Никита и его дети и родственники получали их не иначе, как или по челобитной самого протопопа, или же по именному указу царя. Так, напр., 5 апреля 1079 г., по челобитной Никиты, дана была ему юфть сафьянная лазоревая и сделан был охабень 1545 . В сентябре 1680 г. сделан был протопопу Никите кафтан из сукна аглинского темнозеленого, на заячьем исподе, с пухом и пуговицами, шапка соболья, 2 рукавиц суконных на песцовых исподах, опушенных бобровыми лобочинами, да четверо штанов из сукна аглинского и кармазину 1546 . В июле 1681 г., по именному указу царя, Никите был сделан исподний атласный таусинный кафтан и шапка бархатная с пухом 1547 , а июля 31 – по памяти царицы Марфы Матвеевны был сделан ему же кафтан – верх тафтяной, а испод белый хрептовый с пухом и с шелковыми пуговицами 1548 . По ходатайству Никиты Васильевича, давались подарки от царя как платьем, так и товарами не только его родственникам, но и служившим у него лицам 1549 . Не забыты были милостью царскою и работницы протопопа Никиты 1550 «жонки и девки в числе 29 человек», которым в 1680 г. дано было с казенного двора, по указу царя, 29 киндяков широких разных цветов по 26 алт. по 4 д., да 29 сафьянов, по 10 алтын каждый 1551 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Время составления Симеоном привилегии должно относить не иначе, как к 1680-м году. Несомненно, что мысль об учреждении проектируемого в ней высшего училища возникла позднее открытия в Москве типографской греческой школы; а 25-го августа 1680-го года Симеон Полоцкий уже умер. Кроме того, в черновом списке привилегии, поднесенной царевне Софье, находится следующая помета, сделанная рукою Сильвестра Медведева: 7190–1680; при этом Новиков прибавил от себя: 1682, соответственно 7190-му году. Если ученый издатель пожелал здесь исправить ошибку Медведева против простого вычитания, то, по-видимому, сделал это совершенно напрасно. Можно полагать, что выставленный Медведевым 7190 (1682) год означает здесь просто время переписывания им этой привилегии для представления ее государю, после смерти Симеона; тогда как 1680 год указывает, именно, на время написания того чернового подлинника ее, с которого производилось это списывание, или, что то же, на время составления привилегии Симеоном 382 . Обращая внимание на самое содержание привилегии, следует заметить прежде всего, что она вовсе не представляет собою полной программы учреждаемого ею училища со всеми подробностями его практической обстановки. Для этой последней цели должен был последовать, в дополнение к ней, особый академический устав, на который и делаются в ней неоднократные ссылки. Так, в правилах о блюстителе училища и об учителях здесь сказано, например, что они должны творить крестное целование по чину, «иже от нас, великаго Государя, с советом святейшаго патриарха постановлен и утвержден имать быти во уставе Акадимиском» 383 . Тоже самое говорится здесь и о суде по религиозным вопросам, который должен совершать «блюститель со учительми во училище и по Акадимицкому чину» 384 . А в заключении привилегии выражено следующее постановление: «посему нашему Царскому вышеизъясненному благоволению, со всеми вечными надании при совершенном и полном чине Акадимии, – иже от нас Великаго Государя, с советом светейшего патриарха, по закону святыя восточныя православно-кафолическия нашея церкви востановится и утвердится, – от ныне во вся последующие веки быти непременно» 385 . Словом, написанная Симеоном привилегия заключает в себе лишь общее начертание предполагаемого училища, имеющее вид жалованной царской грамоты, каковою она здесь прямо и называется 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Можно задаться вопросом − как относились московские адресаты митр. Дмитрия к евхаристическим спорам 1680-х гг.? Непосредственное участие в полемике принимал лишь Карион Истомин, поддержавший «грекофилов» в споре о Св. Дарах, однако при этом современник счёл возможным охарактеризовать Кариона как «пёстрого» за желание придерживаться компромиссного решения по ряду вопросов 517 . Фёдор Поликарпов, как один из лучших учеников Богоявленской школы, переводил на русский язык с греческого текст «Акоса» Лихудов 518 . Иеромонах Феолог же принял постриг только в 1694 г. да и то далеко от Москвы: никаких сведений о его участии в евхаристических спорах в 1680-х гг. нет. В первой главе нашего исследования было наглядно показано, что благоприятное отношение к киевской учёности в Великороссии становится всё сильнее во второй четверти XVII в. Киевляне – вернее, их богословские суждения − оказывают влияние в той или иной степени на все стороны церковной жизни, начиная от воззрений старообрядческих вождей до текстов придворных проповедей. Однако в ходе евхаристических споров 1680-х гг. могилянские богословы подверглись суровой критике Москвы за свои «латинские» взгляды, а на соборе 1690 г. значительная часть богословских трудов могилянской традиции была осуждена как содержащая еретические учения. В историографии распространено представление о том, что в это время столкнулись две интеллектуальных традиции – московская, основанная на идеях восточной патристики и киевская, испытавшая на себе влияние католической схоластики. При этом главной отличительной чертой киевского богословия представляется его стремление к рационализации и преимущественное использование силлогизмов в качестве метода познания 519 . Между тем, как уже было показано выше, причина, по которой сторонники Сильвестра Медведева придерживались взгляда на пресуществления лишь «Господними словесами» была вовсе не любовь к рациональным умозаключениям, а, скорее, приверженность к традиции. Если «латинствующие» и применяли шире всевозможные «косвенные» методы полемики, то это было обусловлено не их принципиальной приверженностью к силлогическому доказательству догматов, а банальной нехваткой традиционной святоотеческой аргументации.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В ноябре того же 1679 года уничтожилось некогда важное звание губных старост и целовальников. Повсеместно велено было сломать губные избы, и все уголовные дела передавались ведению воевод; вместе с тем уничтожались разные мелкие подати на содержание губных изб, тюрем, сторожей, палачей, издержка на бумагу, чернила, дрова и пр. Тогда же были уничтожены особые сыщики, присылаемые из Москвы по уголовным делам, сборщики, также приезжавшие из Москвы, горододельцы и приказчики разных наименований: ямские, пушкарские, засечные, осадные, у житниц головы и пр. Все их обязанности сосредоточивались в руках воевод. Правительство, вероятно, имело целью упростить управление и избавить народ от содержания многих должностных лиц. В марте 1680 года предпринято было межевание вотчиных и помещичьих земель - важное предприятие, которое вызывалось желанием прекратить споры по поводу рубежей, доходившие очень часто до драк между крестьянами споривших сторон, а иногда и до смертоубийства. Всем помещикам и вотчинникам предписано объявить о числе имеющихся у них крестьянских дворов. Относительно самих крестьян не было сделано важных изменений в законодательстве, но из дел того времени видно, что крестьяне почти уже окончательно сравнялись с холопами по своему положению, хотя все-таки юридически отличались от последних тем, что в крестьяне поступали по судной, а в холопы по кабальной записи. Тем не менее, владелец не только брал своих крестьян в дворовые, но даже бывали случаи, когда продавал вотчинных крестьян без земли. Летом 1680 года царь Федор Алексеевич увидел на крестном ходе девицу, которая ему понравилась. Он поручил Языкову узнать: кто она, и Языков сообщил ему, что она дочь Семена Федоровича Грушецкого, по имени Агафья. Царь, не нарушая дедовских обычаев, приказал созвать толпу девиц и выбрал из них Агафью. Боярин Милославский пытался расстроить этот брак, чернил царскую невесту, но не достиг цели и сам потерял влияние при дворе. 18 июля 1680 года царь сочетался с нею браком. Новая царица была незнатного рода и, как говорят, по происхождению полька. При дворе московском стали входить польские обычаи, начали носить кунтуши, стричь волосы по-польски и учиться польскому языку. Сам царь, воспитанный Симеоном Ситияновичем, знал по-польски и читал польские книги. Языков после царского брака получил сан окольничьего, а Лихачев заступил его место в звании постельничьего. Кроме того, приблизился к царю и молодой князь Василий Васильевич Голицын, впоследствии игравший важнейшую роль в Московском государстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/435678/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010